"Как живут растения и животные?"
план-конспект урока по природоведению по теме

Урок окружающего мира по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_rasteniya_i_zhivotnye.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Окружающий мир.                                        1 класс.

Тема:

                "Как живут растения и животные?"

Цели:

  • познакомить с условиями жизни растений, животных и зимующих птиц;
  • расширить представления детей о жизни растений, животных и птиц;
  • воспитывать бережное отношение к растениям, животным, птицам.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • комнатные растения;
  • вырезки из приложения;
  • рисунки: деревья, кустарники, травы;
  • картинки животных с их детёнышами;
  • кроссворд;
  • кружки (красные, коричневые, синие)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, зарисовка своего настроения на начало урока – смайлики.

II. Повторение изученного

(6 человек работают по карточкам, остальные со мной на листочках.

O – да; X – нет.)

1) Снег при таянии превращается в воду. (Да)
2) Если вода замерзает, она превращается в лёд.
(Да)
3) Снег бесцветный.
(Нет)
4) Лёд прозрачный.
(Да)
5) У снежинки 5 лучей.
(Нет)
6) Снег рыхлый.
(Да)
7) Лёд хрупкий.
(Да)
8) Снег прозрачный.
(Нет)
9) Все снежинки одинаковые.
(Нет)
10) Снег белый.(Да)

(Проверка – OOXOXOOXXO)

III. Новая тема

1) Беседа «Как живут растения?»

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

– Прочитайте слова на карточках и скажите, о чём мы будем вести разговор?
– Кто сможет назвать тему урока? (
Обобщаю ответы детей)
– Сегодня мы узнаем, как живут растения и животные.
– Какие растения вы знаете? Давайте их сгруппируем.
(Деревья, кустарники, травы –картинки на доске)
К какой группе мы отнесём те растения,которые растут на подоконнике? (Комнатные растения)
(На столе несколько поставить)
– Что общего у всех растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)
– Как вы думаете, растения живые?
(Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь отмирают, значит они живые)
– А кто знает, как начинается жизнь растений? (Вырезки из приложения, работа в рабочей тетради, клей)
– Выложите цепочку роста растений. Расскажите о своей работе.
– Что повлияло на то, что семя начало прорастать?
(Вода, тепло)

ВОДА ТЕПЛО

– Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Дождь, солнце)
– Если семена останутся в горшочке без воды и тепла, сможет ли растение развиваться? (Нет)
– Вот мы посадили семя в горшочек, полили его,ему тепло, куда нужно поставить ящик? (На подоконник)
– Почему ?
(Растениям нужен свет и воздух)

ВОЗДУХ СВЕТ

Что же необходимо для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет)

РАСТЕНИЯ

ВОДА ТЕПЛО
ВОЗДУХ СВЕТ

2) Работа по учебнику:

– Рассмотрите рисунок на левой странице.
– Какое дерево вы видите?
(Дуб)
– Догадайтесь, о чём идёт речь в загадке:

В этот гладкий колобок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Жёлудь)

– Желудь – плод дуба. В нём спрятано семя.
– Рассмотрите рисунок и рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба?
– Почему одно из деревьев засохло?
(Ствол дерева повреждён, поэтому дубок погиб)
– Мы проследили, как живут растения.
– А сейчас, прочитайте, какие выводы сделала Мудрая черепаха (стр. 50, 51)
– Рассмотрим рисунок на стр.50, ответим на вопросы, и ещё раз сделаем выводы: что необходимо растениям для жизни.
(Вода, воздух, свет, тепло)

3) Работа в рабочей тетради (стр. 21 № 2)

Обвести рисунок в рамку, раскрасить дома.

Физкультминутка (хомячок)

4) Беседа: «Как живут животные?»

– Вспомните, с какими группами животных вы знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери)
Как живут животные?
– Вы знаете, что растения живые.
– А животные? Докажите, что животные живые существа.
 (Ответы детей)

Обобщающие ответы: животные: дышат,передвигаются, питаются, растут, размножаются,умирают.

5) Работа по учебнику (стр. 52)

– Кто что ест? Назвать пары предметов.
– Так что же необходимо животным для жизни?
(Пища)

ПИЩА

– Рассмотрите рисунок внизу стр.52
– Что можете сказать?
– Детёныши
(поросята) подрастут и станут взрослыми животными, но для того, чтобы расти, им нужна пища.
– Что едят кабаны?
(Жёлуди)
– Но для роста детёнышей и для жизни взрослых животных нужна не толькоеда.
– Подумайте, что ещё нужно животным?
 (Вода)

ВОДА

IV. Кроссворд «Как называют ребяток  зверей?»

– Я называю животное, а вы -  кто его дети (картинки с животными – волк, медведь, лошадь, белка,корова, индюк, ёж, кошка, овца, свинья, собака).

Ключевое слово: верблюжонок.

V. Работа с учебником

– Все животные приносят потомство,размножаются. Для себя и своих детёнышей многие животные строят жилища. Отгадайте загадку о животных и обозначьте это животное и его жилище кружками одного цвета.

1) Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
И плотину
 (Бобр. Хатка)

2) Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом
 (Дятел. Дупло)

3) Сделал дыр,
Вырыл нору
Вот спальня
Вот кладовка –
Всё сделано ловко
 (Хомяк. Норка)

Жилища каких животных вы ещё видите? (Оса и её гнездо, ласточка и её гнездо)
– Для чего животным нужен дом? (Выводят детёнышей , тепло)
Значит, что необходимо для жизни животных? (Тепло)

ТЕПЛО

– Рассмотрите рисунок (стр.53)

Выводы: все животные передвигаются, летают, бегают, прыгают, плавают.

– Что же необходимо животным для жизни?

ТЕПЛО ПИЩА ВОДА

– В чём ещё нуждается каждое живое существо?

ВОЗДУХ СВЕТ

ЖИВОТНЫЕ

ПИЩА ВОДА ТЕПЛО

ВОЗДУХ СВЕТ

Что необходимо для жизни живых? (Дети делают выводы)

Физкультминутка (синица)

VI. Закрепление

– Как ухаживать за собакой и кошкой? (стр. 54, 55)
– Все ли животные самостоятельно могут добывать себе пищу и строить себе жилище?
– У кого из вас есть домашнее животное?
– Работаем по учебнику (стр. 54, 55)
– Рассмотрите рисунок. Расскажите,  как нужно ухаживать за кошкой, за собакой?
(Работа в парах)

Вывод: Домашнее животное нуждается в заботе. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

– Как помочь птицам зимой?

Работа по учебнику.

– Кто и когда нуждается в заботе?
– Как можно помочь птицам?
– Кто прилетел на кормушку?
– У кого дома есть кормушки для птиц?
– Какие птицы к вам прилетают?
– Каких птиц вы видите?
– Это природная столовая. Почему?

Рассмотреть кормушки. Кормушка. Ребус.

VII. Итог урока

– Что необходимо для жизни растений? животных?
– Какие животные нуждаются в заботе?
– Как помочь птицам зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как живут экспонаты в музее.

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 - 6 классов с использованием ИКТ. Файл работы содержит подробный сценарий классного часа и презентацию.    Целью классного...

Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Учитель знакомит детей со способом пересадки растения, называемым - перевалка. При данном способе пересадки не нарушается корневая структура пересаживаемого растения и не повреждается земляной ком....

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».

Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:-         Сформировать представление о побеге как сложном ...

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.Вариант можно использовать для подготовки к ЕГЭ по биологии....