Педагог: здоровье, предупреждение профессиональных деформаций,пути самосовершенствования
статья по психологии по теме

Симакова Татьяна Евгеньевна

Педагог: здоровье, предупреждение профессиональных деформаций,

пути самосовершенствования

Главная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье дошкольников и школьников, но без заботы о здоровье педагога эта цель труднодостижима. Материалов, посвященных здоровью педагога (именно здоровью, а не медицинским аспектам профпатологии!), опубликовано крайне мало. И хотя в целом по валеологической тематике в последние годы появились интересные работы, мы хотим подчеркнуть:
во-первых, неразрывную связь здоровья воспитанника и здоровья педагога;
во-вторых, облегчить поиск полезной информации по этим актуальным для каждого образованного человека вопросам.
Психологические особенности учителя. Проблема профессиональных деформаций.
Деформация личности - это изменения, нарушающие ее целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление или даже разрушение структур не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.
У педагогов профессиональная деформация может проявляться на двух уровнях:

  1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает педагогов, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разными темпераментами и характерами, похожими друг на друга. Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой образовательного пространства и педагогической деятельности, а также особенностями объекта воздействия, который, в отличие от большинства профессий, обладает собственной активностью. В педагогическом процессе педагог использует свою личность как инструмент влияния на воспитанника, нередко прибегая к таким примитивным, но действенным приемам, как авторитарный стиль общения. В результате личность педагога обретает черты назидательности, излишней самоуверенности, догматичности, отсутствия гибкости и т.п.
  2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими воздействиями профессиональной деятельности. Обычно это приводит к заострению отдельных черт личности до уровня их акцентуированности.

В работе педагога его профессиональные деформации проявляются в позициях, которые он неизменно занимает во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Одна из распространенных типологий включает 2 позиции: "педагог на пьедестале" и "педагог без пьедестала".
Первая позиция характеризуется поведением "контролера", которое с годами становится стилем жизни. Психологи назвали это мышлением "красного карандаша". Этот стиль поведения характерен для человека, который в силу своей профессии чувствует себя наделенным особой властью и считает, что он всегда знает правильный ответ на поставленные вопросы. Такая позиция в определенной степени спровоцирована недемократическим устройством всей системы образования и, по мнению психологов, портит жизнь не только воспитанникам, но и самому педагогу. Для системы образования это один из признаков кризиса.
Как правило, отношение к поступкам других людей как к контрольной работе, полученной для проверки, готовность замечать прежде всего недостатки других, скорее ругать, чем хвалить, характерны для авторитарного, довлеющего поведения. С педагогами, для которых характерна такая позиция, трудно в повседневном общении хотя сами они часто не замечают этого.
Позиция "педагог на пьедестале" может проявляться в ранних стилях поведения, т.е. "пьедесталы", на которые поднимается человек, чтобы "спрятать" от воспитанников свою личность, разные. Американский психотерапевт Вирджиния Сатир предложила типологию стилей родительского воспитания, которую можно перенести на педагогов. Вот эти типы.
Педагог-начальник. Его "пьедестал" - власть. От воспитанников он требует прежде всего послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это "опытный учитель", который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих воспитанников (да и своих коллег тоже). Он умело использует знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно принципиален. Он считает, что педагог должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно "правильную" точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые неопределенные ситуации мучительны для педагогов-начальников. Результаты такого стиля педагогического поведения - конфликты, обиды, "бунт воспитанников", отсутствие искренности во взаимоотношениях с воспитанниками.
Педагог-компьютер. Его "пьедестал" - компетентность. Он требует от воспитанников знаний, информации, фактов. Это вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное компетентность. Если ею кто и обладает, то это он сам. Его речь обезличена ("Все знают, что...", "Хорошо известно, что...", "Говоря. …", "Есть мнение..."), а местоимений первого лица практически не содержит. Это "закрытый", "холодный" педагог. Результат такого стиля педагогического поведения - снижение уверенности в себе воспитанников, отсутствие у них положительных эмоций на занятиях и в конечном итоге - снижение мотивации к занятиям, отвращение к ним, несмотря на то, что такой педагог все делает ради своего "предмета".
Педагог-мученик. Его "пьедестал" - бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания. Хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Больше всего боится конфликтов. Он постоянно испытывает чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, учитель, занимающий подобную позицию, все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других вызывает страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что, когда у ребенка что-то случается, он чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).
Педагог-приятель. Его "пьедестал" - популярность. От воспитанников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный, товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой педагог ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к воспитанникам и их проблемам. Результат подобного стиля педагогического поведения - отсутствие у ребенка чувства ответственности. В поведении конкретного педагога эти разновидности позиций "на пьедестале" могут быть смешанными.
Принципиально иная позиция - "педагог без пьедестала". Ее также называют партнерской. Стоящий на этой позиции человек знает, что нет никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты за счет другого. Он осознает, что в общении позиция "Я прав" обычно подразумевает "Ты не прав". Педагоги-партнеры ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим воспитанникам негативные оценки, так же как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться, так же как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами.
Различия педагогов наглядно проявляются и в их предпочтительной позиции при взаимодействии с другими. Выделяют педагогов, предпочитающих "открытую" или "закрытую" позицию. Для закрытой позиции педагога характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений, переживаний, озарений, утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения и воспитания, что не вызывает у детей ответного желания раскрыться. Для педагогов, предпочитающих открытую позицию, характерен отказ от ощущения, собственного педагогического всеведения и непогрешимости. Такой педагог открывает свой личный опыт воспитанникам и сопоставляет свои переживания с их. В ходе этого рождается диалог педагога с воспитанниками, для которого характерны терпимое, уважительное отношение к мнению воспитанника (пусть даже ошибочному), умение встать на его точку зрения, критически осмыслить собственную позицию педагогический оптимизм и доверие, "встречное движение" к воспитаннику. Допускается право ребенка на ошибку. Критика используется в форме самокритики: учитель приписывает себе ошибочное суждение, типичное для учеников, и подвергает это суждение критике; при этом показывает им, в чем заключается ошибка и как он ее изживает ("Когда-то мне казалось..."; "Раньше я думал..."; "Тут, наверное, моя вина..."; "Я не совсем точно поставил вопрос" и т.д.).
Равноправие между взрослым и ребенком - это не отношения между одинаковыми - тогда эта позиция оказалась бы очевидно лицемерной: взрослый и ребенок не одинаковы. Это отношения между разными, но строящиеся на принципах взаимного уважения и ненасильственных действий. Взрослый в этом случае использует свою силу исключительно как дополняющую, укрепляющую возможности самого ребенка. А ученик потенциально способен воспринять любое требование, направленное на его собственное благо. Взрослый помогает ребенку строить такие отношения, при которых он сможет осознать собственные интересы, заявить собственные права и в с ним свои действия. К противодействию учитель прибегает лишь в крайних случаях, когда сам ребенок не в силах контролировать собственные действия и они грозят неприятностями ему и другим людям. Такой стиль взаимоотношений не только предупреждает возникновение профессионально-личностных деформаций учителя, но и воспитывает гуманистично ориентированную, гармонично развитую личность ребенка, укрепляет его психическое здоровье, повышает адаптационные ресурсы, формирует модели поведения, снижающие риск возникновения дистресса, приобщения к наркотикам или другим одурманивающим веществам.

