ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Девиантное поведение (от лат. deviatio – отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
В психолого-педагогической литературе существует дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так, выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:
- отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры);
- нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями, например: жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;
- правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;
- отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями (у невротиков, у психически больных детей).
В других классификациях отклоняющееся поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющих социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность:
- отклонения социально-пассивного типа, выражающиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, погружение в мир искусственных иллюзий с помощью алкоголя, токсических и наркотических средств, суицид);
- отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);
- отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганства, побои, нанесения телесных повреждений).
Как и всякое действие, отклоняющееся поведение имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими и возрастными особенностями личности, социальным опытом, общим развитием.
Coответственно девиантное (отклоняющееся) поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях:
- как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность и др.);
- как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);
- как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности);
- как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).
Все эти качества и свойства личности таких детей, сложности в отношениях с окружающими и поведении ведут к трудностям их обучения и воспитания.
Необходимо отметить у подростков с отклоняющимся поведением нарушения в эмоционально-волевой сфере личности. Для них характерны неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность, частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость, нестабильность характера, что влияет на взаимоотношения в классном коллективе со сверстниками, со взрослыми, приводит к частым конфликтам.
В среднем каждый подросток, обучающийся в школе, в течение недели от случая к случаю вступает в конфликт в 30,5% случаев, подростки-правонарушители и несовершеннолетние преступники соответственно в 60,8 и 76,9% случаев. Причинами конфликта становятся: у школьников – непонимание со стороны сверстников (23,1%), у подростков-правонарушителей – желание доказать, что «я тоже человек» (37,8%).
Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения подростков?
С одной стороны, это поступки, обусловленные причинами социально-педагогического характера, наиболее заметные для окружающих. Например, неумение себя вести в общественном месте, затруднения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, нежелание выполнять требования учителей, воспитателей. Они могут быть обусловлены низким уровнем общей культуры семейных взаимоотношений, ошибками семейного воспитания, издержками учебно-воспитательного процесса, недостатками внимания со стороны учителей к ребенку, безразличием к его интересам, запросам и потребностям как со стороны школы, так и со стороны семьи.
С другой стороны, это могут быть поступки, в основе которых лежат причины психофизиологического или психобиологического характера, которые возникают в определенный период возрастного развития или проявляются как следствие каких-либо нарушений в физическом или психическом развитии ребенка.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребенка, связаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера подростка, его эмоционально-волевой и мотивационной сферами. Они, в свою очередь, испытывают влияние со стороны социально-педагогических факторов: семьи, ближайшего окружения школьников. Поэтому девиантное поведение подростков, так же как и поведение подростков в норме, зависит как от психобиологических, так и от социально-педагогических причин.
Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, необходимо выделить родительскую семью и неформальные группы сверстников.
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков. В поведении подростков, в их отношении к нравственным и культурным ценностям, в общении со сверстниками и взрослыми довольно зримо отражаются семейная микросфера, ее положительные и отрицательные стороны, ее достоинства и недостатки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил...
«Причина и профилактика девиантного поведения в подростковой среде»
Доклад выступления на заседании ТШ классных руководителей СПО....
«Девиантное поведение в подростковом возрасте»
методические рекомендации...
"Девиантное поведение в подростковом возрасте"
На сегодняшний день работа классного руководителя с подростками «группы риска» является актуальной проблемой в связи с тем, что в образовательных учреждениях постоянно растёт число детей д...
Девиантное поведение в подростковом возрасте
Актульные проблемы в подросткового возраста....
Консультация для родителей о девиантном поведении детей дошкольного возраста
Данный материал можно использовать при индивидуальной работе с родителями, а также на родительском собрании. В статье рассматриваются основные понятия по теме, признаки девиантного поведения дошкольни...
Статья «Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. Психолого-педагогическая поддержка в условиях образовательной организации»
. Статистика последних десятилетий указывает на пугающий рост суицидальных настроений среди молодежи. Суицид, за редким исключением, – это результат сложного ...