Открытый урок-игра в 5 классе на тему "Лес" ("Лесное царство")
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_les.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок - игра в 5 классе на тему: «Лес»
Интеграция предметов: биология, география, экология, краеведение.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Образовательные
- Повторить и закрепить знания учащихся о лесе.
2. Коррекционно-развивающие
- Развивать любознательность учащихся, умение увидеть новое в знакомом мире лесного царства, умение быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- Развивать речь, мышление, внимание через игры.
3.Коррекционно-воспитательные
- Воспитывать любовь к природе, малой родине, бережное к ней отношение;
- Повторить и закрепить основные экологические правила поведения в лесу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картины, таблицы, рисунки детей с изображением растений и животных леса, конверты с заданиями для индивидуальной работы, жетоны, магнитофон, стихотворение о лесе.
ХОД УРОКА.
I. Организация учащихся на урок.
Учитель: - Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Проведём его в форме игры. В игре примут участие 2 команды: «Веселые комарики» и «Пушистые зайчата»
Представление команд.
●Правила игры: Командное соревнование.
Команда за каждый правильный ответ получает одно очко в виде жетона. Право ответа по незнанию может переходить другой команде за дополнительное очко. В конце игры та команда, которая набирает наибольшее количество очков, становится победителем. За нарушение дисциплины снижаются очки.
II. Основной этап урока
Под музыкальное сопровождение (П.И.Чайковский «Времена года») ученик читает стихотворение «Утро».
Как тихо в лесу, как празднично.
Диск бледной луны погас,
Сквозь ветви деревьев сказочно
Утро смотрит на нас.
Солнце лижет лучами
Последний колючий снег,
Как будто ищет глазами
Ночи растаявший след.
Блестит ослепительно иней
На тоненьких ветвях рябин
Он, то, кажется синим,
То опять голубым.
Медленно день начинается,
Ярче небес тишина.
Жизнь в лесу просыпается,
Уходит прочь тишина!
Учитель: - О чём это стихотворение? – (о природе, о лесе, о том, как лес просыпается после ночной тишины, как сквозь ветви деревьев сказочное утро смотрит на нас).
Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесное царство, перелистаем ещё раз страницы учебника, где рассказывается о лесе, его обитателях, растениях, грибах, насекомых и птицах, о значении леса в природе и жизни человека, т.е. повторим и закрепим изученный материал по данной теме.
(Можно спросить у учащихся, что мы будем делать на таком уроке, что повторять и что закреплять?)
Ученик: - Лес всегда полон тайн и чудес. Не зря о нём говорят: волшебный лес, лес чудес, таинственный лес.
Учитель: - Постараемся с вами на уроке открыть завесу тайн леса. Итак, в путь!
Ученик: - Посмотрите, какая радуга поднялась над лесом! Сегодня эта радуга спустилась к нам, но она не простая, а волшебная. В ней спрятаны отгадки на лесные загадки (дети выходят к доске, читают загадки и дают отгадки).
Учитель: - На все загадки вы дали правильные ответы. Молодцы! Это была разминка, а сейчас сделаем первую остановку на станции «Растения леса» (викторина).
I. Станция: «Растения леса»
Вопросы команде «Весёлые комарики».
- Как растут растения в лесу?
- Какие растения образуют самый верхний этаж (ярус)?
- Какие леса называют лиственными?
- У каких растений листья краснеют?
- Из какого дерева делают спички?
- Иногда на стволах деревьев можно увидеть ряд отверстий, расположенных кольцом. Чья это работа?
Вопросы команде «Пушистые зайчата».
- Какой лес называют хвойным?
- Как называют лес, в котором растут деревья разных пород?
- Почему у сосны нижние ветки отмирают?
- Какие растения занимают самый нижний этаж (ярус)?
- Из какого дерева делают бумагу?
- Почему берёзу называют доброй няней ели? (всходы ели под пологом березняка не гибнут от заморозков и обжигающих лучей солнца).
