Практический семинар «Предупреждение эмоционального выгорания учителя»
методическая разработка по психологии на тему
Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда и распространенное выражение «Эта работа –сплошная головная боль». В связи с этим мне хочется прочесть высказывание известного американского психотерапевта А. Элисса « Невроз- это глупое поведение неглупого человека»
Известно , что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у других профессий, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. Речь идет ,прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть всегда в форме, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня. При достижении определенного уровня напряженности организм пытается защитить себя. Наступает так называемый синдром профессионального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_seminar_po_vygoraniyu.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический семинар
«Предупреждение эмоционального выгорания учителя»
Цель : научить педагогов использовать в критических ситуациях способы саморегуляции, предупредить эмоциональное выгорание учителя.
Оборудование : таблицы, музыкальный центр, аудиокассеты
Ход семинара:
- Вводная часть «Внимание»
Цель : улучшение настроения, настрой на непринужденное поведение, сокращение дистанции в общении.
Построить каждый ряд в две шеренги.
А. Около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, а на противоположном конце шеренги с самыми светлыми волосами.
Б. Начало шеренги – день рождение 1 января, в конце шеренги- 31 декабря.
В. Начало шеренги- самый высокий, конец шеренги- самый низкий.
- Основная часть.
Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда и распространенное выражение «Эта работа –сплошная головная боль». В связи с этим мне хочется прочесть высказывание известного американского психотерапевта А. Элисса « Невроз- это глупое поведение неглупого человека»
Известно , что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у других профессий, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. Речь идет ,прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть всегда в форме, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня. При достижении определенного уровня напряженности организм пытается защитить себя. Наступает так называемый синдром профессионального выгорания.
Мне хочется остановиться на признаках, причинах эмоционального выгорания.
Признаки:
- Негативизм /наступает такое психологическое состояние, когда работа начинает тяготить, /
- Раздражительность/ необходимость все время сдерживать вспышки гнева , раздражения, тревоги, что повышает внутреннее, эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Отсюда такие заболевания как гипертония, астма, язва желудка становятся профессиональными/
- Беспомощность /деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций, не всегда удаётся найти общий язык с родителями, учениками, порой и коллегами/
Причинами эмоционального выгорания принято считать :
- Скрытый результат / Результат, нельзя увидеть сразу, кажется ,что ничего не делаешь/
- Бесполезные усилия / отсутствие мгновенного результата/
- Неправильная организация труда / обусловлено это фактически отсутствием права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, а значит, сокращается время отдыха/
Выделяется три основные стадии синдрома.
1 стадия- на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов, провалы в памяти, обычно на эти первоначальные симптомы мы редко обращаем внимание, называя это в шутку «девичьей памятью», «склерозом». /3-5 лет/
2 стадия – наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, не хочется видеть тех, с кем общается педагог по роду деятельности, «неделя длится бесконечно», человек заводится, как говорят с полуоборота, «мертвый сон без сновидений», апатия к работе и всему окружающему к концу недели. /5-15 лет/
3 стадия –полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил, человек стремится к уединению. / от10-20 лет/
Существуют способы преодоления эмоционального выгорания, которые делят на 3 группы:
1 группа «Варварские способы» :
- Цинизм / умение уменьшить проблемы до минимальных размеров, спрятать их от себя, цинично проигнорировать/
- Отчуждение / жить как в стакане или под стеклянным колпаком/
- Ритуалы / в отношении своей работы соблюдать строгий порядок, без каких-либо отступлений от правил, но такой способ не предполагает развития креативности/
- «Незаменимость» / человек подчеркивает, что он незаменим/
- ПАВ / алкоголь, курение/
2 группа : « Конструктивные способы»
- Новизна / смена некоторых видов деятельности/
- Обучение / курсы повышения квалификации/
- Конкурсы
- Изменение взглядов / Новелла о 3-х работающих на каменоломне. 1- уверен, что он просто таскает камни; 2- уверен, что он зарабатывает деньги для семьи; 3- уверен , что он строит храм. Как вы думаете,кому работается легче?
- Избегание неопределенности / при расширении своих профессиональных обязанностей, должен точно знать, что и как делать
- Своевременное завершение дела /данный способ необходим педагогам, занимающимся инновационной, проектной деятельностью, где обязательно должны быть оговорены точные сроки/
3 группа «Психогимнастика и саморегуляция»
Саморегуляция- управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием.
