Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение 5 класс"
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа неживая и живая  5 класс"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_5_klass_pakulova.docx138.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету Природоведение  5 класс  составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОиНРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  2. Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004г.
  3. Приказа МОиН РФ  от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 уч. год.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа неживая и живая  5 класс»,  М.,  «Дрофа» 2008г.

        Предмет  природоведения в 5 классе продолжает одноименный предмет  начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

        Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение  знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи   мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

        Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

        Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

          Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа по природоведению 5 класс.  

Введение (2 часа)

 Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают

природу.

  1. Вселенная (5 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

№1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

№2 Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

  1. Строение и свойства веществ (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.Вещества чистые и смеси, простые и сложные.Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений  природы в повседневной жизни.Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа

№3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

  1. Электрические явления (2 часа)

Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Электрические разряды в природе. Электрический ток. Управление электрическим током. Электростанции. Электрификация.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения, с электрофорной машиной, с электроскопом.        

  1. Воздух (6 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека.Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Демонстрация модели флюгера (определение  направления ветра с помощью модели флюгера).Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторные работы

№4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

№5 Описание погоды за месяц.

  1. Вода (3 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.Вода – растворитель. Растворимые  и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.Экскурсия.

Результаты работы текущих вод и ветра.

  1. Горные породы (3 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные  работы

№6 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

  1. Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

  1. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия. Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

  1. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений.  Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые  растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения , условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные  работы

№7. Распознавание органов цветкового растения на  живых и гербарных образцах.

№8.Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

№9. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

Экскурсия

Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

  1. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа

№10.Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

  1. Животные (5 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа

№11. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе  редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

  1. Ваши любимые растения и животные (3 часа)

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Лабораторная работа

№12.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животным.

  1. Природа едина (2 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

  1. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторные работы

№13. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

№14. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития

с возрастными нормами.

В тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с  распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ.  

Тематический план

Тема

В  том  числе

по  рабочей программе

практических  работ

лабораторных работ

1.

Введение

2

1

2.

Часть 1. Вселенная

7

3

3

3.

Часть 2  Строения и свойства вещества

10

-

1

4.

Часть 3 . Электрические явления

2

_

-

5.

Часть 4. Воздух

9

2

2

6.

Часть 5. Вода

4

7.

Часть 6. Горные породы

4

2

8.

Часть 7. Почвы

4

9.

Часть 8. Организмы

6

10.

Часть 9. Растения

8

3

11.

Часть 10.Грибы

2

1

12.

Часть 11. Животные

4

1

13.

Часть 12.Ваши любимые растения и животные                      

3

1

14.

Часть 13. Природа едина  

3

15.

Обобщение

1

16.

Резервный урок

1

Итого

70

6

14

По программе

Фактически проведено

Уроков

Практических работ

Лабораторных работ

Уроков

Практических работ

Лабораторных работ

I  четверть

19

4

4

II четверть

14

2

2

III четверть

21

5

IV четверть

16

3

ВСЕГО

70

6

14

Контроль знаний учащихся планируется провести в форме:

Вид контроля

I

четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итоговый контрольный урок

1

2

3

3

Проверочная  работа

1

1

Тестирование

3

2

4

3

Диктант (термины)

1

1

1

В рамках преподавания курса природоведения могут  быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением  отдельных разделов  курса природоведения  необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному, в УМК:

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2002  ;
  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2002;
  3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2002 (рабочая тетрадь для учителя);
  4. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

 Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.    

Критерии  выставления оценок

Критерии оценки устного ответа:

Отметка «5» выставляется, если  полно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, ученик демонстрирует способность применить полученные знания на практике, привести примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; ученик излагает материал последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.

Отметка «4» выставляется, если  ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускаются 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» выставляется, если  ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» выставляется, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка “2” отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5» выставляется , если работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно ,подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме

Отметка «4» выставляется, если практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы

Отметка «3» выставляется, если практическая  работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя  или хорошо подготовленных и уже  выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени(можно дать возможность доделать работу дома).Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами

Отметка «2» выставляется, если  учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты  не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать:

  1. о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  2. cтроение  живой клетки (главные части);
  3. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  4. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  5. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);
  6. изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);
  7. важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);
  8. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и

животных с использованием атласа-определителя;

  1. приводить примеры физических  явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  2. указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  3. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  4. описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
  5. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  6. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  7. использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  8. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  9. кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  10. использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  11. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  12. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  2. измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и    безопасного поведения в природной среде;
  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  5. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Учебно-методический комплект / Литература

Программа

  1. Примерная программа для среднего (полного) общего образования)  Базовый уровень, 2004.

Основная литература

Базовый учебник

  1. ПакуловаВ.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2008.

Методическое пособие для ученика

  1. ПакуловаВ.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2012.

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.
  2. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
  3. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя

  1. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  2. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. М., Школьная пресса, 2002.
  4. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.
  5. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е., Нравственно-экологическое воспитание школьников М., 5 за знания, 2007.
  6. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя.   - М.: Дрофа, 2005.
  7. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2008.
  8. Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.
  9. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.
  10. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.
  11. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Дополнительная

литература

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  5. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.
  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
  7. Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995.
  8. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.
  9. Энциклопедия для детей. Т 3. География / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 2005.
  10. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 2005.
  11. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +,2005.

Электронные издания

  1. Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение  5 класс», Дрофа, Физикон, 2004.
  2. Электронное учебное издание «Природоведение  5 класс»,  «Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина» , Дрофа, Физикон, 2005.
  3. Природоведение 5 класс . «1С»  фирма
  4. Лекарственные растения. ЗАО «Новый диск», 2004
  5. Кроссворды к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение. 5 класс. Автор-составитель: Павлова Т.А. Web-сайт: http://biouroki.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ       ПЛАНИРОВАНИЕ       ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ      5 КЛАСС

Тема урока

Дата

№ урока в теме

Новые понятия

Требования к уровню подготовки

Контроль

Практическая часть

Примечания

Введение (2 часа)

  1. 1.

Природа живая и неживая. Человек и природа.

1

Разнообразие природы, воздействие человека на природу

Знать о многообразии тел и их простейших классификациях

  1. 2.

Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

2

Методы изучения природы

Знать об отдельных методах изучения природы, экологических проблемах округа и путях их решения

Практическая

работа«Определение среды растворов»

Провести дома эксперимент и оформить в тетради.

Вселенная   (7часов)

  1. 3.

Вселенная. Звезды на небе.

1

Вселенная, звезды, Полярная звезда, яркость звезд

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.

Определять стороны горизонта по Полярной звезде.

Лабораторная работа №1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария»

  1. 4.

Созвездия

2

Созвездия, Большая и Малая Медведицы,

Подготовка устных сообщений.  Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты. Уметь выбирать интересную информацию о созвездиях

  1. 5.

Солнце. Солнечная система.

3

Солнце – звезда, ближайшая к Земле, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты, астероиды  Солнечная система, ее состав;

Солнце – звезда, ближайшая к Земле;

Указывать на модели положение Солнца в Солнечной системе.

Использовать дополнительные источники информации

Подготовка устных сообщений

Практическая работа № 1 «Ориентирование на местности с помощью компаса»

Практическая работа № 2 «Ориентирование на местности по солнцу в полдень» «Ориентирование на местности по солнцу и часам»

Практическая работа №3 «Определение сторон горизонта по звездам»

  1. 6.

Планета Земля

4

Ось земли, северное и Южное полушария, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли, Земля – местообитание живых организмов

Планета Земля, ее положение в солнечной системе, смена дня и ночи, времен года;

Указывать на модели положение Земли в Солнечной системе.

Уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам

Использовать дополнительные источники информации

Подготовка устных сообщений

ЛР №2  «Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий»

  1. 7.

Луна – естественный спутник Земли.

5

Луна – спутник земли, кратеры, лунные фазы

Уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам

тест

8.

Сферы Земли.

6

Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

ЛР№3 «Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды, и местных признаков»

9.

Вселенная (обобщающий урок)

7

Солнечная система, ее состав;

Солнце – звезда, ближайшая к Земле;

Планета Земля, ее положение в солнечной системе, смена дня и ночи, времен года;

Естественные спутники Земли.

Контрольная работа №1

Строение и свойства вещества (10 часов)

10.

Тела и вещества.

1

Вещества, состояние веществ, свойства веществ

Знать многообразие тел, веществ

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

11.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

2

Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

ЛР №4 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел»

12.

Вещества чистые и смеси.

3

Вещества. Смеси

Знать многообразие веществ и простейшую классификацию

13.

Молекулы.

4

Молекулы, свойства молекул, атомы, химический элемент, химический знак

Знать многообразие веществ

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

тест

14.

Диффузия. Взаимодействие молекул.

5

Движение молекул, диффузия в газах.жидкостях, твердых веществах. Скорость диффузии, сила притяжения, условия притяжения

Знать многообразие явлений природы

15.

Простые и сложные вещества.

6

Простые и сложные вещества, вещества органические и неорганические, состав клеток человеческого организма

Знать многообразие веществ

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

диктант

16.

Явления природы: физические и химические.

7

Физические и химические явления

Знать многообразие явлений природы и их простейшую классификацию

Приводить примеры физический явлений, явлений превращения веществ

17.

Горение.

8

Горение, его значение, топливо, его виды. Способы тушения горящих веществ

Знать многообразие явлений природы и их простейшую классификацию

Приводить примеры явлений превращения веществ.

тест

18.

Окисление.

9

Окисление, медленное окисление, дыхание

Знать многообразие явлений природы и их простейшую классификацию

Приводить примеры явлений превращения веществ.

19.

Обобщающий урок по теме: «Строение и свойства вещества».

10

  1. Строение веществ: молекулы, атомы. Элементы;
  2. Разнообразие веществ: простые, сложные, органические, неорганические;

Явления природы: физические, химические

Контрольная работа №2

Электрические явления (2 часа)

20.

Электрические явления. Электризация тел.

1

Электризация тел, свойства наэлектризованных тел, разноименные заряды. Проводники и непроводники эл. Тока

Приводить примеры явлений природы

Подготовка устных сообщений

Д  опытов по электризации тел

21.

Электрический разряд. Электрические разряды в природе.

2

Электрический разряд, молния, молниеотвод поведение во время грозы.

Подготовка устных сообщений Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

тест

Воздух (9 часов)

22.

Состав воздуха. Значение воздуха в природе и для живых организмов. Охрана воздуха.

1

Состав воздуха. Примеси

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

Знать об  экологических проблемах округа и путях их решения

начать оформлять книжку  малышку о воздухе, либо презентацию

23.

Физические и химические свойства воздуха.

2

Воздух занимает пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

$20 РТ №52,53

24.

Атмосферное давление. Барометры.

3

Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха.

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

Диктант

Прак. работа № 4 «Решение задач на определение давления»

опыт 4 после параграфа

25.

Нагревание воздуха от поверхности земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

4

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Воздух плохой проводник тепла и холода. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия.

Уметь описывать собственные наблюдения

ЛР № 5 «Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами»

подготовка сообщений об осадках

26.

Урок – практикум.

5

зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой.

Прак. работа № 5 «Решение задач на определение давления и температуры воздуха»

27.

Осадки и их виды.

6

Облака, осадки и их виды.

Подготовка устных сообщений

Уметь использовать дополнительные источники информации

Записи, сообщения об ураганах, штормах

28.

Движение ветра в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе.

7

Ветер  и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работа ветра.

Подготовка устных сообщений

Уметь использовать дополнительные источники информации

тест

Д флюгера

Найти приметы погоды, общения о влиянии погоды на здоровье

29.

Погода. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека

8

Погода, признаки погоды. Предсказания погоды.

Знать основные характеристики погоды

ЛР № 6 «Описание погоды за месяц и сезон»

30.

Обобщающий урок по теме: «Воздух»

9

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Воздух плохой проводник тепла и холода. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия. Облака, осадки и их виды. Ветер  и причины его образования. Погода, признаки погоды.

Знать основные характеристики погоды и давать ее характеристику.  Уметь находить давление и температуру и применять эти знания при решении задач.

Контрольная работа №3

Вода (4 часа)

31.

Три состояния воды. Состав воды.

1

Теплопроводность различных состояний воды

Приводить примеры физический явлений, явлений превращения веществ

32.

Физические свойства воды. Изменение объема воды при нагревании. Температура плавления льда и кипения воды.

2

Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре 4 градуса, температура кипения воды и плавления льда.

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

подготовка сообщений о работе воды

33.

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды.

3

Раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе. Работа воды в природе

Подготовка устных сообщений

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

Знать об  экологических проблемах округа и путях их решения

34.

 Обобщающий урок по теме: «Вода»

4

Теплопроводность различных состояний воды. Свойства воды Раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе. Работа воды в природе

Контрольная работа №4

Горные породы (4 часа)

35.

Горные породы. Разнообразие горных пород

1

Происхождение горных пород, минералы

Знать многообразие горных пород и их простейшую классификацию

Уметь описывать по предложенному плану внешний вид горных пород и минералов

ЛР № 7 «Описание минералов и горных пород и определение их свойств»

пересказ

36.

Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород

2

Выветривание. Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

придумать опыт, доказывающий разрушение  ГП

37.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

3

Руда, руды черных и цветных металлов.  Свойства металлов

Уметь использовать дополнительные источники информации

Знать об  экологических проблемах округа и путях их решения

ЛР № 8 «Знакомство с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

38.

Обобщение по теме: «Горные породы»

4

Происхождение горных пород, минералы. Выветривание. Обломочные горные породы. Руда, руды черных и цветных металлов.  Свойства металлов

Знать многообразие горных пород и их простейшую классификацию

Уметь описывать по предложенному плану внешний вид горных пород и минералов Знать об  экологических проблемах округа и путях их решения.

Контрольная работа №5

Почва (4 часа)

39.

Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

1

Образование почв, структура почвы, горизонт, кислые почвы

40.

Состав  и свойства почвы

2

Состав почвы, капилляры

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

тест

41.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения

3

Влияние почвы на растения, влияние растений на почву

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

сообщения, составить тесты

42.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

4

Эрозия почв, ее виды. Растения защитники почвы, человек – защитник почвы

Уметь использовать дополнительные источники информации. Приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека

Проверочная работа

Организмы    (6 часов)

43.

Организм. Свойства живых организмов.

1

Организм. Свойства живых организмов

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

составить кроссворд Организмы

44.

Условия жизни организмов. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

2

Среда обитания, факторы среды. Экология

Приводить примеры приспособлений животных и растений к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека

сообщение «История создания увеличительных приборов»

45.

Знакомство с увеличительными приборами

3

Лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, клетка

Подготовка устных сообщений

46.

Клеточное строение организмов

4

Клетка. Оболочка. Цитоплазма. Ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы; ткань, орган.

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

диктант

47.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

5

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Уметь использовать дополнительные источники информации

48.

Обобщение по теме: «Почва. Организмы».

6

  1. Организм, его свойства;
  2. Среда обитания организмов, факторы среды;
  3. Строение организмов. Образование почв, состав почвы, структура почвы. Эрозия почв, ее виды.

Контрольная работа №6

Растения                        (8 часов)

49.

Характерные признаки растений.

1

Общие признаки растений, отличительные признаки растений, пигменты,  хлорофилл, фотосинтез

Уметь узнавать распространенные растения

 синквейн «Растение»

50.

Растения цветковые и нецветковые

2

Растения цветковые и нецветковые, цветок – орган растения

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

записать 5 пословиц или поговорок о растениях

51.

Цветковые растения, их органы

3

Органы цветкового растения и их функции

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

тест

ЛР № 9 «Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных материалах»

подобрать материал о лекарственных растениях

52.

Дикорастущие растения. Лекарственные растения

4

Многообразие дикорастущих растений, ядовитые растения

 Развитие умений составлять компьютерную презентацию. Уметь использовать дополнительные источники информации. Уметь различать ядовитые растения

ЛР № 10 «Определение названий растений с помощью атласа-определителя»

53.

Охрана растений, растения Красной книги

5

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения

Подготовка устных сообщений сиспользованием компьютерной презентации

Уметь использовать дополнительные источники информации

тест

54.

Многообразие культурных растений

6

Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры и их разнообразие

 Развитие умений составлять компьютерную презентацию.

Подготовка устных сообщений

ЛР № 11 « Постановка опытов на прорастание семян культурных растений»

55.

Урок контроля по теме «Растения»

Уметь узнавать распространенные растения, приводить примеры способов размножения растений

Контрольная работа № 7

Грибы (2 часа)

56.

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

1

Грибы одноклеточные и многоклеточные; питание грибов; значение грибов

Уметь узнавать распространенные грибы

57.

Шляпочные грибы. Правила сбора грибов

2

Шляпочные грибы, их строение; грибы-двойники

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль. Уметь различать ядовитые грибы. Развитие умений составлять компьютерную презентацию.

тест

ЛР № 12 «Узнавание наиболее распространенных в ЯНАО съедобных и ядовитых грибов»

Животные                (4 часа)

58.

Характерные признаки животных

1

Многообразие животных по способу питания

Уметь узнавать распространенных животных  ХМАО

59.

Условия жизни и многообразие диких животных

2

Условия жизни диких животных, животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные; среды обитания диких животных

Краткий пересказ текста, умение выделять его главную мысль

60.

Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных ЛР «Узнавание различных видов животных»

3

Значение животных в природе и жизни человека. Животные Красной книги, меры охраны диких животных

Подготовка устных сообщений

Уметь использовать дополнительные источники информации

ЛР № 13 «Узнавание различных видов животных»

подготовка материалов о домашних животных

61.

Урок контроля по темам «Грибы. Животные»

4

Многообразие животных, одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные; среды обитания диких животных

Контрольная работа № 8

Ваши любимые растения и животные                      (3 часа)

62.

Растения в вашем доме

1

Значение комнатных растений, их разнообразие. Уход за комнатными растениями

Подготовка устных сообщений. Составлять простейшие рекомендации по уходу за комнатными растениями.

Подбор материала для составления рекомендаций

63.

Животные в вашем доме

2

Породы собак и кошек

Подготовка устных сообщений.

64.

Растения и животные в вашем доме

3

Значение комнатных растений, их разнообразие. Уход за комнатными растениями. Породы собак и кошек

Составлять простейшие рекомендации по содержанию и уходу за домашними животными. Развитие умений составлять памятки

тест

ЛР № 14 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными

Оформление памяток

Природа едина  (3 часа)

65.

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Пищевые связи - цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое

66.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе

Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде

тест

Творческое задание – плакаты, рисунки, памятки по охране природы

67.

Экскурсия «Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы»

Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде

отчет

68.

Повторение раннее пройденного материала

69.

Итоговое обобщение за курс природоведения 5 класса

Уметь  обобщать знания за курс природоведения 5 класса, и применять полученные знания при выполнении индивидуальных письменных заданий

Контрольная работа № 9

70

Резервный урок

Алгоритм подготовки реферата

  1. Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с ее содержанием.
  2. Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные  места или сделать выписки.
  3. Составить план реферата.
  4. Написать введение.
  5. Используя составленный план, написать реферат, в заключении которого обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию
  6. Написать выводы.
  7. Прочитать текст и отредактировать его.
  8. Правильно оформить реферат:    
  1. На титульном листе указать тему реферата, сведения об исполнителе, руководителе, место написания, год;
  2. На второй странице напечатать оглавление реферата;
  3. Текст печатать шрифтом 12 или 14, через 1,5 интервал;
  4. Оставлять поля, не сокращать текст;
  5. Пронумеровать страницы;
  6. В конце реферата привести список литературы, указать автора книги, ее название, издательство, год выпуска, количество страниц.

Примерные темы для рефератов:

  1. В глубины Таинственного мира – водной толщи пруда.
  2. Цветущие травы на лугу.
  3. Цветущие травы в поле.
  4. Цветущие травы на берегу озера.
  5. Редкие животные ЯНАО.
  6. Редкие растения ЯНАО.
  7. Из чего состоят вещества.
  8. Что такое атмосфера и как она устроена?
  9. Почему самолеты летают?
  10. История воздухоплавания.
  11. Как человек использует энергию Солнца и ветра?
  12. Что такое звезды и какие они бывают?
  13. Как человек использует энергию движущейся воды.
  14. Кто как передвигается?
  15. Как питаются организмы.
  16. Забота о потомстве у животных
  17. Почва - особое тело Земли.
  18. Полезные ископаемые.
  19. Жители тайги.
  20. Погода и ее изменение.
  21. Чем полезны и вредны бактерии.
  22. Лекарственные растения ЯНАО.
  23. ЗОЖ – как мы это понимаем.
  24. Красная книга.
  25. Роль птиц в природе.

Примерные тестовые и контрольные работы

3 варианта тестовой работы по теме «Строение и свойства вещества»

 Тест        1 вариант

1. Твердые тела:   а) способны сохранять неизменными форму и объем;                  б)  не способны сохранять неизменными форму и объем.

2.  К органическим веществам относятся:  а) вода;    б) белки:  в) кислород.

3. К простым веществам относятся:   а) кислород;   б) вода;  в) углекислый газ.

4. К сложным веществам относятся:  а) озон;  б) белки; в) азот; г) кислород.

5. Вещества, образованные атомами разных элементов, называются: а) простыми: б) сложными;  в) органическими; г) неорганическими.

6. К физическим явлениям относится:  а) таяние сосульки; б) распускание почек; в) горение.

7. К химическим явлениям относится:  а) гроза;  б) ветер; в) медленное окисление в живых организмах.

8. Диффузия может протекать:            а) только в жидкостях, б) только в газах; в) в твердых телах, жидкостях, газах.

Задание 2.

Выпишите, из предложенных слов, явления природы:  медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град,  молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть,  стол,  сахар, машина.    

Задание 3.

Перепишите и  вставьте пропущенные слова в предложение

Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях.

Тест      2 вариант  

1. Жидкости:    а) способны сохранять объем;      б) не способны сохранять объем;                                          в) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму.

2.  К органическим веществам относятся:  а) углеводы;    б) вода;  в) кислород.

3. К простым веществам относятся:   а) вода;   б)  хлор;  в) углекислый газ.

4. К сложным веществам относятся:  а) белки;  б)  хлор; в) азот; г) кислород.

5. Вещества, образованные атомами одного элемента, называются: а) простыми: б) сложными;                в) органическими; г) неорганическими.

6. К физическим явлениям относится:  а) цветение растений; б) испарение воды; в) окисление.

7. К химическим явлениям относится:  а) горение;  б) ветер; в) таяние снега.

8. При физических явлениях происходит: а) образование новых веществ; б) изменение состояния вещества.

Задание 2.

Выпишите, из предложенных слов, тела:  медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град,  молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть,  стол,  сахар, машина.    

Задание 3.

Перепишите и  вставьте пропущенные слова в предложение

Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях.

 Тест    3 вариант

1. Газы:     а)  способны сохранять объем и форму;

 б) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму;            в)  способны принимать форму того сосуда, в котором они находятся.

2.  К органическим веществам относятся:  а) вода;    б) хлор;  в) жиры.

3. К простым веществам относятся:   а) медь;   б) сахар;  в) углекислый газ.

4. К сложным веществам относятся:  а) хлор;  б) белки; в) азот; г) кислород.

5. Вещества, из которых состоят тела неживой природы, называются: а) простыми:                б) сложными;  в) органическими; г) неорганическими.

6. К физическим явлениям относится: а) молния; б)  появление ржавчины на гвозде; в) горение.

7. К химическим явлениям относится:  а) гниение навоза;  б) смерч; в) град.

8. При химических явлениях происходит: а) образование новых веществ; б) изменение состояния вещества.

Задание 2.

Выпишите, из предложенных слов, вещества:  медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град,  молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть,  стол,  сахар, машина.    

Задание 3.

Перепишите и  вставьте пропущенные слова в предложение

Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях.

По каждой теме имеются разработанные кроссворды к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение. 5 класс. Автор-составитель: Павлова Т.А.

Звёзды на небе (стр.13-19)                                                         5 класс

9

10

11

12

13

1

14

2

3

4

5

6

7

8

1. Звёзды, которые по размерам меньше Солнца

2. Человек, изучавший звёзды в древности.

3. Итальянский учёный, высказывающий предположение, что миров, подобных нашему, множество и что Солнце – не единственная звезда во Вселенной, вокруг которой вращаются планеты.

4. Польский учёный, предложивший свою теорию, по которой в центре системы находится Солнце, а все планеты, включая Землю, движутся вокруг него по круговым орбитам.

5. Раскалённые газовые тела шарообразной формы.

6. Учёный, грек по национальности, считавший что, шарообразная Земля занимает центральное неподвижное положение, а вокруг неё по круговым орбитам движутся небесные тела.

7. Величина звезды, которая едва видна с Земли невооружённым глазом.

8. Яркая звезда в созвездии Малой Медведицы.

9. Звёзды, которые по размерам больше Солнца.

10. Позднее название звездочёта.

11. Сложный прибор, дающий увеличение в 500 раз. Устанавливают его в обсерваториях.

12. Итальянский физик и астроном, построивший первый в мире телескоп.

13. В переводе с греческого «астро».

14. Участки со звёздами, строго установленными границами на звёздном небе.

Наш дом – Земля (стр.20-23)

8

9

10

11

12

13

14

1

2

3

15

4

5

6

7

1. Испанский мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие в начале 16 века.

2. Форма Земли.

3. Время одного оборота земли по орбите вокруг Солнца.

4. Одно из четырёх основных направлений.

5. Воображаемая линия, вокруг которой вращается Земля.

6. Люди, живущие на востоке, утром встречают его раньше, чем те, кто живёт на западе.

7. Страна, где был изобретён компас.

8. Воображаемая линия, разделяющая Северное и южное полушария.

9. Условно разделённая половина земной поверхности.

10. Третья от Солнца планета Солнечной системы.

11. Год, имеющий 366 дней.

12. Траектория движения Земли вокруг Солнца.

13. Время суток на Земле, сторона которой обращена к Солнцу.

14. Модель Земли, уменьшенная в миллионы раз.

15. Прибор для определения сторон света.

Оболочки Земли (стр.24-26)

5

6

1

7

8

2

3

9

4

1. Верхняя твёрдая оболочка Земли.

2. Газ, придающий воздуху свежесть после грозы.

3. «Дыра» в атмосфере, через которую хорошо проходит солнечная радиация, губительная для всего живого на Земле.

4. Вредные лучи, в избытке попадающие на нашу планету, что отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и некоторых видов растений.

5. Прерывистая водная оболочка Земли.

6. Воздушная оболочка нашей планеты.

7. Оболочка нашей планеты, заселённая живыми организмами.

8. Безвоздушное пространство.

9. В переводе с греческого «атмос» означает пар, а шар (что означает?).

Луна – естественный спутник Земли (стр.26-30)

6

7

1

2

3

4

5

1. Большие круглые впадины, диаметр которых достигает 500 км, на поверхности Луны.

2. Американский астронавт, впервые побывавший на Луне.

3. Советский аппарат,  впервые прилунившийся в 1970 году на поверхность Луны.

4. Естественный спутник нашей планеты, единственное крупное небесное тело, которое вращается вокруг Земли.

5. Фаза, когда обращенная к Земле сторона Луны не освещена.

6. Фаза, когда мы видим освещенной всю обращенную к Земле сторону естественного спутника.

7. Человек, вступивший на поверхность Луны.

Тела и вещества (стр.41-44)

5

6

1

2

3

4

1. То, из чего состоит тело.

2. Одно из трёх состояний вещества.

3. Смесь газов.

4. Выдающийся учёный и писатель, инженер и художник, историк и педагог, общественный деятель и борец за национальное достоинство России.

5. Одно из трёх состояний вещества.

6. Одно из трёх состояний вещества.

Солнце. Солнечная система (стр.30-35)

7

8

1

9

2

3

10

11

4

12

13

5

6

1. Метеор, достигший поверхности Земли.

2. Малые планеты.

3. Планета, движущаяся по самой близкой к Солнцу орбите.

4. В переводе с древнегреческого означает «блуждаю».

5. «Владыка пищи, отец и мать людей». О ком говорили так египтяне?

6. Планета за Сатурном.

7. «Падающие звёзды».

8. Большая система, включающая в себя миллионы и миллионы звёзд.

9. Небесное тело, состоящее из сгустков твёрдых частиц и газа. Имеет хвост, направленный в сторону Солнца.

10. Вторая от Солнца планета.

11. Планета, вращающая по четвёртой орбите от Солнца.

12. Планета с гигантскими кольцами, состоящими из камней и льда.

13. Самая дальняя планета нашей Солнечной системы.

