"Светлый ручеёк"
методическая разработка по природоведению

Абрамова Лариса Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Светлый ручеёк»

(по обучению экологической грамотности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_svetlyy_rucheyok_2.docx193.41 КБ

Предварительный просмотр:

Экология фон - 65 фото для презентаций и картинок на рабочий стол

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»

 Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Светлый ручеёк»

(по обучению экологической грамотности)

                                                                      Автор-составитель: Абрамова Л.А.,

                                                                       педагог-организатор МБУДО      

                                                                       «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Рассмотрено

и рекомендовано к использованию

методическим советом МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Протокол№ _____  от  ______ 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Д.Ф. Максимчик

Приказ№ ____ от ______ 2022г.

Юргинский городской округ

2022

Автор-составитель: Абрамова Лариса Анатольевна, педагог-организатор МБУДО «Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»

Данная методическая разработка  «Светлый ручеёк» является дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программой  по обучению экологической грамотности, для детей младшего и среднего возраста. Методическая разработка адресована педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования для работы педагогического взаимодействия с учащимися в образовательно-воспитательных целях.

Содержание

  1. Комплекс основных характеристик программы
  1. Пояснительная записка……………………………………………….3
  2. Цели и задачи………………………………………………………….6
  3. Содержание программы……………………………………………....8

     Учебно-тематический план

     Содержание учебно-тематического плана

  1. Планируемые результаты освоения программы……………………11
  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1. Календарно-тематический график…………………………………...12
  2. Условия реализации программы……………………………………..14
  3. Формы контроля……………………………………………………….14
  4. Оценочные материалы………………………………………………...14
  5. Образовательные и учебные форматы……………………………….15

     Список литературы.    Электронные ресурсы……………………………....17

3

1.        Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

         Дополнительная образовательная общеразвивающая программа « Светлый ручеёк» по обучению экологической грамотности имеет естественнонаучную направленность, общим объемом 16 часов рассчитана на 1 год обучения. Программа предназначена для обучающихся младших классов. Занятия проводятся в игровой форме, что способствует активному вовлечению всех участников образовательного процесса в тему, а также эффективному усвоению материала, активной мотивации к приобщению к исследовательской деятельности.

          Слово «экология» образовано от греческого «ойкос» (дом) и «логос» (знание, наука). Буквально экология является наукой о доме, в котором мы живем.

         Экологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию информационно-экологического общества. Становится общепризнанным, что в модели образования 21 столетия знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут принизывать всю систему образования.

          Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, нацелено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.

         Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения обучащихся

4

в  реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.

Программа «Светлый ручеёк» составлена в соответствии с нормативными и правовыми документами

- «Об образовании в Российской Федерации»: «Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ:[принят Госсударственной Думой 21.12.2012г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012];

- Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014№1726-р;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018№196;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242;

- Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025: Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2020 года №2945-р;

- Закон «Об образовании в кемеровской области» от 05.07.2013 №86-ОЗ [принят Советом народных депутатов Кемеровской области 03.07.2013]$

- Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области: приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.05.2019г. №740; 

- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ [ред. от 13.07.2015] «Об охране окружающей среды» [с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016];

- Устав МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»:[принят постановлением администрации города Юрги от 11.02.2019 №123]

     5

 Актуальность программы определяется возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования; нереализованным потенциалом УОДО в формировании экологической культуры обучающихся.     Данный курс  поможет почувствовать уязвимость природы и человека в ней и найти ответ, как сделать в своей практической жизни все возможное для того, чтобы шире распространялось бережное отношение к природе и человек жил в гармонии с окружающим миром. Для того чтобы понять место человека в природе, познать принципы взаимодействия человека и окружающей среды, необходимы знания о природе Земли, её прошлом, настоящем, прогнозируемом будущем, об основных закономерностях природных процессов, об истории взаимодействия человека с природой.

         Отличительные особенности программы: программа  представляет  собой  многопредметную  систему  экологического  образования,  она  включает  в  себя  разнообразные  направления  экологии:  фенологическое,  ботаническое,  зоологическое,  краеведческое,  валеологическое  и  др.

