урок по природоведениюпо теме "Вулканы"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Кондрашева Инна Александровна

презентации к различным урокам прородоведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vulkany_urok.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon zhivotnye_pozvon_i_bespozvon_.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие  "Вулканы".  

Цели: расширить и углубить знания о вулканах и их строении,  познакомить с географией  их размещения;  

выявить причины возникновения вулканов;

развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

формировать представление о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  презентационный материал, атласы, тетради.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы.

Ход урока.

Ι. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Предлагаю вспомнить понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.  

ДОСКА  слайд №1

У детей на партах:

1. Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений – это сейсмические…(волны)

2. Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения …(эпицентр)

3. Самая большая по объему часть планеты …(мантия)

4. Прибор, который фиксирует колебания земной коры….(сейсмограф)

5.Самая тяжелая внутренняя часть земли…..(ядро)

6. Волны, возникающие в результате землетрясения…..(цунами)

Багаж собран. В путь!

ΙΙΙ. Изучение нового материала. (ppt - слайд № 1)

            Магма по жерлу рвется наружу    

            Выход из кратера очень ей нужен,

            Если проход на поверхность ей дан,

            Значит проснулся грозный….вулкан

- О каком природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах) (ppt - слайд № 2). Запишите тему урока.

Сообщение темы и целей урока. (ppt - слайд № 3).

1. Представление древних людей о вулканах. (ppt - слайд № 4).

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

- Давайте послушаем ………...........и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления            

 ( Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.  В Тирренском море  есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым,  ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы  древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.)  

2. Как образуются вулканы

Слайд ppt -  № 5,6

В верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется  магма-  расплавленного вещества мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм. Излившуюся на поверхность магму называют лавой (ppt - слайд № 7).

Проблемный вопрос урока: Вулкан разрушитель или созидатель? (ppt - слайд № 8).

Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.  

(ppt - слайд № 9).

3. Строение вулкана. Обсуждать с детьми

Внешнее строение вулкана (ppt - слайд № 10).  Кто попробует по схеме рассказать  внешнее строения вулкана…………….

Рассмотрим схему внутреннего строения вулкана. (ppt - слайд № 11). 

 Под давлением  расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется  жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы,  водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву.  Застывшая лава образует конусы вулкана.

 Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрагается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

 

А сейчас я прелагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления.

ВИДЕОСЮЖЕТ  (просмотр видеосюжета "Извержение вулкана".)

ДОСКА «Внутреннее строение вулкана» (слайд № 2).  Заполняют в тетрадях с.25(пользуясь учебником на с.74); (слайд № 3 – проверка выполненной работы).  

4. Немые свидетели вулканической деятельности. (ppt - слайд № 12). 

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим  последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить  об извержении вулкана Везувий в Италии,  уничтожившего город Помпеи, Геркуланум и Стабию.

………………………. подготовила интересную информацию о трагической судьбе этих античных городов.  

  (   Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия.  Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э.  Весь ужас этой природной  катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

 Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.

Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад… (ppt - слайд № 13). 

5. Типы вулканов.    ppt - слайд № 14

По своей активности вулканы делятся на 3 группы:

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры  в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы  есть на всех материках, кроме Австралии. (ppt - слайд № 15).  Это вулканы Кракатау, Фудзияма, Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м ) и др.

Есть вулканы, об   извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это  потухшие вулканы. К ним относятся влк. Килиманджаро в Африке,  влк. Везувий, влк. Эльбрус в горной системе Кавказ.

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими. но они вновь начали извергаться.

   

По способу образования конуса вулканы бывают: (ppt - слайд № 16). 

ppt - Слайд № 17,18,19

 

Вулканы образуются не только на суше,  но и на на дне океанов. Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова. ppt -  Слайд № 20

Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например,  в районе Тихоокеанического огненного кольца.     ppt - Слайд № 21

6. Вулканолог – опасная профессия.  ppt - Слайд № 22,23

Изучением вулканов занимаются  люди, чья профессия является одной из опасных в мире - вулканологи. Одним из представителей этой профессии был  польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов.

