Родительское собрание на тему: «Понятие психологической готовности к обучению в школе»
методическая разработка по психологии по теме

Дроздова Наталья Васильевна

Разработка родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_buduyushchih_pervoklassnikov.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Понятие психологической готовности к обучению в школе»

Под психологической готовностью к школьному обучению, имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включиться  в  школьную жизнь[20; с.69].

М. М. Безруких, выявляет, что готовность ребенка к систематическому обучению –  тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка[8; с.12].

 Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Общее развитие.

 К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания, особенно интеллекта. И здесь нас интересует, как имеющего у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане         (т. е. производить некоторые действия в уме).

Воспитание умения произвольно управлять собой.

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое – то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшиеся для его ушей, если он чем, – то привлек его внимание. Но сосредоточиться, сколько – нибудь длительное время на то, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно.

А между тем это умение совершенно необходимо к моменту  поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана делать не только, то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

Формирование мотивов, побуждающих к учению.

Имеется  в виду не тот интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной к  приобретению знаний.

Важно выделить в психологической готовности выделяют несколько компонентов:

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, костный состав и прочие показатели, сотвествующие нормам физического развития. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребенка, степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Это интеллектуальная готовность, включающая некоторый запас знаний о мире, о людях, определенный уровень развития мышления, степень правильности, четкости и обобщенности представлений ребенка, владение рядов приёмов умственной деятельности, и. т. д.

 Это так называемая мотивационная готовность к школе, связанная с формированием желания стать школьником.

Личностная и социально - психологическая готовность, помогающая ребенку утвердиться в коллективе, уметь действовать вместе, общаться со взрослыми и сверстниками, формировать уровень притязаний, формирование положительного отношения к школе.

Это эмоционально – волевая готовность к обучению в школе, связанная с формированием контроля над внешними и внутренними процессами и планированием собственных действий.

Готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта, важен не столько объём тех сведений и знаний, который имеет ребенок, сколько их качество, степень осозности, четкость представлений.

Особое значение в психологической готовности к школе,  имеют способности и предпосылки в овладении знаниями и навыками.

Психологи называют эти предпосылки '' вводными навыками ''.

Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создать условия для развития моторики  и особенно движение руки пальцев.

Ещё раз подчеркнем, необходимость в развитии способности слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнем важность не объёма знаний, а качество мышления.

Определение уровня готовности должно быть основанием  не только для, выбора оптимального, наиболее подходящего для ребенка варианта обучения организации учебного процесса, но и для прогнозирования возможных школьных проблем, определение форм и методов индивидуализации обучения.  

Основные компоненты психологической готовности дошкольника к школьному обучению

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

Личностная и социально – психологическая готовность

 Интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность

Эмоционально – волевая готовность.

(по данным Л. А. Венгера., А. Л. Венгера; В. В. Холмовского;

 Н. И. Гуткиной и другие).

Личностная готовность

Из всех характеристик и особенностей личности ребенка выделяем три основных параметра, сформированность, которых наиболее важна для школьного обучения, это:

умение строить адекватные  системы обучения отношения со взрослыми;

умение общаться со сверстниками;

отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

Интеллектуальная готовность

Данный компонент предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальная готовность предполагает у дошкольника формирование начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к  обучению в школе предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения новых признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно – двигательных координации.

Мотивационная готовность

Речь  пойдет о мотивационной готовности к школе.

Мотив – то, что побуждает ребенка к деятельности, то есть его интересы, потребности, желания.

Почему же, по-разному, обосновывают дети желание стать школьником?

Дело в том, что к шести годам ребенок начинает, осознавать положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям – он тянется, к такой деятельности, которая имела бы статус серьезной, общественно полезной и оцениваемой, словом, «взрослый». Игра перестает удовлетворять ребенка тем способом приобщения к деятельности взрослых, который она предлагает, он как бы психологически перерастает игру и в условиях общественного воспитания и обучения находит ту деятельность, которая кажется соответствующей его взрослым потребностям.

Очень важно что бы, у ребенка сформировалось положительное и правильное представление о школе.

Эмоционально - волевая готовность.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее в дошкольном возрасте, сопровождается разнообразными сильными эмоциональными переживаниями, которыми ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.                             Довольно сложная задача: найти выход чувству страха и тревоги, горю и гневу, любви и радости, чувствительности и любопытству, приемлемый как для детей, так и для их родителей.   Дети находят множество решений этой сложной задачи,  но, каким  бы оно ни       было,                      они, все–таки, переживают конфликт[28;с.456-465]. Мотивы, не проявляются и не формируются  изолированно один от другого, поэтому необходимо заботиться о развитии познавательных интересов в  единстве с нравственными и  широкими социальными мотивами учения.

В готовности ребенка к школе можно условно выделить субъективную и объективную готовность. Говоря о мотивации, в большей степени имеем в виду субъективные переживания и мнения ребенка о школе и школьниках.

Но есть и объективные показатели – развитие мышления, памяти, воли и другие психические процессы.

Не желание идти в школу может быть следствием  либо:

В – первых, объективной неготовностью ребенка, для которого игра ещё не исчерпала всех резервов;

Во – вторых, недостаточной или плохой информацией о школе;

В – третьих, индивидуальными особенностями характера ребенка           (например, если ребенок робок, застенчив, необщителен).

