Рабочая программа по природоведению 5 класс коррекционной школы
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Павлюкевич Анна Александровна

Рабочая программа составлена на основе адаптированной программы по природоведению 5 класса «Природоведение» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., автор программы Сивоглазова, -М.: «ВЛАДОС», 2000, 223стр., полностью отражающей содержание адаптированной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей МКОУ Белоярская специальная (коррекционная) школа интернат VIII вида руководитель ШМО

Н.М.Кузнецова ___________

«__»_______________2013г

Согласовано:

заместитель директора по УВР МКОУ Белоярская специальная (коррекционная) школа интернат VIII вида

Н.М.Теппе______________

«__»_______________2013г

Утверждаю:

директор МКОУ Белоярская специальная

(коррекционная) школа интернат VIII вида

Т.А.Донченко ____________

«__»_______________2013г

Рабочая программа по природоведению

5 класс

Составил:

учитель природоведения

А.А.Павлюкевич

Белый Яр 2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по природоведению 5 класса «Природоведение» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., автор программы Сивоглазова, -М.: «ВЛАДОС», 2000, 223стр., полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

Рабочая программа состоит из разделов:

Окружающий мир

Природа, которая нас окружает

Наша страна

Природа нашей родины

Охрана здоровья человека

Логика изложения и содержания построена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.  

  Содержание программы  курса биологии для коррекционной  школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
        Основой  курса биологии для  коррекционной школы 8 вида  являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся  с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

 Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

            Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. Формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека;
  2. Установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений;
  3. Экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе;
  4. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  5. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе,  чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

                На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

    Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - естествознания и географии.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа  для 5 класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часа в неделю, что составляет 69 часов в год.

1 четверть  –  18 часов  

2 четверть - 14 часов

3 четверть - 20 часов

4 четверть - 17 часов

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи (обучающие, коррекционно-развивающие, воспитательные) изучение естествознания (биологии) на ступени основного общего образования. В ней так же заложены возможности развития у обучающихся общеучебных умений и навыков.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на обобщение знаний учащихся о окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Проживая на территории Республике Хакасия особое внимание при составлении данной программы отведено этно–культурной составляющей и особое внимание уделено родному селу, столице РХ Абакан, разнообразие поверхности, водоемов, ископаемых, а так же животному и растительному миру на территории республики.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

В рамках данной программы выделяются межпредметные связи:

Русский язык и развитие речи– словарная работа, правильное произношение и запись слов.

География – местонахождение растений и животных на континентах и в странах.  

Характеристика учащихся по возможностям обучения

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. (Сережа М, Саша Р)

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. (СашаЧ., Кирилл Б.,Юля Д., Игорь Ч.,Диана А.,Артем К., Денис М.)

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения. (Марина Ч.)

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом коррекционной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы. (-)

Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Романов И.В., Природоведение. 5 кл. : учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 189, [3]с.

А так же методических пособий для учителя:

1. В.Н. Фёдорова, С.З. Якупов «Методика обучения природоведению в 4 классе»: Методическое пособие для учителя -2-е изд.,
перераб. - М.: Просвещение, 1983 г.-128с.

2. З.А. Клепина, Л.П. Чистова. Уроки природоведения во 2 классе: Пособие для учителей. -2-е изд. испр и доп. - М.: Просвещение,
1980.-111с.,ил.

3.        М.Ф. Титова. «Изучение природы» в 1 -4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида: Пособие
для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2004г -- 248с. (коррекционная педагогика).

4.        Хлебосолоза О.А. Ерошкина Г.Ю. Природоведение в 5 -м классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие к учебнику авторов О.А. Хлебосоловой, В.И. Хлебосолова « Природоведение 5 класс»   М.:Гуианит. Изд. центр.
«ВЛАДОС», 2ОО4г". - 104с. - (коррекционная педагогика)


Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела Количество часов.

Тема урока

Дата проведения

Тип урока

Цели и задачи урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля Измерители

Д/з (стр)

1

Человек и природа

03.09.2013

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с многообразием тел, веществ, явлений; научить сравнивать природные объекты по нескольким (3-4) признакам, характеризовать взаимодействие человека и природы; воспитывать любовь к природе

Чтение текста  в учебнике; беседа по вопросам по тексту и в конце его, используя иллюстрации

Знать: многообразие тел веществ и явлений природы.

Уметь: описывать

многообразие тел,

веществ и явлений

природы;  сравнивать природные  объекты по 3-4 признакам;  характеризовать воздействие человека на природу, приводить примеры взаимодействия

человека и природы.