Чтобы вы смогли представить трудность профессии вулканолога.  Строки, которые вы сейчас прослушаете, красочно и лаконично описывают нелегкий труд вулканологов. А прочитает нам их…………………………….

Мы вулкана сыны…

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам стекает град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Пепел в глаза и в рот,

Взрывы как свет зарниц,

Черный как деготь пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы,  держись!

Жизнь нам дается раз,

Ставим на карту жизнь!

ΙV. Закрепление изученного материала.

1. Практическая работа   «Нанесение на контурную карту вулкан»

Пользуясь Картой литосферных плит атлас с.  мы сейчас нанесем на контурную карту с.   вулканы Ключевская Сопка, Эльбрус Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены. ppt -  Слайд № 23

2. задание  "Найдите пару"

                     

3. ДОСКА (слайд № 3) используя функцией «шторки» закрыть половину доски; на второй половине подписать пропущенные слова; далее проверить, открыв «шторки»

Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений – это сейсмические

эпицентр

Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения

сейсмограф

Самая большая по объему часть планеты

ядро

Прибор, который фиксирует колебания земной коры

цунами

Самая тяжелая внутренняя часть земли

мантия

Волны, возникающие в результате землетрясения

волны

  1. Подведение итогов урока.

-  Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Этап рефлексии:

1.Сегодня на уроке мне…

2.Меня особенно  удивило  то, что…

3.До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

4.Было бы хорошо, если бы…

5.Мне не понравилось…

  1. Домашнее задание.. ppt -  Слайд № 25

1) Изучить материал учебника стр. 73-75.

2) Составьте с ключевыми словами рассказ

  • Бог огня
  • Лава
  • Кратер
  • Везувий
  • Тихоокеанское огненное кольцо

Составьте логические цепочки:

Бог огня ------……..--------…..------…….

Лава-----……….---------………-------……..

Кратер-----……..--------………--------……..

Везувий-------……..--------…….------……..

Тихоокеанское огненное кольцо ------…...------.......-------……

   Этап рефлексии:

  1. Сегодня на уроке мне…
  2. Меня особенно  удивило  то, что…
  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
  4. Было бы хорошо, если бы…
  5. Мне не понравилось…



Предварительный просмотр:

                                                                                     

Тема:  Разнообразие живого (5 класс)

Цели: 

  • Расширение представлений о роли животных в природе.
  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  • Воспитание экологического отношения к природе.

Задачи: 

1. Учащиеся должны знать разнообразие животных, их широкое распространение на земле.

2. Учащиеся должны знать отличительные признаки животных, связь животных с растениями и другими организмами.

3. Учащиеся должны уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками   учебника, логически мыслить, делать выводы.

4. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умение работать в группах, коллективе; осуществлять экологическое  воспитание через содержание изучаемого материала.

Оборудование: 

  • учебник А.А. Плешакова, Н.И.Сонина - 5 кл.,
  • рабочая тетрадь,
  • таблицы, картины с  изображением животных различных групп;
  • гербарии,
  • муляжи грибов.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала                             208-684-433

Работа в парах по карточкам-заданиям:

Карточка №1

Выберите из предложенного перечня:

1. Растения;            2. Грибы.

а) морская звезда;  

б) ель;        

в) подберезовик;

г) слон;                      

д) пиявка;    

е) василек;                  

ж) опенок.

Карточка № 2

Выберите из предложенного перечня:

1. Животные;         2. Бактерии.

а) осина;  

б) трутовик;    

в) осьминог;

г) мидия;    

д) кишечная палочка;    

е) лилия;  

ж) щука.

III. Определение темы урока, ее актуализация (чтение учителем загадок)

          Загадки:                                                               Отгадки:  

Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал. . .

(заяц)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает

(щука)

Учит верности людей

Пара белых . . .

(лебедей)

Бежит по ладошке быстро и ловко,

В точечках черных. . .

