Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_.5_kl_priroda.doc | 409.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Урывская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании Принято Утверждаю
методического объединения на заседании педсовета Директор школы В.В.Калачева
Протокол № Протокол № Приказ №____ от «____»_________20 14 г. «____»______ 2014 г. «____»______ 2014 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Природоведение. Природа. Неживая и живая»
Уровень основной, класс пятый
на 2014 – 2015 учебный год
Программа составлена на основе авторской программы В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой, Биология 5-11 классы. – М. Дрофа, 2011.
Составитель: учитель Козлов М.А.
квалификационная категория вторая
Урывка 2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа с пояснительной запиской и развёрнутым тематическим планированием разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г, примерной программы и программы основного общего образования по природоведению 5 класс авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой, 2011 г, применительно к использованию учебника для общеобразовательных учебных заведений: Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая». 5 класс – М.: Дрофа, 2009, применению рабочей тетради авторов Пакуловой В.М., Ивановой Н.В. «Природа. Неживая и живая». 5 класс – М.: Дрофа, 2010 г.
Курс «Природоведение. Природа. Неживая и живая» представлен как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков и сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Согласно программе и учебному плану тематическое планирование предусматривает в 5 классе обучение природоведению в объёме 2 часов в неделю. В соответствии с этим реализуется типовая программа «Природоведение. Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторов В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой в количестве 70 часов.
На основании примерных программ Министерства Образования и науки Российской Федерации, содержащих требования к обязательному минимуму содержания по природоведению, образовательного стандарта основного общего образования по природоведению, требованиям к уровню подготовки выпускников, по природоведению в 5 классе реализуется базовый уровень с элементами повышенного по уровню владения информацией.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Цели изучения предмета:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью печатной основы: Пакулова В.М., Иванова Н.В.: Рабочая тетрадь к курсу «Природоведение. Природа. Неживая и живая». 5 кл. – М.: Дрофа, 2010 г. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления, могут выполняться в качестве домашнего задания. В авторской программе В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой для изучения предмета природоведения отводится 70 часов. Их них предполагается 8 часов резервного времени для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении. Учитывая данное право учителя, составлен следующий тематический план.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Раздел I. Вселенная | 6 |
3 | Раздел II. Строение и свойства вещества | 11 |
4 | Раздел III. Воздух | 7 |
5 | Раздел IV. Вода | 3 |
6 | Раздел V. Горные породы | 4 |
7 | Раздел VI. Почва | 4 |
8 | Раздел VII. Организмы | 6 |
9 | Раздел VIII. Растения | 7 |
10 | Раздел IX. Грибы | 2 |
11 | Раздел X. Животные | 5 |
12 | Раздел XI. Ваши любимые растения и животные. | 3 |
13 | Раздел XII. Природа едина | 2 |
14 | Раздел XIII. Человек. Его здоровье и безопасность жизни | 6 |
15 | Резервное время на экскурсии 1.Результаты работы текущих вод и ветра. 2.Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды. Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких и ядовитых). 11 | 2 |
Итого | 70 |
Из 8 часов резервного времени добавлено по 1 часу для изучения следующих тем: Вселенная – 1 ч, Воздух – 1 ч, Горные породы – 1 ч, Человек и его здоровье – 3 ч, на экскурсии – 2 ч.
Из 70 часов предполагается провести 3 экскурсии, 13 практических занятий, 15 лабораторных работ, 2 контрольно-обобщающих урока.
Методическая литература и дополнительная литература для учащихся:
1.Л.Д.Парфилова. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». – М.: Дрофа, 2005, 2009 гг.
2. Теперь я знаю. Энциклопедическая книга» под редакцией Инны Шустовой,1994 год;
3.Скажи мне почему? Детская энциклопедия под редакцией Аркадия Леокума – М: 1994 год
4.Книга для чтения по охране природы под редакцией А.Н.Захлебного – М: 1986 г
5. Интернет-ресурсы.
Умения познавательной компетентности учащихся 5 классов:
- Сравнивают природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
- Описывают по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
- Кратко пересказывают учебный текст естественнонаучного характера; отвечают на вопросы по его содержанию; выделяют его главную мысль.
- Приводят примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.
- Пользуются приборами для измерения изученных физических величин.
Умения информационной компетентности учащихся 5 классов:
* Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для
выполнения учебных заданий.
* Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.
* Находят значение указанных терминов в справочной литературе.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения природоведения ученик 5-ого класса должен
знать/понимать:
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь:
- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Критерии оценивания по природоведению
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Тематическое планирование
ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАСА)
№/п | Тема урока | Ко-ли-чест-во ча-сов | Вид деятель-ности | Элементы содержания | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Приме-чание | |
Учебно- познавательная | Уровень освоения | ||||||||
1 | Введение. Неживая и живая природа. Человек и природа. | 1 | Индиви-дуальная работа, работа по решению проблем-ных задач в малой группе. | Проблемные задания (задачи) по сравнению признаков живого и неживого | Базовый уровень. Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простей-ших классификациях, отдельных методах изучения природы, уметь сравнивать природные объекты, не менее чем по 3-4 признакам. Повышенный уровень. Уметь характеризовать взаимодействие человека и природы. | Репродуктивный: давать определение терминам; перечис-лять тела природы, явления природы. | Фрон-тальный | Стр. 5-6 | |
2 | Введение. Зачем и как изучают природу. Практическая работа № 1 | 1 | Экскурсия. Частично- поисковая, работа в малых группах. | П/Р № 1 Ориентирование на местности с помощью компа-са. Описание выводов наблю-дения за погодой, характеристика погоды | Базовый уровень Знать основные харак-теристики погоды; | Репродуктивный: перечислять тела, вещества и явления природы; методы изучения природы; основные характе-ристики погоды; наиболее распро-странённые расте-ния и животных своей местности. | Инди-дуаль-ный | Описа-ние на-блюдений тел и явлений природы по сезо-нам года |
РАЗДЕЛ I. ВСЕЛЕННАЯ (6 ЧАСОВ)
№/п | Тема урока | Ко-ли-чест-во ча-сов | Вид деятель-ности | Элементы содержания | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Приме-чание | |
Учебно- познавательная | Уровень освоения | ||||||||
3 . | Вселенная. История разви-тия представле-ний о Вселен-ной. Лаборатор-ная работа № 1 | 1 | Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом, | Звёзды на небе, размеры звезд. Созвездия. Поляр-ная звезда и со-звездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Л/Р. № 1. Работа со звездной картой: определение созвездий Северного полушария. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков. | Базовый уровень Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты; использовать дополнительные источ-ники для выполнения учебной задачи; приобретённые знания и умения в практичес-кой деятельности и повседневной жизни: для определения сторон горизонта с помощью Полярной звезды и местных признаков. | Репродуктивный: перечислять известные созвез-дия; давать опреде-ления терминам. | Инди-видуальный | § 1, стр 13-19; наблю-дение за вечерним звёздным небом | |
4 | Солнце – раска-ленное небесное тело, источник света и тепла. Практическая работа № 2 | 1 | Объясни-тельно-иллюстративная, диалогическое обще-ние, индиви-дуальная и практичес-кая работа с текстом учебника | Солнечная энер-гия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле П/Р № 2 Ориентирование на местности по солнцу и часам | Базовый уровень. Знать о Солнце – раскалённом небесном теле, источнике света и тепла, солнечной энергии и значении солнечной энергии для жизни на Земле. Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; описывать по предло-женному плану внешний вид изученных тел; | Репродуктивный: давать определе-ние терминам; перечислять планеты и тела Солнечной системы. | Инди-видуальный | §.5, стр 30-31, задание , стр 36 | |
5 | Планета Земля. Лабораторная работа № 2 | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, практичес-кая Диалогическое общение. Индивиду-альная работа с текстом учебника | Суточное и годо-вое движение Земли Л/р. № 2 Определение на глобусе (карте полушарий) эква-тора, полюсов, Северного и Южного полу-шарий | Базовый уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простей-ших классификациях; | Репродуктивный: давать определе-ние терминам; называть полюса и полушария Земли, размеры нашей планеты. | Инди-видуальный | § 2, стр. 20 – 23 | |
6 | Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).