Вопросы

и ответы    

Стр. 8

2

Дом в котором мы живем

05.09.2013

Комбинированный урок

Уточнить и расширить представление учащихся о разнообразии, отличиях сельских и городских домов. Воспитывать познавательный интерес. Развивать мышление и логическую память.

Рассказ учителя о древних и современных жилищах человека. Беседа по иллюстрациям учебника о городских и сельских домах. Запись своего домашнего адреса используя образец учебника.

Знать: древние жилища человека

Уметь: характеризовать городские и сельские дома

Вопросы

и ответы    

Стр. 10-13

3

Наша школа

10.09.2013

Комбинированный урок

Обобщить знания учащихся об устройстве школы, познакомить учащихся с режимом

дня школьника. Воспитывать потребность в

соблюдении режима дня. Развивать грамотную речь  

Рассказ учителя об организации школьного процесса, работников школы и беседа о необходимости

соблюдать режим дня. Рассказ о строительстве и открытии школы – интернат

Знать: работников школы, режим дня

школьника.

Уметь: оставлять  за своим распорядком дня; делать выводы.

Вопросы и ответы

Стр. 14

4

Наше родное село Белый Яр

12.09.2013

Экскурсия

Познакомить учащихся с устройством жизни села, и рассказать о жизни родного села. Воспитывать любовь к родному краю. .Развивать внимание, память, устную речь.

Рассказ учителя как устроена жизнь села. Провести экскурсию села где расположены основные значимые объекты.

Знать: особенности  устройства села

Уметь: описывать ход экскурсии

Заполнение отчета экскурсии

Стр. 15

5

Обобщение по разделу «Мир котором мы живем»

17.09.2013

проверки З и У

Учить учащихся подводить итоги, делать выводы; принимать участие в обсуждении итогов. Развивать внимание, память, устную речь.

Проверка записей в дневнике и тетради; показ лучших работ; оценка работы каждого  ученика.

Знать: что такое природа и ее основные характеристики

Уметь: вести правильно записи в тетради и дневнике; участвовать в подведении итогов.

Вопросы  и ответы

самостоятельная работа.

Природа которая нас окружает

6

Земля и солнце

19.09.2013

Урок изучения нового материала

Дать представление о космосе и космических «путешествиях» планеты Земля.

Рассказ о космосе и       космических «путешествиях» планеты Земля: Объяснение устройства календаря (дни, месяцы, год), о его истории;

Беседа о связи периодических

изменений в жизни обитателей Земли.

Знать: понятие оси Земли; суточное и годовое движении Земли; какие космические движения одновременно совершает наша Земля;  какое время длятся сутки, какое год; устройство календаря.

Уметь: определять времена года, месяца, недели, дни и время суток

Демонстрация глобуса, фотографии Земли из космоса.«Планеты солнечной системы» календарь природы

Стр

21-22

7

Погода

24.09.2013

Комбинированный урок

Дать общее представление о погоде, о причинах изменении погоды.

Изучить основные характеристики

погоды и признаки погоды своей

местности.

Рассказать о погоде и о  

причинах ее изменения.

Рассмотрение основных погодных характеристик.

Представление рубрики

«Оказывается».

Демонстрация спила

дерева.

Знать: что такое погода;

основные

характеристики погоды;

причины изменений

погоды и признаки

погоды своей местности.

Уметь: давать описание погоды; определять возраст деревьев

Учебник, спил дерева с хорошо различимыми на нем кольцами. Рассказ учителя с элементами беседы

Стр. 23-26

8

Дождь, облака и туман

26.09.2013

Комбинированный урок

Дать понятие о воде, содержащейся в

воздухе и о ее «чудесных

превращениях» при изменении

температуры. Научить определять

тип (характер) облачности.

Воспитывать бережное отношение к

воде.

Рассказ о воде.

Содержащейся в воздухе.

Определение облачности

по картинкам. Записи о

погоде этого дня

Знать: как образуется

туман, роса, облака;

виды облаков.

Уметь: определять характер облачности

Беседа на

основе

содержания

рисунков;

рассказ

учителя.

Стр. 26-28

9

Снег и град

01.10.2013

Комбинированный урок

Дать представление о том, как происходит образование снега и града. Воспитывать любовь к природе. Развивать наблюдательность, внимание

Рассказ учителя о образовании снега и града.

Знать:  как образуется снежинка и град

Уметь: наблюдать, делать выводы.

Вопросы и ответы

Стр. 28-30

10

Роса и иней

03.10.2013

Комбинированный урок

Познакомить с различными видами

термометров и правилами

пользования ими; Научить измерять и

записывать температуру воздуха;

Развивать внимание, память.

Объяснение причин

изменения температуры

воздуха; правила ее

определения; выполнение

заданий «Службы

погоды», в конце текста

«Температура воздуха».

