Урок природоведения 5 класс "Три состояния воды" учитель Воротнёва Н.А.
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме
Филиал МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.
Урок природоведения 5 класс
по теме «Три состояния воды».
Подготовил и провел:
учитель биологии
Воротнёвой Н.А.
Цели: донести до сознания учащихся понимание бережного отношения к воде как жизненно важному и драгоценному дару природы
Задачи урока: Установить значение воды для живых организмов, познакомиться со свойствами воды, определяющих её уникальность;
продолжить формирование навыков практической работы, умение наблюдать делать выводы, обобщать;
дать представление о воде как жизненно важному и драгоценному дару природы и необходимости бережного отношения к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5_klass.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.
Урок природоведения 5 класс
по теме «Три состояния воды».
Подготовил и провел:
учитель биологии
Воротнёвой Н.А.
Цели: донести до сознания учащихся понимание бережного отношения к воде как жизненно важному и драгоценному дару природы
Задачи урока: Установить значение воды для живых организмов, познакомиться со свойствами воды, определяющих её уникальность;
продолжить формирование навыков практической работы, умение наблюдать делать выводы, обобщать;
дать представление о воде как жизненно важному и драгоценному дару природы и необходимости бережного отношения к ней.
Оборудование: вода, поваренная соль, сахар, сульфат меди, хим. стаканчики, ложечки для сыпучих веществ, полочки для размешивания.
Эпиграф к уроку «Водица - всем царица»
Ход урока:
Ι. Мотивационный этап
Учитель:
Разгадывание и обсуждение загадок.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода).
Меня часто просят, ждут, а только покажусь - прятаться начнут. (Дождь)
Белым ковром все поле покрыло. (Снег)
Я вода и на воде плаваю. (Лед)
Ночью спит на земле, а утром высыхает. (Роса)
-Вы угадывали загадки. Давайте еще раз скажем, о чем они. (Дождь, лед, роса, вода ...)
Учитель: А давайте подумаем и скажем одним словом: это ... (Вода)
И сказал Иисус: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную….»
Это цитата, взятая из святого писания, имеет образное значение, в ней вода представляется источником духовной пищи для православных христиан. Мы с вами тоже часто используем образ воды для передачи своих эмоций, например, океан любви, море слёз, капля в море.
Вопросы классу: 1. Какое значение имеет вода для вас лично? (для питья, приготовление пищи, умывания)
2. А вы знаете, сколько человек может прожить без воды? (5 дней). А почему?
Как алфавит начинается с буквы “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью.
Вопрос: А теперь нам осталось определить тему урока. Предположите, какая будет тема урока? (О воде)
Объявление темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним уже известные вам свойства воды, узнаем новые, выясним какую воду надо использовать и почему её надо сохранять.
ΙΙ. Этап знакомства с новым материалом
Учитель рассказывает как распределена вода в организме (учащиеся делают записи в рабочей тетради, заполняя таблицу), о роли жизненных процессов для пищеварения, передвижения веществ по организму, а также выделение ненужных или вредных продуктов жизнедеятельности.
Человек относится к царству животные, поэтому для животных вода имеет такое же значение.
Вопрос: Какое значение имеет вода для растений? Ответы детей: (корневое питание), учитель дополнят (фотосинтез).
ΙΙΙ. Исследовательский этап
Учитель: Чем объясняется такая уникальная роль воды?
Прежде всего, её свойствами. А почти все свойства воды - исключение в природе.
Во-первых, это единственное вещество на планете, представленное в 3-х состояниях.
Вопрос: Какие это состояния? Ответы учащихся (твёрдое, жидкое, газообразное)
Во-вторых, изучая свойства воды группа русских ученых под руководством Зенина установила, что она обладает памятью. Они утверждают, что вода состоит из объемных структур, включающих 57 молекул. Они объединяются в шестигранники из 912 молекул.
А японский исследователь Мосау Эмото изучал воздействие на воду различных факторов. Оказалось, что резкие звуки, громкая музыка, злые слова вызывают образование уродливых кристаллов воды, а добрые слова, тихая и плавная музыка – наоборот.
Для определения других свойств воды учитель предлагает провести лабораторную работу по парам.
Задание 1: Рассмотрите образец воды и заполните таблицу в рабочей тетради задание 3, отметив галочкой нужное в пунктах 1-4 , а в пунктах 5,6 запишите цифрами.
Задание 2: Из стаканчика ложечкой для сыпучих веществ аккуратно добавьте в выданный вам образец воды: Ι вариант – поваренную соль, ΙΙ вариант – сахар, ΙΙΙ вариант – сульфат меди
Вопрос: 1. Как изменились свойства воды? (Ответы учащихся) (изменился вкус и цвет)
2. Можно ли солёную воду употреблять в пищу? А сладкую? (Можно)
3. А знаете ли вы можно ли воду, содержащую сульфат меди употреблять в пищу?
Информация учителя: Сульфат меди это ядовитое вещество и при попадании в организм оно может вызвать отравление.
Вопрос: 1.Все ли новые свойства воды, полученные ею при смешивании с другими веществами, могут быть полезны человеческому организму? (ответы уч-ся: нет, одни могут быть полезны, а другие вредны).
2. Можно ли использовать загрязненную воду для питья? (нет)
Учитель: В природе вода находится в трех состояниях: жидком (дождь, туман, роса, вода), твердом (снег, лед, иней, сосульки), газообразном (водяной пар).
Проведение беседы и опытов, в ходе которых на основе наблюдений учащиеся осознают свойства воды-жидкости.
На доске схема, которую заполняют дети:
Опыт 1. Налить воду в стакан, вылить на стол. Что с ней случилось? Имеет ли вода форму? (вода текучая) (не имеет формы)
Опыт 2. Опустите ложку в стакан с водой. Хорошо ее видно? (Вода прозрачная)
Опыт 3. Посмотрите, имеет вода цвет? (Бесцветная)
Опыт 4. Определите, имеет вода запах? (Без запаха)
Выводы: Итак, вода - прозрачная, бесцветная жидкость, которая находится в реках, озерах, морях, океанах, и в чистом виде не имеет запаха и вкуса.
Физкультминутка. Проводят учащиеся
Экологическая минутка.
Учитель: А теперь скажите, можно прожить без воды? Докажите свою точку зрения.
(Сообщение - Мы доказали, что жизнь без воды не существует. Вода-это один из самых главных богатств Земли. Космонавты рассказывают, что из космоса нашу Землю целесообразнее было бы назвать Океанией. Неудивительно, что с давних времен люди учились дружить с водой. Еще в древности люди понимали, что предотвратить болезнь легче, чем ее вылечить. Поэтому мы с вами, заботясь о своем здоровье, должны так же заботиться о состоянии воды. Каждый человек должен беречь воду.)
V. Закрепление изученного материала.
1. Экспресс-тест.
1) Какое состояние воды во время дождя?
а) жидкое б) твердое в) газообразное
2) К твердому состоянию воды относятся:
а) пар б) лед в) роса
3) К газообразному состоянию воды относятся:
а) снег б) пар в) град
4) Какие свойства воды-жидкости?
а) белого цвета, с запахом б) холодная, вкусная в) текучая, прозрачная, без запаха, бесцветная
5)Какие свойства воды - растворителя?
а) растворяются и не растворяются вещества
б) в воде только растворяются вещества
в) в воде не растворяются вещества
2. Разгадывание кроссворда
1. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт. (Волна)
2. С маленького облака большой ... (Дождь)
3. Реки зимой покрывает ... (Лед)
4. При кипении из чайника идет ... (Пар)
3. Игра «Подбери антонимы»
Вода - ... (лед)
Растворенное вещество - ... (не растворенное)
Пресная вода - ... (соленая вода)
4. Прием «Микрофон»
1. Одинаковый вкус имеет разная вода (например, из крана, моря, реки, источника)? (Ответы детей )
2. А почему в море вода соленая? (Потому что в ней растворено много других веществ, в том числе и соль)
3. Мы с вами употребляем какую воду? (Пресную)
Слово учителя. А знаете ли вы, что пресной воды на нашей планете в реках, озерах и под землей всего 0,6%. Это очень мало, поэтому мы с вами должны не только любить воду, но и оберегать ее.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Эпиграфом нашего урока было такое выражение «Вода - всем царица». Скажите, мне, пожалуйста, а действительно ли это так? (Ответы учащихся)
Что мы изучили на сегодняшнем уроке?
О чем вам было интересно узнать?
Что вы не поняли по теме урока?
Изменилось ваше настроение к концу урока? Каким оно было? Каким оно стало?
Что вы расскажете своим родителям из того, что изучили на уроке, когда придете домой?
VII. Домашнее задание. Проработать текст параграфа 23, выполнить задание в рабочей тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения в 3 классе по теме «О подземных богатствах»
Урок природоведения в 3 классе«О подземных богатствах»...
Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1. Изучить строение и многообразие клеток...
Урок природоведения 5 класс. Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся знаний о полезных ископ...
Презентация к уроку природоведения 5 класс. Тема:"Что такое гидросфера?Свойства воды.Три состояния воды."
Учебная презентация по природоведению 5 класс .При работе с учебником Н.В.Ивановой "Природа. Неживая и живая.5 класс"...
Урок природоведения 5 класс "Тела и вещества" учитель Воротнёва Н.А.
Филиал МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка. Урок природоведения 5 класс«Тела и вещества» Подготовил и провел: учитель биологии Воротнёвой Н.А. Цели: позн...
Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.
Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....