Мой класс
методическая разработка (психология) на тему
В помощь учителю диагностика класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
![]() | 54.5 КБ |
![]() | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование взаимоотношений в группе
Анкета
Задание 1: внимательно прочитайте характеристики в шкале 1, распределите учащихся своего класса по перечисленным характеристикам, указав в правой стороне число лиц, к которым у вас сложились указанные отношения.
1. Шкала СД - социальная дистанция
Мое отношение к одноклассникам | Число лиц |
- Самые близкие люди, с ними мне не хотелось бы никогда разлучаться.
- Не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время.
- Я не дружу с ними, но они меня очень интересуют, и мне хочется сблизиться с ними.
- Те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений.
- Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желаю.
- Мне не симпатичны эти люди, общаться с ними избегаю.
- Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего.
Задание 2: в шкалах 2, 3, 4 обведите кружком порядковый номер утвержде ния, наиболее сходного с вашим мнением.
2. Шкала Д - дружба Мое мление о классе
- Наш класс очень недружный. Постоянно происходят ссоры.
- Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.
- Наш класс нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают.
- В нашем классе нет ссор, но каждый живет сам по себе.
- Наш класс дружный.
- Наш класс очень дружный и сплоченный.
3. Шкала А - альтруизм Мое мнение о классе
- В нашем классе школьники отказываются помогать друг другу.
- В нашем классе не принято помогать друг другу.
- В нашем классе помогают друг другу только по требованию учителя.
- В нашем классе помогают друг другу по просьбе.
- В нашем классе помогают только своим друзьям.
- В нашем классе охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания.
4. Шкала О - ответственность Мое мнение о классе
- В нашем классе нет взаимной ответственности.
- Ответственно относятся к делам класса и других учащихся только отдельные школьники.
- В нашем классе каждый отвечает только за себя перед учителями, а до
других никому нет дела. - В нашем классе плохие поступки и недостатки беспокоят большинство
школьников. - Большинство школьников ответственно относятся к неудачам и недостат кам всего класса.
- У нас каждый несет ответственность за класс и за других учащихся.
Исследование взаимоотношений в группе школьников.
Исследование проводится с помощью 4-факторной шкалированной анкеты. Она предназначена для выявления и количественной оценки (в виде числовых показателей) четырех видов взаимоотношений в школьных груп пах по школам: социальной дистанции (СД), дружбы (Д), альтруизма (А) и ответственности (О).
Обработка данных:
- Найти суммы показателей всех анкет по каждому утверждению.
- Вычислить показатели шкалы СД в процентах к общему числу оценочных суждений:
Кi = Ci / n (n -1) : 100%
С - общее число оценок, совпадающих с утверждением шкалы,
N - количество учащихся в классе,
i- порядковый номер утверждения.
Интерпретация результатов
Соотношение коэффициентов К показывает соотношение типов взаимоотношений в классе: позитивных, нейтральных, негативных.
Данные всех шкал используются для составления вербальной харак теристики взаимоотношений в классе.
Литературный источник:
- Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: «Педагогический поиск» , 2002 – 160 с.
- Социально - психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов, Саранск, 1990. С. 43-47.
- Диагностика психического развития детей / Под редакцией Е.В. Гуровой, Н.Ф.Шляхты. М., 1992. С. 110 – 111.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАТТЕСТАЦИИ КОЛЛЕКТИВА
Цель: комплексная оценка развитости системы специфических отношений в первичном коллективе.
Инструкция:
Проводимое исследование позволит оценить уровень социально-психологической развитости коллектива. Для этого вам предлагается список качеств и их толкование, которые характерны для высокоразвитого коллек тива. Ориентируясь на заданный в описании образец, вы должны оценить отношения в своем коллективе, пользуясь предложенной шкалой.
Оценки следует давать следующим образом:
6 баллов - все члены коллектива обладают соответствующим каче ством,
5 баллов - почти все члены коллектива ...
4 балла - простое большинство…
3 балла - половина...
2 балла - простое меньшинство…
1 балл - почти никто…
0 баллов - никто...
Ответственность - сознательное, добросовестное отношение к работе, уче бе.
Коллективизм - стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива.
Сплоченность - единство мнений по важнейшим вопросам жизни класса.
Организованность - благоприятные личные взаимоотношения членов кол лектива.
Контактность - отношение к новичкам, к другим коллективам.
Открытость - умение налаживать оптимальные взаимодействия, рас пределить обязанности так, чтобы добиваться наиболь шей эффективности в совместной работе.
Информированность - хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга.
Примечание. На каждой оси точкой отмечается средняя оценка данного качества коллектива. Общая оценка, полученная коллективом в целом, проставляется в центре рельефа (см. рис.).
Три уровня развития коллектива: низкий - до 3 баллов, средний - от 3 до 3,9 балла,
высокий - свыше 3,9 балла.
Методику социально - психологической можно рекомендовать:
- для общей оценки уровня психологического развития, достигну того данным коллективом;
- для сравнительного оценивания уровня развития системы коллекти вистских отношений в разных ученических коллективах;
- для выявления наиболее и наименее развитых в данном коллективе подсистем и видов отношений с целью определения основ ных направлений педагогической работы;
- для оценки влияния на социально-психологическое состояние
ученического коллектива тех или иных конкретных педагогических воздействий; - для получения сведений о динамике развития ученического кол лектива за определенный период времени.
1. Информированность
2. Организованность
3. Открытость
4. Контактность
5. Сплоченность
6. Коллективизм
7. Ответственность
Рис. Социально- психологический рельеф коллектива
Литературный источник:
- Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: «Педагогический поиск» , 2002 – 160 с.
- Социально - психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов, Саранск, 1990. С. 43-47.
- Диагностика психического развития детей / Под редакцией Е.В. Гуровой, Н.Ф.Шляхты. М., 1992. С. 110 – 111.
- Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. С. 61 – 66.
1 2
6
6 баллов
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
5 3
4
Предварительный просмотр:
Микропрактикум «Мой класс»
(для учащихся 1 - 5-х классов)
Младшие школьники испытывают закономерные трудности при ра боте с традиционно используемыми в социально-психологической практике шкалами, опросниками, тестами, изучающими положение ребенка в коллек тиве.
В такoм случае удобнее использовать приведенную ниже методику:.
Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.): «Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свои имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».
Учителю важно знать:
- С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
- Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу
(рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
- Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность по знавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов:
- Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная по зиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
- Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
- Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Литературный источник:
- Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: «Педагогический поиск» , 2002 – 160 с.
- Социально - психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов, Саранск, 1990. С. 43-47.
- Диагностика психического развития детей / Под редакцией Е.В. Гуровой, Н.Ф.Шляхты. М., 1992. С. 110 – 111.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/09/24/risunok1_5.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
Комментарии
Обязательно воспользуюсь в
Обязательно воспользуюсь в своей группе продленного дня рекомендациями! Спасибо за публикацию!