Наркоэпидемии вместо счастья
статья по психологии (8,9,10,11 класс) по теме
Материалы в помощь классным руководителям для проведения тематических родительских собраний и классных часов. Включает памятки для родителей и близких "Как не просмотреть подростка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filolog_1311947540.zip | 193.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище (ГОУ НПО ПУ) № 93
НАРКОЭПИДЕМИИ ВМЕСТО СЧАСТЬЯ
Материалы в помощь классным руководителям
для проведения тематических
родительских собраний и классных часов
Составитель: Меркурьева Елена Анатольевна,
педагог-психолог
г. Раменское
Московская область
2011
Наркомания – одна из серьезнейших болезней современного мира, развивавшаяся в геометрической прогрессии с 30-х годов ХХ века и охватившая к сегодняшнему времени сотни миллионов потребителей наркотиков.
Этот наиболее прибыльный криминальный бизнес (приносящий в копилку международных криминальных сообществ ежегодно сотни миллиардов долларов) продолжает развиваться, постоянно совершенствуя технологию изготовления наркотиков естественного (растительного) происхождения и синтетических средств и множа количество жертв, становящихся зависимыми от наркотиков. Очень выгодный бизнес, несущий горе миллионам семей.
Озабоченность проблемой роста распространения наркотиков во всем мире, тем не менее, не позволяет найти противоядие этому явлению. Здесь не помогают даже такие крайние средства, как применение смертной казни в ряде азиатских и иных стран за торговлю и даже употребление наркотиков.
В России за последние 20–30 лет количество наркоманов увеличилось в сотни раз, (хотя официальной надежной статистики в данной области не существует).
Многие подростки, молодые люди склонны думать (и пытаются убедить в этом других), что употребление так называемых легких наркотиков (например, марихуаны) не только не влияет на здоровье, но и не вызывает привыкания. Но в реальности идёт процесс обострения заболевания и медленной, а иногда и неожиданной смерти. Зачастую этот процесс ускоряется в связи с переходом на употребление сильных наркотических веществ.
Сегодня многие лечебные учреждения рекламируют стопроцентное излечение от наркозависимости. Но общение с врачами-наркологами заставляет усомниться в этой рекламе. Такой результат возможен не только при искреннем желании наркомана, но и его волевом решении. А такое под силу далеко не всем.
НАРКОЭПИДЕМИИ ВМЕСТО СЧАСТЬЯ
Для того чтобы стать наркоманом, не нужно большого ума. Даже у насекомых обнаружены наркоманы со всеми их характерными признаками. Так, некоторые виды жуков и гусениц выделяют вещества, привлекающие муравьёв настолько, что муравьи начинают кормить и охранять этих насекомых в ущерб хозяйственной основной деятельности, и в результате муравейник погибает. Наглядное предостережение для нашей цивилизации…
Хотя наркотики известны с глубокой древности, массовость наркомании имеет сравнительно короткую историю. Вероятно, дело в том, что в далёкие времена цивилизации существовали изолированно, а наркотик особенно опасен, когда проникает на новые территории, где не происходил многовековой отбор людей, устойчивых к этому наркотику . Впрочем, возможно, древние наркотические эпидемии не зафиксированы потому, что охваченные ими цивилизации скоротечно погибли, не оставив следов.
Первая известная массовая наркомания наблюдалась в Китае в XVIII–XIX веках. Её развитию способствовало поражение Китая в «опиумных войнах» с Англией и Францией. Поводом для этих войн послужило уничтожение в 1839 году китайским правительством крупных запасов опиума, контрабандную торговлю которым вели английские колонизаторы. В Европе и США опиумная наркомания появилась в начале XIX века. Пики наркоманий имели место во время и после войн: за франко-прусской в 1870 году последовала эпидемия наркомании в Европе, за Первой мировой (1914–1918) — в Европе, США, Канаде, за Второй мировой (1939–1945) — в Европе, Америке, Азии. Позднее рост употребления наркотиков в США был связан с движением хиппи. Однако последовательная борьба с наркоманией, начатая ещё Никсоном, дала зримые результаты.
В России наркотики распространились в первые десятилетия XX века, сначала главным образом в богемных слоях общества. Во время Гражданской войны и разрухи широко употреблялись кокаин и морфин. Но настоящая эпидемия началась в середине 90-х годов XX века. Если в 1990 году в стране насчитывалось от 40 до 50 тыс. наркоманов, то к концу 2000 года их число, по официальным данным, было в 100 раз большим, около 5 млн. (некоторые эксперты полагают, что реальная цифра — 10 млн.). Наркоэпидемия представляет собой прямое следствие кризисного состояния, обнищания и морального упадка общества. Сказалась и неразумная либерализация законодательства, в частности переход от принудительного лечения наркоманов к добровольному.
Положение усугубляется тем, что Россия занимает первое место в мире по уровню употребления самого опасного наркотика — героина. Продолжительность жизни человека с начала систематического приёма героина составляет всего 5–7 лет. Но и это ещё не всё: подсчитано, что в России для обеспечения себя героином наркоман должен тратить от 600 до 3000 долларов в месяц. Такие суммы неполноценный умственно, морально и физически человек может раздобыть только преступным путём, причём ограбления или кражи он вынужден совершать регулярно. Поэтому за эпидемией наркомании следует эпидемия преступности. Глядя правде в глаза, ситуацию с наркотиками в России следует назвать катастрофической и требующей решительных мер.
Криминогенность состояния наркотического опьянения
Любое наркотическое средство меняет состояние сознания и психические функции, хотя эти изменения разнятся в зависимости от характера принятого вещества, его количества и степени привыкания человека к этому веществу.
Состояние сознания может меняться в форме оглушения, помрачнения или же сознание сужается, ограничивается, что можно уподобить лучу света в темноте. Сразу следует сказать, что нарушение сознания в наркотическом опьянении не дает оснований ставить вопрос о невменяемости. Доводы - те же, что и в случаях алкогольного опьянения, при котором сознание также характеризуется и утратой ясности (вплоть до помрачнения) и сужением. Некоторые наркотики (ЛСД, гашиш) вызывают причудливое искажение сознания, с наплывом галлюцинаций и бредовых представлений.
Помрачаются сознание седативные (успокаивающие, снотворные) вещества, которые нередко принимаются как дополнительные к другим наркотикам, но всегда, даже в комбинации, сохраняют свое оглушающее действие. Так как наркотики, помрачающие сознание, одновременно нарушают двигательную сферу, то при этом возможности человека оказываются ограниченными и, следовательно, ограничиваются возможности совершения преступлений. Здесь чаще противоправными действиями оказываются драки, нанесение телесных повреждений (особенно в семье или компании), грабежи, то есть действия импульсивные, сиюминутного побуждения, без предварительного планирования и осмысленной заботы о сокрытии улик. Разумеется, крайне опасен человек, принявший наркотик оглушающего действия, за рулем, на производстве (движущиеся механизмы, работа с токсическими веществами и пр.).
Суженное сознание позволяет планировать, ставить цель, но при этом не принимаются в расчет, не учитываются в необходимой степени дополнительные обстоятельства, могущие препятствовать преступлению (они остаются за пределами луча, “в темноте”). Это нарушение характерно для принявших опиаты (сейчас распространен героин), стимуляторы (кокаин, эфедрин, экстази и т.п.). Такое состояние сознания облегчает решение совершить не только грабеж, но и разбойное нападение, изнасилование и т.п. Следует сказать, что изнасилования, в том числе коллективные, характерны при первых приемах наркотика и в начале формирования болезни, так как наркотик обостряет половое влечение, что усиливается индукцией группы и снятием этических и интеллектуальных задержек. В дальнейшем половое влечение гаснет, переходя в импотенцию, а насильственные действия приобретают целевой, корыстный характер: добыча денег на растущее влечение к наркотику, которого требуется все больше и больше.