Всегда нужно ориентироваться на интересы и возможности ребенка        

Таким образом, под психологической готовностью к школьному обучению, имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включиться в школьную жизнь. Основные компоненты психологической готовности это:   личностная и социально – психологическая готовность;

          интеллектуальная готовность;

          мотивационная готовность;

          эмоционально – волевая готовность.

Рекомендации родителям  

Первое знакомство с шестилетним учеником, беседа с родителями дают большую информацию, на основе которой психолог сможет планировать работу с классом, особенно на первом этапе. Кроме того, он будет знать сам, а также укажет родителям на особенности их ребёнка, подскажет, что может сделать за время, оставшееся до 1 сентября.

   Большинство родителей не знает, как помочь своему ребёнку подготовиться к школьному обучению. Поэтому целесообразно весной провести с родителями шестилеток собрание или серию занятий «Педагогического всеобуча», на которых вооружить пап и мам приёмами организации тренировочных занятий с детьми.

Улучшить подготовку малыша к школе можно при помощи выполнения ряда заданий, способствующих, повышению общего умственного развития ребёнка.  

 Эти занятия подразделяются на три вида: 1) тренировка умения слушать и выполнять указания взрослого; 2) тренировка памяти; 3)подготовка руки к овладению письмом.

    Улучшить подготовку родителей с методиками тренировочных занятий, рекомендованными психологами Л.А. Венгером и А.Л.Венгером [8; с. 38-48].

Умение слушать и выполнять указания взрослого зависит от развитости произвольного внимания, которое хорошо поддаётся тренировки с помощью дидактических игр с чётко выраженными правилами. Целесообразно регулярно включать ребёнка в выполнение задания по предварительно разработанному плану действий: можно выполнить постройки из кубиков, рисунки, орнаменты, аппликации, различные поделки из бумаги, форму которую задаёт словесно или с помощью схемы [расчлененной или обобщённой] взрослый.

Нужно тренировать ребёнка к пересказу сказок по схематическому плану, составленному родителями. Взрослый во всех этих занятиях должен добиваться от малыша точного следования намеченному плану и использовать для тренировки разные задания.

    Важно научить ребёнка анализировать образец и результаты собственной или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

Если у ребенка обнаруживаются затруднения с запоминанием текстов (плохая механическая память), нужно,  прежде всего, снять все формы нервного переутомления – удлинить сон,  увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами.

 Механическая память практически не поддается тренировке. Но можно помочь детям освоить некоторые приемы запоминания. Стихотворный тест нужно разделить на мелкие строфы и учить их со значительными интервалами времени.

Помогает запоминанию предварительный разбор смысла стихотворения и его зарисовка с помощью условных схем. Важно обращать внимание и на рифмы, учить выбирать нужную рифму из нескольких слов. Улучшить запоминание помогает опосредованная память. Для запоминания фраз текста используют методику «пиктограмм»[31; с.23 –32].

Условно зарисовывают смысл фразы, предварительно обсудив с ребенком каждый смысловой и зрительный элемент. Излишняя детализация изображения мешает запоминанию. Для одного занятия используют две – три фразы. Через несколько часов или на следующий день ребенка просят вспомнить фразы по рисункам.

 Подготовка руки к овладению письмом помогают действия с предметами. Способствующие развитию и укреплению мелких мышц руки (лепка из пластилина, нанизывание бусинок на проволоку, изготовление украшений из бисера, вышивание, вязание и т. п.). И специальные «рисовальные» упражнения:

а) рисование по точкам и по штрихованным линиям узоров, и сюжетных картинок;

б) рисование по образцу с опорой на значимые точки;

в) дорисовывание недостающих элементов по образцу;

г) раскрашивание рисунков при помощи различных форм штриховки.

В условиях общественного дошкольного воспитания к шести –семи годам складывается обоснованная и целостная картина мира, в центр которой ребенок помещает себя. Если представить себе ядро (Я), окруженное кольцами детских представлений, то от центра к периферии знания ребенка будут все менее определенными.

Итак: в центре - сам ребенок и его представления о самом себе, далее идут знания о родителях и семье, соседях, ближайших родственниках, окружении вещей и людях, знания о своей улице, городе, знания о стране.

Картина мира более реалистична, чем больше у ребенка в познании мира. И родители должны помогать ребенку в открытии картины мира. Целостность и обоснованность картины мира будут достигаться в обучении.    

Мы надеемся, что эти советы помогут родителям так организовать игровую деятельность своих малышей, чтобы сделать её и воспитывающей, и естественно радостной. Итак, мы надеемся, что с игрой в школу придут не только дети, но и их  родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Даны основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе....

Формирование психологической готовности к обучению в школе

Презентация к выступлению перед родителями...

психологическая готовность к обучению в школе

слайдовая презентация к собранию родителей будущих первоклассников...

Родительское собрание на тему: «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»

Задачи:1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка....

Доклад на родительском собрании по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе"

         Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обознача...

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Диагностические методики со стимульным материалом для изучения психологической готовности к обучению в школе....

Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"

Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...