Кейс-урок по окружающему миру "Путешествие по материкам"
план-конспект урока по природоведению на тему

Наумова Галина Анатольевна

Урок окружающего мира во 2 классе(групповая работа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный проект кейс- урока 

слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях»

     

Выполнила:    Наумова Галина Анатольевна,

МБОУ «Пятинская СОШ,

учитель начальных классов»

                                                                           

                                                                                                                                         

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Авторы учебника: А.А. Плешаков

Тема урока: Путешествие по материкам

Цели урока:

  1. создать условия для расширения и углубления знаний учащихся об особенностях природы и жизни людей на разных материках;
  2. способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи и кругозора учащихся;
  3. создать условия для воспитания информационной культуры младшего школьника;
  4. содействовать развитию универсальных учебных действий:

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание

- извлекать необходимую информацию из текста

 Регулятивные:

- самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы

- формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении поискового характера

Контролировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива

Коммуникативные:

-  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

- управлять поведение партнера- контроль, коррекция, оценка его действий

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

-формировать позитивную самооценку

Осваиваемые понятия: материк, части света

Планируемые результаты: учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя ее жителями; научатся находить материки на карте мира; работать в группе; готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

Тип урока: урок- путешествие

Оборудование: карта материков, мультимедийный проектор

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Позвольте начать урок с загадки:

Под одною голубой

Общей крышей мы живем,

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Что это, ребята?

- Правильно, это наша земля.  Каждому из вас наверное очень хочется побывать в каждом уголке планеты. Объехать весь мир- мечта для многих почти неосуществимая. Но не огорчайтесь- можно путешествовать и заочно. Что нам понадобится в путешествии? (ответы детей)

-Что такое карта? (Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков)

- Что значит уметь читать карту? (понимать условные обозначения)

- какие цвета вы на ней видите? Что они обозначают? Какого цвета больше на карте? Как называются огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой? А как называются огромные водные просторы?

Обратимся к учебнику с 96

- сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие по земному шару. Первым совершил кругосветное путешествие Фернанд Магеллан.

 http://traveller-world.pp.ua/publ/velikie_puteshestvenniki/xv_vek/fernand_magellan/4-1-0-15

   

- Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?

- Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.

- В кругосветное путешествие мы отправимся на корабле.

- На  корабле должен быть капитан . Он укажет нам путь к материку и поделится с нами очень интересной информацией. (Выбирается капитан) на  корабле путешествуют эксперты:

1. Эксперт по географическому положению

2. Эксперт по растительному миру

3. Эксперт по животному миру

4. Эксперт по  населению

(Учащиеся заранее делятся на группы, которые будут собирать материал по материкам, 1 группа- Евразия, 2- Африка и т.д)

- А можно сразу нам начать работать в группах?

Нам нужно знать какие-то правила и роли.

(на доске)

- уметь слушать и понимать других

- перебивать партнера

-работать тихо, говорить вполголоса

- говорить спокойно, ясно и только по делу.

- мешать друг другу

- работать сообща

- уметь договариваться

- Какие правила нам подходят? (обсуждение уч-ся)

Капитан команд:

- Организует обсуждение и вовлекает всех в работу

- Записывает все предложения группы

- Следит за соблюдением времени на работу группы

 - Отплываем в наше путешествие из порта города Мурманск и поплывем по Северному Ледовитому океану.

Кейс для капитана

  • В 1519 году из испанского порта Севилья  отправилась экспедиция Ф. Магеллана. Экспедиция продолжалась 3 года. Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через океан, который был спокоен. Магеллан назвал его Тихим. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли., доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное  водное пространство- Тихий океан.  Да, он еще и самый глубокий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли.

     До наших дней сохранился бортовой журнал, мореплаватели записывали все об увиденных землях. По их записям мы сейчас попробуем догадаться: какие материки встретились на их пути.

  •  Второй по площади океан - Атлантический. По одной из версий океан получил название от мифического континента Атлантида.
  • Самый теплый- Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.
  • Самый маленький океан- северный Ледовитый. Он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом.
  • Все 4 океана образуют огромную массу воды, которую называю мировым океаном. Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.
  • Ю́жный океа́н  условное название вод трёх океанов (ТихогоАтлантического и Индийского), окружающих Антарктиду и неофициально выделяемых иногда как «пятый океан», не имеющий, однако, чётко очерченной островами и континентами северной границы.

