Рабочая программа по природоведению 5 класс коррекционной школы
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе адаптированной программы по природоведению 5 класса «Природоведение» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., автор программы Сивоглазова, -М.: «ВЛАДОС», 2000, 223стр., полностью отражающей содержание адаптированной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по природоведению 5 класс | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.
Рассмотрено на заседании ШМО учителей МКОУ Белоярская специальная (коррекционная) школа интернат VIII вида руководитель ШМО Н.М.Кузнецова ___________ «__»_______________2013г | Согласовано: заместитель директора по УВР МКОУ Белоярская специальная (коррекционная) школа интернат VIII вида Н.М.Теппе______________ «__»_______________2013г | Утверждаю: директор МКОУ Белоярская специальная (коррекционная) школа интернат VIII вида Т.А.Донченко ____________ «__»_______________2013г |
Рабочая программа по природоведению
5 класс
Составил:
учитель природоведения
А.А.Павлюкевич
Белый Яр 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по природоведению 5 класса «Природоведение» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., автор программы Сивоглазова, -М.: «ВЛАДОС», 2000, 223стр., полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.
Рабочая программа состоит из разделов:
Окружающий мир
Природа, которая нас окружает
Наша страна
Природа нашей родины
Охрана здоровья человека
Логика изложения и содержания построена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
- Формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека;
- Установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений;
- Экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе;
- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - естествознания и географии.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часа в неделю, что составляет 69 часов в год.
1 четверть – 18 часов
2 четверть - 14 часов
3 четверть - 20 часов
4 четверть - 17 часов
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи (обучающие, коррекционно-развивающие, воспитательные) изучение естествознания (биологии) на ступени основного общего образования. В ней так же заложены возможности развития у обучающихся общеучебных умений и навыков.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на обобщение знаний учащихся о окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Проживая на территории Республике Хакасия особое внимание при составлении данной программы отведено этно–культурной составляющей и особое внимание уделено родному селу, столице РХ Абакан, разнообразие поверхности, водоемов, ископаемых, а так же животному и растительному миру на территории республики.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
В рамках данной программы выделяются межпредметные связи:
Русский язык и развитие речи– словарная работа, правильное произношение и запись слов.
География – местонахождение растений и животных на континентах и в странах.
Характеристика учащихся по возможностям обучения
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. (Сережа М, Саша Р)
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. (СашаЧ., Кирилл Б.,Юля Д., Игорь Ч.,Диана А.,Артем К., Денис М.)
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения. (Марина Ч.)
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом коррекционной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы. (-)
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Романов И.В., Природоведение. 5 кл. : учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 189, [3]с.
А так же методических пособий для учителя:
1. В.Н. Фёдорова, С.З. Якупов «Методика обучения природоведению в 4 классе»: Методическое пособие для учителя -2-е изд.,
перераб. - М.: Просвещение, 1983 г.-128с.
2. З.А. Клепина, Л.П. Чистова. Уроки природоведения во 2 классе: Пособие для учителей. -2-е изд. испр и доп. - М.: Просвещение,
1980.-111с.,ил.
3. М.Ф. Титова. «Изучение природы» в 1 -4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида: Пособие
для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2004г -- 248с. (коррекционная педагогика).
4. Хлебосолоза О.А. Ерошкина Г.Ю. Природоведение в 5 -м классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие к учебнику авторов О.А. Хлебосоловой, В.И. Хлебосолова « Природоведение 5 класс» М.:Гуианит. Изд. центр.
