Беседа для родителей на тему"Самооценка ученика"
тест по психологии (5 класс) по теме

Ситник Елена Анатольевна

Что такое самооценка?Как ребенок оценивает  себя?Полезные советы для родителей и тесты на проведение самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoocenka_dlya_besely.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Беседа на тему: самооценка

Часто можно услышать: «Зазвездился! Самооценка у него завышенная!». Или наоборот, застенчивому, стеснительному человеку приписывают заниженную самооценку. Да и у кого из нас нет комплексов, идущих за нами из детства? А все они так или иначе связаны с нашей самооценкой. Так что же это такое?

Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Нередко родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Если вы задаете себе вопрос, что я могу сделать, чтобы вырастить ответственного, хорошо адаптируемого ребенка, с адекватной самооценкой, давайте попробуем разобраться в этом.

Со временем дети начинают четко понимать, кто они и как они «вписываются» в окружающий мир. Дети приходят к самооценке, в первую очередь, благодаря чувству того, что их ценят и бескорыстно любят наиболее важные для них люди. Если родители создают атмосферу высокой оценки любви детей, такими, какие они есть, то дети, вырастая, не боятся высказывать свое мнение, принимать решения, пользоваться шансами и справляться с жизненными трудностями.

То, как оценивает себя ваш ребенок, родитель может определить сам, наблюдая повнимательнее за поведением своего чада. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Полезные советы

1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с тем, каким он был вчера или будет завтра, т.е. сравнивайте его с самим собой.

2. Не стоит перехваливать ребенка, но нужно непременно поощрять, если он этого заслужил. Если вы требуете от ребенка после игры убирать за собой игрушки, то незачем хвалить его всякий раз, когда он это делает. Но если он прибрал не только за собой, но и за младшим братишкой, то нельзя оставлять это незамеченным.

3. Не ставьте себе целью решить за вашего ребенка все проблемы, но и не перегружайте его. Предложите ему помочь вам накрыть на стол, полить цветы или вытереть пыль на подоконнике. Он получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Но не нужно заставлять его делать то, что в силу возраста ему пока не по силам.

4. Помните, что вы являетесь для вашего ребенка образцом для подражания. Показывайте ему своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните две реакции: «Перчатки, которые связала мама, оказались меньше по размеру, чем она хотела. Ну ничего, в следующий раз она наберет большее количество
петель» / «Кошмар! Перчатки тебе малы! Больше никогда ничего вязать не возьмусь, лучше куплю в магазине!».

5. Поощряйте в ребенке инициативу.

6. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

7. Покажите ребенку, что вы признаете и понимаете его чувства, даже если не согласны с ним. Объясните, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Но помните, что признавать чувства ребенка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение.

8. Как бы вам ни нравилась ситуация или какой-то план, спросите об этом мнение ребенка, если необходимо, предложите ему пару альтернатив, приемлемых для вас. Это не только приучит ребенка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, а это дает ребенку чувство контроля над ситуацией. (Такой подход особенно эффективен, если ситуация сложная или вам нужно какое-то время, чтобы самому обдумать свой ответ).

9. Используйте ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, зная, что делать и чего ожидать.

10. Уважайте усилия ваших детей, им так многому приходится учиться.

11. Признавайте сильные стороны своего ребенка и хвалите его за них, а не фиксируйте внимание на его слабостях. Предоставьте ребенку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе, которая понадобится при выполнении заданий, трудных для него.

12. Бережно относитесь к миру вашего ребенка; уважайте его интересы, серьезно воспринимайте огорчения, какими бы тривиальными, бесконечно повторяющимися и скучными они вам ни казались.

13. Время от времени похвастайтесь своими успехами, пусть ребенок видит, что вы гордитесь и собой, а не только им!

14. Поймите, что «безобидные» прозвища или шуточные поддразнивания, кажущиеся вам забавными, совсем не так безобидно воспринимаются вашим ребенком. И если он просит вас перестать, прислушайтесь к нему!

Проверить уровень самооценки у вашего ребенка можно и с помощью несложных тестов.

Тест «Лесенка»

Его используют с трех лет. Покажите ребенку лесенку. И попросите поместить на этой лесенке всех знакомых ему детей. На трех верхних ступенях – хороших, умных, добрых и послушных детей, чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступенях – плохих. Чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя, и объяснить, почему. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку.

Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

• Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
• Если на 4-ю, то средняя (адекватная).
• А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на последнюю ступеньку.

Тест «Смешные человечки» 
Покажите ребенку рисунок, на котором изображены смешные человечки, сидящие на дереве, и попросите показать, где располагается он, его друзья, родственники. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает остальных, тем лучше к ним относится и тем большей значимостью они обладают в его глазах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."

Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении  истории родного города ...

Лист самооценки ученика на уроке "Деление клетки" в 6 классе.

Лист самооценки ученика на уроке "Деление клетки" в 6 классе, умк Сонин Н.И. "Биология. Живой организм."...

Лист самооценки ученика по географии на учебный год

Лист самооценки ученика по географии на учебный год....

Самооценка ученика

50 Положительных фраз для повышения самооценки ребёнка. 1. Ты мне очень помог. 2. Ты была права. 3. Я знаю, ты очень старался. 4. Я тебе очень благодарна. 5. У тебя классные и...

Лист самоанализа и самооценки ученика

Лист самоанализа и самооценки ученика...

Алгоритм самооценки ученика на уроке.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деяте...