Урок окружающего мира "Ноябрь - зиме родной брат".
план-конспект урока по природоведению
Данный урок входит в состав межпредметного модуля "Скоро зима", который рассчитан для учащихся 1 классов по предметам: окружающий мир, обучение грамоте и урок письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира в 1 классе "Ноябрь-зиме родной брат" | 361.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Китаева Наталья Валерьевна |
Район | Володарский район, Нижегородская область, п. Новосмолинский |
Место работы | МАОУ СШ № 8 |
Должность | учитель начальных классов |
Общая информация | ||
Модуль | «Скоро Зима» | |
УМК | «Начальная школа ХХ1 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой | |
Межпредметный модуль | Тема урока | Урок окружающего мира «Ноябрь- зиме родной брат». |
Тема урока | Урок обучения чтению. Звуки З,з и С,с и обозначение их буквами Зз и Сс | |
Тема урока | Урок обучения письму. Письмо заглавной и строчной буквы Зз, Сс | |
Тема урока | Урок изо | |
Тип урока | Уроки общеметодологической направленности. | |
Цель, задачи | Цель: установить главные признаки начала зимы. Задачи: познакомить с зимними явлениями, научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений, животных, деятельностью человека. | |
Необходимое оборудование | Учебник Окружающий мир (часть 1) Виноградова Н.Ф., презентация в программе Power Point, рабочий лист, конверт с карточками, цветные карандаши, клей-карандаш, магниты-смайлики, магниты с фото детей, ёлочки и бусины, ноутбук, проектор. | |
Дидактическое обеспечение | Карточки – картинки с зимними признаками. | |
Дата проведения | 27.11.2019 |
Планируемые результаты урока | ||
|
| |
|
| |
|
Регулятивные УУД. Составление плана и последовательности действий. | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Самоконтроль, самопроверка, взаимоконтроль на основе критериального (формирующего) оценивания |
Литература и Интернет-ресурсы | ||
Основная | Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Учебник для учащихся 1 классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. | |
Дополнительная | Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2010. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи: дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2007. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : метод. рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2006. | |
Интернет-ресурсы | Сайт: Электронные образовательные ресурсы https://rosuchebnik.ru Инфоурок Учи.ру Школа: https://interneturok.ru/ | |
ЭОРы | Инфоурок.ру https://infourok.ru/ |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) | ||
1 Оргмомент | Проверка готовности учащихся к уроку. Выявление отсутствующих. Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга с приветствием. Тихо сели. Руки на месте! Ноги на месте! Голова и спина прямая! Умные глазки смотрят на меня! | Проверяют готовность к уроку. Смотрят попарно друг на друга с улыбкой. Садятся. | |||
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Давайте вспомним о нашей утренней экскурсии с помощью рифмовки. Совместно с учителем: А сейчас у нас урок окружающего мира. На этих уроках мы учимся …….. Сегодня на уроке я хочу вам подарить путешествие в удивительный мир родной природы. | Речь с движением: «Как на горке» Как на горке - снег, снег, (встаем с вытянутыми руками на носочки) И под горкой - снег, снег, (приседаем) И на елке - снег, снег, (встаем с вытянутыми руками на носочки) И под елкой - снег, снег (приседаем) А под снегом спит медведь (склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку) Тише, тише. Не шуметь! (прикладывает палец к губам). Садятся за парты. Дети хором: Наблюдать, рассказывать, думать и анализировать. | Личностные УУД Осознание языка как основного средства человеческого общения. Умение высказывать собственные суждения и давать им обоснования. | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.) | Тему нашего урока-путешествия вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Перед вами на доске картина-пазл. Предлагаю отгадать загадки и узнать тему урока. 1.Снег на полях, Лед на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? 2.Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? 3. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. 4. Явилась вслед за осенью Я по календарю. Я самый лучший праздник вам На радость подарю! А землю белым снегом я Укутала сама. Ребята, отгадайте-ка, Ну, кто же я? Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: а когда к нам придёт зима? Ребята, у каждого из вас на парте лежит лист бумаги, переверните его, пожалуйста. --Какое время года изображено на картинке, которую вы собрали? -– Как вы узнали, что это зима? – Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке? А кто мне скажет: когда нам ждать её? Совершая путешествие в природу, мы определим признаки зимы «Чем зима отличается от других времен года» и получим свою зимнюю картину. Я знаю, вы любите отгадывать загадки. Я приготовила для вас несколько. Слушайте внимательно и только после того, как закончу читать - скажите мне отгадку (загадки про зимние месяца) 1. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его — всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. 2. По счету первым он идет, С него начнется новый год. Открой скорее календарь, Читай! Написано – … 3. После братца января Очередь пришла моя. А со мной два снежных друга: Зимняя метель и вьюга. Правильно ребята, а что их объединяет? Сегодня на уроке мы с вами вместе попытаемся выяснить: какие бывают признаки зимы. | Дети отгадывают загадки: зима. 1.Зимой. 2.Зимой. 3.Зима. 4. Зима. По календарю – 1 декабря. Дети собирают из 4 частей одну картину. Изображена зима. На картине снег, деревья без листвы, дети одеты тепло и лепят снеговика. Мы будем говорить о зиме. Ответы детей: через несколько дней, неделю, скоро. Ждать её надо через четыре дня. Слушают и отгадывают загадки 1.Декабрь 2.Январь 3.Февраль Ответы детей: это зимние месяцы. | Личностные УУД Осознание языка как основного средства человеческого общения. Предметные УУД Знать названия зимних месяцев. . Коммуникативные УУД Уметь принимать участие в учебном сотрудничестве. | ||
3. Выявление места и причины затруднения. (Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.) | - Первый признак зимы мы узнаем из песенки. Послушайте внимательно. (Звучит детская песня о снеге). - О каком главном признаке зимы поется в песне? - Найдите на наших картинах снег. Опишите, какой он, снег? -Что такое снег? - Послушайте и скажите, о чем так говорят:
Светло-пушистая, Искристая, белая, Какая чистая, Какая смелая! Все снежинки разные, нет даже двух одинаковых снежинок. Но у всех у них шесть лучиков. Возьмем карандаш голубого цвета и нарисуем несколько снежинок на нашей картине. Физминутка про снежинку А вы знаете, как получаются снежинки? Хотите узнать? - Получить на это ответы поможет видео. Как образуются снежинки? | Дети слушают песенку и дают ответы. О снеге. Дети отвечают, каким бывает снег: белый, пушистый, холодный, искристый, блестящий. Снег — замёрзшие капельки воды (вода). О снежинках. Дети достают голубой карандаш и рисуют снежинки. Выполняют зарядку с видеосопровождением. Да, хотим! Просмотр видеоролика (видео слайд) Зимой вода превращается из жидкого состояния в твёрдое, она может быть в форме снежинки, снега, льда. | Предметные УУД
Коммуникативные УУД Накопление речевого опыта. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Ну а сейчас, мы снова рассмотрим внимательно нашу картину. Кто изображён на ней? Почему дети так одеты? - Почему вы выбрали эту одежду? Работа с картиной (в конверте карточки) Ребята, картина наша необычная, с обратной стороны у неё есть конверт, в котором находятся карточки. Ваша задача определить, что из них относится к признакам зимы. Лишние картинки убрать в конверт. 1. Если вы выбрали правильно все необходимые картинки, справились самостоятельно, без помощи учителя или соседа по парте - закрасьте первый зелёный шарик в правом верхнем углу. Если были ошибки - жёлтый шарик. Если было, непонятно, трудно -красный. 2.Если вы распределили картинки по группам, выполнили так же всё правильно, снова нарисуйте себе зелёный шарик. 3. А теперь необходимо красиво и правильно расположить картинки на вашем рабочем листе вокруг основной картины и приклеить. Оцените свою работу. Получилось ли у нас найти все признаки зимы? Давайте проверим. Физминутка про ёлку. Достаньте из проектной папки аппликацию «Ёлочка», которую вы изготовили на уроке технологии. Утром, во время прогулки мы с вами обратили внимание, что большинство деревьев с обнажёнными ветвями, без листьев, Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. – Но не все деревья сбрасывают листья. Какие остаются с листвой? Листья - иголочки покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз. | Зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться. Дети перечисляют названия зимних вещей: шуба, шапка, варежки, валенки. Потому что эта одежда зимняя, она тёплая. Рассматривают картинки. Дети выбирают птиц: сорока, снегирь, синица. Звери: лось, лиса, заяц. Сюжетные картинки: катание на санках, зимний пейзаж, украшенная ёлка. Лишние картинки: радуга, цветы, грибы. Выбирают нужные и приклеивают на свой лист. Дети оценивают каждый этап своей работы. Раскрашивают шарики-смайлики: зелёным, жёлтым или красным цветом. Да. Дети сравнивают свою работу с образцом (слайд на экране) и рефлексируют по результатам предыдущей деятельности. Выполняют зарядку с видео сопровождением. Ель, сосна, ёлка. | Логические УУД Анализ слов в столбиках: смысловой, структурный, языковой Познавательные УУД Активизация оперативной памяти, восприятие информации Регулятивные УУД Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | ||
5. Реализация построенного проекта. (Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.) |
-Ребята, теперь с помощью ваших картин давайте еще раз вспомним «Как отличить зиму от другого времени года» Словесное поощрение учителя. Кто готов показать свою выполненную работу? Предлагаю выйти и показать ваш рабочий лист, по два человека с каждого ряда. | Признаки зимы: Дни становится холодно; идёт снег, люди тепло одеваются. Дети поднимают руки. Дети выходят с рабочими листами – картинами. | Коммуникативные УУД Умение высказывать собственные суждения и давать им обоснования. | ||
6. Включение в систему знаний и повторение. (Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.) | За ваше усердие матушка-зима дарит вам подарок. Стихотворение о зиме. Пришла зима Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. На елке разукрашенной Фонарики качаются. Пусть зимушка веселая Подольше не кончается! И.Черницкая Какие признаки зимы прозвучали в стихотворении? |
Дети слушают стихотворение. Катание детей на коньках, санках, лыжах, елки нарядные, горят огоньки. | Предметные УУД Находить отличия зимы от других времён года; | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. (Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.) | Наш зимний урок подходит к концу. Давайте подведём его итог. Зимушка-зима спрашивает: -Посмотрите на шкалу успеха: правильность, аккуратность, самостоятельность. Отметьте уровень своей работы на уроке. Все ваши смайлики с вашей зимней картины сейчас превратятся в новогодние ёлочные шары, посмотрите, какая у меня красивая коробочка, в ней лежат подарки от зимы - ваши цветные шарики-наклейки. Вам нужно нарядить верхний ярус ёлочки шариками-смайликами, которые вы заработали во время урока. Вы сегодня молодцы! Порадовали зиму своей работой на уроке. Продолжим нашу работу на уроках обучения чтению и письма. |
П А С Дети на своих рабочих листах отмечают уровень. Дети украшают верхний ярус ёлочки. Зелёный смайлик – я доволен работой, всё знаю и могу объяснить. Жёлтый смайлик – я могу работать лучше. Красный смайлик – сегодня у меня не всё получилось, но я постараюсь на следующем уроке. | Регулятивные УУД Оценка своей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе на тему «Братья наши меньшие»
Урок внеклассного чтения на основе рассказа П.Краснова "Шатохи". Урок внеклассного чтения на основе рассказа Петра Краснова «Шатохи»....
по ознакомлению с окружающим "Признаки Зимы"
Данный конспект индивидуального коррекционно развивающего занятия по ознакомлению с окружающим составлен для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в...
Интегрированное занятие по окружающему миру "Зимующие птицы"
Интегрированное занятие по окружающему миру. В конкурсе "Лучшее занятие 2010 года" г. Сосновоборск Красноярский край - 2 место. Конспект занятия, 3 презентации....
Рельеф Кемеровской области к уроку Окружающий мир 4 класс ( Раздел "Рельеф родного края")
Материал приготовлен к уроку "Окружающий мир" 4 кл. по теме: Рельеф родного края (Кемеровская область) В материале рассказывается о Кузнецкой котловине, Горной Шории, Кузнецкий Алатау....
Презентация к уроку окружающего мира "Перелётные и зимующие птицы" 4 класс VIII вида
Данная презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Перелётные и зимующие птицы" 4 класс VIII вида...
Презентация к уроку окружающего мира "Учимся различать деревья и кустарники зимой" (ПНШ, 1 класс)
Презентация к уроку окружающего мира "Учимся различать деревья и кустарники зимой" (ПНШ, 1 класс)...
Статья на тему: " Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе родного края посредством организации тематических экскурсий на уроках окружающего мира".
Экологическая пpoблeмa взaимoдeйствия чeлoвeкa и пpиpoды, a тaкжe влияния чeлoвeкa нa oкpужaющую сpeду пpинялa oгpoмныe мaсштaбы. В услoвиях глубoкoгo экoлoгичeскoгo кpизисa усиливaeтся знaч...