Знать: как называется

прибор, с помощью

которого определяют

температуру

окружающего воздуха.

Как правильно им

пользоваться;

Уметь: измерять и

записывать температуру

воздуха.

Вопросы

и ответы,

практическая

работа.

Стр. 30-32

11

Времена года

08.10.2013

Урок изучения нового материала

Дать представление о причинах смены времен года. Упражнять в наблюдении опыта и выявлении демонстрируемых свойств предмета.  Развивать умение наблюдать и получать знания путем постановки

опыта

Объяснение нового материала с

использованием рисунков в учебнике

Знать: причины смены времен года.

Уметь: различать и характеризовать различные времена года.

Вопросы и ответы

Стр. 32-33

12

Осень.

10.10.2013

Комбинированный урок

Дать представление о характере изменений, происходящих с  наступлением осени. Показать, как влияет летняя и осенняя погода на состояние растительного и животного мира. Воспитывать любовь к природе.

Рассказ об осени (её характерных чертах и этапах); демонстрация картин; выступления учащихся по тексту «Осенние приготовления».

Знать: приметы осени; как готовятся к зиме животные.

Уметь: помогать животным в приготовлении к осени  

Фронтальный опрос

Стр. 33-35

13

Человек и осень

15.10.2013

Комбинированный урок

Познакомить учащихся о осенней занятости людей. Воспитывать любовь к труду. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Рассказ учителя о занятости человека осенью . чтение дополнительного материала «Осень. Народные приметы и праздники»

Знать: осеннюю занятость людей

Уметь:  рассказывать об осенних изменениях природы 

Вопросы и ответы

Стр. 35-37

14

Зима

17.10.2013

Комбинированный урок

Дать представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе. Учить наблюдать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к ней.

Вводная беседа: о погоде. Наблюдения: как похолодания и снег повлияют на растения и животные.

Знать: приметы зимы, причины ее наступления, продолжительность;

Уметь: наблюдать, делать выводы.

Наблюдения  

Стр. 38-40

15

Весна

22.10.2013

Комбинированный урок

Выявит основные признаки весны в неживой природе. Развивать наблюдательность, внимание.

Беседа о весне чтение загадок и стихотворений о весне.

Знать: приметы весны;

Уметь: наблюдать, делать выводы.

Вопросы и ответы

Стр. 41-44

16

Лето

24.10.2013

Комбинированный урок

Дать понятие о приметах наступления лета, его особенностях, продолжительности. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать любовь к природе.

Беседа о лете; сообщение по тексту «Без болезней круглый год». Закрепление: выполнение заданий в тетрадях

Знать: приметы лета, причины наступления;

Уметь: наблюдать, делать выводы.

Вопросы и ответы

Стр. 45-47

17

Погода и мы

29.10.2013

Урок изучения нового материала

Познакомить учащихся с рубрикой «Человек и его здоровье». Выяснить, как влияет погода на организм человека. Научить соблюдать правила, которые предохранят человека от переохлаждения или перегрева тела.

Рассказ учителя о необходимости прогнозов погоды и этапах его составления; повторение главных правил, позволяющих «одеваться по погоде».

Знать: как влияет погода на организм человека; правила позволяющие «одеваться по погоде».

Уметь: использовать полученные знания в выборе одежды в различные времена года

Вопросы  и ответы

18

Обобщение по разделу «Сезонные изменения в природе»

31.10.2013

Урок обобщения

Повторять и закрепить знания пройденного  материала. Развивать внимание, память, устную речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

Беседа; рассматривание картинок, иллюстраций, рассказы детей

Знать: времена года и их характеристики

Уметь: рассказывать самостоятельно, делать выводы .

Контроль. Вопросы и ответы

Стр. 49-50

Наша страна

19

Россия

12.11.2013

Урок изучения нового материала

Дать понятие географической карты.
Изучить место расположения РФ на
географической карте, размеры ее
территории, какие народы населяют.
Воспитывать любовь и уважение к
своей Родине.

Рассказ учителя, знакомство с географической картой.

Знать: расположение России на географической карте, размеры ее территории.

Уметь:  

Вопросы и ответы

Стр. 52-55

20

Москва –

столица

России.

14.11.2013

Урок изучения нового материала

Познакомить учащихся с достопримечательностями города Москвы; с достопримечательностями Московского Кремля. Формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за достижения своей

страны.

Рассказ с элементами беседы; рассматривание фотографий, открыток, картин, рисунков о Москве; кроссворд «Путешествие по Москве».

Знать:

достопримечательности Москвы (музей, театры, площади и т.д.) и Московского Кремля.

Уметь:  ориентироваться по карте, находить г. Москва 

Вопросы и ответы

Стр. 56-57

21

Москва – древний и современные город

19.11.2013

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с историей возникновения г. Москва. Формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за достижения своей

страны.

Рассказ учителя, обсуждение; рассматривание рисунков учебника

Знать:

Историю возникновения  Москвы (музей, театры, площади и т.д.) и Московского Кремля.

Уметь:  ориентироваться по карте, находить г. Москва

Фронтальный опрос

Стр. 58-61

22

Транспорт Москвы

21.11.2013

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с разнообразием транспорта  г. Москва. Формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за достижения своей

страны.

Рассказ учителя, обсуждение; рассматривание рисунков учебника

Знать:

Разнообразие транспорта г. Москвы

Уметь:  различать виды транспорта и способ передвижения

Фронтальный опрос

Стр. 61-63

23

Города нашей Родины

26.11.2013

Комбинированный урок

Дать понятие о главных различиях села и города. Изучить основные характеристики села и города.

Рассказ учителя о характеристиках городов и сел: численность населения, занятость людей, образ жизни, работа людей).

Знакомство с рубрикой «окно в природу. Один день нашей Родины»

Знать: основные характеристики и отличительные черты села и города 

Уметь: описывать и различать село и город

Фронтальный опрос

Стр. 63-66

24

Столица Хакасии – Абакан

28.11.2013

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с историей возникновения г. Абакан. Формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за достижения своей

страны.

Рассказ учителя, обсуждение; рассматривание рисунков учебника

Знать:

Историю возникновения  Абакана (музей, театры, площади и т.д.)

Уметь:  ориентироваться по карте, находить г. Абакан

Фронтальный опрос

25

Обобщение по разделу «Наша страна»

03.12.2013

Урок обобщения

Повторять и закрепить знания пройденного  материала. Развивать внимание, память, устную речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

Беседа; рассматривание картинок, иллюстраций, рассказы детей

Знать: достопримечательности и историю возникновения г. Москва

Уметь: рассказывать самостоятельно, делать выводы .

Контроль. Вопросы и ответы

Стр. 67-68

Природа нашей Родины

26

Разнообразие

поверхности.

Рельеф Республики Хакасия

05.12.2013

Комбинированный урок

Дать представление об основных формах земной поверхности (горы и равнины), о полезных ископаемых. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых. Формировать научные взгляды о богатствах природы и их значении для человека.

Развивать наблюдательность

Беседа с использованием имеющихся представлений и наблюдений о земной поверхности, о полезных ископаемых. Чтение текста в учебнике.

Знать: о формах земной поверхности, полезных ископаемых; иметь представление о своем крае;

Уметь:  распознавать полезные ископаемые, работать с текстом учебника 

Наблюдения

Стр. 70-72

27

Почва

10.12.2013

Комбинированный урок

Изучить состав почвы; выяснить. какая часть почвы является главной; развивать умение наблюдать, делать выводы; формировать умение давать полные ответы на поставленные вопросы; воспитывать интерес к естествознанию.

Состав почвы; органическая часть - перегной и неорганическая - минеральные вещества; главная часть почвы - перегнои.

Знать: состав почвы, ее главную часть.

Вопросы со свободным ответом

Стр. 73-75

28

Вода и ее свойства

12.12.2013

Урок изучения нового

Познакомить учащихся с изменениями воды при нагревании, охлаждении и замерзании. Обеспечить понимание учащимися воды как постоянно изменяющегося вещества природы, переходящего из одного состояния в другое в зависимости от условий. Учить наблюдать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассказ с демонстрацией опытов; изменение объема воды при нагревании, охлаждении; изменение агрегатного состояние воды в зависимости от температуры.

Знать: что происходит с водой при нагревании, охлаждении и замерзании; вода может переходить из одного состояния в другое.

Демонстрация опытов, наблюдения

Стр. 76-78

29

Вода в природе

17.12.2013

Комбинированный урок

Формировать знания о широком распространении воды в природе, о ее роли в жизни человека и живой природы. Познакомить учащихся со свойствами воды. Воспитывать бережное отношение к воде.

Выяснить, где в природе встречается вода; в каких состояниях вода встречается в природе; свойства воды; закрепление. Разнообразие рек и озер Хакасии

Знать: свойства воды; три состояния воды; значение воды в жизни человека, живой природы.

Опыты, лабораторная работа.

Стр. 79-81

30

Значение и охрана воды. Реки и озера Хакасии

19.12.2013

Комбинированный урок

Дать понятие, в чем ценность

пресной воды; формировать знания

учащихся о необходимость охраны

природных вод; воспитывать

бережное отношение к природе.

Ценность пресной воды охрана воды с помощью

очистных сооружений,

недопустимость

загрязнения водоемов.

