Психологическое тестирование
материал по психологии по теме
Анкета для изучения психологического климата в коллективе.
Оценка предрасположенности к нервному срыву.
Самооценка личного рабочего стиля учителя.
Определение психического "выгорания" педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_psihologiya.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета
«Психологический климат в коллективе»
№ п/п | В какой степени вы удовлетворены | Оценка |
1. | Вашей работой в школе? | |
2. | Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой с товарищами)? | |
3. | Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд? | |
4. | Готовностью коллег оказать помощь в работе? | |
5. | Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом)? | |
6. | Культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе? | |
7. | Тем, в какой мере администрация прислушивается к Вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы школы? | |
8. | Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом? | |
9. | Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа? | |
10. | Отношением коллектива к работе? | |
11. | Организованностью и порядком в работе школы? | |
12. | Творческой атмосферой в коллективе? | |
13. | Вашими взаимоотношениями с руководителями? | |
14. | Согласованностью и единством действий педагогов? | |
15. | Отношением учащихся к учебе? | |
16. | Дисциплинированностью учащихся? | |
17. | Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе? | |
18. | Учебно-материальной базой школы? | |
19. | Отсутствием «показухи» и формализма в работе? | |
20. | Заработной платой? |
5 - если Вы полностью удовлетворены
4 - скорее удовлетворены, чем нет
3 - трудно сказать (и, да и нет)
2 - скорее неудовлетворенны
1 - совершенно неудовлетворенны
ОЦЕНКА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ
К НЕРВНОМУ СРЫВУ
Инструкция. Ответьте на вопросы теста, выбрав ответ, соответствующий Вашему поведению.
1.Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?
Да, всегда (3), очень часто (4), иногда (0), очень редко (0), никогда (0).
2.Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?
Очень часто (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0).
3.Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли Вы желание сделать это вместо него?
Да, всегда (5), очень часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0).
4.Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?
Да, всегда (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0).
5.Сколько времени Вы уделяете себе вечером?
Больше трех часов (0), два-три часа (0), один-два часа (0), меньше часа (2), ни минуты (4).
6.Перебиваете ли Вы, не дослушав объясняющего Вам что-либо с излишними подробностями?
Да, всегда (4), часто (3), в зависимости от обстоятельств (2), родко (1), нет (0).
7.О Вас говорят, что Вы вечно спешите...
Да, это так (5), часто спешу (4), спешу, как и все, иногда (I), спешу только в исключительных случаях (0), никогда не спешу
(0).
8.Трудно ли Вам отказаться от вкусной еды?
Да, всегда (3), часто (2), иногда (0), редко (0), никогда (0).
9.Приходится ли Вам делать несколько дел одновременно?
Да, всегда (5), часто (4), иногда (3), редко (1), никогда (0).
10.Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то очень далеко?
Очень часто (5), часто (4), случается (3), очень редко (0), никогда (0).
11.Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о скучных и пустых вещах?
Очень часто (5), часто (4), иногда (1), редко (0), никогда (0).
12.Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?
Очень часто (4), часто (3), иногда (2), очень редко (1), никогда (0).
13.Любите ли Вы давать советы?
Да, всегда (4), очень часто (3), иногда (1), очень редко (0), никогда (0).
14.Долго ли Вы колеблетесь, прежде чем принять решение?
Всегда (3), очень часто (2), часто (1), очень редко (3), никогда (0).
15.Как Вы говорите?
Торопливо, скороговоркой (3), быстро (2), спокойно (0), медленно (0), важно (0).
Обработка: Сложите баллы, указанные после выбранных ответов.
От 45 до 63 очков — нервный срыв для Вас — реальная угроза. Проверьте кровяное давление и содержание холестерина в крови. Не пора ли изменить образ жизни?
От 22 до 44 очков — нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение.
До 19 очков — Вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность. Старайтесь и впредь избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматически любые неудачи.
0 очков — если Вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая Вам угрожает, •— это чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.
Самооценка личного рабочего стиля учителя.
Почти Иногда Часто Почти
Мой личный рабочий стиль никогда (0) (1) (2) всегда (3)
1. 2 3 4 5
Предрасположены ли вы к тому чтобы:
1.откладывать выполнение неприятных дел?
2.отодвигать во времени принятие срочных, но неприятных решений?
3.перестраховываться, заручаясь мнением других при принятии неприятных или тяжелых решений?
4.все делать самому?
5. заниматься несколькими проблемами одновременно?
6.работать в суете и спешке?
7.приниматься за работу без предварительного поиска лучших подходов к делу?
8.прерывать начатую работу, чтобы заняться другими делами?
9.откладывать выполнение трудных задач после первоначальной их обработки?
10.работать неконцентрированно, несобранно?
11.работать по 2 ч и более без перерыва?
12.часто не доводить дело до конца из-за того, что вас постоянно отвлекают?
13.расходовать ценное для вас время на отдельные специальные задачи или второстепенные дела?
14.заниматься чужими делами лишь потому, что они вас заинтересовали?
15.браться в любое время за любую задачу из-за того, что вы не можете сказать "нет"? заниматься почти безнадёжной конфронтацией, например поиском виновных в ошибке или борьбой с бюрократическим аппаратом предприятия?
16.стремиться к безупречному выполнению задач и в тех областях, где этого не требуется?
17.стараться знать все факты?
18.проявлять инициативу лишь по принуждению?
19.стремиться всегда помочь другим при решении их проблем?
Интерпретация: чем больше сумма набранных вами баллов, тем больше вы мешаете себе работать
ЛИТЕРАТУРА по самообразованию
1.Г. Алиев X. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. М., 1990
2.Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу - с радостью. Практическая психология для учителя. Мн., 1996 (Конфликты и стресс в работе учителя: 60-116.)
3.Ладанов И.Д. Управление стрессом. М., 1989
4.Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн., 1988
5.Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999 (Гл. 8. Невротическая личность учителя: 191-160. Гл. 9. Профессиональное здоровье учителя - стратегическая проблема современной школы: 181-187.)
6.Немов Р.С. Психология. Кн.З. М., 1994 (Гл. 30. Совершенствование педагогической деятельности: 443-456.)
7.Пергаменщик Л.А. Список Робинзона. Мн., 1996
8.Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции. Казань, 1990
9. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М. Тутушкиной. М.,1997
10.Радченко Н.П. НОТ учителя. М., 1989
11.Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителя //Вопросы психологии, 1997, №1
12. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. Пер с анг. М., 1992
13.Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1999
14.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1995
15.Тарасов Е. Популярная психотерапия: Для всех и каждого. М., 1997
16.Форманюк Т.В. Синдром "эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии, 1994, № 6
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ
ДЕМОКРАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ПО СТИЛЕВЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ (УДСХ)
Компетентные эксперты пользуются десятью парами характеристик-параметров. Для каждого значения параметры по левому и правому столбцам определяются таким образом, чтобы сумма была равна единице. Например, по первому параметру доля значения характеристики в левом столбце определяется 0,4, тогда доля значения характеристики в правом столбце равняется 0,6. В бланк ответов записывается только значение того выражения параметра, которое расположено слева.
В данном случае: 1, 0,4.
Д1.Ориентация руководителя и педагогов на экспериментирование, здоровую конкуренцию идей и мнений.
А1.Осторожное отношение к рискованным действиям, склонность к спокойным отношениям в коллективе.
Д2. Побудительный характер воздействий через мотивационную сферу, личный пример, поощрение.
А2.Воздействия преимущественно через приказы, распоряжения, наказания.
Д3.Учет индивидуальных особенностей и желаний членов коллектива, делегирование им тех функций, которые ведут к развитию личности.
А3.Делегирование подчиненным только тех полномочий, которые учитывают и функциональные особенности.
Д4.Децентрализация власти и информационных потоков, представление свободы в выборе процедур деятельности развитие различных форм самоуправления в коллективе.
А4.Централизация всей власти, всей информации на себя. Строгая регламентация обязанностей процедур, сроков и контроль за ходом выполнения.
Д5.Лояльное отношение к ошибкам. В первую очередь — поиск причин ошибок, невыполнения задания и
путей их устранения.
