Урок природоведения в 5 классе "Мир звёзд"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Левицкая Александра Николаевна

Урок комбинированного типа направлен на организацию  деятельности учащихся по изучению нового материала, дает представление о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде; о многообразии звезд  по размерам и цвету, раскрывает значение солнечной энергии для живой и неживой природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_zvyozd_2014.docx38.83 КБ
Office presentation icon mir_zvyozd.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата

Предмет

География, природоведение

Класс

5

Тип урока

Комбинированный, урок усвоения новых знаний.

Тема урока

Мир звезд

Цели:

Планируемые результаты

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию  

коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому  предмету.

 Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению нового материала, дать представление о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде; о многообразии звезд  по размерам и цвету, раскрыть значение солнечной энергии для живой и неживой природы.

 Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

  способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать

  обобщения и выводы.

Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником, рабочими тетрадями.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из  источников ЭОР, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).

Этапы урока

Планируемые результаты (формирование УУД)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Первый этап

Мотивация к учебной деятельности

Проверка домашнего задания

Основной  этап (планирование и осуществление практической деятельности)

Актуализация знаний

(определение темы урока, постановка цели и задач)

Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия)

Продолжить формирование ответственного отношения  к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Продолжить формирование представлений о планетах Солнечной системы

умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе

Умение систематизировать знания по теме «Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры, метеориты»

Формирование устойчивого познавательного интереса

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации

Понимание  многообразия звезд, как различаются звезды по размерам и цвету размеры и природу Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

Формирование умения давать определение понятиям «звезды»

Продолжить формирование навыков работы с иллюстрационным материалом

Формирование устойчивого познавательного интереса

Продолжить формирование  познавательной и информационной культуры.

Выделять описывать и объяснять существенные признаки звезд

Формирование умений на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем.

Умение отвечать на  вопросы

-умение спрашивать,

- умение управлять

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Учитель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнетесь   мне. Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда в путь!

Предлагает ответить на вопросы-загадки о планетах Солнечной системы (приложение 1) 

Игра «Найди лишнее» (приложение 2) – работа в паре

Учитель: Про что вы отгадывали загадки? (про планеты)

Продолжите фразу: Планеты входят в состав… ?  (солнечной системы). Что такое Солнечная система? Сколько планет в СС?

Какие небесные тела еще можно увидеть в Солнечной системе? (астероиды, кометы, метеоры, метеориты)

Учитель:  Без него плачется, а как появится – от него прячемся.

Что выше леса, краше света, без огня горит.

Одна из близко  расположенная к нам Звезд- Солнце. Давайте познакомимся с ней поближе:

 что мы будем с вами изучать на уроке?, что должны узнать на уроке?

Предлагаю вам текст о Тролле. Найдите ошибки

Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей, Но не на Земле на Солнце. Оно маленькое, аккуратненькое, места мне как раз хватит. Сидит, мечтает. Вот залезу на самую высокую гору. Отсюда до Солнца рукой подать. Согреюсь хоть, покупаюсь, позагораю. В чем ошибка Тролля?

Учитель: Откройте учебник и выясните:

  1. Во сколько раз Солнце больше Земли
  2. Какое расстояние до Солнца
  3. Какая температура на Солнце

t° внутри ≈ 15 млн° С

t° на поверхности ≈ 6 000° С

Солнце вращается вокруг своей оси с запада на восток. Расстояние 15 млн. км

Что такое Солнце? Какую форму оно имеет? Какие размеры, температура?

Чем звезды отличаются от планет? Из чего состоят?

 Что же такое звезды?

 Звезды – это огромные пылающие раскаленные газовые шары (Запись в тетради) диктует, потом самостоятельно повторяет понятие, рассказывает соседу, проговариваем вместе вслух.

Зачем нам нужно Солнце? Представьте, если бы Солнца не было?

Почему мы с вами видим звезды такими маленькими, а Солнце большим? Звезды меньше Солнца? Звезд на небе великое множество. Они расположены очень далеко от нашей планеты, поэтому кажутся на ночном небе лишь мерцающими точками. Невооружённым глазом люди могут увидеть 6 тысяч звезд, но бинокль или телескоп гораздо больше. Ученым известно многие миллиарды звезд.


Давайте посмотрим на них. Посмотрите на рисунок в учебнике с.48 как вы думаете, по каким  признакам различают звезды?

http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/28/27950/27950_html_m5de3b58e.png

По цвету:

-Звезды бывают голубые, белые, красные, желтые, оранжевые.
Учитель: В ХХ веке астрономы разделили звезды по цвету.  Правда, в то время невозможно было учесть температуру каждой звезды. Сегодня средства наблюдения позволяют судить о температуре достаточно точно.
-Итак, звезды, имеющие самую высокую температуру 40000 окрашены в голубой цвет. Звезды, имеющие температуру 15000 – голубовато– белый цвет. Звезды, имеющие температуру 6000 градусов – желтый цвет. Оранжевые звезды – 500-4000 градусов. Красные – 3000 градусов.
Зная, температуру на Солнце, определите какой у него цвет? (желтое)

Физминутка

Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг (поворот).

Что это за шар?   (дети хором: «Солнце!»)

 Определите, какое Солнце по размеру, используя текст учебника?  http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/28/27950/27950_html_m77897408.png

-Сверхгиганты – это звезды в сотни раз больше Солнца. Гиганты в десятки раз больше Солнца. Средние в несколько раз больше. Карлики – такие же как Солнце и меньше.

Сделайте вывод, зная характеристики Солнца по размерам и цвету.

Вывод: Солнце – желтый карлик

 

Вопросы для беседы:

  1. Что такое звезды?
  2. Какая звезда самая близкая к нашей планете?
  3. По каким признакам звезды отличаются друг от друга?

Рефлексия: представьте себе, что Вы звезда составьте синквейн «Я Звезда»

В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

 Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

 Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

 Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

 Синоним из одного слова, который повторят суть темы

Готовят рабочее место

Учащиеся приветствуют учителя

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся работают в паре обсуждают, отвечают

Учащиеся отвечают на вопросы о Солнечной системе

Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока

Находят в тексте ошибки, объясняют их.

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность:

- Запись в тетрадях уч-ся размеров Солнца, характеристик Солнца

С помощью  фото Солнца в презентации отвечают на вопросы.

С помощью вопросов учителя формулируют понятие и записывают его в тетрадь, проверяют себя с помощью учебника. Разными способами закрепляют понятие.

-

Учащиеся отвечают на вопросы, сравнивают звезды и Солнце.

Слушают рассказ,

анализируют его

Учащиеся, используя рисунок отвечают на вопросы

Учащиеся работают с презентацией, слушают учителя

Самостоятельно составляют схему  «Звезды»

Учащиеся отвечают на вопросы

Демонстрируют знания.  Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Записывают домашнее задание в дневник

 д/з с.48-51 читать

Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей, Но не на Земле на Солнце. Оно маленькое, аккуратненькое, места мне как раз хватит. Сидит, мечтает. Вот залезу на самую высокую гору. Отсюда до Солнца рукой подать. Согреюсь хоть, покупаюсь, позагораю. В чем ошибка Тролля?

Приложение 1

Загадки про планеты

Меркурий: 
Крохотулечка-планета 
Первой Солнышком согрета, 
И проворна – год на ней 
Восемьдесят восемь дней. 

Венера
Только Солнце и Луна 
В небе ярче, чем она. 
Да и горячей планеты 
В Солнечной системе нету. 

Земля: 
На планете чудеса: 
Океаны и леса, 
Кислород есть в атмосфере, 
Дышат люди им и звери. 


Марс: 
Над планетой красной кружат 
Каменюки Страх и Ужас. 
Нет горы нигде на свете 
Выше, чем на той планете. 
Юпитер: 
Великан-тяжеловес 
Мечет молнии с небес, 
Полосат он, словно кошка, 
Жаль худеет понемножку. 

Сатурн: 
Пышный газовый гигант 
Брат Юпитера и франт 
Любит он, чтоб рядом были 
Кольца изо льда и пыли. 

Уран: 
Он уже который век 
Среди братьев-римлян грек, 
И сквозь космоса тоску 
Мчится, лежа на боку. 

Нептун: 
На планете синей-синей 
Дует ветер очень сильный. 
Год на ней велик весьма - 
Длится 40 лет зима. 

Приложение 2

Найди лишнее

  • 1. Нептун, Плутон, Юпитер, Сатурн, Уран
  • 2. Земля, Луна, Меркурий, Венера, Марс
  • 3. Земля, Марс, Меркурий, Венера, Сатурн
  • 4. Юпитер, Сатурн, Меркурий, Уран, Нептун
  • 5. Астероиды, Кометы, Метеоры, метеориты, звёзды


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди лишнее: 1. Нептун, Плутон, Юпитер, Сатурн, Уран. 2. Земля, Луна, Меркурий, Венера, Марс. 3. Земля, Марс, Меркурий, Венера, Сатурн. 4. Юпитер, Сатурн, Меркурий, Уран, Нептун. 5. Астероиды, Кометы, Метеоры, Метеориты, Звёзды.

Слайд 2

МИР ЗВЁЗД

Слайд 3

Давайте отгадаем. Без него плачется, а как появится – от него прячемся. Что выше леса, краше света, без огня горит.

Слайд 4

Учебник с.48-49 1.Что такое Солнце? 2.Во сколько раз Солнце больше Земли? 3.Какое расстояние от Земли до Солнца? 4.Какая температура внутри Солнце? 5.Зачем нужно Солнце?

Слайд 5

Звёзды По размерам По цвету Как вы думаете, какие бывают звёзды по цвету?

Слайд 6

Температура, С* Истинный цвет Видимый цвет 40 000 голубой голубой 15 000 бело-голубой бело-голубой и белый 6 000 жёлтый жёлтый 4 000 оранжевый желтовато-оранжевый 3 000 красный оранжево-красный Основная (гарвардская) спектральная классификация звёзд

Слайд 7

Звёзды по размерам Сверхгиганты Карлики (Бетельгейзе) (Солнце) Гиганты (Альдебаран) Что вы можете сказать о Солнце?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения в 3 классе по теме «О подземных богатствах»

Урок природоведения в 3 классе«О подземных богатствах»...

Урок природоведения по теме " Звезды на небе"

На данном уроке выполняется лабораторная работа....

План урока природоведения по теме "Ветер и почва"

дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород;                       продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием;               ...

Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.

Данный урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1.      Изучить строение и многообразие клеток...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....

Технологическая карта к уроку астрономии "Солнце и звёзды"

Технологическая карта разработана для урока астрономии по теме "Солнце и звёзды" для обучающихся 10 класса....