комплекс упражнений по гармонизации внимания умственно отсталых младших школьников.
методическая разработка (психология) по теме
Комплекс упражнений по гармонизации, развитию и диагностики внимания умственно отсталых младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений по гармонизации внимания умственно отсталых младших школьников.
Существуют различные игры на внимания и упражнения на его тренировку,
которые можно использовать при обучении детей, потому что они как
интересны, так и полезны для общего развития ребенка.
- Упражнения и игры на гармонизацию внимания.
-Упражнение «Наблюдательность».
Упражнение на гармонизацию зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
Данное упражнение проводится на уроке игрокоррекции.
- Упражнение «Самый внимательный».
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
Данное упражнение проводится на уроке игрокоррекции.
- Упражнение «Телефон».
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
Данное упражнение проводится на уроке игрокоррекции.
-Упражнение «Следи за своей речью».
Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.
Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.
Например, такие: Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится? Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите? Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?
Данное упражнение проводится на уроке игрокоррекции.
- Игра «Птица - не птица».
Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Данная игра проводится в III классе на уроке живого мира во II четверти при изучении темы «Птицы зимующие и перелетные».
- Игра «Секретное письмо».
Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ученики попытаются угадать, что написали вы «прозрачными красками на прозрачной бумаге». Следующее секретное послание писать ученику.
Данная игра проводится на разных уроках. Например: на математике при работе с геометрическим материалом, на уроках письма в I классе после изучения новой буквы, на русском языке на минутке чистописания.
- Игра «Волшебное слово».
Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказываете историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).
Если данная игра проводится на уроке живого мира, в III классе, во II четверти, во время изучения темы «Птицы зимующие и перелетные», то из ряда называемых птиц, «волшебным словом» будет название перелетной птицы. Можно эту игру взять в III классе, в III четверти, на уроке русского языка, при изучении «Разделительного мягкого знака». «Волшебным словом» будут слова без разделительного мягкого знака.
- Задания на развитие концентрации и устойчивости внимания.
- Корректурные задания.
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
1Инструкция: В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
Требования к проведению задания:
- Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
- Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.
- Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.
- Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
- Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков - слабая концентрация.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
Данные задания даются на уроках чтения в начале урока на разминке. Это могут быть небольшие стихи, отрывки из сказок, небольшие рассказы, загадки. После выполнения задаются вопросы по прочитанному.
«Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду». (21)
- Задание «Повтори».
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
Данное задание можно давать детям на уроках русского языка, в III классе, в I четверти, в теме «Гласные и согласные звуки и буквы». Во II четверти, во время прохождения темы «Парные звонкие и глухие согласные». Списать и подчеркнуть эти согласные.
-Чтение текста до заданного выражения.
Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения.
Данное задание дается на уроках чтения. Например, в III классе на уроке по теме К. Чуковский «Мойдодыр» (12) надо прочитать до слов: «Кара-барас!». На уроке по теме Л. Толстой «Птичка» прочитать до слов: «Теперь ничего не сделаешь». На уроке по теме «Огурцы» по Н. Носову прочитать до слов: «Я боюсь».
-Игра «Зеркало».
Детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).
Данное упражнение проводится на физкультминутке во время уроков.
- Распределение цифр в определенном порядке
В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.
Данное упражнение, как и следующее, проводится на уроках математики, в III четверти, во время прохождения темы «Сотня. Нумерация».
- Задание «Пропущенные числа».
Предъявляется таблица из 25 клеток (5 на 5), в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40, 15 чисел пропущено. Вы должны отыскивать по порядку числа (от 1 до 40) в таблице и записывать пропущенные числа.
- Упражнение «Выполни по образцу».
Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
Задание можно дополнить, если попросить ребенка проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.
Данное задание дается на уроках математики во время устного счета.
- Игра «Найди слова».
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например: волк, столб, полк, зубр, пирожок, китель.
Данное упражнение проводится на уроках русского языка, во II четверти, во время прохождения темы «Парные звонкие и глухие согласные».
Словарные слова: газета, дорога, молоток, огород, погода, посуда, праздник, работа, топор (21) могут быть использованы при проведении словарной работы в III классе.
Слова: смех, коса, удочка, мель, набор, укол, олень используются на других уроках русского языка в III классе.
- Методика Мюнстерберга (и ее модификации). (21)
В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать слова (3-х, 4-х, 5-ти сложные) и подчеркнуть их. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания: ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБАРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
Данное задание проводится на уроках русского языка, в III классе, в I четверти при прохождении темы «Предложение».
Инструкция: Найдите в строчке букв слова и придумайте с ними предложения.
Возможен вариант, когда в набор букв вставляются новые словарные слова. Тогда задание дается: «Найти среди букв новое словарное слово».
- Задание «Перепутанные линии».
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
Данное задание может проводится на уроках математики, в III классе, во II четверти при прохождении темы: «Умножение и деление».
Инструкция: Проследите глазками, какие 2 цифры соединены дорожками, составьте с ними примеры на умножение и решите их.
- «Найди отличия».
Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.
Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
Данное задание может быть предложено на уроке игрокоррекции.
- Упражнение «Раскрась вторую половинку».
Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. Ученик должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).
Данное задание может быть предложено на уроке живого мира, в III классе, в I четверти, после прохождения темы: «Насекомые в осенний период» детям предлагается это задание с просьбой раскрасить бабочку и рассказать о ее поведении осенью. После прохождения темы: «Части растений», в I четверти ученику дается задание дорисовать елку или дерево и указать части растения. После прохождения темы: «Человек», в III четверти ребенку предъявляется рисунок человека, дается задание дорисовать, показать место расположения легких, сердца, места измерения температуры во время болезни.
- Упражнение «Мой любимый фрукт».
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
Данное упражнение можно проводить на уроке игрокоррекции.
- Упражнение «Ладошки».
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Данное упражнение можно проводить на уроке игрокоррекции.
- Упражнение «Муха».
Упражнение на развитие концентрации внимания.
Для этого упражнения требуется лист картона с игровым полем 3Х3 или 4Х4 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.
Данное упражнение может проводиться на любом уроке.
- Увеличение объема внимания.
- Игра «Ищи безостановочно».
В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
Данное задание можно предложить на уроке занимательного ручного труда, в III классе, во II четверти, при изучении темы «Работа с бумагой», на этапе знакомства с темой урока: С каким материалом будем работать? Найдите предметы из бумаги в классе. На уроке математики, в III классе, в I четверти, при знакомстве с окружностью дети находят в классе предметы похожие на окружность.
Тренировка распределения внимания.
Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.
- Задание «Каждой руке - свое дело».
В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
Игра может быть предложена на уроке математики.
- Задание «Счет с помехой».
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.
Данное задание используется на уроке математики, в III классе, в I четверти, при повторении темы «Нумерация. Второй десяток», во время устного счета. При изучении темы «Сотня. Круглые десятки» (III четверть) это задание также дается детям на устном счете: назвать круглые десятки от 10 до 100, одновременно записать их в обратном порядке.
- Развитие переключения внимания.
- Упражнение «Летает – не летает».
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Данное упражнение проводится на уроке игрокоррекции.
- Упражнение «Съедобное – несъедобное».
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
Данное упражнение проводится на уроке игрокоррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование методических приемов в обучении и воспитании детей с умеренной умственной отсталостью младшего дошкольного возраста."
Методические приемы и их использование....
Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УМСТВЕННОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В режиме дня должно иметь место сочетание умственного труда с физическим, что является непременным условием гармонического формирования личности. Ребенка необходимо привлекать к участию в трудовых дел...
Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».
Цель - развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью подражательными упражнениями....
Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений в классах с умственной отсталостью
Обобщен опыт работы в классах с умственной отсталостью, описаны применяемые на уроках специальные коррекционно-развивающие упражнения....
Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей младших школьников.
Методика выявления творческих способностей младших школьников обеспечивает своевременное выявление потенциала одаренности....
Статья: "РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА)"
Проблема наличия дефицита внимания у младших школьников существовала много веков и в настоящее время только возросла из-за нахождения детей в насыщенной информационной цифровой среде. Низкий уровень р...