| 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная. Диалогическое обще-ние. Работа с текстом учебника | Понятия: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера | Базовый уровень: уметь кратко пере-сказывать учебный текст естественно-научного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль. | Репродуктивный: перечислять внешние оболочки Земли; давать определение терминам. | Фрон-тальный опрос | §3, дополни-тельный материал о Луне | |
7 | Луна – спутник Земли.
| 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная. Диалогическое обще-ние. Работа с текстом и рисунками учебника | Лунные моря и океан. Кратеры. Лунные фазы. Полнолуние. Новолуние. | Базовый уровень: уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; | Репродуктивный: давать опреде-ление терминам; перечислять лунные фазы. | Реше-ние задач от ЛИСЫ, стр 30 | §.4, стр.26-30 | |
8 | Солнечная система. Планеты, метеоры, метеориты. Контрольное обобщение | 1 | Репродук-тивная, с элемента-ми проб-лемного изложения. | Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуден-ного солнца в 20-х числах каждого месяца. | Базовый уровень: знать особенности строения Солнечной системы, её состав, ближайшую к Земле звезду; положение Земли в Солнечной системе; естественные спутники планет; | Репродуктивный: перечисляют небесные тела; называют расстояние, на котором находится Земля от Солнца; называют лунные фазы; два главных движения Земли; перечисляют внешние оболочки Земли. | Фрон-тальный опрос, тест. | §.5, стр 30-36. Практи-ческая работа № 3, стр 37, |
РАЗДЕЛ II. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА (11 ЧАСОВ).
9 | Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, решение проблем-ных задач | Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газооб-разных тел. Сравнение при-знаков различных тел и веществ. | Базовый уровень: знать о телах и веществах, строении твердых, жидких и газообразных тел. | Репродуктивный: уметь характеризовать твердые, жидкие и газообразные тела, приводить примеры. . | Пись-мен-ный, проблемные задания от Лисы, стр 42 | § 6, стр.41-44 | |
10 | Свойства жидких и газообразных тел. Лабораторная работа № 3 | 1 | Демонстрация, проблем-ные зада-ния (зада-чи) по срав-нению при-знаков раз-личных тел и веществ | Л/р № 3 Определение физических свойств твёрдых, жидких и газо-образных тел | Базовый уровень: знать о свойствах твёрдых тел, жидкостей и газов; уметь определять физические свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ, описывать по предло-женному плану внеш-ний вид изученных тел и веществ. | Репродуктивный: перечислять свойства твёрдых тел, жидкостей и газов; давать определение терминам. | Инди-видуальный, работа в паре | §7, стр 44-47 | |
11 | Молекулы. Взаимодействие молекул в твер-дых, жидких, газообразных веществах. | 1 | Эвристическая беседа, демон-страция опыта | Молекулы. Атомы. Взаимодействие молекул в твер-дых, жидких, газообразных веществах. | Базовый уровень: знать о взаимодейст-вии молекул в жидких, твёрдых и газообраз-ных телах; о частицах веществ природы; | Репродуктивный: дают определение терминам; называют частицы, из которых состоят вещества. | Фрон-таль-ный, индии-видуальный | § 9, стр. 49-51, 53-55, вопросы от ЛИСЫ, стр.51 | |
12 | Диффузия. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, практи-ческая | Движение частиц вещества. Диффузия. | Базовый уровень: знать о многообразии веществ и явлений природы; | Репродуктивный: дают определение терминам; называют частицы, из которых состоят вещества. | Фрон-таль-ный, индивидуаль-ный опрос | §10, стр.51-53, вопросы, стр.53 | |
13 | Вещества чистые и смеси | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, с элементами проблемно-го изложе-ния. Индиви-дуальная работа, практичес-кая | Вещества и смеси | Базовый уровень: знать о многообразии веществ; | Репродуктивный: перечисляют вещества и смеси. | Пись-менный опрос практи-ческие задания от ЛИСЫ, стр.49 | §8, стр.48-49 . | |
14 | Вещества простые и сложные. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, с элементами проблемно-го изложе-ния. Индиви-дуальная работа, практичес-кая | Вещества органические и неорганические | Базовый уровень: знать о многообразии веществ, простых и сложных, органических и неорганических веществах; | Репродуктивный: перечисляют вещества чистые и смеси, простые и сложные вещества. | Письменный опрос практи-ческие задания от ЛИСЫ, стр.49 | § 12, стр 55-56, вопросы . | |
15 | Явления природы. Физические явления | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, с элементами проблемно-го изложе-ния. | Физические явления (электрические, механические, тепловые, световые) | Базовый уровень: знать о физических явлениях (электричес-кие, механические, тепловые, световые); уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты; | Репродуктивный: дают определение терминам. | Фрон-тальный письменный и устный | §13, стр57-59, 4 вопрос, стр59 | |
16 | Демонстрация опытов по электризации тел путём трения. Практическая работа № 3 | 1 | Проведе-ние опытов | Пр/р № 3 Электризация тел путем трения | Базовый уровень: Уметь демонстрировать опыты по электризации тел путем трения и приводить примеры | Уметь описывать опыт и приводить примеры | Фрон-тальный письменный и устный | Повто-рить §13 | |
17 | Химические явления. | 1 | Индиви-дуальная и практичес-кая работа | Химические явления. Горение. Реакция горения. Значение горения. Горючие мате-риалы – топливо (торф, каменный уголь, бензин, керосин, природные горючие газы). | Базовый уровень: знать химических явлениях, горении; уметь приводить примеры химических явлений; описывать личные на-блюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и получен-ные результаты; | Репродуктивный: дают определение терминам. | Прове-дение опыта и описа-ние опыта | §14, стр 60-62 | |
18 | Химические реакции. | 1 | Индиви-дуальная работа. Объясни-тельно-иллюстра-тивная, с элементами проблем-ного изложения. | Окисление | Базовый уровень: знать о химических реакциях; | Репродуктивный: дают определение терминам; | Фрон-тальный | §15, стр 62-63 | |
