Урок природоведения в 3 классе по теме «О подземных богатствах»
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме
Урок природоведения в 3 классе
«О подземных богатствах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_prirodovedeniya-1.zip | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
МУМУСО
Крутихинский информационно-прокатный центр
Урок природоведения в 3 классе
«О подземных богатствах»
Методист ИПЦ: Гаврина Е. В.
2009 год
Урок природоведения в 3 классе
Тема «О подземных богатствах»
Фрагмент изучения нового материала с использованием программы Power Point
Цель:
- приобщить детей к бережному отношению к природе;
- продолжить знакомство с полезными ископаемыми
Цель использования ИКТ на уроке:
- повышение качества знаний учащихся;
- совершенствование контроля знаний учащихся;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- проведение уроков на высоком эстетическом уровне;
Оборудование: медиапроектор, компьютер, мультимедийная презентация «Подземные богатства».
Изучение нового материала
Слово учителя: - Сегодня на уроке мы начинаем изучать очень интересную тему «Полезные ископаемые». (CЛАЙД 1)
Узнаем об их свойствах и значении для человека. А также, почему они являются ископаемыми? И почему они полезными?
- А вы знаете, что оказывается, прежде чем начать добычу того или иного полезного ископаемого, люди должны быть уверены, что оно есть в данном месте. Поиски полезных ископаемых ведутся геологом с помощью различной современной техники. (CЛАЙД 2) Геолог – это человек, занимающийся изучением земных недр, поиском полезных ископаемых. (CЛАЙД 3)Ученые-биологи, наблюдая жизнь растений, (CЛАЙД 4) установили что, у геологов кроме техники, есть еще и хорошие помощники –(CЛАЙД 5) растения-геологоразведчики. (CЛАЙД 6) Разрослись лесные фиалки, стройные, крепкие стоят и цветком-глазком как будто подмигивают, нам не догадаться о чем, а геологи знают: - здесь можно искать цинк. (CЛАЙД 7) А вот другой друг геолога – полевой хвощ. Нам опять ни к чему. Растет себе и растет. А геолог опять прочитал: здесь земле, возможно есть золото. (CЛАЙД 8) Растение качим или его еще называют перекати-поле – растет там, где есть нефть.
(CЛАЙД 9)Летит над лесом самолет, а кругом, куда ни посмотри хвойные деревья, лишь. Но вот среди них явно видна полоса лиственных растений – значит здесь можно искать каменный уголь.
(CЛАЙД 10) «Зеленые разведчики» помогают человеку находить воду, там, где среди безжизненных песков пышно разросшийся островок растений, надо искать воду.
- Вот как оказывается, некоторые растения помогают в поисках полезных ископаемых.
(CЛАЙД 11)- А на уроке мы познакомимся с такими полезными ископаемыми как: торф, каменный уголь, нефть и природный газ.
(CЛАЙД 12)- Ребята посмотрите на слайд, как вы думаете, как что там показано (торф).
- Обычно торф добывается из самого поверхностного слоя земли. Торф представляет собой скопление растительных остатков продуктов их разложения, которые соединились с твердыми частицами, осевшими под воздействиями воды и ветра. Торф является горной породой, а торфяная земля – почвой. Не перекрывающиеся новыми отмирающими растительными остатками слои торфа постепенно превращаются в горную породу. Торф образуется либо в связи с зарастанием водоемов, либо вследствие заболачивания какой, либо территории. До недавнего времени торф применялся в хозяйстве преимущественно как топливо, (CЛАЙД 13) Теперь он приобретает все большее значение как сырье для химических удобрений, для изготовления многих ценных продуктов.
(CЛАЙД 14) - Ребята давайте подведем итог. Торф он какай? (рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета).
(CЛАЙД 15) - Другое полезное ископаемое, с которым мы познакомимся это - каменный уголь. Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. (CЛАЙД 16) Добывают каменный уголь в шахтах, роют котлован или поднимают пласты земли. (CЛАЙД 17)Он твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. (CЛАЙД 18) Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
(CЛАЙД 19)- А как вы думаете, что это? (нефть)
- Да это нефть. Иначе ее называют жидким черным золотом. Это один из самых замечательных минералов земли, (CЛАЙД 20) жидкое потому что действительно течет, испаряя легкие бензины и газы, застывая иногда в виде сплошных масс – парафина или тяжелого мазута. Черным минерал называется потому, что действительно, нефть получается из земли в виде черной пахучей массы, а золотом - потому что она представляет собой огромное природное богатство.
Нефть образуется ближе к земной поверхности и в ее образовании принимают участие останки растений и водорослей. (CЛАЙД 21) Нефть это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом
(CЛАЙД 22) Только после сложных операций очистки на особых заводах и после ее разделения на сорта бензина, масел, керосина путем перегонки получаются жидкости необходимые для человека.
(CЛАЙД 23) - Представьте, а оказывается, что есть еще и «голубое золото». Как вы думаете, а это что? (ответы детей)
- Газ – это чудесный дар природы. И сейчас я расскажу почему. Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. От месторождений газа проводят газопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки. (CЛАЙД 24) Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.
- Вот мы с вами познакомились с полезными ископаемыми
И сейчас я вам предлагаю узнать их по описанию, разгадав кроссворд. (CЛАЙД 25)
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит) (CЛАЙД 26)
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел) (CЛАЙД 27)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) (CЛАЙД 28)
5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ) (CЛАЙД 29)
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть) (CЛАЙД 30)
8. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда) (CЛАЙД 31)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина) (CЛАЙД 32)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк) (CЛАЙД 33)
7. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф) (CЛАЙД 34)
9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь) (CЛАЙД 35)
Итог урока (CЛАЙД 36)
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения 5 класс. Тема "Здоровье - это здорово!"
Данный урок является обобщающим уроком в теме: «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» из курса природоведения в 5-м классе по программе В.В. Пасечника. Урок ...
Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1. Изучить строение и многообразие клеток...
Конспект урока коми языка по теме"Лес наше богатство"
Конспект урока содержит: подробный план проведения урока, презентация к уроку (кроссворд), видеоролик....
Конспект урока коми языка по теме"Лес наше богатство"
Конспект урока содержит: подробный план проведения урока, презентация к уроку (кроссворд), видеоролик....
Worksheet к технологической карте урока в 4 классепо теме "Что ты можешь узнать в зоопарке?"
Раздаточный материал к уроку в 4 классе...
Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"
Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...
Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"
Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...