Особенности адаптации ребенка с ОВЗ к школе
статья по психологии по теме
В статье дан анализ теоретических положений об особенностях адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в изменяющихся образовательных условиях, а именно в условиях коррекционной школы VIII вида.
Отражены основные аспекты и этапы процесса адаптации детей в образовательном учреждении.
Дана психолого-педагогическая характеристика различных групп детей, в том числе и детей с трудностями адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_adaptacii_rebenka_s_ovz_k_shkole.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школе
Мишина Е.В., педагог-психолог
коррекционной школы VIII вида
Начало обучения, переход в новую школу – это не только новые условия жизни и деятельности ребенка-это новые контакты, новые отношения, новые обязанности т.о. изменяется вся жизнь ребенка. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, меняет режим дня, требует большой мобилизации сил ребенка.
Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Сложность приспособления организма к новым условиям определяет необходимость тщательного учета всех факторов, которые способствуют быстрой адаптации и, наоборот, замедляющих ее. Это учитель должен хорошо себя представлять.
Процесс адаптации связан:
- Адаптация к школе связана с готовностью детей к обучению, что определяется:
-принятием требований учителя;
-принятием правил поведения;
-отношением со сверстниками;
-умением подчиниться новому режиму дня;
-распорядку занятий; иерархии дел.
- Адекватная адаптация зависит от целенаправленного, повседневного, а не эпизодического требования учителем соблюдения правил и норм поведения. Ребенок должен знать, что от него требуется, его обязанности и права. Иначе ребенок действует методом «проб-ошибок» причем по этому поводу у учителя должны быть четкие критерии по соблюдению правил поведения.
- Адаптация проходит менее болезненно, если учить ребенка определенным навыкам общения со сверстниками, умением работать вместе. Урок «Давайте познакомимся».
- Адаптации способствует терпеливое, внимательное, доброжелательное отношение самого учителя к детям.
- высказанные замечания ученику д.б. осторожными, не вызывающими негативной реакцией со стороны ученика,
- отрицательное отношение не д.б. показано в присутствии сверстников или родителей, других учителей.
- оценки успехов и неудач, часто воспринимаются детьми, как оценка личности в целом и вызывает часто взрыв аффектного поведения, потому на педагоге лежит большая ответственность за ту оценку, которую он дает каждому ученику.
- не должно быть метода коллективного порицания, следовательно, ученик озлобляется и на учителя и на одноклассников, замыкается.
Адаптация ребенка к школе включает в себя разнообразные аспекты:
Социальный
- Логический
- Педагогический
- Психологический
- Физиологический - В.В. Давыдов.
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе в зависимости от показателей функционирования всех систем организма, работоспособности, успеваемости, здоровья в начальный период обучения можно разделить на 3 основных этапа (периода) адаптации:
1 этап - ориентировочный; Когда в ответ на весь комплекс новых воздействий учащихся отвечают бурной реакцией и значительным напряжением всех систем организма. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели в развитии у у/о от 1 месяца до 2-х.
2 этап – неустойчивое приспособление; Когда организм ищет к-л варианты реакций на эти воздействия.
Эти два этапа характеризуются:
- Достаточно низким уровнем работоспособности, ее неустойчивостью.
- Высоким напряжением все систем организма их низким взаимодействием ( деятельность сердца ученика можно сравнить с деятельностью сердца космонавта в период невесомости) у у/о - второй месяц обучения.
3 этап – период относительно устойчивого приспособления (адекватное реагирование организма на нагрузки без его повышенного напряжения). У у/о – 2 четверть от 5-6 недель обучения до 9 недель обучения.
Характеристика этапа:
- Постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности.
- Снижается напряжение основных систем организма, т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок , связанных с обучением.
Успешность адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. Часто могут наблюдаться «школьные стрессы» - это нарушение психического состояния, которое приводит к резкому ухудшению здоровья и не позволяет ребенку справляться с учебной нагрузкой.
В зависимости от характера адаптации выделяются группы детей:
- С легкой адаптацией в течение 1-ой четверти.
- Адаптация средней тяжести, где нарушения самочувствия и здоровье более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.
- Тяжелая адаптация, которой характерны значительные нарушения состояния здоровья, нарастающие к концу учебного года.
Кроме того, у всех детей наблюдается:
- двигательное возбуждение или заторможенность
- жалобы на головные боли
- плохой сон
- снижение аппетита.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются:
- формирование адекватного поведения;
- установления контакта с учащимся, учителем;
- овладение навыками учебной деятельности.
Психологическая адаптация проходит у детей по-разному:
1 группа детей до 56% адаптируются к школе в течение первой четверти = периоду острой физиологической адаптации:
- дети быстро вливаются в коллектив
- спокойны, доброжелательны
- выполняют требования учителя
Могут встречаться небольшие отклонения в поведении, нарушения правил поведения.
2 группа детей до 30% с длительным периодом адаптации до 1полугодия:
- поведение детей не соответствует требованиям школы;
- дети не могут принять ситуацию обучения;
- не могут общаться с детьми, с учителями;
- не реагируют на замечания вовсе или реагируют слезами, обидами;
- испытывают трудности в усвоении программы.
3 группа 14% самая тяжелая:
- не усваивают программу;
- проявляют негативные формы поведения;
- резко проявляют отрицательные эмоции, что создает отчуждение и отрицательное отношение окружающих.
Дети становятся «отверженными». Но это рождает реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат на уроках, стараясь хоть как-то выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах, не скорректировать затруднения адаптации, то это может привести к педагогической запущенности, задержке психологического развития, срыву и стойкому нарушению эмоционального состояния, может перейти в нервно-психологическую патологию.
Литература:
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение.
2. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста./Под ред. М.В. Антроповой, М.М.Кольцовой.- М.: Изд центр ВЛАДОС.
3. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. /Под ред. А.Г.Хрипковой. – М.: ТЦ Сфера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....
Практические рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к обучению в школе.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников...
Консультация для родителей "Особенности адаптации ребенка с ОВЗ к дошкольному учреждению"
Поступление ребенка в дошкольное учреждение вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения со сверстниками. Эти волнения и тревоги вполне закономер...
«Особенности адаптации ребенка с отклонениями в умственном развитии в доме-интернате».
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям и создания условий для последующего развития. Это тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой о...
Адаптация ребенка с РАС в школе: Установление контакта, способы взаимодействия
Адаптация ребенка с РАС в школе: Установление контакта, способы взаимодействияОдной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с РАС – это ярко выраженно...
Особенности адаптации обучающихся в условиях старшей школы
Материал может быть использован на родительских собраниях в 10м классе....
«Особенности адаптации ребенка с отклонениями в умственном развитии в доме-интернате»
Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием, методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деят...