● Подведение итогов I этапа игры
II. Станция: «Царство грибов»
Учитель: - Ребята! К какой группе живых организмов относятся грибы?
Ученик: - К царству грибов. (Перед ребятами, на столах нарисованные корзины с грибами).
Задание № 1 – Разобрать «корзину» с грибами, отобрать из неё все съедобные и ядовитые грибы;
Задание № 2 – Раскрасьте их.
Задание № 3 – Подумайте и дайте правильный ответ:
- Почему деревья и многие грибы называют добрыми соседями? (грибы получают питание от деревьев, а грибница снабжает деревья влагой и минеральными веществами);
- Какое значение имеют грибы в природе и в жизни человека?
● – питают деревья;
● – служат кормом для многих животных;
● – являются некоторые лекарством;
● – съедобные грибы человек употребляет в пищу.
3) Как правильно собирать грибы? (отрезать ножом или откручивать).
● Подведение итогов II этапа игры.
III. Станция: «Лесной дом и его обитатели»
Учитель: - Наше путешествие продолжается. Предлагаются вопросы и задания по выбору в конвертах для команд «Весёлые комарики» и «Пушистые зайчата».
Задание № 1 – Распредели животных леса по группам. Укажите стрелками, к какой группе они принадлежат?
Задание № 2 – Реши кроссворд. В клетки впиши названия обитателей леса. Правильные ответы вам подскажут отгадки на народные загадки. Найди ключевое слово.
Задание № 3 – Отгадай ребусы.
●Подведение итогов III этапа игры.
Игра на внимание: «ДА – НЕТ».
1. Может ли синица
На крыше поселиться?
Все: - «Да»!
2. Может ли дрозд
Отморозить хвост?
Все: - «Нет» (Дрозд зимует на юге).
3. Может ли барсук
Залезть за шишками на сук?
Все: - «Нет» (Барсук по деревьям не лазает).
4. Может ли оса
Взлететь на небеса?
Все: - «Да».
5. Может ли медведь
Зимою потолстеть?
Все: - «Нет» (Зимою медведь спит).
6. Может ли тюлень
На боку лежать весь день?
Все: - «Да».
7. Может ли кулик
Прокусить себе язык?
Все: - «Нет» (У птиц нет зубов).
8. А рассекая гладь пруда
Умеют гуси плавать?
Все: - «Да».
9. В конце спросить пришла пора
А вам понравилась игра?
Все: - «Да-а-а…»
IV. Станция: «Найди меня»
Учитель: - Продолжаем увлекательное путешествие в лесное царство нашего островного края. Подъезжаем к станции «Найди меня». В борьбу вступают капитаны команд.
☻ Вопросы капитану команды «Весёлые комарики». Тесты. (Из 3-х вариантов ответа выбрать правильный).
1.Самая большая и красивая бабочка наших лесов?
Махаон
Голубянка
Совка
2. Какая птица наших лесов выводит птенцов зимой?
Дятел
Клёст
Снегирь
3. Какой зверёк всю зиму спит вниз головой?
Бурундук
Белка
Летучая мышь
4.Назови самый ядовитый гриб?
Мухомор
Бледная поганка
Ложная лисичка
5. Самое крупное животное наших лесов?
Заяц
Бурый медведь
Лиса
6. В нашем лесу растёт вечнозелёный кустарничек над которым иногда возвышаются грибы.
Голубика
Черника
Брусника
☻ Вопросы капитану команды «Пушистые зайчата».
1. Бабочка, которая из всех трав предпочтение отдаёт крапиве?
Крапива
Павлиний глаз
Траурница
2. Кто из перечисленных насекомых слышит ногами?
Жужелица
Кузнечик
Божья коровка
3. Какая птица наших лесов не спит ночью?
Поползень
Кукушка
Сова
4. В наших лесах встречаются и змеи и ящерицы. Какая из них самая ядовитая?
Живородящая ящерица
Обыкновенная гадюка
Японский полоз
5. Назови самый вкусный съедобный гриб?
Белый гриб (боровик)
Маслёнок
Сыроежка
6. Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает листву?
Пихта
Сосна
Лиственница
● Подведение итогов IV этапа игры (конкурса капитанов «Найди меня»)
V. Станция: «Знаешь ли ты правила поведения в лесу»
Учитель: - Сейчас нам предстоит сделать последнюю остановку на станции «Знаешь ли ты правила поведения в лесу». Скажите, ребята, а как надо вести себя в лесу? Сможете ли вы войти в лес Другом природы? Попробуйте ответить на вопросы викторины «Умеешь ли ты общаться с природой».
☻ Вопросы команде «Весёлые комарики»
- Почему на кустах нельзя обрывать все ягоды?
- Из берёзы течёт сок, что надо предпринять?
- Стеклянная банка, разбитая бутылка в лесу могут стать причиной чего?
- Как правильно собирать грибы, букеты цветов?
- Почему нельзя брать в лес собак, включать громко музыку?
☻ Вопросы команде «Пушистые зайчата»
- Почему нельзя дотрагиваться до яиц в гнезде, трогать птенцов?
- Какое влияние на лес оказывает мусор, оставленный человеком?
- Знаете ли вы через, сколько лет на месте выдернутых кустиков земляники, брусники, черники вырастают новые? (4,10, 100 лет).
- Почему нельзя есть дикорастущие ягоды, плоды, корневища, если растение незнакомо?
- Что нужно сделать, покидая место привала?
●Подведение итогов V этапа игры
Учитель: - Как надо вести себя в лесу? Какие вы должны знать правила поведения? (Дети называют правила поведения в лесу, выходят к доске и прикрепляют их, к дереву).
Ученик читает стихотворение (под музыкальное сопровождение из произведения П.И.Чайковского «Времена года»).
Есть просто храм
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу Солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь:
- «Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!»
III. Заключительный этап урока
Учитель: - Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в лесное царство. Подведём итог нашего необычного урока и будем помнить всегда (говорят дети):
- Лес - это источник здоровья;
- Лес – это приют для многих растений и животных;
- Лес – это кладовая богатств, зелёное золото страны;
- Лес даёт корм его обитателям, людям древесину, ягоды, грибы, лекарственные растения, мясо, пушнину;
- Лес – украшение нашей Земли, он требует заботы и бережного отношения;
- Лес – природное сообщество, в котором совместно живут растения, животные, грибы, микробы и тесно связаны между собой.
Учитель: - А теперь подсчитаем количество очков (жетонов). Победитель – команда…
Итак:
- Какую тему повторили и закрепили на уроке?
- Чему научились?
- Какое для себя приняли решение?
- Какие сделали выводы?
●Оценка знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"
Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....
Открытый урок-игра во 2 классе "Magic Animal\'s Kingdom"
Урок-игра по английскому языку для начальной школы...
Открытый урок- игра во 2 классе по французскому языку
Открытый урок- игра во 2 классе по французскому языку на повторение и закрепление изученного материала (числительные, алфавит, вопросительные слова, навыки чтения) в рамках проведения лицейского мараф...
Открытый урок –игра в 9 классе «Применение прогрессий».
laquo;Применение прогрессий»....
Открытый урок в 4 классе поФК "Экспедиция-Лесная сказка"
Открытый сюжетно- ролевой урок в 4 клаасе по разделу"Подвижные игры"...
Открытый урок-игра в 9 классе "Математическая мозаика"
Цель игры: развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора обучающихся, повышение уровня их математической культуры....
Открытый урок - игра в 6 «а» классе «Царство русского языка.»
Открытый урок - игра в 6 «а» классе "Царство русского языка!"Цель: повторить разделы русского языка: фонетику, графику, орфоэпию и орфограммы, которые мы повстречали в этих...