Проектная деятельность "Родом из Донского края"
проект по природоведению
Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие детской инициативы, свободной творческой личности ребёнка.
В процессе проектной деятельности ребёнок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 44.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Лакедемоновский детский сад "Ивушка"
Неклиновский район Ростовской области
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
в подготовительной группе
на тему:
«Родом из Донского края»
Подготовила воспитатель первой
квалификационной категории:
Гурина Ольга Михайловна
1.Пояснительная записка
Занятие разработано для детей дошкольного возраста (6-7лет), направлено на развитие интереса к истории родного края: к историко-культурным, национальным особенностям; формирование у детей таких черт характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
История Донского края неразрывно связана с казачеством. Поэтому, знакомя детей с прошлым родной земли, акцент сделан на приобщение к быту и традициям казачьего народа, своей малой Родины.
Предполагается активное участие детей, родителей и по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
Анкетирование родителей и беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний об истории, быте, традициях Донского края, жизни и деятельности казаков, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому я решила разработать и реализовать этот проект.
Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель занятия.
Разнообразие оборудования и материалов, использованных мною на занятии, позволило сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.
1.1.Тематическое направление
Тематическое направление методической разработки образовательного мероприятия - патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
1.2.Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Конспект НОД (региональный компонент)"Родом из Донского края"
В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания:
- одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является «воспитание, с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666);
- в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
- в содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155)
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Изучение истории родного края ставит перед нами вопрос об изучении быта донских казаков. Поскольку быт является наиболее понятной и доступной частью истории для большинства людей. Ведь через понимание простых бытовых вещей обычных людей можно прийти к пониманию образа жизни этих людей, их ценностей и даже увидеть, как мы связаны с ними. Становится понятнее окружающий нас мир.
Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь.
Дети - это будущее нашей малой Родины, и они должны знать историю, культуру и традиции Донских казаков. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. В связи с этим, была выбрана тема для занятия: «Родом из Донского края»
1.3.Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста)
Занятие разработано для детей дошкольного возраста (6-7лет)
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Занятие составлено с использованием информационно - коммуникативных технологий, что обеспечивает полноту зрительного восприятия, позволяет, используя образцы, выполнить мастер - класс по изготовлению казака из бумаги.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества;
Задачи:
- создать условия для ознакомления детей с культурой и бытом донских казаков;
- привлечь внимание детей и родителей к изучению истории Донского края, с его обычаями и традициями;
- способствовать обогащению словарного запаса казачьими словами и выражениями;
- развивать творческий потенциал дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, игровой деятельности.
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям.
Планируемые результаты
- Создание партнерского взаимодействия детского сада и семьи.
- Расширение представления детей об истории и жизни донских казаков.
- Систематизация материала по реализации содержания регионального компонента.
1.6.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения занятия: непосредственно - образовательная деятельность (фронтальная), индивидуальный подход при изготовлении казака.
1.7. Педагогическая технология, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов использовались элементы прикладной технологии,формы группового взаимодействия,ИКТ - технология,здоровьесберегающая.
Методы:словесные,наглядные,практические,игровые.
Методические приемы: беседа - диалог, показ презентации, рассматривание и изготовление из бумаги куклы - казака, продуктивная деятельность детей,моделирование, анализ, подведение итогов.
1.8.Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Интерактивная доска, презентация, образцы изготовления казака из бумаги, цветная и белая бумага, ножницы, клей ПВА, степлер, фломастеры или цветные карандаши,муз.сопровождение, две "лошадки", заготовки для моделирования донского пейзажа,эмблемы, записи с песнями.
Интернет-Ресурсы
http://doshkolnik.ru/patriotizm/6944.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog49331/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-starshih-doshkolnikov-na-temu-krai-donskoi-kazachii-krai.html
http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/product/lepbuk-byt-donskix-kazakov
zanyatie-s-prezentaciey-apchehov-podgotovitelnaya-gruppa-2559643.html
https/educontest.net/ru/2575514/проект - история-донского-края-народны/
1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов ДОУ
Занятие может быть полезно практическим педагогам дошкольных образовательных учреждений всех видов. Особенностью данного занятия является не только приобщение воспитанников к культуре донских казаков, донского края, но и создание ситуации успеха для каждого воспитанника в процессе продуктивной деятельности.
2.Основная часть
2.1.Описание подготовки воспитательного мероприятия
Предварительная работа с воспитанниками:
- Беседы, компьютерные мини - презентации, показы фрагментов фильмов о природе России, о традициях русского народа;
- выставки по ознакомлению с животным и растительным миром Донского края;
- ознакомление с символикой области ;
- разучивание индивидуальных стихов о Доне и о Донском крае;
- подбор стихотворений, загадок, песен, поговорок, пословиц;
- пополнение предметно - развивающей среды за счет привлечения родителей.
