КИМ обучающихся по программе "Азбука выживания в лесу"
тест по природоведению (5 класс)
Беседа
Любому человеку, городскому особенно, необходимо для восстановления своих сил бывать на природе, среди зелени трав и деревьев. Все чаще люди спешат в лес не только за ягодами или грибами, а просто побродить, подышать упоительным лесным воздухом с его неповторимыми запахами цветов и трав, послушать пение птиц, журчание ручья, увидеть лесную живность, получить заряд душевной бодрости и покоя.
-Как вы думаете «Что такое лес?
- Какие деревья растут в наших лесах?
- Какие ягоды вы знаете?
- Какие грибы вы знаете?
Но лес это не только растения. В лесу живут различные ….. ? (животные).
Какие?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_azbuka_vyzhivaniya.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено на Методическом совете
МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»
30.04.2015г.
Протокол № 3 от 30.04. 2015г.
Контрольно-измерительные материалы
по программе «Азбука выживания в природе»
(1 год обучения).
Педагог дополнительного образования:
Холодаева Нэлли Ивановна
Стартовая диагностика
Беседа
Любому человеку, городскому особенно, необходимо для восстановления своих сил бывать на природе, среди зелени трав и деревьев. Все чаще люди спешат в лес не только за ягодами или грибами, а просто побродить, подышать упоительным лесным воздухом с его неповторимыми запахами цветов и трав, послушать пение птиц, журчание ручья, увидеть лесную живность, получить заряд душевной бодрости и покоя.
-Как вы думаете «Что такое лес?
- Какие деревья растут в наших лесах?
- Какие ягоды вы знаете?
- Какие грибы вы знаете?
Но лес это не только растения. В лесу живут различные ….. ? (животные).
Какие?
Поход в лес – это и отдых, и спорт, и познание природы.
При этом всякие передвижения в лесу, где нет в отличие от городских условий площадей, улиц и домов с номерами, даже работнику лесного хозяйства на первых порах бывают затруднительны. Еще сложнее не специалистам, простым любителям лесных путешествий быстро и надежно ориентироваться в лесу, уметь преодолевать возможные препятствия, в любых погодных условиях из подручных материалов соорудить теплый ночлег, быстро приготовить пищу, в случае отсутствия продуктов отыскать их заменяющие съедобные питательные растения.
- как ориентироваться
- из чего соорудить ночлег?
- приготовить пищу
-развести костер
С первых посещений леса надо изучать его, накапливать сведения о местной флоре, чтобы узнавать "в лицо" основные травянистые и кустарничковые растения. Следует научиться отличать несъедобные, вредные для здоровья человека ягоды, травы, грибы.
- назовите несъедобные и ядовитые растения?
За многие столетия общения человека с лесом выработаны определенные правила, несоблюдение которых, всякие отступления, кажущиеся на первый взгляд незначительными, несущественными, могут привести к серьезным последствиям. Незнание, неумение или легкомыслие иногда наказывают человека очень строго. Нередки случаи травматизма и увечий, иногда даже со смертельным исходом. По данным всероссийской статистики при пеших переходах организованных туристов на 10 тысяч погибает 4 человека, а "диких" – в 3-5 раз больше.
Несчастные случаи и тяжелые травмы обязывают каждого человека, идущего в лес, знать меры безопасности при переходах, устройстве ночлега, пожарной профилактике, по защите от насекомых, оказанию доврачебной помощи и др. Если заблудились, нужно суметь выжить, сохранить свое здоровье, самостоятельно выйти.
Любители леса всегда находятся в первых рядах защитников природы. Сорвать брусничный кустик, например, можно в одно мгновение. Полезно при этом помнить, что рос он до вас, возможно сто или даже двести лет.
Идя в лес, в гости к природе, не следует забывать о чувстве меры. "Не делай ничего, чтобы ты счел неприличным сделать в гостях" – указывал Д. Арманд.
ОТВЕТЫ
Задание №1 Как вы думаете «Что такое лес? | Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных. |
Задание № 2 Какие деревья растут в наших лесах? | 1.Сосна обыкновенная 2. Сосна сибирская кедровая 3. Пихта сибирская 4.Ель сибирская 5.Береза 6.Рябина 7. Осина 8. Ива |
Задание№ 3 Какие ягоды вы знаете? | 1.Брусника 2. Малина 3. Земляника 4.Черника 5. Голубика 6. Морошка 7. Костяника |
Задание № 4 Какие грибы вы знаете? | 1. Подосиновик 2. Подберезовик 3. Сыроежка 4.Опенок 5. Мухомор 6. Лисичка 7. Белый гриб и т.д. |
Задание № 5 В лесу живут различные животные. Какие? | 1. Медведь 2. Лиса 3. Волк 4.Росомаха 5. Лось 6. Заяц 7. Белка 8. Бурундук и т.д. |
Задание № 6 Как можно ориентироваться в лесу? | Квартальные столбы, просеки, вырубки, шум дороги, поезда, лай собак, стук топора или шум пилы. |
Задание № 7 Из чего соорудить ночлег? | Из полиэтиленовой пленки и другого подручного материала – круглый шалаш из кольев, лапника, коры, березовых веток. На дно палатки положить мох. |
Задание № 8 Способы приготовления пищи? | На костре, под костром, в золе, при отсутствии посуды в ямке. |
Задание № 9 Какие вы знаете виды костров? | 1.Таежный 2. Пушка 3. Нодья 4.Звездный 5. Полинезийский 6. Колодец 7. Шалаш 8. Камин |
Задание № 10 Назовите ядовитые растения? | 1.Волчье лыко 2. Вороний глаз 3. Воронец 4. Белокрыльник 5. Белена 6. Купена 7. Багульник 8. Жимолость и др. |
Критерии результативности.
