« Использование загадок на уроках географии »
статья по географии на тему
В географии много благодатных тем для применения загадок. На своих уроках я часто использую русские народные загадки с разной целью и на разных этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
« Использование загадок на уроках географии » | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Использование загадок на уроках географии »
Загадки - это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова. Что же такое загадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать.
И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста.
Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит» нет иносказания , в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная - «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек.... Но только люди (все!) получают имена.
Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный - «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» - «Сухих». Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок: загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например , одна из таких загадок: «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолька, да четверть столька. да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: « Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные - улетели.... Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же, один - убитый.
Мы видим, что загадки-задачи, как и загадки-вопросы,- не ординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами: они. несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное. Развивая мышление, загадка стремилась через свое «поэтическое» окошечко познакомить человека с окружающим его миром, причем привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки. Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненному назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека.
В географии много благодатных тем для применения загадок. На своих уроках я часто использую русские народные загадки с разной целью и на разных этапах:
1. Для определения темы урока.
Учащиеся приходят на урок, а на доске записано Тема « : ?». С помощью загадки мы определяем, о чем же пойдет речь на уроке.
Например:
5 класс - природоведение
Тема «Состав и свойства воздуха».
Есть невидимка
в дом не просится,
а прежде людей
бежит торопится.
(воздух).
(состав)
А чтобы более конкретизировать тему урока предлагаю ребятам отгадать:
(свойства)
6 класс - география
Тема «Ветер»
Без рук, без ног.
По полю рыщет.
Поет да свищет.
Деревья ломает.
К земле траву приклоняет.
(ветер)
Чтобы обозначить проблематику урока рассказываю легенду:
«Древние греки считали, что есть бог ветров Эол, который живет на уединенном острове и держит взаперти своих сыновей (южный ветер, северный ветер, западный ветер и т.д.). Иногда он их выпускает по очереди погулять. И от того какое у них настроение, зависит будут ли они все сметать на своем пути или лишь слегка, нежно будут касаться листьев деревьев. Так считали древние греки. В чем же настоящая причина возникновения ветра, от чего зависит его сила и направление нам предстоит выяснить на уроке.
8 класс - география
Тема «Реки и озера России»
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике.
А широкий в море.
(река)
Свои перед ним
Поправляют прически.
Молодые березки -
И месяц, и звезды –
В нем все отражается...
Как это зеркало называется
(озеро)
2. На этапе формирования новых ЗУН.
Например:
6 класс
Тема «Атмосферные осадки»
При объяснении причин образования различных видов осадков использую загадки:
В белом бархате деревня
-И заборы и деревья.
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает.
(Дождь)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)
Рассыпается горох
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(иней)
Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах.
(Роса)
На семьдесят дорог:
Никто его не подберёт
(Град)
6 класс
Тема: «Гидросфера»
Для составления схемы «Воды суши»
На доске заготовлена схема
«ВОДЫ СУШИ»
Отгадывая , загадки мы подписываем стрелки.
Течет, течет - Посреди поля
Не вытечет. Лежит зеркало:
Бежит, бежит - Стекло голубое.
Не выбежит. Рама зеленая.
(река) (озеро)
Не море, не земля, ВОДЫ СУШИ
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
болота ледники
(болото)
В огне не горит.
В воде не тонет.
(Лед)
Я реке и друг и брат
Для людей трудится рад.
Я машинами построен.
Сократить пути могу.
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу!
(канал)
Затем я говорю ребятам, что у меня загадки закончились, на что в ответ слышу, что одна стрелочка осталась не подписанной(подземные воды). Я предлагаю ребятам подписать ее самостоятельно, используя текст учебника.
3. На этапе совершенствования ЗУН.
Этот этап приходится на вторую половину урока, когда учащиеся уже устали. Загадки ,как нельзя лучше, помогают оживить ребят, сконцентрировать их внимание и активизировать деятельность.
6 класс
Тема «Распределение солнечного света и тепла на Земле. Времена года.»
Ежегодно приходит к нам в гости:
Один седой, другой молодой. Третий скачет.
А четвертый плачет.
( времена года)
На первую ступеньку
Встал парень молодой.
К двенадцатой ступеньке Пришел старик седой.
(год)
Этот год живет всех дольше,
И часов и дней в нем больше. Все мы ждем его прихода -
Ровно раз в четыре года.
(високосный год)
Друг за дружкой чередой ,
Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ.
А сестра, наоборот.-
Спать немедленно зовёт.
Почему происходит смена времен года?
За какой период совершит Земля полный оборот вокруг солнца?
Чем високосный год отличается от обычного? Как это объяснить?
Почему происходит смена дня и ночи?
За какой период Земля совершает полный оборот
вокруг своей оси?
Теплый, длинный-длинный день.
В полдень крохотная тень. Зацветает в поле колос.
Подает кузнечик голос.
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?
(июнь)
Опустел колхозный сад.
Паутинки в даль летят. Как вы думаете почему я загадала вам загадки про эти два месяца,
И на южный край земли что их объединяет?
Потянулись журавли Распахнули двери школ. Что за месяц к нам пришел?
(сентябрь)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет. Мы встречаем Новый год.
(декабрь)
Дует теплый южный ветер. Чем отличаются эти месяцы от всех остальных?
Солнышко все ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает. Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает?
