Программа по природоведению, 6 класс
рабочая программа по природоведению (6 класс)
Рабочая программа по природоведению для учащихся и интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_6_kl.docx | 41.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Природоведение, 6 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 6 класса имеется предмет «Природоведение».
Рабочая программа по природоведению для 6 класса составлена на основе Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г., Для изучения программы природоведения в 6 классе используется учебник А.И. Никишова Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.
Основная цель преподавания природоведения в 6 классе коррекционной школы VIII вида научить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на неё.
Основными задачами преподавания являются:
- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы;
- формирование правильного понимания природных явлений;
- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 2 часа в неделю, __ часов в год.
Iч.- ___ ч. IIIч.- ___ ч.
IIч.- ___ч. IVч.- ___ ч.
- Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Сроки | Работа с терминами и понятиями | Наглядность | Практическая работа | Домашнее задание |
Введение, 4 ч. | |||||||
1,2 | Природа живая и неживая | 2 | Природа, живая, неживая | П.1 | |||
3 | Твердые тела, жидкости и газы | 1 | П.2 | ||||
4 | Для чего изучают природу | 1 | П.3 | ||||
Вода, 15ч. | |||||||
5 | Вода в природе | 1 | Жидкость, тело, вещество | П.4 | |||
6 | Непостоянство формы и текучесть воды | 1 | Текучесть, непостоянство | Колба, сосуды | Определение текучести воды | П.5 | |
7 | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении | 1 | Расширение, сжатие | п.7 | |||
8 | Термометр и измерение температуры воды | 1 | Термометр | термометры | Измерение температуры воды, используемой для мытья посуды | П.6 | |
9 | Свойства воды при замерзании | 1 | Айсберг, хрупкий | П.8 | |||
10 | Превращение воды в пар при нагревании | 1 | Газообразное состояние, испарение | П.10 | |||
11 | Свойство воды растворять некоторые твердые вещества | 1 | Растворимые, нерастворимые, раствор, насыщенный | Соль, сахар | Растворение соли, сахара в воде | П.13 | |
12 | Нерастворимые в воде вещества | 1 | Мел, вода | П.16 | |||
13 | Вода прозрачная и мутная | 1 | Мутная | Мел, вода | Очистка мутной воды | П.17 | |
14 | Водные растворы: минеральная, морская и питьевая | 1 | Минеральная, морская, природный, раствор | Минеральная, морская вода | Выпаривание солей из морской питьевой и морской воды | П.14, 15 | |
15 | Учёт и использование свойств воды | 1 | Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе | ||||
16 | Работа воды в природе. Наводнение. | 1 | П.12 | ||||
17 | Использование воды в быту и хозяйстве человека | 1 | Фильтр, роса, туман, круговорот | Таблицы «Использование воды» | П.19 | ||
18 | Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней | 1 | Очистные сооружения, охрана | Изготовление плакатов об охране вод. | |||
19 | Обобщающий урок по теме «Вода» | 1 | Карточки, тесты | Тестирование | П.20 | ||
Воздух, 15 ч. | |||||||
20 | Воздух в природе | 1 | Атмосфера, гидросфера | Обнаружение воздуха в пористых телах | П.21 | ||
21 | Воздух занимает место | 1 | П.22 | ||||
22 | Воздух сжимаем и упруг | 1 | Упругий, сжатый | П.23 | |||
23 | Теплопроводность воздуха | 1 | теплопроводность | П.24 | |||
24 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении | 1 | Расширение, сжатие | Расширение и сжатие воздуха | П.25 | ||
25 | Теплый воздух легче холодного | 1 | П.26 | ||||
26 | Движение воздуха в природе | 1 | Движение | П.27 | |||
27 | Состав воздуха | 1 | Состав | П.28 | |||
28 | Кислород и его значение в природе и в жизни человека | 1 | Циркуляция, баллоны | П.29 | |||
29 | Углекислый газ и его свойства | 1 | П.30 | ||||
30 | Применение углекислого газа | 1 | Газовая горелка, углекислый газ, огнетушитель | П.31 | |||
31 | Значение воздуха у | 1 | Техника | П.32 | |||
32 | Чистый и загрязненный воздух | 1 | Экскурсия | П.33 | |||
33 | Охрана воздуха | 1 | П.34 | ||||
34 | Обобщающий урок по теме «Воздух» | 1 | Тестирование | П.35 | |||
Полезные ископаемые, 20 ч. | |||||||
35 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве | 1 | Минералы, булыжник, гранит, полированный | Коллекция полезных ископаемых | П.37 | ||
36 | Гранит | 1 | П.38 | ||||
37 | Известняки | 1 | П.39 | ||||
38 | Песок и глина | 1 | П.40 | ||||
39 | Горючие полезные ископаемые | 1 | Известняк, горючие, каменный | Коллекция полезных ископаемых | Определение некоторых свойств горючих | П.41 | |
40 | Торф | 1 | Торф | Определение влагоемкости торфа | П.42 | ||
41 | Каменный уголь | 1 | Шахта, кокс, шахтеры. | Хрупкость угля | П.43 | ||
42 | Нефть | 1 | Скважина, турбобур, нефтепровод | П.44 | |||
43 | Природный газ | 1 | Газопровод, цистерна | П.45 | |||
44 | Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений | 1 | Суперфосфат, рудник, фосфориты | Коллекция полезных ископаемых, схема | П.46 | ||
45 | Калийная соль | 1 | Калийная | Определение растворимости калийной соли | П.47 | ||
46 | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения | 1 | удобрение | Коллекция полезных ископаемых | П.48 | ||
47 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов | 1 | Руда, бокситы, медный колчедан, самородки | Коллекция полезных ископаемых | П.49 | ||
48 | Железные руды | 1 | Домна, сплав, лава, сталевар | Коллекция полезных ископаемых | П.50 | ||
49 | Черные металлы. Чугун | 1 | П.51 | ||||
50 | Сталь | 1 | П.52 | ||||
51 | Цветные металлы их свойства и получение | 1 | Цветные металлы | Коллекция полезных ископаемых | Различать изделия цветных металлов | П.53 | |
52 | Алюминий | 1 | П.54 | ||||
53 | Медь и олово | 1 | П.55 | ||||
54 | Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые» | 1 | Распознавание черных и цветных металлов по образцам | П.56 | |||
Почва, 10 ч. | |||||||
55 | Почва – верхний плодородный слой земли | 1 | Почва | П.57 | |||
56 | Состав почвы | 1 | Перегной | Выделение воздуха и воды из почвы | П.58 | ||
57 | Перегной – органическая часть почвы | 1 | Органические вещества | П.59 | |||
58 | Песок и глина - минеральная часть почвы | 1 | Неорганическая часть | Обнаружение в почве песка и глины | П.60 | ||
59 | Минеральные соли в почве | 1 | Минеральные соли | Выпаривание минеральных веществ из водяной вытяжки | п.61 | ||
60 | Различие почв по их составу | 1 | Песчаные, глинистые | п.62 | |||
61 | Как проходит вода в разные почвы | 1 | П.63 | ||||
62 | Испарение воды из почвы | 1 | Испарение, состав, плодородие | П.64 | |||
63 | Обработка почвы | 1 | Боронование | Вскапывание, боронование | П.65,66 | ||
64 | Охрана почв | 1 | П.67, 68 | ||||
65-67 | Повторение, 3 ч. | 3 | Тестирование |
- Содержание программы
Введение. Живая и неживая природа. Земля – планета, на которой мы живем. Для чего нужно изучать неживую природу. Наблюдение твердых, жидких и газообразных тел в природе.
Вода. Вода в природе. Непостоянство формы и текучесть воды. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Термометр и измерение температуры. Практическая работа: Измерение температуры воды. Свойства воды при замерзании. Превращение воды в пар при нагревании. Свойства воды растворять некоторые твердые вещества.
Нерастворимые в воде вещества. Вода прозрачная и мутная. Водные растворы: минеральная, морская и питьевая вода.
Использование воды в быту и хозяйстве человека. Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней.
Демонстрация опытов
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара вводе. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.
Практические работы
П.р.№1 Измерение температуры воды.
Воздух. Что такое воздух? Его свойства. Упругость воздуха. Теплопроводность воздуха. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Состав воздуха. Кислород и его свойства. Значение кислорода в природе и в жизни человека. Углекислый газ и его свойства. Значение воздуха и борьба за его чистоту. Движение воздуха (экскурсия).
Демонстрация опытов
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно.
Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение. Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.
Полезные ископаемые. Разнообразие полезных ископаемых. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Их свойства и получение. Цветные металлы. Их свойства и получение. Распознавание черных и цветных металлов по образцам. Полезные ископаемые (экскурсия)
Демонстрация опытов
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.
Практические работы
П.р.№2 Работа с картой «Полезные ископаемые России».
П.р.№3 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам».
Почва. Почва – верхний плодородный слой земли. Почвенные обнажения (экскурсия). Главная часть почвы – перегной. Неорганическая часть почвы – песок, глина, минеральные соли. Песчаные, глинистые и черноземные почвы. Почвы родного края. Обработка почвы. Обработка почвы на школьном участке. Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного отношения с ней
Демонстрация опытов
Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы
П.р.№4 Определение типов почв.
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
учащиеся должны знать:
- Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- Отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глистой почвы;
- Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
учащиеся должны уметь:
- Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
- Определять температуры воздуха, воды.
- Учебно-методическое обеспечение:
- Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г.,
А.И. Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...