Основы психологии
рабочая программа (психология, 11 класс) на тему
Учебная программа «Основы психологии» разработана для учащихся старших классов общеобразовательной школы. Данный курс может преподаваться как элективный в
рамках социально-психологического, социально-
экономического, педагогического профилей. Для педагогов-
психологов, учителей психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_psihologii.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации г. Березовского
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Основы психологии
Учебная программа элективного курса
для учащихся 10-11 классов
в рамках социально-экономического профиля
Составитель: Левина О.Е.,
учитель психологии
Березовский
2005
Составитель: О.Е. Левина, учитель психологии
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Березовского
Основы психологии: Учебная программа для учащихся 10-11
классов/ Сост. О.Е. Левина [Текст]/ О.Е. Левина. – Березовский:
Ред.-изд. центр «Первая школа», 2005. – 21с.
Учебная программа «Основы психологии» разработана для учащихся старших классов общеобразовательной школы. Данный курс может преподаваться как элективный в
рамках социально-психологического, социально-
экономического, педагогического профилей. Для педагогов-
психологов, учителей психологии.
© О.Е. Левина, 2005г.
© Ред.-изд. центр «Первая школа», 2005г.
2
Пояснительная записка.
Актуальность разработки курса. Введение в программу учебных занятий в старших классах курса «Основы психологии» позволяет решить ряд актуальных вопросов образования, к числу которых относятся проблемы формирования субъектных качеств учащихся, развитие активного, осознанного отношения к собственной деятельности, общению и личности. В то же время курс удовлетворяет не только потребность общества в модернизации содержания образования, но и потребности растущей личности в психологическом знании. В силу возрастных особенностей старшеклассников высок их интерес к информации, способствующей социальной адаптации, профессиональной ориентации, самопомощи в ситуации кризиса. Содержание курса «Основы психологии» учитывает запросы старшеклассников, выявляемые в ходе изучения их интересов, и предполагает обогащение их социального опыта, развитие субъектных качеств.
Курс «Основы психологии» тесно связан с такими дисциплинами, как биология, обществознание, история, мировая художественная культура, литература, интегрируя ряд учебных предметов в смысловом поле социального знания и давая возможность учащимся старших классов сформировать целостное представление о человеческой личности, деятельности и общении.
3
В связи с отсутствием Государственного образовательного стандарта по психологии данная программа разработана на основе программы «Психология личности и межличностных отношений» (15) и программы «Психология» (16). Сохраняя логику организации материала (от изучения личности к изучению межличностных отношений), предложенный курс дополнен информацией о социальном бытии личности (тематические блоки III, IV, V: «Деструктивное поведение», «Общественное сознание», «Психология нации»). Этим достигается формирование более полного представления о жизни личности в мире, у старшеклассников складываются «антиманипулятивные защиты», позволяющие противостоять агрессии, политиканству, шовинизму.
Цель учебного курса – формирование представлений о психологии как науке и о возможностях собственной личности в конструктивном освоении жизни.
Достижение цели предполагается посредством решения следующих образовательных задач:
- ознакомить учащихся с понятийным аппаратом, вопросами развития психологической науки, методами познания психической реальности;
- способствовать личностному развитию учащихся, знакомя с приемами рефлексии, самонаблюдения, принятия решения;
4
- формировать навыки конструктивного общения, обучая техникам обратной связи, ведения контакта, активного слушания и др.;
- вооружить учащихся знаниями о способах «индивидуальной защиты» в условиях угрозы их психическому здоровью;
- активизировать потребность в самоактуализации, осознании уникальности собственного духовного опыта.
Структура курса, обусловленная логикой образовательных задач, включает следующие разделы.
- Психология как наука.
- Психология личности.
- Личность во взаимодействии с обществом.
- Психология группы.
- Общественное сознание.
- Психология нации.
Особенностью курса является его практическая направленность, на уроках постоянно привлекается материал из непосредственного опыта учащихся. Учитель в течение двух лет периодически изучает сферу интересов старшеклассников, выявляет наиболее острые проблемы их жизни. Поэтому содержание курса может варьироваться, в зависимости от конкретной ситуации можно изменять темы рефератов, практических работ.
