Урок природоведения в 5 классе "Мир звёзд"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Урок комбинированного типа направлен на организацию деятельности учащихся по изучению нового материала, дает представление о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде; о многообразии звезд по размерам и цвету, раскрывает значение солнечной энергии для живой и неживой природы. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zvyozd_2014.docx | 38.83 КБ |
mir_zvyozd.ppt | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата | |||
Предмет | География, природоведение | ||
Класс | 5 | ||
Тип урока | Комбинированный, урок усвоения новых знаний. | ||
Тема урока | Мир звезд | ||
Цели: Планируемые результаты | Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету. Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению нового материала, дать представление о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде; о многообразии звезд по размерам и цвету, раскрыть значение солнечной энергии для живой и неживой природы. Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы. Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником, рабочими тетрадями. Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач. Универсальные учебные действия (УУД). Личностные: осознавать необходимость изучения темы. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе). | ||
Этапы урока | Планируемые результаты (формирование УУД) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Первый этап Мотивация к учебной деятельности Проверка домашнего задания Основной этап (планирование и осуществление практической деятельности) Актуализация знаний (определение темы урока, постановка цели и задач) Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия) | Продолжить формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию Формирование мотивационной основы учебной деятельности Продолжить формирование представлений о планетах Солнечной системы умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе Умение систематизировать знания по теме «Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры, метеориты» Формирование устойчивого познавательного интереса Смысловое чтение и извлечение необходимой информации Понимание многообразия звезд, как различаются звезды по размерам и цвету размеры и природу Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. Формирование умения давать определение понятиям «звезды» Продолжить формирование навыков работы с иллюстрационным материалом Формирование устойчивого познавательного интереса Продолжить формирование познавательной и информационной культуры. Выделять описывать и объяснять существенные признаки звезд Формирование умений на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем. Умение отвечать на вопросы -умение спрашивать, - умение управлять | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха Учитель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнетесь мне. Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда в путь! Предлагает ответить на вопросы-загадки о планетах Солнечной системы (приложение 1) Игра «Найди лишнее» (приложение 2) – работа в паре Учитель: Про что вы отгадывали загадки? (про планеты) Продолжите фразу: Планеты входят в состав… ? (солнечной системы). Что такое Солнечная система? Сколько планет в СС? Какие небесные тела еще можно увидеть в Солнечной системе? (астероиды, кометы, метеоры, метеориты) Учитель: Без него плачется, а как появится – от него прячемся. Что выше леса, краше света, без огня горит. Одна из близко расположенная к нам Звезд- Солнце. Давайте познакомимся с ней поближе: что мы будем с вами изучать на уроке?, что должны узнать на уроке? Предлагаю вам текст о Тролле. Найдите ошибки Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей, Но не на Земле на Солнце. Оно маленькое, аккуратненькое, места мне как раз хватит. Сидит, мечтает. Вот залезу на самую высокую гору. Отсюда до Солнца рукой подать. Согреюсь хоть, покупаюсь, позагораю. В чем ошибка Тролля? Учитель: Откройте учебник и выясните:
t° внутри ≈ 15 млн° С t° на поверхности ≈ 6 000° С Солнце вращается вокруг своей оси с запада на восток. Расстояние 15 млн. км Что такое Солнце? Какую форму оно имеет? Какие размеры, температура? Чем звезды отличаются от планет? Из чего состоят? Что же такое звезды? Звезды – это огромные пылающие раскаленные газовые шары (Запись в тетради) диктует, потом самостоятельно повторяет понятие, рассказывает соседу, проговариваем вместе вслух. Зачем нам нужно Солнце? Представьте, если бы Солнца не было? Почему мы с вами видим звезды такими маленькими, а Солнце большим? Звезды меньше Солнца? Звезд на небе великое множество. Они расположены очень далеко от нашей планеты, поэтому кажутся на ночном небе лишь мерцающими точками. Невооружённым глазом люди могут увидеть 6 тысяч звезд, но бинокль или телескоп гораздо больше. Ученым известно многие миллиарды звезд.
По цвету: -Звезды бывают голубые, белые, красные, желтые, оранжевые. Физминутка Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте) Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки) А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок) Станет вдруг светло вокруг (поворот). Что это за шар? (дети хором: «Солнце!») Определите, какое Солнце по размеру, используя текст учебника? -Сверхгиганты – это звезды в сотни раз больше Солнца. Гиганты в десятки раз больше Солнца. Средние в несколько раз больше. Карлики – такие же как Солнце и меньше. Сделайте вывод, зная характеристики Солнца по размерам и цвету. Вывод: Солнце – желтый карлик
Вопросы для беседы:
Рефлексия: представьте себе, что Вы звезда составьте синквейн «Я Звезда» В первой строчке тема называется одним словом (существительным). Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторят суть темы | Готовят рабочее место Учащиеся приветствуют учителя Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся работают в паре обсуждают, отвечают Учащиеся отвечают на вопросы о Солнечной системе Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока Находят в тексте ошибки, объясняют их. Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность: - Запись в тетрадях уч-ся размеров Солнца, характеристик Солнца С помощью фото Солнца в презентации отвечают на вопросы. С помощью вопросов учителя формулируют понятие и записывают его в тетрадь, проверяют себя с помощью учебника. Разными способами закрепляют понятие. - Учащиеся отвечают на вопросы, сравнивают звезды и Солнце. Слушают рассказ, анализируют его Учащиеся, используя рисунок отвечают на вопросы Учащиеся работают с презентацией, слушают учителя Самостоятельно составляют схему «Звезды» Учащиеся отвечают на вопросы Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Записывают домашнее задание в дневник д/з с.48-51 читать |
Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей, Но не на Земле на Солнце. Оно маленькое, аккуратненькое, места мне как раз хватит. Сидит, мечтает. Вот залезу на самую высокую гору. Отсюда до Солнца рукой подать. Согреюсь хоть, покупаюсь, позагораю. В чем ошибка Тролля? |
Приложение 1
Загадки про планеты
Меркурий:
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.
Венера:
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
Земля:
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
Марс:
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
Юпитер:
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.
Сатурн:
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Уран:
Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.
Нептун:
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
Приложение 2
Найди лишнее
- 1. Нептун, Плутон, Юпитер, Сатурн, Уран
- 2. Земля, Луна, Меркурий, Венера, Марс
- 3. Земля, Марс, Меркурий, Венера, Сатурн
- 4. Юпитер, Сатурн, Меркурий, Уран, Нептун
- 5. Астероиды, Кометы, Метеоры, метеориты, звёзды
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МИР ЗВЁЗД
Давайте отгадаем. Без него плачется, а как появится – от него прячемся. Что выше леса, краше света, без огня горит.
Учебник с.48-49 1.Что такое Солнце? 2.Во сколько раз Солнце больше Земли? 3.Какое расстояние от Земли до Солнца? 4.Какая температура внутри Солнце? 5.Зачем нужно Солнце?
Звёзды По размерам По цвету Как вы думаете, какие бывают звёзды по цвету?
Температура, С* Истинный цвет Видимый цвет 40 000 голубой голубой 15 000 бело-голубой бело-голубой и белый 6 000 жёлтый жёлтый 4 000 оранжевый желтовато-оранжевый 3 000 красный оранжево-красный Основная (гарвардская) спектральная классификация звёзд
Звёзды по размерам Сверхгиганты Карлики (Бетельгейзе) (Солнце) Гиганты (Альдебаран) Что вы можете сказать о Солнце?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения в 3 классе по теме «О подземных богатствах»
Урок природоведения в 3 классе«О подземных богатствах»...
Урок природоведения по теме " Звезды на небе"
На данном уроке выполняется лабораторная работа....
План урока природоведения по теме "Ветер и почва"
дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород; продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием; ...
Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1. Изучить строение и многообразие клеток...
Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.
Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....
Технологическая карта к уроку астрономии "Солнце и звёзды"
Технологическая карта разработана для урока астрономии по теме "Солнце и звёзды" для обучающихся 10 класса....