Советы педагогу, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни. Советы эти в основном предназначены женщинам, представительницам "прекрасной половины человечества", составляющим безусловно большую часть нашего педагогического корпуса и нуждающимся в особом внимании и заботе.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Лучший путь к успеху и сотрудничеству с коллегами - хорошее настроение и положительный подход к решению проблем. Положительные эмоции (так же как и отрицательные) заразительны. И друзья, и семья, и воспитанники будут вам благодарны за подаренную возможность взглянуть на мир с радостью. Известно также, что люди тянутся к оптимистам и избегают пессимистов.
Стремитесь побороть страх. Жить со страхами - это форма психологической инвалидизации, постепенно поглощающей личность. Если побороть нелепые страхи не получается самостоятельно, надо обратиться к специалисту-психологу, психотерапевту. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Всем необходимо какое-то время побыть в одиночестве, подумать о жизни, о себе, обдумать возникшие проблемы, просто расслабиться и отдохнуть. Особенно это важно для тех, кто принадлежит к типу интровертов. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Одно дело, помогать другим, когда это вам по силам, и совсем другое, когда друзья и сотрудники постоянно вас эксплуатируют. Это может привести к чувству вины, если вы не сможете исполнить чью-то просьбу. Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.
Насилие над своими чувствами и внешними проявлениями требует значительных трат энергии и оставляет неприятный осадок. Не оказывайте слишком большое давление на своих детей. Нередко, проявляя педагогический профессионализм на работе, дома педагог забывает о том, чему учит других, и собственные дети педагогов оказываются "пасынками" своих родителей, особенно склонных к гиперопеке. Дайте детям возможность быть самими собой и проявить себя, а не только оправдывать ваши надежды на них. Когда детям позволяют заниматься тем, что им нравится, растет их уверенность в себе и в своих силах, они получают несравненно больше радости от жизни, чем когда действуют по принуждению.
Старайтесь реже говорить: "Я этого не могу сделать". Ведь если другие верят в ваши возможности, то почему бы вам действительно не попробовать свои силы. Не упускайте таких возможностей, когда кто-то попросит вас о чем-либо или предложит что-то сделать. Используйте возможность выступить с речью. Если вам представилась возможность выступить перед большой аудиторией, воспользуйтесь этим. Публичные выступления позволят не только потренироваться ясно и кратко выражать свои мысли - качество, необходимое для продвижения вперед, но и отойти от привычного стереотипа выступления перед воспитанниками.
Следите за фигурой. Стройная фигура во многом определяет психологическое состояние женщины, служит хорошим примером для учеников. Кроме того, излишняя полнота, как известно, повышает вероятность гипертонии, нарушения обмена веществ и других заболеваний. Лучшее время для сбрасывания лишних килограммов - летний отпуск. Маленькие радости в ваших руках. Стоит ли огорчаться из-за того, что вам редко дарят цветы, которые вы любите? Купите их сами, поставьте на стол, и вы увидите, как улучшится настроение.
Не забывайте, что вы красивы. На работе или дома несколько раз в день мысленно повторяйте себе: "Я - красивая!" И не забывайте подтверждать это внешним видом и поведением. Ваша любимая помада на губах плюс улыбка сделают вас просто неотразимой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог: здоровье, предупреждение профессиональных деформаций,

пути самосовершенствования

Главная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье дошкольников и школьников, но без заботы о здоровье педагога эта цель труднодостижима. Материалов, посвященных здоровью педагога (именно здоровью, а не медицинским аспектам профпатологии!), опубликовано крайне мало. И хотя в целом по валеологической тематике в последние годы появились интересные работы, мы хотим подчеркнуть:
во-первых, неразрывную связь здоровья воспитанника и здоровья педагога;
во-вторых, облегчить поиск полезной информации по этим актуальным для каждого образованного человека вопросам.
Психологические особенности учителя. Проблема профессиональных деформаций.
Деформация личности - это изменения, нарушающие ее целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление или даже разрушение структур не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.
У педагогов профессиональная деформация может проявляться на двух уровнях:

  1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает педагогов, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разными темпераментами и характерами, похожими друг на друга. Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой образовательного пространства и педагогической деятельности, а также особенностями объекта воздействия, который, в отличие от большинства профессий, обладает собственной активностью. В педагогическом процессе педагог использует свою личность как инструмент влияния на воспитанника, нередко прибегая к таким примитивным, но действенным приемам, как авторитарный стиль общения. В результате личность педагога обретает черты назидательности, излишней самоуверенности, догматичности, отсутствия гибкости и т.п.
  2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими воздействиями профессиональной деятельности. Обычно это приводит к заострению отдельных черт личности до уровня их акцентуированности.

В работе педагога его профессиональные деформации проявляются в позициях, которые он неизменно занимает во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Одна из распространенных типологий включает 2 позиции: "педагог на пьедестале" и "педагог без пьедестала".
Первая позиция характеризуется поведением "контролера", которое с годами становится стилем жизни. Психологи назвали это мышлением "красного карандаша". Этот стиль поведения характерен для человека, который в силу своей профессии чувствует себя наделенным особой властью и считает, что он всегда знает правильный ответ на поставленные вопросы. Такая позиция в определенной степени спровоцирована недемократическим устройством всей системы образования и, по мнению психологов, портит жизнь не только воспитанникам, но и самому педагогу. Для системы образования это один из признаков кризиса.
Как правило, отношение к поступкам других людей как к контрольной работе, полученной для проверки, готовность замечать прежде всего недостатки других, скорее ругать, чем хвалить, характерны для авторитарного, довлеющего поведения. С педагогами, для которых характерна такая позиция, трудно в повседневном общении хотя сами они часто не замечают этого.
Позиция "педагог на пьедестале" может проявляться в ранних стилях поведения, т.е. "пьедесталы", на которые поднимается человек, чтобы "спрятать" от воспитанников свою личность, разные. Американский психотерапевт Вирджиния Сатир предложила типологию стилей родительского воспитания, которую можно перенести на педагогов. Вот эти типы.
Педагог-начальник. Его "пьедестал" - власть. От воспитанников он требует прежде всего послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это "опытный учитель", который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих воспитанников (да и своих коллег тоже). Он умело использует знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно принципиален. Он считает, что педагог должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно "правильную" точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые неопределенные ситуации мучительны для педагогов-начальников. Результаты такого стиля педагогического поведения - конфликты, обиды, "бунт воспитанников", отсутствие искренности во взаимоотношениях с воспитанниками.
Педагог-компьютер. Его "пьедестал" - компетентность. Он требует от воспитанников знаний, информации, фактов. Это вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное компетентность. Если ею кто и обладает, то это он сам. Его речь обезличена ("Все знают, что...", "Хорошо известно, что...", "Говоря. …", "Есть мнение..."), а местоимений первого лица практически не содержит. Это "закрытый", "холодный" педагог. Результат такого стиля педагогического поведения - снижение уверенности в себе воспитанников, отсутствие у них положительных эмоций на занятиях и в конечном итоге - снижение мотивации к занятиям, отвращение к ним, несмотря на то, что такой педагог все делает ради своего "предмета".
Педагог-мученик. Его "пьедестал" - бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания. Хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Больше всего боится конфликтов. Он постоянно испытывает чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, учитель, занимающий подобную позицию, все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других вызывает страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что, когда у ребенка что-то случается, он чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).
Педагог-приятель. Его "пьедестал" - популярность. От воспитанников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный, товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой педагог ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к воспитанникам и их проблемам. Результат подобного стиля педагогического поведения - отсутствие у ребенка чувства ответственности. В поведении конкретного педагога эти разновидности позиций "на пьедестале" могут быть смешанными.
Принципиально иная позиция - "педагог без пьедестала". Ее также называют партнерской. Стоящий на этой позиции человек знает, что нет никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты за счет другого. Он осознает, что в общении позиция "Я прав" обычно подразумевает "Ты не прав". Педагоги-партнеры ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим воспитанникам негативные оценки, так же как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться, так же как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами.
Различия педагогов наглядно проявляются и в их предпочтительной позиции при взаимодействии с другими. Выделяют педагогов, предпочитающих "открытую" или "закрытую" позицию. Для закрытой позиции педагога характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений, переживаний, озарений, утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения и воспитания, что не вызывает у детей ответного желания раскрыться. Для педагогов, предпочитающих открытую позицию, характерен отказ от ощущения, собственного педагогического всеведения и непогрешимости. Такой педагог открывает свой личный опыт воспитанникам и сопоставляет свои переживания с их. В ходе этого рождается диалог педагога с воспитанниками, для которого характерны терпимое, уважительное отношение к мнению воспитанника (пусть даже ошибочному), умение встать на его точку зрения, критически осмыслить собственную позицию педагогический оптимизм и доверие, "встречное движение" к воспитаннику. Допускается право ребенка на ошибку. Критика используется в форме самокритики: учитель приписывает себе ошибочное суждение, типичное для учеников, и подвергает это суждение критике; при этом показывает им, в чем заключается ошибка и как он ее изживает ("Когда-то мне казалось..."; "Раньше я думал..."; "Тут, наверное, моя вина..."; "Я не совсем точно поставил вопрос" и т.д.).
Равноправие между взрослым и ребенком - это не отношения между одинаковыми - тогда эта позиция оказалась бы очевидно лицемерной: взрослый и ребенок не одинаковы. Это отношения между разными, но строящиеся на принципах взаимного уважения и ненасильственных действий. Взрослый в этом случае использует свою силу исключительно как дополняющую, укрепляющую возможности самого ребенка. А ученик потенциально способен воспринять любое требование, направленное на его собственное благо. Взрослый помогает ребенку строить такие отношения, при которых он сможет осознать собственные интересы, заявить собственные права и в с ним свои действия. К противодействию учитель прибегает лишь в крайних случаях, когда сам ребенок не в силах контролировать собственные действия и они грозят неприятностями ему и другим людям. Такой стиль взаимоотношений не только предупреждает возникновение профессионально-личностных деформаций учителя, но и воспитывает гуманистично ориентированную, гармонично развитую личность ребенка, укрепляет его психическое здоровье, повышает адаптационные ресурсы, формирует модели поведения, снижающие риск возникновения дистресса, приобщения к наркотикам или другим одурманивающим веществам.

Советы педагогу, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни. Советы эти в основном предназначены женщинам, представительницам "прекрасной половины человечества", составляющим безусловно большую часть нашего педагогического корпуса и нуждающимся в особом внимании и заботе.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Лучший путь к успеху и сотрудничеству с коллегами - хорошее настроение и положительный подход к решению проблем. Положительные эмоции (так же как и отрицательные) заразительны. И друзья, и семья, и воспитанники будут вам благодарны за подаренную возможность взглянуть на мир с радостью. Известно также, что люди тянутся к оптимистам и избегают пессимистов.
Стремитесь побороть страх. Жить со страхами - это форма психологической инвалидизации, постепенно поглощающей личность. Если побороть нелепые страхи не получается самостоятельно, надо обратиться к специалисту-психологу, психотерапевту. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Всем необходимо какое-то время побыть в одиночестве, подумать о жизни, о себе, обдумать возникшие проблемы, просто расслабиться и отдохнуть. Особенно это важно для тех, кто принадлежит к типу интровертов. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Одно дело, помогать другим, когда это вам по силам, и совсем другое, когда друзья и сотрудники постоянно вас эксплуатируют. Это может привести к чувству вины, если вы не сможете исполнить чью-то просьбу. Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.
Насилие над своими чувствами и внешними проявлениями требует значительных трат энергии и оставляет неприятный осадок. Не оказывайте слишком большое давление на своих детей. Нередко, проявляя педагогический профессионализм на работе, дома педагог забывает о том, чему учит других, и собственные дети педагогов оказываются "пасынками" своих родителей, особенно склонных к гиперопеке. Дайте детям возможность быть самими собой и проявить себя, а не только оправдывать ваши надежды на них. Когда детям позволяют заниматься тем, что им нравится, растет их уверенность в себе и в своих силах, они получают несравненно больше радости от жизни, чем когда действуют по принуждению.
Старайтесь реже говорить: "Я этого не могу сделать". Ведь если другие верят в ваши возможности, то почему бы вам действительно не попробовать свои силы. Не упускайте таких возможностей, когда кто-то попросит вас о чем-либо или предложит что-то сделать. Используйте возможность выступить с речью. Если вам представилась возможность выступить перед большой аудиторией, воспользуйтесь этим. Публичные выступления позволят не только потренироваться ясно и кратко выражать свои мысли - качество, необходимое для продвижения вперед, но и отойти от привычного стереотипа выступления перед воспитанниками.
Следите за фигурой. Стройная фигура во многом определяет психологическое состояние женщины, служит хорошим примером для учеников. Кроме того, излишняя полнота, как известно, повышает вероятность гипертонии, нарушения обмена веществ и других заболеваний. Лучшее время для сбрасывания лишних килограммов - летний отпуск. Маленькие радости в ваших руках. Стоит ли огорчаться из-за того, что вам редко дарят цветы, которые вы любите? Купите их сами, поставьте на стол, и вы увидите, как улучшится настроение.
Не забывайте, что вы красивы. На работе или дома несколько раз в день мысленно повторяйте себе: "Я - красивая!" И не забывайте подтверждать это внешним видом и поведением. Ваша любимая помада на губах плюс улыбка сделают вас просто неотразимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность педагога как критерий профессионального самосовершенствования.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его проф...

Технологические аспекты работы педагогов по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Система непрерывного обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дор...

Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Теоретическая часть с использованием указанных в тексте источников плюс наша практическая составляющая (по результатам личной деятельности)....

Направленность деятельности руководителя образовательного учреждения на предупреждение профессионального выгорания педагогов

На наш взгляд построение успешного комплекса управленческих мероприятий способствующих профилактике профессионального выгорания педагогов МКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без ...

Классное родительское собрание «Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у детей. Профилактика детского травматизма».

Классное родительское собрание«Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у детей. Профилактика детского травматизма»....