Родительское собрание на тему: «Понятие психологической готовности к обучению в школе»
методическая разработка по психологии по теме
Разработка родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_buduyushchih_pervoklassnikov.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Понятие психологической готовности к обучению в школе»
Под психологической готовностью к школьному обучению, имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включиться в школьную жизнь[20; с.69].
М. М. Безруких, выявляет, что готовность ребенка к систематическому обучению – тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка[8; с.12].
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Общее развитие.
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания, особенно интеллекта. И здесь нас интересует, как имеющего у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (т. е. производить некоторые действия в уме).
Воспитание умения произвольно управлять собой.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое – то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшиеся для его ушей, если он чем, – то привлек его внимание. Но сосредоточиться, сколько – нибудь длительное время на то, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно.
А между тем это умение совершенно необходимо к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана делать не только, то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
Формирование мотивов, побуждающих к учению.
Имеется в виду не тот интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной к приобретению знаний.
Важно выделить в психологической готовности выделяют несколько компонентов:
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, костный состав и прочие показатели, сотвествующие нормам физического развития. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребенка, степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Это интеллектуальная готовность, включающая некоторый запас знаний о мире, о людях, определенный уровень развития мышления, степень правильности, четкости и обобщенности представлений ребенка, владение рядов приёмов умственной деятельности, и. т. д.
Это так называемая мотивационная готовность к школе, связанная с формированием желания стать школьником.
Личностная и социально - психологическая готовность, помогающая ребенку утвердиться в коллективе, уметь действовать вместе, общаться со взрослыми и сверстниками, формировать уровень притязаний, формирование положительного отношения к школе.
Это эмоционально – волевая готовность к обучению в школе, связанная с формированием контроля над внешними и внутренними процессами и планированием собственных действий.
Готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта, важен не столько объём тех сведений и знаний, который имеет ребенок, сколько их качество, степень осозности, четкость представлений.
Особое значение в психологической готовности к школе, имеют способности и предпосылки в овладении знаниями и навыками.
Психологи называют эти предпосылки '' вводными навыками ''.
Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создать условия для развития моторики и особенно движение руки пальцев.
Ещё раз подчеркнем, необходимость в развитии способности слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнем важность не объёма знаний, а качество мышления.
Определение уровня готовности должно быть основанием не только для, выбора оптимального, наиболее подходящего для ребенка варианта обучения организации учебного процесса, но и для прогнозирования возможных школьных проблем, определение форм и методов индивидуализации обучения.
Основные компоненты психологической готовности дошкольника к школьному обучению
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
Личностная и социально – психологическая готовность
Интеллектуальная готовность.
Мотивационная готовность
Эмоционально – волевая готовность.
(по данным Л. А. Венгера., А. Л. Венгера; В. В. Холмовского;
Н. И. Гуткиной и другие).
Личностная готовность
Из всех характеристик и особенностей личности ребенка выделяем три основных параметра, сформированность, которых наиболее важна для школьного обучения, это:
умение строить адекватные системы обучения отношения со взрослыми;
умение общаться со сверстниками;
отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.
Интеллектуальная готовность
Данный компонент предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Интеллектуальная готовность предполагает у дошкольника формирование начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.
Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
дифференцированное восприятие;
аналитическое мышление (способность постижения новых признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу);
рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
развитие тонких движений руки и зрительно – двигательных координации.
Мотивационная готовность
Речь пойдет о мотивационной готовности к школе.
Мотив – то, что побуждает ребенка к деятельности, то есть его интересы, потребности, желания.
Почему же, по-разному, обосновывают дети желание стать школьником?
Дело в том, что к шести годам ребенок начинает, осознавать положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям – он тянется, к такой деятельности, которая имела бы статус серьезной, общественно полезной и оцениваемой, словом, «взрослый». Игра перестает удовлетворять ребенка тем способом приобщения к деятельности взрослых, который она предлагает, он как бы психологически перерастает игру и в условиях общественного воспитания и обучения находит ту деятельность, которая кажется соответствующей его взрослым потребностям.
Очень важно что бы, у ребенка сформировалось положительное и правильное представление о школе.
Эмоционально - волевая готовность.
Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее в дошкольном возрасте, сопровождается разнообразными сильными эмоциональными переживаниями, которыми ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности. Довольно сложная задача: найти выход чувству страха и тревоги, горю и гневу, любви и радости, чувствительности и любопытству, приемлемый как для детей, так и для их родителей. Дети находят множество решений этой сложной задачи, но, каким бы оно ни было, они, все–таки, переживают конфликт[28;с.456-465]. Мотивы, не проявляются и не формируются изолированно один от другого, поэтому необходимо заботиться о развитии познавательных интересов в единстве с нравственными и широкими социальными мотивами учения.
В готовности ребенка к школе можно условно выделить субъективную и объективную готовность. Говоря о мотивации, в большей степени имеем в виду субъективные переживания и мнения ребенка о школе и школьниках.
Но есть и объективные показатели – развитие мышления, памяти, воли и другие психические процессы.