«ВЛАДОС», 2ОО4г". - 104с. - (коррекционная педагогика)
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование раздела Количество часов. Тема урока | Дата проведения | Тип урока | Цели и задачи урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля Измерители | Д/з (стр) |
1 | Человек и природа | 03.09.2013 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с многообразием тел, веществ, явлений; научить сравнивать природные объекты по нескольким (3-4) признакам, характеризовать взаимодействие человека и природы; воспитывать любовь к природе | Чтение текста в учебнике; беседа по вопросам по тексту и в конце его, используя иллюстрации | Знать: многообразие тел веществ и явлений природы. Уметь: описывать многообразие тел, веществ и явлений природы; сравнивать природные объекты по 3-4 признакам; характеризовать воздействие человека на природу, приводить примеры взаимодействия человека и природы. | Вопросы и ответы | Стр. 8 |
2 | Дом в котором мы живем | 05.09.2013 | Комбинированный урок | Уточнить и расширить представление учащихся о разнообразии, отличиях сельских и городских домов. Воспитывать познавательный интерес. Развивать мышление и логическую память. | Рассказ учителя о древних и современных жилищах человека. Беседа по иллюстрациям учебника о городских и сельских домах. Запись своего домашнего адреса используя образец учебника. | Знать: древние жилища человека Уметь: характеризовать городские и сельские дома | Вопросы и ответы | Стр. 10-13 |
3 | Наша школа | 10.09.2013 | Комбинированный урок | Обобщить знания учащихся об устройстве школы, познакомить учащихся с режимом дня школьника. Воспитывать потребность в соблюдении режима дня. Развивать грамотную речь | Рассказ учителя об организации школьного процесса, работников школы и беседа о необходимости соблюдать режим дня. Рассказ о строительстве и открытии школы – интернат | Знать: работников школы, режим дня школьника. Уметь: оставлять за своим распорядком дня; делать выводы. | Вопросы и ответы | Стр. 14 |
4 | Наше родное село Белый Яр | 12.09.2013 | Экскурсия | Познакомить учащихся с устройством жизни села, и рассказать о жизни родного села. Воспитывать любовь к родному краю. .Развивать внимание, память, устную речь. | Рассказ учителя как устроена жизнь села. Провести экскурсию села где расположены основные значимые объекты. | Знать: особенности устройства села Уметь: описывать ход экскурсии | Заполнение отчета экскурсии | Стр. 15 |
5 | Обобщение по разделу «Мир котором мы живем» | 17.09.2013 | проверки З и У | Учить учащихся подводить итоги, делать выводы; принимать участие в обсуждении итогов. Развивать внимание, память, устную речь. | Проверка записей в дневнике и тетради; показ лучших работ; оценка работы каждого ученика. | Знать: что такое природа и ее основные характеристики Уметь: вести правильно записи в тетради и дневнике; участвовать в подведении итогов. | Вопросы и ответы самостоятельная работа. | |
Природа которая нас окружает | ||||||||
6 | Земля и солнце | 19.09.2013 | Урок изучения нового материала | Дать представление о космосе и космических «путешествиях» планеты Земля. | Рассказ о космосе и космических «путешествиях» планеты Земля: Объяснение устройства календаря (дни, месяцы, год), о его истории; Беседа о связи периодических изменений в жизни обитателей Земли. | Знать: понятие оси Земли; суточное и годовое движении Земли; какие космические движения одновременно совершает наша Земля; какое время длятся сутки, какое год; устройство календаря. Уметь: определять времена года, месяца, недели, дни и время суток | Демонстрация глобуса, фотографии Земли из космоса.«Планеты солнечной системы» календарь природы | Стр 21-22 |
7 | Погода | 24.09.2013 | Комбинированный урок | Дать общее представление о погоде, о причинах изменении погоды. Изучить основные характеристики погоды и признаки погоды своей местности. | Рассказать о погоде и о причинах ее изменения. Рассмотрение основных погодных характеристик. Представление рубрики «Оказывается». Демонстрация спила дерева. | Знать: что такое погода; основные характеристики погоды; причины изменений погоды и признаки погоды своей местности. Уметь: давать описание погоды; определять возраст деревьев | Учебник, спил дерева с хорошо различимыми на нем кольцами. Рассказ учителя с элементами беседы | Стр. 23-26 |
8 | Дождь, облака и туман | 26.09.2013 | Комбинированный урок | Дать понятие о воде, содержащейся в воздухе и о ее «чудесных превращениях» при изменении температуры. Научить определять тип (характер) облачности. Воспитывать бережное отношение к воде. | Рассказ о воде. Содержащейся в воздухе. Определение облачности по картинкам. Записи о погоде этого дня | Знать: как образуется туман, роса, облака; виды облаков. Уметь: определять характер облачности | Беседа на основе содержания рисунков; рассказ учителя. | Стр. 26-28 |
