Особенности адаптации ребенка с ОВЗ к школе
статья по психологии по теме

Мишина Елена Владимировна

 

В статье дан анализ теоретических положений об особенностях адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в изменяющихся образовательных условиях, а именно в условиях коррекционной школы VIII вида.

Отражены основные аспекты и этапы процесса адаптации детей в образовательном учреждении.

Дана психолого-педагогическая характеристика различных групп детей, в том числе и детей с трудностями адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_adaptacii_rebenka_s_ovz_k_shkole.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации  ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школе

Мишина Е.В., педагог-психолог

 коррекционной школы VIII вида

Начало обучения, переход в новую школу – это не только новые условия жизни и деятельности ребенка-это новые контакты, новые отношения, новые обязанности т.о. изменяется вся жизнь ребенка. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, меняет режим дня, требует большой мобилизации сил ребенка.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Сложность приспособления организма к новым условиям определяет необходимость тщательного учета всех факторов, которые способствуют быстрой адаптации и, наоборот, замедляющих ее. Это учитель должен хорошо себя представлять.

 Процесс адаптации связан:

  1. Адаптация к школе связана с готовностью детей к обучению, что определяется:

-принятием требований учителя;

-принятием правил поведения;

-отношением со сверстниками;

-умением подчиниться новому режиму дня;

-распорядку занятий; иерархии дел.

  1. Адекватная адаптация зависит от целенаправленного, повседневного, а не эпизодического требования учителем соблюдения правил и норм поведения. Ребенок должен знать, что от него требуется, его обязанности и права. Иначе ребенок действует методом «проб-ошибок» причем по этому поводу у учителя должны быть четкие критерии по соблюдению правил поведения.
  2. Адаптация проходит менее болезненно, если учить ребенка определенным навыкам общения со сверстниками, умением работать вместе. Урок «Давайте познакомимся».
  3. Адаптации способствует терпеливое, внимательное, доброжелательное отношение самого учителя к детям.
  1. высказанные замечания ученику д.б. осторожными, не вызывающими негативной реакцией со стороны ученика,
  2. отрицательное отношение не д.б. показано в присутствии сверстников или родителей, других учителей.
  3. оценки успехов и неудач, часто воспринимаются детьми, как оценка личности в целом и вызывает часто взрыв аффектного поведения, потому на педагоге лежит большая ответственность за ту оценку, которую он дает каждому ученику.
  4. не должно быть метода коллективного порицания, следовательно, ученик озлобляется и на учителя и на одноклассников, замыкается.        

Адаптация ребенка к школе включает в себя разнообразные аспекты:

  1. Социальный

  2. Логический
  3. Педагогический
  4. Психологический
  5. Физиологический - В.В. Давыдов.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе в зависимости от показателей функционирования всех систем организма, работоспособности, успеваемости, здоровья в начальный период обучения можно разделить на 3 основных этапа (периода) адаптации:

1 этап - ориентировочный; Когда в ответ на весь комплекс новых воздействий учащихся отвечают бурной реакцией и значительным напряжением всех систем организма. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели в развитии у у/о от 1 месяца до 2-х.

2 этап – неустойчивое приспособление; Когда  организм ищет к-л варианты реакций на эти воздействия.

Эти два этапа характеризуются:

  1. Достаточно низким уровнем работоспособности, ее неустойчивостью.
  2. Высоким напряжением все систем организма их низким взаимодействием ( деятельность сердца ученика можно сравнить с деятельностью сердца космонавта в период невесомости) у у/о - второй месяц обучения.

3 этап – период относительно устойчивого приспособления (адекватное реагирование организма на нагрузки без его повышенного напряжения). У у/о – 2 четверть от 5-6 недель обучения до 9 недель обучения.

Характеристика этапа:

  1. Постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности.
  2. Снижается напряжение основных систем организма, т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок , связанных с обучением.

Успешность адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. Часто могут наблюдаться «школьные стрессы» - это нарушение психического состояния, которое приводит к резкому ухудшению здоровья и не позволяет ребенку справляться с учебной нагрузкой.

В зависимости от характера адаптации выделяются группы детей:

  1. С легкой адаптацией в течение 1-ой четверти.
  2. Адаптация средней тяжести, где нарушения самочувствия и здоровье более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.
  3. Тяжелая адаптация, которой характерны значительные нарушения состояния здоровья, нарастающие к концу учебного года.

Кроме того, у всех детей наблюдается:

  1. двигательное возбуждение или заторможенность    
  2. жалобы на головные боли
  3. плохой сон
  4. снижение аппетита.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются:

  1. формирование адекватного поведения;
  2. установления контакта с учащимся, учителем;
  3. овладение навыками учебной деятельности.

Психологическая адаптация проходит у детей по-разному:

1 группа детей до 56% адаптируются к школе в течение первой четверти = периоду острой физиологической адаптации:

  1. дети быстро вливаются в коллектив
  2. спокойны, доброжелательны
  3. выполняют требования учителя

Могут встречаться небольшие отклонения в поведении, нарушения правил поведения.

2 группа детей до 30% с длительным периодом адаптации до 1полугодия:

  1. поведение детей не соответствует требованиям школы;
  2. дети не могут принять ситуацию обучения;
  3. не могут общаться с детьми, с учителями;
  4. не реагируют на замечания вовсе или реагируют слезами, обидами;
  5. испытывают трудности в усвоении программы.

3 группа 14% самая тяжелая:

  1. не усваивают программу;
  2. проявляют негативные формы поведения;
  3. резко проявляют отрицательные эмоции, что создает отчуждение и отрицательное отношение окружающих.

Дети становятся «отверженными». Но это рождает реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат на уроках, стараясь хоть как-то выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах, не скорректировать затруднения адаптации, то это может привести к педагогической запущенности, задержке психологического развития, срыву и стойкому нарушению эмоционального состояния, может перейти в нервно-психологическую патологию.

Литература:

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение.

2. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста./Под ред. М.В. Антроповой, М.М.Кольцовой.- М.: Изд центр ВЛАДОС.

3. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. /Под ред. А.Г.Хрипковой. – М.: ТЦ Сфера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы

Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....

Консультация для родителей "Особенности адаптации ребенка с ОВЗ к дошкольному учреждению"

Поступление ребенка в дошкольное учреждение вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения со сверстниками. Эти волнения и тревоги вполне закономер...

«Особенности адаптации ребенка с отклонениями в умственном развитии в доме-интернате».

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям и создания условий для последующего развития. Это тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой о...

Адаптация ребенка с РАС в школе: Установление контакта, способы взаимодействия

Адаптация ребенка с РАС в школе: Установление контакта, способы взаимодействияОдной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с РАС – это ярко выраженно...

Особенности адаптации обучающихся в условиях старшей школы

Материал может быть использован на родительских собраниях в 10м классе....

«Особенности адаптации ребенка с отклонениями в умственном развитии в доме-интернате»

Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием, методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деят...