Рабочая программа и планирование по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Для общеобразовательных классов с использованием электронного учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе авторской программы для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Структура программы
Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Практические работы |
Тема 1. Изучение природы | 3 | 1 |
Тема 1. Вселенная | 15 | 2 |
Тема 2. Земля | 18 | 3 |
Тема 3. Жизнь на Земле | 14 | 2 |
Тема 4. Человек на Земле | 16 | 1 |
ИТОГО | 66 + 2ч резерв | 9 |
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ.
Личностные результаты обучения
1).Формирование интереса к изучению природы.
2).Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
3). Воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания.
4). Признание высокой ценности жизни, своего здоровья и здоровья других людей.
5). Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
1) Великих естествоиспытателей, их вклад в развитие знаний о природе.
2) Представления о строении Вселенной у других народов, суть системы мира по Н.Копернику; роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии учения Н.Коперника; состав Солнечной системы, отличия планет от звёзд; особенности планет земной группы и планет-гигантов.
3) Современные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы; внутреннее строение Земли; примеры горных пород, минералов и полезных ископаемых; многообразие тел, веществ и явлений природы, их простейшую классификацию; внешние оболочки Земли; состав воздуха; основные океаны и моря Земли.
4) Основные этапы развития жизни на Земле; что клетка – единица строения живых организмов; основные части клетки; царства живой природы; среды обитания организмов; важнейшие природные зоны Земли; природные сообщества морей и океанов; важнейшие экологические проблемы.
5) Важнейшие этапы становления человека; основные географические открытия; основных первооткрывателей нашей планеты; изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью человека (на уровне представлений); факторы здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
1) Давать определения понятий: «астрономия», « физика», «химия», «география», «биология», «экология», «естественные науки»;
2) Сравнивать системы мира К.Птолемея и Н.Коперника; указывать на модели положения Солнца и планет в Солнечной системе; проводить классификацию планет; сравнивать планеты разных групп на основе особенностей их строения; находить основные созведия Северного полушария при помощи карты звёздного неба; выдвигать собственные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы; давать характеристику природных условий материков; объяснять причины уникальности планеты Земля; различать и классифицировать основные горные породы, минералы, полезные ископаемые; приводить примеры физических и химических явлений, простых и сложных веществ; находить на физической карте материки и океаны.
3) В общих чертах описывать особенности основных этапов развития жизни на Земле; давать общую характеристику царств живой природы и приводить примеры их представителей; приводить примеры организмов из разных природных сообществ; узнавать наиболее распространённые виды растений и животных своей местности; кратко характеризовать основные природные зоны Земли; характеризовать особенности строения живых организмов, связанные с их средой обитания.
4) Находить черты сходства и различия у современного человека и его далёких предков; показывать на карте пути по которым двигались экспедиции Ф.Магеллана, Х.Колумба; объяснять причины возникновения экологических проблем; оказывать простейшую первую доврачебную помощь; разрабатывать пути решения экологических проблем своей местности.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
1) Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты.
2) Систематизировать и обобщать различные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи; выделять тезисы из текста; владеть таким видом изложения текста, как описание.
3) Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение выделенных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объёму текст естественно - научного характера и выделять его главную мысль; самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты; следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
4) Систематизировать и обобщать различные виды информации; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; находить и использовать причинно – следственную связь между строением организма, его образом жизни и местом обитания; строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы.
5) Соблюдать правила поведения в опасных ситуациях; оказывать простейшую доврачебную помощь; составлять конспект текста; осуществлять сбор дополнительной информации при подготовке сообщений (в том числе используя мультимедийные пособия и Интернет).