9 | Снег и град | 01.10.2013 | Комбинированный урок | Дать представление о том, как происходит образование снега и града. Воспитывать любовь к природе. Развивать наблюдательность, внимание | Рассказ учителя о образовании снега и града. | Знать: как образуется снежинка и град Уметь: наблюдать, делать выводы. | Вопросы и ответы | Стр. 28-30 |
10 | Роса и иней | 03.10.2013 | Комбинированный урок | Познакомить с различными видами термометров и правилами пользования ими; Научить измерять и записывать температуру воздуха; Развивать внимание, память. | Объяснение причин изменения температуры воздуха; правила ее определения; выполнение заданий «Службы погоды», в конце текста «Температура воздуха». | Знать: как называется прибор, с помощью которого определяют температуру окружающего воздуха. Как правильно им пользоваться; Уметь: измерять и записывать температуру воздуха. | Вопросы и ответы, практическая работа. | Стр. 30-32 |
11 | Времена года | 08.10.2013 | Урок изучения нового материала | Дать представление о причинах смены времен года. Упражнять в наблюдении опыта и выявлении демонстрируемых свойств предмета. Развивать умение наблюдать и получать знания путем постановки опыта | Объяснение нового материала с использованием рисунков в учебнике | Знать: причины смены времен года. Уметь: различать и характеризовать различные времена года. | Вопросы и ответы | Стр. 32-33 |
12 | Осень. | 10.10.2013 | Комбинированный урок | Дать представление о характере изменений, происходящих с наступлением осени. Показать, как влияет летняя и осенняя погода на состояние растительного и животного мира. Воспитывать любовь к природе. | Рассказ об осени (её характерных чертах и этапах); демонстрация картин; выступления учащихся по тексту «Осенние приготовления». | Знать: приметы осени; как готовятся к зиме животные. Уметь: помогать животным в приготовлении к осени | Фронтальный опрос | Стр. 33-35 |
13 | Человек и осень | 15.10.2013 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся о осенней занятости людей. Воспитывать любовь к труду. Развивать логическое мышление, внимание, память. | Рассказ учителя о занятости человека осенью . чтение дополнительного материала «Осень. Народные приметы и праздники» | Знать: осеннюю занятость людей Уметь: рассказывать об осенних изменениях природы | Вопросы и ответы | Стр. 35-37 |
14 | Зима | 17.10.2013 | Комбинированный урок | Дать представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе. Учить наблюдать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к ней. | Вводная беседа: о погоде. Наблюдения: как похолодания и снег повлияют на растения и животные. | Знать: приметы зимы, причины ее наступления, продолжительность; Уметь: наблюдать, делать выводы. | Наблюдения | Стр. 38-40 |
15 | Весна | 22.10.2013 | Комбинированный урок | Выявит основные признаки весны в неживой природе. Развивать наблюдательность, внимание. | Беседа о весне чтение загадок и стихотворений о весне. | Знать: приметы весны; Уметь: наблюдать, делать выводы. | Вопросы и ответы | Стр. 41-44 |
16 | Лето | 24.10.2013 | Комбинированный урок | Дать понятие о приметах наступления лета, его особенностях, продолжительности. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать любовь к природе. | Беседа о лете; сообщение по тексту «Без болезней круглый год». Закрепление: выполнение заданий в тетрадях | Знать: приметы лета, причины наступления; Уметь: наблюдать, делать выводы. | Вопросы и ответы | Стр. 45-47 |
17 | Погода и мы | 29.10.2013 | Урок изучения нового материала | Познакомить учащихся с рубрикой «Человек и его здоровье». Выяснить, как влияет погода на организм человека. Научить соблюдать правила, которые предохранят человека от переохлаждения или перегрева тела. | Рассказ учителя о необходимости прогнозов погоды и этапах его составления; повторение главных правил, позволяющих «одеваться по погоде». | Знать: как влияет погода на организм человека; правила позволяющие «одеваться по погоде». Уметь: использовать полученные знания в выборе одежды в различные времена года | Вопросы и ответы | |
18 | Обобщение по разделу «Сезонные изменения в природе» | 31.10.2013 | Урок обобщения | Повторять и закрепить знания пройденного материала. Развивать внимание, память, устную речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность. | Беседа; рассматривание картинок, иллюстраций, рассказы детей | Знать: времена года и их характеристики Уметь: рассказывать самостоятельно, делать выводы . | Контроль. Вопросы и ответы | Стр. 49-50 |
Наша страна | ||||||||
19 | Россия | 12.11.2013 | Урок изучения нового материала | Дать понятие географической карты. | Рассказ учителя, знакомство с географической картой. | Знать: расположение России на географической карте, размеры ее территории. Уметь: | Вопросы и ответы | Стр. 52-55 |
20 | Москва – столица России. | 14.11.2013 | Урок изучения нового материала | Познакомить учащихся с достопримечательностями города Москвы; с достопримечательностями Московского Кремля. Формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны. | Рассказ с элементами беседы; рассматривание фотографий, открыток, картин, рисунков о Москве; кроссворд «Путешествие по Москве». | Знать: достопримечательности Москвы (музей, театры, площади и т.д.) и Московского Кремля. Уметь: ориентироваться по карте, находить г. Москва | Вопросы и ответы | Стр. 56-57 |