Сегодня я хочу предложить вам психогимнастику по методу Э.Джекобсона.
Этот способ предполагает знание той группы мышц, которая в данный момент напряжена.
Проведем несколько упражнений на напряжение мышц, чтобы ощутить их.
- Разбейтесь на пары, попытайтесь столкнуть /условно/ друг друга упираясь пальцами,
- Руками на плечи / проанализируйте, какие группы мышц были напряжены?/
Проведем несколько упражнений на расслабление, чтобы ощутить их.
- Прошу всех встать свободно, руки опущенные вниз, закройте глаза, представьте, что на запястье руки привязан воздушный шар, сосредоточьте на нем свое внимание. / до поднятия рук/- у кого руки поднялись, значит в этот момент вы смогли преодолеть мышечный зажим
- Расслабление обязательно придет за напряжением, для этого можно почувствовать тепло своего тела. Сжать вытянутые руки в кулаки, сколько есть сил, считаем до 5, разжимаем кисть и расслабляем ,считая до 10 / что вы чувствуете в своем организме?/
- Предлагаю вам упражнение на расслабление лицевых мышц, оно снимает напряжение с глазных мышц, стимулирует образование слезной жидкости. Это упражнение можно выполнять в любое время, когда вам нужно восстановить силы. Итак, вы удобно сидите. Нахмурьте лоб, сморщите нос, плотно сожмите веки и напрягите все лицевые мышцы. А теперь расслабьте их. Широко откройте глаза и моргните. Затем снова напрягите все мышцы- расслабьте- откройте глаза и мигайте. Повторяйте данное упражнение несколько раз. Затем закройте глаза и несколько мгновений наслаждайтесь полным расслаблением лица и глаз.
- Существуют такие способы саморегуляции как, способы связанные с управлением дыханием, способы связанные с управлением тонусом мышц, движением, способы связанные с воздействием словом, способы связанные с использованием образов. Эти способы мы будем изучать более подробно на наших занятиях в 3 четверти
- Одним из основных способов расслабления мышц является контроль над дыханием. Установлено, что женщины дышат –животом, а мужчины –грудью. Сейчас мы попробуем поймать свое ровное дыхание, положите правую руку на пупок, мужчины на грудь и прислушайтесь к дыханию. Что бы ни было стеснения, предлагаю закрыть глаза. Нужно обязательно помнить , что напряжению соответствует вдох, а расслаблению выдох.
- После того как уловили свое ровное дыхание предлагаю : не открывая глаз напрягите лоб, считайте до 5, расслабьте считая до 10; напрягите нос и губы счет до 5, расслабьте счет до 10; напрягите шею ; напрягите плечи, руки, живот, мышцы ног, мышцы стопы. Прислушайтесь к своему ровному дыханию.
3. Заключительная часть
/ ВКЛЮЧАЮ МУЗЫКУ/
- Представьте себе , что вы композитор, создавший эту музыку. С закрытыми глазами под мелодию двигайте кистями рук. Вы дирижируете и пытаетесь услышать мелодию по- новому. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку.
А ТЕПЕРЬ ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА И АПЛОДИСМЕНТАМИ ПОБЛАГОДАРИТЕ ВООБРАЖАЕМЫЙ ОРКЕСТР.
Каждый из вас дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.
Рефлексия
-С каким настроением вы покидаете семинар?
- Что нового вы взяли для себя?
Коррекционная школа-интернат №11 г. Междуреченска
Практический семинар
«Предупреждение эмоционального выгорания учителя»
ПОДГОТОВИЛА:
Педагог – психолог : С.Г.Чупенкова
Декабрь 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное выгорание учителей
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов.Данный материал подготовлен учителями математики : Варенко О.В. и Павыловой А.А. для выступления на педагогическ...
Эмоциональное выгорание учителя
выступление на школьном педагогическом совете...
Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...
Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...
Эмоциональное выгорание учителей
Материал для проведения педагогических советов, МО, семинаров....
Занятие с элементами тренинга направленное на профилактику и предупреждение эмоционального выгорания
Готовое занятие с педагогами на тему "Синдром эмоционального выгорания"...
Семинар-тренинг «Эмоциональное выгорание – поиск ресурсов».
Методическая разработка семинара-тренинга «Эмоциональное выгорание – поиск ресурсов».Цели семинара-тренинга: поиск ресурсных состояний и выработка навыка эмоциональной саморазгр...