Кейс для экспертов  Евразии

  • Евразия - Самый большой материк называется Евразия. Он так велик, что его делят на две части света- Европу и Азию. Именно в Евразии находится наша Родина - Российская Федерация. Россия расположена в обеих частях света. В Европе уже почти не осталось нетронутой природы. Сады и парки, пастбища и фермы, поля и виноградники, автомагистрали и города, а также многочисленные памятники архитектуры - так выглядит Европа сегодня. Здесь размещается более сорока стран, народы которых говорят на десятках языков. В Азии живѐт больше всего людей - только в Китае их уже более миллиарда, а скоро его догонит Индия.
  • http://fs1.ppt4web.ru/images/14633/94537/310/img2.jpg

  • Климат  Евразии отличается жарким летом (средняя температура июля 26–30° С) и холодными зимами (средняя температура января изменяется от 0 –16° С на севере зоны до 0 +16° С на юге зоны).  Распределение осадков по месяцам неравномерно: максимум приходится на зимне-весеннее время.
  • Благодаря громадным размерам Евразии и разнообразию ее рельефа, в разных уголках материка сложились столь разные условия жизни, что это привело к богатству растительного и животного мира, большой численности населяющих ее народов.

Евразия – самый густонаселенный материк мира: трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. В Евразии находятся самые крупные государства мира: по численности населения – Китай , по площади территории – Россия.

Растительный и животный мир

http://festival.1september.ru/articles/526909/pril1.ppt

  • В Евразии находится самое глубокое озеро в мире – Байкал, образовавшееся в узкой и длинной расщелине гор глубиной до 1620 м , в которую с окрестных гор стекают воды более 336 рек и из него вытекает только одна красавица – река Ангара. В другой части Евразии образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. В разных направлениях пересекают материк многочисленные реки. Среди них шесть рек входят в десятку крупнейших рек мира: реки Обь, Амур и Лена в России, реки Янцзы и Хуанхэ в Китае, река Меконг во Вьетнаме. 

Кейс для  экспертов  Африки

  • Самый жаркий материк- Африка
  • Когда в пустыне засуха, на толстых корявых деревьях баобабы пускаются белые цветы. Листьев нет, а цветы как кружева. Это дерево достигает 15 метров. Но очень- очень толстый. Внутренность ствола очень мягкая и впитывает в себя воду. Баобабы очень любят слоны, они едят даже кору. А обезьяны любят плоды- большие гладкие огурцы. Внутри они красные, как арбуз. Это дерево растет в одиночестве. Он не терпит никаких соседей: кустарников, деревьев. Живет это дерево 5000лет.

- Говоря об Африке, мы сразу вспоминаем об африканских слонах, о царе зверей -льве, о самом длинношеем животном- жирафе.

Жираф- самое высокое животное на планете. Его рост 5 метров, а вес- 1 тонна.  По словам ученых: туловище жираф заимствовал у лошади, шею и плечи получил от верблюда, уши- от быка, хвост- от осла, ноги- от антилопы, а кожу, покрытую красивым мехом- от леопарда.

 А самое крупное наземное животное нашей планеты- африканский слон.

 Самая крупная птица- африканский страус. Его рост достигает 270 см, а вес- 90 кг.  

В горных лесах Центральной Африки живут самые крупные обезьяны на свете. Рост взрослых самцов горных горилл около 2 м, а вес – более 200 кг.

  •  Загадка:

Доплывем до Занзибара

Поплутаем по Сахаре,

Поглядим Килиманджаро,

погуляем с Гиппопо

по широкой Лимпопо.

