Методические рекомендации Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Отношения в коллективе детей самая актуальная тема на сегодняшний день. Среди детей встречаются и конфликтные дети, которые создают много проблем. Я думаю, что эти рекомендации помогут в какой-то мере помочь взрослым выйти из сложившейся конфликтоной ситуации в детском коолективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_osobennosti_konfliktnogo_povedeniya.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчеств «Радуга»
Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации
О.Н. Выскребенцева,
педагог дополнительного образования
I кв. категории
МОУ ДОД «ЦДТ «Радуга»
г. Бузулук
2012г
Содержание
- Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………… 3
- Игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, чувства коллективизма, развитие внимания ко всем членам группы и эмпатии………………………………………………………...7
- Упражнения для снятия отрицательных эмоций, переключения эмоций……………………………………………………………9
- Игры на разрешение проблем и конфликтов…………………10
- Психолого-педагогические рекомендации……………………14
- Список литературы……………………………………………….17
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.
К. Фопель.
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому, является центром духовно - нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочие.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на равных этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастное и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций. Не претендуя на всесторонний охват этих трактовок, попытаемся рассмотреть основные подходы, связанные с изучением детских отношений в дошкольном возрасте, а именно детей старшего дошкольного возраста.
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и педагоги, политики, руководители, социальные работники, словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт. В обыденной жизни слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений: от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных и супружеских размолвок. Слово «конфликт» происходит от латинского слова – столкновение.
Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные или субъективные, реальные или иллюзорные. Порой достаточно самого незначительного повода и конфликт может вспыхнуть.
На современном этапе, конфликт можно считать нормальным явлением. Хотя конфликт, возможно, не лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его, как какую – то патологию или аномалию. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. Таким образом, конфликт – это не обязательно плохо.
Поговорив о конфликтах с любым человеком, можно быть уверенным в том, что он откликнется на обсуждение этой проблемы самым живым образом. Любой из нас попадал в те или иные спорные, конфликтные ситуации, возникающие из-за несовпадения восприятия и оценок различных событий. Часто в основе конфликтных ситуаций лежат субъективные противоречия, но бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения – и конфликт может начаться.
В конфликтных ситуациях изменяется система отношений и ценностей, люди как бы по-другому начинают воспринимать реальность, зачастую совершая действия, которые им в обычной ситуации не свойственны.
Конфликт способен выявить разнообразие точек зрения, он позволяет получить новую информацию, выявить большое количество альтернативных вариантов решения возникших проблем. Обсуждение спорных вопросов дает людям возможность выразить свою точку зрения и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и признании.
Известно, что истоки формирования личности лежит в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств к другим людям. Но уже простое наблюдение в любой группе кратковременного пребывания позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни приходят и чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются в подчинении у первых, третьи остаются вообще вне игры, сверстники почему-то не принимают их (причем к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые хотя и держатся уверенно, однако при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Таков далеко не полный перечень отношений между детьми.
Конфликтные отношения с детьми, в конечном счете, способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам, к самому себе. Негативные формы поведения, как правило, свидетельствуют о возникновении защитных реакций у ребенка в ответ на трудности во взаимоотношениях с детьми.
Уже в дошкольном возрасте отношения детей очень сложны, многоплановы и составляют целую систему, со своей внутренней структурой и динамикой развития. С того самого момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать вне взаимоотношений с другими членами группы. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самопознанию и самоориентированию. Ребенок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требования группы в виде «ролевых ожиданий», т.е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в группе.
Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения, самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия. Однако группа группе рознь. Уже в дошкольном возрасте они отличаются рядом параметров своего развития. Следовательно, и влияние детской группы на становление личности ребенка будет различным.
К таким параметрам относятся: особенности характера межличностных отношений, общения, содержание оценочных отношений, специфика общественного мнения, уровень развития совместной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать интересы партнера. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Появляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно-взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, труде, конструировании. В деятельности, построенной по типу «совместно - дружно - вместе» складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи - основа коллективизма и товарищества.
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более изобретательными и приобретают более устойчивый характер. Значимыми характеристиками «звезд» в этом возрасте выступают умение организовывать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность, широта кругозора. «Неприятных» детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлекательность.
Симпатии и антипатии обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует специальному эталону, сформированному на основе оценок взрослого и собственных взаимоотношений. Дети старшего дошкольного возраста предпочитают сверстников исходя, главным образом, из осмысления дружеского отношения к ним.
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга 3 формы общения ребенка со сверстниками:
- эмоционально – практическое;
- ситуативно-деловое;
- внеситуативно – деловое.
Ребенок стремиться действовать с «равными ему людьми», потому что «равноправное положение в принципе он занимает только в отношениях с другими детьми», только с ними он научиться жить «на горизонтальной плоскости», а значит строить те особые связи, которые он не мог приобрести, общаясь лишь с взрослыми.
Что касается младшего дошкольного возраста, то потребность в сверстнике выступает как потребность в нем как партнера по игре. Дети нередко предпочитают грубого, эгоистичного «интересно играющего» ребенка доброму, отзывчивому, но малопривлекательному в игре. Даже положительные личностные качества не компенсируют в глазах сверстников «основного дефекта» таких детей. Особенно активно сверстники избегают контакта с ребенком, у которого недостаточная сформированность игровых навыков сочетается с незнанием положительных способов сотрудничества.
Ребенок также активно отвергается сверстниками при неадекватном владении им способами сотрудничества, встречающемся у излишне активных, не умеющих управлять своим поведением людей, хотя и владеющих игровыми навыками и положительными способами сотрудничества; с другой стороны это медлительные дети, не умеющие развивать динамизм действий, необходимый в игре.
В результате, лишенные возможности полноправно участвовать в играх, такие дети не могут удовлетворить собственную острую потребность в совместной игре, что приводит, в конце концов, к глубокому конфликту со сверстниками.
Несформированность игровых навыков ведет к рассогласованию между требованиями партнеров и возможностями ребенка в игре. Успех в игре так важен для ребенка, что его отсутствие ведет к снижению уровня самооценки, к искажению детского самосознания.
Известно, что дошкольнику трудно сотрудничать и общаться, особенно со сверстниками. Нередко в ходе общения и взаимодействия вспыхивают конфликты, возникают обиды, ссоры, соперничество, противостояние.
Взаимоотношения между детьми – центральная проблема в жизни любого детского коллектива. Это то, чему не учат. Но именно взаимоотношения между детьми определяют моральный климат группы и состояние каждого отдельно взятого ребенка. В игре дошкольник согласовывает свое поведение с поведением других ее участников.
Конфликт между ребенком и сверстниками принимает особенно острые формы, когда не владение игровыми навыками осложняются недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми (неумение уступать, делиться).
Конфликт со сверстниками возникает и тогда, когда ребенок, владея навыками игры, не может реализовать их из – за неадекватности способов сотрудничества. Главные причины в этом: излишняя двигательная активность или, напротив, медлительность действий.
Острый конфликт со сверстниками с последующим отчуждением ребенка от детской группы наблюдается и тогда, когда, владея игровыми навыками и способами сотрудничества, ребенок реализует подобные умения лишь частично, постоянно отставая в своих действиях от сверстников.
Причинами конфликтов детей со сверстниками могут быть не только несформированность действий и операций, но и искажение в мотивах игры. Конфликты в мотивах игры в меньшей степени тормозят развитие личности ребенка, чем рассогласование в операциях игры. Неудовлетворение индивидуальных доминирующих потребностей к значительным искажениям в развитии эмоций, самооценки, самосознания, мотивов поведения.
В мировой практике сформировался весьма обширный набор рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями. Но для того, чтобы каждый мог найти свой путь поведения, следует уже в дошкольном возрасте знакомить детей с разными способами выхода из конфликтной ситуации:
- уход от конфликта,
- попытка договориться,
- сотрудничество,
- путь «борьбы»,
- приспособление (уступчивость).
Таким образом, попытаемся выделить основные причины конфликтности ребенка:
- Низкое статусное положение в группе.
- Неадекватное оценивание себя в ситуации общения:
- высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового),
- эмоциональная неуравновешенность,
- тревожность и боязнь общения,
- несформированность игровых навыков.
3. Отсутствие навыков общения.
4. неадекватность способов сотрудничества:
- доминирование авторитарных тенденций поведения,
- эгоизм,
- искажение общей формулы мотивации игры «не выиграть, а играть».
В зависимости от того, какая причина имеет место, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить.
Игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, чувства коллективизма, развитие внимания ко всем членам группы и эмпатии.
«Мое имя»
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится, и какое – не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.
«Давайте познакомимся»
В начале игры говориться о разных способах приветствия (реальных и шуточных). Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом щекой, выдумать свой способ приветствия для сегодняшней игры.
«Ветер дует на…»
Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры больше узнали друг о друге, ведущий задает следующие вопросы: ветер дует на того:
- у кого светлые волосы (все светловолосые собираются в центр круга),
- у кого голубые глаза,
- у кого есть сестра,
- кто любит животных,
- у кого нет друзей,
- кто много плачет,
- кто любит слушать сказки,
- кто любит петь и т.д.
«Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию. А теперь подышим вместе: вдох – шаг вперед все вместе, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же четко бьется его большое доброе сердце: стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого большого доброго животного себе.
«Клеевой дождик»
Прошел клеевой дождик и всех склеил. Дети держатся за руки (плечи, пояс). В таком положении они преодолевают препятствия все вместе: дойти до участка, проползти под столом, спуститься по лестнице, спрятаться от «диких животных». Игра способствует сплоченности группы.
«Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
Игра проводится в парах с закрытыми глазами. Ведущий дает задания: закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками, постарайтесь получше узнать своего соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
«Озорной двойник»
Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все вместе его жесты, кроме одного, вместо которого дети должны сделать свое движение.
«Вежливые слова»
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем игра усложняется: нужно назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет и т.д.), благодарности (спасибо, благодарю, пожайлуста и т.д.), извинения (простите, извините, очень жаль, я не хотел и т.д).
«Игрушка»
В этой игре отрабатываются навыки эффективного взаимодействия, умения сотрудничать. Игра проводится в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок должен уговорить хозяина игрушки дать ему поиграть.
Важно – при выполнении этого упражнения дается любая игрушка, которую надо представить как самую лучшую, самую любимую. Как только хозяин игрушки ее отдает, игра прекращается, и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.
«Новоселье»
Детям предлагают нарисовать свои портреты и «поселить» их в домике. Дети вместе рисуют и раскрашивают дом. Игра направлена на формирование чувства единения с группой.
«Молекулы»
Дети свободно ходят или бегают. По сигналу должны объединиться в группы (по 3 человека, по цвету глаз, волос и т.д.). Эта игра развивает внимательное отношение друг к другу.
Упражнения для снятия отрицательных эмоций, переключения эмоций.
- Кто скажет о нем хорошее (часто это ребенок не сумевший «вписаться» в группу детей, агрессивный ребенок, животное, вещь и т.д.)
- Кто поможет найти добрые, хорошие слова для …(ребенка, воспитателя, игрушки, книги и т.д.)
- Кто расскажет о себе хорошее (о маме, о папе, о бабушке, о дедушке …)
- Кем и каким я буду, когда вырасту.
- Я чувствую себя очень хорошо, когда …
- Когда вам делали приятное? Что это такое? (интервью с микрофоном)
- Я мечтаю о том, чтобы …(можно оформить в виде газеты для родителей).
- Пользуясь одной рукой, вдвоем или более детей, пришить пуговицу.
- Находясь в одной рубашке вдвоем, собрать все игрушки с пола, опавшие листья, мусор с участка и т.д. (взявшись за руки, можно выполнять в паре и даже большим количеством детей).
- Как поднять настроение другу, маме, папе и т.д.
- За что я сегодня себя похвалил бы?
- За что поругал бы? (педагог тоже участвует, если детям интересно).
- Кто самый веселый в группе? (самый добрый, изобретательный, трудолюбивый, честный и т.д.).
Такие игры и упражнения помогают воспитать дружественные связи между детьми в группе, побуждают детей пересматривать свое место в коллективе. Ребенок имеет возможность выговориться, услышать мнение других детей, многое узнать друг о друге.
Игры на разрешение проблем и конфликтов.
Эти игры помогут детям в спокойной обстановке сконцентрироваться на принятии решений и научить отказываться от быстрого принятия решения проблемы в свою пользу.
"Король"
Цель: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для агрессивных и стеснительных детей. Они получают право высказать все свои желания. В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление "жертв" в коллективе.
Инструкция:
Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие
преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Не на - всегда, конечно, а всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы ему все подавали и т.д. Кто кочет стать первым королем?
Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли короля могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.
-Как ты чувствовал себя, когда был королем?
-Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
-Легко ли было отдавать приказы?
-Что ты чувствовал, когда был слугой?
-Когда королем был Игорь, он был для тебя добрым или злым королем?
"Неожиданные картинки"
Цель: Во время этой игры дети имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.
Материал: каждому ребенку - бумага и цветные карандаши.
Инструкция: Сядьте в один большой круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую - либо картину (2 мин.).
По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу справа. Возьмите гот лист, который передаст вам ваш сосед слева, и продолжите рисовать начатую им картину (2-3 мин.) и т.д.
Игру можно проводить под музыку. Как только музыка останавливается, дети меняются рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картину, которую он начал рисовать. Затем обсуждаем:
-Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
-Нравится ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
-Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?
"Пчелы и змеи "
Цель: Результат игры зависит от слаженности действий внутри группы. В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом, что делает игру еще более увлекательной.
Материалы: губка и карандаш.
Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи".
Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из комнаты и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в комнате. Король пчел должен найти мед - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжж.... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.
Анализ упражнения:
-Твоя группа хорошо помогала королю?
-Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
-Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
-Как змеи взаимодействовали друг с другом?
-Как ты чувствовал себя в роли короля?
-Что для тебя было самым трудным в этой роли?
-Ты остался доволен своими подданными?
-Как вы считаете, губку, и карандаш искать было одинаково легко?
"Ковер мира"
Цель: Игра предлагает хорошую стратегию разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие "ковра мира", побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90Х150 сантиметров иди мягкий коврик такого же размера. Фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, блестки для вышивания, бисер, ракушки и т.д.
Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями и сестрами? О чем вы спорите здесь, в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?
Я принесла для вас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом гак, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.
Давайте посмотрим, что из этого получится (Положите плед в центр круга, а на него - красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что … и … хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, кома они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет нрава просто взять игрушку (Пусть оба ребенка займут свои места не ковре). У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира": "Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира "нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей нашей группы, а вы должны мне помочь украсить его".
Эта процедура имеет большое значение, гак как благодаря ей дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира "исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без помощи взрослого. И это очень важно, гак как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа о вербальной или физической агрессии.
Анализ упражнения:
-Почему так важен для нас "ковер мира"?
-Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
-Почему недопустимо применение в споре насилия?
-Что ты понимаешь под справедливостью?
"Сладкая проблема"
Цель: В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В то же время эта игра – хороший повод поговорить о справедливости.
Материал: Каждому ребенку надо иметь по одному печенью, каждой паре детей - по одной салфетке.
Инструкция: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам надо сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга.
Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте.
А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер, по доброй воле огласит его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...
Ведущий дает детям время для того, чтобы принять какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.
А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.
И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие от него ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем. Что стало со вторым.
Анализ упражнения:
-Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?
- Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?
-Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?
-В этой игре с тобой справедливо обошлись?
-Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы придти к совместному решению?
-Как ты себя при этом чувствовал?
-Как иначе ты мог бы придти к единому мнению со своим партнером?
-Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?
"Поводыри"
Играющим предлагается разбиться на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, "слепой" следует за ним, стараясь не потеряться. Постепенно траектория и скорость движения увеличивается. Игра продолжается 5 минут, затем пары меняются ролями.
"Добрый волшебник"
Игра развивает чувство коллективизма, умение дружить, сотрудничать со сверстниками. "Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?" Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя.
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
"Волшебные заросли"
Цель: Развитие умения приемлемым способом добиваться своей цели.
Каждый участник по очереди пытается проникнуть внутрь круга, образованный тесно прижавшимися друг к другу "волшебными зарослями" (всеми остальными участниками игры). "Водоросли" понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, могут расслабиться и пропустить участника в круг, а могут и не пропустить, если их плохо "просят". Затем идет обсуждение, когда водоросли расступались, и когда нет, и почему.
"Числа"
Дети сидят в кругу на стульях, ведущий называет число. Должно встать названное количество детей (обязательно называется число 1 и число, соответствующее количеству детей). Эта игра на развитие умения согласовывать свои желания и стремления с желаниями других, учит детей договариваться и уступать. В конце игры идет обсуждение: "Ты сегодня сколько раз вставала и почему?", "А сколько раз ты уступал" и т.д.
Как показывает опыт работы, направленный на развитие коммуникативных навыков, у детей изменилась степень конфликтности.
Дети чаще пытаются найти неконфликтное решение, т.е. стараются адекватно реагировать на ситуацию.
По нашему мнению, в группе, где проводились предложенные игры и упражнения, наблюдается успешная картина, изменяется статусное положение детей.
Психолого-педагогические рекомендации.
В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя. Одним из направлений педагогической деятельности любого педагога или психолога должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
Во-первых - привитие базовых социальных навыков: умение выслушивать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных ситуациях, обучение умению брать на себя ответственность.
Во-вторых - научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинений, ни самобичевания, а также вырабатывать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения.
В-третьих - должно быть предусмотрено обучение детей:
а) приемам саморегуляции своего состояния, что позволяло бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Овладение приемами саморегуляции поможет ребенку вовремя снизить тон вместо того, чтобы бесполезно доказывать свою правоту, или попытаться договориться в конфликтной ситуации вместо того, чтобы отреагировать на нее с обидой и уходом от общения;
б) умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональные состояния других людей;
в) выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.
В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей
конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций предлагаем использовать:
а) сюжетно - ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
б) имитационные игры (имитирующие в " чистом виде " какой - либо " человеческий " процесс);
в) интерактивные игры (игры на взаимодействие);
г) социально - поведенческие тренинги;
д) обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
е) психогимнастика;
ж) чтение и обсуждение художественных произведений;
з) дискуссии.
Педагог в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими.
Он может научить их простым жизненным мудростям:
- взаимоотношения людей - большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;
- не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;
- не обижай других людей и не давай им " потерять лицо ";
- не нападай на других, когда тебе плохо.
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет дать воспитателям и педагогам следующие рекомендации:
- В воспитательно-образовательном процессе больше времени следует уделять развитию коммуникативных способностей детей через организованные игры.
- Часть свободного времени детей нужно использовать для проведения игр и упражнений, направленных на снятие мышечного и эмоционального напряжения, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, сплочению детского коллектива, развитию адекватной самооценки, решению конфликтных ситуаций через игру.
3. В ходе воспитательного взаимодействия обязательно учитывать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка. Игра и общение не должны быть "из-под палки", обязательно нужно включать мотивацию успешности: "Уверена, у тебя получится".
- Не старайтесь использовать за 1 раз несколько игр. У ребенка 5-6 лет работоспособность еще невелика, он быстро утомляется.
- Занятия и игры проводятся регулярно в течение 20 - 30 мин., когда ребенок в хорошем настроении, не переутомлен, не перевозбужден.
6. Между проведением таких игр в повседневной деятельности необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, таким образом закрепляя материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе и своих поступках.
7. Не оценивайте детей, не говорите ребенку, что он сделал что-то неправильно, иначе в дальнейшем он будет давать неискренние ответы.
Список литературы.
- Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов.- М.: Юнити, 1999.
- Вачков И.В. Психология для малышей.- М.:Педагогика- Пресс, 1996.
- Гришина Н.В. Психология Конфликта. СПб.: Питер, 2000.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М.:,1986.
- Кулачковская С.Е., Ладывир С.А. Учите малыша общаться с детьми и взрослыми. Киев,1995.
- Мухина В.С. Детская психология.- М.,1985.
- Недоспасова В.А. Растем играя.- М.: Просвещение, 2002.
- Николаева Э.Ф. Учебно – методическое пособие по детской психологии. Тольятти, 2000.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии./ под ред. И.В.Дубровиной.- М.: Academia ,1998.
- Развитие общения у дошкольников. / под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И.- М.: Педагогика, 1974.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа – Пресс, 1997.
- Терещук Р.К. Показатели популярности детей по результатам социометрической методики и наблюдения реального взаимодействия дошкольников со сверстниками.// Новые исследования в психологии № 1.м.: Педагогика, 1986.
- Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М.: ЭКМОС,2000.
- Психологические игры и упражнения: Практическое пособие./ Пер. с нем. В 4-х томах,2003.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос,1999.
- Юнг К.Г. Конфликты детской души.- М.: Канон,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности в...
Методические рекомендации Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
Отношения в коллективе детей самая актуальная тема на сегодняшний день. Среди детей встречаются и конфликтные дети, которые создают много проблем. Я думаю, что эти рекомендации помогут в какой-то мере...
Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
В разработке ......
Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
характеристика двигательного развития детей 5 -7 лет и здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ...
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь, от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней ...
Методическая рекомендация"Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в музыкально- дидактических играх и игровых упражнениях"
Методические рекомендации разработаны на основе опыта работымузыкального руководителя учреждения Гольцверт Анастасии Геннадьевны с детьмистаршего дошкольного возраста. Предназначены для музыкальн...