Знать: в чем ценность

пресной воды; почему

следует бережно

относиться к воде.

Вопросы со свободным ответом.

Стр. 82-84

31

Свойства воздуха

24.12.2013

Урок изучения нового

Дать понятие что такое воздух; познакомить со свойствами воздуха; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Воздух - смесь газов; газообразное тело; свойства воздуха.

Знать: что такое воздух; состав воздуха; какие газы входят в состав воздуха.

Вопросы со свободным ответом

Стр. 84-87

32

Состав и значение воздуха

26.12.2013

Комбинированный урок

Дать представление из каких составных частей и примесей состоит воздух; познакомить учащихся со свойствами кислорода и его значением; развивать умение описывать свойства кислорода.

Состав воздуха:

кислород, углекислый газ, азот; свойства кислорода, его значение.

Состав воздуха:

кислород, углекислый газ, азот; свойства кислорода, его значение.

Вопросы со свободным ответом.

Стр. 87-90

33

Движение и температура воздуха

14.01.2014

Комбинированный урок

Дать понятие, что солнце - источник

тепла на Земле; познакомить

учащихся с причинами перемещения

воздуха над земной поверхностью;

продолжать экологическое

воспитание учащихся.

Причины перемещения

воздуха; ветер.

Знать: о нагревании

воздуха от поверхности

Земли; об изменении

воздуха с высотой;

Иметь представление о причинах образования ветра.

Вопросы со свободным ответом.

Стр. 90-93

34

Горные породы

16.01.2014

Практическое занятие

Дать понятие, что такое горные породы и познакомить учащихся с их разнообразием. Расширять кругозор; продолжать экологическое воспитание учащихся.

Понятие горные породы, их разнообразие (гранит, мрамор, мел, песок, глина). Их свойства и практическое применение

Знать: разнообразие и практическую значимость горных пород

Уметь: различать по образцу горные породы 

Заполнение отчета практического занятия

Стр. 93-96

35

Полезные ископаемые.

Ископаемые Республики Хакасия

21.01.2014

Комбинированный урок

Познакомить с разнообразием полезных ископаемых, с их значением: формировать правильные взгляды у учащихся на строение земного шара; продолжать экологическое воспитание учащихся.

Разнообразие полезных

ископаемых, их значение.

Знать: что такое

полезные ископаемые; в

какие группы их

объединяют по

использованию.

Уметь: рассказывать о практической значимости полезных ископаемых

Вопросы со свободным ответом.

Стр. 97-101

36

Охрана недр и почвы

23.01.2014

Комбинированный урок

Выяснить значение почвы в природе и для народного хозяйства, необходимость бережного отношения к ней. Познакомить с охраной почв от выветривания. Воспитывать заботливое отношение к земле, к природе.

Значение почвы в природе, в сельском хозяйстве, необходимость бережного отношения к почве. Охрана почв.

Знать: значение почв.

Уметь: бережно использовать природные богатства

Фронтальный опрос

Стр. 101-104

Живая природа

37

Разнообразие живой природы

28.01.2014

Урок изучения нового

Познакомить с многообразием живой природы, значением ее в жизни человека. Выяснить, что такое природа, чем живая природа

отличается от неживой. Развивать логическое мышление, внимание,

намять.

Многообразие живой

природы: растения,

бактерии, грибы,

животные, люди. Живая и

неживая природа.

Знать: разнообразие форм и видов живой природы.

Уметь: отличать живую и неживую природу

Вопросы

со

свободным

ответом.

Стр. 105-107

38

Разнообразие живой

природы.

30.01.2014

Комбинированный урок

Познакомить с многообразием живой природы, значением ее в жизни человека. Выяснить, что такое природа, чем живая природа

отличается от неживой. Развивать логическое мышление, внимание,

память.

Многообразие живой

природы: растения,

бактерии, грибы,

животные, люди. Живая и

неживая природа.

Знать: разнообразие форм и видов живой природы.

Уметь: отличать живую и неживую природу

Вопросы

со

свободным

ответом.

39

Царства живой природы

04.02.2014

Урок изучения нового материала

Познакомить учащихся с многообразием живых организмов на
Земле, Изучить их происхождение и
развитие. Изучить основные царства
живых организмов. Воспитывать
любовь к природе

Рассказ о многообразии живых организмов.

Знать: основные группы живых организмов

Уметь: рассказывать о

современном

многообразии живых

существ, населяющих

Землю.

Наблюдения, вопросы и ответы.

Стр. 107-109

40

Условия необходимые для жизни живых организмов

06.02.2014

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с условиями необходимыми для жизни живых организмов и  рассказать о взаимоотношениях растений и животных. Развивать логическое мышление, внимание память. Воспитывать любовь к природе.

