НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
статья по психологии по теме
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
I. Особенности познавательной сферы
Проблемы:
Низкий уровень произвольности познавательных процессов
Низкий уровень развития мышления
Несформированность важнейших учебных умственных действий
Возможные причины:
При объективном снижении умственных способностей по отношению к возрастной норме
- умственная отсталость
- задержка психического развития или снижение отдельных функций
- психофизический инфантилизм (в данном случае это означает своеобразное «застревание» ребенка на дошкольном уровне развития, что особенно явственно прослеживается в отношении к нормам, правилам поведения и деятельности, а также в особенностях самооценки, которая часто оказывается несформированной). Психофизический инфантилизм может провоцироваться стилем семейного воспитания, особенностями социально-педагогической среды жизнедеятельности ребенка, однако в данном случае можно предполагать, что он сформировался на фоне определенной церебральной недостаточности (9).
Без объективного снижения умственных способностей по отношению к возрастной норме
- высокая личностная или школьная тревожность, вызванная нарушениями общения с педагогами или со сверстниками, а также семейными проблемами
- низкий уровень учебной мотивации, вызванный объективным педагогическим отставанием по программе, низким уровнем психологической готовности к обучению на данной школьной ступени, интеллектуальной пассивностью и др. В целом низкая учебная мотивация может быть следствием двух совокупностей факторов. Первая совокупность факторов приводит к не сформированности учебной мотивации. С такими ситуациями психолог и педагог чаще всего сталкиваются в начальном звене школы. В основании этих ситуаций могут лежать особенности интеллектуального и волевого развития ребенка, социально-педагогические факторы. Вторая совокупность факторов приводит к снижению учебной мотивации. Такая ситуация может сложиться на любой ступени школьного обучения. Провоцируют ее нарушения значимых социальных отношений, объективное отставание по программе, семейные проблемы и другие факторы (9, 23).
Проблема:
Низкий уровень речевого развития
Возможные причины:
При объективном снижении умственных способностей по отношению к возрастной норме:
- умственная отсталость
- задержка психического развития или снижение отдельных функций
- психофизический инфантилизм
Без объективного снижения умственных способностей по отношению к возрастной норме:
- высокая личностная или школьная тревожность
- низкий уровень учебной мотивации
- специфические логопедические проблемы
- социально-педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития той субкультуры, которой принадлежит семья и референтная группа школьника).
Таким образом, при выявлении ряда проблем в познавательной сфере ребенка, таких, как низкий уровень произвольности познавательной деятельности, недостаточный для успешного обучения уровень развития мышления и речи, несформированность важнейших учебных познавательных действий, в ряде случаев требуется проведение дифференциального обследования. Оно будет ориентировано на соотнесение уровня интеллектуального развития ребенка возрастной норме. В случае, если предположение об умственном снижении не подтверждается или психолог и без его проведения может отказаться от такого предположения, необходимо так спланировать углубленное обследование, чтобы проверить другие наиболее вероятные предположения о причинах существующих трудностей. При этом он, естественно, может опираться на всю совокупность данных, полученных в ходе диагностического минимума.
Например, ученица второго класса Валентина К. с большим трудом была переведена во второй класс, материал первого класса остался практически не усвоенным: девочка плохо читает (но любит слушать книги), не справляется с логическими задачами и примерами, требующими вычислений с переходом через десяток. Послушна, спокойна. Не опрятна, не аккуратна. Любит играть, много времени проводит с куклами.
Диагностическое обследование, проведенное по запросу педагога, показало низкий уровень развития мышления, несформированность важнейших умственных действий, плохо развитую устную речь, незаинтересованность девочки в успешном обучении. Девочка тревожна, с недоверием относится к взрослым, в классе не пользуется популярностью и уважением.
Из бесед с педагогом стало известно, что девочка три последних года перед школой провела в деревне с прабабушкой, так как в семье родился еще один ребенок, очень ослабленный и болезненный.
Психолог предположил наличие серьезных нарушений умственного развития и организовал дифференциальное углубленное обследование с использованием детского варианта теста Векслера. Интеллектуальный показатель девочки оказался равен 99, при этом по невербальным субтестам — 104, а по вербальным — 94. Особенно низкие результаты были получены по субтестам осведомленности, понятливости, математическому, последовательным картинкам. Последний субтест был повторен после завершения обследования и в условиях обучения и помощи девочка справилась с ним весьма успешно.
Умственное снижение оказалось не столь значительным и провоцировалось в основном низким запасом знаний о мире, несформирован-ностью навыков логического мышления. Учебные проблемы провоцировались низкой социальной и познавательной готовностью ребенка к обучению, отсутствием должной поддержки и предметной помощи в семье, а также самой школьной неуспешностью, которая породила страх, неуверенность в своих силах, апатию.
Проблема:
Низкий уровень развития тонкой моторики
Возможные причины:
- специфические нейропсихологические проблемы (3, 24) « леворукость (необходимо различать трудности, возникающие при обучении письму и рисованию (черчению) у левшей, продолжающих писать левой рукой и трудности переученных левшей, привыкающих к правой руке) (5).
- психофизический инфантилизм
Проблема:
Низкий темп умственной деятельности и низкая учебная работоспособность.
Возможные причины:
При объективной обусловленности существующей проблемы:
- особенности нервной системы (инертный или слабыйтипы нервной деятельности)
- астенизация нервной системы, обусловленная объективными причинами генетического или онтогенетического характера, условиями жизни и деятельности, конкретными событиями
- физическая ослабленность на фоне хронических или острых соматических заболеваний
При защитной обусловленности существующей проблемы:
- высокая личностная или школьная тревожность
- нарушения общения в школе (с педагогами и сверстниками)
- стиль семейного воспитания (гиперпротекция) (46)
- негативный эмоциональный фон внутрисемейных отношений
В большинстве случаев по итогам психодиагностического минимума психолог может судить о том, какими причинами обусловлены имеющиеся психодинамические нарушения — объективными или защитными, и соответственно построить дальнейшее уточнение проблемы.
Например, учащийся 8-го класса, Вячеслав Д., во время диагностического минимума продемонстрировал крайне низкие показатели по произвольности познавательной деятельности, темпу и умственной работоспособности, сниженную учебную мотивацию. Результаты значительно отличались от показателей предыдущего минимума. На невнимательность, вялость, пассивность и низкую эффективность работы жаловались все учителя. Вместе с тем родители отмечали, что при выполнении домашних заданий мальчик может собраться и остается очень успешен во внешней деятельности (занятия в танцевальном кружке).
На основании имеющейся информации психолог предположи, что медлительность, низкая работоспособность и сниженная учебная мотивация являются отражением школьных проблем. Вероятнее, в какой-либо системе социальных отношений. Беседа с классным руководителем позволила уточнить этот вопрос. Педагог отметил, что последние месяцы мальчик практически не общается с одноклассниками, они относятся к нему пренебрежительно. Дальнейшее обследование, в частности, консультативная работа с подростком, позволило обосновать это предположение и выяснить причины его конфликта с наиболее влиятельными членами класса, повлекшими за собой серьезные внутри-личностные и учебные проблемы.
II. Особенности поведения и общения школьников
Проблема:
Нарушения общения со сверстниками и педагогами преимущественно агрессивного характера.
Возможные причины:
· агрессивность как сформировавшаяся черта личности ребенка и подростка (личностная акцентуация). Она может быть связана как с определенными социально-педагогическими условиями жизни ребенка вне школы, в частности, усвоением стиля агрессивного поведения в семье, особенностями подростковой референтной группы, кроме того, она может быть отражением определенных клинических проблем (так называемой церебральной недостаточности) (45)
· агрессивность защитного характера, как проявление тревожности, неуверенности школьника в принятии егозначимыми взрослыми или сверстниками, неадекватное проявление внутренней незащищенности
· агрессивность как отражение несформированности продуктивных форм общения, связанная со стилемсемейного воспитания, условиями жизни, опытом предыдущего общения со взрослыми и сверстниками, либо — аутизмом в различной степени выраженности (под аутизмом мы в данном случае понимаем снижение потребности в общении) (9)
· агрессивность как отражение непринятой одаренности, нестандартности личности ребенка
Проблема:
Нарушения общения со сверстниками, проявляющиеся в форме замкнутости, избегания контактов со сверстниками и педагогами
Возможные причины:
- объективно обусловленные особенности общения ребенка и подростка, связанные с особенностями интеллектуального или эмоционального развития (интеллектуализм, аутизм)(9)
- особенности защитной психологической природы, связанные с высокой личностной или школьной тревожностью. В этом случае замкнутость ребенка часто сочетается с недоверчивостью, опасливостью, особенно — по отношению к новым жизненным ситуациям. Такого ребенка во многих случаях характеризует непродуктивный тип учебной и социальной мотивации — ориентация на избегание неудачи
- замкнутость как отражение низкого уровня сформированности продуктивных средств общения, связанного со стилем воспитания и общения в семье (условно говоря, аутизация социально-педагогическрй природы)
Проблема:
Нарушение общения со сверстниками и педагогами преимущественно в форме негативистической демонстративности— сознательном нарушении правил и норм школьного поведения.
Возможные причины:
- несформированность адекватных форм реализации потребности во внимании и признании окружающих, связанная чаще всего с особенностями стиля семейного воспитания
- непризнанная окружающими одаренность и нестандартность личности ребенка или подростка
- высокая личностная тревожность, приводящая к неуверенности в принятии значимыми взрослыми и сверстниками
- как демонстрация подростковой независимости, свя- 1 занная в большинстве случаев с нарушением нормального эмоционального контакта школьника с педагогами и сверстниками
Проблема:
Нарушения общения с педагогами и сверстниками, проявляющиеся в чрезмерной исполнительности, конформности ребенка. Общение такого школьника характеризует «прилипчивость», демонстративная лояльность.
Возможные причины:
- высокая личностная тревожность, проявляющаяся в неуверенности ребенка в любви и принятии значимыми взрослыми и педагогами. Иногда такое поведение выступает своеобразной формой компенсации семейных проблем ребенка (например, таких стилей семейного воспитания как гипоопека)
- эмоционально-личностная инфантильность ребенка, проявляющаяся в высокой конформности, несформи-рованности представлений о своем «Я», мотивацион-ной незрелости. Часто такие особенности провоцируются и поддерживаются определенным стилем семейного воспитания, отношением к ребенку (гиперопека). В ее основе может также лежать и определенная церебральная недостаточность
Проблема:
Двигательная расторможенность, неугомонность, низкий уровень контроля над своим поведением и эмоциональными реакциями.
Возможные причины:
- в случае, если расторможенность и неугомонность сочетаются с высокой активностью (учебной, познавательной, социальной или какой-либо другой) и целенаправленностью, можно говорить об особенностях нервной системы (высокая энергетика), проявлениях общей одаренности и высокой познавательной мотивации школьника. В этом случае подобные поведенческие проявления могут свидетельствовать о неполной, недостаточной реализации ребенком своего потенциала.
Дима С., ученик шестого класса, ставил в тупик своих педагогов. В начальной школе он хорошо учился, но отличался очень живым, подвижным характером, был непоседлив и говорлив. Этим он очень раздражал своего педагога, женщину профессионально грамотную, но жесткую. Она не только не поощряла, но и довольно серьезно наказывала мальчика за нарушения установленной дисциплины. Родители во всем поддерживали учительницу. Они тоже считали сына невоспитанным, непослушным, хотя и, несомненно, способным. В конце 5-го класса поведение Димы значительно ухудшилось: он стал раздраженным, дерзким, начал грубить учителям, даже хулиганить: портить мебель, вставлять спички в замки. Учился крайне неровно: 5-2. Легко схватывал новый материал, но интереса к школьным знаниям уже не проявлял. При этом много и с удовольствием читал, занимался авиамоделизмом, шахматами. Родители неоднократно и серьезно
наказывали подростка, даже водили к психиатру, но на учет он поставлен не был.
Побеседовав с родителями относительно истории развития их сына и учителями, психолог предположил, что дело в неординарности, широкой одаренности мальчика, к которой оказались не готовыми ни родители (они очень хотели девочку-помощницу), ни педагоги. Тесты на общую одаренность, интеллектуальные способности подтвердили это предположение психолога.
- Особенности поведения защитной психологической природы. Расторможенность как демонстративные поведенческие проявления могут возникать на фоне нарушений общения школьника с педагогами и сверстниками
- Двигательная расторможенность на фоне высокой импульсивности поведения, слабой его целенаправленности может свидетельствовать об определенных особенностях нервной системы ребенка, неблагоприятном неврологическом статусе
- Двигательная расторможенность как избалованность свидетельствует об особенностях стиля семейного воспитания и отношения к ребенку
Проблема:
Нарушения поведения преимущественно в форме депрессивности, астенизированности школьника
Возможные причины:
- депрессивность, обусловленная объективными факторами— усталостью, низкой энергетикой. Такие особенности поведения могут свидетельствовать об общей соматической ослабленности ребенка, психологическом или психофизическом истощении, а также об особенностях нервной организации ребенка — слабом типе нервной системы, прежде всего. При этом необходимо учитывать, что сам по себе такой тип нервной деятельности не выступает причиной депрессивного состояния школьника. Он становится провоцирующим фактором в условиях, неблагоприятных для обучения и развития детей такого типа
- депрессивное поведение защитной психологической природы. Такое поведение может быть вызвано сочетанием различных социально-психологических условий: демонстративная депрессия как отражение неудовлетворенной потребности во внимании, следствие высокой личностной или школьной тревожности, связанной с нарушением контактов со значимыми взрослыми и сверстниками, непризнанная одаренность, наконец, мотивационный уход от деятельности во внутренний фантазийный план может быть связан с потерей интереса к познавательной деятельности (низкой или несформированной учебной мотивацией)
- общая замедленность темпа деятельности психофизической природы, ошибочно принимаемая за отклонение в поведении
Проблема:
Нарушения поведения, проявляющиеся в расторможенности влечений ребенка и подростка
Возможные причины:
- патологические, непреодолимые влечения, обусловленные определенными объективными нарушениями психики ребенка или подростка
- расторможенность влечений социально-педагогической природы, связанные с особенностями среды жизнедеятельности ребенка, особенностями семейного воспитания
- расторможенность влечений психологической защитной природы, чаще всего приобретающей черты негативистической демонстративности. Имеет своим основанием нарушения общения со значимыми взрослыми и сверстникам»
Проблема:
Проявление невротических симптомов в поведении школьника, таких, как плаксивость, нарушения речи, навязчивые движения или звуки, психосоматические проявления (боли, аллергические реакции, энурез и прочее).
