Стресс и способы его снятия
методическая разработка по психологии (10 класс) по теме

Понятие стресса и его последствий, важность умения справляться со стрессовыми ситуациями и способы снятия стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._stress_i_sposoby_ego_snyatiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  для учеников 10 класса  на тему:

«Стресс и способы его снятия».


Цели урока:

1). Познавательная: дать представление о стрессе.

2). Воспитательная: доказать, что человек сам может справляться со стрессовыми ситуациями.
Задачи:

  1. Дать понятие стресса и указать его последствия.
  2. Доказать  важность умения справляться со стрессовыми ситуациями.
  3. Показать способы снятия стресса.

 

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка заданий «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»)
Эпиграф к уроку:
Живя, умей все пережить, 
печаль, и радость, и тревогу.
Ф.И.Тютчев

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения на весь учебный день.

- Я тоже желаю вам хорошего настроения.

     II. Постановка целей и задач урока. Сегодня на уроке мы получим представление о стрессе: понятие стресса и его последствий; поймём важность умения справляться со стрессовыми ситуациями и рассмотрим способы снятия стресса. Чтобы понять важность и нужность для вас вопросов, которые я озвучила, представьте себе, что я  вам сообщаю о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Что вы будете испытывать? Да, правильно. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не понимают суть вопросов контрольной или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия - стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовится действовать.

Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к выполнению задания. Ситуация продолжает оставаться напряженной, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия, стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряженно, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия - стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы должны писать на каждом занятии в течение всего дня. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Будет больше ошибок, а результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, нарушается сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог - наступает болезнь. В крайних случаях за стадией истощения, если ситуация слишком экстремальная, может наступить смерть. Вам это надо? Будем изучать тему урока?

III. Основная работа с учащимися.

1. Повторение изученного материала
– На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблемы, которые могут возникнуть в жизни человека и способах их решения. Иногда в жизненных ситуациях человеку очень важно принять правильное решение.
Вопросы:
-  Какие шаги решения проблем вы знаете?
-  К каким последствиям может привести неумение человека справиться со своей проблемой?
Какой вывод можно сделать? Да, правильно. Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению, радиовещанию. А что же такое стресс?
2. Изучение нового материала (объявление темы урока)
- На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс и снова стресс.
а. Понятие стресса 
Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. 
Стресс (англ. – напряжение). Ввел канадский врач и биолог Ганс Селье в 1936 г.
б. Стрессоры 
Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма
- Физические
1. Холод
2. Загрязнение среды
3. Инфекции и т.д. 
- Психические
1. Конфликтные
2. Ситуации
в. Фазы стресса 
а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности «призыв к оружию»
б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.
в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.
Селье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Валентин Катаев писал: «В истоках творчества гения ищите измену ил неразделенную любовь». Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям. Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)

3. Тест: «Мой уровень стресса»
Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.
В последние месяцы ты: 
Писал контрольную в школе 
Сильно спорил/а или подрался (лась) с кем-то 
Опаздывал (ла) на занятия куда-нибудь еще 
С тобой произошло что-то волнующее 
Чувствовал (а) печаль или одиночество
Выступал (а) перед классом
Встретился (лась) с новым человеком
Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями
Старался (лась) изо всех сил победить в соревнованиях
Был (а) чрезмерно загружен(а) делами
Имел (а) проблемы с приготовлением уроков
Не смог (ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
Должен (а) был(а) стать первым в каком-либо деле
Помогал (а) в организации крупного мероприятия
Чувствовал (а) замешательство
Сложи количество своих утвердительных ответов (да).
Шкала оценок: 
от 0 до 5 – низкий уровень стресса;
от 6 до 10 – средний уровень стресса;
от 11 до 15 – высокий уровень стресса.
Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.
4. Какие же способы борьбы со стрессом существуют?
– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.
а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы (10 минут)
б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)
А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые 
(слайд выводится на экран)
Способы борьбы со стрессом: 

