Жизнь на разных материках.
учебно-методический материал по природоведению (5 класс) на тему

Сагина Надежда Владимировна

Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме: "Жизнь на разных материках". По учебнику А.А.Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_prirodovedeniyu.docx20.67 КБ
Файл prilozhenie.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по природоведению.

Тема: Жизнь на разных материках.

Цели:

  1. Образовательная:

Начать формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить обучающихся с историей открытия и исследования, со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Начать формирование умения работать с географическими картами.

  1. Развивающая:

Показать вклад учёных и путешественников в открытие и исследование материков. Развивать у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучении разнообразия животных и растений на материках.

  1. Воспитательная:

Воспитывать любознательность, интерес к природе, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Учебно – наглядный комплекс:

Физическая карта мира, физическая карта полушарий, карточки для домашней работы, контурные карты Земли, таблицы для заполнения дома, тесты, рабочие тетради, учебник.

Методы и формы:

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, практический, демонстрационный; самостоятельная работа, рассказ, беседа.

Тип урока: урок усвоения нового материала, в форме путешествия.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

- Ребята, встали все правильно, начнём урок. Я очень рада видеть вас на уроке. Сели все красиво, посмотрим, все ли готовы к уроку. Сегодня у нас с вами будет необычный урок, потому что мы с вами отправимся в путешествие по материкам, где будем знакомиться с животными и растениями. Но для начала я хочу проверить, как вы справились с домашним заданием.

II.          Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы прошли на прошлом уроке? – А какие вы ещё знаете среды обитания? –Ребята у вас на парте лежит карточка, для проверки домашнего задания. Соотнесите среды обитания и приспособленности организмов, соедините их стрелочками.  

(Приложение № 1.)

  1. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.

   - Земля – уникальная планета. В настоящее время только на ней обнаружена жизнь.

- Скажите, а что способствует существованию жизни на нашей планете?

- Мы с вами отправляемся в кругосветное путешествие. Целью нашего путешествия является изучение растительного и животного мира суши нашей планеты Земля. Какой вид транспорта мы выбираем, самолёт или пароход. Путешествие наше будет долгим, сейчас откроем тетради путешественника и запишем дату и тему нашего путешествия. (1слайд).

- Сегодня на нашем уроке присутствуют путешественники, которые познакомят нас с географическими особенностями материка, сведениями об открытии, расскажут о растительном и животном мире.

            2.    Определение  маршрута.

            - Итак в путь!

            - А вот  с какого материка мы начинаем наше путешествие вы сами определитесь, отгадав загадки – стихи,     ответив на вопросы.

          1). Самые высокие в мире горы   - Гималаи и самая большая по территории наша страна – Россия находится на материке (ЕВРАЗИЯ).

          2). Мы живём на Занзибаре

               В Калахаре и Сахаре

               На горе Фернандо – По

              Где гуляет гиппо – по

             По широкой Лимпопо (АФРИКА).

          3). Где находятся горы Кордильеры и река Миссисипи?  (СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА).

          4). На каком материке протекает река Амазонка? (ЮЖНАЯ АМЕРИКА).

          5). Какой материк самый маленький и самый сухой на Земле?  (АВСТРАЛИЯ).

          6). Какой материк самый холодный? (АНТАРКТИДА).

          3. Представление своих материков. (Приложение № 2).

          (Каждый материк показываем на карте).

           По ходу выступления обучающиеся выступают с рефератами, демонстрируют слайды с изображением открывателей материков, животных и растений. (Заполнение таблицы. Приложение № 3).

  1. Физкультминутка.

(После трёх выступлений обучающихся).

Музыкальное сопровождение (голоса птиц).

- Закройте глаза, наклоните голову на парту и представьте, что вы в лесу.

  1. Итог урока.

- Давайте поблагодарим девочек за интересную информацию. Молодцы! Да, ребята, действительно по сообщениям мы с вами увидели, что живые существа заселили все материки, включая Антарктиду. Мысленно путешествуя по разным материкам, мы встретили рис и большую панду в Евразии, баобаб и жирафа в Африке, секвойю и скунса в Северной Америке, викторию религию и муравьеда в Южной Америке, эвкалипта и кенгуру в Австралии, пингвинов в Антарктиде.

  1. Закрепление новых знаний. (Приложение № 4).

  1. Обобщение по теме.

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какими интересными животными вы познакомились на этом уроке?

- Природа каких материков очень сходна? (Северная Америка и Евразия).

  1. Рефлексия.

- Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие… необходимо подвести каждого из обучающихся к проблеме природоохраны.

А я бы сказала главные слова…

Прекрасной быть должна Земля

Она у всех у нас дна.

А мы – хозяева Земли

И охранять её должны.

Мы сохраним зверей и птиц,

Бобров, гепардов и лисиц,

Дроздов, грачей и глухарей,

Малиновок и снегирей.

Под небом зашумят леса,

Не смолкнут птичьи голоса.

И торжество природы

Благословят народы.

  1. Оценки.

  1. Домашнее задание.

Прочитать статью в учебнике «Жизнь на разных материках», на к/к отметить названия животных, о которых мы сегодня узнали на уроке, заполнить таблицу.

  1. Оргмомент.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1.

Проверка домашнего задания.

 

   

Приложение № 2.

Доклады детей по материкам.

Приложение № 3.

Заполнить таблицу.

№ п/п

Название материка

Кто отрывал и исследовал

Растительный мир материка

Животный мир материка.

1.

Евразия

Пётр Петрович Семёнов Тян – Шанский, Николай Михайлович Превальский

Карликовая берёзка, карликовая ива, мхи, лишайники, хвойные деревья, чай, рис, мандарины, разные виды орехов, бамбук.

Белые медведи, бурые медведи, медведь – панда. Из птиц самый красивый павлин.

2.

Африка

Давид Ливингстон

Фикусы, пальмы, папоротники, лианы, баобаб, бананы, финиковая пальма, слоновая трава.

Зебры, антилопы – гну, слоны, носороги, гиппопотамы, жирафы, львы, гепарды, леопарды, гиены, крокодилы, птица марабу, секретарь, страус.

3.

Северная Америка

Христофор Колумб, Америго Виспутчи.

Мхи, лишайники, камнеломка, дубы, берёзы, ели, кактусы, сагуаро – самый большой кактус.

Овцебыки, северный олень, карибу, рыси, скунсы, волки – койоты, медведи, олени, лоси, бизоны. Кадьяк – бурый медведь с Аляски.

4.

Южная Америка

Александр Гумбольд.

Сейба, пальмы, дынное дерево, какао, амазонская кувшинка виктория – регия, орхидеи, помидора, картофель, кукуруза, табак.

Цепкохвостые обезьяны, ленивцы, ящерицы, лягушки, змеи, тапиры, водосвинка – капибара, муравьеды, броненосцы, колибри, попугаи.

5.

Австралия

Абен Ясзон Тасман, Джеймс Кук.

Эвкалипт, акации, бутылочное дерево.

Ехидна, утконос, кенгуру, коала, сумчатый дьявол, страус Эму, чёрный лебедь.

6.

Антарктида

Фаддей Фаддееич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Мхи, лишайники, микроскопические грибы, водоросли.

Киты, тюлени, различная рыба, пингвины.

Приложение № 4.

  1. Игра «Животное заблудилось».

- А сейчас поиграем в игру «Животное заблудилось». Посмотрите на карту полушарий, здесь  на каждом материке изображены животные. Какое животное здесь заблудилось? Сейчас каждый из путешественников выйдет и отправит заблудившее животное на свой материк.

(Доска, на доске карта полушарий).

Евразия

Лось, панда, собака – динго, зубр.

Австралия

Африка

Слон, жираф, медведь, бегемот.

Северная Америка, Евразия

Северная Америка

Носорог, скунс, волк – койот, бизон.

Африка

Южная Америка

Ленивец, пингвин, броненосец, муравьед

Антарктида

Австралия

Кенгуру, коала, ехидна, зебра.

Африка

Антарктида

Пингвин, горбатый кит, тюлень, белый медведь,

Евразия

 

  1. Тест.

1). Количество материков на Земле:

а) четыре; б) шесть; в) пять;

2). Самый большой материк:

а) Африка; б) Северная Америка; в) Евразия;

3). Самый маленький материк:

а) Антарктида; б) Австралия; в) Южная Америка;

4). Баобаб растёт в:

а) Африке; б) Северной Америке; в) Евразии

5). Слоны, жирафы, бегемоты обитают:

а) Австралии; б) Южной Америке; в) Африке;

6). Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка:

а) Антарктида; б) Евразии; в) Северной Америки;

7). Деревья – гиганты в Северной Америке:

а) секвойя;  б) эвкалипт; в) баобаб.

  1. Взаимопроверка.

На доске ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в, 7-а. (Слайд 64).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Жизнь на разных материках" 2 часть

Превентация по природоведению 5 класс. Во 2 части представлены Южная Америка, Австралия, Антарктида....

Презентация "Жизнь на разных материках" 1 часть

Животный и растительный мир Евразии, Африки, Северной Америки...

Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"

Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....

Жизнь на разных материках

Рассмотрение органического мира на материках....

Жизнь на разных материках

Урок природоведения. Рассматривается биоразнообразие животного и растительного мира Земли. Частично использован метод деятельностного подхода....

материалы урока по теме "Жизнь на разных материках"

Урок проводится в форме путешествия по материкам. учащиеся выступают с проектами по характеристика материка, которые они подготовили в своих презентациях. данный материал может использоваться на уроке...

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...