Программа курса предусматривает следующие формы организации учебного процесса:
5
- лекция, конспект учебного материала;
- эвристическая беседа, диалог;
- сообщение, реферат по изучаемым вопросам;
- выполнение психодиагностических процедур, самоанализ;
- презентация учебно-исследовательских проектов;
- контрольные и самостоятельные работы.
Изучение курса предполагает взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы учащихся. Подготовка к уроку предполагает работу с конспектом лекции, словарем, литературой, указанной преподавателем. Получение итоговой оценки имеет обязательным условием наличие конспектов лекций, подготовку реферата, выполнение самостоятельных (домашних) и практических (классных) работ.
Объем и сроки изучения курса. Программа «Основы психологии» общим объемом 72 часа рассчитана на изучение в течение двух лет в 10 и 11 классах по одному уроку в неделю.
Курс может завершаться экзаменом по выбору учащихся, проходящим в форме собеседования, ответа по билетам, защиты реферата или исследовательской работы.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Выпускники должны
Знать основные психологические термины, распознавать их в различных контекстах и правильно использовать их;
6
Называть изученные психологические явления и их существенные свойства;
Сравнивать изученные психологические явления, т.е. выявлять их отличия от всех и сходство определенного явления с родственными;
Характеризовать изученные явления, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
Объяснять (интерпретировать) изученные психологические явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
Приводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументировать, раскрывать) изученные теоретические положения на соответствующих фактах;
Давать оценку изученных психологических явлений, т.е. высказывать суждения об их уровне, назначении, влиянии на психическую реальность.
Учебно-тематический план.
Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Лекции | Практика | ||
3.1.Концепция А. Адлера 3.2.Поведение. 3.3.Деструктивное поведение. 3.4.Общение.
Всего: | 8 1 1 2 1 3 32 1 2 2 2 2 2 1 2 6 2 5 2 1 2 8 1 5 1 1 10 1 1 4 2 2 1 7 2 5 7 3 4 72 | 3 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 5 1 2 1 1 6 1 3 1 1 7 1 1 3 1 1 3 1 2 4 2 2 40 | 5 1 1 3 14 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 2 2 2 3 1 1 1 1 4 1 3 3 1 2 32 | Аналитическая работа. Интерпретация языка рисунка. Практическая работа. Моя личностная модель Контрольная работа. Язык бессознательного. Практическая работа. Конфликт как пересечение трансакций. Аналитическая работа. Анализ собственной познавательной деятельности. Диагностика собственной личностной направленности. Практическая работа. Коэффициент групповой адаптации. Практическая работа. Как вести себя с деструктивной личностью. Практическая работа. «Антиманипулятивная защита» Практическая работа с прессой. Современный миф. Аналитическая работа. Ментальность русской сказки. 10 |
Содержание учебной программы.
Тема 1. Психология как наука (8 часов)
Психология как наука. Предмет психологии как области научного
10
знания. История становления.
Древнегреческие философы о «психе» - душе. Конец 19 века – время возникновения экспериментальной психологии. Место психологии в системе наук.
Предмет психологии. Психика – внутренний мир человека. Психические процессы, состояния, свойства. Сферы психической жизни. Методы психологии. Метод как инструмент научного познания. Общие и специальные методы. Наблюдение и эксперимент, их специфика, сферы использования. Интервью. Метод тестов. Сущность психологического теста. Сфера применения. Виды. Проблема достоверности получаемой информации. Проективные методики. Рисунок – зеркало внутреннего состояния. Интерпретация рисуночных символов. Отражение в рисунке эмоционального состояния автора. Язык живописи. Графическое пространство и способы распоряжения им. Символика цвета, линии, формы. Рисунок в психотерапии – средство «исцеления души». Принципы работы с неструктурированными материалами. Рисунок пальцами. Техника мерцающих мазков. Рисунок в парах как способ диалога.
Практическая часть.
Практическая работа. Психологический портрет художника. Аналитическая работа с использованием полученных знаний. Рефлексия. Для учителя – контроль формирования мотива.
Психологическая диагностика.
Тест «Несуществующее животное»
11
Тема 2. Психология личности (32 часа)
Человек – индивид – личность. Природное и общественное в человеке. Точки зрения на детерминированность поведения человека. Индивид. Личность как социальное качество человека. Теории личности. Многообразие взглядов на личность в современной психологии. Личностные модели. Модель как способ познания реальности.
Личность в концепции Зигмунда Фрейда. Понятие о психоанализе. «Супер-эго», «эго», «ид» - «этажи» личности. Содержание подсознания. Либидо и мартидо – энергии, определяющие жизненный путь.
Механизмы психологической защиты. Психологическая защита, ее позитивные и негативные функции. Проблема осознания собственных мотивов и чувств в процессе личностного роста.
Типы личности в концепции Карла Густава Юнга. Экстраверсия и интроверсия – векторы внутренней энергии. Понятие архетипа. Архетипы коллективного и индивидуального бессознательного. Язык сновидений. Сновидческие символы как язык индивидуального бессознательного. Изучение его элементов – путь к личностной целостности.
Психосинтез Роберто Ассаджоли. Концепция Ассаджоли. «Высшее Я» как внутренний ресурс личности.
Структура личности в концепции К.К. Платонова. Биологический фундамент личности. Черты личности, обусловленые
12
спецификой деятельности центральной нервной системы. Принципы «работы» нервной клетки. Зависимость реакции от пола, возраста. Темперамент. Познавательная деятельность личности. Ощущение – чувственное познание. Восприятие. Использование законов восприятия в рекламе. Память. Механизмы и виды. Память в учебной деятельности. Проблема улучшения памяти. Диагностика различных видов памяти. Внимание. Виды внимания. Проблема развития внимания. Мышление. Организация мыслительной деятельности личности. Операции мышления. Знак. Символ. Понятие. Асимметрия полушарий головного мозга. Функции полушарий. Воображение и интуиция. Способность к творчеству.
Подструктура опыта. Знания, умения, навыки. Привычки и установки. Позитивное и негативное влияние опыта на практическую деятельность человека. Роль образования в формировании опыта. Компетентностный подход в современном образовании.
Направленность личности. Компоненты личностной направленности, ее влияние на поведение. Изучение собственной личностной направленности как осознание потенциала саморазвития.
Потребность как осознанная нужда в чем-либо. Классификация потребностей в концепции А. Маслоу. Потребность в самоактуализации как вектор личностного развития.
Характер как тип социального поведения.
Эмоционально-волевая сфера личности. Сущность и классификация эмоций. Стресс. Проблема стрессоустойчивости. Агрессия.
13
Механизмы и виды агрессивного поведения. Аутоагрессия и гетероагрессия. Фрустрация. Проблема фрустрационной толерантности в современном мире. Выработка оптимальной модели поведения в ситуации фрустрации. Коэффициент групповой адаптации.
Практическая работа.
Моя личностная модель. Построение собственной модели личности с выявлением наиболее важных сторон и качеств человеческой натуры. Для учителя – возможность диагностики как усвоения материала, так и актуальных представлений старшеклассников.
Анализ собственного темперамента по тесту Айзенка. Изучение личностной направленности по тесту Егорычевой. Работа с художественным образом. Онегин – Печорин – Чичиков – Раскольников в зеркале психологического анализа. Определение собственной фрустрационной толерантности.
Психологическая диагностика.
- Тест темперамента
- Тест Дж. Айзенка «Характерологические особенности личности»
- Диагностика видов памяти
- Диагностика внимания
- «Существенные признаки»
- Аналогии
14
- Обобщение
- «Круги»
- А. Егорычева «Личностная направленность старшеклассников»
- Тест Басса-Дарки
- ТРА С. Розенцвейга
Тема 3. Личность во взаимодействии с обществом (8 часов)
Поведение как репродукция устойчивых черт.
Конструктивное и деструктивное поведение. Деструктивное поведение. Сущность. Причины формирования. Деструктивное поведение как уход от ответственности. Виды деструктивного поведения. Аддикция. Антисоциальное поведение. Суицид. Фанатизм и конформизм. Нарциссизм.
Сущность конструктивного поведения. Препятствие как ступень личностного роста. Выбор и ответственность. Проблема ответственности за собственную жизнь.
Практическая часть.
Работа со СМИ. Сбор и фиксация фактов деструктивного поведения. Выстраивание различных поведенческих тактик в общении с деструктивной личностью.
Тема 4. Психология группы (10 часов)
Общение. Сущность. Характеристики. Влияние на партнера (непосредственное и опосредованное, в момент общения и после его прекращения). Концепция личностных атрибуций А.В. Петровского.
15
Манипулятивное общение. Виды манипуляций как «субъект-объектного» общения. «Психологические игры» по Э. Бёрну. Виды. Причины, по которым личность вступает в игру. Поведенческий рисунок манипулятивного общения. Деструктивное влияние на личность. «Антиманипулятивная защита» личности.
Группа. Процессы группового взаимодействия. Проблема лидерства. Влияние лидера на процессы группового взаимодействия. Групповая динамика. Межличностное общение и групповые нормы. Виды групп и группового взаимодействия. Конфликт. Особенности конфликтного взаимодействия.
Социальный интеллект. Концепция А. Адлера.
Команда. Психологический климат. Руководство. Современный менеджмент. Секреты грамотного руководства.
Практическая часть.
Ролевая игра «Антиманипулятивные защиты». Выстраивание поведения в ситуации общения с манипулятором. Ролевая игра «Тактики конфликтного поведения».
Психологическая диагностика.
- Тест Томаса
- «Социальный интеллект»
Тема 5. Общественное сознание (7 часов)
Феномен общественного сознания. Сущность. Функции. Динамика. Миф и реальность. Сущность мифа. Мифотворчество
16
как механизм адаптации к реальности. Миф в древности и в современном мире. Миф и стереотип. Миф и политика. Манипуляции общественным сознанием. Способы внедрения мифа в общественное сознание. Миф и харизма. Роль СМИ и «PR-технологий» в становлении современных мифов.
Миф и архетип. «Фобийный заряд» масс и «эффект толпы». Архетип «старого мудрого человека» как наиболее востребованный в периоды потрясений.
Практическая часть.
Работа со СМИ. Вычленение мифологемм и манипулятивных технологий. Выстраивание тактики «антиманипулятивной защиты» во взаимодействии со СМИ.
Тема 6. Психология нации (7 часов)
Национальное самосознание. Сущность. Специфика функционирования. Позитивное и негативное влияние на общественные процессы. Менталитет нации. Ментальная дезинтеграция общества – очередная глобальная проблема.
Российский менталитет. Историческая обусловленность. Нравственный потенциал. Взаимосвязь и противоречивость индивидуального и национального менталитетов. Национальные сказки как зеркало менталитета. Символика национального фольклора. Фольклорные символы в современном искусстве.
Практическая часть.
Аналитическая работа. Русский менталитет и его отражение в
17
культурных знаках. Контроль степени усвоения понятий, развитие способности к аналитическому осмыслению явлений действительности.
Примерные темы рефератов.
- Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа.
- Карл Густав Юнг и его аналитическая психология.
- Трансактный анализ Эриха Бёрна.
- Роман Лурия, его исследования в сфере памяти.
- Законы восприятия и их использование в рекламе.
- «Шестое чувство» в познавательной деятельности человека.
- Типология потребностей человека в концепции Абрахама Маслоу.
- Эмоциональный мир любви.
- Деструктивное поведение личности.
- «Охота на ведьм» в логике фанатического поведения.
- «Люди, которые играют в игры…»
- Коллектив в гуманистической психологии и авторитарной практике.
- Миф в общественном сознании.
- Архетипы народной сказки.
