Что такое общение?
план-конспект урока по психологии (5 класс) по теме

В современной школе отсутствует курс, где бы ученик мог получить жизненно важные навыки, необходимые для формирования психосоциальной компетентности. Поэтому и возникла идея создания цикла занятий для учащихся 5-7 классов "Психосоциальная компетентность подростка". Данное занятие является первым в данном цикле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_obshchenie_1.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое общение

«Самая большая роскошь – это роскошь

                                человеческого общения»

                                                                                                          (А. Экзюпери)

1. Организационный момент

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроках общения, чем эти уроки могут быть полезны для вас и сегодня, и вашей будущей жизни?

Учащиеся высказывают свои предположения. Откорректировать и обобщить ответы. 

- Как вы понимаете мысль Экзюпери? (Ответы ребят).

- Что такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.

2. Работа по теме

- Подумайте о том, как, с помощью каких средств происходит общение между людьми.

Подвести к мысли о том, что средства общения чаще всего бывают вербальными (словесными).

-  Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах».

Когда  ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

- Если в речи не хватает каких-то слов, она становится непонятной для слушателей. Такой пример приводит детская поэтесса А. Л. Барто в своём стихотворении «Сильное кино»:

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне что к чему,

А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я ещё мала:

Я ничего  не поняла.

- Почему же не поняла сестричка рассказ  брата?

Обобщить: он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

- А что ещё помогает ему передать содержание? (Жесты, мимика, интонация – это невербальные средства общения).

- Есть язык, состоящий из слов. А есть язык, состоящий из движений нашего тела. Тело человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный, рассерженный или доброжелательный. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Огромное значение невербальных сигналов в  общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

- Хотите научиться языку без слов?

3. Практикум общения

- Выражение лица без слов рассказывает нам о чувствах и настроении человека. Этот язык лица называется мимикой.

Задание  «Угадай эмоцию»

 В течение 2-3 минут ребята по цепочке называют известные им эмоции.

Догадайтесь, какие настроения, эмоции выражают нарисованные лица. (Приложение 1)

- Речь могут заменять жесты. В каждом сообществе людей есть жесты, понятные всем. (Приложения 2.1 – 2.3).

- Рукопожатие выражает доброжелательные, дружеские отношения между людьми. (Приложение 2.1)

- Вот девочка без слов, жестами подзывает к себе малыша, и он прекрасно понимает язык её рук. (Приложение 2.2)

- Вот человек поднял приветственно руку. И этот жест нам понятен. (Приложение 2.3)

- Какие ещё общепринятые, понятные многим людям жесты вы знаете?

Задание  «Угадай эмоцию» (Работа в парах)

- Догадайтесь,  какое настроение, эмоциональное состояние передают жесты. Соедините чертой рисунки и походящие названия. (Приложение 3).

Упражнение «Изобрази пословицу»

Участники работают в командах по 3-4 человека. Они задумывают пословицу и изображают её с помощью жестов и мимики. Члены других команд должны угадать.

Пословицы должны быть известными. При затруднении предложить набор пословиц.

4. Итог занятия

- О чём же будут уроки общения?

-  Что мы будем узнавать, чему учиться?

Мы будем учиться:

# глубже понимать себя и взаимоотношения (связи) с окружающим миром, с людьми;

# правильно слушать и разговаривать с собеседником;

# общаться с взрослыми и сверстниками так, чтобы добиваться успехов;

# управлять собой;

# воспитывать в себе такие качества, которые делают общение с тобой приятным для других людей и обоюдно полезным.

Литература:

1. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа. (Третий год обучения). /под ред. И. В. Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2005.

2.Левинштейн М. М. Уроки общения в 5-6 классах. Методическое пособие к курсу «Мир общения». – Брянск: Издательство БГПУ, 1997.

3. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Шемшурина А. И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов.– М.:Школа-Пресс,1998.(«Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып.4).

Приложение 1.1

Приложение 1.2

Приложение 1.3

Приложение 1.4

Приложение 1.5

Приложение 2.1

Приложение 2.2

Приложение 2.3

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...


 

Комментарии

Овсянникова Мария Петровна

Благодарю за материал. Отдала своим кл. рук. Воспользовались с удовольствием.

Рада, что вам понравился и пригодился материал.