Рабочая программа "Основы психологии", 10 класс
рабочая программа по психологии (10 класс)

Горячук Ирина Витальевна

Современный этап развития системы образования и процесс ее реформирования предъявляет высокие требования к психологической подготовке учащихся. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с переходом на профильную подготовку учащихся лицея.Развитие творческого потенциала личности учащегося невозможно без повышения её психологической культуры и социальной компетентности, а это в свою очередь достигается посредством психологического просвещения всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учащихся.Поэтому педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволит подросткам приблизиться к пониманию фе­номена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с внешним миром и другими людьми. Содержание программы направлено на воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффектив­ному функционированию в обществе, что будет способствовать формирова­нию позитивного отношения к себе и людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_psihologiya_10_klass2019.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  
  • развитие  эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;

Предметными результатами являются:

  • приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых  формах поведения в обществе и т. п.), первичного  понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • знание основных способов распознания эмоций (мимика, пантомимика, интонации);
  •  знание приемов психологической разрядки негативных чувств; основы саморегуляции;
  • осознанное понимание и сопереживание чувствам других в межличностном взаимодействии.
  • полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

Учащиеся научатся:

  • применять полученные знания в жизни для развития своих способностей, рефлексии и адекватного восприятия себя и окружающего мира;
  • применять техники и приемы эффективного общения,
  • адекватно анализировать собственные проблемы;
  • использовать приемы саморегуляции поведения и самоанализа.
  • понимать свои чувства, контролировать их и рассказывать о них другим;
  • видеть свою уникальность и неповторимость;
  • понимать своих сверстников и взрослых, строить с ними конструктивные отношения;
  • понимать особенности собственного эмоционального мира;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск психологической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); 
  • самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • анализировать и сопоставлять информацию, делать выводы;
  • толерантному отношению к другому человеку, умению сопереживать;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
  • прогнозировать последствия собственных поступков;
  • устанавливать и сравнивать различные точки зрении, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Метапредметными результатами являются:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
  • умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
  • владение речью;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Распределение учебных часов по разделам программы

Наименование разделов

Количество часов

1

Вопросы общей психологии

4

2

Личность как предмет психологического исследования

9

3

Познавательные процессы

7

4

Профориентация. В жизни я все выбираю сам

7

5

Психология человеческих взаимоотношений

6

Итого:

33

1. Вопросы общей психологии

Изучаются основные формы психической деятельности.  Теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующие психологические знания, изучающие  общие вопросы психологии.

Психологическая культура и психологическая грамотность.

Психология как наука. Специфика психологического знания.

Механизмы психологического воздействия на человека.

2. Личность как предмет психологического исследования

Раздел, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Ее взаимосвязь с миром, жизнью, социумом.  Психологическая характеристика личности. Индивидуальные особенности личности. Способности и задатки.

Характер и темперамент. Акцентуации характера.

Эмоциональная жизнь личности. Эмоции и чувства.

Стресс и способы его урегулирования.

 

3. Познавательные процессы

Анализ познавательных процессов (начиная от ощущений и восприятий, кончая наиболее сложными формами мышления; этот раздел включает в свой состав анализ основных условий протекания психических процессов и анализ законов внимания, памяти, воображения и т. д.);

Познавательные процессы. Ощущение  восприятие.

Внимание.

Память. Общая характеристика процессов памяти. 

Воображение. Приемы развития воображения.

Мышление.

4. Профориентация. В жизни я все выбираю сам

Изучаются основные компоненты системы профориентации школьников. Ознакомление с основами профессионального самоопределения. Ориентация в мире профессий, рынка труда.

Профессия, специальность. Типологические особенности профессий.

Профессиональное самоопределение.

Профориентация. Мои интересы, склонности.

Профориентационные игры.

5. Психология человеческих взаимоотношений

Психология отношений затрагивает очень много различных вопросов: круг общения, эмоциональный фон, эффективность общения, барьеры общения.

Конфликт и его природа.

Семья. Брак.

Детско – родительские отношения. Я в семье.

Итоговое занятие.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Количество часов

I Вопросы общей психологии

1

Вводное занятие.

1

2

Что изучает психология. Психологическая культура и психологическая грамотность.

1

3

Психология как наука. Специфика психологического знания.

1

4

Механизмы психологического воздействия на человека.

1

II  «Личность как предмет психологического исследования»

5

Психологическая характеристика личности.

1

6

Индивидуальные особенности личности.

1

7

Способности и задатки.

1

8

Характер и темперамент.

1

9

Понятие акцентуации характера.

1

10

Практическое занятие.

1

11

Эмоциональная жизнь личности.

1

12

Эмоции и чувства.

1

13

Стресс и способы его урегулирования.

1

III  «Познавательные процессы»

14

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

1

15

Внимание.

1

16

Память. Общая характеристика процессов памяти.

1

17

Практическое занятие.

1

18

Воображение. Приемы развития воображения.

1

19

Мышление.

1

20

Практическое занятие.

1

IV «Профориентация. В жизни я все выбираю сам»

21

Профессия, специальность. Типологические особенности профессий.

1

22

Профессиональное самоопределение.

1

23

Профессиограммы различных профессий.

1

24

Профориентация. Мои интересы, склонности.

1

25

Профориентационные игры.

2

26

27

Проект «Моя будущая профессия».

1

V «Психология человеческих взаимоотношений»

28

Искусство общения и взаимопонимания.

1

29

Барьеры общения. Репрезентативные системы.

1

30

Конфликт и его природа.

1

31

Детско - родительские отношения. Я в своей семье.

1

32

Семья. Брак.

1

33

Практическое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса

На уроках,  учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, уча...

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус¬скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Програм

Наименование курса: Русский языкКласс: 10-11Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовнаСрок реализации программы: 2015-2016  учебный годКоличество часов по учебному плану: все...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Рабочая программа Основы робототехники класс

Программа кружка «Основы робототехники» предназначена для учащихся 7-10 классов. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO и аппаратно-программного о...