Жизнь на разных материках.
учебно-методический материал по природоведению (5 класс) на тему
Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме: "Жизнь на разных материках". По учебнику А.А.Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_prirodovedeniyu.docx | 20.67 КБ |
prilozhenie.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по природоведению.
Тема: Жизнь на разных материках.
Цели:
- Образовательная:
Начать формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить обучающихся с историей открытия и исследования, со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Начать формирование умения работать с географическими картами.
- Развивающая:
Показать вклад учёных и путешественников в открытие и исследование материков. Развивать у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучении разнообразия животных и растений на материках.
- Воспитательная:
Воспитывать любознательность, интерес к природе, трудолюбие, чувство взаимопомощи.
Учебно – наглядный комплекс:
Физическая карта мира, физическая карта полушарий, карточки для домашней работы, контурные карты Земли, таблицы для заполнения дома, тесты, рабочие тетради, учебник.
Методы и формы:
Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, практический, демонстрационный; самостоятельная работа, рассказ, беседа.
Тип урока: урок усвоения нового материала, в форме путешествия.
Ход урока.
- Организационный этап.
- Ребята, встали все правильно, начнём урок. Я очень рада видеть вас на уроке. Сели все красиво, посмотрим, все ли готовы к уроку. Сегодня у нас с вами будет необычный урок, потому что мы с вами отправимся в путешествие по материкам, где будем знакомиться с животными и растениями. Но для начала я хочу проверить, как вы справились с домашним заданием.
II. Проверка домашнего задания.
- Какую тему мы прошли на прошлом уроке? – А какие вы ещё знаете среды обитания? –Ребята у вас на парте лежит карточка, для проверки домашнего задания. Соотнесите среды обитания и приспособленности организмов, соедините их стрелочками.
(Приложение № 1.)
- Изучение нового материала.
- Рассказ учителя с элементами беседы.
- Земля – уникальная планета. В настоящее время только на ней обнаружена жизнь.
- Скажите, а что способствует существованию жизни на нашей планете?
- Мы с вами отправляемся в кругосветное путешествие. Целью нашего путешествия является изучение растительного и животного мира суши нашей планеты Земля. Какой вид транспорта мы выбираем, самолёт или пароход. Путешествие наше будет долгим, сейчас откроем тетради путешественника и запишем дату и тему нашего путешествия. (1слайд).
- Сегодня на нашем уроке присутствуют путешественники, которые познакомят нас с географическими особенностями материка, сведениями об открытии, расскажут о растительном и животном мире.
2. Определение маршрута.
- Итак в путь!
- А вот с какого материка мы начинаем наше путешествие вы сами определитесь, отгадав загадки – стихи, ответив на вопросы.
1). Самые высокие в мире горы - Гималаи и самая большая по территории наша страна – Россия находится на материке (ЕВРАЗИЯ).
2). Мы живём на Занзибаре
В Калахаре и Сахаре
На горе Фернандо – По
Где гуляет гиппо – по
По широкой Лимпопо (АФРИКА).
3). Где находятся горы Кордильеры и река Миссисипи? (СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА).
4). На каком материке протекает река Амазонка? (ЮЖНАЯ АМЕРИКА).
5). Какой материк самый маленький и самый сухой на Земле? (АВСТРАЛИЯ).
6). Какой материк самый холодный? (АНТАРКТИДА).
3. Представление своих материков. (Приложение № 2).
(Каждый материк показываем на карте).
По ходу выступления обучающиеся выступают с рефератами, демонстрируют слайды с изображением открывателей материков, животных и растений. (Заполнение таблицы. Приложение № 3).
- Физкультминутка.
(После трёх выступлений обучающихся).
Музыкальное сопровождение (голоса птиц).
- Закройте глаза, наклоните голову на парту и представьте, что вы в лесу.
- Итог урока.
- Давайте поблагодарим девочек за интересную информацию. Молодцы! Да, ребята, действительно по сообщениям мы с вами увидели, что живые существа заселили все материки, включая Антарктиду. Мысленно путешествуя по разным материкам, мы встретили рис и большую панду в Евразии, баобаб и жирафа в Африке, секвойю и скунса в Северной Америке, викторию религию и муравьеда в Южной Америке, эвкалипта и кенгуру в Австралии, пингвинов в Антарктиде.
- Закрепление новых знаний. (Приложение № 4).
- Обобщение по теме.
- Что нового вы узнали на уроке?
- С какими интересными животными вы познакомились на этом уроке?
- Природа каких материков очень сходна? (Северная Америка и Евразия).
- Рефлексия.
- Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие… необходимо подвести каждого из обучающихся к проблеме природоохраны.
А я бы сказала главные слова…
Прекрасной быть должна Земля
Она у всех у нас дна.
А мы – хозяева Земли
И охранять её должны.
Мы сохраним зверей и птиц,
Бобров, гепардов и лисиц,
Дроздов, грачей и глухарей,
Малиновок и снегирей.
Под небом зашумят леса,
Не смолкнут птичьи голоса.
И торжество природы
Благословят народы.
- Оценки.
- Домашнее задание.
Прочитать статью в учебнике «Жизнь на разных материках», на к/к отметить названия животных, о которых мы сегодня узнали на уроке, заполнить таблицу.
- Оргмомент.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1.
Проверка домашнего задания.
Приложение № 2.
Доклады детей по материкам.
Приложение № 3.
Заполнить таблицу.
№ п/п | Название материка | Кто отрывал и исследовал | Растительный мир материка | Животный мир материка. |
1. | Евразия | Пётр Петрович Семёнов Тян – Шанский, Николай Михайлович Превальский | Карликовая берёзка, карликовая ива, мхи, лишайники, хвойные деревья, чай, рис, мандарины, разные виды орехов, бамбук. | Белые медведи, бурые медведи, медведь – панда. Из птиц самый красивый павлин. |
2. | Африка | Давид Ливингстон | Фикусы, пальмы, папоротники, лианы, баобаб, бананы, финиковая пальма, слоновая трава. | Зебры, антилопы – гну, слоны, носороги, гиппопотамы, жирафы, львы, гепарды, леопарды, гиены, крокодилы, птица марабу, секретарь, страус. |
3. | Северная Америка | Христофор Колумб, Америго Виспутчи. | Мхи, лишайники, камнеломка, дубы, берёзы, ели, кактусы, сагуаро – самый большой кактус. | Овцебыки, северный олень, карибу, рыси, скунсы, волки – койоты, медведи, олени, лоси, бизоны. Кадьяк – бурый медведь с Аляски. |
4. | Южная Америка | Александр Гумбольд. | Сейба, пальмы, дынное дерево, какао, амазонская кувшинка виктория – регия, орхидеи, помидора, картофель, кукуруза, табак. | Цепкохвостые обезьяны, ленивцы, ящерицы, лягушки, змеи, тапиры, водосвинка – капибара, муравьеды, броненосцы, колибри, попугаи. |
5. | Австралия | Абен Ясзон Тасман, Джеймс Кук. | Эвкалипт, акации, бутылочное дерево. | Ехидна, утконос, кенгуру, коала, сумчатый дьявол, страус Эму, чёрный лебедь. |
6. | Антарктида | Фаддей Фаддееич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев. | Мхи, лишайники, микроскопические грибы, водоросли. | Киты, тюлени, различная рыба, пингвины. |
Приложение № 4.
- Игра «Животное заблудилось».
- А сейчас поиграем в игру «Животное заблудилось». Посмотрите на карту полушарий, здесь на каждом материке изображены животные. Какое животное здесь заблудилось? Сейчас каждый из путешественников выйдет и отправит заблудившее животное на свой материк.
(Доска, на доске карта полушарий).
Евразия | Лось, панда, собака – динго, зубр. | Австралия |
Африка | Слон, жираф, медведь, бегемот. | Северная Америка, Евразия |
Северная Америка | Носорог, скунс, волк – койот, бизон. | Африка |
Южная Америка | Ленивец, пингвин, броненосец, муравьед | Антарктида |
Австралия | Кенгуру, коала, ехидна, зебра. | Африка |
Антарктида | Пингвин, горбатый кит, тюлень, белый медведь, | Евразия |
- Тест.
1). Количество материков на Земле:
а) четыре; б) шесть; в) пять;
2). Самый большой материк:
а) Африка; б) Северная Америка; в) Евразия;
3). Самый маленький материк:
а) Антарктида; б) Австралия; в) Южная Америка;
4). Баобаб растёт в:
а) Африке; б) Северной Америке; в) Евразии
5). Слоны, жирафы, бегемоты обитают:
а) Австралии; б) Южной Америке; в) Африке;
6). Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка:
а) Антарктида; б) Евразии; в) Северной Америки;
7). Деревья – гиганты в Северной Америке:
а) секвойя; б) эвкалипт; в) баобаб.
- Взаимопроверка.
На доске ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в, 7-а. (Слайд 64).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Жизнь на разных материках" 2 часть
Превентация по природоведению 5 класс. Во 2 части представлены Южная Америка, Австралия, Антарктида....
Презентация "Жизнь на разных материках" 1 часть
Животный и растительный мир Евразии, Африки, Северной Америки...
Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"
Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....
Жизнь на разных материках
Рассмотрение органического мира на материках....
Жизнь на разных материках
Урок природоведения. Рассматривается биоразнообразие животного и растительного мира Земли. Частично использован метод деятельностного подхода....
материалы урока по теме "Жизнь на разных материках"
Урок проводится в форме путешествия по материкам. учащиеся выступают с проектами по характеристика материка, которые они подготовили в своих презентациях. данный материал может использоваться на уроке...
Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"
Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...