(март)
4. На обобщающих уроках.
При подготовке к обобщающему уроку, я решаю для себя какой материал надо повторить и обобщить, какие вопросы требуют особого внимания. Затем разбиваю материал на смысловые блоки, определяю формы работы и подбираю загадки, чтобы обозначить эти блоки. Например:
5 класс - обобщающий урок по теме «Планеты солнечной системы».
Сколько не езди, не ходи,
тебе конца тут не найти.
(Земля)
Кто-то утром не спеша Надувает красный шар.
А как выпустит из рук
-Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце)
В голубой станице Девица круглолица. Ночью ей не спится –
В зеркало глядится.
(Луна)
Искры небо прожигают.
А до нас не долетают.
(метеориты)
На этих уроках я часто использую «черный ящик». С помощью загадок учащиеся определяют, что находится в нем , а затем отвечают на мои вопросы.
6 класс
Тема «План и карта». Свойства и воды карт
«Шар не велик.
лениться не велит
. Если знаешь предмет,
То покажешь весь свет»
(глобус)
6 класс
Тема «Гидросфера»
«Что в руках не удержать» (вода)
6 класс
Тема «Атмосфера»
На стене весит тарелка
На тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает»
(барометр)
На обобщающих уроках я также часто использую игры, и в многие из них мы играем с помощью загадок.
Например:
Игра «третий лишний»
8 класс
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(осина)
Тема «Природные зоны»
Что летом и зимой Зимой и летом.
В рубашке одной? Одним цветом
(сосна.) (ель)
Не мышь, не птица
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызет.
(белка)
Не дерево,
а с
«Зверь я горбатый
Но нравлюсь ребятам»
(верблюд)
8 класс
Тема «Климат»
Посмотрю я в окошко-
Идет длинный Антошка.
(дождь)
Летит огневая стрела.
Никто ее не поймает:
ни царь, не царица,
Ни красная девица.
Летом греет,
Зимой холодит.
(солнце)
(молния)
Без него плачемся,
А как появится
-От него прячемся.
(солнце)
Не огонь, а жжется.
(Мороз)
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
(метель)
Игра «Заполни ромашку»
Учащиеся отгадывают загадки и номер ответа ставят в лепесток соответствующей ромашки.
5 класс
Тема: «Живая и неживая природа»
1 .Что без горя живет.
(камень)
2.В жарком лете я стою Шапкой небо достаю (гора)
5.Стоят в поле - сестрицы. Платьица белены.
Шапочки зелены.
(береза)
7.Хоть они и жалят больно.
Их работой мы довольны.
(пчелы)
З.Не прядет, не ткет, А людей одевает.
(овца)
4.Мягок, но не пух Зелен, а не трава.
(мох)
6.Вечером родится, Ночь живет,
Утром умирает.
(роса)
8.Сколько не езди, не ходи
Тебе конца тут не найти.
(земля)
Загадки помогают мне сделать более интересными и практические задания. Так , например, в 9 классе при обобщении материала по АПК, мы с учащимися отгадываем загадки о сельскохозяйственных растениях и животных Отгадки записываю на доске , а затем слабые учащиеся на контурных картах с помощью атласа отмечают районы их возделывания и разведения, сильным же учащимся раздаю контурные карты, где цифрами обозначены эти районы. Им необходимо , не пользуясь атласом, установить соответствие. И тем и другим следует также подчеркнуть одной чертой отрасли, которые имеются в Якутии.
Чашечка медку, Мал малышок В поле сережки
Закопана в ледку, Сквозь землю прошел. На тоненьких ножках.
До нового годку. Синю шапочку нашел. (овес)
(озимь) (лен)
Расколи его- У закутанных девиц С неба солнце золотое,
Будет зернышко. Ветер волос шевелит Золотые льет лучи.
Посади его- (кукуруза) В поле дружною стеною
Будет солнышко. Золотые усачи.
(подсолнух) (пшеница)
Не дерево. По горам по долам Среди двора стоит копна
А суковато. Ходит шуба да кофтан. Спереди вилы, сзади метла.
( олень) ( овца) (Корова)
Не земледелец, Ничего не болит,
Не кузнец, А все стонет,
Не плотник, Пяточек есть,
А первый на селе работник. А не покупает.
(лошадь) (свинья)
Работая с загадками на своих уроках ни один год, я с уверенностью могу сказать, что загадки можно и нужно использовать в своей педагогической деятельности потому что:
- их любят учащиеся не зависимо от возраста и успешности по предмету.
- они делают урок более живым, разнообразным и интересным, а значит усвоение материала более глубоким и осознанным.
- с их помощью удается мобилизовать учащихся, помочь им сконцентрировать внимание, активизировать мыслительную деятельность и развивать логическое мышление.
- они вызывают положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой, а это не маловажно в наше стрессовое время.
- загадки помогают формировать интерес к предмету и к устному народному творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках географии
В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....
Методы и приемы использования СОТ на уроках географии
Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий н...
Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"
Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...
Использование загадок на уроках природоведения в 5 классе
Жизнь полна загадок и секретов. И мы с самого раннего детства пытаемся разгадать их. Этот материал поможет учителям при подготовке к урокам природоведения в 5 и географии в 6 классе. В статье пр...
Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.
При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в из...
Использование загадок на уроках чувашского языка в русскоязычной школе
Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. В «Толковом словар...