Семейные ценности. "Моя семья - мое богатство"
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы наглядно иллюстрирует статистика - 50% российских детей находятся в зоне риска. Предлагаемое мероприятие не требует длительной подготовки. Воспитатель организовывает общение, комментирует реплики детей. Разнообразные методы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание детей на протяжение всего мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tsennosti.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКООУ Павловский санаторный детский дом
Воспитательское занятие
« МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
По программе социального воспитания и образования детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома
«Уроки жизни».
Модуль «Семья».
Старший школьный возраст
Выполнила воспитатель 5 группы:
Терешина О. Л.
2011 год
Цели:
1)содействовать расширению знаний воспитанников о семье, о нравственных нормах и морали;
2) формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
3)способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
форма проведения: час общения.
Оформление: на доске написать задания для групп (незаконченные предложения):
- Идеальные родители - это...
- Идеальные дети-это...
- Идеальная семья - это...
План занятия:
- Вступительное слово.
- Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм».
- Проблемная ситуация «Гадкий ребенок».
- Воспитывающие ситуации.
- Работа в группах. Незаконченные предложения.
- Заключительное слово.
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход занятия
I. Вступительное слово
Воспитатель. Сегодняшний занятие - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.
(Пауза.)
Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинает создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается когда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью? (Пьянство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т. п.)
Воспитатель. Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.
II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»
Воспитатель. 0Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?
Примерные ответы детей:
- Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.
- Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».
- Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные - ничто.
- Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.
Воспитатель.. Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (читает): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».
Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?
Примерные ответы детей:
- Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.
- Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя.
- Эгоистам друзья не нужны.
- Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эгоист на это не способен.
- Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.
- Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.
- Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.
Воспитатель. К счастью, нас окружают только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?
Примерные ответы детей:
- Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других.
- Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.
- Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.
- Это люди с отклонениями, им все по барабану.
- Это верующие люди, монахи, старцы.
- Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.
- Они все прощают, не помнят обид.
Воспитатель.. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».
Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.)
Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.
III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок»
Воспитатель.. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сыном. Мама озабоченно говорит:
- Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки, да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: 'Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!" Как жить, ума не приложу!»
Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?
(Дети отвечают.)
Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан.
Примерные ответы детей:
- Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем- недосыпала ночами, кормила, лечила.
- Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не нуждается в материнской заботе.
- Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.
- Обязан уважать маму, беречь ее.
- По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.
- Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.
Воспитатель.. Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?
Примерные ответы детей:
- Может быть, и вырастет, только ему придется много горя хлебнуть.
- Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит прощения у мамы.
- Вырастет, просто у него переходный возраст.
- Вырастет, если перестанет быть эгоистом.
Воспитатель.
А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и останется гадким ребенком.
IV. Воспитывающие ситуации
Воспитатель. Мы живем среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)
На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?
Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных в себе ребят.
(Семь учеников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.) Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски. Вопросы есть? Начинаем.
...Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...
(Воспитатель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)
№ 1. «Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».)
(Здесь и далее при корректном ответе класс поднимает руки, ученик садится.)
№ 2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!» («Хорошо. Давай продену!»)
№ 3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». («Хорошо. Поеду!»)
№ 4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». («Хорошо. Давай подпишу!»)
№ 5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)
№ б. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - попросила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)
№ 7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)
Да-а-а! Будем считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка и железные нервы. Но все прошли испытания!
(Или: кто не прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный ответ - «мне».)
Ну теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.
V. Работа в группах. Незаконченные предложения
Воспитатель.. Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа - составит портрет идеальных родителей.
Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.
Третья группа - составит портрет идеальной семьи.
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):
Идеальные родители - это...
Идеальные дети - это...
Идеальная семья - это...
На выполнение задания дается 3 минуты.
(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты ответов.)
Послушаем, что же у нас получилось.
(Воспитатель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)
Примерные ответы детей:
Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.
Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с плохими мальчиками и девочками и т. п.
Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т. п.
Воспитатель.. Ну, что ж, слово «идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.
- Заключительное слово
Воспитатель.. Наше общение подходит к концу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.
- Подведение итогов (рефлексия)
Воспитатель. Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили?
Примерные ответы детей:
- Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.
- Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.
- Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.
- Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.
- Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.
- Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»
Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообщество кровно близких люд...
классный час "Семья. Семейные ценности".
Целью этого классного часа является формирование у детей представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое о...
Статья по теме "Семья. Семейные ценности.Семейные реликвии" (для классного часа).
Тема семьи всегда была и будет важной для детей из неблагополучных семей....
Всероссийский день семьи, любви и верности Своя игра на тему «Семья и семейные ценности»
1. Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.2. Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание забо...
Разговор о важном. "Крепка семья - крепка Россия. Семья и семейные ценности"
Формирование представления детей о семье как части общества....