          Программа «Светлый ручеёк» предназначена для работы с учащимися, возраст от 8 до 12 лет. Состав групп смешанный.

         Режим занятий

Срок реализации программы

Общее количество часов

Количество часов за учебный год

Количество занятий в месяц

Продолжительность занятий

Октябрь-май

16

16

2

1 час

6

1.2.Цели и задачи

           Цель программы - повышение уровня экологической культуры обучающихся, состоящей в умении компетентно анализировать экологическую ситуацию вокруг себя, в осознании личной ответственности за сохранность окружающего мира во всей его ценности и гармонии, понимании механизмов взаимодействия организма человека с окружающей средой

         Задачи программы:

Обучающие:

- формирование знаний о современной экологической картине мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой;

- раскрытие оптимального варианта решения в проблеме взаимодействия природы и общества;

-  формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

-формирование умения оценивать состояние окружающей среды, восстанавливать (где это можно) утраченное равновесие природы;

- обучение основным методам сбора и обработки научного материала;

- освоение приемов представления научного материала;

- формирование навыков исследований природных объектов.

Воспитательные:

- воспитание нравственного восприятия природы;

-побуждение к действиям, направленное на бережное отношение к окружающему миру;

- понимание ответственности человечества и каждого человека за будущее;

- формирование общей культуры личности, потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем;

-воспитание бережного отношения к природе.

7

Развивающие:

- развитие творческого потенциала обучающегося;

-развитие познавательной, творческой и общественной активности обучающихся;

- развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;

- развитие коммуникации, поиска информации, его анализа и применение в практической деятельности по выявлению и решению проблем окружающей среды и содействия устойчивому развитию местных сообществ.

- развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира.

8

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план программы «Светлый ручеёк»

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всег о

теори я

практи ка

Раздел1. Наш дом земля

1.1.

Что такое экология?

1

0,5

0,5

анализ творческой работы

1.2.

История цивилизации.

1

0,5

0,5

анализ творческой работы

1.3.

Живая планета земля

2

1

1

анализ творческой работы

1.4.

Ресурсы земли

1

0,5

0,5

анализ творческой работы

Раздел 2.  Воздух  и вода

2.1.

Вода источник жизни

2

1

1

анализ творческой работы

2.2.

Среда и мусор

1

0,5

0,5

анализ творческой работы

2.3.

Воздух невидимка

1

0,5

0,5

анализ творческой работы

Раздел 3. Природа родного края

3.1.

По страницам Красной книги Кузбасса

2

1

1

анализ творческой работы

3.2.

Эко-экскурсия

2

1

1

анализ творческой работы

3.3.

Человек и экология

1

0,5

0,5

анализ творческой работы

4.4.

Будь человеком, человек

2

-

2

анализ защиты проектных работ

Итого:

16

7

    9

Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. Наш дом земля (5 часов)

Тема 1.1. Что такое экология

Теория: Земля – наш общий дом. Понятие экология. Мир вокруг нас. Практика: изготовление аппликации «Наш дом земля».

Формы контроля: анализ творческой работы.

Тема 1.2. История цивилизации.

Теория: Роль человека в изменении биоразнообразия планеты.

Практика: викторина «Путешествие по планете земля».

Формы контроля: анализ творческой работы.

Тема 1.3. Живая планета земля.

Теория: Взаимосвязи живых организмов в экосистемах

Практика: Дидактическая игра «Экологическая ромашка», викторина «В мире живого».

Формы контроля: анализ творческой работы.

Тема 1.4. Ресурсы земли.

Теория: Виды ресурсов и их использование в истории человечества.

Практика: игра: «Поле чудес»

 Формы контроля: анализ творческой работы.

Раздел 2. Воздух и вода (4 часа)

10

Тема 2.1. Вода источник жизни

Теория: Н2О

Практика: Игра-исследование «Что мы знаем о воде?», игровой турнир «Вода не мутит ума»

Формы контроля: анализ игры.

Тема 2.1. Среда и мусор.

Теория: Исследование кострищ и свалок на водосборном бассейне реки Томь»

Практика: викторина «Очисть землю от мусора», игра «Устами детей»

Формы контроля: анализ творческой работы.

Раздел 3. Природа родного края (7 часов).

Тема 3.1. По страницам Красной книги Кузбасса.

Теория: Их надо сберечь

Практика: ролевая игра: «Животные», «Пожар», «Следопыт».

 Формы контроля: устный опрос.

Тема 3.2. Эко-экскурсия.

Теория: Путешествие по родному краю.

Практика: Экскурсия в лес, ролевая игра: «Где родился, там и пригодился», «В сказочном лесу»

Формы контроля: анализ творческой работы

Тема 3.3. Человек и экология.

Теория: Влияния деятельности человека на окружающую среду.

Практика: создание агит-плаката «Берегите землю!»

Формы контроля: анализ творческой работы

Тема 3.4.Будь человеком, человек.

Теория: Мой личный вклад в ЭКО систему

Практика: защита проектов.

 Формы контроля: анализ защиты проектной работы.

11

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

          По окончанию курса программы «Светлый ручеёк» учащимися будут сформированы предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметные:

-        положительная        динамика        в        овладении        учащимися        знаний        об организации экологических и массовых игр;

-        овладение навыками учащихся органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах, оправдывать заданную ситуацию, импровизировать.

-        расширение кругозора знаний учащихся об окружающем мире, экологии родного края.

Метапредметные:

-        положительная динамика в формировании экологического мировоззрения учащихся, основанного на представлении единства человека и природы;

-        улучшение индивидуальных творческих способностей учащихся, речи, мыслительной деятельности, образного мышления и художественно - эстетического вкуса;

-        положительная динамика в овладении сценической пластикой (укреплении мышц, подвижности тела, координации движений);

Личностные:

-        улучшение культуры поведения, общения, межличностных отношений в коллективе учащихся;

-        улучшение самодисциплины, умении организовать себя и свое время;

-        положительная        динамика        в        воспитании        бережного        отношения        к природе.

12

  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1. Календарно-тематический график

Раздел/тема

Кол-во часов

Дата проведения

Место проведения

Форма проведения

Форма контроля

1. Наш дом земля (5ч)

1.1.

Что такое экология?

1

Лекция, беседа

анализ творческой работы

1.2.

История цивилизации

1

Конкурс

анализ творческой работы

1.3.

Живая планета земля

2

Лекция.

Конкурс

анализ творческой работы

1.4.

Ресурсы земли

1

Лекция, беседа

анализ творческой работы

  1. Воздух  и вода (4ч)

2.1.

Вода источник жизни

2

Конкурс

анализ творческой работы

2.2.

Среда и мусор

1

Конкурс

анализ творческой работы

2.3.

Воздух невидимка

1

Конкурс

анализ творческой работы

  1. Природа родного края (7ч)

3.1.

По страницам Красной книги Кузбасса

2

Лекция, беседа

Опрос

3.2.

Эко-экскурсия

2

Экскурсия

анализ творческой работы

3.3

Человек и экология

1

Конкурс

анализ творческой работы

3.4.

Будь человеком, человек

2

Проект

защиты проектной работы.

14

2.2.        Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение:

          Общеобразовательная,  общеразвивающая программа «Светлый ручеёк» может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее условий обеспечения:

1. Ресурсное обеспечение:

Просторное проветриваемое помещение, кабинет, столы и стулья для учащихся, освещение согласно санитарно- техническим нормам. Комната должна соответствовать противопожарным нормам, нормам охраны труда.

2.Материально-техническое обеспечение:

  • учебно-демонстрационное оборудование (мультимедийное оборудование, наглядные пособия, плакаты);
  • медиатека (фото-, аудио- и видеоматериалы);
  • альбомы для рисования на каждого учащегося;
  • простые карандаши;
  • коробка цветных карандашей и красок  на каждого учащегося;
  • ластики;
  • ножницы;
  • клей для бумаги;
  • цветная бумага на каждого учащегося.
  1. Формы контроля

         Формы определения результативности освоения программы: результаты участия в акциях, конкурсах, соревнованиях, защита творческих работ.

  1. Оценочные материалы

         Показателем реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является её результативность.

         

15

          Результатами общеобразовательной общеразвивающей программы «Светлый ручеёк» являются, в частности:  освоенные умения, усвоенные знания, устойчивый интерес к деятельности объединения со стороны учащихся и общественности, призовые места на мероприятиях различного уровня.

         Результаты фиксируются и предъявляются в следующих формах: аналитическая справка, отчёт-анализ, протоколы конкурсов, приказы и справки, фото- и видеоотчёты, ведение портфолио.

  1. Образовательные и учебные форматы

         В ходе образовательного процесса преобладает групповая, индивидуально-групповая форма работы.

         При реализации программы используются следующие методы:

Методы обучения:

- словесные методы-рассказ, беседа, дискуссия, опрос, объяснение;

- метод показа -демонстрация изучаемых действий;

- наглядные методы-демонстрация фото- и видеоматериалов, наглядных пособий, работа со схемами, планами.

Методы воспитания:

- метод убеждения -разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, просьба;

- метод упражнения -систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление изученных знаний, умений и навыков;

- метод состязательности -поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действительности полученных знаний и умений;

- метод самореализации, самоуправления -участие в творческих программах, мероприятиях, работа с младшими членами объединения.

Учебно- методические материалы, обеспечивающие реализацию программы:

16

  • Образовательная программа
  • Календарно-тематический план занятий.
  • Комплект планов конспектов учебных занятий
  • Оценочные средства освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
  • Учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература.

17

Список литературы. Электронные ресурсы

 

  1. Бобылева, Л. Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников // / Дошкольное воспитание. 2005.- 10 – 15 с.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / М., - Просвещение, 1991. - 321c
  3. Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга // Москва: АСТ, 2009. – 245с.
  4. Воробьев, А.Е., Дьяченко В.В., Вильчинская О.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты [Текст] / А.Е. Воробьев, В.В. Дьяченко, О.В. Вильчинская, А.В. Корчагина-Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  5. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Кемеровской области». Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кемеровской области. — Кемерово: Издательский дом «Азия». 1996-2009.
  6. Денисова Л.В., Белоусова Л. С. Редкие и исчезающие растения СССР. – М.,1974. – 152с.
  7. Ключевые ботанические территории Кемеровской области / Т.Е. Буко, С.А. Шереметова, А.Н. Куприянов и др.; - Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2009. – 112с.
  8. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. — Кемерово, 2000. — 280с.
  9. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. Кемерово, 2000. – 244с.
  10. Красная книга Российской федерации. – М., 2001.
  11. Могильнер А.А. Что мы можем: опыт работы детских экологических объединений. – М., 2006. – 32с

18

  1.  Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: учебно–методическое пособие / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития, 2003г.
  2.   Атлас родной природы (серия книг) [Текст]: / учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002г.
  3. Муницыпальный саит города Новокузнецка [Электронный ресурс] URL: http://www.admnkz.ru/actionDocument.do?id=51923
  4. Сайт Кузбассэко [Электронный ресурс] URL:  http://kuzbasseco.ru/002/4.6.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Пасха - светлое Христово Воскресение"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов Оно способствует формированию знаний уч-ся об истории возникновения христианского праздника – Пасхи, о традициях празднования его на Руси, о...

Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны

Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны...

Светлое Христово Воскресение

Данный материал знакомит учащихся 5-7 классов с русскими традициями. Классный час проводился в 6 классе. Ребята готовили к этому празднику рисунки, изготавливали пасхальные яички , куличики. ...

"Солнышко и ручеёк" первая младшая группа

Музыкально - оздоровительное занятие....

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Ручеёк" может использоваться для развития и обучения детей в школах....

Открытый урок по теме "Антонимы. Синонимы" (дидактический материал - отрывок из "Повести о светлом мальчике" Степана Сарыг-оола в переводе Светланы Козловой

Технологическая карта урока 5 классКраткая аннотация.Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как курс 5 класса – это повторение, то тема для учащихся не новая, поэтому я использовала к...