При употреблении веществ, вызывающих фантастическое изменение сознания, - гашиша, ЛСД, мескалина, псилоцибина, летучих наркотических веществ типа клея “Момент” (эти вещества так и называются “фантастиками” или “психодизлептиками”) опьяневший в большей степени опасен не только для окружающих, но и для себя. Под влиянием наплыва иллюзий, галлюцинаций, бредовых представлений нередки несчастные случаи, самоповреждения. Описано, как в опьянении от ЛСД люди членовредительствовали, вплоть до вырывания себе глаз, вышагивания из окон, совершали нелепые, необъяснимые для окружающих поступки. Преступления под действием этих наркотиков также производят странноватое, малопонятное впечатление своими мотивами и исполнением.
Весомую криминогенную роль играют эмоциональные нарушения, вызываемые наркотическими средствами. Распространено представление, что наркотики дают повышение настроения, веселье, благодушие и тому подобные чувствования, определяемые термином “эйфория”. Это имеет место, но опьяневший испытывает не только положительные переживания. На высоте опьянения наркотики-фантастики и стимуляторы могут вызывать страх, ужас, убежденность в том, что опьяневшему грозит опасность - и он начинает защищаться, проявлять агрессию по отношению к окружающим. На спаде опьянения любым наркотиком нередки переживания депрессии, раздражительности, дисфории (напряженной злобности, агрессивности, возбудимости). Здесь возможны насильственные действия, вплоть до убийства (“она меня раздражала”). Возможны и так называемые “расширенные самоубийства”. Но в последнем случае обычно требуются дополнительные мотивы, как, например, у некоторых сектантов. Кровавые массовые преступления времен революции и гражданской войны небезосновательно связывают с широким потреблением самогона, кокаина и морфия обеими противоборствующими сторонами.
Еще одно психическое расстройство, присуще состоянию наркотического опьянения, - интеллектуальное, также криминогенно. Мышление в опьянении утрачивает целостность, становится фрагментарным, застревающим на одном месте, мысли связываются случайными, поверхностными ассоциациями, течение мыслительного процесса прерывается периодами прострации. Если речь сохранена и опьяневшему предоставить возможность монолога, эти расстройства мышления наглядно выступают.
Нарушение психики, ее разорванность в состоянии опьянения, повторяемые регулярно, бесследно не проходят. С течением времени, формированием наркомании как болезни развиваются прогрессирующий распад, дезинтеграция психической деятельности, легко возникают психопатические реакции с архаическими аффектами - чувствами, неадекватными по силе, длительности и, главное, несоразмерными тем обстоятельствам, которые их вызвали. Невозможны образование цели и плана действий. Но здесь вероятны действия пассивные, по инструкции со стороны. Возрастает риск совершения преступления не только в силу неспособности осмыслить ответственность ситуации. Наркоман легко становится орудием другого преступника за счет возросшей внушаемости. Осложняет выполнение полученного задания то, что опьяневший с трудом, после нескольких повторений, осмысливает обращенные к нему слова и не может долго удерживать их в памяти, отвлекаем, не способен к сосредоточению - особенно это выражено при употреблении седативных (снотворных и успокаивающих) средств, фантастиков, наименее - при употреблении опиатов (героина) и стимуляторов (кокаина). Облегчает преступное поведение такое расстройство интеллектуальной сферы, как полное исчезновение и ранее незначительных критических способностей, способностей оценивать свои и действия окружающих, их содержание и последствия. Возрастают к тому же внушаемость, подчиняемость (некоторые препараты наркотического действия, например, седативные, использовались перед началом сеансов лечебного гипноза). Такой наркотик, как гашиш, вызывает опьянение, сходное с состоянием гипноза: возникшее чувство или побуждение к действию у одного практически мгновенно, как в стаде животных, охватывает обкурившихся соседей. Поскольку в начале наркотизации прием наркотика всегда, за крайне редкими исключениями, происходит в группе, индукция, внушаемость всегда повышается.
Известно, что внушаемость и подчиняемость особо возрастают в толпе даже у здоровых и трезвых людей; при этом толпа чаще всего переживает злобу и агрессию, нежели радость и восторг. Здравомыслящие люди инстинктивно избегают толчеи, а социологи полагают, что толпу нужно понимать как одного большого плохого человека - единство, сила, злоба. Если же толпа, хотя бы в незначительной своей части, опьянена, то она становится совершенно неуправляемой.
Европейцы имеют свой опыт знакомства с агрессией опьяненной толпы: викинги шли в сражения, отведав настойки особого сорта мухоморов. Во времена крестовых походов европейцы встретились с сектой исмаилитов, приводивших себя в боевое состояние гашишем (hashish - трава, ассасин во многих европейских языках - наемный жестокий убийца).
Массовые беспорядки, разрушения и убийства 80-х годов в Средней Азии подпитывались раздачей спиртного и гашиша. Роль наркотиков (не только опьяненных толп, но и наркобизнеса) в северокавказских событиях предстоит еще установить, поведение толпы футбольных и музыкальных фанатов, рокеров всем хорошо известно. Вышесказанное делает понятным, что и волевая сфера - способность противостоять стороннему влиянию, определять и завершать собственные, индивидуальные действия - глубоко, вплоть до полного выпадения, нарушается в состоянии наркотического опьянения.
Способы вхождения подростков в наркотизацию.
Одним из основных способов вхождения подростка в наркотизированную группу. считают девиантную социализацию. На первых этапах подросток, как правило, вовлекается не столько в собственно физиологию наркотического удовольствия, сколько делает своеобразную карьеру в референтной для него группе. Постепенно происходит отчуждение от представлений мира взрослых о смысле и ценности наркотика, формируются собственные представления с опорой на представления, доминирующие в девиантной субкультуре. Такое вхождение в наркотизм социальные психологи называют “ролевым поглощением”
Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики?
Многие крайние нарушения поведения несовершеннолетних (за исключением случаев психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания, но винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей: и школа “плохо воспитывает”, и ребенок “трудный”, и друзья “плохие”... Д. Еникеева
Проблема пьянства в подростковом возрасте имеет очень важное значение, поскольку само по себе регулярное потребление спиртного в столь уязвимом возрасте уже экстраординарно. При столь раннем начале употребления спиртного очень высок риск, что сформируется алкоголизм; болезнь сопровождается выраженными психическими расстройствами и чаще всего приобретает ускоренное, а иногда и злокачественное течение.По статистическим данным, до 80 процентов взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотически действующие вещества, множество. В целом их можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся личностные отклонения и психические заболевания самого подростка, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков. В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостриться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными.
Психопатия - это аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят к дисгармоническому формированию личности и нарушают социальную адаптациюю
Играют роль и различные факторы, отрицательно влиявшие на плод в период внутриутробного развития, а особенно если во время беременности женщина употребляла спиртные напитки, курила, принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие плода, или у нее были отравления какими-либо веществами, а также психические травмы или инфекционные заболевания (особенно вирусные), недостаточное питание, тяжелые токсикозы, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты. Различные родовые травмы, асфиксия в родах, наложение акушерских щипцов или вакуум-экстрактора, трудные длительные роды с угрозой для жизни ребенка, узкий таз роженицы и крупный ребенок, в результате чего происходит сильное сдавление головы при прохождении родовых путей, - все это может привести к так называемым органическим поражениям головного мозга. Неблагоприятными факторами являются и различные вредные воздействия на развивающийся мозг, заболевания центральной нервной системы или длительные истощающие болезни, перенесенные ребенком в первые 2-3 года жизни. Играют роль и черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции (менингит, менингоэнцефалит, вирусные заболевания), тяжелые отравления, перенесенные в первые 4 года. Большое значение для развития нарушений поведения у ребенка, имеющего вышеотмеченные аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное воздействие окружающей среды, в частности недостатки воспитания.
