Использование загадок на уроках природоведения в 5 классе
статья по природоведению (5 класс) на тему

Ашихмина Татьяна Леонидовна

 Жизнь полна загадок и секретов. И мы с самого раннего детства пытаемся разгадать их. Этот материал поможет учителям при подготовке к урокам природоведения в 5 и географии в 6 классе. В статье приведены примеры загадок с ответами по всем темам курса природоведения в 5 классе. Загадки помогут детям пополнить свой арсенал знаний новой информацией о животных и растениях, вселенной и электричестве, грибах и воде. Загадки богаты сведениями из географии, истории, литературы и астрономии. Материал может быть интересен учителям начальных классов при подготовке к урокам по окружающему миру. Учителя 6-8 классов могут использовать загадки на внеклассных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zagadok.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Использование загадок

                     на уроках природоведения в 5 классе

     При работе с детьми, находящимися на стационарном лечении в детской больнице, очень важно создание для них комфортных, поддерживающих здоровье условий. Детям необходимо продолжать обучение во время лечения, чтобы не отстать от одноклассников, и после выздоровления войти в ритм работы своего класса. Но в период болезни они нуждаются в особом щадящем режиме. Особенностью обучения этих школьников является способность учителя найти новые непривычные функции изучаемого объекта или его части.

     Изучение материала по книгам или при помощи бесед довольно ограничено.  Невозможность проведения экскурсий, сложность в выполнении практических работ и демонстрации опытов, муляжей, коллекций подталкивает к другим интересным формам работы. Возникает необходимость преподавать предмет в такой интересной форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать его. Одним из способов решения этой проблемы является использование на уроках загадок. Жизнь полна секретов, и для меня не стоило большого труда подобрать загадки по всем темам курса.

  1. Вселенная.
  • Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

                                        (небо)

  • Голубой шатер весь мир накрыл.

                                       (небо)

  • Без дров и огня, а светит и греет.

                                        (солнце)

  • По небу ходит маляр без кистей,

Краской коричневой красит людей.

                                          (солнце)

  • Что горит без пламени?

                                          (солнце)

  • Подрастал, подрастал,

Был рогатым – круглым стал.

                                          (луна)

  • Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделя только –

От него осталась долька.

                                           (луна)

  • Виден край, да не дойдешь.

                                           (горизонт)

  • Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

                                          (воздух)

  1. Гидросфера.
  • Во дворе переполох:

С неба сыпется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

                                          (град)

  • Бугу, я как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке узнаете меня.

                                          (река)

  • Без ног, а бежит,

Без рук, а рукава имеет.

                                           (река)

  • Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал.

                                           (снег)

  • Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

                                            (сосулька)

  • Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

а широкий – в море.

                                           (река)

  • Прозрачный, как стекло,

А не вставишь в окно.

                                           (лед)

  • Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

                                            (вода)

  • Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла на моей ладошке.

                                           (снежинка)

  • В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

                                          (вода)

  1. Растительный мир.
  • Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Скинет шубу с плеч долой.

                                            (дерево)

  • Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

                                            (дерево)

  • Стоит Алена, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

                                           (береза)

  • Стоит в саду кудряшечка –

Белая рубашечка, сердечко золотое.

                                           (ромашка)

  • Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                                           (ель, сосна)

  • Первым вылез из земли на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

                                           (подснежник)

  • Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух.

                                           (одуванчик)

  • Эту траву ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

                                           (крапива)

  • В огороде, на дорожке, под моим окошком

Расцвело сегодня солнце на высокой ножке.

                                           (подсолнух)

  • В поле росла,

Под жерновом была,

Из печи на стол

Караваем пришла.

                                           (пшеница)

  • Расколи его – будет зернышко,

Посади его – будет солнышко.

                                          (подсолнух)

  • У завернутых девиц

Ветер кудри шевелит.

                                          (початки кукурузы)

  • Золотист он и усат,

В ста карманах –

Сто ребят.

                                           (колос)

  • Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит.

                                          (колокольчик)

  • Белые горошки на зеленой ножке.

                                          (ландыш)

  1.       Животный мир.
  • Без расчески причесался

И умылся без воды.

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

                                           (кот)

  • В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.

                                          (лиса)

  • Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает.

                                          (корова)

  • Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

                                           (бобры)

  • Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

                                          (ёж)

  • Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

                                          (волк и заяц)

  • Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

А на ней щетинка.

                                          (свинья)

  • В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.

                                          (собака)

  • Вот это случай очень редкий –

На голове растут две ветки.

                                          (олень)

  • Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

                                          (медведь)

  • На себе ношу я дом,

От зверей я прячусь в нем.

                                          (улитка)

  • Как корова, но мала,

Правда, тоже есть рога.

                                          (коза)

  • Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

                                           (рысь)

  • По реке плывет бревно,

Ох, и страшное оно!

                                           (крокодил)

  • Он без рук и без станка

Вяжет тонкие шелка.

                                          (паук)

  • Прыгает пружинка – зеленая спинка.

                                          (кузнечик)

  • Встреча с ней – одна беда,

Нос как острая игла.

Модница крылатая,

Платье полосатое.

                                          (оса)

  • Скажи ты мне: какой чудак

И днем, и ночью носит фрак.    

                                          (пингвин)

  •  И петь не поет, и летать не летает.

За что же тогда его птицей считают?

                                          (страус)

  1. Грибы.
  • В роще у березки повстречались тезки.

                                          (подберезовики)

  • Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети.

На пеньках они в лесу,

Как веснушки на носу.

                                          (опята)

  • Золотистые толстушки –

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

                                          (лисички)

  • Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я …

                                           (подосиновик)

  • В лесу на одной ножке

Выросла лепешка.

                                           (гриб)

  • У кого одна нога,

Да и та без башмака.

                                          (гриб)

  1. Электричество.
  • К дальним селам, городам

Он идет по проводам.

                                          (электрический ток)

  • По ночам, когда темно,

Освещает дом оно.

                                          (электричество)

  • Весь день стоят на улице,

Прохожим улыбаются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается.

                                          (электрические фонари)

  • Висит груша, нельзя скушать.

                                          (электрическая лампочка)        

  • Дом – стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

                                          (электрическая лампочка)        

  • Провели под потолок удивительный шнурок.

Привинтили пузырек – загорелся огонек.

                                          (электрическая лампочка)        

               

       

     

   

                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку природоведения 5 класс "Какие условия необходимы для реакции горения"

Презентация подготовлена  для урока  природоведения по учебнику Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс....

Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.

Данный урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1.      Изучить строение и многообразие клеток...

Урок природоведения 5 класс. Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твер­дость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся  знаний о полезных ископ...

« Использование загадок на уроках географии »

В географии много благодатных тем для применения загадок. На своих уроках я часто использую русские народные загадки с разной целью и на разных этапах....

Образовательная и воспитательная роль загадок на уроках в начальных классах.

             Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка...

Использование загадок на уроках чувашского языка в русскоязычной школе

Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. В «Толковом словар...