Проект "Наше дерево"
проект по природоведению на тему

Учебный проект сочетает в себеобразовательные возможности, исследования и эксперемент. Для педагога основным содержанием учебного проектирования является изменение обучающихся (новые знания, умения, отношения) на основе проектной деятельности.Проект организует практическую, исследовательскую деятельность детей, входящих в студию "малыш". Объектом исследования является дерево (берёза). Это обусловлено рядом причин:

- Деревья нас окружают постоянно, однако, большинство детей и взрослых на них не обращают внимание

- Деревья прекрасный объект для фенологических наблюдений, на прмере деревьев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

- Деревья играют большую роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний вид отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

- Деревья - крупные объекты

За деревом, растущим на участке , ведётся постоянное наблюдение, уход, проводятся исследования, определяющие связи всех явлений природы.Таким образом, дети студии "Малыш" благодвря участию в проекте, включаются в практическую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc53 КБ
Microsoft Office document icon proekt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района»

ПРОЕКТ

«НАШЕ ДЕРЕВО»

Для детей 4-7лет

                                                       Педагог: Чулкова Надежда Алексеевна

г. Сясьстрой

2009год

Актуальность проекта

Первой ключевой ценностью, характеризующей достойную Человека жизнь, является ПРИРОДА. Взаимодействия человека и природы должны быть нравственными. Богатство интеллектуальной и чувствительной природы самого человека является следствием  и отражением богатства разнообразных качеств окружающего мира. Благодаря природе  мы способны воспринимать краски, звуки, запахи. Природа удовлетворяет наши познавательные, эмоциональные. Эстетические потребности. Красота природы является источником художественного вдохновения для писателей, художников, композиторов. Окружающая природа влияет на характер человека.

Общаясь с природой, человек восстанавливает свои духовные и физические силы. Известно из медицинской практики, что люди, добровольно или вынужденно лишенные общения с природой испытывают психический дискомфорт, а иногда дело доходит до серьезных психических расстройств. И, наоборот, среди путешественников есть средство от болезней: заболел- отправляйся в экспедицию, вернешься здоровым, или, по меньшей мере самочувствие улучшится.

Обращение к природе как к ценности способствует формированию у малыша понятия «живой» и уважения ко всему, что есть «живое». В этом возрастном периоде ребенок принимает правила, указания, инструкции и следует им с охотой такой степени, какой никогда более не будет у него в последующих этапах развития. Очень важно именно в этот период формировать у ребенка ценностное принятие и овладение социальной нормой во всей ее пестрой  и многообразной палитре.

Как показывает практика большинство современных детей, даже живущих в окружении природы редко общаются с ней. Редкое общение с природой: с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости приводит к тому, что формируется личность эмоционально не развитая  Трудно надеяться на то, что возможно будет сформировать в человеке и экологическую культуру. Чувство рачительного хозяина планеты Земля. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов.  Малыш, в жизни которого было свое «личное» дерево  будет относиться к природе бережно и внимательно. Он будет наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, он поймет, как природа зависит от человека.

Общая цель

Создать условия для формирования ключевой ценности человека – ЖИЗНЬ ПРИРОДЫ, которая способствует формированию понятия «живой» и уважения ко всему, что есть «живое».

Цель проекта

Организовать наблюдение, начальные исследования, практическую работу по уходу за деревом, которое растет рядом с нами.

Описание проекта

Проект организует практическую , исследовательскую деятельность детей, входящих в студию «Малыш». Объектом исследования является дерево (береза). Это обусловлено рядом причин:- Деревья окружают нас постоянно, однако, большинство детей и взрослых  на них не обращают внимание

- Деревья прекрасный объект для фенологических наблюдений, на примере деревьев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

- Деревья играют большую роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний вид отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

- Деревья – это крупные объекты.

За деревом, растущим на участке ведется постоянное наблюдение, уход, проводятся исследования, определяющие связи всех явлений природы.

Таким образом, дети студии «Малыш», благодаря участию в проекте, включаются в практическую деятельность.

Целевая группа

Целевой группой проекта являются дети, входящие в объединение студии «Малыш» (15 человек), а также их родители (15 человек)

Стратегия реализации проекта

Основная идея проекта – придать работе с детьми  деятельностный  характер. Придать деятельности, в которую включаются дети социальную значимость.

1.Проект призван формировать у детей основы экологического мировоззрения и развивать его как личность (его мышление, речь, эмоциональную сферу, сенсорные навыки), развивать стремление к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта детям дается представление о лесе и парке, закрепляются навыки узнавания деревьев по внешнему виду, уточняется сходство и различие разных видов деревьев.

2.Проект развивает у детей умения обобщать, наблюдать. Он формирует представление об основных потребностях дерева, как «живого» в свете, тепле, воздухе, воде.