Если ребенок растет в семье, где его воспитанием и коррекцией поведения никто не занимается, где оба родителя злоупотребляют алкоголем или когда отец - алкоголик, а мать озабочена только пьянством мужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, если ребенок растет в атмосфере скандалов даже непьющих родителей или воспитывается в неполной или деформированной семье (когда есть отчим или мачеха), если родители отдают его на воспитание бабушке с дедушкой, а те его обожают и во всем потакают, - то все аномалии характера еще более усиливаются. Когда ребенок воспитывается в благоприятной обстановке, если в семье его обучают нормам поведения в обществе, формируют положительную нравственно-этическую позицию, объясняя, что позволено делать, а что непозволительно, если при провинности ему спокойно и дружески объясняют, без физических наказаний и иных травмирующих психику воздействий, то есть возможность корригировать его поведение и в дальнейшем он вырастает неэгоцентричным, как при многих видах психопатий.
Акцентуация характера - это индивидуальные особенности, не являющиеся патологией, когда в характере доминируют те или иные черты. Варианты акцентуаций характера в целом те же, что и психопатий (возбудимая, истерическая, психастеническая, астеническая и прочие), но все особенности выражены не столь резко, а главное, при акцентуации нет такой социальной дезадаптации, как при психопатиях.
Умственная отсталость (олигофрения) и пограничная умственная отсталость (врожденная субдебильность и прочие проявления) тоже могут предрасполагать к раннему употреблению спиртного и приему наркотиков. Такие дети и подростки очень внушаемы, не способны правильно оценивать последствия своих поступков, они легко попадают под влияние других людей и больше подвержены отрицательному влиянию, чем положительному. Весь этот комплекс и создает почву для подражания сверстникам, имеющим опыт употребления спиртного и наркотиков. У подростков могут быть и тяжелые психические заболевания - шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз. Они проявляются в психических расстройствах, создающих основу для приема спиртного и наркотиков.
Ко второй группе причин, по которым подростки начинают выпивать и пробовать наркотики, относятся специфические особенности поведения, свойственные именно этому возрасту, из-за чего подростки часто не могут противостоять внешнему отрицательному влиянию.
Подростковому возрасту свойственны специфические особенности реагирования на различные внешние воздействия и нарушения поведения, которые могут быть и проявлением имеющегося психического заболевания, но могут наблюдаться и у здоровых подростков. Чаще всего такие нарушения свойственны подросткам с акцентуацией характера и психопатиями. Употреблению алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте, как правило, предшествуют нарушения поведения. Большинство современных подростков - акселераты, но в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Это означает, что их поведение и эмоциональные реакции напоминают поведение детей. Несмотря на кажущуюся “взрослость” и высокий рост, у них могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, незрелость психики, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию, склонность к подражанию, беспечность, легкомыслие, неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, неразвитое чувство ответственности и долга. Подростки-акселераты не всегда способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от взрослых, чтобы к ним относились иначе, чем к младшим школьникам, так как они стали внешне выглядеть взрослыми и считают себя таковыми. Им хочется быть самостоятельными, а они еще не имеют возможности самостоятельно зарабатывать, в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен, в подростковых группах, где каждый стремится показать сверстникам, какой он “крутой”, и завоевать “авторитет” доступными ему способами и средствами, которые популярны в данной группе, но разительно отличаются от требований, предъявляемых учителями и родителями. Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития современных детей, существует и диссонанс между подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее, и они могут стать предметом насмешек более развитых сверстников. Чтобы не отстать от других и не стать посмешищем, подросток старается “переплюнуть” самых “крутых” и доказать, что он не хуже других. Несовершеннолетние обычно начинают выпивать или принимать наркотически действующие вещества в группе сверстников или под влиянием взрослых. Независимо от того, есть ли у подростка психические отклонения или нет, групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотические вещества вся подростковая группа. В том, что подросток попадает под влияние такой группы, большую роль играет безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит свое свободное время, конфликтная обстановка в семье. Употреблению спиртного и наркотиков способствуют особенности поведения, свойственные подростковому возрасту, а злоупотребление алкоголем или наркотически действующими веществами, в свою очередь, еще больше нарушает поведение подростка.
Группирование со сверстниками - нормальное свойство подросткового возраста. Находясь дома один или с близким другом, психически здоровый ученик средних классов может найти себе занятие по душе и с увлечением играть в какую-либо игру, заниматься чтением, коллекционированием или другим хобби. Но общение подростка не ограничивается пределами семьи и дома. Ребенка дошкольного возраста можно за ручку отвести в детский сад, привести домой, позволяя гулять только в сопровождении взрослых. А с подростком этого сделать уже нельзя. Он самостоятельно ходит в школу, может задержаться после занятий. Его свободное время после занятий совпадает со временем, когда родители заняты на работе; бабушки и дедушки уже не в состоянии контролировать подросшего внука или внучку. В прежние годы были популярны занятия детей и подростков в различных спортивных, художественных секциях и кружках при Домах пионеров, и многие из них были заняты интересным для них делом. Сейчас большинство спортивных и прочих секций стали платными и далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы. Вряд ли сейчас встретишь группу школьников, увлеченно подметающих школьный двор или благоустраивающих спортивную площадку. Даже спортом многие из них не хотят заниматься, поскольку он перестал считаться престижным, за исключением тех видов, которые предназначены для самообороны или нападения. К тому же любые занятия спортом требуют упорства и труда, а сидеть во дворе или болтаться по улицам гораздо проще. Собираясь в группе сверстников (обычно группы организуются по территориальному признаку - живут в одном дворе, в одном районе, учатся в одной школе), многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку, катаются на мотоциклах, если они у них есть, или бесцельно бродят по улицам в надежде на какое-то “приключение”, которое разнообразило бы их жизнь. Со временем они сами находят себе такие “приключения” и развлечения, которые чаще всего имеют асоциальную направленность. Безусловно, такое бесцельное времяпрепровождение свойственно далеко не всем подросткам. Если бы это было так, наше общество в ближайшем будущем ожидала бы катастрофа. Но здесь мы говорим не о психически здоровых подростках, а именно о тех, которые начинают с такого “жизненного дрейфа”, а потом требуется вмешательство психиатра. Рано или поздно подростковая группа, которой нечем себя занять, “для настроения” или “для смелости” начинает употреблять спиртное. Обычно инициаторам является подросток, уже имеющий опыт употребления спиртного. Он предлагает выпить другим, и те, как правило, не отказываются. Одни - из любопытства, другие - чтобы приобщиться к “взрослой жизни”, третьи - чтобы не отставать от других членов группы. Если раньше существовали ограничения в продаже спиртного по возрасту и подросткам обычно не продавали алкогольных напитков, то сейчас, хотя эти запреты никто не отменял, большинству продавцов коммерческих ларьков абсолютно безразлично, кому они продают свой товар, взрослому или несовершеннолетнему. В любое время дня и даже ночи подросток может купить любой спиртной напиток. Более доступными для подростков стали и наркотически действующие вещества. На любой дискотеке можно купить “экстази”, марихуану и другие наркотики. Приторговывают наркотиками и сами учащиеся. У современных подростков есть возможность легко и быстро заработать, поэтому у них есть свободные деньги: у некоторых учащихся денег гораздо больше, чем у их родителей и учителей. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми или принимать наркотические вещества, он становится предметом насмешек; его называют слабаком, трусом, придумывают ему обидные прозвища, что очень болезненно для столь уязвимого возраста. Ребята боятся больше всего не того, что сверстники их изобьют (такие случаи тоже бывают), а именно насмешек своих товарищей. В этом возрасте они еще не уверены в себе и в своих силах, не могут дать достойный отпор на словах, а насмешки и обидные прозвища их очень травмируют. Многие акселераты выглядят и считают себя уже взрослыми, а еще недостаточное психическое развитие не избавляет их от подверженности чужому влиянию, тем более влиянию сверстников, авторитет которых в этом возрасте начинает доминировать над авторитетом взрослых. Подростки обычно легко пьянеют. Даже банки пива или ста граммов вина достаточно, чтобы подросток, ранее не пробовавший спиртного, опьянел. Некоторые пьянеют и от меньшего количества алкоголя. Но это тоже расценивается в группе как признак слабости и становится предметом насмешек со стороны тех, кто уже имеет опыт неоднократного употребления спиртного и может выпить гораздо больше. Начиная употреблять спиртное, большинство юнцов не знает о своей малой выносливости к спиртному. Они видят, как пьют взрослые, даже если их родители не выпивают. Подростки имеют возможность наблюдать это на улице или в кинофильмах, где бравый “герой” лихо опрокидывает стакан крепкого спиртного напитка. Из стремления подражать взрослым или любимым киногероям они поступают так же.
