Паспорт экологического уголка 2 младшей группы
материал по природоведению

Васильева Зоя Геннадьевна

Данный материал поможет педагогам систематизировать материал уголка природы группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_ekologicheskogo_ugolka_mladshey_gruppy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт экологического уголка 2 младшей группы «Улыбка»

Воспитатель Васильева Зоя Геннадьевна

№ п/п

Показатели (критерии)

Примечание

1

- Укомплектованность методического кабинета

нормативно- правовыми документами, программно- методическим обеспечением (программы, технологии, учебные пособия, рекомендации  методические разработки  т.д.),  диагностическими, дидактическими, наглядно-демонстрационными материалами  и т.д. для реализации задач экологического воспитания дошкольников;

- отражение Года экологии  в Годовом плане и др. материалах;

 

        В методическом кабинете имеется нормативно-правовые документы по экологическому воспитанию:

- ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
"Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017).

- Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 № 397 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы».

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1082-р об утверждении Плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.
- Указ президента Российской Федерации "О проведении в Российской Федерации Года экологии".
- Указ президента Российской Федерации "О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий".
       

     ДОУ обеспечено программами, технологиями и учебными пособиями:

- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа».- М., 2005.

- Рыжова Н.А. Что у на под ногами (песок, глина, камни). - М., 2005.

- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Просвещение, 2004.

- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание ав детском саду (программа и методические рекомендации. – М., 2006.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

- Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

- Соломенникова О. А Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

- Соломенникова О. А Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

- Мурашкина Т.В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа.- Чебоксары, 2015.

- Бондаренко Т.М. экологические занятия с детьми 6 – 7 лет. – Воронеж, 2004.

- Грекова Л.И. В союзе с природой.- Ставрополь, 2002 и др.

Диагностический материал:

- Методика обследования  знаний детей о животных и растениях (Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002 г.).

- Диагностическая карта  знаний, умений и навыков детей по разделу «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок» (старший дошкольный возраст).

- Методика проведения диагностики экологических знаний детей дошкольного возраста.

(Программа «Тропинка в природу» Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М.).

- Диагностические задания с целью выявления экологических представления детей (растения, животные, человек) и др.  

Дидактические, наглядно-демонстрационные материалы:

Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках»: « «Морские обитатели», «Рептилии и амфибии», «Ягоды лесные», «Домашние птицы», «Животные жарких стран», «Высоко в горах», «Арктика и Антарктика», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Космос»,  «В деревне» и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

«Овощи», «Животные Южной Америки», «Фрукты», «Животные наших лесов», «Животные Северной Америки», «Животные Австралии», «Животные Арктики и Антарктиды», «Животные Азии», «Безопасное поведение на природе» и др.

Образовательные фильмы BBC «All about animals»: Гиппопотамчик Хьюго, Обезьянка Ларри, Сурриката Моррис, Гепард Чику, Африканский слоненок Эбу, Страусенок Олли, Медвежонок Перси и др.

Мультимедийные презентации о  птицах и животных, шумотека звуков леса, голосов животных и др.

          Подготовлены ссылки сайтов (с краткой аннотацией)  по экологическому воспитанию, где педагоги и родители могут найти много полезной информации: экологические сказки, конкурсы, раскраски, видеоролики, нормативные документы и др.

        В течение года запланированы различные мероприятия: сбор макулатуры, участие в общероссийской акции «100 добрых дел для природы», «Марш парков», участие в весеннем подсчёте птиц и др.

2

Создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

Методические разработки педагогов ДОУ:

- План-конспект проведения занятия в старшей группе «Путешествие в страну полезных ископаемых».

- План-конспект проведения занятия в старшей группе «Вода-волшебница».

- План-конспект проведения занятия в средней группе «Дикие животные».

- План-конспект проведения занятия в подготовительной группе «Водная стихия (наводнение)».

- Экологический проект «Водная стихия» и  др.

3

3.1.

Создание эколого – развивающей среды в ДОУ:

на территории ДОУ (альпийская горка,  экологическая тропа, огород , цветники, плодово-ягодный сад и т.д.)

На территории ДОУ имеются цветники, огород.

3.2.

в помещении (экологический класс, кабинет, зимний сад, живой уголок и др.)

Нет.

3.3

в группах

-  эстетичность оформления уголков природы; доступность рациональность,  ухоженный вид растений;

Уголок природы в младшей оформлен  эстетично, доступен детям, все  растения  ухожены, соответствуют возрасту.

- безопасность;

- Уголок соответствует возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

- Обеспечено разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям.

- В достаточном количестве присутствует  материал для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;

место размещения уголка природы и его доступность;

- Созданы условия для игр с песком и водой.

- Отсутствуют ядовитые и колючие  растения и предметы, угрожающие здоровью детей.

В соответствии с сезоном присутствуют временные обитатели уголка (рассада овощных и цветочных растений).

- соответствие уголков природы возрасту детей;

- соответствие требованиям СанПиН 2.4.1. 3490-13 и основной образовательной программы дошкольного образования (п. 6.11, п. 7.5);

-наличие достаточного количества объектов:          

  • постоянных обитателей;
  • временных обитателей.

     В соответствии с сезоном присутствуют временные обитатели уголка (рассада овощных и цветочных растений).

Имеется достаточное постоянных цветущих  растений: пеларгония, фуксия, бальзамин, азалия.

- наличие оборудования для трудовой деятельности по уходу за растениями (для    рыхления, мытья, полива, орошения), наличие специальной   одежды для работы в уголке  природы (фартуки, нарукавники) и др.; хранение;

Имеется следующее оборудование для ухода за растениями: лейки для полива, палочки для рыхления, тряпочки для протирания пыли, клееночки для орошения; фартуки для трудовой деятельности, опрыскиватель. Весь материал  хранится в специальной коробке

-наличие  и оборудование мини-лаборатории, материалов  для детского экспериментирования и их   безопасность;

Оборудование мини-лаборатории: лопатки и ложки  разных размеров, цветов и формы; прозрачная и непрозрачная посуда разных размеров, сито, воронки, ёмкости (оборудование для игр и экспериментов с водой - емкости одинакового и разного объема и разной формы); лупы,  материал для экспериментирования: губки, камни, шарики, деревянные, железные, пластмассовые предметы; бросовый материал (кусочки ткани разного цвета и фактуры, тесьма, веревочки, пуговицы; пластмассы (прищепки, яйца от киндер-сюрприза, пластины); кусочки дерева, пробки, спичечные коробки; плоды разных растений (шишки, желуди); кора и ветки деревьев (береза, сосна, рябина, клен); мох; скорлупа (яичная, орехов); медицинский материал (пипетки; мерные ложки; шприцы; ватные палочки; резиновые перчатки) и др.

-  картотека опытов и экспериментов;

Имеется

-создание условий для игр с песком и водой;

Для игры с водой и песком имеются лопатки, ведра, формочки, кораблики, мелкие животные

 - наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года, животных, насекомых, растений и т. д.)

 Альбомы на темы: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Времена года», «Насекомые», «Деревья», «Цветы», «Обитатели морей»  и др.

- наличие природоведческой литературы (энциклопедии, детская литература);

Книги из серии И.Гуриной «Про кого расскажет кот (слон, тигр, белка, лама…)»; «Как появляется цветок (бабочка, лягушка)»; «Кто большой и кто маленький?»; «Чьи детки?», «Кто с нами рядышком живет?»; «Кто в Индии живет?»…Энциклопедии «Мир и человек».

- наличие обучающих игр (дидактического материала) по экологии и соответствие возрастным особенностям, в т.ч. наличие материала инновационного характера;

Обучающие игры: лото «Родная природа», «Веселые зверята», «Животные», «Чей малыш», «Чей домик?», «Большие и маленькие», «Паровозик для зверят», «Во саду и в огороде», «Времена года», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.

наличие:

 - природного материала для поделок;

  • - образцов семян растений, гербарии;
  • - аудиозаписи звуков природы;   и др.

Природный материал: шишки еловые, сосновые, лиственницы; ракушки; камушки; орехи каштана, желуди, семена (носики) клена: американского,  обыкновенного; кора и ветки деревьев (береза, сосна, рябина, клен); мох; скорлупа (яичная, орехов).

- наличие календаря природы;

- наличие календаря наблюдений (за погодой, за птицами и др. объектами);

- наличие дневников наблюдений за исследуемыми объектами;

Календарь природы соответствует возрасту детей.

- уголок дежурств (начиная со средней группы),

Нет.

4

Работа с родителями:

- наличие наглядной и справочной информации для родителей
- анализ наглядной информации для родителей в группе и др.

Наличие наглядной и справочной  информации на темы: «Осень», «Зима», «Весна»,  «Лето»; «Безопасность на воде», «Ядовитые грибы» и др.

5

Совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (акции «Накормим птиц зимой», «Насекомые -посланники природы», «Сохрани цветок», фотоальбомы по группам «Жизнь в солнечной стране», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.).

Участие в выставках: «Дары природы», «Пасхальное чудо», «Зимняя композиция»; в акциях «Накормим птиц зимой»; «Чистый участок»; изготовление кормушек.  

6.

Организация дополнительных услуг, работа кружков

Нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому воспитанию в младшей группе

Автор: Гурылина Л.ВТЕМА:"Прогулка по осеннему саду"Задачи:Образовательные: - Обобщить знания детей о живой природе;- Расширить знания детей о деревьях и лесных растениях;- Закрепить знания названий де...

«Организация речевого уголка в группе ДОУ».

Консультация для воспитателей...

Содержание речевых уголков в группах ДОО

Консультация для воспитателей...

Мастер - класс для воспитателей по теме "наполнение музыкального уголка в группе ДОО"

Презентация по изготовлению детских музыкальных инструментов из бросового материала....

"Оформление уголков в группе детского сада"

Важной частью оформления в группе являются  тематические уголки. Чем ярче и насыщеннее  они будут, тем интереснее и с пользой ребенок проведет  время в детском саду....

Консультация для воспитателей ДОУ "Содержание музыкального уголка в группе"

Музыкальный уголок – необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Материал данной консультации поможет воспитателям организовать музыкальный ...