Рассказ о необходимых условиях для жизни живых организмов, и о взаимосвязи растительного и животного мира

Знать:  о необходимых условиях для жизни живых организмов

Уметь: описывать условия жизни животных

Фронтальный опрос

Стр. 110-113

41

Растения и животные леса Республики Хакасия  

11.02.2014

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с разнообразием растений леса; рассказать о «хозяевах» леса — деревьях; объяснить, чем деревья отличаются от кустарников.

Уточнить и расширить представление учащихся о лесе, как о сообществе множества растений к животных. проживающих на одной территории. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Развивать чуткость к восприятию красоты зимнего леса

Многообразие растений леса. Деревья — «хозяева»

леса.

Структура леса

(ярусность, мозаичность,

распределение животного

населения) Республики Хакасии.

Знать: разнообразие растительного сообщества леса, основные характеристики деревьев, кустарников и трав.

Уметь: отличать деревья

от кустарников.

Вопросы

со

свободным

ответом.

Стр. 114 - 117

42

Грибы

13.02.2014

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с особенностями произрастания грибов, с их многообразием. Дать представление о съедобных и ядовитых грибах, о правилах их сбора. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать любовь к природе.

Рассказ об особенностях произрастания грибов.

Беседа о многообразии грибов; о съедобных и ядовитых грибах,

правилах их сбора.

Знать: особенности произрастания грибов, подразделения и правила их сбора

Уметь: отличать

съедобные грибы от

ядовитых.

Вопросы

со свободным

ответом.

Стр. 118 - 120

43

Растения и животные водоема

18.02.2014

Урок изучения нового

Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений и животных водоемов. Развивать воображение и мышление. Воспитывать заботливое отношение к воде, растением и животным.

Перечисление различных видов водоемов. Местоположение и виды растений и животных проживающих на различных водоемов

Знать: видовое разнообразие растений и животных водоемов

Уметь: характеризовать биоразнообразие водоемов

Вопросы и ответы

Стр. 121 - 122

44

Растения и животные луга

20.02.2014

Комбинированный урок

Дать представление, что такое луг. Познакомить с условиями их формирования, с многообразием, значением в природе и жизни человека. Показать связь между растениями и животными луга. Развивать умение наблюдать, делать

выводы.

Рассказ о лугах. Задание

«Путешествие на луг»

(рассказать, что и кого можно  встретить).

Знать: что такое луг.

Уметь: называть главные

растения луга

(травянистые) и главных животных (насекомые зверьки и некоторые

птицы).

Вопросы и ответы

Стр. 123-125

45

Растения и животные сада

25.02.2014

Комбинированный урок

Рассказать о плодово-ягодных и цветочно-декоративных культурах, которые выращивают в наших садах. Выяснить причины и условия их выведения. Развивать умение наблюдать, делать выводы. Воспитывать стремление к знаниям.

Многообразие плодов, ягод, цветов. Беседа о животных, населяющих сады и о причинах, обуславливающих их жизнь в садах.

Знать: что нужно делать, чтобы получить богатый урожай плодово-ягодных культур; какие животные обитает в саду.

Уметь: ухаживать за растениями

Фронтальный опрос

Стр. 126-129

46

Декоративные растения садов, выращиваемые в Республике Хакасия  

27.02.2014

Комбинированный урок

Познакомить с разнообразием декоративных растений и выяснить их отличительные черты.  Развивать познавательные способности. Воспитывать заботливое отношение к природе  

Строение  декоративных растений: тюльпаны, розы, пионы, гладиолусы, хризантемы

Знать:  какие растение цветут весной, какие летом

Уметь: подготавливать рассказ о растениях  

Вопросы и ответы

Стр. 130-132

47

Комнатные растения

04.03.2014

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с разнообразием и способом ухаживания за комнатными растениями. Развивать воображение и мышление. Воспитывать заботливое отношение к воде, растением и животным.

Обсуждение комнатных растений которые растут в школе и дома. Рассказ учителя о разновидностях комнатных растений и способами ухода за ними.

Знать:  какие растение цветут весной, какие летом

Уметь: ухаживать за комнатными растениями  

Фронтальный опрос

Стр. 132-139

48

Растения и животные огородов

06.03.2014

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с причинами, обусловившими появление культурных растений. Показать отличительные особенности культурных растений от их диких предков. Воспитывать заботу и бережное отношение к растениям.

Причины, обусловившие появление культурных растений. Отличительные особенности культурных растений от их диких предков.

Знать: что нужно делать, чтобы вырастить хороший урожай культурного растения.

Уметь:  отличать культурные и дикорастущие растения

Вопросы и ответы

Стр. 135-139

49

Растения и животные полей

11.03.2014

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с разнообразием растений и животных населяющие поля. Показать связь между растениями и животными полей. Развивать умение  делать выводы.