21 | Москва – древний и современные город | 19.11.2013 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с историей возникновения г. Москва. Формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны. | Рассказ учителя, обсуждение; рассматривание рисунков учебника | Знать: Историю возникновения Москвы (музей, театры, площади и т.д.) и Московского Кремля. Уметь: ориентироваться по карте, находить г. Москва | Фронтальный опрос | Стр. 58-61 |
22 | Транспорт Москвы | 21.11.2013 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с разнообразием транспорта г. Москва. Формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны. | Рассказ учителя, обсуждение; рассматривание рисунков учебника | Знать: Разнообразие транспорта г. Москвы Уметь: различать виды транспорта и способ передвижения | Фронтальный опрос | Стр. 61-63 |
23 | Города нашей Родины | 26.11.2013 | Комбинированный урок | Дать понятие о главных различиях села и города. Изучить основные характеристики села и города. | Рассказ учителя о характеристиках городов и сел: численность населения, занятость людей, образ жизни, работа людей). Знакомство с рубрикой «окно в природу. Один день нашей Родины» | Знать: основные характеристики и отличительные черты села и города Уметь: описывать и различать село и город | Фронтальный опрос | Стр. 63-66 |
24 | Столица Хакасии – Абакан | 28.11.2013 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с историей возникновения г. Абакан. Формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны. | Рассказ учителя, обсуждение; рассматривание рисунков учебника | Знать: Историю возникновения Абакана (музей, театры, площади и т.д.) Уметь: ориентироваться по карте, находить г. Абакан | Фронтальный опрос | |
25 | Обобщение по разделу «Наша страна» | 03.12.2013 | Урок обобщения | Повторять и закрепить знания пройденного материала. Развивать внимание, память, устную речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность. | Беседа; рассматривание картинок, иллюстраций, рассказы детей | Знать: достопримечательности и историю возникновения г. Москва Уметь: рассказывать самостоятельно, делать выводы . | Контроль. Вопросы и ответы | Стр. 67-68 |
Природа нашей Родины | ||||||||
26 | Разнообразие поверхности. Рельеф Республики Хакасия | 05.12.2013 | Комбинированный урок | Дать представление об основных формах земной поверхности (горы и равнины), о полезных ископаемых. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых. Формировать научные взгляды о богатствах природы и их значении для человека. Развивать наблюдательность | Беседа с использованием имеющихся представлений и наблюдений о земной поверхности, о полезных ископаемых. Чтение текста в учебнике. | Знать: о формах земной поверхности, полезных ископаемых; иметь представление о своем крае; Уметь: распознавать полезные ископаемые, работать с текстом учебника | Наблюдения | Стр. 70-72 |
27 | Почва | 10.12.2013 | Комбинированный урок | Изучить состав почвы; выяснить. какая часть почвы является главной; развивать умение наблюдать, делать выводы; формировать умение давать полные ответы на поставленные вопросы; воспитывать интерес к естествознанию. | Состав почвы; органическая часть - перегной и неорганическая - минеральные вещества; главная часть почвы - перегнои. | Знать: состав почвы, ее главную часть. | Вопросы со свободным ответом | Стр. 73-75 |
28 | Вода и ее свойства | 12.12.2013 | Урок изучения нового | Познакомить учащихся с изменениями воды при нагревании, охлаждении и замерзании. Обеспечить понимание учащимися воды как постоянно изменяющегося вещества природы, переходящего из одного состояния в другое в зависимости от условий. Учить наблюдать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе. | Рассказ с демонстрацией опытов; изменение объема воды при нагревании, охлаждении; изменение агрегатного состояние воды в зависимости от температуры. | Знать: что происходит с водой при нагревании, охлаждении и замерзании; вода может переходить из одного состояния в другое. | Демонстрация опытов, наблюдения | Стр. 76-78 |
29 | Вода в природе | 17.12.2013 | Комбинированный урок | Формировать знания о широком распространении воды в природе, о ее роли в жизни человека и живой природы. Познакомить учащихся со свойствами воды. Воспитывать бережное отношение к воде. | Выяснить, где в природе встречается вода; в каких состояниях вода встречается в природе; свойства воды; закрепление. Разнообразие рек и озер Хакасии | Знать: свойства воды; три состояния воды; значение воды в жизни человека, живой природы. | Опыты, лабораторная работа. | Стр. 79-81 |
