«Как аукнется, так и откликнется»
материал по психологии (9 класс) по теме
Занятие в рамках творческого проекта «Как аукнется,так и откликнется»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Как аукнется,так и откликнется» | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ
в рамках
творческого проекта
«Как аукнется,
так и откликнется»
Для развития полноценных, гармоничных взаимоотношений с окружающими, каждому человеку необходимо обладать навыками толерантного восприятия людей. С этой целью нами был разработан проект (в рамках школьного Дня Творческих проектов), в ходе которого учащиеся получают знания о толерантном отношении и восприятии других людей; приобретают навыки проведения и анализа анкетирования.
Во время реализации проекта, дети совершенствуют коммуникативные умения и активизируют свой творческий потенциал.
Руководителем является педагог-психолог или другой педагог под руководством психолога.
Проект рассчитан на разновозрастную группу (5-11 класс). Оптимальное количество участников 15 человек. Продолжительность занятия — 4 часа.
Цель: Выработка правил толерантного восприятия людей через всестороннее рассмотрение личности Бабы Яги.
Методы: Лекционный метод передачи знаний; анкетирование; дискуссионный метод обсуждения результатов диагностики; метод анализа конкретных ситуаций; театрализованная постановка.
Задачи:
Изучение личности Бабы Яги и общественного мнения о ней.
Составление досье на Бабу Ягу.
Изучение причин неверного восприятия Бабы Яги и выведение на их основе типичных ошибок при восприятии новых людей.
Выработка правил толерантного восприятия людей.
Создание памяток-незабудок с правилами.
I.
Здравствуйте, ребята!
Вспомните, пожалуйста, что мы больше всего любили делать в детстве… Читать сказки. А какие сказки у вас любимые? Какие персонажи вам нравились? Почему? А какие – вам не нравились? Почему?
II.
Часто в жизни бывает так, что мы не всегда правильно можем оценить другого человека или даже героя книги. Поэтому сегодня мы предлагаем вам поподробнее присмотреться к такому сказочному персонажу, как Баба Яга. Как вы думаете, что это за персонаж (положительный, отрицательный)?
Первое, что мы сделаем – это соберем досье на Бабу Ягу: кто такая, как выглядит, где живет, чем занимается, чем прославилась. Для этого мы проведем опрос среди педагогов и учащихся школы. Нужно получить ответы на следующие вопросы:
Какой персонаж русских народных сказок Вам нравится?
Какой персонаж русских народных сказок Вам не нравится? Почему?
Назовите злой персонаж русских народных сказок.
Опишите Бабу Ягу.
В течение 10-15 минут проводится опрос по школе, а затем его анализ. По результатам анализа делается вывод, что большинство людей воспринимает Бабу Ягу как отрицательный персонаж сказок, неряшливый, лживый, стремящийся причинить вред.
А теперь мы изучим литературные источники, видеофрагменты.
(Работа с источниками)
Давайте проанализируем собранный материал. Итак:
Кто такая Баба Яга?
Как она выглядит?
Где она живет?
Как она живет?
Чем она прославилась?
Почему люди считают ее плохой? Оправданно ли это?
По результатам анализа литературных и видео источников делается вывод о том, что Баба Яга не плохой персонаж, а всем ее «злым» поступкам есть логические оправдания.
Составляется правдивое досье на Бабу Ягу.
III.
Психологи определили те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения.
Сравниваются с полученной информацией о Бабе Яге
На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Стереотип — своеобразный ярлык, который мы наклеиваем. Мы невольно относим человека к одной из категорий, которыми обычно пользуемся: «весельчак», «пройдоха», «зубрила», «синий чулок» и т. д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление. Категории, на которые мы подразделяем людей, часто зависят от нашего состояния и настроения, но особенно — от нашего характера и образа жизни, а также стереотипов нашего окружения. Ярый борец с курением мысленно делит всех на курящих и некурящих, интеллигент — на тех, с кем есть о чем поговорить, и тех, с кем говорить не о чем, модница — на хорошо одетых и всех прочих. Наиболее известны этнические стереотипы - представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, «все цыгане - обманщики», «все французы - любвеобильны» и т. п. Стереотипы формируются и под влиянием средств массовой информации, особенно телевидения. Так на экране успешный человек имеет деньги, машину определенной марки, жену и любовницу, носит костюм известного модельера, пользуется самым модным одеколоном. В результате, наше сознание, обработанное с помощью массированной рекламы успешного образа, услужливо выдает нам готовое определение человека, лишь только мы почувствуем от него запах того самого модного одеколона.