Рассказ учителя о разнообразии и значимости растений высаживаемых в огородах, а так же о вредителях и защитниках огородных растений.

Знать: разновидность растений полей

Уметь: спасать растения полей от вредителей.

Фронтальный опрос

Стр.  1139 - 143

50

Домашние животные  разводимые в Республике Хакасия.

13.03.2014

Комбинированный урок

Закрепить знания учащихся о домашних животных. Познакомить с животными, разводимыми в Республике Хакасия. Воспитать любовь и заботу к животным. Развивать логическое мышление, внимание,

намять.

Беседа по вопросам

Уметь: ухаживать за домашними животными.

Знать: правила поведения на звероводческой ферме

Фронтальный опрос

Стр. 144 - 146

51

Обобщение по разделу «Природа нашей родины»

18.03.2014

Урок обобщения

Закрепить знания учащихся о живой природе и неживой природе нашей родины. Развивать воображение и мышление. Воспитывать заботливое отношение к  растением и животным.

Повторение пройденного материала: термины, круговорот воды в природе, разнообразие растений и животных.

Знать: разнообразие живой и неживой природы 

Уметь: ориентироваться по учбнику

Проверочный тест

Стр. 147 - 148

Охрана здоровья человека

52

Строение тела человека

20.03.2014

Урок изучения нового

Развить понятие органах и  системе органов, их расположении в организме, строении и функциях, образующих их органов. Доказать, что организма человека - единое целое. Развивать интерес к изучению своего организма.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Органы, системы органов.

Знать: расположение, строение и функции органов в организме человека

Уметь: давать определения понятиям: орган, система органов; называть органы и системы органов человека; распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов.

Вопросы и ответы

Стр. 150 – 152

53

Наша кожа

01.04.2014

Комбинированный урок

Сформировать знания о значении и строении кожи. Продолжать развивать интерес к изучению своего организма

Значение и строение кожи. Рассказ учителя о порах, нервных окончаниях

Знать: значение кожи.

Уметь: называть слои кожи

Фронтальный опрос

Стр. 152 – 154

54

Органы опоры и движения

03.04.2014

Комбинированный урок

Выяснить, из чего состоит опорно-двигательная система и какого её значение. Показать какие отделы имеет скелет человека и значение различного способа соединения костей для функции скелета.

Опора и движение. Скелет человека: череп, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей.

Знать: строение опорно – двигательной системы

Уметь:

распознавать на таблицах основные части скелета

Вопросы со свободным ответом

Стр. 154 – 156

55

Правильная ли у вас осанка

08.04.2014

Комбинированный урок

Сформировать знания об особенностях строения скелета туловища; установить особенности скелета, связанные с осанкой.

Скелет туловища: позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (рёбра, грудина). Значение правильной осанки в жизни человека

Знать: строение скелета туловища,   значение грудной клетки и  позвоночника

Уметь: рассказывать по таблице особенности строения скелета туловища и значимости правильной осанки

Вопросы и ответы

Стр. 157 – 159

56

Для чего мы едим

10.04.2014

Урок изучения нового

Сформировать учащихся знаний о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Продолжать учить самостоятельно работать с учебником.

Значение пищеварений Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник).

Знать: структуру и основные отделы пищеварительной системы

Уметь: называть и описывать на таблицах органы пищеварительной системы человека.

Вопросы со

свободным

ответом.

Стр. 159 – 162

57

Наша пища. Национальное блюдо хакасов  

15.04.2014

Комбинированное

Сформировать у учащихся знания о составе пищи и её значении. Способствовать развитию познавательного интереса. Пища хакасов.

Значение нищи. Состав пищи: белки, углеводы, жиры, вода, минеральные соли, витамины.

Знать: значение и состав пищи.

Уметь:  соотносить пищу по их составу 

Фронтальный опрос

Стр. 162 – 164

58

Кровь и кровеносная система

17.04.2014

Урок изучения нового материала

Познакомить учащихся с органами кровообращения. Дать понятие о составе крови и её значении. Развивать внимание, память, речь.

Кровеносная система: сердце, кровеносные сосуды. Значение крови. Состав крови: плазма, красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки.

Знать: значение и состав крови, органы кровообращения.

Уметь: выделять виды крови

Вопросы и ответы

Стр. 164 – 167

59

Как мы дышим

22.04.2014

Комбинированное

Дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни. Установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей. Выяснить, как изменяется воздух в дыхательных путях, которыми мы дышим. Обосновать, почему нужно дышать через нос.

Значение дыхания. органы дыхательной системы: строение дыхательных путей.

Знать: значение процесса дыхания.

Уметь: называть органы, образующие  дыхательную систему.

Вопросы со

свободным

ответом.

Стр. 167 - 170

60

Как из организма удаляются ненужные и вредные вещества

24.04.2014

Комбинированное

Сформировать знания о значении удаления продуктом обмена из организма б окружающую среду. Познакомить со строением мочевыделительной системы

Значение выделения, строение и работа почек.

Знать: значение почек.

Уметь: называть органы. Образующие мочевыделительную систему.

Вопросы со

свободным

ответом.

Стр. 170-171

61

Как человек воспринимает окружающий мир

29.04.2014

Изучение нового

Дать понятие системы органов чувств и их значения для ориентировки во внешней среде. Способствовать развитию познавательного интереса.

Разнообразие и значение органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Согласованная работа всех органов чувств.

Знать: органы

чувств и их значение

Уметь: рассказывать полным ответом о разнообразии органов чувств

Вопросы со свободным ответом

Стр. 171 – 175

62

Кто всем руководит?

06.05.2014

Комбинированное

Дать знания о строении и значении

нервной системы человека,

свойствах нервной системы.

Развивать внимание, память, речь.

Значение и строение нервной системы.

Знать: значение

нервной системы,

понятие рефлекс.

Уметь: схематически изображать нервные клетки

Вопросы

и ответы

Стр. 175 - 177

63

Режим дня школьника школы – интернат

08.05.2014

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с режимом

дня. Вырабатывать потребность в

соблюдении режима дня; правильное

и своевременное соблюдение правил.

Беседа о необходимости

соблюдать режим дня;

комментарий по режиму дня 5-ти классника с использованием рисунка, задание «Режим дня».

Знать: режим дня

школьника.

Уметь: оставлять  за своим распорядком дня; делать выводы.

Вопросы

и ответы

с

использованием модели

часов

64

Здоровый образ жизни

13.05.2014

Комбинированное

Сформировать у учащихся основы здорового образа жизни. Продолжать развивать интерес к изучению своего организма.

Правила ухода за организмом, источники инфекции.

Знать:  основы здорового образа жизни

Уметь: соблюдать правила по сохранению здоровья 

Фронтальный опрос

Стр. 177 – 180

Охрана природы и экология

65

Человек – часть природы

15.05.2014

Урок изучения нового материала

Дать представление о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать чувство бережного отношения к природе. Развивать внимание, память, речь.

Взаимодействие человека и природы, дары природы.

Знать: значимость природы в жизни человека 

Уметь: бережно относиться к природе

Вопросы и ответы

Стр. 181 – 182

66

Природу нужно беречь. Заповедные места РХ

20.05.2014

Комбинированный урок

Закрепить знания о значимости бережного отношения к природе. Воспитывать чувство бережного отношения к природе. Развивать мышление.

Беседа о правилах поведения на природе. Рассказ о красной книге.

Знать: что такое красная книга

Уметь: правильно вести себя на природе. 

Фронтальный опрос

Стр. м182-185

67

Природа наше будущее

22.05.2014

Урок экскурсия

Обсуждение проблем взаимодействия человека и природы. Выяснить, почему человек должен заботиться о сохранении природы и что нужно природе

Беседа «Природа - наше будущее». Выполнение заданий. Рассматривание журналов, книг.

Знать: почему человек должен заботиться о сохранении природы.

Уметь: пользоваться дополнительной литературой

Вопросы и ответы.

68

Обобщение по разделу «Охрана здоровья человека»

27.05.2014

Урок обобщения

Закрепить знания учащихся о охране здоровья человека. Развивать воображение и мышление. Воспитывать заботливое отношение к  растениям и животным.

Повторение пройденного материала, основные термины

Знать: разнообразие живой и неживой природы 

Уметь: ориентироваться по учебнику

Проверочный тест

Стр. 186-187

69

Обобщение

29.05.2014

Обобщения

Обобщить полученные знания по предмету. Развивать память, мышление, умение работать с текстом учебника. Воспитывать бережное отношение к природе.

Письменная проверочная работа

Знать: основные понятия по предмету природоведение

Уметь: работать с текстом учебника 

Проверочная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.

Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя  или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...

Рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида

Данный материал представляет собой рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида по письму, чтению, математике, развитию речи, игротерапии....

Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс

Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс...

Рабочая программа по музыке для коррекционной школы 8 вида. 7,8 классы

Программа по музыке для малокомплектых коррекционных классов школы 8 вида...

Рабочая программа для 9 класса коррекционной школы

Полный текст материала Рабочая програма для ученика 9 класса  специальной (коррекционной) школы. рабочая программа составлена на основепрограммы 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений...