Урок окружающего мира "Ноябрь - зиме родной брат".
план-конспект урока по природоведению

Данный урок входит в состав межпредметного модуля "Скоро зима", который рассчитан для учащихся 1 классов по предметам: окружающий мир, обучение грамоте и урок письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Китаева Наталья Валерьевна

Район

Володарский район, Нижегородская область, п. Новосмолинский

Место работы

МАОУ СШ № 8

Должность

учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

  «Скоро Зима»

УМК

«Начальная школа ХХ1 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Межпредметный модуль

Тема урока

 Урок окружающего мира   «Ноябрь- зиме родной брат».

Тема урока

Урок обучения чтению. Звуки З,з и С,с и обозначение их буквами Зз и Сс

Тема урока

Урок обучения письму.  Письмо заглавной и строчной буквы Зз, Сс

Тема урока

Урок изо

Тип урока

Уроки  общеметодологической направленности.

Цель, задачи

Цель: установить главные признаки начала зимы.

Задачи: познакомить с зимними явлениями,  научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений, животных, деятельностью человека.

Необходимое оборудование

Учебник Окружающий мир (часть 1) Виноградова Н.Ф., презентация в программе Power Point, рабочий лист, конверт с карточками, цветные карандаши, клей-карандаш, магниты-смайлики, магниты с фото детей, ёлочки и бусины, ноутбук, проектор.

Дидактическое обеспечение

Карточки – картинки с зимними признаками.

Дата проведения

27.11.2019

Планируемые результаты  урока

  • Личностные УУД
  • Осознание языка как основного средства человеческого общения. Умение высказывать собственные суждения и давать им обоснования.

  • Предметные УУД
  • уметь определять признаки наступления зимы (природные и по календарю);
  • находить отличия зимы от других времён года;
  • знать названия зимних месяцев.

  • Метапредметные


(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Коммуникативные УУД. Накопление речевого опыта. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции. Умение  принимать участие в учебном сотрудничестве.
  • Познавательные УУД. Подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Регулятивные УУД. Составление плана и последовательности действий.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

      Самоконтроль,  самопроверка, взаимоконтроль на основе критериального (формирующего) оценивания

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Учебник для учащихся     1 классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч.

Дополнительная

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи: дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : метод. рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2006.

Интернет-ресурсы

 Сайт: Электронные образовательные ресурсы https://rosuchebnik.ru

Инфоурок

Учи.ру

Школа: https://interneturok.ru/

ЭОРы

  Инфоурок.ру   https://infourok.ru/

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1 Оргмомент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Выявление отсутствующих.

Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга с приветствием. Тихо сели.

Руки на  месте! Ноги на месте! Голова и спина прямая! Умные глазки смотрят на меня!

Проверяют готовность к уроку.

Смотрят попарно друг на друга с улыбкой. Садятся.

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Давайте вспомним о нашей утренней экскурсии с помощью  рифмовки.

Совместно с учителем:

А сейчас  у нас урок окружающего мира. На этих уроках мы учимся …….. 

Сегодня на уроке я хочу вам подарить путешествие в удивительный мир родной природы.

Речь с движением:

«Как на горке»

 Как на горке - снег, снег, (встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под горкой - снег, снег, (приседаем)

И на елке - снег, снег, (встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под елкой - снег, снег (приседаем)

А под снегом спит медведь (склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь! (прикладывает палец к губам).

 Садятся за парты.

Дети хором: 

Наблюдать, рассказывать, думать и анализировать.

Личностные УУД

Осознание языка как основного средства человеческого общения. Умение высказывать собственные суждения и давать им обоснования.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

(Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.)

Тему нашего урока-путешествия  вы узнаете, если отгадаете мои загадки.  Перед вами на доске картина-пазл. Предлагаю отгадать загадки  и узнать тему урока.

1.Снег на полях, Лед на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает?

2.Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

3. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила.

4. Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я?

Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: а когда к нам придёт зима?

Ребята, у каждого из вас на парте лежит лист бумаги, переверните его, пожалуйста.

--Какое время года изображено на картинке, которую вы собрали?

-– Как  вы узнали, что это зима?

– Как вы думаете, о каком времени года  мы будем говорить сегодня на уроке? А кто мне скажет: когда нам ждать её?

Совершая путешествие  в природу,  мы определим признаки зимы  «Чем зима отличается от других времен года» и получим свою зимнюю картину.

Я знаю, вы любите отгадывать загадки. Я приготовила для вас несколько. Слушайте внимательно и только после того, как закончу читать -  скажите мне отгадку (загадки про зимние месяца)

1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его — всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

2. По счету первым он идет,

С него начнется новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано – …

3. После братца января

Очередь пришла моя.

А со мной два снежных друга:

Зимняя метель и вьюга.

Правильно ребята, а что их объединяет?

Сегодня на уроке мы с вами вместе попытаемся выяснить: какие бывают признаки зимы.

Дети отгадывают загадки: зима.

1.Зимой.

2.Зимой.

3.Зима.

4. Зима.

По календарю – 1 декабря.

Дети собирают из 4 частей одну картину.

Изображена зима.

На картине снег, деревья без листвы, дети одеты тепло и лепят снеговика.

Мы будем говорить о зиме.

Ответы детей: через несколько дней, неделю, скоро. Ждать её надо через четыре дня.

Слушают и отгадывают загадки

1.Декабрь

2.Январь

3.Февраль

Ответы детей: это зимние месяцы.

Личностные УУД

Осознание языка как основного средства человеческого общения.

Предметные УУД

Знать названия зимних месяцев.

.

Коммуникативные УУД

Уметь принимать участие в учебном сотрудничестве.

3. Выявление места и причины затруднения.

(Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.)

- Первый признак зимы мы узнаем из песенки. Послушайте внимательно. (Звучит детская песня о снеге).

- О каком главном признаке зимы поется в песне?

- Найдите на наших картинах  снег. Опишите,  какой он, снег?

-Что такое снег?

- Послушайте и скажите, о чем так говорят:

 

Светло-пушистая,

Искристая, белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Все снежинки разные, нет даже двух одинаковых снежинок. Но у всех у них шесть лучиков.  Возьмем карандаш голубого цвета и нарисуем несколько снежинок на нашей картине.

Физминутка про снежинку

А вы знаете, как получаются снежинки? Хотите узнать?

- Получить на это ответы поможет видео.

Как образуются снежинки?

Дети слушают песенку и дают ответы.

О снеге.

Дети отвечают,  каким бывает снег: белый, пушистый, холодный, искристый, блестящий.

Снег — замёрзшие капельки воды (вода).

О снежинках.

 Дети достают голубой карандаш и рисуют снежинки.

Выполняют зарядку с видеосопровождением.

 Да, хотим!

Просмотр видеоролика  

(видео слайд)

Зимой вода превращается из жидкого состояния в твёрдое, она может быть в форме снежинки, снега, льда.

Предметные УУД

  • Уметь определять признаки наступления зимы (природные и по календарю);

Коммуникативные УУД

 Накопление речевого опыта. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

4. Построение проекта выхода из затруднения 

("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Ну а сейчас, мы снова рассмотрим внимательно нашу картину. Кто изображён на ней? Почему дети так одеты?

 - Почему вы выбрали эту одежду?

Работа с картиной  (в конверте карточки)

Ребята,  картина наша необычная, с обратной стороны у неё  есть конверт, в котором находятся  карточки. Ваша задача определить, что из них относится к признакам зимы. Лишние картинки убрать в конверт.

1. Если вы выбрали правильно все необходимые картинки, справились самостоятельно, без помощи учителя или соседа по парте -  закрасьте первый зелёный шарик в правом верхнем углу. Если были ошибки - жёлтый шарик. Если было, непонятно, трудно -красный.

2.Если вы распределили картинки  по группам, выполнили так же всё правильно, снова нарисуйте себе зелёный шарик.

3. А теперь необходимо красиво и правильно расположить картинки на вашем рабочем листе вокруг основной картины и приклеить. Оцените свою работу.

Получилось  ли у нас найти все признаки зимы?

Давайте проверим.

Физминутка про ёлку.

Достаньте из проектной папки аппликацию «Ёлочка», которую вы изготовили на уроке технологии.

Утром, во время прогулки мы с вами обратили внимание, что большинство деревьев с обнажёнными ветвями, без листьев, Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

– Но не все деревья сбрасывают листья. Какие остаются с листвой?

 Листья - иголочки покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться. Дети перечисляют названия зимних вещей: шуба, шапка, варежки, валенки.

Потому что эта одежда зимняя, она тёплая.

Рассматривают картинки.

Дети выбирают птиц: сорока, снегирь, синица.

Звери: лось, лиса, заяц.

Сюжетные картинки: катание на санках, зимний пейзаж, украшенная ёлка.

Лишние картинки: радуга, цветы, грибы.

Выбирают нужные и приклеивают на свой лист.

Дети оценивают каждый этап своей работы. Раскрашивают шарики-смайлики: зелёным, жёлтым или красным цветом.

Да.

Дети сравнивают свою работу с образцом (слайд на экране) и  рефлексируют по результатам предыдущей деятельности.

Выполняют зарядку с видео сопровождением.

Ель, сосна, ёлка.

 Логические УУД

Анализ слов  в столбиках: смысловой, структурный, языковой

Познавательные УУД

Активизация оперативной памяти, восприятие информации

Регулятивные УУД

Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

5. Реализация построенного проекта.

(Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.)

 

-Ребята,  теперь с помощью ваших  картин  давайте еще раз вспомним  «Как отличить зиму от другого времени года»

Словесное поощрение учителя.

Кто готов показать свою выполненную работу?

Предлагаю выйти и показать ваш рабочий лист, по два человека с каждого ряда.

Признаки зимы:

Дни становится холодно; идёт снег, люди тепло одеваются.

Дети поднимают руки.

Дети выходят с рабочими листами – картинами.

Коммуникативные УУД

Умение высказывать собственные суждения и давать им обоснования.

6. Включение в систему знаний и повторение.

(Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.)

За ваше усердие матушка-зима  дарит вам подарок.

Стихотворение о зиме.

Пришла зима

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

И.Черницкая

Какие признаки зимы прозвучали в стихотворении?

 

Дети слушают стихотворение.

Катание детей на коньках, санках, лыжах, елки нарядные, горят огоньки.

Предметные УУД

Находить отличия зимы от других времён года;

9. Рефлексия учебной деятельности.

(Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.)

Наш зимний урок подходит к концу. Давайте подведём его итог.

Зимушка-зима спрашивает:

 -Посмотрите на шкалу успеха: правильность, аккуратность, самостоятельность. Отметьте  уровень своей работы на уроке.

Все ваши смайлики с вашей зимней картины сейчас превратятся в новогодние ёлочные шары, посмотрите, какая у меня красивая коробочка, в ней лежат подарки от зимы - ваши  цветные шарики-наклейки.

Вам нужно нарядить верхний ярус ёлочки шариками-смайликами, которые вы заработали во время урока.

Вы сегодня молодцы! Порадовали зиму своей работой на уроке. Продолжим нашу работу на уроках обучения чтению и письма.

 

           П          А            С

Дети на своих рабочих листах отмечают уровень.

Дети украшают верхний ярус ёлочки.

Зелёный смайлик – я доволен работой, всё знаю и могу объяснить.

Жёлтый смайлик –  я могу работать лучше.

Красный  смайлик – сегодня  у меня не всё получилось, но я постараюсь на следующем уроке.

Регулятивные УУД

Оценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе на тему «Братья наши меньшие»

Урок внеклассного чтения на основе рассказа П.Краснова "Шатохи". Урок внеклассного чтения на основе рассказа Петра Краснова «Шатохи»....

по ознакомлению с окружающим "Признаки Зимы"

Данный конспект индивидуального коррекционно развивающего занятия по ознакомлению с окружающим составлен для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в...

Интегрированное занятие по окружающему миру "Зимующие птицы"

Интегрированное занятие по окружающему миру.  В конкурсе "Лучшее занятие 2010 года"  г. Сосновоборск Красноярский край - 2 место. Конспект занятия, 3 презентации....

Рельеф Кемеровской области к уроку Окружающий мир 4 класс ( Раздел "Рельеф родного края")

Материал приготовлен к уроку "Окружающий мир" 4 кл. по теме: Рельеф родного края (Кемеровская область) В материале рассказывается о Кузнецкой котловине, Горной Шории, Кузнецкий Алатау....

Презентация к уроку окружающего мира "Перелётные и зимующие птицы" 4 класс VIII вида

Данная презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Перелётные и зимующие птицы" 4 класс VIII вида...

Презентация к уроку окружающего мира "Учимся различать деревья и кустарники зимой" (ПНШ, 1 класс)

Презентация к уроку окружающего мира "Учимся различать деревья и кустарники зимой" (ПНШ, 1 класс)...

Статья на тему: " Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе родного края посредством организации тематических экскурсий на уроках окружающего мира".

Экологическая пpoблeмa взaимoдeйствия чeлoвeкa и пpиpoды, a тaкжe влияния чeлoвeкa нa oкpужaющую сpeду пpинялa oгpoмныe мaсштaбы. В услoвиях глубoкoгo экoлoгичeскoгo кpизисa усиливaeтся знaч...