3.Проект воспитывает умение внимательного, бережного отношения к природе. Показывает как природа и человек зависят друг от друга, показывает значение деревьев для здоровья человека.

Роли и обязанности участников

Проект «Наше дерево» рассматривается как дополнение к программе студии «Малыш» Содержание проекта в той или иной степени отражает материал всех блоков программы. Поэтому в его реализации принимают участие все педагоги студии «Малыш», дети и их родители. Выполняя задания , дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы.

Роли в проекте распределены  следующим образом:

Руководитель студии - знакомит с проектом, составляет перспективный план, ведет контроль за ходом работы и консультирует педагогов в течение года. Проводит несколько семинаров в году: перед началом проекта, перед началом каждого этапа работы и после его завершения.

Педагог по музыке подбирает песни, музыкальные произведения, связанные с тематикой проекта, готовит  праздники.

Педагог по изодеятельности помогает ребятам создать портреты деревьев в разное время года, отразить настроение деревьев при помощи разных материалов (красок, гуаши, восковых мелков, пластилина) разнообразной технике рисования, аппликации, оригами,. Для занятий использует   картины известных художников.

Инструктор по физкультуре проводит подвижные игры, знакомит с русскими народными играми , принимает участие  в проведении экскурсий и мини экспедиций.

 Работа в рамках проекта осуществляется на территории ДДЮТ.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:

 - Подготовка материалов и оборудования:

Для проведения исследований нам понадобятся: тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдений, карандаши, фломастеры, листы бумаги, восковые мелки, линейка, веревка, лупы, бинокль, коробочки и баночки для оформления коллекций семян, соцветий, фотографии, репродукции картин с изображением разных деревьев, лопатки. Дождемеры, кормушки, скворечники.

- Проведение бесед, наблюдений, экскурсий, игр, определиться в выборе объекта для исследований.

2.Исследовательский

Объект исследований – дерево (береза)

- Организация наблюдений за жизнью дерева в разное время года и в разные погодные условия

- Проведение исследований:

Изучаются листья, кора, корни, плоды и семена, животные, связанные с деревом, почва, осадки(снег, иней, дождь)

3.Практическая деятельность:

- Трудовая деятельность в случае необходимости оказания помощи деревцу; полив при необходимости, рыхление почвы, внесение природных удобрений, уборка мусора.

-Изготовление кормушки, скворечника, подкормка птиц зимой.

Все виды деятельности практической работы связаны с исследовательской деятельностью.

3. Обобщающий:

 

Третий этап экологического проекта « Наше дерево» предполагает анализ и обобщение результатов полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей.

Мероприятия по реализации проекта

Проведение игр: «Найди свое дерево», для активизации сенсорной памяти; «Что от чего?», закрепление знаний о разных частях дерева; «Что лишнее?», развитие наблюдательности и закрепление знаний о растениях; « Наше дерево умеет..», развитие речи и наблюдательности; «Раз, два, три к дереву беги», Закрепление знаний о разных видах растений, развитие быстроты реакции; «Я видел на нашем дереве», развитие памяти и закрепление знаний об особенностях жизни дерева; «Дерево – это», для развития мышления, активизации опыта ребят, их знаний; «Что будет, если?»,«Что такое хорошо и что такое плохо?» «»Предъявите билет», закрепление знаний о листьях;

Игра драматизация «Как семечко выросло», закрепление представлений о прорастании семян.

Подвижные игры: «Деревья и червяки», закрепление знаний о связи растений, почвенных животных. Почвы ( о круговороте вещества в природе).

Занятие на тему: «Составление писем поздравлений березке с наступлением весны»

Разработка серии знаков: запрещающих и разрешающих ( отражать действия человека, которые могут нанести вред дереву и все, что благоприятно влияет на дерево (солнышко, дождик, червячки…)

Оформление альбома «Наше дерево», где фиксируются все наблюдения за деревом и отражается практическая деятельность детей.

Праздник русской березки.

Составление рассказов, сказок о березке детьми. Чтение стихов, сказок. потешек, пословиц, загадок, народных примет, связанных с березкой.

Разучивание песен, проведение народных, хороводных игр, подвижных игр.

Организация и проведение опытов, их фиксирование в альбоме.

Ожидаемые результаты

Работа над проектом рассчитана на год.

К концу реализации проекта дети должны уметь:

- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

- Делиться своими познаниями о живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

В процессе реализации проекта детям  необходимо :

- Привить любовь к родному краю, природе, ко всему живому.

- Развить навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.

-Дать  основные навыки  прикладного искусства.

- Воспитать чувства ответственности за качество и результат выполненной работы.

- Способствовать  укреплению здоровья.

Показатели и источники проверки проекта

-Выставка детских работ на тему «Наше дерево» по сезонам (рисунки, аппликация)

-Составление рассказов, сказок о березке.

-Проведение праздника русской березки.

-Оформление альбома «Наше дерево»

- Проведение итоговых занятий после прохождения отдельных тем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района»

ПРОЕКТ

«НАШЕ ДЕРЕВО»

Для детей 4-7лет

                                                       Педагог: Чулкова Надежда Алексеевна

г. Сясьстрой

2009год

Актуальность проекта

Первой ключевой ценностью, характеризующей достойную Человека жизнь, является ПРИРОДА. Взаимодействия человека и природы должны быть нравственными. Богатство интеллектуальной и чувствительной природы самого человека является следствием  и отражением богатства разнообразных качеств окружающего мира. Благодаря природе  мы способны воспринимать краски, звуки, запахи. Природа удовлетворяет наши познавательные, эмоциональные. Эстетические потребности. Красота природы является источником художественного вдохновения для писателей, художников, композиторов. Окружающая природа влияет на характер человека.

Общаясь с природой, человек восстанавливает свои духовные и физические силы. Известно из медицинской практики, что люди, добровольно или вынужденно лишенные общения с природой испытывают психический дискомфорт, а иногда дело доходит до серьезных психических расстройств. И, наоборот, среди путешественников есть средство от болезней: заболел- отправляйся в экспедицию, вернешься здоровым, или, по меньшей мере самочувствие улучшится.

Обращение к природе как к ценности способствует формированию у малыша понятия «живой» и уважения ко всему, что есть «живое». В этом возрастном периоде ребенок принимает правила, указания, инструкции и следует им с охотой такой степени, какой никогда более не будет у него в последующих этапах развития. Очень важно именно в этот период формировать у ребенка ценностное принятие и овладение социальной нормой во всей ее пестрой  и многообразной палитре.

Как показывает практика большинство современных детей, даже живущих в окружении природы редко общаются с ней. Редкое общение с природой: с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости приводит к тому, что формируется личность эмоционально не развитая  Трудно надеяться на то, что возможно будет сформировать в человеке и экологическую культуру. Чувство рачительного хозяина планеты Земля. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов.  Малыш, в жизни которого было свое «личное» дерево  будет относиться к природе бережно и внимательно. Он будет наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, он поймет, как природа зависит от человека.

Общая цель

Создать условия для формирования ключевой ценности человека – ЖИЗНЬ ПРИРОДЫ, которая способствует формированию понятия «живой» и уважения ко всему, что есть «живое».

Цель проекта

Организовать наблюдение, начальные исследования, практическую работу по уходу за деревом, которое растет рядом с нами.

Описание проекта

Проект организует практическую , исследовательскую деятельность детей, входящих в студию «Малыш». Объектом исследования является дерево (береза). Это обусловлено рядом причин:- Деревья окружают нас постоянно, однако, большинство детей и взрослых  на них не обращают внимание

- Деревья прекрасный объект для фенологических наблюдений, на примере деревьев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

- Деревья играют большую роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний вид отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

- Деревья – это крупные объекты.

За деревом, растущим на участке ведется постоянное наблюдение, уход, проводятся исследования, определяющие связи всех явлений природы.

Таким образом, дети студии «Малыш», благодаря участию в проекте, включаются в практическую деятельность.

Целевая группа

Целевой группой проекта являются дети, входящие в объединение студии «Малыш» (15 человек), а также их родители (15 человек)

Стратегия реализации проекта

Основная идея проекта – придать работе с детьми  деятельностный  характер. Придать деятельности, в которую включаются дети социальную значимость.

1.Проект призван формировать у детей основы экологического мировоззрения и развивать его как личность (его мышление, речь, эмоциональную сферу, сенсорные навыки), развивать стремление к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта детям дается представление о лесе и парке, закрепляются навыки узнавания деревьев по внешнему виду, уточняется сходство и различие разных видов деревьев.

2.Проект развивает у детей умения обобщать, наблюдать. Он формирует представление об основных потребностях дерева, как «живого» в свете, тепле, воздухе, воде.

3.Проект воспитывает умение внимательного, бережного отношения к природе. Показывает как природа и человек зависят друг от друга, показывает значение деревьев для здоровья человека.

Роли и обязанности участников

Проект «Наше дерево» рассматривается как дополнение к программе студии «Малыш» Содержание проекта в той или иной степени отражает материал всех блоков программы. Поэтому в его реализации принимают участие все педагоги студии «Малыш», дети и их родители. Выполняя задания , дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы.

Роли в проекте распределены  следующим образом:

Руководитель студии - знакомит с проектом, составляет перспективный план, ведет контроль за ходом работы и консультирует педагогов в течение года. Проводит несколько семинаров в году: перед началом проекта, перед началом каждого этапа работы и после его завершения.

Педагог по музыке подбирает песни, музыкальные произведения, связанные с тематикой проекта, готовит  праздники.

Педагог по изодеятельности помогает ребятам создать портреты деревьев в разное время года, отразить настроение деревьев при помощи разных материалов (красок, гуаши, восковых мелков, пластилина) разнообразной технике рисования, аппликации, оригами,. Для занятий использует   картины известных художников.

Инструктор по физкультуре проводит подвижные игры, знакомит с русскими народными играми , принимает участие  в проведении экскурсий и мини экспедиций.

 Работа в рамках проекта осуществляется на территории ДДЮТ.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:

 - Подготовка материалов и оборудования:

Для проведения исследований нам понадобятся: тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдений, карандаши, фломастеры, листы бумаги, восковые мелки, линейка, веревка, лупы, бинокль, коробочки и баночки для оформления коллекций семян, соцветий, фотографии, репродукции картин с изображением разных деревьев, лопатки. Дождемеры, кормушки, скворечники.

- Проведение бесед, наблюдений, экскурсий, игр, определиться в выборе объекта для исследований.

2.Исследовательский

Объект исследований – дерево (береза)

- Организация наблюдений за жизнью дерева в разное время года и в разные погодные условия

- Проведение исследований:

Изучаются листья, кора, корни, плоды и семена, животные, связанные с деревом, почва, осадки(снег, иней, дождь)

3.Практическая деятельность:

- Трудовая деятельность в случае необходимости оказания помощи деревцу; полив при необходимости, рыхление почвы, внесение природных удобрений, уборка мусора.

-Изготовление кормушки, скворечника, подкормка птиц зимой.

Все виды деятельности практической работы связаны с исследовательской деятельностью.

3. Обобщающий:

 

Третий этап экологического проекта « Наше дерево» предполагает анализ и обобщение результатов полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей.

Мероприятия по реализации проекта

Проведение игр: «Найди свое дерево», для активизации сенсорной памяти; «Что от чего?», закрепление знаний о разных частях дерева; «Что лишнее?», развитие наблюдательности и закрепление знаний о растениях; « Наше дерево умеет..», развитие речи и наблюдательности; «Раз, два, три к дереву беги», Закрепление знаний о разных видах растений, развитие быстроты реакции; «Я видел на нашем дереве», развитие памяти и закрепление знаний об особенностях жизни дерева; «Дерево – это», для развития мышления, активизации опыта ребят, их знаний; «Что будет, если?»,«Что такое хорошо и что такое плохо?» «»Предъявите билет», закрепление знаний о листьях;

Игра драматизация «Как семечко выросло», закрепление представлений о прорастании семян.

Подвижные игры: «Деревья и червяки», закрепление знаний о связи растений, почвенных животных. Почвы ( о круговороте вещества в природе).

Занятие на тему: «Составление писем поздравлений березке с наступлением весны»

Разработка серии знаков: запрещающих и разрешающих ( отражать действия человека, которые могут нанести вред дереву и все, что благоприятно влияет на дерево (солнышко, дождик, червячки…)

Оформление альбома «Наше дерево», где фиксируются все наблюдения за деревом и отражается практическая деятельность детей.

Праздник русской березки.

Составление рассказов, сказок о березке детьми. Чтение стихов, сказок. потешек, пословиц, загадок, народных примет, связанных с березкой.

Разучивание песен, проведение народных, хороводных игр, подвижных игр.

Организация и проведение опытов, их фиксирование в альбоме.

Ожидаемые результаты

Работа над проектом рассчитана на год.

К концу реализации проекта дети должны уметь:

- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

- Делиться своими познаниями о живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

В процессе реализации проекта детям  необходимо :

- Привить любовь к родному краю, природе, ко всему живому.

- Развить навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.

-Дать  основные навыки  прикладного искусства.

- Воспитать чувства ответственности за качество и результат выполненной работы.

- Способствовать  укреплению здоровья.

Показатели и источники проверки проекта

-Выставка детских работ на тему «Наше дерево» по сезонам (рисунки, аппликация)

-Составление рассказов, сказок о березке.

-Проведение праздника русской березки.

-Оформление альбома «Наше дерево»

- Проведение итоговых занятий после прохождения отдельных тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест "Сын дерева". (Анализ рассказа Д. Бакина "Сын дерева")

Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».Задачи:активизировать познавательную деятельность учащихся;учить анализировать художественное произведение;развивать умение о...

Урок с элементами театрализованных игр по предмету окружающий мир на тему «Деревья. Лиственные, хвойные породы деревьев»

Урок закреплание изученного материала по теме "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных  учащимся. Подобные игры интересны детям и положительно влияют на развити...

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...

Эколого – познавательный маршрут «А за деревом – дерево…»

Маршрут рассчитан на детей младшего школьного возраста, а так же   семейные коллективы, в составе которых есть дети 5 -10 лет.Протяженность маршрута – 1-1,5 км; время прохождения...

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»по учебнику "Изобразительное искусство"для 5 класс...

Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....