Результаты исследования первоклассников.
материал по психологии на тему
Исследование учащихся первой параллели: познавательных процессов, личностных характеристик, уровня их адаптации к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezultaty_issledovaniya_pervoklassnikov.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование учащихся первой параллели: познавательных процессов, личностных характеристик, уровня их адаптации к школьному обучению.
Исследование проводилось по просьбе администрации школы и согласно плана работы.
Цель исследования: раннее выявление детей с риском возникновения трудностей в обучении.
В исследовании приняли участие следующие классы: «1а» класс- 24 человек, «1б» класс- 22 и 1»в» - 19 человек.
Психологические особенности первоклассников.
- Самооценка первоклассника во многом зависит от оценок учителя. Школьные оценки воспринимаются не только как оценки обучения, но как оценки личности. Они конкретны, ситуативны и обнаруживают тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.
- Мотивация младших школьников. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы – долг, ответственность. Однако многие из них могут быть реализованы только в будущем, и это снижает их побудительную силу.
- Особенности интеллектуальной сферы. Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, в котором логика связей основана на практическом использовании.
- Межличностные отношения. Структура межличностных отношений младших школьников состоит из двух независимых подгрупп мальчиков и девочек. Чаще всего в этом возрасте дети дружат парами.
- Школьная дезадаптация. Основные причины:
- Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.
- Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм и ограничений).
- Игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.
- Ребенок не может выйти за границы семейной общности, семья не выпускает его.
Результаты исследования.
Адаптация.
Низкий уровень – Ребенок идти в школу не хочет. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного ребенок в школе не видит. Существуют неадекватные механизмы приспособления к школе.
Средний уровень – Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения, возможна частичная дезадаптация.
Высокий уровень – Ребенок хочет идти в школу осознает важность и необходимость учения. Собственные цели учения приобретают самостоятельную привлекательность. Результаты представлены в Табл.№1
Табл.№1
класс | низкий уровень (%) | средний уровень (%) | высокий уровень (%) |
1а | - | 52 | 48 |
1б | - | 49 | 51 |
1в | - | 59 | 41 |
В целом , уровень адаптации находится на достаточно высоком уровне.
Кругозор.
Низкий уровень – кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Средний уровень – представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
Высокий уровень – представления о мире развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором он живет, о временах года. Результаты представлены в Табл. №2
Табл. №2
класс | низкий уровень (%) | средний уровень (%) | высокий уровень (%) |
1а | 11 | 32 | 57 |
1б | 7 | 38 | 55 |
1в | 10 | 45 | 45 |
Кругозор учащихся соответствует возрастным нормам.
Словарное развитие.
Низкий уровень – ребенок понимает значение слов, но чаще свое понимание может выразить с помощью практических действий или жестов.
Средний уровень – ребенок чаще словесно описывает предмет.
Высокий уровень – ребенок чаще дает определение слов, которое приближается к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Результаты представлены в Табл.№3
Табл. №3
класс | низкий уровень (%) | средний уровень (%) | Высокий уровень (%) |
1а | 11 | 60 | 29 |
1б | 10 | 50 | 40 |
1в | 13 | 55 | 32 |
Фонематический слух.
Низкий уровень – У ребенка существуют трудности в дифференциации звуков.
Средний уровень – Ребенок не всегда может различить звуки в слышимых словах.
Высокий уровень – Нарушений в фонематическом слухе нет. Ребенок тонко различает звуки в слышимых словах. Результаты представлены в Табл.№4
Табл. №4
класс | низкий уровень (%) | средний уровень (%) | высокий уровень (%) |
1а | 7,6 | 60 | 32,3 |
1б | 11,5 | 50 | 36,4 |
1в | 12 | 54 | 34 |
Смысловая вербальная память.
Низкий уровень – После одного, двух повторений ребенок запоминает небольшой рассказ.
Средний уровень – Ребенок запоминает рассказ после 4 – 6 повторений.
Высокий уровень – Ребенок запоминает рассказ после многократного повторения. Результаты представлены в Табл.№5
Табл. №5
класс | низкий уровень (%) | средний уровень (%) | высокий уровень (%) |
1а | 13 | 31 | 56 |
1б | 11,7 | 15,3 | 73 |
1в | 14 | 27 | 59 |
Чем старше становятся дети, тем все большую роль в их памяти начинают играть смысловые связи, тем больше и полнее функции памяти включают в себя процессы мышления и воображения.
Сформированность интеллектуальных умений.
Низкий уровень – При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь.
Средний уровень – Задания, требующие анализа, сравнения.
Высокий уровень – Ребенок определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
Различают понятийное и образное мышление. Понятийное мышление оценивается при помощи методики «исключение лишнего». Образное мышление оценивается при помощи методики «Четвертый лишний». Результаты представлены в Табл.№6 и Табл.№7
Табл. №6
Понятийное мышление
класс | низкий уровень (%) | средний уровень (%) | высокий уровень (%) |
1а | 5 | 47 | 48 |
1б | 11,5 | 50 | 38,5 |
1в | 7 | 46 | 47 |
Табл. №7
Образное мышление
класс | низкий уровень (%) | средний уровень (%) | высокий уровень (%) |
1а | 6 | 33 | 61 |
1б | 10 | 24 | 66 |
1в | 9 | 32 | 59 |
Развитие способностей осуществлять умозаключения
Низкий уровень – Установление закономерностей между явлениями и предметами затруднено.
Средний уровень – Не всегда может установить существенные связи между явлениями и предметами.
Высокий уровень – Ребенок легко и быстро устанавливает связи, существующие между явлениями и предметами. Результаты представлены в Табл.№8
Табл. №8
класс | низкий уровень (%) | средний уровень (%) | высокий уровень (%) |
1а | 23 | 53,8 | 19 |
1б | 11,7 | 15,3 | 73 |
Понимание пословиц.
Низкий уровень – В большинстве случаев ребенок не может объяснить смысл пословиц и предположить, в каких ситуациях их следует применять.
Средний уровень – В основном ребенок понимает пословицы конкретно, ему трудно объяснить переносный смысл пословиц.
Высокий уровень – Ребенок понимает переносный смысл, подтекст пословиц, может назвать те ситуации, в которых эти пословицы применяются. Результаты представлены в Табл.№9.
Табл. №9
класс | низкий уровень (%) | средний уровень (%) | высокий уровень (%) |
1а | 56 | 30 | 14 |
1б | 58 | 12 | 30 |
1в | 50 | 23 | 27 |
Понимание пословиц находится на невысоком уровне. Однако причины этого явления могут быть культурально обусловлены.
Психолог лицея № 95 Пигорева Т.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по результатам исследования «Русский язык в классах полиэтнического состава. Проблемы преподавания»
Современная полиэтническая школа — это новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными, приезжая из Ближнего Зарубе...
Результаты исследования учащихся 4-х классов
Исследование учащихся четвертой параллели: познавательных процессов, уровня их адаптации к школьному обучению....
Результаты исследования пятиклассников
Выявление детей группы «риска» (проблемы с учебной деятельностью, отклонения в поведении) в связи с переходом на новую ступень обучения....
Результаты исследования учащихся 7-х классов
Изучение сферы профессиональных интересов и предпочтений учащихся седьмых классов в связи с выбором профиля для дальнейшего обучения....
Результаты исследования восьмиклассников
Изучение уровня адаптации, сферы учебных интересов и предпочтений учащихся восьмых классов....
результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 5-9 классов СКОШ №614
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Н. ЛускановойДля скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся средних и старших классов коррекционной школы 8 вида в может быть использована...
Проведение психологического исследования и составление экспертного заключение по результатам исследования видеозаписи, размещенной на странице vk.com/id500409103 «Вячеслав Урусов»
Проведение психологического исследования и составление экспертного заключение по результатам исследования видеозаписи, размещенной на странице vk.com/id500409103 «Вячеслав Урусов»...