Статья: "РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА)"
статья

Марунова Ксения Владимировна

Проблема наличия дефицита внимания у младших школьников существовала много веков и в настоящее время только возросла из-за нахождения детей в насыщенной информационной цифровой среде. Низкий уровень развития концентрации внимания напрямую влияет на способности ребёнка к запоминанию. Все это становится препятствием к обучению и освоению школьной программы. Эта проблема актуальна, следовательно она требует поиска новых путей её решения.

Опыт работы воспитателем в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних показывает, что одним из самых эффективных способов развития когнитивных навыков младших школьников является игра.

Поэтому целями данной работы является подробное описание роли игрового метода в коррекции памяти и внимания детей, а также описание программы игр, которая проводилась воспитателем Маруновой К.В. на занятиях в ”Воспитательном доме”.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА)

Марунова Ксения Владимировна

Воспитатель Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
 «Воспитательный дом»

РФ, г. Санкт-Петербург

ROLE OF THE GAME IN CORRECTION OF ATTENTION AND MEMORY OF ELEMENTARY SCHOOL PUPILS (FROM THE EXPERIENCE OF SOCIAL REHABILITATION CENTER EDUCATOR)

Marunova Ksenia Vladimirovna

Educator of  St. Petersburg State Budgetary Institution  "Social and Rehabilitation Center for Minors “Vospitatelny dom”

Russian Federation, Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

Проблема наличия дефицита внимания у младших школьников существовала много веков и в настоящее время только возросла из-за нахождения детей в насыщенной информационной цифровой среде. Низкий уровень развития концентрации внимания напрямую влияет на способности ребёнка к запоминанию. Все это становится препятствием к обучению и освоению школьной программы. Эта проблема актуальна, следовательно она требует поиска новых путей её решения.

Опыт работы воспитателем в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних показывает, что одним из самых эффективных способов развития когнитивных навыков младших школьников является игра.

Поэтому целями данной работы является подробное описание роли игрового метода в коррекции памяти и внимания детей, а также описание программы игр, которая проводилась воспитателем Маруновой К.В. на занятиях в ”Воспитательном доме”.

ABSTRACT

The problem of attention deficit among under-age pupils existed for many centuries and at present has only increased because nowadays children are immersed into intense digital information environment. The low level of concentration development directly impact on children’s ability to memorise. All this factors become an obstacle for children to learn and succeed in a school. This problem is actual, consequently it requires finding new ways to solve it.

The experience of social rehabilitation center educator demonstrates that one of the most effective ways to develop cognitive skills of under-age pupils is a game. For this reason the aims of this work are a detailed description of game method role in development of children's memory and attention, and a description of programme of games which was conducted at the lessons by a teacher Marunova K.V. in ”Vospitatelny dom”.

Ключевые слова: младший школьный возраст, игровые упражнения, развитие когнитивных навыков, память, внимание

Keywords: primary school age, gaming exercises, cognitive skills development, memory, attention

Анализ иследований.

Исследованием особенностей учащихся, испытывающих трудности в обучении, посвящены исследования Ю. К. Бабанского, А. М. Гельмонта, Е. К. Ивановой, Н. И. Мурачковского, Л. В. Орловой, Л. С. Славиной, В. С. Цетлин.

Изучением механизмов памяти и внимания занимались такие учёные как К. Бюллер, Г. Эббингауз, Г.Э. Мюллер, А.А. Смирнов.

Описание проблемы

За период 1997-2012 гг. число детей 6-10 лет с нарушениями речевого развития увеличилось почти в два раза. По данным 2012 г., нарушения речевого развития диагностировались у 40-60 % детей в зависимости от региона. Все у большего числа детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать, понимать текст [1]. Когнитивное развитие детей дошкольного возраста резко снизилось, по данным исследования, проведенного с 2008 по 2013 г. [2].

Дети, поступающие в ”Воспитательный дом”, часто испытывают сложности с освоением школьной программы, они особенно нуждаются в специальной помощи со стороны педагогов-воспитателей. Школьники проявляют меньше познавательного интереса, детской любознательности и воображения. Многим детям сложно придерживаться школьных правил и оперировать абстрактными категориями.