                                            (божья коровка)

Домашние ласкаются,

А дикие кусаются

Они повсюду и везде:

На суше, в небе и в воде,

Лесные есть, болотные,

Зовем мы их . . .

(животные)

     IV. Изучение нового материала:                                          208-684-433

  • Рассказ учителя с элементами беседы,
  • работа с текстом учебника и таблицами (индивидуально),
  • Игра «Ромашка» (малые группы- 3-6 чел.).

Почему животные получили такое название? От слова «жизнь». Какие признаки живого вы знаете? Присутствуют ли эти признаки у животных?

Животные - царство органического мира. Среди обитателей нашей планеты насчитывают 1,5 - 2 млн. видов животных. По сравнению с растениями  и грибами животные отличаются большой подвижностью и питаются готовыми органическими веществами, отсутствует хлорофилл, имеют ограниченный рост.

Работаем с текстом учебника и таблицами, затем играем в игру «Ромашка». Вопросы лепестков (работа в группах по 3-6 чел.):

1) На какие две группы принято подразделять животных?

    (приведите примеры, заполните таблицу)

     Таблица 1:

Группы животных:

Примеры:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

   

 (Ответ: животные бывают одноклеточные и многоклеточные).

2) На какие группы подразделяются многоклеточные животные?

    (приведите примеры, заполните таблицу)

Ответ: многоклеточные животные делятся на беспозвоночных и

               позвоночных.

Таблица 2:

Группы животных:

Примеры:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

3) Каковы отличительные особенности беспозвоночных животных?  

     (приведите примеры беспозвоночных животных)

     Ответ: отсутствие позвоночника

      к беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие,

      членистоногие и др.

4)  Что является характерной особенностью позвоночных животных?

Ответ: наличие позвоночника.

5)  Какие группы (классы) животных относятся к типу Позвоночных?     

     (Приведите примеры, заполните таблицу)

Ответ: к позвоночным относятся рыбы, земноводные,

               пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Таблица 3:

Классы позвоночных животных:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

   

5) Какую роль в природе играют животные?

Ответ: животные опыляют растения, распространяют семена, участвуют в образовании почвы, вносят в почву органические удобрения.

6) Какие связи существуют между растениями и животными?

Ответ: растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех животных. Растения служат пищей растительноядным животным, а те - хищным. Жизнь животных не возможна без растений.

V. Рефлексия:

Интерактивное задание («Биологические шарады», «Кроссворды»)

позволяет проверить знания в игровой форме.            

А. С буквой «Р» - подземный житель,

     Без нее - мышей любитель.

Р

                                                              Ответ: крот – кот.

Б. С  «Е»  - колючий,

     С  «У» - ползучий.

Е

У

           Ответ: еж – уж.

В. С буквой «И» - фонтан пускает,

    Сливки с буквой «О» лакает.

И

О

                      Ответ: кит – кот.

Г. С буквой «Р» - он в облаках парит,

    С буквой «С» - упрямством знаменит.

Р

С

                            Ответ: орел – осел.

Д. Превратите хищника в жертву (изменяйте в последующем слове только  

     по одной букве).

К

О

Ш

К

А

      мелкое двукрылое    

      насекомое

М

Ы

Ш

К

А

                                                                Ответ: кошка - мошка - мышка.

Е. Превратите моржа в домашнее животное:

М

О

Р

      Прохладительный напиток

М

О

П

                                                     Ответ: морж - морс – мопс.

Ж. Превратите аиста в лису:

А

И

С

      Орган растения

Л

И

С

                                                   Ответ: аист - лист – лиса.

З. Превратите домашнее животное в рыбу:

К

О

Т

      составная часть снеговика

С

О

Ответ: кот - ком – сом.

VI. Домашнее задание: 

стр. 113 - 117 – учебника Н.И. Сонина, раб. тетрадь - стр. 41 - схема 6,составьте кроссворд, найти и назвать песни, в которых встречаются названия животных, указать к каким группам относят этих животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....