30 | Значение и охрана воды. Реки и озера Хакасии | 19.12.2013 | Комбинированный урок | Дать понятие, в чем ценность пресной воды; формировать знания учащихся о необходимость охраны природных вод; воспитывать бережное отношение к природе. | Ценность пресной воды охрана воды с помощью очистных сооружений, недопустимость загрязнения водоемов. | Знать: в чем ценность пресной воды; почему следует бережно относиться к воде. | Вопросы со свободным ответом. | Стр. 82-84 |
31 | Свойства воздуха | 24.12.2013 | Урок изучения нового | Дать понятие что такое воздух; познакомить со свойствами воздуха; воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | Воздух - смесь газов; газообразное тело; свойства воздуха. | Знать: что такое воздух; состав воздуха; какие газы входят в состав воздуха. | Вопросы со свободным ответом | Стр. 84-87 |
32 | Состав и значение воздуха | 26.12.2013 | Комбинированный урок | Дать представление из каких составных частей и примесей состоит воздух; познакомить учащихся со свойствами кислорода и его значением; развивать умение описывать свойства кислорода. | Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот; свойства кислорода, его значение. | Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот; свойства кислорода, его значение. | Вопросы со свободным ответом. | Стр. 87-90 |
33 | Движение и температура воздуха | 14.01.2014 | Комбинированный урок | Дать понятие, что солнце - источник тепла на Земле; познакомить учащихся с причинами перемещения воздуха над земной поверхностью; продолжать экологическое воспитание учащихся. | Причины перемещения воздуха; ветер. | Знать: о нагревании воздуха от поверхности Земли; об изменении воздуха с высотой; Иметь представление о причинах образования ветра. | Вопросы со свободным ответом. | Стр. 90-93 |
34 | Горные породы | 16.01.2014 | Практическое занятие | Дать понятие, что такое горные породы и познакомить учащихся с их разнообразием. Расширять кругозор; продолжать экологическое воспитание учащихся. | Понятие горные породы, их разнообразие (гранит, мрамор, мел, песок, глина). Их свойства и практическое применение | Знать: разнообразие и практическую значимость горных пород Уметь: различать по образцу горные породы | Заполнение отчета практического занятия | Стр. 93-96 |
35 | Полезные ископаемые. Ископаемые Республики Хакасия | 21.01.2014 | Комбинированный урок | Познакомить с разнообразием полезных ископаемых, с их значением: формировать правильные взгляды у учащихся на строение земного шара; продолжать экологическое воспитание учащихся. | Разнообразие полезных ископаемых, их значение. | Знать: что такое полезные ископаемые; в какие группы их объединяют по использованию. Уметь: рассказывать о практической значимости полезных ископаемых | Вопросы со свободным ответом. | Стр. 97-101 |
36 | Охрана недр и почвы | 23.01.2014 | Комбинированный урок | Выяснить значение почвы в природе и для народного хозяйства, необходимость бережного отношения к ней. Познакомить с охраной почв от выветривания. Воспитывать заботливое отношение к земле, к природе. | Значение почвы в природе, в сельском хозяйстве, необходимость бережного отношения к почве. Охрана почв. | Знать: значение почв. Уметь: бережно использовать природные богатства | Фронтальный опрос | Стр. 101-104 |
Живая природа | ||||||||
37 | Разнообразие живой природы | 28.01.2014 | Урок изучения нового | Познакомить с многообразием живой природы, значением ее в жизни человека. Выяснить, что такое природа, чем живая природа отличается от неживой. Развивать логическое мышление, внимание, намять. | Многообразие живой природы: растения, бактерии, грибы, животные, люди. Живая и неживая природа. | Знать: разнообразие форм и видов живой природы. Уметь: отличать живую и неживую природу | Вопросы со свободным ответом. | Стр. 105-107 |
38 | Разнообразие живой природы. | 30.01.2014 | Комбинированный урок | Познакомить с многообразием живой природы, значением ее в жизни человека. Выяснить, что такое природа, чем живая природа отличается от неживой. Развивать логическое мышление, внимание, память. | Многообразие живой природы: растения, бактерии, грибы, животные, люди. Живая и неживая природа. | Знать: разнообразие форм и видов живой природы. Уметь: отличать живую и неживую природу | Вопросы со свободным ответом. | |
39 | Царства живой природы | 04.02.2014 | Урок изучения нового материала | Познакомить учащихся с многообразием живых организмов на | Рассказ о многообразии живых организмов. | Знать: основные группы живых организмов Уметь: рассказывать о современном многообразии живых существ, населяющих Землю. | Наблюдения, вопросы и ответы. | Стр. 107-109 |
40 | Условия необходимые для жизни живых организмов | 06.02.2014 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с условиями необходимыми для жизни живых организмов и рассказать о взаимоотношениях растений и животных. Развивать логическое мышление, внимание память. Воспитывать любовь к природе. | Рассказ о необходимых условиях для жизни живых организмов, и о взаимосвязи растительного и животного мира | Знать: о необходимых условиях для жизни живых организмов Уметь: описывать условия жизни животных | Фронтальный опрос | Стр. 110-113 |
41 | Растения и животные леса Республики Хакасия | 11.02.2014 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с разнообразием растений леса; рассказать о «хозяевах» леса — деревьях; объяснить, чем деревья отличаются от кустарников. Уточнить и расширить представление учащихся о лесе, как о сообществе множества растений к животных. проживающих на одной территории. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Развивать чуткость к восприятию красоты зимнего леса | Многообразие растений леса. Деревья — «хозяева» леса. Структура леса (ярусность, мозаичность, распределение животного населения) Республики Хакасии. | Знать: разнообразие растительного сообщества леса, основные характеристики деревьев, кустарников и трав. Уметь: отличать деревья от кустарников. | Вопросы со свободным ответом. | Стр. 114 - 117 |
42 | Грибы | 13.02.2014 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с особенностями произрастания грибов, с их многообразием. Дать представление о съедобных и ядовитых грибах, о правилах их сбора. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать любовь к природе. | Рассказ об особенностях произрастания грибов. Беседа о многообразии грибов; о съедобных и ядовитых грибах, правилах их сбора. | Знать: особенности произрастания грибов, подразделения и правила их сбора Уметь: отличать съедобные грибы от ядовитых. | Вопросы со свободным ответом. | Стр. 118 - 120 |
43 | Растения и животные водоема | 18.02.2014 | Урок изучения нового | Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений и животных водоемов. Развивать воображение и мышление. Воспитывать заботливое отношение к воде, растением и животным. | Перечисление различных видов водоемов. Местоположение и виды растений и животных проживающих на различных водоемов | Знать: видовое разнообразие растений и животных водоемов Уметь: характеризовать биоразнообразие водоемов | Вопросы и ответы | Стр. 121 - 122 |
44 | Растения и животные луга | 20.02.2014 | Комбинированный урок | Дать представление, что такое луг. Познакомить с условиями их формирования, с многообразием, значением в природе и жизни человека. Показать связь между растениями и животными луга. Развивать умение наблюдать, делать выводы. | Рассказ о лугах. Задание «Путешествие на луг» (рассказать, что и кого можно встретить). | Знать: что такое луг. Уметь: называть главные растения луга (травянистые) и главных животных (насекомые зверьки и некоторые птицы). | Вопросы и ответы | Стр. 123-125 |
45 | Растения и животные сада | 25.02.2014 | Комбинированный урок | Рассказать о плодово-ягодных и цветочно-декоративных культурах, которые выращивают в наших садах. Выяснить причины и условия их выведения. Развивать умение наблюдать, делать выводы. Воспитывать стремление к знаниям. | Многообразие плодов, ягод, цветов. Беседа о животных, населяющих сады и о причинах, обуславливающих их жизнь в садах. | Знать: что нужно делать, чтобы получить богатый урожай плодово-ягодных культур; какие животные обитает в саду. Уметь: ухаживать за растениями | Фронтальный опрос | Стр. 126-129 |
46 | Декоративные растения садов, выращиваемые в Республике Хакасия | 27.02.2014 | Комбинированный урок | Познакомить с разнообразием декоративных растений и выяснить их отличительные черты. Развивать познавательные способности. Воспитывать заботливое отношение к природе | Строение декоративных растений: тюльпаны, розы, пионы, гладиолусы, хризантемы | Знать: какие растение цветут весной, какие летом Уметь: подготавливать рассказ о растениях | Вопросы и ответы | Стр. 130-132 |
47 | Комнатные растения | 04.03.2014 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с разнообразием и способом ухаживания за комнатными растениями. Развивать воображение и мышление. Воспитывать заботливое отношение к воде, растением и животным. | Обсуждение комнатных растений которые растут в школе и дома. Рассказ учителя о разновидностях комнатных растений и способами ухода за ними. | Знать: какие растение цветут весной, какие летом Уметь: ухаживать за комнатными растениями | Фронтальный опрос | Стр. 132-139 |
48 | Растения и животные огородов | 06.03.2014 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с причинами, обусловившими появление культурных растений. Показать отличительные особенности культурных растений от их диких предков. Воспитывать заботу и бережное отношение к растениям. | Причины, обусловившие появление культурных растений. Отличительные особенности культурных растений от их диких предков. | Знать: что нужно делать, чтобы вырастить хороший урожай культурного растения. Уметь: отличать культурные и дикорастущие растения | Вопросы и ответы | Стр. 135-139 |