  1. регулярно питаться и заниматься спортом;
  2. избегать чрезмерного употребления кофеина, который может вызывать чувство беспокойства и взволнованности;
  3. не курить и не принимать наркотики;
  4. развивать уверенность в себе, например, расскажите о своих чувствах в вежливо настойчивой форме: “Я сержусь, когда ты кричишь на меня. Прекрати, пожалуйста, кричать”;
  5. готовиться к стрессовым ситуациям, например, запишитесь на курсы ораторского искусства, если Вам трудно выступать перед классом;
  6. научитесь справляться со сложными задачами, например, разделите задание на несколько маленьких;
  7. избавьтесь от негативного настроя: замените негативные о себе мысли на альтернативные нейтральные или позитивные: фразу “Моя жизнь никогда не наладится” замените “Хотя я и нахожусь в безнадежной ситуации, но если приложить усилия, все изменится на лучшее”;
  8. научитесь принимать позитивный результат работы, а не идеальный, перестаньте требовать совершенства от себя и других;
  9. сделайте перерыв: послушайте музыку, поговорите с друзьями, порисуйте, напишите что-то или просто поиграйте с домашним любимцем;
  10. формируйте круг друзей, которые могут помочь и подбодрить Вас.
  11. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
  12. Помни, мы сильны, когда верим в себя.

Упражнение "Релаксация". 

Предлагаю вам сделать упражнение  «Релаксация». Релаксация помогает победить стресс попрошу вас сесть как можно удобнее, держа спину прямо. Ноги не скрещивать, руки свободно лежат на коленях, глаза закрыть. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем последовательно напрягать мышцы тела, начиная со стоп, затем икры, бедра, таз, живот, грудь, кисти рук, предплечья, плечи, шея и закончить мышцами головы. При этом мышцы всего тела должны оказать в напряжении.
Это напряжение держим несколько секунд, доведя его до максимума, а затем резко расслабляемся. Отдыхаем одну минуту, спокойно сидя на стуле при этом внутренним взглядом пытаемся представить все свое тело.

На этом можно закончить, так как этого упражнения достаточно для снятия неприятных симптомов стресса. Это упражнение можно дополнить визуализацией образа моря, леса, луга, залитого солнцем и т.д.

5. Закрепление
– Создайте любую стрессовую ситуацию, укажите её причины и как можно снизить уровень стресса (самостоятельная работа учащихся в группах и презентация стрессовой ситуации)

6. Обобщение. Подведение итогов
– Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти знания и  умения вам пригодятся на протяжении всей  вашей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаться пагубным пристрастиям.

7. Рефлексия. Комфортно ли было вам сегодня на уроке? Происходило ли такое на уроке, что вызвало у вас стресс? Нежелание взаимодействовать друг с другом? Усталость? Безразличие к происходящему на уроке и друг к другу? Какие пожелания будут для меня и  друг друга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ищите и имейте свой набор способов снятия стресса и усталости.

Очень часто окружающие нас люди не то что не берегут наше настроение, а как раз наоборот – всеми силами его портят. Значит, нам надо взять за правило – заботиться о собственном настроении...

Презентация "Стресс и способы его снятия"

Понятие стресса и его последствий, важность умения справляться со стрессовыми ситуациями и способы снятия стресса....

Стресс, депрессия - способы борьбы с ними.

Формулы для повышения саморегуляции в различных ситуациях. Первая помощь при остром стрессе....

Тренинг для педагогов «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»

Цель: снятие  эмоционального напряжения у педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения....

Семинар-тренинг для педагогов Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Данный материал можно использовать для проведения тренингов с педагогами....

Методическая разработка психологического занятия на тему: «Знакомство с понятием стресс и способами его преодоления».

Занятие направлено на  профилактику употребления ПАВ. Формированию навыков самоконтроля и саморегуляции поведения подростков....

Мастер класс. Способы быстрого снятия психоэмоционального и мышечного напряжения.

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми мы испытываем большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном...