Организация методической работы в образовательном учреждении традиционный и современный подход.
учебно-методический материал

Алексеева Олеся Александровна

Педагогическая работа- это практическая деятельность. Бывает так ,что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохранятся серьезный  разрыв. Преодолеть можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой. Учитель сегодня -это профессионал и личность, формирующий свой опыт практическими умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  по теме: Организация методической работы в образовательном учреждении традиционный и современный подход.

 И.о. директора  МАОУ СОШ№3 г. Балаково

Алексеевой О.А

29.03.2019

Учитель сегодня – это профессионал и личность.  Чтобы быть профессионалом необходимо практическое овладение видами педагогической культуры. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, формируя свой опыт преимущественно практическими умениями.

Педагогическая работа – это практическая деятельность. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой.

Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя:

Изучение новых методик, приемов, технологий

Копирование их в своей деятельности

Взаимопосещения уроков

Анализ уроков

Изучение опыта на методических мероприятиях, посещение педагогических мастерских, педагогических советов.

6. Аттестация

Основные направления методической работы

организационно-методическое,

учебно-методическое,

научно-методическое,

инновационно-методическое.

           Организационно-управленческая работа направлена на осуществление постоянного взаимодействия руководителей учреждения образования с членами педагогического коллектива

       Задачи:   Обеспечение контроля  и анализа результатов  исполнения  плана методической работы.

Содержание

Сроки

Форма и методы

Корректирование годового плана методической работы.

август-сентябрь

план  работы

приказ

Современные требования к оформлению школьной документации: рабочих программ, личных дел и др.

сентябрь

Совещание при завуче

Подготовка к педсовету  «Итоги 2017-2018учебного года. Перспективы 2018-2019 учебного года»

август

Тезисы выступлений

Участие в работе предметных секций в рамках августовской конференции.

август

Материалы секций

Организация методической работы в 2018-2019 учебном году

1.09.2018

Приказ

Актуальные проблемы организации воспитательной работы классных руководителей в ходе внедрения ФГОС

Сентябрь

РГ  классных руководителей

О новых требованиях к проведению итоговой аттестации выпускников

Сентябрь

Методическое  совещание

Мониторинг удовлетворенности педагогов качеством методической работы.

В течение года

Результаты анкет

Анализ методической работы педколлектива за 2018-2019 учебный год. Приоритетные направления на следующий учебный год.

июнь

Методический Совет

1.Анализ рабочих программ педагога. Сбор электронной базы программ (См приложение №1)

2. Приказ на утверждение председателей методических объединений

3. Утверждение планов МО, предметные недели

4. База данных педагогов (См.  приложение №2)

5.Перспективный план аттестации

6. Организация работы метод кабинета (Приложение №3)

Учебно-методическая работа– один из видов деятельности педагогического коллектива, способствующий профессиональному развитию учителей и на этой основе совершенствования учебно-воспитательного процесса. Обмен опытом, мониторинги, разработка рекомендаций,  мастер классы, педагогические советы.  В течение года по Плану работы методического совета. (Приложение №4)

Научно-методическая работа предполагает обеспечение научно-исследовательского подхода к организации образовательного процесса, совершенствование и повышение профессионального уровня учителей на основе достижений современной психолого-педагогической науки и непосредственного научно-практического опыта. Совершенствование анализа и планирования методической работы, исходя из современных научных подходов и приоритетов в развитии учреждения образования; совершенствование видов и форм диагностики и контроля уровня развития педагогического коллектива; активизация работы научно-методических подструктур,

  Задачи нашего учреждения:

Вооружать педагогов школы ИКТ, технологиями мониторинга уровня сформированности УУД, ключевых и предметных компетенций, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.

 Продолжить теоретическое и практическое освоение требований к современному уроку через семинары «Современный урок» и «ИКТ в образовательном процессе», через работу МО, самообразование педагогов.

В системе методической работы в ОУ активно использовать интерактивные технологии для создания мест профессионального и личностного роста.

Оказывать адресную методическую помощь молодым специалистам школы через систему наставничества, вовлечение в работу МО, участие в педагогических советах, профессиональных конкурсах, НПК.

Инновационно-методическая работа  одно из наиболее актуальных направлений в деятельности современной школы, которому, по нашему мнению, целесообразно придать определенную самостоятельность. Основными направлениями инновационно-методической работы являются: внедрение в практику прогрессивных управленческих и образовательных технологий; разработка и защита инновационных педагогических проектов, разработка индивидуальной траектории профессионального развития педагогического коллектива, создание собственных традиций; организация работы в качественно новых методических структурах (кафедра; лаборатория, педагогическая мастерская); защита авторских методик; разработка инновационных карт, инновационного педагогического поля учебного заведения; создание банка педагогических инноваций; разработка комплексно-целевых программ по управлению инновационными процессами и другое.

Исходя из этого определяются приоритетные направления методической работы школы на новый учебный год:

обеспечение условий для непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников ОУ в соответствии с современными требованиями через систему методической работы;

информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;

совершенствование методов отслеживания качества образования;

создание условий для качественной реализации ФГОС начального образования  (НОО) и введения ФГОС основного общего образования (ООО);

научно- исследовательская деятельность педагогов и школьников;

обеспечение условий для изучения, обобщения и диссеминации передового педагогического опыта;

 работа базовой школы как площадка для диссеминации инновационного опыта  педагогов и повышения имиджа учителя и школы в городском образовательном пространстве.