49 | Растения и животные полей | 11.03.2014 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с разнообразием растений и животных населяющие поля. Показать связь между растениями и животными полей. Развивать умение делать выводы. | Рассказ учителя о разнообразии и значимости растений высаживаемых в огородах, а так же о вредителях и защитниках огородных растений. | Знать: разновидность растений полей Уметь: спасать растения полей от вредителей. | Фронтальный опрос | Стр. 1139 - 143 |
50 | Домашние животные разводимые в Республике Хакасия. | 13.03.2014 | Комбинированный урок | Закрепить знания учащихся о домашних животных. Познакомить с животными, разводимыми в Республике Хакасия. Воспитать любовь и заботу к животным. Развивать логическое мышление, внимание, намять. | Беседа по вопросам | Уметь: ухаживать за домашними животными. Знать: правила поведения на звероводческой ферме | Фронтальный опрос | Стр. 144 - 146 |
51 | Обобщение по разделу «Природа нашей родины» | 18.03.2014 | Урок обобщения | Закрепить знания учащихся о живой природе и неживой природе нашей родины. Развивать воображение и мышление. Воспитывать заботливое отношение к растением и животным. | Повторение пройденного материала: термины, круговорот воды в природе, разнообразие растений и животных. | Знать: разнообразие живой и неживой природы Уметь: ориентироваться по учбнику | Проверочный тест | Стр. 147 - 148 |
Охрана здоровья человека | ||||||||
52 | Строение тела человека | 20.03.2014 | Урок изучения нового | Развить понятие органах и системе органов, их расположении в организме, строении и функциях, образующих их органов. Доказать, что организма человека - единое целое. Развивать интерес к изучению своего организма. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Органы, системы органов. | Знать: расположение, строение и функции органов в организме человека Уметь: давать определения понятиям: орган, система органов; называть органы и системы органов человека; распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов. | Вопросы и ответы | Стр. 150 – 152 |
53 | Наша кожа | 01.04.2014 | Комбинированный урок | Сформировать знания о значении и строении кожи. Продолжать развивать интерес к изучению своего организма | Значение и строение кожи. Рассказ учителя о порах, нервных окончаниях | Знать: значение кожи. Уметь: называть слои кожи | Фронтальный опрос | Стр. 152 – 154 |
54 | Органы опоры и движения | 03.04.2014 | Комбинированный урок | Выяснить, из чего состоит опорно-двигательная система и какого её значение. Показать какие отделы имеет скелет человека и значение различного способа соединения костей для функции скелета. | Опора и движение. Скелет человека: череп, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей. | Знать: строение опорно – двигательной системы Уметь: распознавать на таблицах основные части скелета | Вопросы со свободным ответом | Стр. 154 – 156 |
55 | Правильная ли у вас осанка | 08.04.2014 | Комбинированный урок | Сформировать знания об особенностях строения скелета туловища; установить особенности скелета, связанные с осанкой. | Скелет туловища: позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (рёбра, грудина). Значение правильной осанки в жизни человека | Знать: строение скелета туловища, значение грудной клетки и позвоночника Уметь: рассказывать по таблице особенности строения скелета туловища и значимости правильной осанки | Вопросы и ответы | Стр. 157 – 159 |
56 | Для чего мы едим | 10.04.2014 | Урок изучения нового | Сформировать учащихся знаний о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Продолжать учить самостоятельно работать с учебником. | Значение пищеварений Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник). | Знать: структуру и основные отделы пищеварительной системы Уметь: называть и описывать на таблицах органы пищеварительной системы человека. | Вопросы со свободным ответом. | Стр. 159 – 162 |
57 | Наша пища. Национальное блюдо хакасов | 15.04.2014 | Комбинированное | Сформировать у учащихся знания о составе пищи и её значении. Способствовать развитию познавательного интереса. Пища хакасов. | Значение нищи. Состав пищи: белки, углеводы, жиры, вода, минеральные соли, витамины. | Знать: значение и состав пищи. Уметь: соотносить пищу по их составу | Фронтальный опрос | Стр. 162 – 164 |
58 | Кровь и кровеносная система | 17.04.2014 | Урок изучения нового материала | Познакомить учащихся с органами кровообращения. Дать понятие о составе крови и её значении. Развивать внимание, память, речь. | Кровеносная система: сердце, кровеносные сосуды. Значение крови. Состав крови: плазма, красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки. | Знать: значение и состав крови, органы кровообращения. Уметь: выделять виды крови | Вопросы и ответы | Стр. 164 – 167 |
59 | Как мы дышим | 22.04.2014 | Комбинированное | Дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни. Установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей. Выяснить, как изменяется воздух в дыхательных путях, которыми мы дышим. Обосновать, почему нужно дышать через нос. | Значение дыхания. органы дыхательной системы: строение дыхательных путей. | Знать: значение процесса дыхания. Уметь: называть органы, образующие дыхательную систему. | Вопросы со свободным ответом. | Стр. 167 - 170 |
60 | Как из организма удаляются ненужные и вредные вещества | 24.04.2014 | Комбинированное | Сформировать знания о значении удаления продуктом обмена из организма б окружающую среду. Познакомить со строением мочевыделительной системы | Значение выделения, строение и работа почек. | Знать: значение почек. Уметь: называть органы. Образующие мочевыделительную систему. | Вопросы со свободным ответом. | Стр. 170-171 |
61 | Как человек воспринимает окружающий мир | 29.04.2014 | Изучение нового | Дать понятие системы органов чувств и их значения для ориентировки во внешней среде. Способствовать развитию познавательного интереса. | Разнообразие и значение органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Согласованная работа всех органов чувств. | Знать: органы чувств и их значение Уметь: рассказывать полным ответом о разнообразии органов чувств | Вопросы со свободным ответом | Стр. 171 – 175 |
62 | Кто всем руководит? | 06.05.2014 | Комбинированное | Дать знания о строении и значении нервной системы человека, свойствах нервной системы. Развивать внимание, память, речь. | Значение и строение нервной системы. | Знать: значение нервной системы, понятие рефлекс. Уметь: схематически изображать нервные клетки | Вопросы и ответы | Стр. 175 - 177 |
63 | Режим дня школьника школы – интернат | 08.05.2014 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с режимом дня. Вырабатывать потребность в соблюдении режима дня; правильное и своевременное соблюдение правил. | Беседа о необходимости соблюдать режим дня; комментарий по режиму дня 5-ти классника с использованием рисунка, задание «Режим дня». | Знать: режим дня школьника. Уметь: оставлять за своим распорядком дня; делать выводы. | Вопросы и ответы с использованием модели часов | |
64 | Здоровый образ жизни | 13.05.2014 | Комбинированное | Сформировать у учащихся основы здорового образа жизни. Продолжать развивать интерес к изучению своего организма. | Правила ухода за организмом, источники инфекции. | Знать: основы здорового образа жизни Уметь: соблюдать правила по сохранению здоровья | Фронтальный опрос | Стр. 177 – 180 |
Охрана природы и экология | ||||||||
65 | Человек – часть природы | 15.05.2014 | Урок изучения нового материала | Дать представление о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать чувство бережного отношения к природе. Развивать внимание, память, речь. | Взаимодействие человека и природы, дары природы. | Знать: значимость природы в жизни человека Уметь: бережно относиться к природе | Вопросы и ответы | Стр. 181 – 182 |
66 | Природу нужно беречь. Заповедные места РХ | 20.05.2014 | Комбинированный урок | Закрепить знания о значимости бережного отношения к природе. Воспитывать чувство бережного отношения к природе. Развивать мышление. | Беседа о правилах поведения на природе. Рассказ о красной книге. | Знать: что такое красная книга Уметь: правильно вести себя на природе. | Фронтальный опрос | Стр. м182-185 |
67 | Природа наше будущее | 22.05.2014 | Урок экскурсия | Обсуждение проблем взаимодействия человека и природы. Выяснить, почему человек должен заботиться о сохранении природы и что нужно природе | Беседа «Природа - наше будущее». Выполнение заданий. Рассматривание журналов, книг. | Знать: почему человек должен заботиться о сохранении природы. Уметь: пользоваться дополнительной литературой | Вопросы и ответы. | |
68 | Обобщение по разделу «Охрана здоровья человека» | 27.05.2014 | Урок обобщения | Закрепить знания учащихся о охране здоровья человека. Развивать воображение и мышление. Воспитывать заботливое отношение к растениям и животным. | Повторение пройденного материала, основные термины | Знать: разнообразие живой и неживой природы Уметь: ориентироваться по учебнику | Проверочный тест | Стр. 186-187 |
69 | Обобщение | 29.05.2014 | Обобщения | Обобщить полученные знания по предмету. Развивать память, мышление, умение работать с текстом учебника. Воспитывать бережное отношение к природе. | Письменная проверочная работа | Знать: основные понятия по предмету природоведение Уметь: работать с текстом учебника | Проверочная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида
Данный материал представляет собой рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида по письму, чтению, математике, развитию речи, игротерапии....
Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс
Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс...
Рабочая программа по музыке для коррекционной школы 8 вида. 7,8 классы
Программа по музыке для малокомплектых коррекционных классов школы 8 вида...
Рабочая программа для 9 класса коррекционной школы
Полный текст материала Рабочая програма для ученика 9 класса специальной (коррекционной) школы. рабочая программа составлена на основепрограммы 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений...