"Светлый ручеёк"
методическая разработка по природоведению
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Светлый ручеёк»
(по обучению экологической грамотности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_svetlyy_rucheyok_2.docx | 193.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Светлый ручеёк»
(по обучению экологической грамотности)
Автор-составитель: Абрамова Л.А.,
педагог-организатор МБУДО
«ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
Рассмотрено
и рекомендовано к использованию
методическим советом МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
Протокол№ _____ от ______ 2022г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
Д.Ф. Максимчик
Приказ№ ____ от ______ 2022г.
Юргинский городской округ
2022
Автор-составитель: Абрамова Лариса Анатольевна, педагог-организатор МБУДО «Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»
Данная методическая разработка «Светлый ручеёк» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой по обучению экологической грамотности, для детей младшего и среднего возраста. Методическая разработка адресована педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования для работы педагогического взаимодействия с учащимися в образовательно-воспитательных целях.
Содержание
- Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка……………………………………………….3
- Цели и задачи………………………………………………………….6
- Содержание программы……………………………………………....8
Учебно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
- Планируемые результаты освоения программы……………………11
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарно-тематический график…………………………………...12
- Условия реализации программы……………………………………..14
- Формы контроля……………………………………………………….14
- Оценочные материалы………………………………………………...14
- Образовательные и учебные форматы……………………………….15
Список литературы. Электронные ресурсы……………………………....17
3
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа « Светлый ручеёк» по обучению экологической грамотности имеет естественнонаучную направленность, общим объемом 16 часов рассчитана на 1 год обучения. Программа предназначена для обучающихся младших классов. Занятия проводятся в игровой форме, что способствует активному вовлечению всех участников образовательного процесса в тему, а также эффективному усвоению материала, активной мотивации к приобщению к исследовательской деятельности.
Слово «экология» образовано от греческого «ойкос» (дом) и «логос» (знание, наука). Буквально экология является наукой о доме, в котором мы живем.
Экологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию информационно-экологического общества. Становится общепризнанным, что в модели образования 21 столетия знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут принизывать всю систему образования.
Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, нацелено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.
Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения обучащихся
4
в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.
Программа «Светлый ручеёк» составлена в соответствии с нормативными и правовыми документами
- «Об образовании в Российской Федерации»: «Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ:[принят Госсударственной Думой 21.12.2012г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012];
- Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014№1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018№196;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242;
- Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025: Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2020 года №2945-р;
- Закон «Об образовании в кемеровской области» от 05.07.2013 №86-ОЗ [принят Советом народных депутатов Кемеровской области 03.07.2013]$
- Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области: приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.05.2019г. №740;
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ [ред. от 13.07.2015] «Об охране окружающей среды» [с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016];
- Устав МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»:[принят постановлением администрации города Юрги от 11.02.2019 №123]
5
Актуальность программы определяется возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования; нереализованным потенциалом УОДО в формировании экологической культуры обучающихся. Данный курс поможет почувствовать уязвимость природы и человека в ней и найти ответ, как сделать в своей практической жизни все возможное для того, чтобы шире распространялось бережное отношение к природе и человек жил в гармонии с окружающим миром. Для того чтобы понять место человека в природе, познать принципы взаимодействия человека и окружающей среды, необходимы знания о природе Земли, её прошлом, настоящем, прогнозируемом будущем, об основных закономерностях природных процессов, об истории взаимодействия человека с природой.
Отличительные особенности программы: программа представляет собой многопредметную систему экологического образования, она включает в себя разнообразные направления экологии: фенологическое, ботаническое, зоологическое, краеведческое, валеологическое и др.
Программа «Светлый ручеёк» предназначена для работы с учащимися, возраст от 8 до 12 лет. Состав групп смешанный.
Режим занятий
Срок реализации программы | Общее количество часов | Количество часов за учебный год | Количество занятий в месяц | Продолжительность занятий |
Октябрь-май | 16 | 16 | 2 | 1 час |
6
1.2.Цели и задачи
Цель программы - повышение уровня экологической культуры обучающихся, состоящей в умении компетентно анализировать экологическую ситуацию вокруг себя, в осознании личной ответственности за сохранность окружающего мира во всей его ценности и гармонии, понимании механизмов взаимодействия организма человека с окружающей средой
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование знаний о современной экологической картине мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой;
- раскрытие оптимального варианта решения в проблеме взаимодействия природы и общества;
- формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
-формирование умения оценивать состояние окружающей среды, восстанавливать (где это можно) утраченное равновесие природы;
- обучение основным методам сбора и обработки научного материала;
- освоение приемов представления научного материала;
- формирование навыков исследований природных объектов.
Воспитательные:
- воспитание нравственного восприятия природы;
-побуждение к действиям, направленное на бережное отношение к окружающему миру;
- понимание ответственности человечества и каждого человека за будущее;
- формирование общей культуры личности, потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем;
-воспитание бережного отношения к природе.
7
Развивающие:
- развитие творческого потенциала обучающегося;
-развитие познавательной, творческой и общественной активности обучающихся;
- развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;
- развитие коммуникации, поиска информации, его анализа и применение в практической деятельности по выявлению и решению проблем окружающей среды и содействия устойчивому развитию местных сообществ.
- развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира.
8
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план программы «Светлый ручеёк»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||||
всег о | теори я | практи ка | |||||
Раздел1. Наш дом земля | |||||||
1.1. | Что такое экология? | 1 | 0,5 | 0,5 | анализ творческой работы | ||
1.2. | История цивилизации. | 1 | 0,5 | 0,5 | анализ творческой работы | ||
1.3. | Живая планета земля | 2 | 1 | 1 | анализ творческой работы | ||
1.4. | Ресурсы земли | 1 | 0,5 | 0,5 | анализ творческой работы | ||
Раздел 2. Воздух и вода | |||||||
2.1. | Вода источник жизни | 2 | 1 | 1 | анализ творческой работы | ||
2.2. | Среда и мусор | 1 | 0,5 | 0,5 | анализ творческой работы | ||
2.3. | Воздух невидимка | 1 | 0,5 | 0,5 | анализ творческой работы | ||
Раздел 3. Природа родного края | |||||||
3.1. | По страницам Красной книги Кузбасса | 2 | 1 | 1 | анализ творческой работы | ||
3.2. | Эко-экскурсия | 2 | 1 | 1 | анализ творческой работы | ||
3.3. | Человек и экология | 1 | 0,5 | 0,5 | анализ творческой работы | ||
4.4. | Будь человеком, человек | 2 | - | 2 | анализ защиты проектных работ | ||
Итого: | 16 | 7 | 9 |
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Наш дом земля (5 часов)
Тема 1.1. Что такое экология
Теория: Земля – наш общий дом. Понятие экология. Мир вокруг нас. Практика: изготовление аппликации «Наш дом земля».
Формы контроля: анализ творческой работы.
Тема 1.2. История цивилизации.
Теория: Роль человека в изменении биоразнообразия планеты.
Практика: викторина «Путешествие по планете земля».
Формы контроля: анализ творческой работы.
Тема 1.3. Живая планета земля.
Теория: Взаимосвязи живых организмов в экосистемах
Практика: Дидактическая игра «Экологическая ромашка», викторина «В мире живого».
Формы контроля: анализ творческой работы.
Тема 1.4. Ресурсы земли.
Теория: Виды ресурсов и их использование в истории человечества.
Практика: игра: «Поле чудес»
Формы контроля: анализ творческой работы.
Раздел 2. Воздух и вода (4 часа)
10
Тема 2.1. Вода источник жизни
Теория: Н2О
Практика: Игра-исследование «Что мы знаем о воде?», игровой турнир «Вода не мутит ума»
Формы контроля: анализ игры.
Тема 2.1. Среда и мусор.
Теория: Исследование кострищ и свалок на водосборном бассейне реки Томь»
Практика: викторина «Очисть землю от мусора», игра «Устами детей»
Формы контроля: анализ творческой работы.
Раздел 3. Природа родного края (7 часов).
Тема 3.1. По страницам Красной книги Кузбасса.
Теория: Их надо сберечь
Практика: ролевая игра: «Животные», «Пожар», «Следопыт».
Формы контроля: устный опрос.
Тема 3.2. Эко-экскурсия.
Теория: Путешествие по родному краю.
Практика: Экскурсия в лес, ролевая игра: «Где родился, там и пригодился», «В сказочном лесу»
Формы контроля: анализ творческой работы
Тема 3.3. Человек и экология.
Теория: Влияния деятельности человека на окружающую среду.
Практика: создание агит-плаката «Берегите землю!»
Формы контроля: анализ творческой работы
Тема 3.4.Будь человеком, человек.
Теория: Мой личный вклад в ЭКО систему
Практика: защита проектов.
Формы контроля: анализ защиты проектной работы.
11
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
По окончанию курса программы «Светлый ручеёк» учащимися будут сформированы предметные, метапредметные и личностные результаты.
Предметные:
- положительная динамика в овладении учащимися знаний об организации экологических и массовых игр;
- овладение навыками учащихся органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах, оправдывать заданную ситуацию, импровизировать.
- расширение кругозора знаний учащихся об окружающем мире, экологии родного края.
Метапредметные:
- положительная динамика в формировании экологического мировоззрения учащихся, основанного на представлении единства человека и природы;
- улучшение индивидуальных творческих способностей учащихся, речи, мыслительной деятельности, образного мышления и художественно - эстетического вкуса;
- положительная динамика в овладении сценической пластикой (укреплении мышц, подвижности тела, координации движений);
Личностные:
- улучшение культуры поведения, общения, межличностных отношений в коллективе учащихся;
- улучшение самодисциплины, умении организовать себя и свое время;
- положительная динамика в воспитании бережного отношения к природе.
12
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарно-тематический график
№ | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата проведения | Место проведения | Форма проведения | Форма контроля |
1. Наш дом земля (5ч) | ||||||
1.1. | Что такое экология? | 1 | Лекция, беседа | анализ творческой работы | ||
1.2. | История цивилизации | 1 | Конкурс | анализ творческой работы | ||
1.3. | Живая планета земля | 2 | Лекция. Конкурс | анализ творческой работы | ||
1.4. | Ресурсы земли | 1 | Лекция, беседа | анализ творческой работы | ||
| ||||||
2.1. | Вода источник жизни | 2 | Конкурс | анализ творческой работы | ||
2.2. | Среда и мусор | 1 | Конкурс | анализ творческой работы | ||
2.3. | Воздух невидимка | 1 | Конкурс | анализ творческой работы | ||
| ||||||
3.1. | По страницам Красной книги Кузбасса | 2 | Лекция, беседа | Опрос | ||
3.2. | Эко-экскурсия | 2 | Экскурсия | анализ творческой работы | ||
3.3 | Человек и экология | 1 | Конкурс | анализ творческой работы | ||
3.4. | Будь человеком, человек | 2 | Проект | защиты проектной работы. |
14
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
Общеобразовательная, общеразвивающая программа «Светлый ручеёк» может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее условий обеспечения:
1. Ресурсное обеспечение:
Просторное проветриваемое помещение, кабинет, столы и стулья для учащихся, освещение согласно санитарно- техническим нормам. Комната должна соответствовать противопожарным нормам, нормам охраны труда.
2.Материально-техническое обеспечение:
- учебно-демонстрационное оборудование (мультимедийное оборудование, наглядные пособия, плакаты);
- медиатека (фото-, аудио- и видеоматериалы);
- альбомы для рисования на каждого учащегося;
- простые карандаши;
- коробка цветных карандашей и красок на каждого учащегося;
- ластики;
- ножницы;
- клей для бумаги;
- цветная бумага на каждого учащегося.
- Формы контроля
Формы определения результативности освоения программы: результаты участия в акциях, конкурсах, соревнованиях, защита творческих работ.
- Оценочные материалы
Показателем реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является её результативность.
15
Результатами общеобразовательной общеразвивающей программы «Светлый ручеёк» являются, в частности: освоенные умения, усвоенные знания, устойчивый интерес к деятельности объединения со стороны учащихся и общественности, призовые места на мероприятиях различного уровня.
Результаты фиксируются и предъявляются в следующих формах: аналитическая справка, отчёт-анализ, протоколы конкурсов, приказы и справки, фото- и видеоотчёты, ведение портфолио.
- Образовательные и учебные форматы
В ходе образовательного процесса преобладает групповая, индивидуально-групповая форма работы.
При реализации программы используются следующие методы:
Методы обучения:
- словесные методы-рассказ, беседа, дискуссия, опрос, объяснение;
- метод показа -демонстрация изучаемых действий;
- наглядные методы-демонстрация фото- и видеоматериалов, наглядных пособий, работа со схемами, планами.
Методы воспитания:
- метод убеждения -разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, просьба;
- метод упражнения -систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление изученных знаний, умений и навыков;
- метод состязательности -поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действительности полученных знаний и умений;
- метод самореализации, самоуправления -участие в творческих программах, мероприятиях, работа с младшими членами объединения.
Учебно- методические материалы, обеспечивающие реализацию программы:
16
- Образовательная программа
- Календарно-тематический план занятий.
- Комплект планов конспектов учебных занятий
- Оценочные средства освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
- Учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература.
17
Список литературы. Электронные ресурсы
- Бобылева, Л. Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников // / Дошкольное воспитание. 2005.- 10 – 15 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / М., - Просвещение, 1991. - 321c
- Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга // Москва: АСТ, 2009. – 245с.
- Воробьев, А.Е., Дьяченко В.В., Вильчинская О.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты [Текст] / А.Е. Воробьев, В.В. Дьяченко, О.В. Вильчинская, А.В. Корчагина-Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
- Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Кемеровской области». Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кемеровской области. — Кемерово: Издательский дом «Азия». 1996-2009.
- Денисова Л.В., Белоусова Л. С. Редкие и исчезающие растения СССР. – М.,1974. – 152с.
- Ключевые ботанические территории Кемеровской области / Т.Е. Буко, С.А. Шереметова, А.Н. Куприянов и др.; - Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2009. – 112с.
- Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. — Кемерово, 2000. — 280с.
- Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. Кемерово, 2000. – 244с.
- Красная книга Российской федерации. – М., 2001.
- Могильнер А.А. Что мы можем: опыт работы детских экологических объединений. – М., 2006. – 32с
18
- Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: учебно–методическое пособие / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития, 2003г.
- Атлас родной природы (серия книг) [Текст]: / учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002г.
- Муницыпальный саит города Новокузнецка [Электронный ресурс] URL: http://www.admnkz.ru/actionDocument.do?id=51923
- Сайт Кузбассэко [Электронный ресурс] URL: http://kuzbasseco.ru/002/4.6.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Пасха - светлое Христово Воскресение"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов Оно способствует формированию знаний уч-ся об истории возникновения христианского праздника – Пасхи, о традициях празднования его на Руси, о...
Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны
Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны...
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Светлое Христово Воскресение
Данный материал знакомит учащихся 5-7 классов с русскими традициями. Классный час проводился в 6 классе. Ребята готовили к этому празднику рисунки, изготавливали пасхальные яички , куличики. ...
"Солнышко и ручеёк" первая младшая группа
Музыкально - оздоровительное занятие....
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Ручеёк" может использоваться для развития и обучения детей в школах....
Открытый урок по теме "Антонимы. Синонимы" (дидактический материал - отрывок из "Повести о светлом мальчике" Степана Сарыг-оола в переводе Светланы Козловой
Технологическая карта урока 5 классКраткая аннотация.Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как курс 5 класса – это повторение, то тема для учащихся не новая, поэтому я использовала к...