Преимущества игрового метода

Советский психолог и педагог Д. Б. Эльконин предлагает различать две формы коррекции. Первая, симптоматическая, направлена на симптомы отклонений в развитии. Вторая, каузальная, направлена на источники и причины отклонений. Коррекционные цели должны быть больше сконцентрированы на действительных первопричинах, порождающих эти нарушения, а не на внешних проявлениях отставания в умственном и отклонений в личностном развитии, на их симптоматике [3]. Таким образом, развитие у ребёнка памяти и внимания является казуальной формой коррекции, профилактикой проблем усвоения ребёнком школьной программы.

Игра — это естественный способ развития ребенка. В игре ребенок наиболее радостно и легко раскрывает свои творческие способности, закрепляет и усваивает новые навыки и знания, развивает моторику, наблюдательность, фантазию, память, учится думать, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая в себя неоценимый опыт, общества [4].

Игра обеспечивает стимулирование поведения детей путем выдвижения перед ними увлекательных целей. Этот метод способствует развитию у школьников одного из важнейших качеств личности — целеустремленности.

Также важной составляющей игрового процесса являются положительные эмоции. Детям важно получать позитивный опыт, связанный с обучением. Эмоции оказывают существенное влияние на когнитивные процессы ребёнка: внимание, память, мышление, восприятие [5, 6, 7, 8], которые, в свою очередь, имеют решающее значение в образовательном процессе.  Позитивные эмоции помогают детям дольше заниматься обучением, сохранять внимание и поддерживать их мотивацию [9].

Рекомендации к проведению игровых занятий

Играя, нужно ориентироваться на вовлечённость и активность ребёнка, модифицировать игру так, чтобы не было непосильно сложно или же, наоборот, скучно. В каждую игру можно добавлять разные уровни сложности, элементы соревнования, призы или действия, которые выполняют дети, которые выполнили или не выполнили определённые задания.

Также можно играть на время, ставить рекорды, придумывать сценарии, сюжеты и истории. Например, тематика сегодняшних игр — ”Космос”. Поэтому сегодня мы с детьми будем все космонавтами, в играх будут встречаться слова на тему космоса, мы будем преодолевать различные препятствия и в конце достигнем своей цели — вернёмся из долгого путешествия на родную планету Земля.

Творческий подход развивает воображение у детей, а так же визуализацию, которая влияет на способности детей запоминать новую информацию.

Благодаря геймификации детям удаётся дольше удерживать внимание на процессе, меньше отвлекаться, при этом выполняя интеллектуальную работу.

Групповое занятие с детьми должно иметь единую универсальную структуру. Усвоение структуры и привыкание к ней облегчит ребёнку вхождение в новую деятельность. Структура, используемая на наших игровых занятиях в ”Воспитательном доме”, включала следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.

Примеры игр.

  1. ”Муха”. На доске нарисовано игровое поле 8 на 8 в виде квадратной таблицы, столбики подписаны русскими буквами, строчки — числами. По центру в одной из клеток нарисована Муха. Воспитатель говорит вслух куда движется Муха: ”вверх”, ”влево” и т.д. Дети следят у себя в уме за передвижениями Мухи и в конце игры должны сказать, куда она прилетела. В игре можно расширять табличку, ускорять скорость полёта Мухи, добавлять ”порталы”, ”варенье” и ”мины”, а также помещать Муху не в квадратную табличку, а в куб.
  2. “Наоборотки”. Воспитатель произносит двухбуквенный слог и предлагает детям стать “наоборотками”, т.е. произнести слог, поменяв местами звуки, которые его составляют: ар–ра, ом–мо и т.д. После небольшой практики, дети попросят давать им слоги побольше. Также можно играть с обычными и выдуманными словами, а также маленькими фразами и предложениями.
  3. Глаз – “фотограф”. На бумаге показываются буквы, слоги, числа или рисунки. Воспитатель на протяжении 2-3 секунд показывает их детям, затем убирает. Далее желающий ребёнок должен назвать, что он запомнил, желательно в том же порядке, как это было на бумаге.
  4. Сосчитай буквы. Каждый ребёнок получает листочек с одним и тем же текстом. По сигналу воспитателя дети, не читая текст, дети отыскивают в нем определенную букву и подсчитывают, сколько раз она встречается в тексте. Можно использовать различные текстовые материалы, например книги или учебники.
  5. Читатель – “молния”. На бумаге записаны в столбик 4–5 слов. Воспитатель на 4–5 секунд показывает листочек со словами, а потом прячет. Дети должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны.
  6. Парочки. На бумаге записаны десять пар существительных, обозначающие что-то, что можно легко представить или нарисовать (предметы быта, животные, объекты природы и т.п.). Воспитатель просит сначала детально представить и как можно подробнее описать два образа одной пары слов. Затем воспитатель вместе с детьми придумывает как эти два образа можно соединить в одну ”парочку”. Например, два образа овца и спагетти превращаются в ”овца купается в тарелке спагетти”. Полученную ”парочку” нужно тоже как можно ярче и подробнее представить. Таким же образом запоминаются все 20 слов. Далее воспитатель прячет написанные ”парочки”, называет одно слово, а желающий ребёнок — второе. После небольшой тренировки дети смогут запоминать слова самостоятельно, а также самостоятельно заниматься самопроверкой.
  7. Цепочки. На бумаге записаны 7 существительных, обозначающие что-то, что можно легко представить или нарисовать (предметы быта, животные, объекты природы и т.п.). Воспитатель вместе с детьми придумывает небольшую сказку-историю, куда по очереди включены все слова из списка. Сочинив историю, дети далее рассказывают все записанные вначале слова  по памяти.
  8. Буквенные пирамиды. На доске буквы, слоги, которые отделены вертикальной чертой. Расстояние между ними постепенно увеличивается. Чтение должно быть ритмичным, без длительных остановок (читают индивидуально или хором).
  9. Чего не хватает. На бумаге записаны 4–5 слов. Вызванный ребёнок читает их и поворачивается спиной. Воспитатель убирает одно из слов, а ребёнок, осмотрев оставшиеся, должен сказать, какое слово исчезло

Выводы.

Таким образом, изучив педагогическую литературу по теме исследования, а так же проанализировав опыт работы с детьми ”Воспитательного дома” —  мы пришли к выводу, что развитие базовых когнитивных навыков, таких как память и внимание, позволяет предупредить затруднения, возникающие у школьников в освоении общеобразовательных программ, и в целом дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

Игровой метод является

Список литературы:

  1. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития : доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде, апрель 2010 г. М. ; Воронеж, 2010. 16 с.
  2. Фельдштейн Д.И. Характер и степень изменений современного детства.
  3. Годовникова Л.В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе, 2005 - С. 25
  4. Слободчиков В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопр. психол., 2010. №4. - С. 91-105
  5. Pekrun R. International handbook of emotions in education. – New York: Taylor. 2014.
  6. Pessoa, L. (2008). On the relationship between emotion and cognition // Nature Reviews Neuroscience. – 9(2). – 148-158.
  7. Берман Н.Д. Образование и эмоции: значение эмоций в нашей жизни и в обучении // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. – Т. 10. – № 4.
  8. Иванисова О.Ю., Морева Ю.В., Стрелкина Л.И. Роль эмоций в педагогическом процессе // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. – 2016. – № 5. – С. 24–28.
  9. Макарова Е.А., Федькина Л.И. Эмоционально-волевой компонент образовательного процесса // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2017. №1.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллективная художественная деятельность младших школьников» Из опыта работы педагога

«Современные подходы к преподаванию декоративно-прикладного искусства»  Аттестационная работа...

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

Воспитание ответственности за свое здоровье, у младших школьников Из опыта работы

Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение  к своему здоровью,   необходимо  создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять ...

«Английский – в мире сказок» Драматизация сказки как средство развития УУД во внеурочной деятельности младших школьников. (из опыты работы Ткачевой Л.А.)

В статье даны особенности подготовки драматизации сказок в начальной школе во внеурочной деятельности....

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра.

Современные педжагогогические технологии являются одним из условий эффективности иновационной деятельности "СРЦдН"....

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника (из опыта работы)

Большинство первоклассников с большим желанием идут в школу, желание познания нового и общения с другими детьми естественно для семилетки. Однако позже желание учиться у многих пропадает. Проблема шко...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)

Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...