Уровни: | Количество верных ответов | Процент |
Высокий | 8 и более | 80% и более |
Средний | 5 и более | 50 % и более |
Низкий | Менее 5 правильных ответов | Менее 50% |
Промежуточная аттестация
Устный опрос
Вопросы | Ответы |
1.Как вы думаете «Что такое лес? | Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных. |
2.Какие деревья растут в наших лесах? | 1.Сосна обыкновенная 2. Сосна сибирская кедровая 3. Пихта сибирская 4.Ель сибирская 5.Береза 6.Рябина 7. Осина 8. Ива |
3. Определите травянистые растения леса по гербарию. | 1. Хвощ лесной 2. Седмичник европейский 3. Иван-чай 4. Линнея северная 5. Папоротник 6. Подорожник 7. Мать и мачеха |
4. Определите деревья по иллюстрациям. | 1.Сосна обыкновенная 2. Сосна сибирская кедровая 3. Пихта сибирская 4.Ель сибирская 5.Береза 6.Рябина 7. Осина 8. Ива |
5. Определите ягоды по иллюстрациям. | 1.Брусника 2. Малина 3. Земляника 4.Черника 5. Голубика 6. Морошка 7. Костяника |
6. Виды лесных костров. | 1.Таежный 2. Пушка 3. Нодья 4.Звездный 5. Полинезийский 6. Колодец 7. Шалаш 8. Камин |
7. Что можно использовать для мытья посуды в лесу? | Траву, мох, хвощ. |
8. Как можно очистить воду в лесу? | Профильтровать через мох. Для устранения неприятного запаха в воду можно положить ветку рябины или черемухи на 2-3 часа. Воду обязательно кипятить. |
9. Что поможет сориентироваться в лесу? | Квартальные столбы, просеки, вырубки, шум дороги, поезда, лай собак, стук топора или шум пилы. |
10. Действия заблудившегося в лесу. | 1. Не впадать в панику. 2. Сделать привал, отдохнуть у костра, подсушить одежду, обувь. 3. Спокойно проанализировать свой маршрут. 4. Используя схему, компас и часы попытаться определить свое местонахождения. 5. Перед выходом сделать свой привал хорошо заметным. 6. По пути дальнейшего следования делать отметки в виде затесок на деревьях или заломок веток. 7. Можно воспользоваться сигналом – костром. |
11. Назовите условные сигналы из жердей (по иллюстрациям) | 1. Место приема груза и связи с самолетом. 2. Требуется срочная медицинская помощь. 3.Требуются медикаменты и перевязочный материал. 4. Требуются продукты питания. 5. Потерялся человек. |
12. Что означает выпущенная с самолета красная ракета или полет «восьмеркой»? | Ожидайте помощи на месте. |
13. Какой знак можно нарисовать на песке или вытоптать на снегу? | SOS |
14. Виды лесных пожаров. | 1. Низовой 2. Верховой 3. Подземный |
15. Как можно защититься от гнуса? | Репелленты, дым костра, деготь, полынь. |
Критерии результативности.
Уровни: | Количество верных ответов | Процент |
Высокий | 12 и более | 80% и более |
Средний | 8 и более | 50 % и более |
Низкий | Менее 8 правильных ответов | Менее 50% |
Итоговая аттестация
Устный опрос
1.Что такое лес? | Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду, это –? |
2. Какие деревья растут в наших лесах? | 1.Сосна обыкновенная 2. Сосна сибирская кедровая 3. Пихта сибирская 4.Ель сибирская 5.Береза 6.Рябина 7. Осина 8. Ива |
3. Из чего соорудить ночлег? | Из полиэтиленовой пленки и другого подручного материала – круглый шалаш из кольев, лапника, коры, березовых веток. На дно палатки положить мох. |
4. Действия заблудившегося в лесу. | 1. Не впадать в панику. 2. Сделать привал, отдохнуть у костра, подсушить одежду, обувь. 3. Спокойно проанализировать свой маршрут. 4. Используя схему, компас и часы попытаться определить свое местонахождения. 5. Перед выходом сделать свой привал хорошо заметным. 6. По пути дальнейшего следования делать отметки в виде затесок на деревьях или заломок веток. 7. Можно воспользоваться сигналом – костром. |
5. Как можно очистить воду в лесу? | Профильтровать через мох. Для устранения неприятного запаха в воду можно положить ветку рябины или черемухи на 2-3 часа. Воду обязательно кипятить. |
6. Назовите условные сигналы из жердей (по иллюстрациям) | 1. Место приема груза и связи с самолетом. 2. Требуется срочная медицинская помощь. 3.Требуются медикаменты и перевязочный материал. 4. Требуются продукты питания. 5. Потерялся человек. |
7. Что означает выпущенная с самолета красная ракета или полет «восьмеркой»? | Ожидайте помощи на месте. |
8. Отличие сатанинского гриба от белого. | Ножка на срезе сатанинского гриба сначала краснеет, затем синеет (у белого не меняет своего белого цвета), трубчатый слой красный или грязно-розовый, (у белого –белый, желтый или желто-зеленый), на ножке сетчатый узор розового цвета. Мякоть этого ядовитого гриба на вкус сладковатая. |
9. В каких грибах содержаться смертельные яды? | Бледная поганка, весенний, вонючий, зеленый и другие мухоморы, оранжево-красный паутинник, иногда строчки. |
10. Первая помощь при поражении молнией? | Проведение искусственного дыхания. При остановке сердца проводится непрямой массаж сердца. |
11. Профилактика укуса энцефалитного клеща. | Профилактика заключается в предварительной прививке против энцефалита за 1-1.5 месяцев до начала выхода в лес. Перед выходом в лес следует одевать противоэнцефалитный костюм, капюшон и манжеты, которого следует обработать репеллентами. |
12. Съедобные корневища каких растений содержат много крахмала. Их жарят, варят или перерабатывают на муку для лепешек. | Тростник, стрелолист, кувшинка, кубышка желтая. |
13. Лесные травы, утоляющие боль | Дурман, душица, золототысячник, коровяк, ромашка аптечная. От зубной боли – лапчатка ползучая. |
14.Листья какого растения не уступают по химическому составу ягодам. | Смородина |
15. Жаропонижающие и потогонные лесные травы. | Гравилат, дягиль, мать-и-мачеха, череда, калина, лопух. |
16. Определите ягоды по иллюстрациям. | 1.Брусника 2. Малина 3. Земляника 4.Черника 5. Голубика 6. Морошка 7. Костяника |
17. Виды лесных костров. | 1.Таежный 2. Пушка 3. Нодья 4.Звездный 5. Полинезийский 6. Колодец 7. Шалаш 8. Камин |
18. Первая помощь при укусах насекомых - комаров? | Приложить холод, смазать соком полыни, пижмы, одуванчика, подорожника, раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Можно приложить ломтик сырого картофеля, смазать мылом. |
19. Первая помощь при ожогах? | Наложить стерильную повязку или салфетку, пропитанную спиртом, одеколоном или раствором марганцово-кислого калия. Для уменьшения боли место ожога можно присыпать питьевой содой или приложить к нему холод. |
20. Правила сбора рюкзака? | При укладке вещей в рюкзак все тяжелые предметы кладут вниз, мягкие вещи – к спине, объемные и хрупкие наверх. Туалетные принадлежности, аптечку, легкую сменную обувь, кружку и ложку лучше положить в карманы, а полиэтиленовую пленку, плащ, куртку под клапаны. |
Критерии результативности.
Уровни: | Количество верных ответов | Процент |
Высокий | 16 и более | 80% и более |
Средний | 10 и более | 50 % и более |
Низкий | Менее 10 правильных ответов | Менее 50% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "В таинственном лесу" для обучающихся 6 класса
Интгрированный урок музыки и развития речи в 6 классе "В таинственномлесу". Основные цели: развитие творческого мышления и устной и письменной речи на примерах фрагментов литеретурных произведен...
урок "В таинственном лесу" для обучающихся 6 класса
Интгрированный урок музыки и развития речи в 6 классе "В таинственномлесу". Основные цели: развитие творческого мышления и устной и письменной речи на примерах фрагментов литеретурных произведен...
урок "В таинственном лесу" для обучающихся 6 класса
Интгрированный урок музыки и развития речи в 6 классе "В таинственномлесу". Основные цели: развитие творческого мышления и устной и письменной речи на примерах фрагментов литеретурных произведен...
Обучающее сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Разработка урока предназначена учителям русского языка и литературы с целью ознакомления с различными приемами при обучении описанию картины....
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....
Темы и вопросы для проведения полевых практических занятий по программе «Школы выживания в лесу»
Темы и вопросы для проведения полевых практических занятий по программе «Школы выживания в лесу»...
Проект по программе международного сотрудничества "Выживание в лесу"
Проект создан для более глубокого знакомства с природой родного края. В ходе проекта учащиеся узнают и приобретают крайне полезные умения отличать съедобное от несъедобного, поведения в лесу, правильн...