Лидером подростковой группы становится кто-то из ребят, обычно тот, который старше других; имеет опыт употребления спиртного или наркотиков, или имеет психические отклонения, или физически сильнее остальных. Если лидер имеет асоциальные наклонности, тем более криминальный опыт, то такая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию от других таких же группировок, в борьбе с которыми проходит их жизнь. Банда собирается во дворах, в подвалах, на чердаках, пустырях, заброшенных стройках. Лидер становится для членов группы непререкаемым авторитетом; обычно он всегда готов вступить с любым в драку и отстоять свое право управлять группой с позиции силы. Подростки начинают увлекаться силовыми видами спорта, “качаются”, чтобы увеличить мышечную массу и физическую силу, овладевают различными приемами самбо, каратэ, иногда придумывают какое-либо устрашающее название для своей группы, соответствующие лозунги. Накачав мышцы, они бросают спорт и проводят время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – в это вовлекаются девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой. Если кто-то имеет опыт употребления наркотиков, то вся группа начинает принимать наркотические средства, которые им удается раздобыть. Члены такой группы могут совершать и криминальные действия - изнасилование, воровство, грабеж, драки и прочее. Подростковая группа становится грозой своего района и всех сверстников, не входящих в группу. Они называют себя организацией. Многие подростки из благополучных семей завидуют им и мечтают стать членами такой организации. Ребята заискивают перед сильными, задабривают их деньгами, оказывают разные услуги, и со временем их принимают в группу. Так прежние тихони и домоседы могут приобщиться к пьянкам, наркотикам, асоциальным формам поведения. Родители и учителя недоумевают: что произошло с подростком. Еще недавно был послушным, примерным учеником, а теперь ему уже неинтересно дома и в школе (училище), он становится грубым, развязным, скрытным, прогуливает занятия, при первой возможности убегает к своим новым приятелям, уносит из дома деньги и вещи. Некоторые подростковые группы состоят только из мальчиков, в некоторых, как уже говорилось, есть и девочки. Но обычно их немного. Как правило, это или девочки с явными психическими отклонениями, или дочери алкоголиков, для которых такая среда привычна, и они без особых колебаний следуют нормам группы, пьют спиртное и принимают наркотики наравне с мальчиками. Таких девочек вполне устраивает их роль в группе, большинство из них рано начинают беспорядочную сексуальную жизнь и ничуть не тяготятся частой сменой сексуальных партнеров. Обычно их в группе не обижают, наоборот, мальчики берут их под свое покровительство, защищают их, ощущая себя “настоящими мужчинами”, и девочки этим чрезвычайно гордятся. Но даже если к ним относятся пренебрежительно, унижают и придумывают им оскорбительные прозвища, психически неполноценные девочки все равно терпят это и не уходят из группы, потому что только здесь они ощущают мужское внимание (пусть даже в оскорбительной форме), которого лишены в иных условиях.
Далеко не всегда подростки группируются с асоциальными намерениями. Группа может объединять их и по интересам - занятия спортом, какими-либо хобби. Однако практика показывает, что в любой неконтролируемой взрослыми группе подростков рано или поздно может появиться новый участник, способный вовлечь других в пьянство или прием наркотиков. Этому возрасту вообще свойственна подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью психически незрелые, инфантильные подростки поддаются отрицательному влиянию.
Имитация - это стремление подражать во всем кому-либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие средства. Многие подростки избирают себе кумира - киногероя, актера, популярного певца или музыканта - и стараются копировать его и в одежде, и в прическе, и в поведении. Если объектом подражания является отрицательный герой, вот тогда и педагогам, и родителям следует заранее быть готовыми ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать своего кумира, но и “переплюнуть” его во всех отношениях. Самые большие неприятности ждут родителей и учителей, когда подросток избирает объектом для подражания реального человека - взрослого или своего сверстника, злоупотребляющего алкоголем или наркотиками, особенно если это личность с криминальным прошлым. Большинство взрослых наркоманов неоднократно судимы, так как вся их жизнь, в том числе и способы добывания огромных денег на приобретение наркотиков, связана с криминалом. Открыв рот, школьники с упоением слушают о “подвигах” своего “героя”, о том, какой “кайф” дают наркотики, не имея возможности определить, где правда, а где ложь. Уголовник, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирает, чтобы заинтересовать и привлечь юнцов. Это чревато уже не только злоупотреблением алкоголем и наркотиками, но и различными криминальными действиями. “Бывалого” уголовника с восторгом слушают не только подростки, сами склонные к асоциальному поведению, но и мальчики из благополучных семей. Для них это другая жизнь, захватывающая и полная приключений, а именно так преподносят свои “подвиги” не раз судимые лица. Подростку льстит такое внимание взрослого, тем более что тот обращается с ним как бы на равных. И довольно часто во дворе вокруг таких асоциальных личностей группируются подростки. Но наркоману нужна не только аудитория заинтересованных слушателей.
Выше уже говорилось о “контагиозности” наркомании. Каждый наркоман старается увеличить круг “своих”.
Во-первых, многие наркоманы не только сами принимают наркотики, но и приторговывают ими. Вовлекая подростков в наркотизацию, взрослый наркоман готовит будущих “клиентов”, которым потом будет сбывать свой товар.
Во-вторых, он делает подростков послушным орудием в своих руках. За порцию наркотика приобщившиеся к этому пороку готовы на все. Взрослый может использовать таких ребят в своих криминальных целях, создавая из них группировки, которые для него “таскают каштаны из огня”.
Вначале наркоман приучает ребят к наркотикам, угощает их, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи. Отказать своему кумиру подросток не в состоянии - ведь он расценивает его как друга. А если такой человек уже создал вокруг себя подростковую группу, то отказать ему не может никто: иначе он станет посмешищем, “маменькиным сынком”. Собственной нравственной позиции у многих подростков еще нет. Этические понятия растущего человека формируются в большей степени под. влиянием родителей, а если родители не делают этого или их влияние негативно, то подросток попадает под влияние любого человека, которого он уважает. В отличие от взрослых, ребята еще не умеют анализировать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма. Со слов взрослых они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, вряд ли сумеют. Подростки не знают и не боятся социальных последствий правонарушений. Недаром многие асоциальные личности эксплуатируют их, пользуясь их бесстрашием и отсутствием страха смерти или увечья. Они могут выполнить любой приказ без раздумий, совершить все, что прикажут их кумиры. Даже кратковременное пребывание в группе с асоциальным лидером заметно сказывается на поведении подростка. Прежде послушный сын и хороший ученик перестает подчиняться учителям и родителям, так как первая задача отрицательного лидера - дискредитировать других взрослых в глазах подростков, чтобы поднять свой престиж. Подростку уже скучно в школе и не хочется быть дома, потому что в группе все гораздо интереснее - там “настоящая, взрослая” жизнь, свои тайны. Вторая задача такого лидера - добиться, чтобы дети не рассказали родителям, где и с кем они проводят время и чем занимаются. В отличие от подростков, такой человек знает Уголовный кодекс на собственном опыте и прекрасно понимает, чем ему грозит вовлечение несовершеннолетних в пьянство, злоупотребление наркотиками и криминальную деятельность. Под его влиянием подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей, если не умеют соврать убедительно, а в дальнейшем они уже обучаются обманывать родителей - опять-таки по подсказке “лидера”, - и родители могут даже не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка.
Под делинквентным поведением понимаются различные проступки, провинности, нарушения общественных норм поведения. От криминальных действий делинквентное поведение отличается относительной незначительностью правонарушений и только в крайних своих проявлениях влечет за собой уголовное наказание.
Начинается обычно с прогулов занятий, затем могут быть драки, хулиганство, отнимание у младших детей или более слабых сверстников денег или вещей, угон велосипеда, мотоцикла или машины, чтобы покататься, выпрашивание денег у прохожих, мелкие кражи и многое другое. Чаще всего к делинквентному поведению ведет употребление спиртного или наркотиков. А это, в свою очередь, приводит к более выраженным асоциальным формам поведения, и тут речь идет уже не о делинквентности, а о криминальных действиях. Безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания родителей - это основа для делинквентного поведения в подростковом возрасте.
Реакция протеста - одна из наиболее частых в подростковом возрасте. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких. Возникает психо-травмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний - чаще всего это родители. Поссорившись с родителями или учителями, школьник убегает на улицу к приятелям. Он злится на взрослых, а сверстники и совместное употребление спиртного или наркотиков повышают настроение, дают ощущение уверенности в себе и переоценку своих способностей. Реакция протеста подростка бывает и в тех случаях, когда в семье конфликтная обстановка. Родители ссорятся между собой, а реакция протеста ребенка направлена против них, поскольку они, по его мнению, виноваты перед ним, и он реализует свой протест в утрированной форме, совершает мелкие правонарушения - все делает назло родителям. Причиной реакции протеста может быть равнодушное отношение родителей, несправедливое, болезненное для самолюбия ребенка наказание, запрещение чего-либо, что значимо для него, например, запрет видеться с приятелями. Протестные реакции могут быть и из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий, требования выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребенка вундеркинда, ставят перед ним непосильные задачи, например чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников. Подростку проще и легче проводить время на улице со сверстниками, чем сидеть дома за учебниками или упорно заниматься музыкой, спортом, иностранным языком, чего требуют родители. Подросток может проявить протест и при повторном браке одного из родителей, когда в семье появляются отчим или мачеха и их дети или когда в семье рождается еще один ребенок и старшему уделяется меньше внимания, чем раньше. Это и ревность, и соперничество с новым членом семьи за внимание матери. Реакции протеста могут быть и у подростка с задержкой развития, умственной отсталостью, психопатией, из-за чего он плохо учится и его все ругают за плохую успеваемость и прогулы занятий.
Пассивная реакция протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения. Подросток начинает искать общения на стороне и может попасть в сложившуюся группировку, где принято выпивать или употреблять наркотики.
Реакция активного протеста проявляется в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения, побега из дома в ответ на ссору, конфликт, жестокие методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.
У подростка с психопатией или органическим заболеванием головного мозга реакция активного протеста может сопровождаться двигательным возбуждением - в гневе он может проявить агрессию, ломать предметы.
Активный протест может выражаться и в стремлении делать назло, причинять прямой вред обидчику или мстить ему опосредованно собственным асоциальным поведением.
В некоторых случаях реакция протеста может закрепиться и в последующем распространяется на всех взрослых вообще.
Реакция эмансипации - это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от опеки взрослых любыми способами. Чем больше его контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает поступать по-своему, демонстрируя, что он уже самостоятельный. Если бы родители или учителя не принуждали его к чему-либо, он и сам мог бы это сделать. С таким поведением нередко сталкиваются и учителя, и родители, объясняя его упрямством. На самом деле это вполне закономерная реакция для этого возраста. У психически здоровых подростков она со временем проходит. Крайние формы реакция эмансипации приобретает при неправильном поведении взрослых - если они проявляют деспотизм и требуют беспрекословного подчинения. При. этом возможны побеги из дома и бродяжничество.
Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или посещения занятий может быть у подростков, когда родители оказывают им противодействие в общении с компанией сверстников.
Так может произойти, если родители, желая оградить своего ребенка от группировки, где он выпивал или принимал наркотики, переводят его в другую школу (училище) или переезжают на новое место жительства. В этом случае подросток винит родителей в том, что они разлучили его с привычной компанией, и отказывается общаться с ними.
Побеги из дома обусловлены разными причинами, например, тем, что с подростком плохо обращаются, унижают его или бьют, когда родители - алкоголики. Девочки нередко убегают после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их. Побеги бывают формой протеста против недостаточного внимания родителей, или их чрезмерных требований и деспотизма, или против навязываемого образа жизни. Иногда побеги совершаются из дома ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и свободы. Убегают из дома и дети и подростки, склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах. Побег из дома может произойти и после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это бывает у робких, “забитых” девочек и мальчиков, которых жестоко наказывают родители. Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Беглецы недовольны тем, что родители и педагоги не принимают их всерьез, игнорируют их интересы, относятся к ним, как к маленьким. Такие подростки считают учителей и родителей отсталыми, консерваторами, не понимающими и не приемлющими образа жизни молодежи. Девочки протестуют против того, что учителя и родители запрещают им пользоваться косметикой, носить одежду, которая им нравится, что родители контролируют, с кем они проводят время и как развлекаются. Подростки, воспитывавшиеся во внешне благополучных семьях с материальным достатком, сбежав из дома, расценивают свою новую жизнь как свободу от семьи и школы. Им нравится, что они сами добывают себе средства к существованию, могут пить и принимать наркотики, не опасаясь ни родителей, ни учителей, развлекаться так, -как хотят, и приобретать опыт жизни, в том числе и сексуальный. Убежав из дома, подростки избавляются от надоевшей опеки и контроля учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь как легкую, веселую и свободную. Если побег был связан с тем, что дома с ними плохо обращались, подростки категорически не хотят возвращаться. Их даже больше устраивает детский приемник, куда их обычно помещают, пока не обнаружат их родителей; и они намеренно скрывают свой адрес и фамилию, называют вымышленные данные, чтобы их не отправили домой. Большинство “беглецов” попадает в асоциальные компании, в руки криминальных личностей. Как правило, все они начинают выпивать и принимать наркотики.
Дромомания - это склонность к бродяжничеству. Психиатры рассматривают ее как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями - обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.
Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях - шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученные и голодные. Дромомания - это импульсивное влечение, и обусловлено оно основным психическим заболеванием. Из-за расстройства влечений такие больные могут приобщиться к употреблению спиртного или наркотиков.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации - это такие формы поведения, с помощью которых человек старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Они являются средствами психологической защиты, например, когда подросток переживает чувство неполноценности из-за своего физического или психического недостатка. Примером реакции гиперкомпенсации может быть бравада, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения, употребление спиртного и наркотиков у неуверенных в себе, робких подростков. Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны детям, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также страдающим неврозами, комплексом неполноценности. Причинами начала употребления спиртного и наркотиков обычно является сочетание нескольких факторов, в числе которых наследственная отягощенность (алкоголизм родителей или наличие у одного из них или у обоих психического заболевания), влияние пьющих родителей, психические заболевания самого подростка, недостатки воспитания. Вследствие этого у подростка возникают различные психические отклонения, нарушения поведения, которые приводят его в группу пьющих ребят с асоциальным поведением.
Многие крайние нарушения поведения несовершеннолетних (за исключением случаев психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания, но винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей: и школа “плохо воспитывает”, и ребенок “трудный”, и друзья “плохие”.
Факторы, предрасполагающие к инициации употребления наркотиков
В медицинской практике выделяются такие предрасполагающие к наркомании факторы, как патология беременности, осложненные роды, тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста, сотрясения мозга, особенно многократные; воспитание в неполной семье, профессиональная постоянная занятость одного из родителей, позиция больного как единственного ребенка в семье; алкоголизм, наркомания или психические заболевания у кого-либо из близких родственников; скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников; раннее (до 12 – 13 лет) начало употребления алкоголя самим больным или злоупотребление летучими наркотически действующими средствами В психологических исследованиях акцентируются личностные факторы.