А5.Непримиримое отношение к ошибкам, срывам, промахам. В первую очередь —
наказание виновного.
Д6.Контактное отношение с подчиненными, позиция руководителя внутри группы (МЫ). Общение неформальное, выходящее за рамки производственных вопросов.
А6.Позиция руководителя вне группы (Я и ОНИ).Отношения с подчиненными дистанционные и только по поводу производственных вопросов.
Д7.Производственные и социальные вопросы признаются равноценными. Но в решении производственных
проблем главными являются социальные ценности.
А7.Основными являются производственные вопросы.
Д8.Поощряется независимость мнения и критика в адрес руководства.
А8.Поощряются исполнительские качества и дисциплинированность подчиненных.
Д9.Поощряются конструктивные предложения коллег по улучшению работы и соответствующее участие в их реализации.
А9.Конструктивные предложения подчиненных рассматриваются как посягательство на авторитет руководителя.
Д10. Решения принимаются коллегиально.
А10Решения принимаются единолично.
Обработка. Все оценки параметров по левому столбцу складываются, и сумма соотносится со стандартной уровневой шкалой «0—10» (10, 9 — оптимальный уровень; 3, 2, 1,0 — недопустимый уровень).
Можно использовать после небольшой адаптации и другие методики определения стиля руководства и управления.
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА
профессиональных умений руководителя, значимых
межличностном взаимодействии
5 - умение развито в высшей степени, 4 - достаточный уровень развития, 3 - средний уровень развития умения, 2 - низкий уровень развития, I - умение отсутствует.
УМЕНИЕ Оценка |
1.Умение понять сотрудника, его индивидуальность, объективно оценить как профессионала и личность
2.Умение верно оценить межличностные отношения в педколлективе, социально-психологический климат
3.Умение правильно оценить по внешним признакам /мимике, жестам, голосу/ эмоциональное состояние человека
4.Умение преодолевать в восприятии человека негативное отношение, установки, быть справедливым
5. Умение верно оценить успешность своей управленческой деят-ти
6.Умение адекватно оценить свои профессионально значимые личностные качества, организаторские способности.
7.Умение видеть себя глазами сотрудников
8.Умение строить общение на демократической основе, утверждать личное достоинство подчиненных
9.Умение легко и быстро устанавливать контакт с людьми
10.Умение располагать подчиненных к общению, вызывать понимание
11. Умение осуществлять индивидуальный подход в общении с людьми
12.Умение убеждать
13.Умение проявлять такт в общении с сотрудниками
14.Умение слушать и слышать человека
15.Умение создавать атмосферу доверительности и взаимопонимания
16.Умение проявлять гибкость в общении, быстро реагировать на изменение ситуации межличностного взаимодействия
17. Умение управлять своим эмоциональным состоянием в общении, быть выдержанным и терпимым
18.Умения эмоционально-волевого воздействия на людей, внушения
19.Умение отказаться от стереотипа "руководитель всегда прав"
20.Умения публичного выступления
21. Умение создавать благоприятный психологический климат в коллект.
22. Умение сопереживать невзгодам коллег, психологически поддерживать в трудную минуту
23.Умения работать в команде, вступать в сотрудничество.
24. Умения предупреждать и разрешать конфликты в коллективе
25.Умение строить социально приемлемые и психологически безопасные взаимоотношения и общение с сотрудниками
26.Умение быть артистичным, эмоционально и эстетически выразительным
7.16. Экспресс-диагностика
неуправляемой эмоциональной возбудимости
(В. В. Бойко)
Инструкция. В целях личностного самопознания вам необходимо ответить «да» или «нет»
на предложенные 12 вопросов.
Опросник
1. Обычно высказываете свои мнения людям откровенно, не особо задумываясь над выбором слов и выражений.
2.Быстро начинаете злиться или впадать в гнев.
3.Можете ударить обидчика, оскорбившего вас.
4.После приема небольшой дозы алкоголя становитесь несдержанным.
5.Можете стать резким или нагрубить, когда заденут ваше самолюбие.
6.В детстве вы убегали из дома, обидевшись на родителей.
