Программа по природоведению, 6 класс
рабочая программа по природоведению (6 класс)

Рипп Наталья Михайловна

Рабочая программа по природоведению для учащихся и интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_6_kl.docx41.39 КБ

Предварительный просмотр:

Природоведение, 6 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 6 класса имеется предмет  «Природоведение».

Рабочая программа по природоведению для 6 класса составлена на основе Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г., Для изучения программы природоведения в 6 классе используется учебник А.И. Никишова Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.

Основная цель преподавания природоведения в 6 классе коррекционной школы VIII вида научить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на неё.

Основными задачами преподавания являются:

- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы;

- формирование правильного понимания природных явлений;

- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 2 часа в неделю,  __ часов в год.

Iч.-  ___ ч.                              IIIч.- ___ ч.

IIч.-  ___ч.                               IVч.- ___ ч.


  1. Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во часов

Сроки

Работа с терминами и понятиями

Наглядность

Практическая работа

Домашнее задание

Введение, 4 ч.

1,2

Природа живая и неживая

2

Природа, живая, неживая

П.1

3

Твердые тела, жидкости и газы

1

П.2

4

Для чего изучают природу

1

П.3

Вода, 15ч.

5

Вода в природе

1

Жидкость, тело, вещество

П.4

6

Непостоянство формы и текучесть воды

1

Текучесть, непостоянство

Колба, сосуды

Определение текучести воды

П.5

7

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении

1

Расширение, сжатие

п.7

8

Термометр и измерение температуры воды

1

Термометр

термометры

Измерение температуры воды, используемой для мытья посуды

П.6

9

Свойства воды при замерзании

1

Айсберг, хрупкий

П.8

10

Превращение воды в пар при нагревании

1

Газообразное состояние, испарение

П.10

11

Свойство воды растворять некоторые твердые вещества

1

Растворимые, нерастворимые, раствор, насыщенный

Соль, сахар

Растворение соли, сахара в воде

П.13

12

Нерастворимые в воде вещества

1

Мел, вода

П.16

13

Вода прозрачная и мутная

1

Мутная

Мел, вода

Очистка мутной воды

П.17

14

Водные растворы: минеральная, морская и питьевая

1

Минеральная, морская, природный, раствор

Минеральная, морская вода

Выпаривание солей из морской питьевой и морской воды

П.14, 15

15

Учёт и использование свойств воды

1

Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе

16

Работа воды в природе. Наводнение.

1

П.12

17

Использование воды в быту и хозяйстве человека

1

Фильтр, роса, туман, круговорот

Таблицы «Использование воды»

П.19

18

Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней

1

Очистные сооружения, охрана

Изготовление плакатов об охране вод.

19

Обобщающий урок по теме «Вода»

1

Карточки, тесты

Тестирование

П.20

Воздух, 15 ч.

20

Воздух в природе

1

Атмосфера, гидросфера

Обнаружение воздуха в пористых телах

П.21

21

Воздух занимает место

1

П.22

22

Воздух сжимаем и упруг

1

Упругий, сжатый

П.23

23

Теплопроводность воздуха

1

теплопроводность

П.24

24

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

1

Расширение, сжатие

Расширение и сжатие воздуха

П.25

25

Теплый воздух легче холодного

1

П.26

26

Движение воздуха в природе

1

Движение

П.27

27

Состав воздуха

1

Состав

П.28

28

Кислород и его значение в природе и в жизни человека

1

Циркуляция, баллоны

П.29

29

Углекислый газ и его свойства

1

П.30

30

Применение углекислого газа

1

Газовая горелка, углекислый газ, огнетушитель

П.31

31

Значение воздуха у

1

Техника

П.32

32

Чистый и загрязненный воздух

1

Экскурсия

П.33

33

Охрана воздуха

1

П.34

34

 Обобщающий урок по теме «Воздух»

1

Тестирование

П.35

Полезные ископаемые,   20 ч.

35

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

1

Минералы, булыжник, гранит, полированный

Коллекция полезных ископаемых

П.37

36

Гранит

1

П.38

37

Известняки

1

П.39

38

Песок и глина

1

П.40

39

Горючие полезные ископаемые

1

Известняк, горючие, каменный

Коллекция полезных ископаемых

Определение некоторых свойств горючих

П.41

40

Торф

1

Торф

Определение влагоемкости торфа

П.42

41

Каменный уголь

1

Шахта, кокс, шахтеры.

Хрупкость угля

П.43

42

Нефть

1

Скважина, турбобур, нефтепровод

П.44

43

Природный газ

1

Газопровод, цистерна

П.45

44

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений

1

Суперфосфат, рудник, фосфориты

Коллекция полезных ископаемых, схема

П.46

45

Калийная соль

1

Калийная

Определение растворимости калийной соли

П.47

46

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения

1

удобрение

Коллекция полезных ископаемых

П.48

47

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

1

Руда, бокситы, медный колчедан, самородки

Коллекция полезных ископаемых

П.49

48

Железные руды

1

Домна, сплав, лава, сталевар

Коллекция полезных ископаемых

П.50

49

Черные металлы. Чугун

1

П.51

50

Сталь

1

П.52

51

Цветные металлы их свойства и получение

1

Цветные металлы

Коллекция полезных ископаемых

Различать изделия цветных металлов

П.53

52

Алюминий

1

П.54

53

Медь и олово

1

П.55

54

Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»

1

Распознавание черных и цветных металлов по образцам

П.56

Почва, 10 ч.

55

Почва – верхний плодородный слой земли

1

Почва

П.57

56

Состав почвы

1

Перегной

Выделение воздуха и воды из почвы

П.58

57

Перегной – органическая часть почвы

1

Органические вещества

П.59

58

Песок и глина  - минеральная часть почвы

1

Неорганическая часть

Обнаружение в почве песка и глины

П.60

59

Минеральные соли в почве

1

Минеральные соли

Выпаривание минеральных веществ из водяной вытяжки

п.61

60

Различие почв по их составу

1

Песчаные, глинистые

п.62

61

Как проходит вода в разные почвы

1

П.63

62

Испарение воды из почвы

1

Испарение, состав, плодородие

П.64

63

Обработка почвы

1

Боронование

Вскапывание, боронование

П.65,66

64

Охрана почв

1

П.67, 68

65-67

Повторение, 3 ч.

3

Тестирование

                


  1. Содержание программы

Введение. Живая и неживая природа. Земля – планета, на которой мы живем. Для чего нужно изучать неживую природу. Наблюдение твердых, жидких и газообразных тел в природе.

Вода. Вода в природе. Непостоянство формы и текучесть воды. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Термометр и измерение температуры. Практическая работа: Измерение температуры воды. Свойства воды при замерзании. Превращение воды в пар при нагревании. Свойства воды растворять некоторые твердые вещества.

Нерастворимые в воде вещества. Вода прозрачная и мутная. Водные растворы: минеральная, морская и питьевая вода.

Использование воды в быту и хозяйстве человека. Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней.

Демонстрация опытов

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара вводе. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.

Практические работы

П.р.№1 Измерение температуры воды.

Воздух. Что такое воздух? Его свойства. Упругость воздуха. Теплопроводность воздуха. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Состав воздуха. Кислород и его свойства. Значение кислорода в природе и в жизни человека. Углекислый газ и его свойства. Значение воздуха и борьба за его чистоту. Движение воздуха (экскурсия).

Демонстрация опытов

Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно.

Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение. Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.

Полезные ископаемые. Разнообразие полезных ископаемых. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Их свойства и получение. Цветные металлы. Их свойства и получение. Распознавание черных и цветных металлов по образцам. Полезные ископаемые (экскурсия)

Демонстрация опытов

Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.

Практические работы

П.р.№2 Работа с картой «Полезные ископаемые России».

П.р.№3 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам».

Почва.  Почва – верхний плодородный слой земли. Почвенные обнажения (экскурсия). Главная часть почвы – перегной. Неорганическая часть почвы – песок, глина, минеральные соли. Песчаные, глинистые и черноземные почвы. Почвы родного края. Обработка почвы. Обработка почвы на школьном участке. Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного отношения с ней

Демонстрация опытов

Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы 

П.р.№4 Определение типов почв.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.


  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

учащиеся должны знать:

  • Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
  • Отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глистой почвы;
  • Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

учащиеся должны уметь:

  • Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
  • Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
  • Определять температуры воздуха, воды.

  1. Учебно-методическое обеспечение:
  1. Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г.,

А.И. Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...