2.2 Описание подготовки образовательного мероприятия
Эмоциональный настрой
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
- Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие..
Ребята, присаживайтесь, устраивайтесь удобно.
Слайд "Карта Ростовской области"
(Рассматривание с детьми карты Ростовской области)
- Ребята, скажите, а что это за кружочки, линии, пятна на карте? (города, реки, моря)
- Назовите города Ростовской области.(Новочеркасск, Таганрог, Азов и т.д.)
- Кто знает, как называется главный город нашей области? (Ростов - на Дону)
- Почему так город называется? (Стоит на реке Дон)
- Река Дон самая крупная в Ростовской области, ее длина 1870 км. Она широкая, тянется по всей нашей области. По берегам Дона расположены станицы, деревни, сёла, города.
Слайд «Река Дон» (Песня "Донская сторона")
Посмотрите, дети, на карте река Дон – самая большая река, обозначена широкой лентой.
- Ребята, у Ростовской области есть и другое название. А вы знаете какое? Так как река Дон – одна из главных рек Ростовской области, зовут наш край – Донщина, родимая сторонушка.
Борис Куликов - донской поэт, так и назвал свое стихотворение "Донщина" Послушайте отрывок из этого произведения.
(Ребенок читает выразительно стихотворение)
Родная степь…
Бескрайние покосы.
Кузнечики куют, как ковыли,
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чём – то ковыли.
Вдыхаю полной грудью терпкий запах,
И радостно кружится голова!
Бреду за солнцем по траве на запад,
Шепчу земле хорошие слова.
Поля мои, сады мои зелёные,
Мой тихий Дон, озёра, как моря…
Моя Донщина, солнцем прокалённая,
Ты, сердце, ты - кровинушка моя.
Вы знаете, ребята, красота нашего края затронула душу великого поэта – А.С. Пушкина, который бывал на Дону проездом. Когда поэт был в Таганроге, расположенном на берегу Азовского моря, поэт долго бродил по улицам города, внимательно все рассматривал. Пушкина всегда интересовала старина. И говорят, что именно на берегу Таганрогского залива он увидел сказочное лукоморье: "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том"
Но больше всего А.С. Пушкину понравилась река Дон, поэт написал такое стихотворение:
Блеща средь полей широких
Вот он льется! Здравствуй Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон...
2.Основная часть.
А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру « Продолжи, предложение».
- Наша страна называется …..( Россия).
- Наша страна очень большая. В ней много озёр, рек ……..( гор, лесов, морей).
- Люди, которые живут в нашей стране, называются ……( россияне).
- Нашего Президента зовут ……(В. В. Путин ).
Столица нашей Родины – город…..(Москва)
Город, рядом с которым мы живём, называется…(Таганрог)
Область, в которой мы живём, называется…(Ростовская)
Ребенок
Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
А кто знает, как называется край, в котором мы живём? (Донской край)
Ребята, скажите как называли жителей Донского края ?(казаки)
Ростовская область находится на Донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. Поэтому мы сегодня поговорим о том, как у нас было на Дону, как жили казаки в старину.
Начнём же наше путешествие.
Ростовская область, край Донской - это наша с вами малая Родина. Если ты родился и вырос на Дону, отсюда начал свою жизнь, ты никогда не перестанешь любить и гордиться этим необъятным краем.
Богдан:
Любимый край степной...
Любимый край Донской.
И луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной.
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя!
В родной степи шумят моря и реки,
Цветут сады, колышутся поля.
Очаровала ты меня навеки
Моя Донщина, Родина моя!
Как видите, всё в нашем краю связано с Доном.
Дух старины казачьей все весомей
Напоминает в жизни о себе.
И каждый ищет пращурские корни,
Что силы придают тебе и мне..
Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке - Дону. Самый любимый и уважаемый герой казачьей песни - Тихий Дон - символ вольной жизни, батюшка - кормилец. Дон давал и сейчас даёт своим поселенцам всё: еду, питье, жилье.
Дон называли в казачьих сказаниях и песнях «Ивановичем». Послушайте одну из сказок, что сочиняли казаки про Дон.
Было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого Дон. Шат был старше, сильнее, Дон, меньшой сын, послабее. Поначалу они жили дружно, но подрастали, и пришло время расставаться. Вывел их отец за околицу, велел его слушать и дорогу каждому указал. Только Шат отца не послушался, стал искать тропки полегче, с пути сбился, да и заблудился в болотах. А Дон шел туда, куда отец указал и всю Россию прошел, стал знатен да славен.
