Обобщение опыта "Психологическое сопровождение младших школьников"
материал по психологии по теме
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Меленковского района Владимирской области
Психологическое сопровождение младших школьников по сохранению психологического здоровья, направленное на развитие мотивационного и интеллектуального потенциала у учащихся и профилактику возможной дезадаптации при переходе в основную школу.
Обобщённый педагогический опыт
педагога-психолога МОУ Ляховская СОШ
Скалиной Светланы Юрьевны
2011год
Тема опыта.
«Психологическое сопровождение младших школьников по сохранению психологического здоровья, направленное на развитие мотивационного и интеллектуального потенциала у учащихся и профилактику возможной дезадаптации при переходе в основную школу.»
Сведения об авторе.
Ф.И.О. : Скалина Светлана Юрьевна.
Образование: высшее.
Название учебного заведения: Московский психолого-социальный институт.
Год его окончания : 2002.
Специальность по диплому: психология.
Место работы: МОУ Ляховская СОШ.
Должность: педагог-психолог.
Педагогический стаж: 11 лет.
Стаж работы в занимаемой должности: 9 лет.
Квалификация: 2 категория.
Сайт: http://www.nsportal.ru/skalina-svetlana-yurevna
Условия формирования опыта.
Данная тема вытекает из запросов социума, новых взглядов на обучение и на приоритеты образования.
Совершенствование системы на чального обучения, стимулируемое социальным заказом общества, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками сум мой знаний. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
Психологическое сопровождение младших школьников – это первое, что должно изменится. Именно с первой ступени образования начинается школьная жизнь детей.
Актуальность опыта.
Актуальность опыта вытекает из основных целей начального образования как самоцельного самостоятельного и обязательного звена в системе общего образования, которое предполагает:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и этических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Каким же ученик приходит в школу? На каком уровне развития находится его интеллектуально-познавательная сфера? Распространенное явление, когда поступающий в школу ребенок не готов к новой деятельности, принципиально отличающейся от всех дошкольных деятельностей. Сегодня все больше детей приходит в школу с ослаб ленным психофизическим здоровьем, сниженным уровнем интеллектуального развития, эмоционального благополучия. Учителя начальных классов нашей школы в течение последних лет отмечают устойчивую тенденцию увеличения количества учащихся с трудностями в обучении, вызванными, в первую очередь, недостаточным уровнем их личностно-когнитивного развития. Предметная подготовка к школе считается многими родителями приоритетной по отношению к общей готовности ребенка к обучению. В школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, не умеющие наблюдать, сравнивать, замечать происходящие изменения, дети с недостаточно развитым вниманием, образным мышлением, воображением. Налицо противоречие, определившее проблему, над которой предстояло работать: как в условиях школы оказать не обходимую психологическую помощь ученикам и устранить в связи с этим значительное число трудностей в обучении. Так возникла тема данного опыта.
Таким образом, данный опыт способствует выполнению задач, стоящих перед МОУ Ляховская СОШ :
- продолжение работы по преемственности в обучении между ДОУ и начальным звеном;
- активное внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий;
- развитие личности школьника;
- сохранение психологического здоровья школьников.
Опыт нацелен и способствует решению задач, поставленных перед школой. Его внедрение началось когда школа работала над темой «Внедрение современных педтехнологий в образовательный процесс на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода». На сегодняшний день, внедрение новых школьных стандартов только подчеркивают его значимость и актуальность.
Данный опыт актуален не только для конкретной школы. С введением новых стандартов он становится необходим в каждой школе.
Ведущая идея опыта.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Профессиональная деятельность психолога должна быть направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, т.е. на создание системы психологического сопровождения.
Теоретическая база опыта.
Методологическую основу опыта составили: общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн , Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).
Определяющим в рамках этого опыта выступал субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн), согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных возможностей. Важнейшим положением этого подхода является приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
С этих позиций, отражающих главную сущностную характеристику личностно-ориентированной гуманистической парадигмы современного образования, психолого-педагогическое сопровождение младших школьников рассматривается как непрерывный процесс создания условий для эффективного саморазвития личности учащихся путем формирования у них механизмов самообучения и самовоспитания.
С учетом вышеизложенного, основными направлениями деятельности рассматривается просветительская и превентивная работа с ребенком, позволяющая сделать его действия эффективными применительно к его жизненному опыту.
На основе работ Э.М. Александровской, М.М. Безруких, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой ,Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, B.C. Мухиной, Л.И. Божович и др. были проанализированы особенности личностного развития младших школьников.
Всесторонний анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения младших школьников, которая включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с учащимися, работу с педагогами и родителями и т.д.
Обобщение современного состояния психолого-педагогического сопровождения учащихся первой ступени образования представляет сложную, теоретическую и практическую проблему, не имеющую однозначного ответа (Э.М. Александровская, С.В. Алехина, М.М. Безруких, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, М.М. и Н.Я. Семаго и др.). Были рассмотрены различные концепции психологического сопровождения школьников (Е.И. Казаковой (1995-2001), М.Р. Битяновой (1997), В.Е. Летуновой (1998) и др.).
Характеризуя сопровождение как комплексный метод, многие авторы (Э.М. Александровская, Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, И.В. Ромазан, Т.С. Чередникова и др.) выделяют этапы диагностики, поиска решения проблемы, консультации и первичной помощи в ходе реализации принятого плана.
Разработчик концепции сопровождения Е.И. Казакова положила в его основу системно-ориентированный подход к развитию человека.
М.Р. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение – это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Э.М. Александровская с соавторами определяет психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога.
Необходимо отметить, что единой концепции сопровождения до сих пор окончательно не сложилось.
В данном опыте использовалась концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой, которая трактует сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Новизна опыта.
Опыт не содержит принципиально новых открытий. Он носит апробационный характер. Новизна данного опыта заключается в том, что опираясь на различные концепции, в МОУ Ляховская СОШ была выстроена система работы по психологическому сопровождению учащихся первой ступени образования.
Технология опыта.
Цель: создание системы работы по сопровождению младших школьников.
Задачи:
- Сохранение психологического здоровья школьников.
- Развитие мотивационного и интеллектуального потенциала.
- Профилактика возможной дезадаптации при переходе на основную ступень образования.
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения.
- Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Для решения поставленных задач была проделана следующая работа:
- Изучение теоретической базы поставленного вопроса.
- Ознакомление с опытом работы коллег по данной теме.
- Ознакомление педагогического коллектива с основными вопросами темы опыта.
- Разработка, внедрение и коррекция определенных психологических мероприятий по сохранению психологического здоровья младших школьников и приведение их в систему постоянной работы.
Вся работа осуществляется с использованием следующих технологий:
- игровая технология;
- технология интерактивного обучения;
- технология развивающего обучения;
- здорово-сберегающие технологии.
Работа по данному опыту проходила в 3 этапа.
1 этап 2005-2006 уч.г.
Теоретическое исследование проблемы, выступление на МО, собраниях и т.д.
- ТПС «Психологическое здоровье педагогов, как основная составляющая сохранения здоровья учащихся» ;
- ТПС «Взаимодействие с неуспевающими учениками в системе дифференцированного образования в условиях массовой школы»;
- ТПС «Психологическое здоровье в условиях школы» ;
- ТПС «Организация обучения с учетом индивидуальных особенностей детей»;
- МО классных руководителей: «Здоровье и школа. Психологическое здоровье » ;
- МО классных руководителей: «Нарушения психологического здоровья»;
- педсовет «Организация учебно-воспитательной работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся»;
- выступления на родительских собраниях;
- участие в районном семинаре «Психологическое здоровье»;
- выступления на РМО педагогов-психологов.
2 этап. 2006-2009 уч. г.г.
Практическое использование изученного материала, составление программ и апробирование их на практике.
- Разработка и апробирование программы психологического сопровождения младших школьников по сохранению психологического здоровья «Я все смогу!» (приложение 1);
- разработка и апробирование диагностического материала «Экспертная оценка психологического статуса учащихся 1- 4 классов» (приложение 2);
- разработка и апробирование психологического кружка «Пластилиновый край» ;
- приведение всех мероприятий по психологическому сопровождению младших школьников в единую систему работы.
3 этап.2009-2010 уч.г.
Обобщение и анализ результатов.
Познакомившись со всеми приложениями, можно говорить о том, что технология опыта легко воспроизводимая и не требует много времени для освоения. МОУ Ляховская СОШ – это сельская школа. В сельских школах учатся дети с разным уровнем развития. Поэтому данный опыт направлен на работу с разными детьми. Занятия проводятся с полным классом, т.к основное их направление развивающее. Коррекция проводится отдельно по выявленным в процессе работы проблемам.
Для детей организован психологический кружок «Пластилиновый край», на котором они могут реализовать через работу с пластилином свой творческий потенциал, получить эмоциональную разгрузку и т.д.
Целостность системы находит своё выражение во взаимосвязи всех её частей: целям и задачам психологического сопровождения соответствуют его содержание и система изучения результативности развития.
Адресная направленность.
Данный опыт может быть использован в работе школьных психологов, учителей начальных классов, МО начальных классов как городской, так и сельской местности.
Результативность опыта.
Эффективность работы по данной проблеме доказывают следующие результаты:
- Высокий уровень школьной адаптации первоклассников (система экспертных оценок по методике В. М. Чиркова.
Таблица1. Результаты исследования уровня адаптации первоклассников (по экспертной оценке педагогов и родителей).
Зона адаптации | Кол-во детей % | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
Полная | 82 | 67 | 78,26 |
Частичная | 18 | 28 | 13,04 |
Дезадаптация | 0 | 5 | 8,7 |
Гистограмма 1. Результаты исследования уровня адаптации первоклассников (по экспертной оценке педагогов и родителей).
- Высокий уровень развития школьной мотивации (изучение серий рисунков, анкетирование по методике Н. С. Лускановой).
Таблица 2. Результаты исследования уровня школьной мотивации.
Уровень мотивации | Количество детей % | ||||
2008 | 2009 | 2010 | |||
Высокая | 88,5 | 78 | 77,5 | ||
Хорошая | 11,5 | 17 | 15,5 | ||
Низкая | 0 | 5 | 7 |
Гистограмма 2. Результаты исследования уровня школьной мотивации.
- Положительная динамика по результатам исследования уровня развития познавательных процессов у учащихся 2 классов (диагностика качеств внимания, памяти, мышления).
Таблица 3. Результаты исследования уровня развития познавательных процессов. Память.
Год | В начале курса | В конце курса | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
2008 | 9% | 81% | 10% | 9% | 86% | 5% |
2009 | 0% | 89% | 11% | 3% | 91% | 6% |
2010 | 0% | 79% | 21% | 8% | 80% | 12% |
График 1 . Результаты исследования уровня развития познавательных процессов. Память. (Показаны результаты выше низкого , %).
Таблица 4. Результаты исследования уровня развития познавательных процессов. Внимание.
Год | В начале курса | В конце курса | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
2008 | 0% | 90% | 10% | 5% | 90% | 5% |
2009 | 0% | 87% | 13% | 6% | 91% | 3% |
2010 | 0% | 55% | 45% | 3% | 80% | 17% |
График 1 . Результаты исследования уровня развития познавательных процессов. Внимание. (Показаны результаты выше низкого, %).
Таблица 5. Результаты исследования уровня развития познавательных процессов. Мышление.
Год | В начале курса | В конце курса | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
2008 | 5 | 91% | 4% | 18% | 80% | 2% |
2009 | 0% | 96% | 4% | 32% | 66% | 2% |
2010 | 8% | 71% | 21% | 18% | 70% | 12% |
График 1 . Результаты исследования уровня развития познавательных процессов. Мышление. (Показаны результаты выше низкого , %).
- Положительный эмоциональный настрой.
В ходе наблюдения и ежедневного фиксирования настроения детей, замечена положительная тенденция. Из графиков настроения во время и после занятий практически пропал синий цвет, который символизирует плохое настроение.
- Снижение конфликтов в коллективе и повышение сплоченности класса.
Учителя отмечают, что после занятий в классах снижается количество конфликтов, а уровень сплоченности повышается. В создавшихся конфликтах дети стараются разобраться и найти компромисс.
- Высокий уровень готовности к обучению на второй ступени образования.
Таблица 6. Результаты исследования уровня готовности к обучению на второй ступени образования (Экспертная оценка психологического статуса).
Уровень готовности | Количество детей % | ||||
2008 | 2009 | 2010 | |||
Высокий | 47 | 44 | 48 | ||
Средний | 53 | 56 | 49 | ||
Низкий | 0 | 0 | 3 |
Гистограмма 3. Результаты исследования уровня готовности к обучению на второй ступени образования (Экспертная оценка психологического статуса).
- Индивидуальные достижения учащихся:
- призовые места в конкурсе «Кенгуру»;
- призовые места в конкурсе «Русский медвежонок»;
- призовые места в районных конкурсах детского творчества;
- активное участие в школьных и районных мероприятиях.
Литература.
Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 //Журнал прикладной психологии. – 2001. - №1. – с.41-61.
Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.
Базарова, С.В. Условия эффективности деятельности практического психолога в младших классах общеобразовательной школы [Текст] / С.В. Базарова // Вестник государственного университета управления. Социология и управление персоналом. – 2007. – № 6 (32). – С. 29 – 31. (0,3 п.л.).
Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский; Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М., 1997. - 576 с.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — (Практическая психология в образовании).
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Проев., 1968.
Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. М., 1982.
Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, В.М. Орлова. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии.- 1992.-№3-4.
Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001.
Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.
Казакова Е. И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения // Школьный психолог. – 1998. – дек. № 48.
Калягин, В.А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях / В.А. Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинникова. СПб.: КАРО, 2005.
Мухина, B.C. Детская психология: Учебник для студ. пед. ин-тов / B.C. Мухина; Под ред. J1. А. Венгера. М.: Просв., 1985.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. // Вестник образования. – 2003. - №18. – с.53-66.
Нормативно-правовая база. Положение о психологической службе. Приказ от 14.05.2003.№553 Об утверждении положения о службе Практической психологии в системе образования Владимирской области.
Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 1996.
Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010
Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Лод ред В.В.Рубцова,М.2010
Стандарты второго покаления.Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., 2003.
Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 2001. - №1. – с.97-107.
Чаус И. Особенности построения профессиональной деятельности педагога-психолога в инновационных образовательных учреждениях // Прикладная психология. – 2001. – №4. – с. 39-47.
Чиркова Т.И. Приоритетные направления психологической службы . – М., 1999.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. СПб., 2003.
PSYLIB® – С.Л. Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ (http://www.bsu.ru/content/hec/rubinstein/rubin01/txt39.htm)
СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ А.В.БРУШЛИНСКИЙ(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/995/995110.htm)
Котиев А. Технология психологического сопровождения / http//www.pmuc.ru/jornal/number14/Kotiev.htm
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС
Березина Л.В. ( http://www.orenlicey.ru/galery/267-2011-01-29-05-06-54.html)
Приложение 1.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «Я ВСЕ СМОГУ!»
Разработала программу педагог-психолог Скалина С.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальной школы, рассчитана на 4 года и направлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают проблемы детей данного возраста. Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее развитие и обучение ребенка. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования ребенка младшего школьного возраста. Именно в начале обучения формируется его отношение к школе.
К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности в начале обучения способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудностями общения со сверстниками или учителями, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения могут послужить факторами формирования у ребенка повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.
Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе. Тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.
Основная цель работы психолога – способствовать психическому и личностному развитию ребенка, предупреждать неблагоприятные процессы, укреплять и сохранять психологическое здоровье в условиях модернизации образования.
В связи с этим была разработана программа «Я все смогу!». Она включает в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером возможных проблем данного возраста и решает соответствующие задачи. Поэтому она может использоваться не только с коррекционной целью, но и для всех школьников, как профилактика неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья.
Занятия построены по единой схеме работы с детьми:
- формирование понятия и потребности в овладении навыка;
- отработка умений и навыков;
- творческая работа учащихся.
В программе есть часы (6 часов), которые психолог использует по своему усмотрению. Это, так называемые, резервные часы. Они используются для расширения возможностей при достижении цели. Эти часы включают:
- индивидуальную работу с детьми, которые имели в течение занятий какие-либо затруднения;
- психологические игры;
- изготовление материалов для игр;
- и другое.
1 этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению.
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Таким образом, цель данного этапа: обеспечение успешной адаптации к школьному обучению.
Основными задачами являются:
- знакомство детей;
- снятие эмоционального напряжения;
- формирование позитивного отношения к школе;
- повышение учебной мотивации;
Занятия по программе «Я все смогу!» проходят один раз в неделю в течение первой четверти. Занятия целесообразно проводить 20 – 30 минут.
На занятии используется карта волшебной планеты «Я все смогу!».
Занятия по программе «Я все смогу!» в 1 классе сопровождаются и другими профилактическими мероприятиями, которые помогают решить поставленные задачи:
- консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в обучении»;
- индивидуальные беседы с родителями на тему «Особенности развития ребенка до поступления в школу»;
- выступление на первом родительском собрании по теме «Ребенок идет в первый класс» (психологическая готовность к этому родителей);
- заполнение родителями анкеты по выявлению уровня адаптации ребенка к школе;
- заполнение учителем опросника «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»;
- проведение коррекционной работы с детьми, показавшими средний и
2 этап. Коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка.
Этот этап (2 класс) рассчитан на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.
Цель работы – активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере.
Учитывая основные трудности развития младших школьников, в качестве основных развивающих задач выделены следующие:
- развитие навыков произвольного внимания и восприятия;
- формирование приемов образного и логического запоминания; расширение объема памяти;
- обучение приемам аналитико-синтетической деятельности;
- формирование связной и последовательной речи учащихся;
- развитие творческого потенциала у детей.
Занятия проводятся один раз в неделю, в течение второй четверти.
На занятиях используется карта планеты «Я все смогу!».
3 этап. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Этот этап проходит в 3 классе.
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.
Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они используются как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья.
Основные задачи занятий:
- обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- развитие умения слушать других;
-обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
- обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
-снятие негативных импульсов;
-формирование позитивной моральной позиции.
Занятия проводятся один раз в неделю в течение второй четверти. Курс содержит 8 занятий. На занятии используется карта планеты «Я все смогу!».
4 этап.Формирование у учащихся психологической готовности к обучению на второй ступени обучения и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом на новую ступень.
Этот этап предназначен для работы с учащимися 4 классов.
Цель: формирование у учащихся психологической готовности к обучению на второй ступени обучения и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом на новую ступень.
Занятия составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков;
Программа направлена на знакомство детей с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у учащихся адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения. Таким образом, решаются следующие задачи:
- формирование социально-коммуникативных действий.
- формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения.
По окончанию занятий в 4 классе проводится диагностика психологической готовности к обучению на следующей ступени.
Занятия проводятся один раз в неделю, в течение четвертой четверти.
На занятиях используется карта планеты «Я все смогу!».
Таким образом, программа «Я все смогу!» состоит из 4 этапов, каждый из которых обусловлен характером возможных проблем данного возраста и решает соответствующие задачи.
Курс содержит 34 часа. Из них:
8 часов – 1 класс;
6 часов – 2 класс;
8 часов – 3 класс;
6 часов – 4 класс;
6 часов – индивидуальная работа, психологические игры и т.д. (по усмотрению психолога).
Тематический план занятий с учащимися 1 класса.
1 этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению.
Темы занятий
1. Знакомство.
2. Я.
3. Семья.
4. Вместе веселее.
5. В мире эмоций.
6. Плохие и хорошие мысли.
7. Гора достижений.
8. Волшебная школа зверей.
Итого: 8 часов.
Тематический план занятий с учащимися 2класса.
2 этап. Коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка.
Темы занятий
1. Что помогает мне познавать окружающий мир?
2. Мое мышление.
3. Мое внимание.
4. Моя память.
5. Мое воображение.
6. Заключительная игра-практикум «Путешествие в страну Познания».
Итого: 6 часов.
Тематический план занятий с учащимися 3 класса.
3 этап. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Темы занятий.
1. Вводное.
2. Общение в жизни человека.
3. Уверенное и неуверенное поведение.
4. Учимся слышать друг друга.
5. Дружба.
6 Твой друг дневник.
7. Барьеры общения.
8. Игра-путешествие.
Итого: 8 часов.
Тематический план занятий 4 класса.
4 этап.Формирование у учащихся психологической готовности к обучению на второй ступени обучения и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом на новую ступень.
Темы занятий
1. Права и обязанности.
2. Мои способности.
3. Режим дня.
4. Легко ли быть взрослым?
5. Наука отдыхать.
6. Итоговое занятие «Я иду в 5 класс».
Итого: 6 часов.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО.
Цель: создать доверительную обстановку, познакомить детей с особенностями психологических занятий, с правилами поведения на них.
Материалы: шар «Планета», рабочие тетради, цветные карандаши, «письмо от Волшебника».
Ход занятия.
1.Знакомство.
Ведущий рассказывает о себе, предлагает представиться каждому ребенку. Затем рассказывает о занятиях и правилах поведения на них.
Правило 1. Слушаем очень внимательно!
Правило 2.Не перебиваем друг друга!
Правило 3. Помогаем друг другу!
Правило 4.Очень активно работаем!
Игра «Имена».
Ведущий называет имя. Если в классе есть дети с таким именем, то они встают. Если детей с таким именем нет, то все дети кричат «У-у-у!»(как туземцы).
2. Основная часть.
Ведущий зачитывает «Письмо от Волшебника».
Ребята, Вы готовы отправиться в путешествие.
Да.
Я уверена, что Вы внимательно слушали «Письмо от волшебника». Скажите, что нужно сделать для того, чтобы отправиться в путешествие на его планету?
( )
Правильно. Мы должны сказать волшебные слова и нарисовать свои ладошки. Вы готовы это сделать?
Да.
Открываем свои волшебные тетради. На второй лист кладем свою ладошку. Берем простой карандаш и обводим ее.
(Дети выполняют работу.)
А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте свою ладошку. Так, как хочется.
(Дети выполняют работу, а ведущий смотрит и помогает. Важно в этот момент хвалить детей и сохранять сказочную атмосферу.)
Молодцы. А теперь мы скажем волшебные слова «Я все смогу!». Сначала тихо, затем громче и совсем громко.
( )
Молодцы! Отправляемся в путешествие. На следующем занятие мы с вами отправимся в страну «Я».
3. Рефлексия.
Оцените своей ладошкой (сколько пальчиков – такая оценка):
занятие;
свою работу на занятие;
работу класса на занятие.
Письмо первоклассникам.
Здравствуйте, мои дорогие первоклассники!
Рано или поздно на нашей волшебной планете «Я все смогу!» становиться известно все. Так и сейчас нам стало известно, что с 1 сентября в Ляховской школе появился новый первый класс. Мне стало очень интересно, что за дети пришли в школу, что они умеют и знают, какие они? На этот вопрос мне, конечно, прекрасно могут ответить учитель и психолог. Но мне очень-очень хочется, чтобы об этом мне рассказали сами ребята. Как же это сделать? Я подумал и решил пригласить вас в гости на свою волшебную планету «Я все смогу!». Но на мою планету смогут попасть только самые добрые, внимательные и послушные ребята. И эти ребята должны оставить в волшебной книге отпечаток своей ладошки и произнести волшебные слова «Я все смогу!».
Ребята, помните, что эта планета волшебная. А я – ее мудрый и справедливый правитель. На нашей планете есть удивительные страны и города. А какие здесь жители!!! Есть среди них хорошее и плохое настроение, радость, грусть, фантазия и многие другие.
Каждая ваша мысль поселяется на нашей планете и превращается в краску: хорошие и добрые в яркие и красивые, а плохие и грубые в черную. От вас ребята зависит, каких красок будет на нашей планете больше.
Каждая ваша улыбка становиться волшебным цветком, а слезинки превращаются в капельки росы.
Хотите побывать на этой планете?
Тогда в путь!
С уважением и любовью
Ваш Властелин Волшебной
планеты «Я все смогу!»
ЗАНЯТИЕ 2. Я.
Цель: знакомство детей друг с другом, обучение их способам представления себя, снятие эмоционального напряжения.
Материалы: шар «Планета», цветные карандаши, емкость с водой, заготовки цветов.
Ход занятия.
Разминка.
Здравствуйте, ребята! Вы готовы отправиться в путешествие?
( )
Давайте скажем волшебные слова. Кто их помнит?
( )
Все вместе говорим «Я все смогу!»: громко, тише, совсем тихо.
2. Основная часть.
А теперь отправляемся в путешествие. Закрываем глаза, сидим тихо-тихо и представляем то, о чем я буду говорить. Глаза можно открыть только тогда, когда я об этом скажу.
Представьте, ребята, что мы летим на волшебную планету. Посмотрите сколько вокруг звезд! Вот рядом маленькая красная звезда, а за ней желтая. Посмотрите вперед – там целая дорога из звезд. Мы пролетаем по этой звездной дороге и видим за ней нашу волшебную планету. Я считаю до трех и на счет «три» мы открываем глаза и приземляемся на планету.
(Дети открывают глаза.)
Ребята, сегодня мы с вами попали на планету «Я все смогу!» в страну «Я». В этой стране знают каждого из вас. И здесь знают, что все вы разные, интересные, в чем-то похожи, а в чем-то нет. Волшебник приготовил для нас игру «Люблю – не люблю».
Игра «Люблю - не люблю».
Дети по очереди встают в круг и говорят, что они любят, а что нет. Каждый раз, когда ребенок заканчивает говорить, все хором говорят «Молодец!».
Ребята, на этой планете от наших улыбок распускаются волшебные цветы. Давайте подарим такие цветы.
(Детям раздаются заготовки цветов, которые они раскрашивают. Когда цветы будут готовы, лепестки нужно завернуть во внутрь.)
Молодцы, ребята. А теперь эти цветы распустятся на волшебном озере. Кладите свои цветы в воду и говорите при этом наши волшебные слова.
(Дети кладут цветы в воду. Каждый цветок распускается – лепестки раскрываются.)
Ребята, нам пора отправляться домой. Чтобы вернуться назад, скажем громко «Я все смогу!» и хлопнем три раза в ладоши.
3. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 3. СЕМЬЯ.
Цель: формирование представления о понятие «семья»; снятие эмоционального напряжения; диагностика отношения к семье.
Материалы:шар «Планета»; тетради; цветные карандаши.
Ход занятия.
Разминка.
В начале занятия дети произносят традиционные слова «Я все смогу!»: громко, тише и совсем тихо.
Основная часть.
Ребята сегодня нас с вами пригласили в страну Семья. Властелин устраивает выставку рисунков на тему «Моя семья».Давайте тоже поучаствуем в этой выставке и нарисуем свою семью.
Тест «Моя семья».
Дети рисуют рисунки на тему «Моя семья».
Игра «Это моя семья».
Ведущий называет фразы связанные с семьей. Если это касается семьи ребенка, он кричит «это моя семья».
У меня есть старший брат.
У меня есть и брат, и сестра.
Меня любит мама.
У меня есть любимое домашнее животное.
Дедушка живет вместе с нами.
Бабушка живет вместе с нами.
У меня есть младший брат.
У меня есть старшая сестра.
Мой папа часто играет со мной.
Я люблю своих родителей.
У меня дружная семья.
Моя семья самая лучшая на свете.
3. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 4. ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ.
Цель:показать важность хороших отношений в классе, развитие навыков позитивного социального поведения, снятие эмоционального напряжения.
Материалы:шар «Планета», цветные карандаши, заготовки бабочек.
Ход занятия.
Разминка.
Традиционное произношение слов «Я все смогу!».
Основная часть.
Ребята, сегодня мы отправляемся в волшебную страну «Дружба». Как вы думаете, что необходимо, чтобы ваш класс был дружным.
(ответы детей)
Игра «Дружба - это…».
Детям называются качества. Если качество подходит под понятие «Дружба – это…», то необходимо аплодировать, если нет – кричать «У-у-у!».
Искренность;
помощь друг другу;
ложь;
уважение интересов друг друга;
драки;
обзывания;
доброта;
злость;
хорошее настроение;
улыбки;
обиды;
совместные дела.
Совместное рисование.
Ребята, в стране Дружба живут волшебные бабочки. Эти бабочки становятся яркими и красивыми, когда рядом хорошие, дружные отношения. Властелин прислал нам таких бабочек. Только в дороге они побледнели и потеряли свои краски. Давайте дружно возьмемся за дело и вернем бабочкам красоту. Только помните условие: вы все должны делать дружно.
(дети в парах раскрашивают бабочек, ведущий следит за совместной работой)
Молодцы, ребята! Теперь эти бабочки поселятся в вашем классе (приклеиваются на двухсторонний скотч на стены класса).
3. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 5. В МИРЕ ЭМОЦИЙ.
Цель: познакомить детей со способами выражения своих чувств, научить распознавать чужие чувства, снятие эмоционального напряжения.
Материалы: шар «Планета», карточки с изображением различных эмоций (или игра Н.Л. Белопольской «Азбука настроений»), цветные карандаши, рабочие тетради, плакат «Эмоции».
Ход занятия.
Разминка.
Традиционное произношение слов «Я все смогу!».
Основная часть.
- Ребята, сегодня Властелин волшебной планеты пригласил нас в загадочный мир, где живут наши настроения. А какое настроение у вас бывает?
(ответы детей)
Правильно, иногда у нас прекрасное настроение: мы радуемся и улыбаемся. А когда наше настроение плохое, мы начинаем расстраиваться, обижаться, огорчаться и грустить. Все это наши эмоции и они живут на волшебной планете.
Сегодня мы постараемся разобраться: какие же они бывают, как они помогают нам или мешают.
Игра «Азбука настроений».
Ведущий с помощью игры «Азбука настроений» знакомит детей с различными эмоциями. Игра проводится по правилам, которые предлагает автор.
Ребята, вы познакомились с эмоциями. Скажите: какие из этих эмоций хорошие и помогают нам общаться, а какие мешают?
(ответы детей)
Рисование эмоций. Детям предлагается на плакате выбрать изображение эмоций и зарисовать его в своей тетради: в первом столбике нарисовать хорошие эмоции, а во втором те, которые мешают общению.
3. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 6. ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ МЫСЛИ.
Цель:настроить детей на позитивное отношение к окружающему миру, научить их способам саморегуляции, снятие эмоционального напряжения.
Материалы:шар «Планета», ведро для игры, цветные карандаши, тетради.
Ход занятия.
1 .Разминка.
Произношение слов «Я все смогу!».
2. Основная часть.
Ребята, на волшебной планете есть страна, где живут наши мысли: и хорошие, и плохие. От хороших мыслей все расцветает, у жителей страны все получается и появляется хорошее настроение. А вот плохие мысли все только портят: заставляют грустить, привлекают неудачи, а при их появление все становится серым и некрасивым. Властелин запер плохие мысли в сундук, но кто-то открыл этот сундук и, все плохие мысли разлетелись. Давайте поможем справиться жителям планеты с ними. Но сначала нам необходимо понять какие мысли плохие, а какие хорошие.
Игра «Разные мысли».
Ведущий называет разные мысли. Если мысль хорошая и добрая дети аплодируют, а если плохая кричат «У-у-у!». Необходимо каждую мысль после выбора детей обсудить.
Я смелый!
У меня не получиться.
Я не умею.
Я справлюсь!
Я плохой!
Я научусь!
Все будет хорошо!
Я боюсь.
Я хороший!
Все плохо.
Я все смогу!
- Ребята, вам понятно, как отличить плохие мысли от хороших?
Итак, плохие мысли – это те мысли, которые мешают нам, а хорошие – те, которые помогают.
Как же справиться с плохими мыслями?
Игра «Мусорное ведро».
Ребята рисуют в середине тетради свои плохие мысли. Если дети уже умеют писать, то эти мысли нужно и прописать. Необходимо сделать акцент на цветовой гамме. Затем эти листы вырываются, сминаются и выбрасываются в мусорное ведро.
Итак, ребята, мы справились с плохими мыслями.
Властелин благодари вас и желает вам, чтобы в ваших мудрых головах жили только хорошие мысли.
А если плохая мысль все же появится вы можете написать ее на листочке или нарисовать и выбросить в специальный ящик для плохих мыслей около психологического стенда.
3. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 7. ГОРА ДОСТИЖЕНИЙ.
Цель: дать первоначальное представление о понятиях «успех» и «достижения», выработать уверенность в своих силах, снятие эмоционального напряжения, диагностика .
Материалы:шар «Планета», плакат «Гора достижений», тест «», рабочие тетради.
Ход занятия.
Разминка.
Проговариваются слова «Я все смогу!».
2. Основная часть.
Ребята, на прошлом занятие мы с вами говорили о том, что хорошие мысли помогают нам в жизни. Достаточно ли только хороших мыслей, чтобы справляться с заданиями? Чтобы это проверить, Властелин планеты «Я все смогу!» прислал нам задание. Прежде, чем начать выполнять его, скажем наши слова «Я все смогу!».
Тест «Матрицы Равена».
Дети выполняют задание теста.
Ребята, достаточно ли только иметь хорошие мысли при выполнение задания или все таки необходимы еще знания и умения.
(ответы детей)
Да, чтобы добиваться успеха, необходимы правильные мысли, умения и знания. Именно поэтому вы должны хорошо учиться и старательно выполнять домашние задания.
Властелин прислал вам подарок. Это «Гора достижений». Посмотрите внимательно. Здесь написаны ваши имена. Каждый из вас до следующего занятия будет строить свою гору достижений. А в итоге получиться гора достижений вашего класса. Как только вы добьетесь успеха в чем-либо (например, хорошо прочитаете, сделаете отлично домашнее задание, выше всех прыгните на уроке физкультуры и т.д.), учитель или психолог нарисует волшебный камешек на вашей горе. Все ваши достижения поселятся здесь.
Я думаю, что сегодня вы поняли, что нужно для успеха. А это тоже достижение. Поэтому я смело рисую первые камешки на вашей горе.
Игра «Дорога к успеху».
На полу рисуется узкая извилистая линия.
Ребята это дорога к вашим успехам. Эта дорога извилистая, потому, что дорога к успеху не всегда легкая и требует от вас усилий. Каждый из вас сейчас пройдет свои первые шаги к своим успехам. А начнем мы с хороших мыслей и громко скажем «Я все смогу!».
Ведущий первый проходит по дороге к успеху.
Молодцы!
3. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 8. ШКОЛА ЗВЕРЕЙ.
Цель:диагностика эмоционального состояния и степени адаптации к обучению в школе; снятие эмоционального напряжения.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, спокойная музыка.
Ход занятия.
Разминка.
Традиционное произношение слов «Я все смогу!».
Основная часть.
Ребята, сегодня у нас с вами последнее путешествие на волшебную планету. Волшебник очень долго думал, куда нас пригласить. После долгих раздумий, он предлагает нам посетить Волшебную Школу Зверей.
Но, чтобы в эту школу попасть, нам нужно снова использовать свое воображение. Сейчас вы закроете глаза и отправитесь в путешествие.
(На фоне спокойной музыки звучат слова ведущего)
Звезды закружились вокруг нас. Мы летим на нашу Волшебную Планету. Вот она уже появилась вдалеке. Мы все ближе и ближе приближаемся к ней. Мы уже видим ее просторы. Давайте пролетим вокруг нее и полюбуемся еще раз Страной Эмоций, Страной Я, Страной Дружба. А между ними виднеются Дорога к Успеху и Гора Наших Достижений. Заглянем за Гору – здесь нас ждет Волшебник. Это Волшебная Школа. В этой школе мы превратимся в разных зверей. Кем стали вы? Походите по Волшебной Школе, посмотрите, что в ней происходит: какие ученики и учителя, что они делают. Осмотритесь вокруг еще раз и запомните все , что вы увидели.
Нам пора возвращаться в наш класс. Помашите своим друзьям, попрощайтесь с Волшебником и в путь. На счет три мы возвращаемся в свой класс и открываем глаза. Раз, два, три.
Понравилось вам сегодняшнее путешествие? Попробуйте в своих тетрадях нарисовать то, что вы в нем увидели. Нарисуйте Волшебную Школу Зверей, себя в ней. Кем вы были, чем занимались?
Проективный тест «Школа зверей».
3. Рефлексия.
Приложение 2.
Скалина Светлана Юрьевна, педагог –психолог,
Ляховская средняя общеобразовательная школа,
Владимирская область,
Меленковский район, село Ляхи
Экспертная оценка психологического статуса учащихся 1 -5 классов.
Основой для разработки экспертной оценки служила авторская модель Битяновой М.Р. «Организации психологической службы в школе».
Сопровождая ребенка в процессе обучения, психологу необходимо знать особенности, которые существенно влияют на успешность его обучения и развития. Совокупность этих особенностей – психологический статус школьника. Он является ориентиром для построения всей системы психологической работы с ребенком в рамках школьного сопровождения.
В пределах статуса были выделены характеристики, обязательные для выявления и анализа на этапе диагностического минимума. По этим характеристикам отслеживаются особенности обучения, поведения и психического состояния детей. Они составляют основу психолого-педагогической карты школьника.
Психологический статус учащегося содержит следующие характеристики:
- Особенности познавательной сферы: развитие внимания, мышления,
речи, памяти и сформированность учебных навыков.
- Особенности мотивационной и личностной сфер: наличие и характер учебной мотивации, состояние эмоционального состояния, умственная работоспособность и темп учебной деятельности.
- Особенности отношения к миру и самому себе: самооценка, характер взаимоотношений, особенности волевой сферы, адаптация к учебной нагрузке.
В первом классе адаптация к школьной нагрузке изучается дополнительно, поэтому она не входит в экспертную оценку.
Учителя, работающие с детьми, знают их лучше всех. Именно поэтому оценку статусу ученика дают они.
4. Целью экспертной оценки является изучение психологического статуса ребенка на этапе диагностического минимума.
Полученные данные составляют основу психолого-педагогической карты школьника и помогают планировать психологическое сопровождение как целенаправленный, последовательный процесс с четкими целями и задачами.
Возраст детей: от 6 до 11лет.
Материалы: бланки «Экспертная оценка психологического статуса учащихся», бланк ответов, ручка или карандаш.
Для заполнения бланка ответов на один класс отводиться один час. Но учитель может справиться с поставленной задачей и за меньшее количество времени. Это зависит от его индивидуальных особенностей и темпа работы.
Для заполнения бланка ответов учителю дается следующая инструкция:
«Внимательно просмотрите бланк. Слева записаны фамилии и имена учеников. Сверху проставлены цифры. Это порядковый номер утверждения из бланка «Экспертная оценка психологического статуса». Вам необходимо оценить параметры статуса для каждого ребенка и проставить в соответствующей клетке оценку: «+» - высокий уровень развития; «-« - низкий; «\/» - средний. Рекомендация: наиболее удобно оценивать одну характеристику для всех учащихся, затем следующую характеристику также для всех учащихся и т.д. Вывод о соответствии психологическому статусу в графу «заключение» заноситься психологом».
Прежде чем учитель преступит к работе, надо убедиться, что поставленная задача ясна полностью. При необходимости нужно прочитать вместе с учителем бланк с утверждениями и разъяснить все неясные моменты. Но эта необходимость отпадает, если такая работа уже в системе.
Обработка и анализ результатов проводиться психологом. Для наглядности клетки с ответами можно окрасить . Например, средний уровень в зеленый, высокий – в красный, низкий – в синий. Графа «заключение» заполняется психологом. Он анализирует полученные данные и проставляет соответствующую оценку ( +, -, \/ ). Далее на основе экспертной оценки заполняется психолого-педагогическая карта учеников и делается вывод о необходимости более глубокого изучения особенностей развития учащегося.
В первом классе исследование проходит в конце учебного года. Это может быть конец апреля или начало мая. Во втором и третьем классах – в начале второй четверти. В четвертом классе исследование проводится в начале четвертой четверти. В пятом классе исследование проводиться в конце первой четверти. А также, в пятом классе дополнительно изучается адаптация к обучению в среднем звене .
Апробация данного инструментария проводилась на базе Ляховской СОШ с 2002 по 2006 г. Экспертная оценка эффективна и удобна в работе , легко и быстро обрабатывается, дает все необходимые данные на уровне диагностического уровня. В 2005 -2006 уч.г. разработана и введена в работу «Экспертная оценка психологического статуса 6 -11 классов». А также, в 2005-2006уч.г. данный диагностирующий инструментарий ввели в свою работу некоторые психологи Меленковского района.
«Экспертная оценка психологического статуса учеников 1 класса».
Экспертный лист заполняется учителем и воспитателем 1 класса.
Оценки:
«+» - высокий уровень развития;
«-« - низкий ;
«\/» - средний.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА.
1.Способен сосредотачиваться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения.
2.Может распределять свое внимание между разными видами действий.
3.Способен выделить существенные связи, свойства и отношения.
4.Способен обобщать имеющие знания.
5.Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами.
6.Словесно-логическое смысловое запоминание преобладает над наглядно-образным.
7.Развитие повествовательной речи.
8.Понимает требования учителя и старается их выполнять.
9.Выполняет основные требования к письму.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР.
10.Учебная мотивация.
11 Активность на уроке.
12.Умение контролировать свои эмоции.
13.Повышенная тревожность не замечена.
21.Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего дня.
22.Способен работать в одном темпе с классом.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ.
23.Адекватная самооценка.
24.Взаимоотношения с учителями.
24.Взаимоотношения со сверстниками.
25.Волевой самоконтроль.
26.Успеваемость.
Вывод фиксируется в графе «заключение» психологом.
«Экспертная оценка психологического статуса учеников 2,3 классов».
Экспертный лист заполняется учителями 2, 3 классов.
Оценки:
«+» - высокий уровень развития;
«-« - низкий;
«\/» - средний.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА.
1.Способен сосредотачиваться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения.
2.Может распределять свое внимание между разными видами деятельности.
3.Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения.
4.Способен выделить существенные связи и отношения.
5.Способен обобщать имеющиеся знания.
6.Способен к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.
7.Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами.
8.Словесно-логическое смысловое запоминание преобладает над наглядно-образным.
9.Связно выражает свои мысли.
10.Речь громкая отчетливая.
11.Развитие повествовательной речи.
12.Понимает требования учителя и старается их выполнять.
13.Развитие основных учебных навыков.
14.Сформированность внутреннего плана действий.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР.
15.Редко пропускает занятия.
16.Проявляет заинтересованность в хорошей оценке.
17.Достаточно активен на уроке.
18.Перепадов настроения нет.
19.Контролирует свои эмоции.
20.Повышенная тревожность не замечена.
21.Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течении всего учебного дня.
22.Способен работать в одном темпе с классом.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ.
23.Адекватная самооценка.
24.Взаимоотношения с учителями.
25.Взаимоотношения со сверстниками.
26.Волевая регуляция.
27.Адаптация к учебной нагрузке.
28.Успеваемость.
Вывод фиксируется в графе «заключение» психологом.
«Экспертная оценка психологического статуса учеников 4,5 классов».
Экспертный лист заполняется классным руководителем и учителями 4,5 классов.
Оценки:
«+» - высокий уровень развития;
«-« - низкий;
«\/» - средний.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА.
1.Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.
2.Может распределять свое внимание между разными видами деятельности.
3.Может быстро концентрировать свое внимание.
4.Способен к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми понятиями.
5.Хорошо развито абстрактное мышление.
6.Хорошо запоминает абстрактный материал.
7.Полно, системно и точно запоминает и воспроизводит материал (за счет логического осмысления).
8.Владеет сложноподчиненными конструкциями в устной и письменной речи, связное изложение своих идей. Использование доказательств.
9.Грамотный и богатый словарный запас устной речи.
10.Понимает смысл изучаемых понятий, речи, обращенной к нему.
11.Ориентируется на всю систему требований, заданных учебной задачей.
12.Систематизация знаний, перенос учебных навыков.
13.Самостоятельно организует свою деятельность в рамках учебных или иных целей, заданных взрослым.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР.
14.Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.
15.Проявляет интерес к закономерностям, принципам.
16.Предпочитает трудные задачи.
17Перепадов настроения нет.
18.Эмоционально-положительно воспринимает школу, учение, учителей.
19.Эмоционально-положительно воспринимает отношения со сверстниками.
20.Сохраняет учебную активность в течении всего урока.
21.Способен работать в едином темпе с классом.
ОСОБЕНОСТИ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ.
22.Адекватно оценивает себя и свои поступки.
23.Владеет собой в ситуациях требующих сосредоточения, молчания, ограничения.
24.Способность к ответственному поведению, его моральная регуляция.
25.Адаптация к учебной нагрузке.
26.Успеваемость.
Вывод о соответствии статусу заносится в графу «заключение» психологом.
БЛАНК ОТВЕТОВ.
№ вопроса/ Ф.И. ученика |
1 | 2 | И т.д. | Заключение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке
рассмотреть эмоционально-личностные особенности младших школьников; разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке; создать условия для формирова...
презентация "Психологические особенности младших школьников с ОНР"
данная презентация раскрывает особенности развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста с ОНР, особенности познавательной деятельности младших школьников с ОНР...
Публикация на тему "Психологические особенности младшего школьника."
В данной статье рассмотрены особенности развития младших школьников, их отличительные особенности....
Индивидуальные варианты психологической готовности младших школьников
Данный материал поможет выделить уровни готовности ребенка к обучению в школе и спрогнозировать и спланировать направление индивидуального продвижения его подготовке....
Логопедическое сопровождение младших школьников.
В материале консультации для родителей говорится о цели и основных задачах школьного учителя-логопеда, о речевой готовности ребенка к школе. Рассматриваются трудности формирования устной речи, о...
2020 (январь) - Консультация для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников со сложной структурой дефекта»
Консультация для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников со сложной структурой дефекта»...
"Тьюторское сопровождение младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых есть острая потребность в выстраи...
Комментарии
психологическое сопровождение
Спасибо, за то, что поделились своим опытом. Коррекционная программа "Я все смогу" привлекла внимание - не избито и затерто, обязательно использую в своей работе с первоклашками.Удачи и новых творческих успехов!
Спасибо!Очень благодарна за