Личностные факторы.
Фактор преморбидной личности наркомана. В исследовании И.Н.Пятницкой выделяются такие характеристики преморбидной личности наркомана как отсутствие социальных интересов, устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой либо увлеченности; обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта.
В исследовании В.Д.Менделевича выделяется особая роль в формировании пренаркотической личности, которую играет психический инфантилизм, выражающийся в несамостоятельности принятия решений и действий, неспособность противостоять влиянию извне, пониженная критичность к себе, обидчивость, ранимость. Для подростков, употребляющих наркотики, характерны повышенные по сравнению с благополучными сверстниками показатели толерантности к отклоняющемуся поведению; критицизма по отношению к социальным институтам общества (школа, семья) и отчужденности от них; восприимчивости к новым идеям и впечатлениям; интереса к творчеству, импульсивности. Понижены по сравнению с благополучными сверстниками ожидания академических успехов, ценность достижений, уважение к общепринятым нормам поведения, чувство психологического благополучия, религиозность, конформизм. Характерным является экстернальный локус контроля и сниженная самооценка.
У А.Реана акцентируется противоречие между самооценкой и оценкой социума, приводящее к неудовлетворенности потребности подростка в самоуважении и в итоге к личностному дискомфорту, который переносится подростком с трудом.
Фактор кризиса идентичности. Опираясь на представления Э.Эриксона о кризисе идентичности, Л. Хьел и Д. Зинглер предприняли попытку описать механизмы подростковой наркомании. С их точки зрения, молодые люди, не знающие, что они собой представляют, могут найти опыт приема алкоголя и наркотиков весьма привлекательным в “нащупывании” внешних границ своего “я”. Они предполагают, что, изменяя свое сознание, сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, “правильном” мире.
Фактор неблагоприятного развития ребенка в раннем детстве. В исследованиях психодинамического направления акцент делается на неблагоприятное развитие ребенка в раннем детстве. Симбиоз “мать – младенец” рассматривается как биологическая система, в которой адекватное развитие ребенка требует фигуры, адекватно проявляющей заботу о нем. Развитию ребенка вредит неспособность матери удовлетворить его базовые потребности, что приводит к возникновению психологического дефицита, который становится причиной определенной модели поведения, в том числе, и зависимого. Особое внимание обращается не только на адекватную родительскую заботу о ребенке, но и на процесс постепенного отделения ребенка от матери и последующей индивидуализации. Ребенок действует самостоятельно и испытывает при этом теплоту, уверенность и безопасность, как если бы мать была рядом Аутистический объект – это специфическая защита в ситуации недополученной любви. Аутистический объект является предтечей аддиктивного объекта и представляет собой его прототип.
В другом исследовании акцентируется компенсаторная функция наркотика, считается, что наркотик служит не заменителем любимых и любящих объектов или отношений с ними, а замещением дефекта в психологической структуре”
В третьем подходе травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей рассматривается как предрасполагающее к аддикциям. Такое поведение родителей наносит удар по четырем аспектам психологической жизни ребенка: согласию с самим собой и своими чувствами, способности адекватно выражать эти чувства, способности поддерживать здоровые отношения с другими людьми и заботиться о себе.
Если человек не способен позаботиться о себе, то крайне мала вероятность, что он сможет заботиться о ком-то другом, а, следовательно, учитывать интересы другого человека при принятии решения. Выбор ребенком наркотика в качестве средства решения какой-либо проблемы всегда наносит удар по родителям. Ребенок отлично понимает, что его поведение не только не получит одобрения родителей, но и причинит им сильную душевную боль. Игнорирование чувств родителей наводит на мысль о такой цели поведения как месть (которая может и не осознаваться ребенком); ее можно проинтерпретировать как месть за материнскую или родительскую депривацию.
Социально-педагогические факторы. В одном исследовании в качестве социально-педагогических факторов наркотизации рассматривается опыт сопричастности школьника к проблеме наркотизации в трех общностях: семьи, школы, круга друзей. Наличие негативного опыта само по себе не означает, что подросток пойдет по пути наркотизации, более значимую роль играет оценка этого опыта и установка школьника на его использование. Индивидуальный опыт нуждается в осмыслении и оценке, а прежде в переживании. Обобщенная характеристика школьника, делающего свой выбор в пользу наркотиков: имеет адаптационные проблемы, негативный взгляд на семью, сверстников, школу; отличается недисциплинированностью, акцентирует независимость, имеет низкую самооценку, часто испытывает дискомфорт, имеет невысокие академические успехи, низкую мотивацию к учению, проблемы в семье (чаще управляемой только матерью), а иногда и в общении со сверстниками. Наркотик таким ребенком может восприниматься как способ улучшения восприятия жизни; как компенсация того, что он хочет получить от окружающих, но не получает; как средство ухода от проблем, которые решать не хочется, так как на это нужно тратить силы, и нет веры, в то, что они могут быть решены. Только по одному социально-педагогическому фактору такой школьник попадает в группу риска. Однако, среди употребляющих наркотики оказывались дети и из благополучных семей, с академическими успехами, вполне социально адаптированные, но не осторожные. Среди тех подростков, кто после пробы и эпизодического употребления наркотиков, перестал это делать, оказались подростки имеющее позитивный взгляд на те общности, в которые они входили, и обладающие способностью к принятию ответственности за свое поведение.
Факторы выявления группы риска. В другом исследовании фактор личного опыта, наряду с факторами опасения и окружения, рассматривается в качестве фактора выявления группы риска по употреблению наркотиков. Риск по фактору опасения требует просветительной работы, направленной на развитие знаний о вреде наркотиков и их разрушающем воздействии на личность. Риск по фактору окружения указывает на опасную близость к подростку людей, употребляющих наркотики и требует изменения круга общения подростков. Риск по фактору личного опыта свидетельствует о необходимости серьезных мер профилактики или лечения
ФУНКЦИИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
Зависимое поведение полифункционально, по мере развития зависимого поведения доминирующая функция меняется.
- Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).
- Гедоническая функция (получение удовольствия)
- Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение, которое пугает).
- Компенсаторная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).
- Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).
- Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики)
- Анестетическая функция (избегание боли)
Разные психоактивные вещества оказывают различное влияние на человека, кроме того, каждый человек воспринимает их индивидуально, но какие-то специфические функции психоактивных веществ определяют их выбор конкретным человеком. Все уровни взаимосвязаны. Например, в процессе развития зависимого поведения в случае употребления наркотиков человек все более фокусируются на наркотике, все остальное оказывается на периферии.
Механизм возникновения зависимости
Механизм возникновения зависимости от психоактивных веществ соответствует универсальному механизму формирования любой зависимости от вещества и представляет собой цепочку поступков, ведущих к зависимому поведению: контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление - злоупотребление – зависимое поведение. Однако, этот процесс другие исследователи не считают линейным. В динамике здоровья человека выделяются как регрессивные, так и позитивные стадии. Регрессивные стадии ментального здоровья – стадии проявления в жизни человека неэффективных способов удовлетворения потребностей. Их называют неуспешными (с точки зрения результата поведения) или безответственными (с точки зрения нравственной оценки), но не рассматривают как патологические.
Стадия 1. “Я прекращаю”. Человек пытается избавиться от неэффективных способов удовлетворения своих потребностей, но не в состоянии этого сделать. Он видит альтернативу лишь в прекращении своих попыток.
Стадия 2. Негативные симптомы. Негативные симптомы проявляются на уровне действий: совершение действий, вредящих себе и другим. На уровне мышления: когнитивные расстройства, как попытки удовлетворить свои потребности в контроле над другими людьми. На уровне чувств: негативные эмоции широкого спектра. От подавленности до серьезной депрессии, от хронической раздражительности до вошедшей в привычку ярости или приступов гнева, от беспокойства до фобий. На уровне физиологии: физическое нездоровье, проявления которого могут быть устранены не только медикаментозными средствами, но и через психотерапию, помочь выбрать позитивные симптомы.
