Эмоциональное выгорание учителя
статья по психологии по теме
выступление на школьном педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emocionalnoe_vygoranie_uchitelya.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня многие учителя вынуждены работать под тройным прессом: повышенных нагрузок, все возрастающей активности контрольно-надзорных органов, сменяющих друг друга требований… На что опереться учителю в такой ситуации? Как справиться со стрессом, уберечься от эмоционального выгорания?
Здоровье педагога – это не только его личное здоровье. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для учителя очень важно, так как мы понимаем, что здоровье школьника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на уроке.
Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем нагрузка руководителей промышленных предприятий. Учителю привычно находиться в состоянии хронического стресса, поэтому большинство учителей относятся к стресс-коронарному типу людей, у которых наивысший риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Попробуем проверить себя на выраженность черт стресс-коронарного типа, чтобы постараться корректировать их с целью профилактики сердечно-сосудистых нарушений.
АНКЕТА
1. Я испытываю постоянное стремление быть впереди (Да/Нет)
2. Я хочу достичь своей цели, но не знаю точно, в чем заключается эта цель (Да/Нет)
3. Я чувствую потребность соревноваться и одерживать верх (Да/Нет)
4. Я постоянно стремлюсь добиться признания (Да/Нет)
5. Я всегда занят многими делами, сразу (Да/Нет)
6. Я всегда спешу и постоянно нахожусь на грани опоздания (Да/Нет)
7. Я стремлюсь форсировать все дела, выполнять их скорее (Да/Нет)
8. Я нахожусь в состоянии сильного умственного и физического беспокойства (Да/Нет)
Если в анкете встречается больше «да», то отвечающего относят к типу А, своеобразие которого заключается в том, что у него выраженный «коронарный» профиль, иначе говоря, он более подвержен развитию ИБС. Ведущим фактором, предрасполагающим к развитию этого заболевания у такого человека, является особое состояние его нервной системы. На человека типа А нервное напряжение и стрессы влияют неизмеримо больше, чем на человека типа Б, у которого в анкете больше «нет».
Профессор Фридман как-то сказал: «Очень честолюбивые люди, которые увлекаются работой или игрой и постоянно спешат, особенно подвержены приступам грудной жабы и тромбозу коронарных артерий».
Хочется отметить, что учителя по-прежнему завышают планку требований к себе, не позволяя себе расслабиться, почувствовать себя в чем-то не компетентным и тем более - открыто сказать об этом самому себе, ученикам или коллегам. Так возникает дополнительное напряжение, или стресс.
Психологическое здоровье можно определить как основной аспект здоровья, являющийся первопричиной здоровьетворения, который включает в себя осознание собственных потребностей, умение ставить цели и находить пути и средства их решения, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром (людьми и природой) и субъективное ощущение психологического комфорта.
Высокие требования, предъявляемые к учителю как к специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности, накладывают на учителя высокую степень ответственности, создают постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом. Многие исследователи психоэмоционального здоровья педагогов говорят о синдроме профессионального (эмоционального) выгорания учителя, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным силам и ресурсам, характерных для людей, занятых в профессиональных сферах «человек -человек».
Среди факторов преодоления кризисов - очень высокий показатель ориентации на новое, направленность на развитие. Учитель, способный эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, открыт людям, миру; его тревожат не только собственные проблемы, но и проблемы других людей, которые он стремится решать. Поэтому учитель постоянно работает над собой, интересуется новой информацией. Все это позволяет лучше осознавать себя, вырабатывать четкие цели, принимать решения и следовать им. Такой человек обретает самоконтроль, преодолевает внешние обстоятельства и эффективно реализует себя в жизни.
Таким образом, убедившись, что здоровье учителя - категория не столько медицинская, сколько психологическая, возьму на себя смелость утверждать: сохранение и укрепление здоровья педагогов – в руках самих педагогов! Начинать, конечно, необходимо с себя, глубоко поверив в собственные силы и возможности регулировать свое психоэмоциональное состояние, укреплять свое здоровье! Освоить основные технологические приемы психосоматической саморегуляции можно самостоятельно с помощью книг и публикаций М. М. Безруких, Н. К. Смирнова и других исследователей здоровьесберегающей деятельности в образовании. Разнообразные приемы психосоматической саморегуляции учитель знает благодаря научно-популярным изданиям и собственному опыту. Очень многое зависит не столько от знаний, умений, навыков, сколько от собственной жизненной позиции, философского осмысления, от личного настроя.
Вот несколько советов для людей стресс-коронарного типа (да, думаю, не только для них).
.Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации.
2.Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше!
3. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.
4. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее; научиться признавать право окружающих быть другими.
5. Невозможно все сделать самостоятельно, надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.
6. Важно осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
Учитель, который стремится к самопознанию, саморегуляции и самореализации, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся.
Здоровья вам, дорогие коллеги, хорошего солнечного настроения, творческого полета и только позитивных эмоций!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар «Предупреждение эмоционального выгорания учителя»
Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда и распространенное выражение «Эта работа –сплошная головная боль». В связи с этим м...
Эмоциональное выгорание учителей
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов.Данный материал подготовлен учителями математики : Варенко О.В. и Павыловой А.А. для выступления на педагогическ...
Эмоциональное выгорание учителей
Материал для проведения педагогических советов, МО, семинаров....
Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...
Профилактика профессионального (эмоционального) выгорания. Занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»
Речь пойдет о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, - синдроме профессионального выгорании или как его еще называют эмоциональном выгорании. Постараемся остановиться на профилактике и с...
Возможности физической культуры в профилактике эмоционального выгорания учителей
В статье рассматриваются понятие, причины и признаки эмоционального выгорания, особенности эмоционального выгорания учителей, а также проблема профилактики эмоционального выгорания учителей и возможно...
Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»
Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...