РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса коррекционной школы
рабочая программа по природоведению (5 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА «Коррекционная школа-интернат», на основе программы В.В. Воронковой, Л.В. Кмытюк (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/Под редакцией В.В. Воронковой.-М.: Просвещение, 2006.-191 с.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5_klass_feoktistova_i.a.docx | 40.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай
«Коррекционная школа-интернат»
РАССМОТРЕНА на заседании МО Руководитель МО ________ И.А. Феоктистова Протокол № ___ от «___» ___________2018 г. | СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора ___________ А.Н. Кобелева «___» _____________ 2018 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор ________ М.В. Смышляева Приказ №____ от «__» __________ 2018 г. | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению
для 5 класса
г. Горно-Алтайск
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА «Коррекционная школа-интернат», на основе программы В.В. Воронковой, Л.В. Кмытюк (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/Под редакцией В.В. Воронковой.-М.: Просвещение, 2006.-191 с.)
Для реализации рабочей программы используется учебник:
Хлебосолова, О.А. Природоведение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О.А Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
В процессе изучения окружающего мира у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих специфические нарушения памяти, внимания, мышления должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека, развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Рабочая программа по учебному предмету « Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и проведение опытов, экскурсии, практические работы.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).
Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - естествознания и географии.
Рабочая программа разработана с учётом психофизических особенностей обучающихся 5 класса с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, индивидуальный подход в обучении, создание специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта.
На данный учебный предмет отведено 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Обучающиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические работы;
- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Содержание предмета
I четверть
Раздел 1. Окружающий нас мир.
Дом, в котором мы живем. Наша школа. Домашний адрес. Адрес школы. Природа пашей местности вокруг нас.
Раздел 2. Сезонные изменения в природе.
Погода (температура воздуха). Погода (осадки ветер). Погода. Прогноз погоды. Погода и мы.
Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы.
Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года. Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы.
Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета.
Раздел 3. Наша страна.
Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы.
Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы). Города нашей Родины. Средства сообщения между городами.
Раздел 4. Природа нашей Родины: «Неживая природа».
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы.
II четверть
Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства.
Раздел 5. Природа нашей Родины: «Живая природа».
Растения леса. Деревья, кустарники. Травы и грибы. Животные леса. Звери. Птицы.
III четверть
Насекомые. Растения сада. Декоративные растения.
Растения сада (экскурсия). Животные сада.
Растения огорода. Друзья огородных растений.
Растения поля: зерновые культуры. Вредители полей.
Растения луга травы. Животные луга.
Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
Растения болота. Животные болота. Растения и животные водоемов.
Раздел 6. Охрана здоровья человека.
Человек - часть природы. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Человек - часть природы. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. Внутренние органы.
Значение правильной осанки для здоровья человека, правильного питания и дыхания.
IV четверть
Человек - часть природы. Предупреждение заболеваний. Вред курения и употребления алкоголя. Наркозависимость. Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.
Раздел 7. Охрана природы и экология.
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Экскурсия в природу.
Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира.
Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.
Раздел 8. Труд на пришкольном участке.
Посев и посадка растений. Весенняя обработка почвы. Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.
Практическая работа «Выращивание комнатных растений». Экскурсия в природу.