Стадия 3.Негативная аддикция. Негативные аддикции к наркотикам, алкоголю, азартным играм, работе составляют содержание следующей регрессивной стадии неэффективного поведения как попытки удовлетворить свои потребности.
Позитивные стадии ментального здоровья соответствуют стадиям жизни с позитивными способами удовлетворения потребностей. Они предназначены быть противовесом негативным стадиям.
Стадия 1. “Я сделаю это”; “Я хочу улучшить положение”; “ Я готов/а к изменениям”. Как только такие утверждения делаются клиентом, это говорит о том, что он вошел в первую из позитивных стадий – стадию эффективного выбора.
Стадия 2. Позитивные симптомы. Позитивные симптомы проявляются на уровне действий: удовлетворение потребностей на основе упорных и альтруистических действий. На уровне мышления - понимание того, что человек может, а что не может контролировать, принятие того, что изменить нельзя, понимание ответственности за свое поведение. На уровне чувств: терпение, терпимость, социальность, примеримость, вера и надежда. На уровне физиологии: забота о состоянии своего тела, употребление полезной пищи, целесообразные упражнения.
Стадия 3. Позитивные аддикции.
Позитивными стадиями считаются аддикции, позитивно влияющие на здоровье. Например: бег, работа, медитация, полезная деятельность.
Позитивные аддикции способствуют личностному росту, повышают чувство самоценности и вырабатываются в результате некомпульсивного выбора поведения, которое постепенно становится предпочитаемым. Жизненный путь человека – это серия выборов, ведущих к стадиям регрессии или стадиям эффективного удовлетворения потребностей, что наблюдается и в процессе выздоровления человека.
Модели зависимого поведения
В одном исследовании американских авторов предлагается модель зависимого поведения, связанного с употреблением любого вещества, как шесть последовательных стадий: неупотребление - умеренное, непроблематичное употребление - сверхмерное, непроблематичное употребление - сверхмерное употребление, приводящее к незначительным проблемам - сверхмерное употребление, приводящее к серьезным проблемам - зависимое употребление, приводящее к проблемам жизнедеятельности. Употребление начинает считаться тогда проблемным, когда возникают социальные проблемы, либо проблемы со здоровьем. В рассмотренной выше модели не акцентируется природа зависимостей, обуславливающих неуправляемое употребление вещества, поскольку она сама определяется употребляемым веществом. Главное для психолога, считают авторы, помочь человеку восстановить контроль над употреблением вещества, либо отказаться от него.
В отечественном исследовании на эту модель (с учетом закономерностей формирования аддикций) спроецировано употребление наркотиков школьниками. Уже в стадии умеренного употребления у школьников возникают проблемы социального характера, если только родители не снабжают его таким количеством денег, что не придется их где-то красть. Причем употребляющие наркотик дети и подростки могут достаточно долго находится в какой-либо стадии, сопротивляясь переходу в следующую. Или они могут достаточно быстро при употреблении веществ с высокой наркогенностью продвинуться от левого конца континуума к правому. Большинство из них достаточно долго снуют то туда, то обратно. А кто-то старается возвращаться в стадию умеренного употребления. Для определения факта наличия зависимого поведения необходимы критерии. Поскольку неуправляемость поведения обусловлена непреодолимостью влечения к объекту (психологической зависимостью от него), то факт наличия неуправляемости поведения свидетельствует, что зависимое поведение сформировалось. Физическая зависимость при этом может отсутствовать, либо она была, но была разрушена медицинскими способами. При этом в первом случае имеет место зависимое поведением, внутри которого нет опыта физической зависимости, а во втором этот опыт присутствует, что означает, что отрицательные последствия употребления наркотиков школьники познали не понаслышке, а пропустили через свой собственный опыт. Это можно объяснить тем, что физическая зависимость изменяет многие уровни жизнедеятельности организма человека, способствует формированию нового гомеостатического баланса, который, в свою очередь, сопротивляется другим изменениям. После снятия абстинентного синдрома, равновесие восстанавливается в течение длительного периода, что требует длительной интенсивной психотерапии, реабилитации, в ходе которых человек не только приобретает мужество жить без наркотиков, но и его способность получать удовольствие, ранее разрушенная наркотиками, восстанавливается. В соответствии с этой концепцией разработана его нелинейная модель.
Феномен психологической зависимости
Доминанта на объект влечения
Одним из свойств доминанты является ее инертность, что может служить источником навязчивых образов, галлюцинаций. Однажды пережитая доминанта при затухании не аннулируется, а лишь тормозится до некоторой ситуации, которая может доминанту актуализировать и предопределить поведение человека. Среда начинает восприниматься человеком по-новому.
Другим свойством доминанты является ее способность подавлять активность других центров и использовать стимулы, направленные к ним, для подкрепления господствующего очага возбуждения. Нежелательный, подлежащий укрощению аффект, может быть уничтожен противоположным, более сильным аффектом.
Доминирующей причиной формирования психологической зависимости при наркомании большинство исследователей считают особенное привлекательное психическое состояние, вызываемое наркотическим средством. Причем, чем больше наркогенность вещества, тем легче и быстрее наступает психологическая зависимость от него. Самыми опасными в этом отношении являются оппиаты, вызывающие сильную эйфорию, а, следовательно, сильную доминанту.
Психологическая зависимость
Под психической зависимостью понимают стремление (влечение) постоянно принимать наркотический или другой препарат с тем, чтобы вновь испытывать желаемые ощущения либо устранять явления психологического дискомфорта. Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления психоактивных веществ, иногда и после однократного их приема. Она является самым сильным фактором, препятствующим самостоятельному длительному воздержанию или полному прекращению приема психоактивных веществ. Исследователи определяют психологическую зависимость как эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребностью в наркотике, с целью получения эффекта, связанного с его употреблением, либо с целью снятия негативных ощущений, вызванных злоупотреблением им. Психологическая зависимость определяется как необходимость “Я” в приеме психоактивных веществ для достижения определенных эмоциональных переживаний; как стойкую эмоциональную потребность в повторяющемся употреблении, какого – либо наркотика или группы наркотиков. В основе формирования психологической зависимости лежит способность наркотиков снимать напряжение, либо вызывать эйфорию.
Определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения, называется синдромом. Признаками синдрома психологической зависимости являются:
- Формирование представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность;
- формирование обсессивного влечения к этому комфортному состоянию;
- ощущение себя наркозависимыми как управляемыми со стороны Психологическую зависимость от наркотиков объясняют, прежде всего, эффектом наслаждения.
Наслаждение, даваемое наркотиками, создает стойкую доминирующую систему взглядов, подкрепляемую самым сильным фактором – аффектом. По интенсивности и объему охвата представлений эта система превышает так называемую сверхценную идею, приближаясь по силе и стойкости к идее бредовой. На психофизиологическом уровне аффект оставляет свой след в виде доминанты. Запредельные положительные эмоции побуждают человека повторять поведенческие акты, и, таким образом закреплять их. В отсутствии наркотиков, напротив, возникают сильные негативные эмоции.
Мнение ученых
Сильные негативные эмоции оказывают такое влияние на личность, следствием которого является дезадаптация “я”, выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий, что приводит к потере контроля над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным.
Зависимость – это не обыкновенная вредная привычка. В ней есть “метафизический осадок”, проявляющийся в утрате личности, громадности и непреодолимости переживаний и влечений, утрате чувства реальности. Именно это делает влечение к психоактивным веществам у наркоманов непонятным обыкновенному человеку.
Основной особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко (“автоматически”) приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации.
Развитие потребности в веществе, изменяющем сознание
Потребность
В современной психологии потребность понимается как “переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающая психическую активность, связанную с целеполаганием. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребностей.