Весьма распространенная ошибка при восприятии другого человека — «эффект ореола». Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок. Мы удивляемся, когда выясняется, что приятный нам человек может быть дружелюбным с друзьями и деспотом с женой и детьми.
Например, «превосходство». Люди склонны переоценивать внутренние качества тех людей, которые их превосходят (к примеру, по статусу: «начальник всегда умнее, достойнее, грамотнее»). Оцениваем его более положительно, чем если бы он был нам равен. Если мы имеем дело с человеком, которого в чем-либо превосходим сами, то мы его обычно недооцениваем.
Еще одна схема восприятия - «привлекательность». Если партнер нам нравится внешне, то мы склонны его считать привлекательным и внутренне, обычно, переоценивая многие его психологические характеристики. Да и каждый из нас, конечно, прекрасно понимает: душевные качества человека, его способность сопереживать и любить, никак не связаны с объемом талии или формой носа. Но, к сожалению, в момент возникновения отношений (и долгое время потом) многие об этом забывают. Все это начинает осознаваться только при более длительных и глубоких отношениях. Если люди хорошо и давно друг друга знают, если испытывают взаимное притяжение на душевном уровне, начинает работать великий принцип: кто близок, тот и красив.
Фактор «отношение к нам». Те, кто хорошо к нам относится, кажется нам значительно лучше тех, кто относится плохо. Тех, кто к нам относится хорошо, мы, обычно оцениваем тоже со знаком «+», отбрасывая его отрицательные черты. Тех, кто относится к нам негативно, мы склонны оценивать также негативно, не замечая их положительных черт.
При формировании образа другого человека, нам часто недостаточно информации о нем, а ту, что мы имеем, мы склонны оценивать через наше эмоциональное состояние и прошлый опыт.
IV.
Давайте придумаем правила, чтобы ни мы, ни другие люди не совершали ошибок при восприятии окружающих.
Примерные правила толерантного восприятия других людей:
Считайся с чужим мнением.
Не бойся правды, высказанной в твой адрес.
Будь справедлив! Человек невиновен, пока не доказана его вина.
По одежке встречай – по уму провожай.
Воспринимай другого человека как равного тебе. Все мы люди.
Проявляй уважение к другому человеку.
Слушай, что тебе говорит другой человек.
Принимай другого человека таким, какой он есть.
Старайся ставить себя на место другого человека.
V.
В природе есть такие замечательные цветы – Незабудки. Существует легенда, что влюбленная Нимфа после смерти была превращена в прекрасные цветы, чтобы никто не забывал, как трогательна бывает любовь. Давайте и мы с вами создадим памятки-незабудки с нашими правилами, чтобы люди знали о них и не забывали при общении друг с другом.
(Из цветной бумаги вырезаются цветы. На их лепестках пишутся правила.)
VI.
Давайте познакомить с нашими выводами ребят и учителей школы необычным способом. Давайте разыграем маленький спектакль и подарим окружающим наши цветы-памятки.
Репетиция. Выступление.
Суд Бабы Яги
(сценарий)
Действующие персонажи: Судья, Прокурор, Адвокат, Баба Яга, Иван-царевич, Машенька, Царевна-лягушка, Секретарь.
Прокурор, Баба Яга, Адвокат рассаживаются за столы.
Музыка затихает. Выходит Секретарь.
Секретарь. Встать! Суд идет!
Выходит судья, садится.