Природа и наше будущее. Повторение курса.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
I четверть (17 ч.) | |||||
Раздел 1. Окружающий нас мир | |||||
1 | Дом, в котором мы живем. | 1 | |||
2 | Домашний адрес. | 1 | |||
3 | Природа нашей местности вокруг нас. | 1 | |||
Раздел 2. Сезонные изменения в природе | |||||
4 | Погода. Практическая работа «Измерение температуры воздуха». | 1 | |||
5 | Погода (осадки, ветер). | 1 | |||
6 | Погода. Прогноз погоды. Погода и мы. | 1 | |||
7 | Смена времен года. Календарь природы. | 1 | |||
8 | Высота Солнца. Экскурсия в природу. | 1 | |||
9 | Осень. | 1 | |||
10 | Зима. | 1 | |||
11 | Весна. | 1 | |||
12 | Лето. | 1 | |||
Раздел 3. Наша страна | |||||
13 | Российская Федерация. Многонациональное население. | 1 | |||
14 | Москва столица нашей Родины. | 1 | |||
15 | Транспорт в Москве. | 1 | |||
16 | Проверочная работа за 1 четверть. | 1 | |||
17 | Города нашей Родины. | 1 | |||
II четверть (14 ч.) | |||||
Раздел 4. Природа нашей Родины. Неживая природа | |||||
18 | Разнообразие поверхности (рельеф). | 1 | |||
19 | Почвы. | 1 | |||
20 | Вода в природе. | 1 | |||
21 | Свойства воды. | 1 | |||
22 | Воздух. Значение воздуха. | 1 | |||
23 | Ветер - движение воздуха. | 1 | |||
24 | Температура воздуха. | 1 | |||
25 | Экскурсия в природу. | 1 | |||
26 | Полезные ископаемые. | 1 | |||
27 | Полезные ископаемые. | 1 | |||
28 | Проверочная работа за 2 четверть. | 1 | |||
Раздел 5. Живая природа | |||||
29 | Растения леса. Деревья, кустарники. | 1 | |||
30 | Травы и грибы. | 1 | |||
31 | Животные леса. Звери. | 1 | |||
III четверть (22 ч.) | |||||
32 | Птицы леса. | 1 | |||
33 | Насекомые. | 1 | |||
34 | Растения сада. | 1 | |||
35 | Декоративные растения. | 1 | |||
36 | Экскурсия в природу. | 1 | |||
37 | Животные сада. | 1 | |||
38 | Растения огорода. | 1 | |||
39 | Друзья и вредители огородных растений. | 1 | |||
40 | Растения поля. | 1 | |||
41 | Вредители полей. Проверочная работа по теме «Живая природа». | 1 | |||
42 | Растения луга: травы. | 1 | |||
43 | Животные луга. | 1 | |||
44 | Растения и животные болота. | 1 | |||
45 | Растения водоемов. | 1 | |||
46 | Животные водоемов. | 1 | |||
47 | Проверочная работа за 3 четверть. | 1 | |||
Раздел 6. Охрана здоровья человека | |||||
48 | Человек - часть природы. Строение тела человека. | 1 | |||
49 | Человек - часть природы. Органы чувств. | 1 | |||
50 | Внутренние органы. | 1 | |||
51 | Значение правильной осанки, правильного питания и дыхания. | 1 | |||
52 | Экскурсия в природу. | 1 | |||
53 | Человек - часть природы. | 1 | |||
IV четверть (17 ч.) | |||||
54 | Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья. | 1 | |||
Раздел 7. Охрана природы и экология | |||||
55 | Охрана природы. | 1 | |||
56 | Чистота воздуха, почвы, водоемов. | 1 | |||
57 | Экскурсия в природу. | 1 | |||
58 | Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. | 1 | |||
59 | Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». | 1 | |||
60 | Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». | 1 | |||
61 | Человек и разрушения в природе. | 1 | |||
62 | Экологические катастрофы. | 1 | |||
63 | Проверочная работа за 4 четверть. | 1 | |||
Раздел 8. Труд на пришкольном участке | |||||
64 | Посев и посадка растений. | 1 | |||
65 | Посев и посадка растений. | 1 | |||
66 | Уход за растениями: полив, прополка. | 1 | |||
67 | Уход за растениями: полив, прополка. | 1 | |||
68 | Практическая работа «Выращивание комнатных растений» | 1 | |||
69 | Практическая работа «Выращивание комнатных растений». | 1 | |||
70 | Экскурсия в природу. Природа и наше будущее. | 1 |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание, причина корректировки | Согласование с заместителем директора | Дата проведения урока | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида
Данный материал представляет собой рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида по письму, чтению, математике, развитию речи, игротерапии....
Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс
Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс...
Рабочая программа по музыке для коррекционной школы 8 вида. 7,8 классы
Программа по музыке для малокомплектых коррекционных классов школы 8 вида...
Рабочая программа для 9 класса коррекционной школы
Полный текст материала Рабочая програма для ученика 9 класса специальной (коррекционной) школы. рабочая программа составлена на основепрограммы 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений...