Выступление на педагогическом совете в МОУ ДОД ДТДиМ
план-конспект по психологии на тему
Профилактика синдрома профессионального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом
совете в МОУ ДОД ДТД иМ,
2009 г.
Профилактика синдрома профессионального выгорания
Основными направлениями профилактики профессионального выгорания сотрудников являются:
- психологическая поддержка;
- психологическое консультирование;
- психологическая коррекция
Основные методы:
- -психологическое просвещение;
- -психологическое консультирование;
- -психологическая диагностика;
- -психологические беседы;
- -психологическая коррекция;
- другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.
Представление о профессиональном выгорании
- Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
- Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: социальных работников, психологов, врачей, социальные педагоги, специалисты по специальной работе - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Синдром профессионального развивается постепенно. Он проходит три стадии:
Первая стадия:
- - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;
- - исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- - возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;
Вторая стадия:
- -возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- -неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов-вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровня.
Третья стадия:
- -притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- -глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта профессионального выгорания сотрудников
- Первый - снижение самооценки.
- Второй - одиночество.
- Третий - эмоциональное истощение, соматизация.
Симптомы профессионального выгорания сотрудников
Первая группа:
- Психофизические симптомы:
- -Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- -ощущение эмоционального и физического истощения;
- -снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды;
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- -частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- -резкая потеря или резкое увеличение веса;
- -полная или частичная бессонница;
- -постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа:
- Социально-психологические симптомы:
- -Безразличие, скука, пассивность и депрессия;
- -повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- -частые нервные срывы;
- -постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- -чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
- -чувство гиперответственности и постоянное чувство страха;
- -общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.
Третья группа:
- Поведенческие симптомы:
- -Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
- -сотрудник заметно меняет свой рабочий режим;
- -постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- -руководитель затрудняется в принятии решений;
- -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- -дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Три фактора профессионального выгорания сотрудников
Личностный фактор
- Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствую также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
Ролевой фактор
- Развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет психолога от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Организационный фактор
- На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководство, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимость, важности выполняемой работы.
Группа риска
Первая группа
Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться
с различными людьми, знакомыми и незнакомыми.
Это:
- руководители;
- медицинские работники;
- социальные работники;
- социальные педагоги и т.п.
Вторая группа
Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, ндивидуально-психологические особенности, которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избыток жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.
Третья группа
Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой.
Четвертая группа
Это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей.
Пятая группа
Работки, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.
Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием сотрудников
Забота о себе и снижение уровня стресса:
- стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
- удовольствие (релаксация, игра);
умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утрата смысла и безнадежности:
- стремление находить смысл во всем - как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
- стремление бороться со своими негативными убеждениями;
- создание сообщества.
Саморегуляция
Саморегуляция – это управление своими психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Эффекты саморегуляции:
- - эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),
- - эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
- - эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Способы саморегуляции:
- - смех, улыбка, юмор;
- - размышления о хорошем, приятном;
- - различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- - рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
- - вдыхание свежего воздуха;
- - чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплементов кому-либо прос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140771-1352469146.jpg)
Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района.
Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-190512-1634937881.jpg)
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-552106-1418753762.jpg)
Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района.
Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/17/picture-499911-1639763532.jpg)
Система оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся как составляющая внутренней оценки качества образования в МАУ ДО "ДТДиМ" МО г.Братска
представление опыта работы учреждения дополнительного образования...