Подросток и его взросление
методическая разработка по психологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Приблизительно к 14-ти годам, дети перестают быть детьми, с точки зрения послушания и покладистого отношения к взрослым. Надо отметить, что возрастные особенности подростков не всегда провоцируют какие-либо осложнения в школе, среди друзей или дома. Возрастные особенности проявляются в становлении его – как личности и проявлении новых интересов в собственном качественном развитии. В этот период большинство подростков теряют интерес к школе, к учёбе, происходит резкое расслоение учащихся по успеваемости. Возрастные особенности подростков проявляются в их общении между собой. Поведение их наполнено подражанием и по форме проявления они следуют примеру взрослых.
Они назначают свидания, курят, выпивают, то есть всячески подчёркивают свою взрослость, через подражание поведению взрослых. Этот процесс сопровождается конфликтами с окружающими, с семьёй и близкими друзьями.
В целом, это можно представить следующим образом.
Из положительных черт взросления подросток приобретает:
а) целеустремлённость;
б) напористость;
в) самостоятельность;
г) ответственность;
д) новый круг интересов;
е) развитие склонностей и предпочтений;
ж) новый круг знакомых;
Из отрицательных:
а) необдуманное подражание взрослым;
б) дурной пример со сторон;
в) агрессивность;
г) нежелание понять и принять совет;
д) вредные привычки;
е) часто – беспорядочные половые связи;
ж) связь со взрослыми компаниями;
з) нежелание учиться;
и) смена лидера или кумира (не всегда положительного).
Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка:
1.потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
2.повышенная утомляемость;
3.стремление обзавестись верным другом;
4.стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
5.повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
6.стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
7.отсутствие авторитета возраста;
8.отвращение к необоснованным запретам;
9.восприимчивость к промахам учителей;
10.переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
11.отсутствие адаптации к неудачам;
12.отсутствие адаптации к положению “худшего”;
13.тенденция предаваться мечтаниям;
14.боязнь осквернения мечты;
15.ярко выраженная эмоциональность;
16.требовательность к соответствию слова делу;
17.повышенный интерес к спорту;
18.увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Следует добавить, что четырнадцатилетние подростки драчливы, проявляют элементы жестокости и агрессивности, могут попасть под чужое влияние, попасть в уличные преступные группировки, то есть подвержены внушаемости и ведомости. В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.). Они порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, особенно проявляют активность при выполнении классных, общественных поручений, при уборке кабинета, школьной территории и т.д. (что говорит о высокой физиологической энергии), правда эта активность может уступить место утомляемости. Желание сохранить тайны и секреты у них соседствует с неумением хранить эти тайны и секреты от окружающих, подростки часто подставляют друг друга, стравливают между собой отдельные личности в коллективе, начинают давать друг другу “прозвища”, которые сохраняются вплоть до окончания школы. У многих подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей (“я все могу сделать сам”), эгоистическое самоутверждение, при котором он радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным чем он. Ребята 13-14 лет очень ранимы и обидчивы. Очень любят бравировать вещами, предметами, нарядами, которые есть только у них, но отсутствуют у остальных товарищей. Сейчас мы наблюдаем, как среди подростков идет разделение в классах на детей обеспеченных родителей и на детей из малообеспеченных семей (это особенно ярко проявляется в городах), на первое место ставится богатство, а не знания. Весьма активно в подростковом возрасте идет формирование “малых групп”.
Нельзя не упомянуть и вопрос о взаимоотношениях между подростками и учителями. Положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения со стороны подростков, и наставник должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить такое к себе уважение. От того, как учитель, сможет проявить себя при работе с подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения в школе. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью, вежливостью и занимательностью изложения нового материала.
Подростковый возраст имеет свои особенности.
Американский психолог Ст. Холл еще в начале XX века, подробно осветил эту тему. Подростковый возраст он относил к переходному, промежуточному периоду развития, периоду “бури и натиска”, а содержание подросткового возраста он охарактеризовал как “кризис самосознания”. Только преодолев этот кризис, подросток приобретает “чувство индивидуальности”. А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии поиска своего “я”, ему будет присуща неустойчивость, которая проявляется в следующих моментах: высокая активность сменяется ослаблением, самоуверенность сменяется застенчивостью, эгоизм может переходить в альтруизм, веселое, приподнятое настроение сменяется апатией, спокойная сосредоточенность вдруг переходит в бесконечные рассуждения, стремление к новациям может уступить место любви к рутине и т.д.
Немецкий философ и психолог Э. Шпранглер выделяет и описывает три типа развития подросткового возраста. Первый тип развития – это “подростковый кризис”, когда ребенок переживает свой возраст, как “второе рождение”. Второй тип развития отличает стабильный и постепенный рост, когда ребенок плавно приобщается к “взрослой деятельности”. Третий тип развития представляет собой более активное и сознательно направляемое самим индивидом самовоспитание, преодоление усилием воли, собственных недостатков, в том числе тревоги, кризисных проявлений, а также более ясное осознание своей индивидуальности.
По словам Б.Ц. Бадмаева, “подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков. Девиантное поведение подростков приносит много хлопот не только непосредственным воспитателям – учителям, но и всей воспитательно–образовательной и правоохранительной системе. И у медицины тут есть проблемы, связанные с нервно-психическими расстройствами подростков, наркоманией, сексуальными отношениями и т.д.”.
Переход к периоду подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название “подросткового кризиса”, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину – интимно-личное общение), психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.
Одной из возрастных особенностей подростков является повышенная утомляемость. Ученый Г.Г. Шахвердов, много лет изучавший особенности протекания физиологической перестройки организма, находит следующие причины возникновения этой проблемы: “У подростка более интенсивно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы. Передняя доля гипофиза стимулирует рост организма в длину и вместе с щитовидной железой усиливает обмен веществ в организме”. “Сердечно-сосудистая система еще не достаточно совершенна. В среднем школьном возрасте в связи с общим ростом тела в длину наблюдается интенсивный рост всей сердечно-сосудистой системы при некотором несоответствии в росте сердца и сосудов”. “В самом начале этого возраста рост сердца несколько задерживается, кровяное давление понижается, что сопровождается часто общим малокровием, и, в частности, малокровием мозга, вялостью и повышенной утомляемостью”. Именно в этом возрасте происходит все большее расходование энергии, которые не могут остаться без определенных последствий. Отсюда напрашивается вывод о том, что даже обычные нагрузки приводят к переутомлению.
К. Д. Ушинский в работе “Человек как предмет воспитания” указывал, что педагог, стремящийся воспитывать человека должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях. “Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить”.
В 60-е годы XX века Д. Б. Эльконин высказал гипотезу о том, что “нет оснований для абсолютизации существующей схемы возрастов, основанной на среднестатистических возрастных нормах развития, для превращения их в некий инвариант любого возможного пути умственного развития. Эта схема отражает лишь вполне определенный и конкретный путь умственного развития детей, протекающего в конкретно-исторических формах…”.
Психическая деятельность человека носит опосредованный характер. Поэтому индивидуально-возрастные особенности младших подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер. Так, например, Пиаже считал, что логические операции развиваются у детей только к 11-12 годам. Исследования Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова показали, что при изменении условий обучения, меняются возрастные границы и формы психического развития детей.
Таким образом, индивидуально-возрастные особенности подростков обусловлены:
1.особенностями биологического развития организма;
2.культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития;
3.условиями обучения и воспитания;
4.резервами индивидуального развития. Причем процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер.
Индивидуально-возрастное развитие характеризуется необратимостью своих процессов. На каждом новом витке развития реализуются результаты предыдущего этапа.
Внутренней движущей силой процесса развития является единство борющихся противоположностей. Разрешение внутренних противоречий и приводит через скачок к новому этапу развития. Результатом индивидуально-возрастного развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно новый способ функционирования психики, личности, а раскрытие их субстратных характеристик позволяют прогнозировать ход развития личности. Возникновение психических новообразований характеризует “непрерывный процесс самодвижения” личности (Л.С. Выготский). Причем процесс самодвижения в современной психологической науке рассматривается в единстве двух противоположных сторон:
1.интериоризация существующих во вне социальных факторов, их усвоение;
2.выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности.
Изучение индивидуально-возрастных особенностей детей необходимо для выявления резервов развития подростков. Знание и пользование в педагогической практике резервов развития подростков более успешно обучать и воспитывать детей. Перед педагогом встают проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить. Учеными и практиками затрачиваются колоссальные усилия для их разрешения. Но почему-то установилась печальная закономерность: чем дальше идет процесс обучения, тем ниже активность учеников. В социальную технологию взаимоотношения по формуле “учитель снабжает – ученик потребляет”, познавательная мотивация ученика, выбор учеником своего места в жизни не вписывается. Знаменитые “почемучки” именно поэтому и остаются в дошкольном детстве, что у них на жизненном пути устанавливается шлагбаум “ответы без вопросов”. Формируется определенный тип ученика – интеллектуального потребителя.
Неправомерно рассматривать индивидуальные особенности школьника (например, индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) безотносительно к возрастному периоду, стадии его развития. Одно из основных условий успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих особенностей на каждой возрастной ступени. Возрастные особенности всегда существуют и проявляются в форме индивидуальных вариантов развития и являются фоном для изучения индивидуальных различий. Учет психологических особенностей чрезвычайно важен в воспитании и обучении.
Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. Писательница Елена Кононенко правдиво охарактеризовала сложность и противоречивость подросткового возраста: “Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанах и охотно заглядывается на витрины игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить строить планы своего будущего”. А вот, что написал о подростковом возрасте, главный редактор “Семьи и школы” Н. Монахов: “Подрастают дети, сложнее становится их жизнь и уже не все в ней открыто нам. Новые друзья и увлечения, интересы и занятия – как разобраться, как отнестись ко всему этому? Только с уважением. Подростковая пора испытывает и взрослых, и самого подростка – что накоплено, что создано в предшествующие годы? Опыт сотрудничества, соучастия всех в семье в жизни каждого, внимания и взаимного понимания позволяет иные перемены предвидеть, другие – предупреждать, третьи – поддерживать. Более того, этот опыт открывает взрослым благодатную возможность в полной мере передать детям все, что дали прожитые годы: житейскую опытность, знание людей, нравственные убеждения. Подростку необходимо все это – ведь он уже на пороге взрослой жизни. Конечно, что-то не примет, с чем-то не согласится, что-то решит и сделает по-своему. Отнесемся с уважением и к этому выбору.
А если все годы держали, вели за руку, сами решали, и он выполнял, а теперь не слушается, вырывается, рвется, неведомо куда? И к этому отнесемся с пониманием и уважением. Иначе и нельзя: ведь больше не удержим… Пусть его стремление кажутся нам нелепыми, претензии – преувеличенными, суждения – необоснованными. Понять все это он может только как взрослый человек – собственным уразумением и в равноправном сотрудничестве с близкими, а не по нашей команде. Нам открывается последняя возможность стать для него такими близкими”.
Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшей психологической особенностью является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. В целом – это период завершения детства и начала “вырастания” из него. Американский музыкант Ди Снайдер так описывает этот возраст: “Юность великолепна и трудна – но это ее великолепие непонятно, пока ты не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад. Это время необходимых несоответствий: тело тянется вверх, а голос становится ниже: усы, хоть убей, не прорастают, зато физиономия усыпана целым урожаем прыщиков; к тому времени, когда ты наконец начинаешь интересоваться противоположным полом, противоположный пол демонстрирует явную потерю интереса к тебе; родители требуют, чтобы ты “был взрослым”, требуя одновременно, чтобы ты “прекратил изображать из себя умника”. К тебе относятся не как к маленькому ребенку, но и не как к взрослому, а как к чему-то посередке”.
А вот точка зрения Б.Ц. Бадмаева: “Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростком объясняется изменением отношения подростка к действительности: он чувствует себя “уже не ребенком” или “не хуже взрослого”, а взрослый продолжает считать его ребенком, т.е. налицо изменение позиции ребенка по отношению к самому себе и ко всем взрослым, в том числе к учителям и родителям”.
Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.
С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. С другой стороны, именно в подростковом возрасте наблюдаются отдельные случаи отрицательного отношения к учению; учителю в каждом конкретном случае нужно выяснять причины такого отношения. Одной из таких причин является своеобразная реакция подростка на те или иные неудачи в учении, вызванные иногда случайными обстоятельствами (например, болезнью), ведущие к снижению успеваемости.
Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.
Существенные знания при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание или неуспехи в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. “Желание хорошо учиться, – утверждал В.А. Сухомлинский, – приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями”.
Многие педагоги для устранения неуверенности ученика в своих силах преодоления отрицательного отношения к учению специально создают “ситуации успеха”, например, задавая вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ.
Широко известен психологам эффект Розенталя – Якобсона. Эти исследования показали, какое огромное значение для успехов ученика имеют ожидания учителя, и его настрой, предвзятость. Большое значение для подростка имеют благоприятные ситуации, создаваемые педагогами: одобрение при правильном ответе ученика или старании; подчеркивание самого незначительного успеха, похвала и другие.
Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не “маленький”.
К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п. Для учащихся, имеющих затруднения при выполнении самостоятельной работы, нужно принимать меры, соответствующие каждому конкретному случаю. Это может быть разделение сложной задачи на этапы, помощь ученикам в составлении плана ответа. Учитель стремится к тому, чтобы выработать у учащихся навыки обобщать, делать выводы, выделять наиболее главное и т.п.
В подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает новые черты и качества. У подростка учителям надо предупреждать или устранять такие недостатки мышления, как склонность к слишком “смелым аналогиям”, поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности проявляются в том, что одни из учащихся более продуктивно работают над образным материалом, а другие – со словесным материалом, третьи – одинаково хорошо работают и с наглядно-образным и словесно-логическим материалом. Учитель обязательно должен стремиться развивать такие индивидуальные свойства мышления, как, например: излагая материал словесно, подкреплять его обзорным, и наоборот.
Внимание подростков постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти и т.д.) и выступает как форма, способность организации этого процесса. В подростковом возрасте человек становится изобретательным, анализирующим и восприимчивым.
Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Усиливается стремление добиваться понимания того, что надо запомнить, и воспроизводить не буквально, а своими словами, делая при этом нужные сохранения и обобщения. Свойства памяти у каждого ребенка различны. Одни сразу же могут воспроизвести правила, определения и т.д. Другие на этапе первичного ознакомления с материалом этого сделать не могут (не потому что не хотят, а именно не могут). Таким ученикам надо еще некоторое время для осмысления, запоминания. Учитывая свойства памяти, мышления, таких учащихся нужно спрашивать не сразу, после ознакомления с новым материалом, а через урок, может быть два, давая им необходимое время. Но к концу изучения темы, конечно, все учащиеся должны знать и уметь формулировать основные понятия.
В отличие от хорошо успевающих учеников, слабоуспевающие из-за недостаточно развитой речи, мышления, не умения излагать мысли своими словами, стремятся запомнить и воспроизвести учебный материал почти дословно. При этом они часто не понимают сущности излагаемых предметов, явлений, а схватывают лишь внешне наиболее бросающиеся в глаза. Здесь, с одной стороны, сказываются индивидуальные особенности памяти учеников, с другой – содержание и характер изложения этого материала.
На первом этапе ученикам можно отвечать по составленному дома плану, используя наглядные пособия, схемы, таблицы, можно использовать карточки. В тактичной форме, надо обратить внимание ученика на ошибки при запоминании нового материала, учить выделять и находить в тексте наиболее главное, существенное. Недостатки памяти у остальных учащихся часто имеют свои корни не в том, что эти ученики от природы слабые, а в особенности их характера, общей заторможенности, пассивности, нерешительности, неуверенности, которые делают процесс заучивания вялым и поэтому не достаточно продуктивным. Основное направление в индивидуальной работе с такими учащимися – это поддержка уверенности в себе, в своих силах, уверенности в успехе. Иногда дети обнаруживают стремление механически заучивать то, что требует осмысления. Большое значение для осмысленного запоминания материала, имеет речь. Поэтому следует требовать от учащихся своими словами по-разному, но всякий раз правильно передавать тот материал, который подлежит буквальному заучиванию.
Немалую роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета. Они как бы окрыляют его, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. С другой стороны, наблюдаются и такие случаи, когда оценка по тому или иному предмету побуждает подростка “доказать”, что она случайна, что он может достигнуть успеха, высокой оценки знания, и эта борьба за выправление неудач нередко ведет к тому, что интерес к учебному предмету повышается. На понижение интереса подростков к учению, может влиять возникновение какого-либо сильного, всепоглощающего интереса в области, непосредственно не связанной с учением, а именно – увлечение спортом, музыкой и др. Некоторые исследователи находят причины снижения интереса к учебе в том, что в подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в “первую любовь”. О своих первых переживаниях и мальчики, и девочки боятся говорить друзьям, родителям, учителям, боятся, что над ними будут смеяться. И они часто бывают правы.
Следует сказать также о том, что надо бороться с наблюдающимся у подростков стремлением одновременно браться за многое. Широта интересов может повлечь за собой их разбросанность. Подростковый возраст не случайно называют трудным или даже критическим. “Подросток, – писала Н.К. Крупская, – уже не ребенок, у него острый интерес ко всему окружающему, очень большая активность, очень большое стремление к труду физическому и умственному”.
Задача педагогов состоит в том, что бы создать педагогическое пространство, где ребенок имел бы возможность для разностороннего проявления своей личности, обогащения своего внутреннего мира – основа, на базе которой формулируется и развивается творческий процесс. К ребенку следует отнестись с пониманием и не бросаться сразу наказывать их за какую-нибудь оплошность. Психолог Т. Васильева советует не наказывать ребенка и не ругать:
а) когда он болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакция непредсказуема; когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;
б) сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, недоразумение или конфликт), пусть даже в этой травме или неудаче виноват только он сам; нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;
в) когда не справился с делом, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, прилагая искренние старания справиться, хотя и не в полной мере, когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, нетерпение, просто неопытность – короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;
г) когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны или сомнительны;
д) когда мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль, не преодолена. И в этом состоянии гнев всегда несправедлив.
Хочется привести слова замечательного и талантливого педагога Ш.А. Амонашвили: “Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества. Многогранный жизненный опыт человечества. Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность”.
Вот что говорят подростки о себе:
…мы находим прелесть в том, чтобы напиваться, а потом вспоминаем то, что творили или не вспоминаем, мы прекрасные лгуны, но плохие актеры, мы стараемся доказать всем, что у нас много друзей, и что нам плевать на чужое мнение, мы жертвы интернета и табачной продукции живущие сегодняшним днём, мы все такие крутые…а в душе мы слабые, нуждающиеся в ком-то, замкнутые в себе, ведь если откроемся нас никто не поймёт, на самом деле - МЫ НИКОМУ НЕ НУЖНЫ…
Общение в подростковом возрасте
Общение с родителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Психологи считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, которое толкает на утверждение самостоятельности. Подобная взрослость для подростка первоначально выступает в отрицательном ракурсе - требования свободы от зависимости и ограничений со стороны взрослых. В сознании подростка происходит бурная «переоценка ценностей» и перестройка отношений с родителями.
Подростки болезненно реагируют на ущемления своих прав, но в то же время испытывают потребность в поддержке. Благоприятной является ситуация, когда взрослый сможет построить дружеские отношения с ребёнком. В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания этих контактов.
Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.
В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.
Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Например, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободится из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя. Характерными для подросткового возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону.
При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку. Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.
В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие. Подросток из авторитарной семьи обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив (говорит тихим голосом, опускает глаза), или расхлябано, дурашлив неуважителен.
В то же время в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым. Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.
Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций. Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки.
Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям. В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, которые в свою очередь, контролирует позиции матери и отца в отношении к ребенку. Например, американская ментальность выделяет образ «мамочки», который Э.Эриксон распознает по ряду признаков как исторически сложившийся феномен.
Признаки «мамочки» по Э.Эриксону:
1)«Мамочка» - бесспорный авторитет в вопросах нравов и нравственности в своем доме и в своей общине;
2) В любой ситуации, где это расхождение приходит в столкновение с почтением, которого она требует от своих детей, она винит детей, но никогда не винит себя;
3) Она демонстрирует непреклонную враждебность к любому свободному выражению самых наивных форм чувственного и сексуального удовольствия со стороны своих детей и достаточно ясно дает понять, что их отец, с его сексуальными притязаниями, смертельно ей наскучил;
4) Она стоит стеной за высшие ценности традиции, хотя сама не хочет становиться «старушкой».
Этих признаков достаточно, чтобы показать: «мамочка» - это образ женщины, в жизненном цикле которой остатки инфантильности соединяются с рано наступившей старостью, вытесняя средний диапазон женской зрелости, в результате чего она становится эгоцентричной и косной. Фактически как женщина и как мать она не доверяет своим чувствам.
Немецкая ментальность выделяет образ «немецкого отца», который выступает в роли главы и тирана, преданного государству человека. Отчужденность и строгость «немецкого отца» традиционно возрождаются из истории культуры.
Подросток нуждается в ограничениях и запретах. Ему необходимо сталкиваться с препятствиями, чтобы оценить свои желания и возможности. Когда не существует рамок, подросток легко подвергает себя опасности. Он становится заложником сиюминутных желаний, вместо того чтобы учиться планировать свою жизнь. Родители духовно, телесно, финансово отвечают за здоровье и жизнь ребенка, и они обязаны ставить ограничения — это вопрос безопасности и ответственности. Ребенок должен ночевать дома, или родители должны знать точно, где он находится, чтобы в любой момент с ним связаться. Если ребенка просто ставить перед фактом, он, скорее всего, взбунтуется, поэтому правила и санкции лучше с ним согласовывать, стараясь прийти к компромиссу. Допустим, он захотел прийти домой в полночь, а обычно приходил в восемь вечера: можно договориться о возвращении в десять вечера. Каждый держит слово и отвечает за свои поступки. Для родителей поиск компромиссов — это вопрос доверия к ребенку, для подростка — сигнал о том, что у него есть тыл, где его всегда примут, поймут, простят и помогут. Что бы ни случилось, он должен чувствовать, что дома его любят — любого.
Важный момент в подростковом возрасте – половое созревание, которое является центральным психофизиологическим процессом. Особое значение приобретает при этом быстро меняющийся телесный облик человека. 80% подростков приходят на психологическую консультацию с рассказами, что тело пугает их и очень им не нравится. Распространенны тревоги по поводу избыточного веса (толщины), недостаточного роста (у мальчиков), гинекомастии (увеличения грудных желез по женскому типу у мальчиков, часто наблюдаемое в период пубертата), гирсутизма (оволосения тела по мужскому типу у девочек), слишком короткого полового члена (помимо больших природных вариаций, сказывается оптическая иллюзия: собственный член мальчик видит сверху, а чужой - сбоку, поэтому он кажется длиннее) и т. п. Родителям необходимо быть очень тактичными во всем, что касается изменения тела их детей. В это время любые даже безобидные с точки зрения взрослых шутки и замечания переживаются подростками остро и болезненно.
Подростковый кризис проходит нормально, если подросток временами чувствует себя не в своей тарелке, начинает хуже учиться, может грустить (и страдать!) из-за несчастной любви; если его желания становятся противоречивы - хочется одновременно ничего не делать и достигнуть успеха, хочется заниматься сексом со многими и в то же время иметь особые, исключительные отношения с кем-то одним, хочется избавиться от родителей, и одновременно существует потребность в них. Нередко подростку хочется быть независимым именно тогда, когда он чувствует себя таким уязвимым...
В каждой семье границы и нормы отношений свои, но в любом случае у родителей поведение ребенка должно вызвать беспокойство, если он на протяжении многих месяцев не развивается интеллектуально, физически или социально. Мягкие формы проблемного (или часто протестного) поведения — это демонстрация новых черт своей личности, нового стиля поведения. Избыток косметики, длинные или очень короткие волосы, рваные джинсы, громкая музыка, постеры на стенах, курение, нецензурная лексика, грубость, хамство... Крайние, порой опасные формы поведения тоже хорошо известны: уходы из дома, отказ от учебы, разного рода зависимости (от игромании до наркомании), проституция, попытки суицида.
Стоит отметить, что говоря о попытке самоубийства или даже совершая ее, подростки, как правило, не ищут смерти как таковой и до конца не понимают опасности затеянной ими «игры». Для них суицид — это символическая форма ухода, попытка вырваться из семейной системы, одна из форм сепарации. Этим шагом ребенок говорит: раз вы не дали мне больше любви, не услышали мой крик о помощи (не обратили внимания на мой уход из дома, не изменили правила в семье, не заметили, что я стал другим), тогда я уйду из жизни. Нельзя оставить такие рассуждения без внимания. Обратиться к подростку с предложением сесть и поговорить, узнать как он хочет жить, как хочет, чтобы жили родители, необходимо до его демонстративной попытки уйти их жизни, иначе это может плачевно закончиться.
Родителям легче пережить отдаление ребенка от семьи, поддерживая и успокаивая друг друга: не волнуйся так, посмотри, какой он (она) уже взрослый(ая)... Если семья неполная, можно опереться на родных и друзей, прибегнуть к помощи психолога. Переходный период заканчивается, когда мы сформулируем правила для новой стадии жизненного цикла и начнем им следовать.
Итак, пять основных противоречий, переживаемых подростком:
1. Бунт против контроля со стороны взрослых – потребность в руководстве.
Правильные решения приходят с опытом; опыт – порождение неверных решений. Взрослые должны быть рядом, когда подростки принимают неправильное решение, и помогать им учиться на собственных ошибках. В то же время у подростков должно быть достаточно свободы, чтобы иметь возможность на неправильные решения.
2.Желание близости – страх интимности.
Подросткам хотелось бы иметь близкие отношения с окружающими, как со сверстниками, так и с авторитетными взрослыми, но подростки подозрительны. Действительно ли другие интересуются ими искренне? Поймут и примут ли их? Что требуется от них при близких личных отношениях?
3.Испытание и проверка на прочность внешних границ – поддержка и забота со стороны взрослых.
Структура или система (семья, школа, церковь, порядки в закрытом учебном заведении и т.д.) должны быть крепче, чем подростки, проверяющие их на прочность. Это основная составляющая безопасного взросления.
4.Мысли о будущем – ориентация на настоящее.
Подростки, готовящиеся к поступлению в институт, прекрасно знают, что для этого нужно много заниматься, а не висеть часами на телефоне, но часто ничего не могут с собой поделать.
5.Сексуальное созревание – психическая неподготовленность к сексуальному опыту.
Подростки активно интересуются всем, что касается сексуальной сферы, но вступать в сексуальные отношения слишком рано не следует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендательный обзор современной литературы для подростков "Позитивное взросление. Читаем с родителями и без".
На сегодняшний день книжные прилавки пестрят изобилием современной литературы. Но как сориентироваться в книжном пространстве? Как выбрать качественную литературу, которая окажет положительное влияние...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Границы взросления,где они..."презентация
Что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании ребенка.Это диалог между родителями и детьми приводит к решению многих поблем....
Авторская коррекционно-реабилитационная программа "На пороге взросления"
Эта программа направленна на помощь подросткам в социальной адаптации, самооприделении и самореализации....
Праздник взросления.
Сценарий первого праздника для дошколят, которые посещают объединение "Золотой ключик". Буратино и Врака-Забияка создают на празднике атмосферу радости, помогают детям познакомиться друг с другом, с п...
Презентация по теме "Взросление"
Презентация к уроку обществознания в 7 классе, по учебнику А.И.Кравченко...
Время духовного взросления
Размышление о духовно-нравственном воспитании школьников...
Памятка "Подросток. Трудности взросления"
Памятка для родителей об основных особенностях подросткового возраста....