7.Обижаетесь по пустякам.
8.Перед важной встречей, событием очень волнуетесь, нервничаете.
9.Под влиянием эмоций можете сказать такое, о чем потом будете жалеть.
10. В возбужденном состоянии плохо контролируете свои действия (можете бить посуду, швырять вещи, ломать предметы).
11. Вам приходилось расплачиваться за свою вспыльчивость (вас наказывали, объявляли выговор, вас покидали друзья и т. п.).
12.Нередко вы быстро покупаете понравившуюся вам вещь, не успев рассмотреть и оценить ее как следует, и оказывается, что купили не то, что надо.
Обработка и интерпретация результатов
За каждый утвердительный ответ начислите себе балл.
10-12 баллов - вы очень импульсивный человек, неуправляемая эмоциональная возбудимость - ваш функциональный стереотип поведения, однако он неприятен для партнеров.
5-9 баллов - у вас есть признаки импульсивности.
4 балла и меньше- вы неимпульсивны.
ТЕСТ «ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ».
Трансакция — единица акта общения, в течение которой собеседники, находящиеся в одном из трех состояний «Я» обмениваются парой реплик.
Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего «Я»: состояние РОДИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО или ДИТЯТИ.
Характеристики состояний:
назидательный, самоуверен но агрессивный | РОДИТЕЛЬ | учит, направляет оценивает, осуждает опекает |
рациональный, корректный, сдержанный | ВЗРОСЛЫЙ | трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой |
эмоциональный, неуверенный, подчиняемый | ДИТЯ | капризничает, упрямится, творит, протестует |
Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выбирает себе и собеседнику подходящее состояние «Я». Деловое общение должно происходить на уровне В = В.
Трансактный анализ общения позволит Вам овладеть тонкостями делового общения: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избежать тактических и стратегических ошибок контакта.
Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что особенно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в Вашем поведении? Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1.Мне порой не хватает выдержки.
2.Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3.Родители (как более взрослые люди) должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4.Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5.Меня провести нелегко.
6.Мне бы понравилось быть воспитателем.
7.Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8.Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9.Каждый должен выполнять свой долг.
10.Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11.Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12.Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13.Я, как и многие люди, бываю обидчив. ч, 14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15.Дети должны беспрекословно следовать указаниям родителей.
16.Я — увлекающийся человек.
17.Мой основной критерий оценки человека — объективность.
18.Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Обработка. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д— «дитя»);
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В — «взрослый»);
3, б, 9, 12, 15, 18, 21 (Р — «родитель»).
Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то значит, что Вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору — словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если Вас не привлекает организаторская работа, шумные компании и Вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет и Вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже на третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и так называемые группы тренировки общения, организованные профессиональными психологами во многих городах.
А во главе приоритетной формулы — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причину своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.
Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.
Разные стили общения учителей порождают у учащихся различные эмоциональные состояния. Педагоги с негибкой манерой поведения в общении вызывают благоприятную эмоциональную реакцию у учащихся часто случайно, только потому, что выработанная у них манера общения «подошла» к индивидуальным особенностям учащихся. В то же время в массе других случаев, когда ставший типичным для них способ общения разойдется с представлениями учеников, учителя, сами того не ведая, стимулируют проявления недовольства, укрепляют и поддерживают отрицательное отношение не только к себе, но и к предмету.
В реальной практике школы преобладает дисциплинарно-аффективный тип педагогического воздействия, берущий за основу не активность учащегося, не творческий характер его деятельности, а жесткое подчинение его поведения и действий педагогу, неукоснительное соблюдение этой линии, ставящее требовательность и подчинение в основу всех применяемых методов воздействия. Обозначенный тип воздействия обычно рассматривается в рамках дихотомической семантической оси: личностный— безличностный, демократический—авторитарный, мотивирующий—контролирующий, синтонно—эмпатирующий—гипосензитивный, помогающий—мешающий, развивающий—деформирующий.
Определение психического «выгорания»
(А. А. Рукавишников)
Назначение. Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности.
Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывания и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас никогда не возникало подобного чувства, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами «редко» и «часто». Отвечайте как можно быстрее. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа.
Бланк ответов
№ вопросов | Формы ответов | |||
Обычно | Часто | Редко | Никогда | |
Опросник
1. Я легко раздражаюсь.
2. Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать.
3. Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе.
4. Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы.
5.Меня мучает бессонница.
6. Думаю, что если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы.
7. Я работаю с большим напряжением.
8. Моя работа приносит мне удовлетворение.
9. Чувствую, что работа с людьми изматывает меня.
10. Думаю, что моя работа важна.
11. Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе.
12. Я доволен профессией, которую выбрал.
13. Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня.
14. Я эмоционально устаю на работе.
15. Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии.
16. Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня.
17. Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе.
18. Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе.
19. Для меня важно преуспеть на работе.
20. Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим.
21. Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий.
22. У меня не хватает времени на мою семью и личную жизнь.
23. Я полон оптимизма по отношению к своей работе.
24. Мне нравится моя работа.
25. Я устал все время стараться.
26. Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы.
27. Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе.
28. Я удовлетворен своим профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры.
29. Я чувствую физическое напряжение, усталость.
30. Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам.
31. Работа эмоционально выматывает меня.
32. Я использую лекарства для улучшения самочувствия.
33. Меня интересуют результаты работы моих коллег.
34. Утром мне трудно вставать и идти на работу.
35. На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился.
36. Нагрузка на работе практически невыносима.
37. Я ощущаю радость, помогая окружающим людям.
38. Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе.
39. Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок.
40. Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками.
41. Я люблю свою работу.
42. У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен.
43. Меня раздражает поведение моих учеников.
44. Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне.
45. Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места.
46. Я замечаю, что становлюсь более черствым по отношению к людям.
47. Я чувствую эмоциональное напряжение.
48. Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой.
49. Я чувствую себя измотанным.
50. Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям.
51. Временами я сомневаюсь в своих способностях.
52. Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию.
53. Выполнение повседневных дел для меня - источник удовольствия и удовлетворения.
54. Я не вижу смысла в том, что делаю на работе.
55. Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии.
56. Хочется «плюнуть» на все.
57. Я жалуюсь на здоровье без четко определенных симптомов.
58Я доволен своим положением на работе и в обществе.
59. Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил.
60. Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье.
61. Я сомневаюсь в значимости своей работы.
62. Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе.
63. Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные домашние обязанности.
64. Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе.
65. Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю.
66. Мне буквально приходится заставлять себя работать.
67. Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние.
68. Мне нравится отдавать работе все силы.
69. Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения.
70. Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе.
71. Верю, что способен выполнить все, что задумано.
72. У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников.
Обработка и интерпретация данных
Данная методика включает три шкалы: психоэмоционального истощения (ПИ), личностного отдаления (ЛО) и профессиональной мотивации (ПМ). Для определения психического «выгорания» в пределах указанных шкал пользуются специальным ключом:
ПИ - 1, 5, 7,14,16,17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36,39,42,45, 47,49, 52, 54, 57,60,63,67, 69 (25 утверждений).
ЛО -3, 4, 9,10,11, 13,18, 21, 30, 33, 35, 38, 40, 43,46,48, 51, 56, 59, 61, 66,70, 71, 72 (24 утверждения).
ПМ - 2, 6, 8,12,15, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 28,37,41,44, 50, 53, 55, 58,62, 64, 65, 68 (23 утверждения)
Количественная оценка психического «выгорания» по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему («часто» - 3 балла, «обычно» - 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - 0 баллов) и суммарного подсчета баллов. Обработка производится по «сырому» баллу. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень психического «выгорания» по каждой шкале.
Таблицы норм
Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
9 и ниже | 10-20 | 21-39 | 40-49 | 50 и выше |
Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО) | ||||
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
9 и ниже | 16-10 | 17-31 | 32-40 | 41 и выше |
Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ) | ||||
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
7 и ниже | 8-12 | 13-24 | 25-31 | 32 и выше |
Нормы для индекса психического «выгорания» (ИПв) | ||||
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
31 и ниже | 32-51 | 52-92 | 93-112 | 113 и выше |
Организованный ли вы человек?
Этот тест может служить не только для проверки личной организованности, но и средством, побуждающим к выработке организационных навыков и привычек. На каждый из предлагаемых вопросов выберите только один вариант ответа. Затем по ключу, который помешен в конце теста, найдите количественные оценки выбранных вариантов ответов. Далее сложите все оценки и полученную сумму соотнесите с оценками результата, которые даны после ключа к тесту.
1Имеются ли главные цели в жизни, к достижению которых вы стремитесь?
А У меня есть такие цели.
Б. Разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так изменчива. В. У меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их достижению.
Г. Цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.
2. Составляете ли вы план работы, дел на неделю, используя для этого еженедельник, специальный блокнот и т.д.?
A. Да. Б. Нет.
B. Не могу сказать ни да, ни нет, так как держу главные дела в голове, а план на текущий день — в голове или на листке бумаги. Пробовал составлять план, используя для этого еженедельник, но потом понял, что это ничего не даст.
Д. Составлять планы — это игра в организованность.
3. «Отчитываете» ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?
A. «Отчитываю», в тех случаях, когда вижу свою вижу, лень или неповоротливость.
Б. «Отчитываю», несмотря ни на какие субъективные или объективные причины.
B. Сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще «отчитывать» самого себя.
Г. Придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня — хорошо, а что не удалось — выполню, может быть, в другой раз.
4. Как вы ведете свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей, знакомых, родственников?
А. Я хозяин(ка) своей записной книжки. Как я хочу, так и веду записи телефонов, фамилий, имен. Если понадобится номер телефона, то я обязательно найду его.
Б. Часто меняю записные книжки с записями телефонов, так как нещадно их "эксплуатирую". При переписывании телефонов стараюсь, все сделать "по науке", однако при дальнейшем пользовании вновь сбиваюсь на произвольную запись.
В. Записи телефонов, фамилий, имен веду "почерком настроения". Считаю, что были бы записаны номер телефона, фамилия, имя, а на какой странице записано и как — не имеет значения. Г. Используя обще принятую систему в соответствии с алфавитом, записываю фамилию, имя, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения.
5. Вас окружают вещи, которыми вы часто пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей?
A. Каждая вещь лежит где попало.
Б. Придерживаюсь принципа: каждой вещи — свое место.
B. Периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов. Затем кладу их куда придется. Спустя какое-то время опять навожу порядок.
Г. Считаю, что этот вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.
6. Можете ли вы по истечении дня сказать, где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно терять время?
A. Могу сказать о потерянном времени.
Б. Могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время.
B. Если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал его.
Г. Не только хорошо представляю, где, сколько и почему было потеряно время, но и изыскиваю приемы сокращения потерь в тех же самых ситуациях.
7. Как вы действуете, если на совещании (собрании) начинается переливание из пустого в порожнее?
A. Предлагаю обратить внимание на существо вопроса.
Б. На любом совещании или собрании бывает и что-то 1гужлое, и что-то пустое. В чередовании того и другого происходит совещание или собрание. И ничего тут не поделаешь — приходится слушать.
B. Погружаюсь в "небытие".
Г. Начинаю заниматься теми делами, которые взял с собой, зная, что будет переливание из пустого в порожнее.
8. Вам предстоит выступить с докладом. Придаете ли вы значение не только содержанию доклада, но и его продолжительности?
А. Придаю самое серьезное внимание содержанию доклада. Думаю, что продолжительность нужно определять лишь приблизительно. Если доклад интересен, следует давать время, чтобы его закончить.
Б. Уделяю о равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада, а также его вариантам в зависимости от времени.
9. Стараетесь ли вы использовать каждую минуту для выполнения
A. Стараюсь, но у меня ire всегда получается в силу личных причин (упадок сил, плохое настроение и т.п.).
Б. Не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении времени.
B. Зачем стремиться, если время все равно не обгонишь. Г. Стараюсь, несмотря ни на что.
10. Какую систему фиксации поручений, заданий вы используете?
A. Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к какому сроку.
Б. Фиксацию наиболее важных дел произвожу в своем еженедельнике. "Мелочь" пытаюсь запоминать. Если забываю о "мелочи", то не считаю это недостатком.
B. Стараюсь запоминать поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память. Однако должен признаться, что память часто подводит меня.
Г. Придерживаюсь принципа "обратной памяти": пусть помнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает. Если дело важное, о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.
11. Точно ли вы приходите на деловые встречи, собрания, совещания, заседания?
A. Прихожу раньше на 5—7 мин.
Б. Прихожу во время, к началу мероприятия.
B. Как правило, опаздываю.
Г. Всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя. Д. Мне нужно помочь научиться не опаздывать.
12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, просьб, поручений?
А Считаю, что своевременность выполнения — один из важных показателей моего умения работать. Она хороша тем, что никого не подводит, но мне кое-что всегда не удается выполнить вовремя. Б. Своевременно выполнить что-либо — это верный шанс получить новое задание или поручение. Исполнительность всегда своеобразно наказывается, поэтому лучше немного затянуть выполнение задания.
В. Предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения в срок.
13. Вы пообещали что-то сделать или чем-то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное затруднительно. Как вы будете себя вести?
A. Сообщу об изменении обстоятельств и невозможности выполнить обещанное.
Б. Постараюсь сказать, что обстоятельства изменились и выполнить обещание затруднительно, но одновременно скажу, что не нужно терять надежду на обещанное.
B. Буду стараться выполнить обещанное. Если выполню — хорошо, а если нет, объясню причины невыполнения.
Г Ничего не обещаю человеку, но выполню обещанное во что бы то ни стало.
Ключ к ответам на вопросы
Номер | Оценки | ответов, | баллы | ||
вопроса | А | Б | В | Г | Д |
1 | 4 | 0 | 6 | 2 | — |
2 | 6 | 0 | 3 | 0 | 0 |
3 | 4 | 6 | 0 | 0 | — |
4 | 0 | 0 | 0 | 6 | — |
5 | 0 | 6 | 0 | 0 | — |
6 | 2 | 1 | 0 | 4 | 6 |
7 | 3 | 0 | 0 | 6 | _ |
8 | 2 | 6 | — | — | — |
9 | 3 | 0 | 0 | 6 | _ |
10 | 6 | 1 | 1 | 0 | — |
11 | 6 | 6 | 0 | 0 | 0 |
12 | 3 | 0 | 6 | — | — |
13 | 2 | 0 | 0 | 6 | — |
Оценка результатов:
72—78 баллов. Вы организованный человек. Но не останавливайтесь на достигнутом. Организованность дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.
63—71 баллов. Организованность — неотъемлемая часть работы. Но самоорганизацию вам следует улучшить.
Менее 63 баллов. Организованность — не постоянное ваше качество. Вам необходимо проанализировать свои действия, затраты времени, технику работы. Чтобы стать организованным человеком, нужны воля и упорство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое тестирование учащихся средней школы
Тесты для учащихся средней школы: Пессимист или оптимист? Ваш способ восприятия....
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ.ЭТИ ПРАВИЛА ПОМОГУТ ПЕДАГОГАМ-ПСИХОЛОГАМ, КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ, УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ПРОЦЕДУРУ ТЕСТИРОВАНИЯ.СОБ...
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ.ЭТИ ПРАВИЛА ПОМОГУТ ПЕДАГОГАМ-ПСИХОЛОГАМ, КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ, УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ПРОЦЕДУРУ ТЕСТИРОВАНИЯ.СОБЛ...
«Система профессиональной ориентации и психологического тестирования. Электронная форма Портфолио.»
Профориентационная работа со школьниками предполагает решение следующих задач: информационно-справочных, диагностических, психологической поддержки и принятия учащимся конкретного решения.Но главная з...
Анкета для проведения социально-психологического тестирования «Отношение к вредным привычкам»
Анкета для проведения социально-психологического тестирования "Отношение к наркотикам"...
Информационное согласие родителей на социально-психологическое тестирование на наркотики
Социально-психологическое психологическое тестирование...
Методические рекомендации по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях.
В связи с вступлением в силу с 11 декабря 2013 года дополнения к Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” о том, что ...