Авторская коррекционно-реабилитационная программа "На пороге взросления"
методическая разработка по теме
Эта программа направленна на помощь подросткам в социальной адаптации, самооприделении и самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2011-revzina_-_programma_-_na_poroge_vzrosleniya.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение социального обслуживания
“Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних
«Возвращение»
программа
«на
пороге взросления»
Подготовила:
воспитатель старшей группы
отделения социальной реабилитации
Р Е В З И Н А Л . М .
г. Саратов
Актуальность программы.
Подростковый возраст – время вопросов и ответов, в котором засеиваются семена на будущие годы жизни, время нового осмысления себя, мира и своих отношений с окружающими.
Взрослеющие дети задают себе вопросы о будущем, о способностях и возможностях, о выборе профессии.
Их волнуют проблемы взаимоотношений полов, семейной жизни.
Подросток оказывается перед необходимостью сделать ряд важных жизненных выборов, и ему требуются определенные умения осознать готовность проявить свои возможности в реально-взрослой позиции. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, в дальнейшем терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается социально-некомпетентным и личностно зависимым.
У большинства воспитанников нашего Центра самооценка неадекватна, многие подростки имеют заниженную самооценку, он не уверены в себе, подавлены, легко ранимы.
Наблюдения за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, имевшими негативный опыт семейного воспитания в социально-неблагополучной семье, показывали, насколько отдалены эти дети от нормальной жизни, как искажены их понятия о необходимости образования, о нормальной семье, об ответственности за слово и поступки.
Естественно это негативно отражается на адаптации в новом месте, на умении подростков анализировать свои возможности и преодолевать трудности, желании работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания, критического отношения к информации.
Используя эти предпосылки, я пришла к выводу о необходимости создания коррекционно-реабилитационной программы «На пороге взросления».
Данная программа направлена на помощь подросткам в социальной адаптации, самоопределении и самореализации.
Вместо того, чтобы навязывать подросткам нравственные правила и стратегии поведения, мы будем стараться развить в них ростки самостоятельности и ответственности, пробудить стремление к достижению позитивных целей, благополучия.
Основной методический принцип программы: воспитатель не подменяет, не подавляет своим опытом и авторитетом личную инициативу подростков.
Мы стремились пробудить активность их собственного поиска многозначностью тем, разнообразием методических подходов, деликатностью и возможностью анализировать разные точки зрения.
ЦЕЛЬ:
Подготовить подростка к выбору правильного жизненного пути.
ЗАДАЧИ:
- Подготовить несовершеннолетних к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых.
- Развивать желание работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
- Формировать потребности несовершеннолетних в здоровом образе жизни, в создании собственной благополучной семье, в самопознании.
- Воспитывать ответственное отношение к профессиональному выбору.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Подростки смогут адекватно оценить свое место в жизни, выбрать правильный самостоятельный жизненный путь, овладеть профессией, создать собственную благополучную семью.
Формы проведения и методы работы:
- час чтения,
- час обсуждения,
- беседа,
- обсуждение проблемы,
- дискуссия,
- радиопередача,
- театрализация,
- устный журнал,
- изодеятельность,
- наблюдение,
- тестирование,
- анкетирование,
- развивающие игры,
- ролевые игры.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: несовершеннолетние от 12 до 18 лет.
Программа носит комплексный характер, затрагивая интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие подростка.
Программа «На пороге взросления» состоит из 3 блоков.
1 блок Анкетирование несовершеннолетних.
Анкета «На пороге взросления».
2 блок Комплексные занятия.
Принципы построения коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними по программе «На пороге взросления»:
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних.
2. Принцип доступности излагаемого материала.
3. Принцип актуальности предлагаемых тем для обсуждения.
4. Принцип связи с жизненным опытом.
5. Принцип установления доверительных отношений, уважения права участников на собственное мнение.
Если состав группы разновозрастной, для участия в занятиях воспитанники делятся на 2 подгруппы:
- от 11 до 14 лет,
- от 14 до 18 лет.
Задания дифференцируются с учетом возрастных особенностей подгруппы.
Изложение познавательного материала предлагается в доступной форме.
Обсуждение строится в эмоциональной форме – форме дискуссий, споров, столкновений мнений.
3 блок Оценка результативности мероприятий программы.
Итоговая диагностика.
Анализ результатов реабилитации.
Программа «На пороге взросления» состоит из 3 тематических циклов. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 6 месяцев.