Не желание идти в школу может быть следствием либо:
В – первых, объективной неготовностью ребенка, для которого игра ещё не исчерпала всех резервов;
Во – вторых, недостаточной или плохой информацией о школе;
В – третьих, индивидуальными особенностями характера ребенка (например, если ребенок робок, застенчив, необщителен).
Всегда нужно ориентироваться на интересы и возможности ребенка
Таким образом, под психологической готовностью к школьному обучению, имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включиться в школьную жизнь. Основные компоненты психологической готовности это: личностная и социально – психологическая готовность;
интеллектуальная готовность;
мотивационная готовность;
эмоционально – волевая готовность.
Рекомендации родителям
Первое знакомство с шестилетним учеником, беседа с родителями дают большую информацию, на основе которой психолог сможет планировать работу с классом, особенно на первом этапе. Кроме того, он будет знать сам, а также укажет родителям на особенности их ребёнка, подскажет, что может сделать за время, оставшееся до 1 сентября.
Большинство родителей не знает, как помочь своему ребёнку подготовиться к школьному обучению. Поэтому целесообразно весной провести с родителями шестилеток собрание или серию занятий «Педагогического всеобуча», на которых вооружить пап и мам приёмами организации тренировочных занятий с детьми.
Улучшить подготовку малыша к школе можно при помощи выполнения ряда заданий, способствующих, повышению общего умственного развития ребёнка.
Эти занятия подразделяются на три вида: 1) тренировка умения слушать и выполнять указания взрослого; 2) тренировка памяти; 3)подготовка руки к овладению письмом.
Улучшить подготовку родителей с методиками тренировочных занятий, рекомендованными психологами Л.А. Венгером и А.Л.Венгером [8; с. 38-48].
Умение слушать и выполнять указания взрослого зависит от развитости произвольного внимания, которое хорошо поддаётся тренировки с помощью дидактических игр с чётко выраженными правилами. Целесообразно регулярно включать ребёнка в выполнение задания по предварительно разработанному плану действий: можно выполнить постройки из кубиков, рисунки, орнаменты, аппликации, различные поделки из бумаги, форму которую задаёт словесно или с помощью схемы [расчлененной или обобщённой] взрослый.
Нужно тренировать ребёнка к пересказу сказок по схематическому плану, составленному родителями. Взрослый во всех этих занятиях должен добиваться от малыша точного следования намеченному плану и использовать для тренировки разные задания.
Важно научить ребёнка анализировать образец и результаты собственной или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Если у ребенка обнаруживаются затруднения с запоминанием текстов (плохая механическая память), нужно, прежде всего, снять все формы нервного переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами.
Механическая память практически не поддается тренировке. Но можно помочь детям освоить некоторые приемы запоминания. Стихотворный тест нужно разделить на мелкие строфы и учить их со значительными интервалами времени.
Помогает запоминанию предварительный разбор смысла стихотворения и его зарисовка с помощью условных схем. Важно обращать внимание и на рифмы, учить выбирать нужную рифму из нескольких слов. Улучшить запоминание помогает опосредованная память. Для запоминания фраз текста используют методику «пиктограмм»[31; с.23 –32].
Условно зарисовывают смысл фразы, предварительно обсудив с ребенком каждый смысловой и зрительный элемент. Излишняя детализация изображения мешает запоминанию. Для одного занятия используют две – три фразы. Через несколько часов или на следующий день ребенка просят вспомнить фразы по рисункам.
Подготовка руки к овладению письмом помогают действия с предметами. Способствующие развитию и укреплению мелких мышц руки (лепка из пластилина, нанизывание бусинок на проволоку, изготовление украшений из бисера, вышивание, вязание и т. п.). И специальные «рисовальные» упражнения:
а) рисование по точкам и по штрихованным линиям узоров, и сюжетных картинок;
б) рисование по образцу с опорой на значимые точки;
в) дорисовывание недостающих элементов по образцу;
г) раскрашивание рисунков при помощи различных форм штриховки.
В условиях общественного дошкольного воспитания к шести –семи годам складывается обоснованная и целостная картина мира, в центр которой ребенок помещает себя. Если представить себе ядро (Я), окруженное кольцами детских представлений, то от центра к периферии знания ребенка будут все менее определенными.
Итак: в центре - сам ребенок и его представления о самом себе, далее идут знания о родителях и семье, соседях, ближайших родственниках, окружении вещей и людях, знания о своей улице, городе, знания о стране.
Картина мира более реалистична, чем больше у ребенка в познании мира. И родители должны помогать ребенку в открытии картины мира. Целостность и обоснованность картины мира будут достигаться в обучении.
Мы надеемся, что эти советы помогут родителям так организовать игровую деятельность своих малышей, чтобы сделать её и воспитывающей, и естественно радостной. Итак, мы надеемся, что с игрой в школу придут не только дети, но и их родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к обучению в школе
Даны основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе....
Формирование психологической готовности к обучению в школе
Презентация к выступлению перед родителями...
психологическая готовность к обучению в школе
слайдовая презентация к собранию родителей будущих первоклассников...
Родительское собрание на тему: «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»
Задачи:1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка....
Доклад на родительском собрании по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе"
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обознача...
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Диагностические методики со стимульным материалом для изучения психологической готовности к обучению в школе....
Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"
Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...