Динамика потребности при регулярном воспроизведении
В удовлетворении потребностей играют важную роль ощущения. Ананьев Б.Г., исследуя динамику потребностей при их регулярном воспроизведении, выделял три фазы: напряжение, потребление и насыщение. Первая фаза - напряжение данной потребности, возникает “по мере объективного недостатка организма в соответствующих материалах внешней среды (например, питательных веществ). Чем сильнее этот недостаток, тем выше уровень напряжения потребности. При этом состоянии напряжения данной потребности повышается общий тонус организма, а особенно тех анализаторов, различительная деятельность которых необходима для поисков и овладения предметом потребности. В первой фазе резко повышается возбудимость этих анализаторных систем, усиливаются разнообразные ориентировочные реакции, до непосредственной встречи человека с предметом потребности. Встреча является началом новой фазы - собственно потребления.
В предвкушении взаимодействия с объектом зависимости улучшается настроение, повышается общий тонус организма.
Развитие новых потребностей
Колесов Д.В. выделяет в развитии каждой новой потребности три стадии.
В первой стадии происходит первичное замыкание потребностного цикла. Человек испытывает первое состояние удовлетворения в процессе определенной деятельности. Это может происходить в рамках удовлетворения какой-то другой потребности и обуславливаться любознательностью, любопытством, скукой, подражанием или давлением окружающих. Первые пробы не означают, что потребность сформировалась. Сначала такой потребностный цикл не является устойчивым и потребностное состояние возникает лишь при восприятии предмета потребности (табак, алкогольные напитки, наркотические вещества и др.) или человека, которому индивид подражает, при условиях, благоприятствующих потреблению. Это не закрепившаяся потребность, не сформировавшаяся окончательно.
Вторая стадия развития новой потребности - ее укрепление. Потребностное возбуждение постепенно начинает возникать все более самостоятельно и независимо от внешних факторов и обстоятельств, “… здесь еще могут проявлять себя моменты условно-рефлекторного характера: например, индивид может испытывать желание принять наркогенное вещество лишь в определенное время суток, в остальное время он о нем “забывает”. В любом случае новая потребность на этой стадии – лишь одна из многих”
Третья стадия характеризуется возрастанием удельного веса новой потребности в мотивационном поле, ее выходом на передний план как наиболее важной и неотложной. Сначала новая потребность доминирует в определенной ситуации, а затем независимо от ситуации, подчиняя другие потребности, заставляя их служить себе. Человек постоянно испытывает влечение к наркотическому веществу. Его общение с окружающими в значительной степени становится способом добывания наркотика или способом вовлечения других, умышленно или неумышленно, в его потребление. Познание направляется на поиск информации о новых веществах, обладающих более высокой наркогенностью, о способах приготовления и введения их в организм. Эта стадия развития потребности соответствует сформировавшемуся заболеванию. В контексте зависимого поведения - это конечная стадия его формирования. Объект зависимости становится потребностью, которую необходимо удовлетворять, к которой испытывается непреодолимое влечение.
Привыкание
Склонность к привыканию является внутренним свойством человека и животных, что объясняется закономерностями их высшей нервной деятельности. Многократное, осуществляемое в определенном режиме действие формирует систему условных рефлексов - динамический стереотип, разрушить который чрезвычайно трудно (И.М.Сеченов, И.П.Павлов). И.П.Павлов целенаправленно формировал у собак реакцию на условный раздражитель, подкрепляя его безусловным. Причем собака одинаково реагировала не только на основной условный раздражитель, но и на все, что ему сопутствовало. И.П.Павлов объяснил этот феномен связями, устанавливаемыми между двумя стимулами. Предъявление одного приводит к ожиданию другого.
Что касается человека, то еще в философских учениях древнего мира сложилось понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного явления приводит к появлению другого. В начальной стадии формирования наркомании, именно ассоциации подростка, связывающие употребление наркотических средств, привлекательное состояние сознания с группой приводят к формированию зависимости от нее. Попадая в группу, подросток испытывает сильное желание принять наркотик. В конце концов, оно может стать непреодолимым. Эффект ассоциации срабатывает и на этапе ремиссии, вот почему пребывание в наркотизированной группе является сильной провокацией и часто приводит к рецидиву.
Точный и постоянный эффект стимулов получается при определенных условиях: “промежутки между раздражителями должны быть постоянными, причем предъявляться они должны в строго определенном порядке”
Аналогичная картина как раз и наблюдается при регулярном приеме психоактивных средств: строго определенная процедура с использованием одних и тех же средств и через определенный промежуток времени. Формируется динамический стереотип, т.е. уравновешенная система внутренних процессов, определяющая зависимое поведение. Избавление от химической зависимости не разрушает эту систему, так как в силу гомеостаза она стремиться остаться прежней.
Признаки употребления наркотиков
Внешние признаки: чрезмерно суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения; состояние необъяснимой возбужденности или вялости; речь быстрая, невнятная; маскообразное, почти без мимики одутловатое лицо, либо наличие чрезмерной мимика; резкая смена настроения, вспышки враждебности, раздражительности без всякой причины; провалы памяти, неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки. Бессонница, быстрая утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью; неуверенная шатающаяся походка при отсутствии запаха изо рта; землистый цвет лица, круги или мешки под глазами; следы уколов; частый насморк; специфический запах от одежды, волос, изо рта, запах ацетона, клея “Момент” и т.д.)
Изменение поведения: равнодушие, утрата интересов к прежним увлечениям, к учебе, прогулы в школе; отход от прежних друзей, появление новых (странных с точки зрения родителей); нарастающая скрытность, стремление к уединению; появление лживости; появление в разговоре жаргонных слов и позитивных высказываний по поводу употребления наркотиков; постоянный поиск денег, пропажа денег, вещей, лекарств; изменение аппетита (его отсутствие или прожорливость)
Каждый из этих признаков по отдельности иногда ничего не значит. Но наличие 4-5 признаков – это сигнал.
Список использованной литературы
1. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ролицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-психологической практике. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004
2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский
центр «Академия», 2003.
3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( развитие ребенка от рождения до
17 лет ).- М.: Изд-во УРАО., 1997
4. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.- СПб.: Речь, 2008
5. Макеева А.Г. Все цвета, кроме чёрного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: методическое пособие для учителя 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2005
6. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство. – М.: Флинта: МПСИ, 2008
7. Поликарпов В., Залыгина Н., Обухов Я. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей.- Минск: Пропилеи, 2004
8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: М.: ВАКО, 2006
9. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009
10. http://www.ecad.ru Информационный пакет “Drugbox”
11. http://www. school31novochek.narod.ru/Pamatki_narko.html . Добровольное психологическое общество «Жизнь без наркотиков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Счастье быть вместе". 7–9-е классы
Внеклассное мероприятие "Счастье быть вместе". 7–9-е классы· Шевченко Галина Николаевна, учитель трудового обучения, технологии·...
Внеклассное мероприятие "Счастье быть вместе". 7–9-е классы (коррекционная школа - интернат)
Цель: популяризация семейных ценностей.Задачи:· сформировать положительное отношение обучающихся к браку и семье;·...
Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)
Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...
Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья
Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...
Урок-проект. Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века.( М.Ястребов "Сказка о счастии", В.Правдухин "Яик уходит в море", Л.Сейфуллина "Правонарушители"гл.Тургояк)
Урок-проект формирует исследовательские умения и навыки, смысловое чтение, воспитывает интерес к слову и истории родного края. Обучающиеся работают над проектом по текстам южноуральских писателей нача...
Открытое занятие"Счастье быть вместе"
Данное внеклассное занятие о семье и семейных ценностях, может быть использован педагогами для возрастной категории 5-7 классов....
Классный час: "Строим счастье вместе"
Что такое счастье? Счастье это просто!Нет у счастья веса,Нет у счастья роста.Счастье не измеришь Яркими слова,Счастье не увидишь Я сными глазами.Как тогда ответить что такое счастье?Ведь оно...