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов (стр.44-51)

7

8

9

1

2

10

3

4

5

6

1. Частицы, на которые делится молекула.

2. Тела, способные сохранять неизменную форму и объём.

3. Любое изменение формы, размеров и объёма тела.

4. Вещество, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

5. Свойство тела изменять форму и объём под действием других тел и восстанавливаться после прекращения их действий.

6. Определенный химический вид атома.

7. Свойство тел менять форму под действием других тел и сохранять её (в изменённом виде) после окончания действия.

8. Вещество, способное сохранять объём, но не способное сохранять форму.

9. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.

10. Молекула газа, состоящая из трёх атомов кислорода.

Движение частиц вещества (стр.51-56)

5

6

7

1

2

3

4

1. Взаимное проникновение соприкасающихся веществ, которое происходит вследствие беспорядочного движения частиц вещества.

2. Главное свойство жидкостей.

3. Вещество, состоящее из атомов разных элементов.

4. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называется …

5. Вещества, образующиеся в клетках живой природы.

6. Газ, молекула которого состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода.

7. Сила, удерживающая частицы вместе.

Взаимодействие частиц. Разнообразие веществ. Горение. Окисление (стр.53-63)

10

7

1

11

2

8

3

4

9

5

6

1. Вещества, образующие тела неживой природы.

2. Газ, большое количество которого присутствует в воздухе.

3. Газ, участвующий в горении.

4. Сложное органическое вещество.

5. Чем надо гасить огонь от загорания бензина?

6. Вещество, которое нельзя гасить водой.

7. Сжатию тел, препятствует … частиц.

8. Жидкое топливо.

9. Молекула, состоящая из трёх атомов кислорода.

10. Он образуется при сжигании бумаги.

11. Твёрдое топливо.

Явления природы. Физические и химические явления. Горение. (стр.57-63)

9

10

1

2

11

12

3

13

4

5

6

7

8

1. Любые изменения, которые происходят с телами.

2. Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие.

3. Реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света.

4. Явление, связанное со светом.

5. Явление, связанное с изменением положения какого-либо тела по отношению к другим телам.

6. Тела, способные после натирания притягивать лёгкие предметы.

7. Горючие материалы, сжигаемые для использования выделяющейся теплоты.

8. Реакция взаимодействия веществ с кислородом.

9. Энергия, получаемая на тепловых электростанциях.

10. Явления, при которых вещества остаются прежними.

11. Тела, излучающие свет.

12. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел.

13. Процесс медленного окисления питательных веществ в живом организме.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. (стр.67-78)

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

1. Английский учёный открывший кислород.

2. Прибор, измеряющий давление воздуха.

3. Итальянский ученый, доказавший существование атмосферного давления.

4. Давление, ниже 760 мм.рт. ст.

5. Толщина воздуха над Землёй свыше 1000 км.

6. Станции, на которых ведётся постоянное наблюдение за состоянием атмосферного давления.

7. Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.

8. Большой ящик, используемый под водой  (на дне) при строительстве мостов через водоёмы.

9. На поверхности Земли воздух оказывает … на все предметы.

10. Барометр, имеющий трубку и чашку с ртутью.

11. Наука о погоде.

Вес воздуха и атмосферное давление (стр.67-78)

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Ружьё, используемое при подводной охоте.

2. Газ, без которого невозможна жизнь на Земле.

3. Болезнь, возникающая из-за уменьшения давления воздуха.

4. Явление природы, указывающее на устойчивость погоды.

5. Смесь газов, которая давит на все предметы (на Земле), со всех сторон.

6. Смесь дыма, тумана и пыли.

7. Она уменьшается, чем выше над землёй находится воздух.

8. Пар, присутствующий в воздухе.

9. Барометр-анероид.

10. Одно из свойств воздуха используемое человечеством.

11. Одно из свойств воздух.

Предсказания погоды (стр.79-81)

6

1

2

3

7

4

8

5

1. Красное солнце у горизонта предвещает…

2. Высокие кучевые облака – признак … погоды.

3. Наука о погоде.

4. От состояния погоды зависит наше ….

5. Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.

6. Состояние погоды, когда дым из трубы стелется к земле.

7. Запах некоторых цветов перед дождём.

8. Ласточки летают низко – быть ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...