Писатели и поэты в своих произведениях также прославляли реку Дон.
Дети читают отрывки из стихотворений.
Вероника:
Ой, ты, Дон, ты наша Родина
Вековечный богатырь.
Дон ты вольный и раздольный,
Разлился и вдаль, и вширь.
Про тебя, Дон, вспоминали
Наши деды и отцы.
Про твои станицы вольны,
Про любимый край родной.
Илья:
Ой, да ты широкий и глубокий
Величавый Тихий Дон,
Край казачий, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон!
Ты не только тихий, плавный
И широк, среди всех рек.
Дон привольный, необъятный
Дон наш – батюшка навек.
Даша:
Степью вольной и равнинами,
Вьётся, льётся Тихий Дон
Полон сказками, былинами
Многолетний его сон.
Славен Дон наш атаманами,
Славен конницей лихой,
И казачками румяными,
И легендой боевой.
Слайд «Степь»
- Степь - как много в этом слове музыки, поэзии, истории. Много лет тому назад, на сотни вёрст, вдоль и поперёк тянулась бескрайняя равнинная степь. Подует ветер и заколышется «море» ковыля, да и в небе прокричит дикая птица, да пронесётся табун диких лошадей. «Дикое поле» - так назывался наш Донской край. Вот на этой земле и появились первые постоянные поселения донских казаков. Заговорила степь, наполнилась птичьим щебетом, ржанием лошадей, детскими голосами, стали образовываться и заселятся станицы. «Земля Донская - мать родная» - так, гласит народная мудрость.
А сейчас мы с вами отгадаем загадки
Донские казачьи стихи - загадки
Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
Между делом, тары - бары,
Носит батька … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.
/шашка, сабля/
Физминутка
Жура - жура - журавель! (дети бегут по кругу, размахивая руками (крыльями)
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил, (ходьба с высоким подниманием колен)
Крылья, ноги натрудил. (остановиться)
Мы спросили журавля:
– “Где же лучшая земля?” (развести руки в стороны, пожимая плечами)
Отвечал он, пролетая
– “Лучше нет родного края!” (дети бегут по кругу, размахивая руками(крыльями)
Слайд «Казаки»
- Продолжим наше путешествие.
Казаки были люди вольные и свободолюбивые, честные и справедливые. Главная задача казаков – оберегать границы государства, ведь слово «казак» означает «защитник», «воин». Во главе войска находился войсковой наказной атаман.
Слайд «Атаман»
Слайд «Казачий Круг»
Все жизненные вопросы казаки решали все вместе, сообща, собираясь на большой казачий Круг. Там казаки принимали важные решения, связанные с выбором атамана, сборы в поход и на войну, решение земельных и иных вопросов, связанных с личной и общественной жизнью. Одобряя какое-либо решение на Кругу, казаки кричали громко и дружно: «Любо».
А, вам «любо» наше путешествие? (Любо)
«Ловишка в кругу».
Задачи: развивать внимание , память ловкость.
Ход игры: На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.
В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».
Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».
Каждое государство имеет свои символы.
Слайд. «Флаг и знамя»
- Посмотрите на флаг казачьего общества. Флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины . Синего цвета – цвета чистого неба и чистой воды, жёлтого – цвета степи, красного – цвета крови, отваги, храбрости. А указом президента Российской Федерации в 2010 году было официально учреждено знамя войскового казачьего общества «Всевеликого войско Донского», на котором изображен герб.
Что изображено на гербе? (Бегущий олень раненый стрелой. Казаки считали себя такими же сильными, свободными как олень, никогда не сдавшимися врагу живыми).
Ребенок
Гербов немало есть на свете.
Но ты, наш раненый олень, Напомнил, что твои мы дети
Пронзён стрелой наш прошлый день.
Да, нам досталась доля злая,
Стрела в нас накрепко вошла,
Но, даже мучась и страдая, В свои мы верили дела .
Слайд «Печать»
На печати также изображен олень, раненый стрелой.
Главной и основной обязанностью казака — была защита своего Отечества. Казаки, верой и правдой служили царю и должны были защищать границы России. 25 лет они проводили в седле, участвуя в боях и походах. Каждому казаку для несения службы нужен был боевой конь, шашка.
Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.
Слайд «Оружие»
Слайд «Казак на лошади»
Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания (джигитовка).
- Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Мальчиков – казачат в три года начинали обучать верховой езде и военному делу. Пятилетний казачонок уезжал с отцом на охоту, покос, рыбную ловлю и там помогал уже всерьез. С весны до осени казачата, жили в степи со стариками: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат ежедневно учили стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках.
Казаки устраивали состязания, на которых определялся победитель.
- Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.
Народная забава «Всадники»
- Оседлайте коней, казаки! (мальчики выходят, берут коней, садятся верхом).
- Вот вам в руки по сабле. (На определённом расстоянии кладёт на пол по папахе).
- А девочки, с помощью игры на ложках будут изображать нам цокот копыт ваших лошадей (показывает девочкам, пробует с ними, девочки начинают отстукивать ритм вместе с педагогом).
- Спасибо, казачки. Как только девочки вместе со мной начинают отстукивать ритм, мальчики — участники, скачут на своих лошадках и на скаку стараются саблей поднять папаху. Понятно?
- Итак, начали! (игра проводится 2-3 раза).
-Молодцы ребята, настоящие казаки, да казачки, такие же ловкие и умелые.
Присаживайтесь на свои места.
- Однако казаки умели не только воевать. Поселившись на землях «дикого поля», они быстро научились строить жилые дома и содержать скот. Кроме того, они ловили рыбу сетями, пахали землю и разводили сады.
Я, предлагаю вам продолжить наше путешествие в прошлое. Давайте посмотрим, где и как жили наши с вами предки.
Слайд «Курень»
Жили они в избе, которая называлась курень. На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом. Позднее стали строить двухэтажные курени. Их строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила. Первый этаж в них хозяйственный, второй – жилой.
Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону - галерее.
Слайд «Убранство комнат»
Горница всегда выглядела очень красиво и торжественно. Самым главным в горнице был красный угол, где располагались иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками.
Также стояла горка с праздничной посудой, «комоды» где хранилось бельё, стол застеленный скатертью, стулья, на стене висело зеркало, часы, семейные фотографии. У глухой стены размещали кровать. Напротив горницы комнатка - кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне - хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.
Вот как в основном жили казаки.
Слайд «Старинная одежда казаков»
- А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.
- Старинный наряд низовых казачек сочетал в себе элементы русского, турецкого и татарского костюма. Сходство с турецким костюмом ему придавало наличие штанов из атласа, а также длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья - из парчи, а подол - из полотна. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки.
- Затем казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять.
- У казаков длинный слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.
3.Практическая работа детей.
(Во время работы звучат спокойные песни из репертуара Донского казачьего хора.)
Сейчас мы с вами сделаем "Казака".
Мастер – класс по изготовлению поделки "Казак из бумаги"
Для работы нужны цветная и белая бумага, ножницы, клей ПВА, степлер, фломастеры или цветные карандаши.
1. 1/2 листа А4 синего цвета соединить с полоской бумаги красного цвета с помощью клея. Сложить гармошкой - это штаны.
2. 1/4 листа А4 белого цвета сложить гармошкой по горизонтали. И 1/4 листа белого цвета сложить гармошкой по вертикали. Соединить детали степпером - это рубашка.
3. Вырезать из бежевой бумаги «голову, руки». Из синей бумаги вырезать «фуражку». Из красной полоски «околыш». С помощью клея ПВА соединить голову, фуражку, руки. Нарисовать глаза, рот, нос.
4. Вырезать «сапоги» из чёрной бумаги и соединить их со штанами. Штаны соединить с рубашкой с помощью степлера.
Дети выполнят такую поделку своими руками, принесут её домой. И ещё долго не забудут атмосферу , проникнутся к культуре и традициям Донского края.
Анализ работ.
- Ребята, давайте вспомним какие вы знаете пословицы и поговорки о казаках.
Дети:
Казак родился – Отчизне пригодился.
Терпи, казак, – атаманом будешь.
Казачье братство – милее богатства.
Казак в беде не плачет.
Казаку честь – родину беречь.
Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете пословицы про казаков.
Продолжим наше путешествие в преданья старины глубокой.
В суровой жизни казачества находилось место и отдыху. В короткие мирные периоды, которые всё же случались на Дону, отдых занимал немалую часть времени.
И тогда Дон гулял: то не гуси гогочут, а удалые молодцы веселятся. Так гутарили (говорили) казаки. А приветствовали они друг друга так: «Здорово дневали казаки и казачки! » и получали ответ: «Слава Богу»!
В часы отдыха, в праздники собирались казаки и казачки, вместе с детьми на посиделки.
Вот здесь и узнавали казачата о дальних походах, чужих странах, о войне, о казачьей отваге и свободолюбии. Молодые казаки играли в шахматы, шашки, устраивали разные состязания: «кулачные бои», «фехтование на шашках», «борьба на ломку», «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на пиках».
Молодые казачки любили петь песни и под эти напевы плясали. Пляска была похожа на русскую. Здесь казачата учились петь и танцевать. И сейчас Дон славиться своими песнями и плясками.
Песня "Пчелка златая"(исполняют дети)
Сейчас мы с вами проверим как вы знаете свой родной край.
1.Как называется наша область? (Ростовская)
2.Назовите самую крупную реку нашей области? (Дон)
3.Как называется край, в котором мы с вами живем? (Донской)
4.Как называют жителей Донского края? (казаки)
5.Как называется дом казака? (курень)
6. А забор вокруг дома? (плетень)
7. Кто из домашних животных считался другом казака? (конь)
8. Какое растение называют "шелковой травой"? (ковыль)
9. Какие растения на Верхнем Дону называют "лазориками"? (степной тюльпан Шренка)
10.Это самое могучее дерево Донского края.Живет сотни лет,служит символом могущества и долголетия. Что это за дерево?(дуб)
- Ребята, интересно жили казаки?
- Казаки любили свой Донской край, почитали предков, воевали, пахали, сеяли, любили петь, плясать, играть.
Сегодня, мы с вами узнали о Донском крае, о его просторах, о людях, души которых — бескрайние как сама степь и щедры как матушка земля.
- Давайте, на этом полотне изобразим донской пейзаж: яркое солнце, голубое небо, бескрайнюю степь, ковыль, птиц, лошадей. Я приготовила заготовки, подходите, рассмотрите детали и подумайте: куда, какую деталь наклеить.
На фоне спокойной казачьей песни «Разродимая моя сторонка», дети составляют общую картину.
- Какая чудесная у нас получилась картина. Она станет украшением нашей группы.
4. Заключительная часть. Итог занятия.Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше путешествие в преданья старины глубокой.
- О чем говорили мы сегодня на нашем занятии?
- Что особенно вам понравилось из рассказа о Донском крае?(ответы детей)
Мы доказали сегодня, что традиции донского казачества не умирают, а передаются из поколения в поколение. И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки, не исчезнут с этой земли.
За отличную работу на занятии, я вам приготовила вот такие медали.
(На фоне казачьей песни «Донцы – молодцы» раздаю медали).
Дон широкий, Дон любимый,
Урожайный, вольный край!
Богатей, наш Дон родимый,
Алым цветом расцветай!
Мы живём в краю свободном,
Расцвела кругом земля!
Дон - красавец полноводный,
Напоил наши поля.
Знайте, ребята и помните - ваши родители, дедушки и бабушки являются носителями родовой памяти. Спешите узнать кто вы, где ваши корни. А пока у нас с вами есть одно общее, что нас объединяет и роднит.
Все мы родом из ….
Все: Донского края!!!
Приложение3
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Без прошлого нет будущего.
Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. Начиная эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умения слушать, развитие памяти, познавательного интереса.
Забирая детей из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, какие были занятия, о чем говорили, что нового узнали и что делали дети. Ведь мощным фактором воспитания является доброжелательное, неравнодушное общение между родителем и ребенком, беседы, рассказы, совместные чтения. Гуляя с детьми по городу, в садах, парках, обращайте внимание на красоту города, на красоту его архитектуры, новые многоэтажные дома, красивые отреставрированные старинные здания. Сравните старое и новое, отметьте достоинства каждого. Город наш украшают зеленые парки, цветущие клумбы, много деревьев, красивых газонов. Обратите на это внимание своих детей. Придя домой, попросите ребенка запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать то, что понравилось, запомнилось. Принесите эти рисунки в детский сад, покажите, как гордитесь достижениями своего ребенка.
Закрепляйте знания детей о Донском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из ваших уст и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Во время праздников привлекайте детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов вашей семьи, родственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе.
Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Предания на Дону к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни донских казаков. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История Донского края
Данный материал можно использовать для урока истории или классного часа....
Тематическое планирование элективного курса"Экология Донского края"
Наша школа имеет статус казачьей. Для изучения природы родного края был введен этот курс. В нем изучаются растения и животные родного края , где мы живем. В планирование включены темы изуч...
Легенды о растениях Донского края
Чтобы рассказать детям о самых обычных растениях нашей малой Родины, я собрала из разных источников стихи, сказки и легенды о них. Это позволяет сделать уроки биологии более интересными, привить...
Донской край-твоя малая Родина.
Презентация к уроку истории Донского края для 5 класса....
Рабочая программа по истории Донского края
Рабочая программа по истории Донского края для 5 класса. Расчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю....
Программа курса « История Донского края в лицах»
Главная цель курса состоит в ознакомлении учащихся с жизнью и деятельностью наиболее выдающихся деятелей Дона. Реализация данной цели даёт возможность воспиты...
Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества
Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...