1 цикл | «Каким человеком я хочу стать?» Его цель – включить подростка в процесс самопознания, помочь ему определить, каким человеком он хочет стать в будущем. Этот цикл нацелен на то, чтобы научить несовершеннолетних изучать себя, определять свои потенциальные возможности, способности и развивать их, формировать в себе положительные качества личности. Он включает в себя занятия: | |
1. | «Кто я?», «Какой я?», «Моя жизненная лестница». | |
2. | «Как научиться жить в оптимальном режиме?». | |
3. | «Как все успевать?» (практикум). | |
4. | «Жизнь – это …» (беседа). | |
5. | «Доброта для души, а здоровье для тела» (час чтения). | |
Тематический цикл включает также организацию других видов деятельности: | ||
1. | «Киллеры XXI века» (устный журнал – информационно-тематическая акция). 01 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. | |
2. | «Настоящий друг. Какой он?» (обсуждение). «7 историй о настоящей дружбе?» (радиоспектакль «СТРИЖа». | |
3. | «Трудное решение» (ролевая игра). |
2 цикл | «Дело, которое мне по душе» Его цель – помочь подросткам выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности, разобраться в области своих интересов, способствовать формированию ответственного отношения к профессиональному выбору. Он включает в себя занятия: | ||
1. | «Кем мне стать?» (анкетирование). | ||
2. | «Мои жизненные интересы и пути их реализации». | ||
3. | «Все работы хороши, выбирай на вкус». | ||
4. | «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается». | ||
Тематический цикл включает также организацию других видов деятельности: | |||
5. | «Родник талантов не иссякнет» (выставка совместно с Потаповой Л.Ю.) | ||
6. | «Мир твоих увлечений» (вечер встреча с интересными людьми – представителями учреждений дополнительного образования). | ||
7. | «Новые профессии на рынке труда» (посещение «Ярмарки вакансий» при Центре занятости). | ||
8. | «Операция ТД «Мой выбор» (акция-практикум). | ||
9. | «Мир моих увлечений». «Остановись мгновенье, ты прекрасно» (организация фотовыставки). | ||
10. | «Парад профессий» (познавательная игра). | ||
3 цикл | «Какой должна быть благополучная семья?» Его цель – помочь подростку открыть для себя значение семьи в жизни, изменить отношение подростков к своему дому, своей роли в семье. Он включает в себя занятия: | ||
1. | «Моя будущая семья» (проект). | ||
2. | «Семья – бесценный дар жизни». «Кто в семье самый главный?» (беседа). | ||
3. | «Нравственные контуры семьи» (разбор конкретных ситуаций). | ||
4. | «Каково на дому, таково и самому» (устный журнал). | ||
Тематический цикл включает также организацию других видов деятельности: | |||
5. | «Мужские и женские обязанности по дому» (практикум). | ||
6. | «Женщина – хранительница домашнего очага и покоя семейного» (посещение клуба «Берегиня»). |
ЛИТЕРАТУРА:
- Афанасьев Т. Семья. М., изд. «Просвещение», 1988.
- Байярд Р.Т., Байярд Я. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Пер. с анг. М., изд. «Просвещение», 2001.
- Бестужев-Лада. Ступени к семейному счастью. М. 1998.
- Вульфов Б.З., Гребенников И.В. Мир детства: Подросток, изд. «Педагогика», 1982.
- Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М. 1987.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М, «Педагогическое общество России», 2000.
- Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.
- Козлов Н. Как относиться к себе или практическая психология на каждый день, М., 1994.
- Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. 1996.
- Сагир В. Как строить себя и свою семью, М. 1992.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М, изд. «Творческий центр», 2003.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинение. Том первый, М., изд. «педагогика, 1979.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1984.
- Тимошенко А.Н. Воспитание старшеклассников. М. 1983.
- Хоментауская Т. Семья глазами ребенка. М., изд. «Педагогика», 1989.
- Элиум Д. Элиум Дж. Воспитание сына. С-Петербург, 1997.
- Элиум Д. Элиум Дж. Воспитание дочери. С-Петербург, 1997.
- Диалоги о воспитании. Ваш ребенок. Педагогика семейных воспитаний. Когда наступит зрелость, М., изд. «Педагогика, 1983.
- Мы живем среди людей. Кодекс поведения. М., 1989.
- Семейно-бытовая культура, Минск, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...
календарное планирование кружка "На пороге взросления"
материал для работы с детьми группы риска...
Классный час в 8 классе на тему: «На пороге взросления».
- На пороге «взрослой жизни» становиться актуальным задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмышлять над этой не легкой...
Классный час в 9 классе на тему: «На пороге взросления».
В ходе классного часа -беседы учащиеся проходят тренинги, которые способствуют лучшему осознанию собственной жизни, ее целей, пониманию своих сил и возможностей....
Рабочая программа внеурочной деятельности «На пороге взросления»
Программа «На пороге взросления» разработана на основании возрастных потребностей обучающихся 15-17 лет. Выбор адресатов программы продиктован возрастными и личностными особенностями...
Классный час в 8 классе на тему «На пороге взросления»
Цель: формирование ценностного отношения школьников к своему эмоциональному состоянию и умения адаптироваться к окружающей действительности....
беседа "На пороге взросления"
Беседа "На пороге взросления" 9 класс...