Главная задача методической работы - создание таких условий, в которых бы преподаватель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно. Качество же внутри преподавателя- это категория нравственная, требующая развития его самосознания и постоянного профессионального роста.

 

Педагог должен активно заниматься научно-методической, поисковой, исследовательской, инновационной работой, учиться искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструментарий. Но эти умения не рождаются сами по себе: педагога этому надо учить.

  Поэтому каждая школа ставит Задачи работы с педагогическими кадрами

1.Усиление мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания.

2. Обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы. Обобщение и представление педагогического опыта.

3. Развитие педагогического коллектива, профессионального роста каждого учителя через использование новейших  технологий в работе.

Основные направления работы:

- Работа с молодыми специалистами – наставничество. Посещение уроков с целью оказания методической помощи молодым специалистам.

- Непрерывное повышение квалификации учителей, их самообразования, в том числе на основе ресурсов сети  Интернет

- Организация и проведение семинаров, конференций.

Да, это так должно быть, но выходят проблемы развития кадрового потенциала, повышения мотивации к изменениям, создания слаженных, творческих команд, включенных в систему со-управления и развития организации.   Повышение среднего возраста педагогов, профессиональное выгорание, большая нагрузка,   ответственность.

Нельзя забывать и о повышении автономности школ, которая предполагает усиление влияния учителей и школьной администрации на принятие решений во всех сферах деятельности образовательной организации, активное привлечение к образовательному процессу родителей, сотрудничество с различными социальными институтами.

 

В этой связи особую роль играет модернизация подходов к организации методической работы, под которой понимается, по сути, любая деятельность, направленная на организацию и повышение эффективности учебно-образовательного процесса.

 Целью методической работы становится не только повышение профессионального уровня учителей, но и создание особой системы взаимодействия внутри коллектива, климата, способствующего развитию образовательной организации и ее адаптации к изменениям.

На сегодняшний день существует большое количество разных форм методической работы

К таким инструментам прежде всего относятся инструменты фасилитации и модерации, а также всевозможные игровые техники, адаптированные под задачи методической работы.

Инструменты фасилитации и модерации. В классическом понимании фасилитация и модерация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

Оба термина пришли к нам из зарубежной практики. В переводе с английского facilitate буквально означает «облегчать, содействовать, помогать», а слово moderate — «умерять, смягчать, сдерживать».

Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Фасилитация — это определенный способ организации взаимодействия, создание условий, помогающих полностью вовлечь участников в процесс, активизировать потенциал группы, создать атмосферу открытости и доверия.

Фасилитатор его задача –контролировать процесс, управлять временем и групповой динамикой  Модерация — это совокупность техник и инструментов, которые предполагают не только контроль над процессом, но и, в некоторых случаях, определенный контроль над содержанием, в том смысле, что модератор может иногда занимать экспертную позицию и направлять группу в сторону конкретного решения.

Современные формы методической работы в школе ...  

— активизация участников на представление различных идей и точек зрения (обеспечение вариативности решений);

— повышение креативности предложений;

— элиминация возможных ошибок в рассуждениях, проверка качества приводимой аргументации и обсуждения в целом;

 — понимание точек зрения участников, установление сходства или различия в их заявлениях, согласование различных позиций;

— организация процесса принятия решений по модели, приемлемой для всех участников;

 — фиксация групповой и индивидуальной ответственности [1].

1.Техники использования стикеров и модерационных карт. Модерационные карты — самоклеящиеся цветные карточки разного размера и формы. В классическом варианте (особенно при работе с большой группой) — это карточки размера 1/3 листа формата А4. Самоклеящийся вариант всегда можно заменить нарезанной по формату цветной бумагой, а для размещения на модерационном поле использовать клеящий карандаш .

Техники работы с модерационными картами помогают быстро собрать информацию о проблеме, расставить приоритеты, структурировать разрозненную информацию, отобразить сложные взаимосвязи между разными частями проблемы

Использовать технологии работы с модерационными картами можно для того, чтобы актуализировать знания о каком-либо предмете, собрать мнения или предложения по определенному вопросу, сформулировать ключевые проблемы, с которыми сталкивается коллектив в процессе внедрения ФГОС ОО и т. д.

 Руководитель дает задание, ставит проблему. Например: “напишите факторы, влияющие на качество образования в ОУ”, предлагает в группах решить эту задачу – то есть вспомнить, придумать и собрать все мнения по этому вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....

Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство

В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Материал содержит информацию об организации исследовательской деятельности в школе, основные этапы и результаты инновационной деятельности в школе....

Организация логопедической работы в образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 148 VIII вида"

Логопедическая работа. Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза. Развитие лексико-грамматического строя речи. Формирование мыслительных операций. Устранение нарушений ...

"Особенности организации методической работы в образовательном учреждении".

В статье представлена информация о  различных подходах к организации методической работы в  образовательном учреждении....