18
Ключевые понятия
- Агрессия
- Аддиктивное поведение
- Аналитическая психология
- Антисоциальное поведение
- Архетип
- Асимметрия полушарий головного мозга
- Внимание
- Воображение
- Восприятие
- Группа
- Групповые нормы
- Деструктивное поведение
- Знания
- Индивид
- Интересы
- Интуиция
- Команда
- Конструктивное поведение
- Конфликт
- Конформизм
- Коэффициент групповой адаптации
- Лидер
19
- Личностные атрибуции
- Личностный рост
- Личность
- Манипулятивное общение
- Межличностные отношения
- Менталитет
- Методы психологии
- Механизмы психологической защиты
- Мировоззрение
- Миф
- Модель
- Мотив
- Мышление
- Навыки
- Направленность личности
- Нарциссизм
- Национальное самосознание
- Общение
- Общественное сознание
- Операции мышления
- Ощущение
- Память
- Поведение
- Познавательная сфера личности
20
- Потребность
- Процессы группового взаимодействия
- Психика
- Психология
- Психические процессы
- Психические свойства
- Психические состояния
- Психоанализ
- Психологический климат
- Психосинтез
- Разделы психологии
- Самооценка
- Самосознание
- Символ
- Склонности
- Способности
- Социальный интеллект
- Стереотип
- Стресс
- Суицид
- Сферы психической жизни
- Темперамент
- Тест
- Толерантность
21
- Умения
- Фанатизм
- Фрустрация
- Характер
- Человек
- Чувства
- Эксперимент
- Экспериментальная психология
- Эмоции
- Эмоционально-волевая сфера
Список литературы, рекомендованной учащимся.
- Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. Ред. М.С. Мацковского. – СПб.: Лениздат, 1992.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. Т.2.
- Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб.: Питер Пресс, 1996.
- Каганов Л. как воспитывать родителей. Краткое пособие для детей от 5 до 105 лет.// После 12. – 1(7). – 1999.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. Пер. с чешск. – СПб.: «Питер», 1995.
22
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся ст. классов. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1986.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Знание, 1988.
- Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990.
- Пиз Алан. Язык тела
- Платонов К.К. Занимательная психология. – СПб.: Питер-Пресс, 1997.
- Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. и послесл. Ф.Е. Василюка. – 2-е изд. – М.: прогресс, 1993.
Список литературы, использованной преподавателем.
- Ассаджоли Роберто. Психосинтез: теория и практика. – М.: «RELF-book», 1994.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. Т. 1.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия – Новосибирск: Изд-
23
во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. Т.3.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. – М.: Просвещение, 1976.
- Лурия А.М. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). – М.: Эйдос, 1994.
- Моаканин Радмила. Психология Юнга и тибетский буддизм: Западный и восточный пути к сердцу: Пер. с англ. – Томск: Водолей, 1993.
- Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990.
- Руденский Е.В. и др. Социальная психология. – Новосибирск, 1993.
- Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире/ Короленко Ц.П., Донских Т.А. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.
- Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.
- Юнг К. Г. Йога и запад: Сборник. Пер. с нем.. – Львов, 1994.
- Юнг К. Г. Психологические типы: Сборник. Пер. с нем.. – Львов, 1994.
24
Основы психологии: Учебная программа для учащихся 10-11 классов/ Сост. О.Е. Левина [Текст]/ О.Е. Левина. – Березовский: Ред.-изд. центр «Первая школа», 2005. – 25с.
25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологические и теоретические основы психологии
Анализируются причины кризиса рационалистической психологии, главными симптомами которого служат все большее удаление друг от друга исследовательской и практическо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»
Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...
Презентация на тему "Позиции в общении" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Почему люди ссорятсяТрансактный анализ Э. Берна Родитель-Ребенок-ВзрослыйТестСамостоятельная работа на определение позиции в общении...
Поурочные планы к предметам по курсу дополнительного образования "Основы психологии и педагогики".
В рамках программы дополнительной подготовки по курсу "Основы психологии и педагогики" представлены следующие поурочные планы:- по предмету "Основы психологии". 2 поурочных плана по темам: "Хара...
Рабочая программа "Основы психологии", 10 класс
Современный этап развития системы образования и процесс ее реформирования предъявляет высокие требования к психологической подготовке учащихся. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с пер...
«Основы психологии общения» 10 классы
Курс «Основы психологии общения» должен помочь десятикласснику вырабатывать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход еѐ течения, владеть основами совре...