19 | Использование человеком физических и химических явлений при-роды в жизни. | 1 | Частично-поисковая, практичес-кая | Применение в жизни человека физических и химических явлений природы | Базовый уровень: знать об использовании человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни; уметь приводить примеры физических и химических явлений, описывать личные наблюдения или опыты. | Репродуктивный: называют примеры использования человеком физичес-ких и химических явлений природы; Продуктивный:. объясняют яв-ления природы: физические, хими-ческие; приводят примеры. | Фрон-тальный письменный | Повторе-ние мате-риала на стр.64. |
РАЗДЕЛ III. ВОЗДУХ (7 ЧАСОВ)
20 | Состав воздуха
| 1 | Диалоговое общение. Объясни-тельно-иллюстра-тивная, с проблем-ным изло-жением, работа с тетрадью | Воздух – смесь газов. Основные газы воздуха – азот и кислород | Базовый уровень: знать об атмосфере – воздушной оболочке Земли, понимать её значение, из чего состоит воздух; Уметь объяснить, для кого необходим воздух, для чего нужен озоновый слой, что нужно делать для защиты воздуха от загрязнения. | Репродуктивный Знают, что такое атмосфера, из чего состоит воздух. Понимают значение атмосферы Продуктивный объясняют, для кого необходим воздух, для чего нужен озоновый слой; предпо-лагают, что нужно делать для защиты воздуха от загряз-нения | Пись-менный | §16, стр 67-68, вопросы, стр.68-69 | |
21 | Физические свойства воздуха Значение возду-ха для живых организмов. | .1 | Демонст-рация опытов, доказы-вающих свойства воздуха, работа с тетрадью | Физические свойства воздуха (упругость, давле-ние). Изменение состава воздуха | Базовый уровень: знать свойства воздуха (упругость и давление); уметь приводить примеры со свойствами воздуха: сжимаемость и упругость. Повышенный уровень: характеризовать свойства воздуха, описывать опыты или приводить примеры | Репродуктивный знают свойства воздуха, умеют приводить приме-ры со свойствами воздуха Продуктивный характеризуют свойства воздуха, описывают опыты или примеры, умеют решать проблемные задания | Фрон-тальный индии-видуальный | §17, стр 69-71 | |
22 | Плотность и разреженность воздуха. Атмо-сферное дав-ление. Барометр. | 1 | Частично поисковая, с элемента-ми практи-ческого и проблем-ного изложения. Беседа на основе де-монстра-ции, работа с книгой и тетрадью | Вес воздуха. Атмосферное давление | Базовый уровень: знать об атмосферном давлении и весе воз-духа. Повышенный характеризовать вес воздуха, описывать личные наблюдения, опыты и полученные результаты | Репродуктивный знают об атмос-ферном давлении и весе воздуха, умеют кратко пересказы-вать учебный текст естественно-науч-ного характера; отвечать на вопросы по его содержанию. Продуктивный характеризуют вес воздуха, атмосфер-ное давление, описывают опыты или примеры, умеют решать проблемные задания | Фрон-тальный | §18, стр 71-74, задание 4, стр 4 | |
23 | Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой | 1 | Объясни-тельно-иллю-стративная, частично поисковая, с элемен-тами прак-тического и проблем-ного изло-жения, работа с книгой, тетрадью | Нагревание воз-духа от поверх-ности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой | Базовый уровень: знать об изменениях температуры воздуха с высотой, плотности и разреженности воздуха, единицах измерения давления и барометрах; Повышенный уровень объяснять изменение давления воздуха с высотой, описывать личные наблюдения, опыты и полученные результаты | Репродуктивный знают об изменении давления воздуха с высотой; умеют кратко пересказы-вать учебный текст естественно-науч-ного характера; отвечать на вопросы по его содержанию. Продуктивный объясняют изменение давления воздуха с высотой, описывают лич-ные наблюдения, опыты и получен-ные результаты, умеют решать проблемные задания | Фрон-тальный письменный | §19, стр 74-77 | |
24 | Образование облаков. Осадки их виды. Лабораторная работа № 4 | 1 | Практи-ческая, работа с картой | Снеговая линия и снеговые верши-ны, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера) Л/р. № 4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой) | Базовый уровень: знать об образовании облаков, осадках и их видах, снеговой линии в горах, снеговых вершинах, ледниках; Повышенный уровень уметь описывать работу ветра в природе, личные, наблюдения. | Репродуктивный знают об образо-вании облаков, осадках и их видах, снеговой линии в горах, снеговых вершинах, ледни-ках; Продуктивный уровень умеют определять, работу ветра в природе, приводят примеры, описы-вают личные наблюдения. | Инди-видуальный | Сравне-ние на-блюдений за пого-дой с интернет-данными | |
25 | Погода. Типич-ные признаки погоды. Предсказание погоды. Лабораторная работа № 5 | 1 | Практичес-кая работа | Влияние погоды на организм человека. Л/р № 5 Описание погоды за месяц и сезон.
| Базовый уровень: знать о погоде, её типичных признаках, предсказаниях, метеорологии; уметь объяснять влия-ние погоды на организм человека. Повышенный уровень уметь определять признаки погоды, приводить примеры, сравнивать прогноз погоды с реальностью, пытаться найти объяснение изменениям. | Репродуктивный знают о погоде, предсказаниях и приметах, Продуктивный уровень умеют определять признаки погоды, приводят примеры, описывают личные наблюдения. | Фрон-таль-ный, индиви-дуаль-ный | §20, стр78-81, вопросы по выбо-ру, стр.81 | |
26 | Значение воз-духа в природе. Охрана воздуха. | 1 | Диалоговое общение, слайдовая презента-ция | Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой, за состо-янием своего здо-ровья при различ-ных погодных условиях. | Базовый уровень: знать о значении воздуха в природе, уметь объяснить для кого необходим воздух, для чего нужен озоновый слой, что нужно делать для защиты воздуха от загрязнения | Репродуктивный Знают значение воздуха в природе. Понимают необхо-димость его охраны. Продуктивный объясняют, для кого необходим воздух, для чего нужен озоновый слой; предпо-лагают, что нужно делать для защиты воздуха от загряз-нения | Фрон-тальный | Наблюде-ния за состоя-нием своего здоровья при раз-личных погод-ных усло-виях |
