Работа с асоциальными семьями и оказание помощи детям из асоциальных семей
материал по психологии по теме
Доклад на совете профилактики, посвященный работе с асоциальными семьями и оказание помощи из детям асоциальных семей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на расширенном совете профилактики по работе с асоциальными семьями и оказание помощи из асоциальных семей
СЛАЙД 1
« Работа с асоциальными семьями и оказание помощи из асоциальных семей.»
СЛАЙД 2
Неблагополучная (асоциальная )семья- это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
СЛАЙД 3
К неблагополучным семьям относятся не только те семьи где родители ведут аморальный образ жизни , но и педагогически несостоятельные, конфликтные, асоциальные.
Типы неблагополучных семей
Педагогически несостоятельная | Конфликтная семья | Асоциальная семья |
Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. | Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству. | В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. У членов такой семьи отмечаются асоциальные формы поведения и негативные ориентации. |
СЛАЙД 4
Социальный паспорт школы
Приведённые данные по школе неблагополучных семей 6(Зачитать список).
Но более реальная картина у нас получиться после выступления классных руководителей Мы это делаем прежде всего с целью знакомства пед коллектива с контингентом учащихся из разных семей, для того чтобы осуществлять к этим детям индивидуальный подход.
СЛАЙД 5
Основная задача образования дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
СЛАЙД 6
Для достижения данной цели решаются следующие задачи
изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся,
-выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
-выявление причин возникновения у учащихся
*проблем в обучении,
*проблем в поведении,
*правонарушений
и принятия мер по их устранению;
*оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости
СЛАЙД 7
Диагностика семейного неблагополучия
Анализ документации
-Списки неблагополучных семей стоящих на учёте в полиции (инспектор ПДН –Яковлева А,С,)
- Личные дела учащихся (Характеристика уч-ка)
Сбор списков НБС
Списки у классных руководителей трудных семей
Тестирование
- Психолог проводит диагностики
На самооценку, тревожность и мотивацию результаты сообщаются классным руководителям и родителям, соц.педагогу.
Интервью специалистов
Проводиться беседа спед составом где добавляется информация о проблемах у детей из неблагополучных семей.
Мини-консилиум
Проходить в разных формах : беседа класс.рук. и педагог психолог кол-во 12 шт, совет профилактики с педагогами и администрацией школы уч-ся 11кл, 9кл, 8кл.,
Наблюдение специалистов
Которые наблюдают и корректируют поведение уч-ся данной группы.
СЛАЙД 8
Индивидуальная работа с семьёй
Социальный патронаж семей (соц педагог совместно с кл рук обследовал 4семьи) и обращаешься с просьбой о то м чтобы приглашали совместно чтобы быть в курсе дел. Запрещается посещать семьи поодиночке .т.к опасно для жизни и для протокола.
Консультации проводятся по решению проблем: успеваемость, агрессивное поведение, пропуски уроков. Хочется поблагодарить педагогов нач школы которые направляют родителей и детей к педагогу –психологу. С Семьями уч-ся и учениками были проведены серии занятий по снятию агрессивного поведения, и повышения успеваемости.
Беседы имеет для большинства детей данной категории наиболее эффективный способ взаимодействия.
Благодарим весь пед состав и директора школы за помощь в работе
Памятки
Родителям широко использует педагог-психолог и уч нау школы.
(Смотри призент ..)
Мы предлагаем использовать новые формы работы СОБРАНИЯ НА ДОМУ, БЛАГОДАРНОСТИ РОДИТЕЛЯМ , СМ ПРИ)
СЛАЙД 24
Индивидуальные особенности ребёнка | Семейные | Школьные | В группе сверстников | В обществе |
Низкая самооценка застенчивость плохая успеваемость; Нарушение дисциплины; Положительны установки по отношению к Психотропным веществам | Конфликты в семье безнадзорность родители, употребляющие алкоголь физическое и психологическ ое насилие в семье; Отсутствие дисциплины | Плохая успеваемость Низкий моральный уровень учеников уровень учеников; конфликты с педагогами | Нежелание учиться давление сверстников дружба с подростками, употребляющими алкоголь | Жизнь в обществе способствующем употреблению табака, алкоголя, наркотиков отсутствие поддержки со стороны общества; нищета и экономическая нестабильность |
Слайд 25
- Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми
- Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками.
- Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
- При необходимости трудновоспитуемых приглашать на Совет профилактики школы.
- Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
- Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса.
- Обучать трудновоспитуемых детей методам саморегуляции поведения.
- Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).
Слайд 27
- Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
- В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
- Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
- Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
- Не ставьте на ребенке крест.
- Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
- Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
- Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
- Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
Слайд 28
- а) Привлечь к себе внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.
- б) Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
- в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».
- г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Слайд 33
Если ребенка постоянно критикуют, он учится - ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.
Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии
– он учится находить любовь в этом мире.
Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.
Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
.
Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если в семье развод…(психологическая помощь детям пережившим развод родителей)»
Если в семье развод…(психологическая помощь детям пережившим развод родителей)» Развод родителей – это явно выраженная или скрытая травма для ребенка. Если думать о том, как снизить в...
Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...
РЕСУРСНАЯ КАРТА НИЖНЕГО ТАГИЛА ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ И ИХ СЕМЬЯМ
СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ (посвященные памяти кандидата педагогических наук, директора Учебно-...
"Причины подросткового суицида. Роль семьи в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях".
Родительское собрание...
Программа «Добрые перемены» (Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье)
Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье...
Выступление на Питч-сессии для руководящих и педагогических работников Югры по теме: «Опыт работы по оказанию ранней помощи детям и их семьям в МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия», 2021
Представлен опыт работы образовательной организации по оказанию ранней помощи детям и их семьям в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"...