УУД
Наименование тем | Формируемые УУД |
Тема 1. Изучение природы | Познавательные: смысловое чтение, выполнение логических операций – сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: речевая деятельность – постановка вопросов, умение выражать свои мысли. |
Тема 2. Вселенная | Познавательные: смысловое чтение, выполнение логических операций – сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие, умение строить высказывание, поиск информации, использование знако-символических средств. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: речевая деятельность – постановка вопросов, умение выражать свои мысли. |
Тема 3. Земля | Познавательные: смысловое чтение, умение строить высказывание, поиск информации, использование знако-символических средств, работа с учебными моделями, моделирование. Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: речевая деятельность – постановка вопросов, умение выражать свои мысли. Личностные: нравственно-этическое оценивание – ориентация на выполнение моральных норм |
Тема 4. Жизнь на Земле | Познавательные: смысловое чтение, умение строить высказывание, поиск информации, использование знако-символических средств, работа с учебными моделями. Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: речевая деятельность – постановка вопросов, умение выражать свои мысли. Личностные: нравственно-этическое оценивание – ориентация на выполнение моральных норм |
Тема 5. Человек на Земле | Познавательные: смысловое чтение, умение строить высказывание, формулировка проблемы, поиск информации Коммуникативные: речевая деятельность – постановка вопросов, умение выражать свои мысли. Личностные: нравственно-этическое оценивание – ориентация на выполнение моральных норм |
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Методические аспекты преподавания курса природоведения
В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).
Содержание курса
(68 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Демонстрации:
- Набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка, термометр, лупа, световой микроскоп, бинокль.
- Портреты великих естествоиспытателей
Практические работы
1.Знакомство с оборудованием для научных исследований. Правила работы в лаборатории. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Тема 2. Вселенная (15 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.
Демонстрации:
- Карта звёздного неба.
- Модель Солнечной системы.
- Глобус.
- Мир в картинках: Космос (фотографии)
- Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звёзд. Солнечная система.
Практические работы
2. Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд.
3. Изучение звёздной карты
Тема 3. Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Демонстрации:
- Примеры простых и сложных веществ, смесей.
- Модели различных атомов и молекул.
- Опыты, демонстрирующие горение веществ.
- Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.д.), тепловых (плавление льда и т.д.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму и т.д.).
Практические работы
4. Описание и сравнение признаков 2-3 химических веществ. Наблюдение признаков химических реакций.
5. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т.д.).
6. Наблюдение за погодой, измерение температуры воздуха, направления скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Демонстрации:
- Таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Царства живой природы», «Природные зоны Земли», «Развитие жизни на Земле», «Природные сообщества».
- Микропрепараты растительных и животных клеток.
- Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Практические работы
7. Изучение строения клетки с помощью микроскопа
8. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Тема 5. Человек на Земле (16 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации
- Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практические работы
9. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК по естествознанию для 5 класса:
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Введение в естественно – научные предметы. Естествознание. 5 класс. Учебник.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Введение в естественно – научные предметы. Естествознание. 5 класс. Рабочая тетрадь.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Твои открытия. 5 класс. Альбом-задачник.
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. . Введение в естественно – научные предметы. Естествознание. 5 класс. Методическое пособие
Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.
Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Биология 5-9 классы. 2011.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Стандарты второго поколения. 2 издание. 2011.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Даты прове дения | Темы уроков | Интегра ция с ОБЖ | ИКТ | Практи ческие работы | Задание на дом |
Изучение природы – 3 часа | |||||||
1. | 1. | Изучение природы человеком. Естественные науки. | Первая медицинская помощь | эл.учебник | Часть 4. Стр.10-13 | ||
2. | 2. | Методы изучения природы. | эл.учебник | Стр.16-17 | |||
3. | 3. | Оборудование для научных исследований. | эл.учебник | Практ. раб.№1 | Стр.18-19 | ||
Вселенная – 15 часов | |||||||
4. | 1. | Представления о Вселенной в древности. | эл. учебник | Часть 1. Стр.4-7 | |||
5. | 2. | Развитие знаний о Вселенной от Коперника до наших дней. | эл. учебник | Стр.10-11 | |||
6. | 3. | Солнечная система. Планеты Солнечной системы. | эл. учебник | Стр.12-15 | |||
7. | 4. | Планеты земной группы | Город как среда обитания | эл. учебник | Стр.16-17 | ||
8. | 5. | Планеты-гиганты. | эл. учебник | Стр.22-25 | |||
9. | 6. | Планета Земля. | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения | эл. учебник | Стр.18-19 | ||
10. | 7. | Луна. | эл. учебник | Записи | |||
11. | 8. | Планета Земля и Луна. | эл. учебник | таблица | |||
12. | 9. | Астероиды. Кометы. | Особенности природных условий в городе | эл. учебник | Стр.28, 30 | ||
13. | 10. | Метеоры. Метеориты. | эл. учебник | Стр.29-30 | |||
14. | 11. | Мир звёзд. | Взаимоотношения людей, проживающих в горо де,их без опасность | эл. учебник | Стр.34 | ||
15. | 12. | Солнце. | эл. учебник | Стр.35, записи | |||
16. | 13. | Созвездия. | Основы безопасности жизнедея тельности человека | эл. учебник | Практ. раб.№2 | Стр.35-37 | |
17. | 14. | Галактики. | Дорожное движение, безопас ность участни ков дорожно го движения | эл. учебник | Практ. раб.№3 | Стр.40-41 | |
18. | 15. | Обобщающее повторение по теме «Вселенная». | тестирование | Стр.44-45 | |||
ЗЕМЛЯ - 18 часов | |||||||
19. | 1. | Как возникла Земля. | Пешеход. Безопас ность пешехода | эл. учебник | Часть 2. Стр.4-7 | ||
20. | 2. | Внутреннее строение Земли. | Пассажир Безопас ность пассажи ра | эл. учебник | Стр.10-11 | ||
21. | 3. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Кримино генные ситуации и личная безопас ность | эл. учебник | Стр.12-14 | ||
22. | 4. | Многообразие явлений природы: землетрясения, извержение вулканов, гейзеры. | Обеспечение личной безопасности дома | эл. учебник | Стр.16-19 | ||
23. | 5. | Вещества: простые и сложные. Смеси. | эл. учебник | Практ. раб.№4 | Записи | ||
24. | 6. | Явления природы: физические и химические. | Пожарная безопас ность | эл. учебник | Практ. раб.№5 | записи | |
25. | 7. | Примеры превращений веществ в окружающем мире (горение, гниение). | Безопас ное пове дение в бытовых ситуациях | эл. учебник | записи | ||
26. | 8. | Суша Земли. Материки. | Обеспечение личной безопасности на улице | эл. учебник | Стр.22-23 | ||
27. | 9. | Суша Земли. Острова. Архипелаги. | эл. учебник | Стр.23, записи | |||
28. | 10. | Особенности природы материков. | Чрезвы чайные ситуации природного характера | эл. учебник | записи | ||
29. | 11. | Атмосфера. Состав воздуха. | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера | эл. учебник | тестирование | Стр.28, записи | |
30. | 12. | Облака и осадки. | Обеспече | эл. учебник | Стр.28, записи | ||
ние личной безопасности на улице. | эл. учебник | ||||||
31. | 13. | Ветер. | эл. учебник | Стр.28-29 | |||
32. | 14. | Погода и климат. | Погодные условия и безопасность человека | эл. учебник | Практ. раб.№6 | Стр.29-31 | |
33. | 15. | Гидросфера. Мировой океан. | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации | эл. учебник | . | Стр.34 | |
КАНИКУЛЫ | |||||||
34. | 16. | Воды суши. Уникальность планеты Земля. | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации | эл. учебник | Стр.35 | ||
35. | 17. | Планета Земля как среда обитания живых организмов. | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера | эл. учебник | Стр.40-41 | ||
36. | 18. | Особенности расположения Земли в Солнечной системе, обеспечивающие существование жизни. | эл. учебник | Стр.44-45 | |||
Жизнь на Земле – 14 часов | |||||||
37. | 1. | Развитие жизни на Земле | эл. учебник | Тести рова ние | Ч асть 3. стр4-7 | ||
38. | 2. | Строение клетки. | Рациона льное питание. Гигиена питания | эл. учебник | Практ. раб.№7 | Стр.10-11 | |
39. | 3. | Разнообразие клеток растительного и живого организмов, их жизнедеятельность. | эл. учебник | Стр.12-13 | |||
40. | 4. | Разнообразие живого | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | эл. учебник | Стр.16-17 | ||
41. | 5. | Царства живой природы. | эл. учебник | записи | |||
42. | 6. | Три среды обитания. | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) | эл. учебник | Стр.22-23 | ||
43. | 7. | Приспособленность организмов к среде обитания. | эл. учебник | Практ. раб.№8 | Стр.24-25 | ||
44. | 8. | Жизнь на разных материках: Евразия, Африка. | эл. учебник | Стр.28, сообще ния | |||
КАНИКУЛЫ | |||||||
45. | 9. | Жизнь на разных материках: Северная Америка, Южная Америка. | эл. учебник | Стр.29, сообще ния | |||
46. | 10. | Жизнь на разных материках: Австралия, Антарктида. | эл. учебник | Стр.29, сообще ния | |||
47. | 11. | Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса. | эл. учебник | Стр34 сообще ния | |||
48. | 12. | Природные зоны Земли: травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. | эл. учебник | Стр35 сообще ния | |||
49. | 13. | Жизнь в морях и океанах: сообщества поверхности и толщи воды. | эл. учебник | Стр40-41, сообще ния | |||
50. | 14. | Жизнь в морях и океанах: донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | эл. учебник | Стр.41-42,44 сообще ния | |||
Человек на Земле – 16 часов | |||||||
51. | 1. | Научные представления о происхождении человека. | эл. учебник | тестирование | Часть 4 Стр.4, записи | ||
52. | 2. | Древнейшие предки человека: дриопитеки, австралопитеки. | эл. учебник | Стр. 4, табли ца | |||
53. | 3. | Древние предки человека: человек умелый, человек прямоходящий. | эл. учебник | Стр.4-5, табли ца | |||
54. | 4. | Предки человека: человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практ. занятия) | эл. учебник | Стр.5, табли ца | ||
55. | 5. | Страницы истории географических открытий, представления древнегреческих учёных. | эл. учебник | Стр.22, схема | |||
56. | 6. | Открытие Америки,Австралии, Антарктиды. | эл. учебник | Стр.22-23 | |||
57. | 7. | Великие путешественники – первооткрыватели далёких земель. | эл. учебник | тестирование | Стр.24-25 | ||
58. | 8. | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера | эл. учебник | Стр.28-29 | ||
59. | 9. | Примеры отрицательного воздействия человека (кислотные дожди, озоновая дыра…) | Первая медицинс кая помощь | эл. учебник | Стр.30-31 | ||
60. | 10. | Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. | эл. учебник | Стр.34-35 | |||
61. | 11. | Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. | эл. учебник | Стр.38-39 | |||
62. | 12. | Важнейшие экологические проблемы. | Первая медицинская помощь при отравлениях (практ. занятия) | эл. учебник | Стр.39, записи | ||
63. | 13. | Экологические проблемы на Земле | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации | эл. учебник | записи | ||
64. | 14. | Здоровье человека и безопасность жизни | эл. учебник | записи | |||
65. | 15. | Вредные привычки и их профилактика. | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | эл. учебник | записи | ||
66 | 16. | Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации | эл. учебник | Практ. раб.№9 | отчёт |
Резервное время – 2 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение 5 класс"
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-408597-1396029100.jpg)
рабочая программа по биологии и природоведению 5-11 классы
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программой основного общего образования по биологии (пи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Природоведение» 5 класс
Рабочая программа по учебному предмет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/08/picture-930259-1496916655.jpg)
рабочая программа и планирование "Обществознание" 8 класс, учебник Соболева О.Б
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (ос...
Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" для обучающихся 5 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости....
Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК
Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1114577-1569933441.jpg)
Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)
Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)...
Комментарии
Результаты
Серьезный труд!
Приятно читать. Спасибо!
Приятно читать. Спасибо!