IV. ВОДА (3 ЧАСА).
27 | Три состояния воды. Изменение объёма воды при нагревании
| 1 | Беседа на основе демонстра-ции опыта, работа с книгой и тетрадью. | Жидкая вода, твердая вода, газообразная вода. | Базовый уровень: знать о трёх состояниях воды, о переходе из одного состояния в другое, о месте воды в природе, тепловом расширении воды; уметь рассказать о воде в природе: Миро-вом океане, водах суши, подземной и атмосферной; описать физические свойства воды, показать на карте океаны, моря, реки, объяснить для чего необходима вода; переход воды из одного состояния в другое, описать физические свойства воды, личные наблюдения и демон-страционный опыт; раскрыть роль воды в тепловом изменении. | Репродуктивный Знают о трёх состояниях воды, о переходе из одного состояния в другое, о тепловом расши-рении воды, о месте воды в при-роде. Продуктивный. Рассказывают о воде в природе: Мировом океане, водах суши, под-земной и атмосфер-ной; описывают физические свой-ства воды, показывают на карте океаны, моря, реки; понимают значение воды для человека и природы. Объясняют пере-ход воды из одного состояния в другое, личные наблюдения и демонстрацион-ный опыт; раскры-вают роль воды в тепловом измене- нии | Фрон-тальный Устное описа-ние опыта | § 21, 22, стр 88-91, вопросы, стр 91 | |
28 | Вода – раст-воритель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. | 1 | Беседа на основе де-монстрации опыта, работа с книгой и тетрадью | Биологическое свойство воды – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. | Базовый уровень: Знать о биологическом свойстве воды как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах, растворах в природе. Уметь объяснить биологи-ческое свойство воды как растворителя, описать личные наблюдения и демонстрационный опыт | Репродуктивный Знают о биологи-ческом свойстве воды как раство-рителе, о раство-римых и нераство-римых веществах, растворах в приро-де. Понимают материал о воде как растворителе Продуктивный объясняют биоло-гическое свойство воды как раство-рителя, описывают личные наблю-дения и демон-страционный опыт; раскрывают роль воды как раство-рителя | Опыт по опре-деле-нию раство-римости веществ в воде, устное описа-ние опыта | § 23, 92-95 | |
29 | Работа воды в природе. Обра-зование пещер, оврагов, ущелий. | 1 | Беседа на основе, заданий, схемы, рисунков в тетради и учебнике | Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. | Базовый уровень: знать о работе воды в природе, образовании пещер, оврагов, ущелий, значении воды для жизни человека, охране воды; уметь раскрыть связь круговорота воды со всеми оболочками Земли. | Репродуктивный Знают о кругово-роте воды в природе и значении воды для жизни. Понимают и могут рассказать матери-ал о работе воды в природе, образова-нии пещер, оврагов, ущелий, значении воды для жизни человека, охране воды. Продуктивный могут объяснить связь круговорота воды со всеми оболочками Земли, о превращении солёной воды в пресную, раскрыть значение воды для человека и природы. | Фрон-тальный | § 23, стр 92-96 |
РАЗДЕЛ V. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (4 ЧАСА)
30 | Горные породы. Разнообразие горных пород | 1 | Беседа на основе схемы, слайдов, рисунков в тетради и учебнике | Внутреннее строение Земли. Горны породы: магматические, осадочные, метаморфические. Минералы. | Базовый уровень: знать внутреннее строение Земли, разнообразие горных пород; уметь передать содержание учебного материала о внутрен-нем строении Земли, разнообразии горных пород | Репродуктивный Знают внутреннее строение Земли, горные породы и их разнообразие. Понимают и могут рассказать матери-ал о внутреннем строении Земли, горных породах и их разнообразии. Продуктивный могут описать гор-ные породы и опре-делить их свойства | Фрон-тальный | § 24, стр99-103 | |
31 | Обломочные горные породы. Использование человеком обло-мочных пород. | 1 | Беседа на основе де-монстраций коллекций горных по-род, рисун-ков, приме-ров уча-щихся и записи в тетради и на доске. | Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень) | Базовый уровень: знать о причинах, вызывающих разру-шение горных пород; обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень); уметь называть причины, вызывающие разрушение горных пород и рассказывать об использовании обломочных пород человеком. | Репродуктивный Знают причины, вызывающие разру-шение горных пород. Понимают, как образуются обломочные горные породы, как щебень, галька, песок и глина. Продуктивный могут привести примеры использо-вания обломочных горных пород в жизни человека | Фрон-тальный | § 25, вопросы, стр107 | |
32 | Полезные иско-паемые. Рудные и нерудные по-лезные ископае-мые. Лабораторная работа № 6 | 1 | Объяснительно-иллю-стративная, с описании-ем призна-ков и свойств полезных ископае-мых и записью в тетрадь, работа с картой | Металлы. Л/р № 6. Ознакомление с местными полез-ными ископае-мыми и их физическими свойствами | Базовый уровень: знать о рудных и нерудных полезных ископаемых, металлах; уметь описывать рудные и нерудные полезные ископаемые, металлы; определять по карте месторожде-ния каменного угля, нефти. | Репродуктивный Знают рудные и нерудные полезные ископаемые, металлы. Умеют описывать рудные и нерудные полез-ные ископаемые, определяют по карте месторож-дения каменного угля, нефти. Продуктивный могут определять по карте месторож-дения других полез-ных ископаемых, в том числе в своём регионе; могут называть окру-жающие предметы, изготовленные из рудных и нерудных полезных ископа-емых. | Инди-видуальный, фрон-тальный | § 26, стр108-111 | |
33 | Использование металлов чело-веком, их эко-номия. Охрана недр. Лабораторная работа № 7 | 1 | Практичес-кая | Л/р № 7 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств | Базовый уровень: знать магматические осадочные, метамор-фические горные породы, минералы; о необходимости охраны недр; уметь характеризо-вать магматические осадочные, метамор-фические горные породы, минералы и находить отличие пород по признакам. | Репродуктивный Знают магмати-ческие, осадочные, метаморфические горные породы, минералы; о необ-ходимости охраны недр. Понимают и могут рассказать мате-риал о магматичес-ких осадочных, метаморфических горных породах, минералах. Продуктивный могут сделать сравнительную характеристику горных пород, могут предполо-жить вид горных пород по несколь-ким признакам. | Инди-видуальный, пись-менный | § 25, стр104-107 |
РАЗДЕЛ VI. ПОЧВА (4 ЧАСА)
34 | Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы. | 1 | Беседа на основе но-вого мате-риала и рисунков учебника, работы с физичес-кой картой России и демонстра-ции образ-цов различ-ных почв. | Структурная и бесструктурная почвы. Виды почв. | Базовый уровень: знать об образовании почв, структуре и типах почвы, плодородии Уметь излагать учебный материал об образовании почв, структуре и типах почвы, плодородии | Репродуктивный Знают структуру, типы почвы. Умеют по описа-нию определить типы почвы и отличить струк-туру. Продуктивный могут по карте определить место-расположения разных типов почв, по рисунку учеб-ника могут опре-делить условия для растительности. | Фрон-тальный | § 27, стр 115-118, вопросы, стр 119 | |
35 | Состав почвы и её свойства. Плодородие почвы. Практическая работа № 4. | 1 | Беседа на основе ана-литическо-го коммен-тирования нового ма-териала, работы с физической картой России и образцов различных почв. | Свойства почвы: влагопроницае-мость, воздухо-проницаемость. Пр/р № 4. Демонстрация почв своей мест-ности, почв с раз-ной структурой, опытов по определению свойств почвы | Базовый уровень: знать о веществах, образующих почву (органические и неорга-нические вещества, растворимые и нерас-творимые минеральные соли), о свойстве почвы пропускать воду (капилляры), о плодо-родии почвы; о мине-ральных и органичес-ких удобрениях; уметь излагать учебный материал о веществах, образую-щих почву, о свойствах почвы и плодородии; объяснить роль минеральных и орга-нических удобрений в уходе за почвой | Репродуктивный Знают органичес-кие и неорганичес-кие вещества, раст-воримые и нераст-воримые мине-ральные соли, свойство почвы пропускать воду (капилляры), о плодородии почвы, о минеральных и органических удобрениях. Умеют отличить органические и неорганические вещества, раство-римые и нераство-римые минераль-ные соли, объяснить свойство почвы пропускать воду (капилляры), о роли плодородной почвы. Продуктивный. Могут по карте определить место-расположения разных типов почв, понимают роль минеральных и органических удоб-рений в уходе за почвой. Умеют в домашних условиях ухаживать за почвой на при-усадебном участке и огороде, помогая родителям. | Пись-менный опрос в тетради | § 28, стр 119-120, вопросы 1-3, стр 120 | |
36 | Обработка почв. Почва и рас-тения | 1 | Диалоговое общение через реше-ние проб-лемных заданий | Уход за почвой. Минеральные и органические удобрения. Влияние растений на почву. | Базовый уровень: знать о влиянии растений на почву; уметь объяснить приспособленность организмов к среде обитания | Репродуктивный Знают о влиянии растений на почву. Объясняют приспособленность организмов к среде обитания. Продуктивный могут объяснить условия раститель-ности в еловом лесу и на лугу. | Задание от ЛИСЫ, стр 125 | § 29, 30, стр 121-125 | |
37 | Эрозия почв, её виды. Охрана почв. | 1 | Беседа на основе рассмотре-ния иллю-страций с элементами проектиро-вания | Ветровая и водная эрозии. | Базовый уровень: знать о водной и ветровой эрозии, разрушающей почву; уметь осознать необходимость охраны почв | Репродуктивный Знают о водной и ветровой эрозии, разрушающей почву. Понимают необхо-димость охраны почвы. Продуктивный могут предложить мероприятия по охране почв. | Проек-тирование | § 31, стр125-128, вопросы стр 127-128 |
VII. ОРГАНИЗМЫ (6 ЧАСОВ).
38 | Организм. Свойства живых организмов (биологические явления) | 1 | Объясни-тельно-иллю-стративная, частично- поисковая
| Организм. Свойства живых организмов (биологические явления) | Базовый уровень: знать о свойствах живых организмов, о растении и размноже-нии живых организмов; уметь отличать живое от неживого, объяс-нять свойства живых организмов, сравни-вать живые организмы | Репродуктивный Знают о свойствах живых организмов, о растении и раз-множении живых организмов. Умеют отличать живое от неживого, объяс-нять свойства живых организмов, сравнивать живые организмы. Продуктивный могут раскрыть особенности живых организмов (как питаются растения и животные, раз-множаются, дви-гаются, дышат, растут, развива-ются, приспосаб-ливаются к окру-жающей среде, умирают), объяснить, что такое фотосинтез, рассказать по схе-ме рост и развитие организма, составить схему о свойствах живых организмов, описать опыт и личные наблюдения | Решение проблемных заданий от ЛИСЫ, стр 135 | § 32, стр 131-134 | |
39 | Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. | 1 | Коллектив-ная работа и индиви-дуальная работа в процессе изучения нового материала и выполне-ния практи-ческих и проблем-ных заданий | Приспособлен-ность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. | Базовый уровень: знать о среде обита-ния, различать водную, наземно-воздушную, почвенную среды, организм как среду обитания; о факторах среды обитания, об экологии и биосфере; уметь кратко раскры-вать содержание о жиз-ни организмов, давать определение биологи-ческим терминам, отвечать на вопросы, приводить примеры и описывать их. | Репродуктивный Знают о среде оби-тания, различают водную, наземно-воздушную, почвен-ную среды, орга-низм как среду обитания; факторы среды обитания, термины (экология, и биосфера) Раскрывают содер-жание о жизни орга-низмов, понимают и дают определения биологическим тер-минам, отвечают на вопросы, приво-дят примеры и описывают их. Продуктивный могут объяснить влияние экологи-ческих факторов на организмы, показать взаимо-связь между орга-низмами и средой обитания, показать границы биосферы, раскрыть влияние человека на био-сферу, доказать, почему надо защи-щать биосферу | Пись-менный | § 33, стр 135-138 | |
40 | Экология – наука о вза-имоотношении организмов с условиями среды обитания. | 1 | Коллектив-ная и индиви-дуальная работа в процессе изучения нового материала и выполне-ния практи-ческих и проблем-ных заданий | Окружающая среда обитания организмов. Экология. Биосфера. | Базовый уровень: знать об экологии - науке о взаимоотно-шении организмов с условиями среды обитания; уметь приводить примеры и описывать их. | Репродуктивный Знают термины (экология, и биосфера) Раскрывают содер-жание о жизни орга-низмов, понимают и дают определения биологическим терминам, отве-чают на вопросы, приводят примеры и описывают их. Продуктивный могут объяснить влияние экологи-ческих факторов на организмы, показать взаимо-связь между орга-низмами и средой обитания, показать границы биосферы, раскрыть влияние человека на био-сферу, доказать, почему надо защи-щать биосферу | Пись-менный опрос | § 33, стр 135-138 | |
41 | Клеточное стро-ение организ-мов. Клетка. Практическая работа № 5 | 1 | Демонст-рация мик-ропрепара-та расти-тельной клетки, муляжей, коллекции, гербарного материала | Знакомство с увеличительными приборами. Пр/р № 5. Строение клетки кожицы лука под микроскопом. п/р Строение увели-чительных прибо-ров | Базовый уровень: знать о строении растительной клетки: оболочка, ядро, цито-плазма; об однокле-точных, многокле-точных, неклеточных организмах, органе – части животного или растительного организ-ма, тканях, царствах растений, бактерий, грибов, животных и др; знать о едином клеточном строении всех живых организмов и об увеличительных приборах. Уметь кратко пересказывать учебный материал о строении организмов, царствах растений, бак-терий, грибов, живот-ных и др. Научиться работать с увеличительными приборами: лупой и микроскопом | Репродуктивный Знают о строении растительной клетки: оболочка, ядро, цитоплазма; об одноклеточных, многоклеточных, неклеточных орга-низмах, органе – части животного или растительного организма, тканях, царствах растений, бактерий, грибов, животных и др. Умеют работать с увеличительными приборами: лупой и микроскопом. Продуктивный могут описать строение клетки кожицы лука под микроскопом, рассказать о стро-ении организмов, найти отличие одноклеточного от многоклеточного организма, обосно-вать ответ, есть ли ткани у одноклеточ-ных организмов | Описа-ние опытов | § 34, 35, стр138-144 | |
42 | Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточ-ные организмы.. | 1 | Парная, работа с подведени-ем итогов и оформле-нием выводов. | Царства организ-мов. Причины сокращения организмов | Базовый уровень: знать о разнообразии организмов, однокле-точных и многокле-точных организмах, царствах организмах и причинах сокращения организмов; уметь давать точный ответ по теме «Орга-низмы»; система-тизировать знания о строении живых организмов и их связи с окружающей средой. | Репродуктивный Знают о разнообра-зии организмов, одноклеточных и многоклеточных организмах, царст-вах организмах и причинах сокраще-ния организмов; Продуктивный могут объяснить вопросы с проблем-ным заданием, осо-бенности приспо-собления расти-тельности и живот-ных, аргументиро-ванно обосновать свой ответ, описать наблюдаемые орга-низмы по сезонам года. | Фрон-тальный устный и пись-мен-ный опрос с реше-нием проблемных заданий | Вопросы и зада-ния, стр 144 -146 (по выбору) | |
43 | Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Практическая работа № 6 | 1 | Самостоя-тельная индиви- дуальная работа | П/р № 6 Описание на-блюдаемых растений и животных по плану. Наблюдение за растениями, жи-вотными, факто-рами неживой природы по сезонам года | Базовый уровень: знать о жизни растений и животных в разное время года; Научиться рассказывать о жизни растений и животных в разное время года | Репродуктивный Знает о жизни растений и живот-ных в разное время года. Продуктивный Может рассказать о жизни растения или животного по плану: название, среда обитания, факторы, влияющие на его жизнь, найти отличия и составить сравнительные характеристики организмов. | Пись-менный | Задание в рабочей тетради «Проверьте себя», стр 72-74 |
РАЗДЕЛ VIII. РАСТЕНИЯ (7 ЧАСОВ)
44 | Характерные признаки растений. Практическая работа № 6 | 1 | Беседа на основе работы с учебником и тетрадью | Понятия: пигмент, хлорофилл, фотосинтез. Пр/р № 6. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц | Базовый уровень: знать об общих приз-наках для растений и живых организмов, отличительные приз-наки растений: пигмен-ты, хлорофилл, фотосинтез; уметь объяснять понятие «растительный организм», «фотосин-тез», отличать растения от других живых организмов по цвету, находить общее между растениями и живыми организмами | Репродуктивный Знают общие приз-наки для растений и живых организмов, отличительные признаки растений: пигменты, хлоро-филл, фотосинтез Умеют объяснить понятие «раститель-ный организм», «фотосинтез», отли-чают растения от других живых ор-ганизмов по цвету, находят общее между растениями и живыми организ-мами. Продуктивный могут объяснить цвет растений и ис-пользование крася-щих веществ расте-ний для человека, провести сравнение между растениями и живыми организма-ми, найти общее и отличие, аргумен-тированно обосно- вать свой ответ, описать наблюда-емые организмы в разное время года. | Фрон-тальный | § 36, стр 149-152 | |
45 | Растения цветковые и нецветковые. Практическая работа № 7 | 1 | Беседа на основе ра-боты с де-монстраци-онным ма-териалом, учебником и тетрадью | Разнообразие растительного мира. Цветковые и нецветковые растения. Пр/р № 7 Описание наблю-дений различных способов размно-жения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы | Базовый уровень: знать об одноклеточ-ных и многоклеточных растениях, цветковых и нецветковых, много-образие цветковых растений: теневынос-ливые, светолюбивые, дикорастущие, куль-турные; уметь объяснять биологические понятия, рассказывать о много-образии растительного мира, приводить примеры и личные наблюдения. | Репродуктивный Знают об однокле-точных и много-клеточных расте-ниях, растениях цветковых и не-цветковых, много-образие цветковых растений: теневы-носливые, свето-любивые, дико-растущие, культур-ные. Умеют объяснить биологические понятия, рассказы-вают о многооб-разии растительного мира, приводят примеры и личные наблюдения. Продуктивный могут отличить одноклеточные от многоклеточных растений, цветковые от нецветковых, рассказать о мно-гообразии цветко-вых растений, по рисункам и образ-цам определить вид цветковых растений и соотнести лич-ные примеры с группами растений | Заполнение таб-лицы «Цветковые и нецвет-ковые расте-ния». | § 37, стр 153- 158 | |
46 | Цветковые растения, их органы. Лабораторная работа № 8 | 1 | Наблюде-ние, зарисовка и описание | Л/р № 8 Распознавание органов цветко-вого растения на живых и гербар-ных образцах | Базовый уровень: знать об органах цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя; семенном и вегета-тивном размножении, строении цветка: пес-тик, тычинка, венчик, чашечка, цветоножка; уметь по рисунку рассказывать об органах цветкового растения и строении цветка, о семенном и вегетативном размно-жении; делать зари-совки органов цветко-вого строения и строе-ния цветка в тетрадь | Репродуктивный Знают об органах цветкового расте-ния: корень, сте-бель, лист, цветок, плод, семя; семен-ном и вегетативном размножении, строении цветка: пестик, тычинка, венчик, чашечка, цветоножка. Умеют по рисунку рассказывать об органах цветкового растения и строении цветка, о семенном и вегетативном размножении; делать зарисовки органов цветкового строения и строения цветка в тетрадь. Продуктивный. Могут отличить семенное и вегета-тивное размноже-ние, привести примеры, описать влияние темпера-туры, воздуха и влажности на про-растание семян. | Индивидуаль-ный | § 38, стр 158-160, л/р № 7 в домаш-них условиях | |
47 | Дикорастущие растения, усло-вия их жизни. Лекарственные и ядовитые растения. | 1 | Диалоговое общение на основе работы с учебником, памяткой и тетрадью | Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Правила обращения с ядовитыми растениями. | Базовый уровень: знать о многообразии дикорастущих расте-ний, лекарственных растений; изучить памятку сборщику лекарственных трав; уметь по демонстраци-онным материалам рассказывать о дико-растущих и лекарст-венных растениях; понимать значение растений в жизни человека | Репродуктивный Знают о многообра-зии дикорастущих растений, лекар-ственных растений; памятку сборщику лекарственных трав. Умеют по демон-страционным мате-риалам рассказы-вать о дикорасту-щих и лекарствен-ных растениях; понимают значе-ние растений в жизни человека. Продуктивный. Могут отличить ядовитые растения от неядовитых, привести примеры ядовитых и лекарст-венных растений, растущих в своей местности, расска-зать про аптекар-ские огороды, объяснить значение растений в жизни человека. | Разбор памятки для сборщика ле-карст-венных трав, приведение приме-ров расте-ний своей мест-ности. | § 39, стр 161-167 | |
48 | Охрана расте-ний. Растения Красной книги. Лабораторная работа № 9 | 1 | Диалоговое общение на основе ра-боты с де-монстраци-онным ма-териалом, учебником и тетрадью, слайдами и рассказом учащихся | Л/р № 9 Определение названий расте-ний с помощью атласа-опреде-лителя | Базовый уровень: знать растения, занесённые в Красную книгу, понимать значение растений в жизни человека и необходимость охраны редких растений | Репродуктивный Знают растения, занесённые в Красную книгу, понимают значение растений в жизни человека и необходимость охраны редких растений, рассказывают о растениях, занесён-ных в Красную книгу Продуктивный. Могут привести примеры растений, находящихся под угрозой исчезно-вения | § 40, стр 167-169 | ||
49 | Культурные растения, усло-вия их жизни. Многообразие культурных растений. Лабораторная работа № 10 | 1 | Заполнение таблиц, схем, ри-сунков, тестовых заданий | Полевые, овощ-ные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. растения. Значение куль-турных растений в жизни человека. Л/р № 10 Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений | Базовый уровень: знать о многообразии культурных растений, значении в жизни человека; уметь отличать культурные растения | Репродуктивный Знают о многообра-зии культурных растений, понимают значе-ние культурных растений в жизни человека, необхо-димость качествен-ного ухода за ними и необходимой охраны растений от вредителей. Рассказывают о значении культур-ных растений Продуктивный . Могут привести примеры защиты культурных расте-ний от вредителей | Индии-видуальный, фрон-тальный | § 41, стр 170-174 | |
50 | Контрольное обобщение по теме «Растения». | 1 | Контроль знаний, практикум | Цветковые и нецветковые растения. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Многообразие культурных растений и значение их в жизни человека. | Базовый уровень: знать всё о растениях; уметь раскрывать биологические понятия, изученные в разделе о растениях, свойства, функции, признаки, виды, типы, группы, строение растений, разнообразие расти-тельного мира, объяснять значение растений для человека | Репродуктивный Знают о растениях. Понимают биоло-гические термины, изученные в разделе о растениях, свой-ства, функции, признаки, виды, типы, группы, строение растений, разнообразие расти-тельного мира, объясняют значение растений для человека и необходимость их охраны. Продуктивный могут привести примеры по изучен-ному материалу и из личных наблюдений | Контроль знаний, стр 173 | Стр 174, наблюдение за спосо-бами размно-жения растений |
РАЗДЕЛ IX. ГРИБЫ (2 ЧАСА)
51 | Грибы. Разнообразие грибов. Практическая работа № 8 | 1 | Беседа, демонстра-ция свежих, консерви-рованных шляпочных грибов и муляжей | Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Пр/р № 8 | Базовый уровень: знать всё об однокле-точных и многокле-точных грибах, их стро-ении, размножении, о значении грибов для человека; о шляпочных грибах, их строении; уметь пересказывать учебный текст естественно-научного характера, объяснять значение грибов в природе. | Репродуктивный Знают всё об одно-клеточных и много-клеточных грибах, их строении, размножении, о шляпочных грибах, их строении, о значении грибов для человека, понимают учебный текст естественно-научного характера, Продуктивный. Могут привести примеры грибов своей местности и объяснить значение грибов в природе. | Фрон-тальный опрос | § 42, стр 177-179 | |
52 | Грибы съедоб-ные и ядовитые. Правила сбора грибов. Лабораторная работа № 11 | 1 | Беседа на основе но-вого мате-риала, демонстра-ционных материа-лов, приме-ров из лич-ных наблю-дений. | Лабораторно-практическая работа № 11 Узнавание наиболее распространенных в данной мест-ности съедобных и ядовитых грибов | Базовый уровень: знать об ядовитых и съедобных грибах своей местности, правилах сбора грибов; уметь определять съедобные от ядовитых, отличать от грибы-двойники. | Репродуктивный Знают об ядовитых и съедобных грибах своей, правилах сбора грибов. Умеют отличить грибы-двойники, объясняют опасность ядовитых грибов для человека. Продуктивный. Могут привести примеры ядовитых и съедобных грибов своей местности, рассказать о прави-лах сбора грибов. | Индии-видуальные задания. | § 43, стр 179-183, вопросы, стр 183-184 |
РАЗДЕЛ IX. ЖИВОТНЫЕ (5 ЧАСОВ)
53 | Характерные признаки живот-ных, сходство с растениями и отличия от них. Практическая работа № 9 | 1 | Объясни-тельно-ил-люстратив-ная, демонстра-ционная, примеры личного наблюде-ния | Животные дикие и домашние. Растительнояд-ные, насекомо-ядные, хищные, всеядные животные. Пр/р № 9. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов живот-ных. | Базовый уровень: знать о сходствах и различиях между расте-ниями и животными; о растительноядных, насекомоядных, хищ-ных, всеядных, диких и домашних животных; уметь определять животных по призна-кам на основе позна-ний, увиденного и по атласу-определителю | Репродуктивный Знают о сходствах и различиях между растениями и жи-вотными; о расти-тельноядных, насекомоядных, хищных, всеядных, диких и домашних животных Определяют животных по при-знакам на основе познаний, уви-денного и по атласу-определите-лю,объясняют значение животных для человека Продуктивный. могут привести примеры живот-ных своей местности | Фрон-тальный | § 44, стр 187-189, вопросы, стр 189 | |
54 | Дикие живот-ные и условия их жизни. Практическая работа № 10 | 1 | Беседа, работа с картой, учебником и проб-лемными заданиями | Приспособлен-ность диких жи-вотных к жизни в водной, воздуш-ной, наземной, и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Пр/р № 10. наблюдения за жизнью животных в водной, почвен-ной, воздушно-наземной средах обитания. | Базовый уровень: Знать о многообразии диких животных, о влиянии среды на организм Уметь определять вид животных и среду их обитания | Репродуктивный. Знают о многообра-зии диких живот-ных, о влиянии среды на организм. Определяют жи-вотных по призна-кам на основе познаний, личных наблюдений и по атласу-определите-лю, объясняют условия среды обитания животных Продуктивный могут привести примеры животных своей местности | Пись-менный | § 45, стр 189-195, задание 3, стр 195 | |
55 | Ядовитые животные. Правила по-ведения при встрече с ядовитыми животными. | 1 | Беседа, работа с картой, учебником и проб-лемными заданиями | Ядовитые животные. Правила по-ведения при встрече с ядовитыми животными. | Базовый уровень: знать об ядовитых животных и правилах поведения при встрече с ними. | Знают об ядовитых животных и прави-лах поведения при встрече с ними. | Фрон-тальный | § 46, стр 195-199 | |
56 | Животные Красной Книги. Охрана диких животных. | 1 | Ролевая игра | Красная книга животных. Заповедники. | Базовый уровень: знать о Красной книге животных, заповед-никах России и своего региона, о законах и постановлениях в защиту животных; уметь рассказывать о мерах государства по защите животных, приводить примеры животных, нуждаю-щихся в защите; осознать роль своей деятельности в ролевой игре по защите и охране животных и рассказать, что нужно сделать для охраны животных и почему их надо охранять | Репродуктивный Знают о Красной книге животных, заповедниках России и своего региона, о законах и постановлениях в защиту животных. Объясняют меры государства по за-щите животных, приводят примеры животных, нуждаю-щихся в защите. Продуктивный могут привести примеры спасения животных из лич-ного наблюдения или художествен-ных и документаль-ных материалов. Могут выдвинуть гипотезу на основе жизненных пред-ставлений, научных данных и защитить теоретический и слайдовый материал для выступления историков, эколо-гов, практиков о необходимости рационального природопользо-вания, бережного отношения к приро-де | Фрон-тальный | Рассказ о живот-ном, которого надо защищать | |
57 | Домашние жи-вотные, условия их жизни. Лабораторная работа № 12 | 1 | Практичес-кая | Многообразие домашних живот-ных, уход за ними, создание благо-приятных условий жизни. Л/р № 12 Узнавание различ-ных видов живот-ных своей мест-ности (в том числе редких, охраняе-мых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муля-жей. | Базовый уровень: знать о домашних и сельскохозяйственных животных, отрасли животноводства: скотоводство, свино-водство, овцеводство, птицеводство, рыбо-ловство, пчеловодство и др; уметь рассказывать об отраслях животно-водства, о домашних и сельскохозяйственных животных | Репродуктивный Знают о домашних и сельскохозяйст-венных животных, отрасли живот-новодства: ското-водство, свино-водство, овцевод-ство, птицеводство, рыболовство, пчеловодство и др. Умеют расска-зывать об отраслях животноводства, о домашних и сель-скохозяйственых животных, о породах животных. Продуктивный могут объяснить значение животных для человека, привести примеры из личного наблю-дения или худо-жественных и документальных материалов | Инди-видуальный | §47, стр 200-202, вопросы, стр 202 |
РАЗДЕЛ XI. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ (3 ЧАСА)
58 | Растения и животные – ваши любимцы. Практическая работа № 11 | 1 | Рассказ о любимых растениях и животных | Создание благо-приятных условий для жизни, уход за ними Пр/р № 11 Демонстрация комнатных рас-тений и домашних животных. | Базовый уровень знать условия жизни для растений и живот-ных; уметь создавать благоприятные условия для жизни растений и животных | Репродуктивный Знают условия жизни для растений и животных. Продуктивный Умеют создавать благоприятные условия для жизни растений и животных | Фрон-тальный индиви,дуаль-ный | Подгото-вить ком-натные растения и домаш-них жи-вотных (фотогра-фии) | |
59 | Наблюдения за развитием ком-натных растений и жизнью жи-вотных в до-машних усло-виях. | 1 | Наблю-дения | Развитие комнат-ных растений и жизнь животных в домашних условиях. | Базовый уровень знать условия жизни для растений и живот-ных; уметь создавать благоприятные условия для жизни растений и животных | Репродуктивный Знают условия жизни для растений и животных. Продуктивный Умеют создавать благоприятные условия для жизни растений и животных | Фрон-тальный индиви,дуаль-ный | Наблю-дение за растения-ми и жи-вотными в природе записать в дневник наблюде-ний. | |
60 | Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными. Лабораторная работа № 13 | 1 | Практикум | Составление рекомендаций по уходу за комнат-ными растениями и домашними животными | Базовый уровень знать условия жизни для растений и живот-ных; уметь создавать благоприятные условия для жизни растений и животных | Репродуктивный Знают условия жизни для растений и животных. Продуктивный Умеют создавать благоприятные условия для жизни растений и животных | Состав-ление реко-менда-ций |
РАЗДЕЛ XII. ПРИРОДА ЕДИНА (2 ЧАСА)
61 | Связи живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети. | 1 | Практико-ориентиро-ванное изложение учебного материала, самостоя-тельная работа | Пищевая связь – цепи питания | Базовый уровень: знать о цепи питания связи живого и нежи-вого; уметь рассказывать о связи живого и нежи-вого, составлять цепи питания, объяснять, с чего начинается цепь питания и как взаимо-связаны между собой организмы. | Репродуктивный Знают о цепи пита-ния связи живого и неживого. Умеют рассказы-вать о связи живого и неживого, объяс-няют, с чего начи-нается цепь питания и как взаимосвяза-ны между собой организмы. Продуктивный составляют цепи питания, объяс-няют единство живой и неживой природы | Самос-тоятельная работа, задание 145 в рабочей тетради | § 48, стр 202-205 | |
62 | Природа – наш друг. Охрана природы. Правила по-ведения на природе | 1 | Беседа, презента-ция о природе, памятки | Природа едина. | Базовый уровень: знать о правилах поведения на природе; уметь рассказывать о правилах поведения на природе | Репродуктивный Знают правила поведения на природе. Умеют приводить примеры из личных наблюдений. Продуктивный объясняют, как можно предостеречь себя от опасности и оказывают практи-ческие действия при оказании простей-шей первой помощи. | Состав-ление памяток поведе-ния на природе | Знать памятки поведе-ния на природе |
РАЗДЕЛ XIII. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ (6 ЧАСОВ)
63 | Общий обзор строения человека. Лабораторная работа № 14 | 1 | Коллектив-ная практи-ческая работа на основе лаборатор-ных изме-рений | Человек, его здоровье и безопасность жизни. Л/р № 14 Определение показателей разви-тия своего орга-низма, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами | Базовый уровень: знать строении человека и о системе органов: опорнодви-гательной, кровенос-ной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выделитель-ной и др; уметь рассказывать о человеке в окружаю-щей среде, определять показатели развития своего организма, объяснять, как нужно охранять своё здоровье | Репродуктивный Знают о системе органов: опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выдели-тельной и др. Умеют расска-зывать о человеке в окружающей среде. Продуктивный объясняют, как нужно охранять своё здоровье | Индии-видуальный, работа в паре | § 49, стр 209-211 | |
64 | Образ жизни человека и его здоровье. | 1 | Практико-ориенти-рованное изложение учебного материала | Оказание первой доврачебной помощи при травмах | Базовый уровень: знать об оказании первой помощи при тепловом и солнечном ударах, обморожении и ожогах и др. Уметь рассказывать о правилах оказания первой медицинской помощи, оказать простейшую первую помощь | Репродуктивный Знают об оказании первой помощи при тепловом и солнеч-ном ударах, обморо-жении и ожогах и др. Умеют рассказы-вать о правилах оказания первой медицинской помощи, оказывают простейшую первую помощь Продуктивный объясняют практи-ческие действия при оказании простей-шей первой помощи | Фронтальный | § 50, стр 212-216 | |
65 | Вредные при-вычки и их профилактика (курение, упот-ребление алко-голя, нарко-тиков) | 1 | Практико-ориен-тированное изложение учебного материала | Профилактика вредных привычек | Базовый уровень: знать о вредных привычках и их предупреждении; уметь с примерами рассказывать о вредных привычках и их предупреждении | Репродуктивный Знают о вредных привычках и их предупреждении. Умеют выдвигать гипотезу и аргумен-тировать. Продуктивный. Объясняют практи-ческие действия при оказании простей-шей первой помощи | Фрон-тальный | § 51, стр 218-219, вопросы и зада-ния, стр 219-220 | |
66 | Правила поведения человека в опасных природных ситуациях. Практическая работа № 12 | 1 | Практико-ориентиро-ванное изложение учебного материала | Правила поведения во время грозы, ливней, под градом и др. П/р № 12 Последователь-ные действия при поражении током. Искусственное дыхание. Непря-мой массаж сердца | Базовый уровень: знать об оказании первой помощи при поражении током, молнией; уметь рассказывать об искусственном дыхании и непрямом массаже сердца, оказать простейшую первую помощь. | Репродуктивный Знают об оказании первой помощи при поражении током, молнией. Умеют рассказы-вать об искусствен-ном дыхании и непрямом массаже сердца, оказывают простейшую первую помощь Продуктивный объясняют практи-ческие действия при оказании простей-шей первой помощи | Инди-видуальный | стр 214-216 | |
67 | Травмы. Ока-зание первой доврачебной помощи при травмах. Лабораторная работа № 15 | 1 | Практико-ориенти-рованное изложение учебного материала | Л/р 15 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи при травмах | Базовый уровень: знать об оказании первой помощи на воде, при солнечном ударе, обмороке, укусе, отравлении, ушибах, растяжении связок, переломах, капил-лярном и венозном кровотечении и т.д; уметь оказать простейшую первую помощь на воде, при солнечном ударе, обмо-роке, укусе, отравле-нии, ушибах, растяже-нии связок, переломах, капиллярном и веноз-ном кровотечении и т.д. | Репродуктивный Знают об оказании первой помощи на воде, при солнечном ударе, обмороке, укусе, отравлении, ушибах, растяже-нии связок, пере-ломах, капиллярном и венозном крово-течении. и т.д. Умеют оказать простейшую пер-вую помощь на воде, при солнечном ударе, обмороке, укусе, отравлении, растяжении связок, переломах, капил-лярном и венозном. Продуктивный объясняют прак-тические действия при оказании про-стейшей первой помощи | Инди-видуальный | § 50, стр214-216 | |
68 | Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы чело-века. Практическая работа № 13 | 1 | Практико-ориентиро-ванное изложение учебного материала, наблюде-ние | Пр/р № 1 Наблюдения за работой сердца и дыхательной сис-темы человека до и после дозиро-ванной физичес-кой нагрузки. | Базовый уровень: знать о работе сердца и дыхательной системе человека до и после дозированной физичес-кой нагрузки. | Репродуктивный Знают о работе сердца и дыха-тельной системе человека до и после дозированной физи-ческой нагрузки. | Практикум | Ведение дневников опытов и наблю-дений |
Резерв 2 ч
69 | Экскурсия Результаты работы текущих вод и ветра | 1 | Экскурсия | Результаты работы текущих вод и ветра | Базовый уровень: знать о работе текущих вод и ветра | Репродуктивный: знают о работе текущих вод и ветра | Описа-ние резуль-татов | Описание впечатле-ний от экскур-сии | |
70 | Экскурсия Разнообразие организмов. | 1 | Экскурсия | Относительная приспособлен-ность организмов к условиям внешней среды. Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких и ядовитых) | Базовый уровень: знать о приспособлен-ности организмов к условиям внешней среды; уметь распознавать различные виды растений своей местности (в том числе редких и ядовитых) | Репродуктивный: знают о приспособ-ленности организ-мов к условиям внешней среды; умеют распознавать различные виды растений своей местности (в том числе редких и ядовитых) | Описа-ние резуль-татов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...