Возможные причины:
- как проявления ранее существовавших психосоматических нарушений и заболеваний
- высокая тревожность как отражение серьезных нарушений в отношениях со значимыми взрослыми, сверстниками и в семье
- высокая тревожность как устойчивая черта личности (определенный тип акцентуации характера)
Проблема:
Проблемы, возникающие в системе отношений школьника с окружающими людьми: негативная оценка этих отношений, восприятие их как неблагоприятных, непродуктивных
Возможные причины:
В большинстве случаев обусловлены объективными нарушениями в отношениях:
- это может быть отвержение, непринятие со стороны значимых взрослых или сверстников,
- социальная изоляция школьника,
- непринятие и отвержение социального окружения самим ребенком.
- возможной причиной может быть также глубокая внутренняя конфликтность личности самого школьника, проецирующая себя в систему внешних отношений.
Проблема:
Низкая самооценка
Возможные причины:
- в преобладающем большинстве случаев является вторичным фактором, производной определенных нарушений в обучении, поведении или самочувствии ребенка (6, 9, 15, 20).
- Снижение самооценки часто происходит вслед за изменением социальной ситуации, системы социальных отношений ребенка. Так, самооценка снижается на фоне:
Ø хронической неуспешности ребенка,
Ø непринятия группой сверстников,
Ø ухудшения отношения со стороны значимых взрослых — родителей, педагогов — и т. д.
С этой точки зрения самооценка может рассматриваться скорее как «лакмусовая бумажка» психологического состояния ребенка. Часто ее уровень и сформированность позволяют более четко дифференцировать психологический диагноз (например, развести ситуации психофизического инфантилизма с несложившейся самооценкой и хронической неуспешности, сопровождающейся заниженной оценкой своих возможностей (9). Кроме того, этот показатель отражает глубину нарушений и проблем, имеющихся у школьника. Если при наличии серьезных проблем в поведении, обучении или отношениях с окружающими школьник сохраняет адекватную самооценку и положительную "Я-концепцию", это открывает широкие возможности для изменения сложившейся ситуации, решения существующих трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ТРУДНОСТЕЙ I. Особенности познавательной сферыПроблемы:Низкий уровень произвольности познавательных процессовНизкий уровень развития мышленияНесформ...
Викторина по литературе "Чины и звания литературных героев"
викторина содержит вопросы по разным классическим писателям...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова» «Чинов я пышных не искал…»
Предлагаю Вам конспект урока по литературе в 5 классе по басням И.А.крылова, составленный по технологии "Сказка-творчество"....
Исторический урок на адыгском языке «Адыгэ мэмлюкхэр. Пщышхуэ Инал Нэху».«Черкесские мамлюки. Князь Инал Светлейший».
Исторический урок на адыгском языке «Адыгэ мэмлюкхэр. Пщышхуэ Инал Нэху».«Черкесские мамлюки. Князь Инал Светлейший»....
Психосоматика.Физически болезни и их наиболее вероятные первопричины на психологическом уровне.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Название "психосоматические заболевания" – говорит само за себя, это заболевания,причины которых кроются в психике. Однако, это не значит, что это какие-то...
Наиболее вероятные причины двоек.
Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудн...
Презентация по теме: "Не кто иной, как. Не что иное, как"
В данной презентации представлена информация о правописании и употреблении НЕ и НИ в выражениях: не что иное, как/ не кто иной, как...