Судья. Прошу садиться. Сегодня слушается дело № тридевятое-тридесятое госпожи Бабы Яги, давнишнего года рождения, проживающей по адресу: окраина дремучего леса, избушка на курьих ножках. Прокурор на месте? Адвокат? Истец? (Баба Яга) Ответчик? (плакат «Общественное мнение») Присяжные? (Зрители) Господин Прокурор, вам слово. Введите нас в курс дела.
Прокурор. Ваша честь, 1 марта сего года госпожа Баба Яга обратилась к участникам нашей творческой секции с просьбой защитить ее репутацию от нападок общественного мнения. Слово Бабе Яге.
Баба Яга. Я живу у себя в лесу, никуда больно-то не хожу, никого не трогаю. И все кому не лень ко мне приходят, чего-то от меня требуют, без спросу забирают мои вещи, а потом меня же обвиняют в том, что я злая. А я ведь старая женщина, у меня – давление.
Вот, к примеру, вчера видела: мамаша одна своего маленького ребенка пугала, что сейчас Баба Яга придет и его съест. А я ведь детей не ем. Это я их так припугиваю только, чтобы вели себя хорошо. Что же я такого сделала, чтобы ко мне так относились? (Садится)
Судья. Адвокат общественного мнения, у вас есть, что сказать в защиту?
Адвокат. Я много говорить не буду. Давайте послушаем свидетелей. Приглашается Иван-Царевич из сказки «Марья – Маревна».
Иван-царевич: Пошел я к бабе яге богатырского коня заслужить чтобы Марью-Маревну из беды выручить. Я 3 дня ее лошадей пас, а когда ушел с паршивым жеребенком она за мной погналась, погубить хотела.
Судья: Баба Яга что вы можете на это сказать?
Баба яга: Господин судья, Иван-царевич попросил коня, а он то дешево не стоит, за него заплатить надо. Плата у меня такая: 3 дня моих коней пасти. А упасешь, получишь своего коня. Вечером 3-го дня я думаю: ой, какой молодец, давно ни кто не мог за моими конями уследить. С утречка накормлю его и дам богатырского коня, да дорогу укажу, где Кащея найти. А он посреди ночи украл моего жеребенка не доросшего, чем кони хуже были, не пойму? А погналась я не для того чтобы погубить, а своего коня вернуть, которого он украл. (Обращаясь к Ивану.) Так было дело?
Иван Царевич: Да Баба Яга, я и правда, погорячился, поторопился. Прости меня, пожалуйста.
Баба Яга: Да ладно, было и быльем поросло.
Адвокат: Постойте, у меня еще свидетель – Машенька из сказки «Гуси – Лебеди».
Машенька: Однажды пошли мы братиком Ванюшей погулять. Я к подружкам побежала, а Ванюша на травке играл. Вдруг откуда ни возьмись, налетели Гуси – Лебеди и унесли моего Ванюшку к Бабе Яге.
Баба Яга: А ты по что мальчонку одного оставила? Тебе матушка с батюшкой наказывали приглядывать за ним. А ты оставила его одного - одинёшеньку. А мои лебедушки всех детишек брошенных подбирают.
Машенька: Ты же его съесть хотела?
Баба Яга: Да не хотела я его есть. Я тебя проучить хотела, напугать, чтобы впредь не повадно было отца и матери ослушаться. А Ванюша твой вон сидит живой и здоровехонький.
Прокурор: Господин Адвокат, все ваши свидетели нуждаются в хороших воспитателях. Господин судья, прошу пригласить моих свидетелей, подтверждающих ошибочность общественного мнения. Пригласите Царевну-Лягушку из одноименной сказки.
Входит Царевна-Лягушка.
Прокурор: Здравствуйте Ваше высочество.
Царевна-Лягушка: Мой муж Иван царевич когда меня искал встретил Бабу Ягу. Эта добрая женщина накормила его, напоила, в баньке искупала, про злодея Кащея и его смерть рассказала. Дорогой мой муж Иванушка у нее переночевал, а поутру она его проводила, да доброго пути пожелала.
Прокурор: Спасибо вам Ваше Высочество, мы вам очень благодарны.
Судья. Выслушаны все свидетели, приступаем к судебным прениям.
Адвокат. Господин судья, господа присяжные. Общественное мнение считает, что Госпожа Баба Яга – злая вредная, опасная женщина, способная на любую гадость и подлость. Общественное мнение полагает, что нельзя ее подпускать к людям и тем более к детям. Мы считаем ее социально опасной и просим исключить ее персонаж из детских сказок.
Прокурор: Господин судья, господа присяжные.
Первое, на что стоит обратить внимание, - нет фактов, подтверждающих, что Яга кого-то съела, несмотря на все обвинения ее в кровожадности. Никто не спорит, были у нее подобные намерения, да ничего, собственно, не вышло. Сообразительные пацаны, Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывают и саму ее отправляют в печное пламя. Баба-Яга или ее слуги, гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша. Вот и получается, с точки зрения правосудия, что преступления не произошло, а намерение совершить зло-это еще не сам проступок. Осуждать Ягу можно лишь за эпизодические антигуманные действия, но не по статье, по которой настоящие "убивцы" проходят. Скорей всего, в сказках злая Баба-Яга существует, чтобы пугать малолетних.
Второе. На шабаш как ведьма наша Баба-Яга не летает. И вообще она путешествует не верхом на метле голая, как истинная ведьма, а едет в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. С колдунами не знается, за исключением Кащея Бессмертного и Змея трехглавого.
Третье. В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает героям сказок. Именно к ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть похищенную красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга. Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит, как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие.
Четвертое. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у нее выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень - не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее - все молодые волшебницы.
Пятое. Принимала участие в обрядах испытания молодежи. которую учили терпеть боль. Героев и в печь его на лопате заталкивала, загадки загадывала. Но ни один герой от этих испытаний не погиб. Так что не садист Яга, а строгий испытатель мужества и интеллекта героя.
Шестое. Нельзя пройти мимо сюжета, связывающего Бабу-Ягу с коневодством. Именно к ней, за Калинов мост, за огненную реку идет герой, чтобы достать себе волшебного коня. А по сути дела - тренированного боевого скакуна.
Седьмое. Не думайте, однако, что она все время была такой безобразной. В одной из волшебных сказок в лесной избушке на курьих ножках герой застает лесную фею дивной красоты. Она стережет подступы к волшебному саду с молодильными яблоками. И ткать она мастерица, и кони у нее волшебные есть в конюшне. Так что не всегда, значит, Баба-Яга была старухой, ей есть что вспомнить и нам поведать.
Исходя из всего сказанного, призываем кардинально изменить общественное мнение. Баба Яга хорошая! И не должно быть в этом никаких сомнений.
Судья: Итак, уважаемые присяжные, Ваш вердикт. Баба Яга это хороший персонаж сказок?
Все. ДА-а-а-а-а-а-а-а-!!!!!!!
Судья выходит на первый план,
все персонажи и участники встают на второй план.
Судья. В наше такое не спокойное время очень важно научиться жить в мире с собой и с окружающими. А в жизни очень многое зависит от того, как мы воспринимаем людей вокруг себя. Очень важно научиться делать это правильно. Именно поэтому мы рассматривали на примере Бабы Яги особенности восприятия другого человека и все вместе вывели правила толерантного восприятия окружающих. И сейчас мы хотим поделиться ими с вами.
(Правила зачитываются по одному всеми участниками проекта)
Мы дарим их вам. Дорогие наши, учитесь жить в мире.
Под музыку дети раздают «Незабудки» зрителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как аукнется, так и откликнется
Цели: 1) помочь детям жить в социуме: общаться, слушать и слышать окружающих; 2) объяснить, как действует «закон бумеранга»....
Как аукнется, так и откликнется, кл.час в 6 классе
Классный час в 6 классе....
«Как аукнется, так и откликнется»
: учить ребят быть внимательными, доброжелательными к людям, уметь вовремя прийти на помощь...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки К. Д.Ушинского «Как аукнется, так и откликнется»
Цель: Познакомить со сказкой К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».Задачи:Обучающие: Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места.Уч...