  • Омывается с востока Индийским и с запада атлантическим океаном. Очень жаркий климат. Летом  25-30 градусов, а зимой 10-25 тепла. Есть горы. Самая большая пустыня в мире- Сахара. Осадки в некоторых районах могут идти до 24 дней подряд. Африка удалена от всех материков, кроме Евразию Высочайшая вершина Африки и одна из красивейших гор мира- украшенная сверкающими ледниками гора- Килиманджаро.
  • http://globuslife.ru/rec/kilimandzharo-samaya-vysokaya-gora-v-afrike.html

  •  Она находится недалеко от озера Виктория, самого большого озера Африки. Вблизи озера Виктория берет начало самая длинная река Африки- Нил. Только такой могучей реке оказалось под силу пробиться через просторы величайшей пустыни Африки.
  • В Африке насчитывают от 500до 7000 народов. На территории Африки расположены 55 государств. Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества. Общая численность население пигмеев – около 300 тысяч чел. Занимаются охотой, собирательством и рыболовством. Любимое  мясо для этого народа- слоновое. Пигмеи питаются только тем, что найдут, поймают или убьют в джунглях.

Кейс для экспертов Северной Америки

  • Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. 
  • Северная и Южная Америка Северная Америка - материк, большую часть которого занимают две страны - США и Канада. Северная Америка не обделена достопримечательностями - как природными, так и созданными человеком. Это самые большие деревья на Земле - секвойи, фантастический большой каньон, портреты американских президентов, вырубленные в скалах, Диснейленд, самые высокие в мире дома -небоскрѐбы.
  • http://turist-v-amerike.ru/neboskreby-ssha.html
  • Рыболовство было главным занятием индейцев. Реки и фиорды побережья "изобиловали различными породами рыбы (треска, палтус, сельдь и особенно лососевые). Главное значение имели лососи, составлявшие основу питания индейцев.

Продукты рыболовства в значительной мере пополнялись охотой на гусей, уток и куропаток, на лосей, оленей, медведей, горных коз, а также на тюленей, китов, бобров и выдр. Охота доставляла не только мясо и жир, но и шкуры и меха, ценившиеся как материал для одежды и как товарный эквивалент на межплеменном рынке. Земледелие не получило на побережье развития и ограничилось лишь разведением табака. Одним из основных средств производства индейцев была лодка, поэтому лодочное производство у них достигло большого совершенства.  Из дерева делали всевозможную утварь: блюда, ковши, ложки; водонепроницаемые ящики для варки пищи и хранения продуктов; сундуки, покрытые росписью или резьбой с инкрустацией из зубов морской выдры и раковин, изображавшей  животных. 

Кейс для экспертов Южной Америки

Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.

http://www.peoples.ru/friday/surprising_photos_of_a_sequoia_-_a_giant_tree.html

  • В Южной Америке расположены густые, влажные тропические леса с яркими птицами, обезьянами и другими удивительными животными. Здесь протекает самая полноводная река планеты Амазонка. А ещѐ в Южной Америке есть бескрайние травянистые равнины и высокие горы. Хотя Южная Америка по размеру близка к Северной, здесь живѐт гораздо меньше людей: в горах и лесах жить неудобно. Зато все жители Южной Америки хорошо понимают друг друга - почти во всех странах этого материка люди говорят по- испански.
  • Традиционное занятие народов Южной Америки – сельское хозяйство.

             Когда-то отсюда на другие континенты пришли такие культурные растения, как картофель, томаты, кабачок, арахис, фасоль, кукуруза.

             Страны Южной Америки поставляют на мировой рынок кофе, бананы, хлопок, мясо, пшеницу. В наиболее развитых странах значительна роль обрабатывающей промышленности.

              Колумбия занимает 2-е место в мире после Бразилии по производству и экспорту кофе.

            Ламы используются как вьючные животные. Высоко ценится их шерсть.

http://animal-photos.ru/lamas/

Натуральный каучук получают из латекса – млечного сока гевеи (см. Рис. 6).

Сбор каучука

Рис. 6. Сбор каучука

Собранный на плантации латекс привозят на перерабатывающий завод. Здесь его моют, измельчают и превращают в натуральный каучук – сырье, необходимое шинной промышленности.

Несмотря на богатейшие природные ресурсы, южноамериканские страны не могут преодолеть бедность.

 

Кейс для экспертов Австралии

  • Австралия - самый маленький материк Земли. Только здесь обитают кенгуру, коала и другие сумчатые звери. Кенгуру бывают разные - от маленьких, размером с зайца, до очень крупных двухметрового роста. Симпатичные маленькие коала, или сумчатые медведи, живут на деревьях. Все сумчатые звери носят своих детёнышей в сумках на животе. Эти и многие другие австралийские животные находятся под охраной.
  •  За небольшие размеры её иногда называют материком – островом. Есть особенности в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих земель оставалась белым пятном. Долгое время континент был как бы оторван от исторических процессов, происходящих в других частях света.
  • В Австралии нет вулканов и землетрясений!

  • Животный мир Австралии исключительно своеобразен. Необычный облик кенгуру поразил уже первых европейцев, ступивших на берег континента. Изображение кенгуру вошло затем в герб страны. Удивительные животные, покрытые густым мехом, но с утиным клювом и несущие яйца, — утконосы долгое время оставались биологической загадкой. "Плюшевые медвежата" — коала с детёнышами на спине вызывают восхищение всех любителей природы. Не перестают удивлять людей и плащеносные ящерицы, бегающие на двух задних ногах, и многие другие своеобразные австралийские животные.
  • Также характерные для этого материка эму и попугай какаду.
  • http://animalfotos.ru/jivotnyie-avstralii-foto-s-nazvaniyami.html
  • Австралийские эвкалипты – наивысшие деревья на Земле. Отдельные их образцы достигают 150 м высотой и доживают до 400 лет. На материке Австралия расположена только одно государство – Австралия. Ее столицей является город Канберра.
  • Австралийская география является весьма уникальной, хотя бы потому, что границы государства в точности совпадают с границами австралийского материка. Континент расположен в южном полушарии. Совсем невероятно, но граница Австралии – это полностью побережье океана. Австралия не имеет границ ни с одним государством мира, а потрясающие пляжи омываются Индийским океаном на юге и западе и Тихом океаном на востоке.

Кейс для экспертов Антарктиды

  • Загадка:

Вот контингент- сплошная льдина

Зимой и летом – холодина!

Закалка здесь необходима!

Бери, мой друг, пример с пингвинов.

  • А самый холодный материк Антарктида

Антарктида- край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя- кто это? ( пингвин)

  • Антарктида – это закованный в лѐд материк и там живут пингвины. В 1820г. русские мореплаватели на шлюпках «Восток» и «Мирный» первыми достигли берегов Антарктиды. Беллинсгаузен Фадей Фадеевич и Михаил Петрович Лазарев. По пути им встречались плавающие «ледяные горы» - айсберги. Айсберги очень опасны для кораблей. В Антарктиде не растут растения, потому что земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не тает. В Антарктиде живут : пингвины, тюлени, киты. Люди там не живут. Там нет городов, но есть научные станции, на которых живут полярники, изучающие Антарктиду
  • http://сезоны-года.рф/природа+Антарктиды.html

 Подведение итогов. Заслушиваются эксперты каждого корабля о материках.

 Рефлексия:

- Ребята наше путешествие подошло к концу.

- Какую цель  мы ставили перед собой вначале урока? Удалось ли нам ее решить?

Что нового мы узнали…

Мне понравилось…

Мне было интересно…

Мне было легко…

Мне было трудно…

Мне хотелось бы узнать…

Где мы можем применить полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов. 7 класс.

 Учебно-методическое пособие "Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов"(7 класс) включает тесты для итогового контроля. Работа проводится в письменной форме. В начале урок...

География материков 7 класс КВН по теме Южные материки.

Применение игровых технологий на уроках географии это самые любимые уроки обучающихся. Они  прививают любовь к знаниям....

Африка: образ материка. Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по 20* в.д.».

Цели урока: Образовательная цель: создание условий для формирования  у  обучающихся  представления  о физико-географическом положении Африки;  продолжение  формирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

“My friend is going to sell a special sort of food” (Кейс-урок о ГМО)

Урок-кейс предназначен для учащихся 11 класса, занимающихся по УМК М.З.Биболетовой. Он нацелен на обобщение и творческое применение лексики раздела № 3 "Наука и технологии"....

Методическая разработка кейс-урока по обществознанию "Безработица: причины, виды последствия"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ФИО преподавателя: Суворова Ирина НиколаевнаТема учебного занятия: Безработица: причины, виды, последствияЦели учебного занятия:1. Обучающая:...

Кейс-урок "The Survivor" (3 класс)

Материал создан и использован в качестве урока-повторения в игровой форме с командами. На основе учебника Rainbow English (3 класс)....