Методическая разработка по психологии Тренинг на тему: "Отношение к жизни? Позитивное!"
методическая разработка по психологии на тему
Цель тренинга: дать педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Отношение к жизни? Позитивное!
Цель тренинга: дать педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения.
Правила работы в тренинге. Работают все. Выполняют упражнения и задания. Персонитфицируют высказывания (говорят от своего имени: «Я считаю», «Я думаю»). Уважают мнение других. Слушают друг друга не перебивая. Работают в кругу.
Материалы: ватман, маркер. Листы бумаги и карандаши (или ручки) для каждого участника.
Примечание. Возможные ситуации и установки должны быть оформлены как раздаточный материал.
Разминка.
Игра «Имя с прилагательными». Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним на ту же букву, что и имя. Прилагательные должны быть только позитивными.
Упражнение «Пересядем!» Пересаживаются те, кто любит мороженое, мандарины, лыжную прогулку, шашлычок, запах ели, конфеты…
(стулья уже расставлены парами по кругу).
А сейчас посмотрите на своего соседа. Работать мы сегодня будем парами.
Упражнение «Комплименты» Каждый участник, долго не задумываясь, сделает комплимент своему напарнику. («Вы сегодня отлично выглядите», «Мне в Вас нравится…)
Существует два типа мышления: патогенное (пессимист) и саногенное (оптимист). В себе необходимо развивать второй тип мышления.
Пример. Вы проснулись. Ваши первые слова и мысли обязательно должны быть положительно окрашены. Позитивные утверждения программируют сознание и подсознание на достижение наилучших результатов, в том числе в самочувствии. Чтобы опробывать это на себе, нужно научиться негативные мысли перестраивать в позитивные.
Упражнение «Идет дождь» (работа в парах) 1-й участник говорит о том, что плохого в том, что идет дождь. 2-й участник – что хорошего.
То есть думаем об отрицательном – получаем отрицательное, думаем о положительном – получаем положительное.
Установки должны быть короткими и позитивными, например: «Я здорова и счастлив. Я хочу и готова ежедневно быть активной, чтобы укреплять свое здоровье».
Откуда берутся позитивные эмоции?
Позитивные эмоции – это радость, любовь, прощение, благодарность, сочувствие.
Откуда берутся разрушающие эмоции?
Разрушающие эмоции – обида, месть, зависть – работают не на здоровье.
Важно, чтобы позитивное мышление вошло в повседневную привычку, тогда оно будет работать на здоровье и успех.
Шесть аспектов психологического здоровья человека
- Позитивное отношение к себе.
- Самореализация (постоянный профессиональный и личностный рост).
- Автономность (самодостаточность).
- Психическая интеграция (умение находить общий язык с разными людьми).
- Реалистическое восприятие мира.
- Адекватная реакция на внешнее окружение.
Человек психологически здоров, если знает ответы на два вопроса: что я делаю? Зачем я это делаю? И осознает это.
Нервно-психическая напряженность, неуверенность в себе, повышенная тревожность приводят к стрессам и депрессиям. Медики предполагают, что к 2015 году депрессии опередят сердечно-сосудистые заболевания и встанут на первое место. Если профессиональные стрессы воздействуют в течение длительного времени, то возникает синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
В целях профилактики СЭВ следует:
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свою нагрузку;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, использовать «тайм-аут» (отдых на работе);
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Наш тренинг называется «Отношение к жизни? Положительное!». Сегодня мы попытаемся научиться регулировать свое эмоциональное состояние, ознакомимся с методами, которые позволяют убрать неприятные эмоции и настроиться на позитивные минуты общения.
Игра «Чем мы похожи?» Каждый в паре находит какое-либо сходство с собой. Например, одинаковый цвет волос, имя на одну и ту же букву, одинаковая черта характера и т.п.)
- Размышления о хорошем и приятном
Игра «Ассоциации»
Играющие по очереди называют, с чем у них ассоциируются:
- встреча Нового года,
- железнодорожный вокзал,
- уроки в школе,
- жаркий день,
- вечер встречи выпускников,
- удачная покупка,
- хорошее настроение,
- план работы на год,
- однокомнатная квартира,
- экзамен у сына, дочери),
- аэропорт,
- профессия дизайнера,
- морской пейзаж,
- дождливое утро,
- букет цветов,
- путевка в санаторий,
- приглашение на ужин…
- Общение с приятными людьми; взаимопонимание
Игра «Мы похожи, мы отличаемся» (в парах)
В течение 2-3 мин каждой паре необходимо найти у себя по 1 сходному и 1 отличительному качеству. Сравниваться могут внешность, события, личностные качества и др.
- Чтение книг, журналов
Игра «Фраза по кругу»
Нужно прочесть предложенную фразу (например, из журнала «Здоровье») с разными интонациями, с чувством: вопросительно, оптимистично, испуганно, восторженно, удивленно, шепотом, обиженно, ласково, торопясь, грустно, громко, восклицательно.
- Арт-терапия с музыкотерапией
Групповое рисование. Под звучание музыки участники рисуют что хотят, передают соседу, дорисовывают до позитивного результата, пока рисунок не вернется к хозяину.
Рефлексия. Разность чувств, мыслей, впечатлений.
- Двигательная активность
Игра «Посмотри и угадай»
Каждый участник берет карточку с описанием ситуации, не показывая ее никому. Все по очереди изображают то, что написано в карточке с помощью мимики и жестов. Коллеги отгадывают, что это может быть.
Варианты ситуаций:
-учитель ругает учеников;
- человек находится под холодным дождем без зонта;
- человек обжегся о горячий утюг;
- у девушки сломался каблук;
- человека обрызгала машина;
- электрик вкручивает лампочку;
- человек купается в проруби.
- Смех, улыбка, юмор
Игра «Начало и конец рассказа»
Играющим дается карточка, на которой написано начало и конец его.
Нужно придумать середину рассказа.
Например:
1.«Мама купила рыбу и принесла домой… Поэтому вечером ужинали при свечах»
2. «Девушка сломала каблук… Поэтому вечером ужинали при свечах».
3. Сегодня было самое обыкновенное утро… Поэтому вечером ужинали при свечах»
- Похвала, комплименты
Игра «Телеграмма»
Каждый играющий пишет по одному прилагательному, обозначающие качества личности. Эти слова вставляются в телеграмму (готовый текст), в места, где стоят точки, и телеграмма зачитывается вслух.
Примерный текст телеграммы: «Сегодня мы собрались на наш …тренинг. Выглядим мы … и … .Но если бы погода сегодня … то мы были бы …, а может, даже …. Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе… Пожелаем всем всего…, а именно …, здоровья, успехов, … учеников».
Заключительная часть.
Коллаж(виртуальные Новогодние пожелания).
Все участники пишут свои имена на листочках, которые затем перемешиваются. Все поочередно вытягивают по листочку с именами. Тому, чье имя там написано, делается подарок-пожелание. Дарить можно не только материальные блага, но и духовные. В конце все высказывают друг другу позитивные пожелания и дарят подарки.
Завершение
Ведущий. Наш сегодняшний тренинг подошел к концу. Закончить его я хочу притчей.
Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к Монаху местный служащий (судя по всему, черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими ложками кормят друг друга».
Ведущий обсуждает притчу с группой, участники делают выводы.
Сегодня мы собрались на наш …тренинг. Выглядим мы … и … .Но если бы погода сегодня … то мы были бы …, а может, даже …. Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе… Пожелаем всем всего…, а именно …, здоровья, успехов, … учеников.
-учитель ругает учеников;
_____________________________________
- человек находится под холодным дождем без зонта;
________________________________________
- человек обжегся о горячий утюг;
____________________________________________
- у девушки сломался каблук;
__________________________________
- человека обрызгала машина;
________________________________________
- электрик вкручивает лампочку;
___________________________________________
- человек купается в проруби.
___________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помощи детям с выраженными интеллектуальными нарушениями. Эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...
Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"
В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения. В основу различения...
Методическая разработка Недели психологии
Современным школьникам объективно приходится учиться не только больше, но и интенсивнее. И для того, чтобы снять напряженность труда участников образовательного процесса и поддержать основные ид...
Методическая разработка с элементами тренинга для воспитателей и педагогов
Программа «С радостью к себе и окружающим» предназначена для педагогов и рассчитана на один учебный год. Проводится социальным педагого...
Методические разработки к семинару-тренингу «Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания».
Семинар-тренинг для педагогов ЗелАО "Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания."...
Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»
Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и уровень образовател...
Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"
Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...